УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
И.Е. БАРАНОВА
аспирант кафедры педагогики начального обучения Московского государственного областного гуманитарного института E-mail: [email protected] Тел. 8 926 253 89 77
О РЕЗУЛЬТАТАХ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ К ПОДДЕРЖКЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В данной статье автором приводятся результаты диагностики готовности воспитателей ДОУ к поддержке социального развития старших дошкольников, полученные в результате апробации собственной анкеты. Автор говорит о необходимости внедрения спецкурса «Социальное развитие предшкольного и младшего школьного возраста» в связи с актуальностью в современных социально-экономических условиях проблемы социального развития детей предшкольного возраста.
Ключевые слова: диагностика, особенности социального развития.
Проблема социализации детей предшкольного и младшего школьного возраста не теряет своей актуальности в настоящее время, и во многом это обусловлено теми преобразованиями, которые происходят в современном социуме. Изменения социокультурных условий жизни ребёнка создают угрозу полноценной социализации его личности.
Во-первых, в силу сложной экономической ситуации родители современных детей не имеют сегодня возможности проводить с ними достаточно времени. Имеет место дефицит эмоциональных и содержательных отношений современных детей с родителями. Современные родители зачастую не хотят включаться в жизнь своего ребёнка. Телевизионный экран подменяет для маленького ребёнка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми, оказывая мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека.
Во-вторых, активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей, а также повышение ценности интеллекта ребенка приводит к постепенному исчезновению в детских садах ролевой игры. Воспитатели ДОУ отдают сегодня предпочтение в занятиях с детьми дидактическим играм. Особое внимание необходимо обратить на тенденции к снижению сроков начального обучения и повышенному вниманию к целенаправленному обучению дошкольников, что неизбежно ведёт к вытеснению дошкольных видов деятельности.
В исследовании приняли участие 16 воспитателей ДОУ Московской области.
На первом этапе испытуемым была предложена самодиагностика, целями которой были: 1. определить уровень парциальной готовности к профессионально-педагогическому самораз-
витию; 2. определить уровень сформированности системы знаний о социальном развитии старших дошкольников.
За основу нами была взята диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию авторов Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
Данная самодиагностика изначально состояла из 7 блоков вопросов, инструкции по выполнению и ключа.
I. Мотивационный компонент: осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности; наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии; чувство долга и ответственности; любознательность; стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности; потребность в психолого-педагогическом самообразовании; потребность в самопознании; уверенность в своих силах.
II. Когнитивный компонент: уровень общеобразовательных знаний; уровень общеобразовательных умений; уровень педагогических знаний и умений; уровень психологических знаний и умений; уровень методических знаний и умений; уровень специальных знаний.
III. Нравственно-волевой компонент: положительное отношение к процессу учения; критичность; самостоятельность; целеустремленность; воля; трудоспособность; умение доводить начатое до конца; смелость; самокритичность.
IV. Гностический компонент: умение ставить и разрешать познавательные задачи; гибкость и оперативность мышления; наблюдательность; способность к анализу педагогической деятельности; способность к синтезу и обобщению; креативность
© И.Е. Баранова
___
и ее проявления в педагогической деятельности; память и ее оперативность; удовлетворение от познания; умение слушать; умение владеть разными типами чтения; умение выделять и усваивать определенное содержание; умение доказывать, обосновывать суждения; умение систематизировать, классифицировать; умение видеть противоречия и проблемы; умение переносить знания и умения в новые ситуации; способность отказаться от устоявшихся идей; независимость суждений.
V. Организационный компонент: умение планировать время; умение планировать свою работу; умение перестраивать систему деятельности; умение работать в библиотеках; умение ориентироваться в классификации источников; умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации; умение владеть различными приемами.
VI. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности: самооценка самостоятельности собственной деятельности; способность к самоанализу и рефлексии; способность к самоорганизации и мобилизации; самоконтроль; трудолюбие и прилежание.
VII. Коммуникативные способности: способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег; способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании; способность организовать самообразовательную деятельность других (прежде всего обучаемых); способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий; способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности.
Для диагностики готовности воспитателей ДОУ к поддержке социального развития старших дошкольников нам было недостаточно данных пунктов, поэтому диагностика была дополнена 3 пунктами, касающимися определения способности к ведению деятельности по социальному развитию детей, а также дальнейших планов по самообразованию в данной области и описанию опыта социального воспитания детей.
VIII. Способность к ведению деятельности по социальному развитию детей: наличие знаний о социальном развитии ребёнка; наличие опыта в сфере социальной адаптации детей в образовательном учреждении; способность оценить степень социальной адаптации ребёнка в коллективе; умение использовать методики для определения уровня социальной адаптации детей; желание помочь ребёнку адаптироваться (приспособиться) к коллективу; умение работать в детском коллективе; знания об особенностях детского коллектива; знание психолого-педагогических особенностей детей
предшкольного возраста; умение переносить знания на практику.
IX. Ваши планы по самообразованию в области социального развития детей предшкольного возраста
X. Опишите свой (чужой) опыт социального воспитания ребёнка (детей).
В ходе эксперимента испытуемым была дана инструкция: оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите:
- уровень сформированности у себя парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию;
- уровень сформированности системы знаний о социальном развитии старших дошкольников.
- уровень готовности к поддержке социального развития старших дошкольников;
Сформированность каждого компонента деятельности оценивалась баллами, которые соответствовали уровням - низкий, высокий, средний. Для 7 компонентов автором основополагающей диагностики уже были определены данные уровни сформированности компонентов. Для 8 пункта уровни сформированности компонента мы определили самостоятельно. Пункты 9 и 10 предполагали в своих ответах самостоятельность суждений испытуемых и не оценивались баллами, и были необходимы нам в качестве получения дополнительной информации.
Уровни сформированности компонентов саморазвития
№ п/п Компоненты саморазвития педагогов Уровни сформированности компонентов
Низкий Средний Высокий
1 Мотивационный 35 и менее 36-54 55 и более
2 Когнитивный 23 и менее 24-36 37 и более
3 Нравственно -волевой 35 и менее 36-54 55 и более
4 Гностический 67 и менее 68-108 109 и более
5 Организационный 27 и менее 28-42 43 и более
6 Способность к самоуправлению 19 и менее 20-30 31 и более
7 Коммуникативный 19 и менее 20-30 31 и более
8 Способность к ведению деятельности по социальному развитию детей 39 и менее 40-64 65 и более
Проанализировав ответы испытуемых, мы получили следующее распределение ответов по уровням:
- высокий уровень сформированности: моти-вационный, нравственно-волевой, гностический, коммуникативный компоненты, а также способность к самоуправлению;
- средний уровень сформированности: когнитивный и организационный компоненты, а также
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
способность к ведению деятельности по социальному развитию детей.
Приведём результаты диагностики, которые нашли своё отражение в данной диаграмме:
Диаграмма 1
Уровни сфо р мирован I юсп~и компонентов
высоким
средний
низкии
" 1
¥ 1
| ш О
8
Компоненты саморазвития педагогов
Для получения полных, развернутых ответов испытуемых, а также определения уровня осведомленности в вопросах непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста нами была разработана анкета.
Анализируя литературу, имеющую отношение к социальному развитию личности старшего дошкольника, нам не удалось найти подходящих анкет для определения уровня готовности воспитателей ДОУ к поддержке социального развития старших дошкольников, а также их осведомленности в вопросах непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста. Этот факт подтолкнул нас к созданию и апробации среди данной аудитории собственной анкеты для определения уровня готовности воспитателей ДОУ к поддержке социального развития старших дошкольников, а также их осведомленности в вопросах непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста. Данная анкета включает в себя следующие вопросы.
1. Назовите основные особенности старшего дошкольного возраста (не менее трех).
2. Как вы считаете, обеспечивается ли непрерывность предшкольного и младшего школьного возраста? Как вы понимаете непрерывность пред-школьного и младшего школьного возраста? Каким образом она реализуется?
3. Каковы, на Ваш взгляд, основные сферы развития ребенка дошкольного возраста?
4. Что такое социум?
5. Что такое социализация? (социальное развитие?)
6. Какое окружение (кто) влияет на социальное развитие ребенка?
7. Что такое социальный опыт?
8. Каким образом приобретается социальный опыт?
9. Что такое социальные навыки? (назовите некоторые из них).
10. Какими социальными навыками (на Ваш взгляд) должен обладать ребёнок предшкольного возраста?
11. Какие виды деятельности помогают ребёнку в приобретении социальных навыков?
12. Какие программы социального развития дошкольников Вам известны?
13. Какие программы предшкольной подготовки Вам известны?
14. Какова роль учителя в социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к школе?
15. Какими качествами (профессиональными, личностными) должен обладать учитель/воспитатель, чтобы обеспечить непрерывность социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста?
16. Роль семьи в социализации личности предшкольника?
17. Роль СМИ в социализации личности предшкольника?
18. Существуют ли отклонения в социальном развитии личности предшкольника?
19. Проявления (на Ваш взгляд) социальной дезадаптации предшкольника?
20. Каковы (на Ваш взгляд) причины социальной дезадаптации предшкольника?
21. Каким образом можно способствовать социальному развитию предшкольника?
22. Существует ли (на Ваш взгляд) необходимость введения спецкурса «Социальное развитие детей предшкольного и младшего школьного возраста» в программу подготовки студентов педагогического факультета?
23. Что (по вашему мнению) должен включать в себя спецкурс? Какие разделы?
24. Напишите эссе на тему «Портрет идеально социализированного предшкольника».
Для оценки ответов нами были разработаны критерии по 5-балльной системе:
«5» - дан полный, развернутый ответ на вопрос, раскрыты основные положения вопроса; раскрыто содержание понятий, явлений. Верно использованы научные термины; используются различные умения, выводы из наблюдений и опыта.
«4» - дан достаточно полный ответ, в основном правильно даны характеристики понятиям, выделены существенные признаки понятий и явлений,
^^^^ПЕДАгогакАипсихшогая
и использованы научные термины; допущены небольшие неточности при использовании научных терминов.
«3» - дан недостаточно полный и развернутый ответ, частично обозначены характеристики понятий. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Не выделены существенные и несущественные признаки. Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
«2» - Ответ представляет собой разрозненные знания, частично отражающие суть понятий с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения.
«1» - ответ на вопрос не дан.
Приведем результаты обработки анкеты.
Досадно, что всего лишь 48 баллов из 80 возможных было получено при ответе на вопрос «Назовите основные особенности старшего дошкольного возраста (не менее трех)». А ведь это воспитатели ДОУ, которые работают именно с этой возрастной категорией детей. Наиболее часто встречающиеся ответы: самый важный возрастной этап в жизни, возраст интенсивного развития. Также большинство воспитателей затруднились ответить на вопросы, касающиеся программ предшкольной подготовки.
В ответах на вопрос «Как вы считаете, обеспечивается ли непрерывность предшкольного и младшего школьного возраста? Как вы понимаете непрерывность предшкольного и младшего школьного возраста? Каким образом она реализуется?» большинство испытуемых (80%) уверены в непрерывности данных возрастных этапов, но, к сожалению, не понимают, каким образом обеспечивается данная непрерывность и что это такое?
Средние баллы (от 51 до 60) были получены за вопросы, касающиеся социального опыта ребёнка, приобретения социальных навыков. Данный факт свидетельствует о том, что воспитатели ДОУ Московской области имеют определенные представления о социальном развитии детей данного возраста и их социальном опыте.
К сожалению, 7 человек из 16 не смогли написать эссе на тему «Идеально социализированный предшкольник», ответив, что таких предшкольни-ков не существует.
Ответы на вопрос «Какое окружение (кто) влияет на социальное развитие ребенка?» позволили нам выделить самые популярные ответы: семья, детский сад, сверстники, школа, условия проживания, улица.
Ответы на вопрос: «Что такое социальные навыки (назовите некоторые из них)?»
№ п/п Популярные ответы Количество ответов
1. Навык общения со сверстниками, взрослыми 10
2. Навыки самообслуживания 2
3. Правила поведения 2
4. Навыки, которые мы приобретаем в течение всей жизни 2
Небольшие затруднения вызвали вопросы, касающиеся социальной дезадаптации предшкольника. Наиболее популярные ответы на вопрос «Каковы, на Ваш взгляд, проявления социальной дезадаптации предшкольника?»: неадекватное поведение, нежелание идти на контакт, плач, психические проявления, неумение вести себя в обществе, замкнутость, «чрезмерная общительность». К причинам социальной дезадаптации большинство относят: 1) ребёнок не посещает детский сад, 2) неправильное воспитание в семье.
Таким образом, мы можем говорить о том, что знаний об особенностях психического развития предшкольников и социального развития детей старшего дошкольного возраста, о программах предшкольной подготовки, о проблемах преемственности данных возрастных этапов недостаточно для ведения воспитателями ДОУ деятельности по поддержке социального развития старших дошкольников.
Поэтому мы считаем, что необходимо внедрение в программу подготовки студентов педагогического факультета, а также на факультете повышения квалификации в рамках вариативного кафедрального модуля для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов) спецкурса «Социальное развитие детей предшкольного и младшего школьного возраста».
Целью спецкурса является изучить особенности социализации детей данного возраста, формирование представлений о проблеме непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста, профессиональных знаний и умений для работы с ознакомлением детей дошкольного и младшего школьного возраста с социальной действительностью.
Данный спецкурс, по нашему мнению, должен содержать следующие разделы.
1. Государственная политика в области образования.
2. Психолого-педагогические особенности социализации детей (старший дошкольный и младший школьный возраст).
3. Готовность ребёнка к школе (физическая,
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
психологическая, эмоциональная, социальная). Особенности содержания программ предшкольной подготовки.
4. Роль педагогических технологий в социализации личности ребёнка в процессе предшкольной подготовки.
5. Особенности работы по ознакомлению детей предшкольного возраста с социальной действительностью.
с
6. Роль взаимодействия групп и институтов социализации в процессе социального развития детей предшкольного возраста.
Содержание данных разделов в спецкурсе, по нашему мнению, поможет наиболее эффективной подготовке слушателей курса к поддержке социального развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Библиографический список
1. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С.421-424.
I.E. BARANOVA
ABOUT THE DIAGNOSTICS RESULTS OF TEACHERS OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT TO THE SUPPORT OF SOCIAL DEVELOPMENT OF ELDER CHILDREN
OF PRE-SCHOOL AGE
In this article the author gives the diagnostics results of availability of nursery school teachers, working at preschool educational establishments, to the support of social development of elder children of pre-school age; these results were got as a result of approbation of their own blanks. The author tells about penetration necessity of a special course "The social development of pre-school and junior school age" in connection with actuality of the problem of social development of children ofpre-school age in modern social-economical conditions.
Key words: diagnostics, peculiarities of social development.