УДК 378.1 ББК 74.58
Демчук Анастасия Владимировна
аспирант
кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет ХМАО - Югры
г. Сургут Demchuk Anastasiya Vladimirovna Post-graduate
Chair of Theory and Methods of Professional Education Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra Surgut State University Surgut
Анализ результатов экспериментальной работы по формированию
профессиональной толерантности у будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья Analysis of the Experimental Work Results of Future Teachers’ Professional Tolerance Forming to the Children with Limited Health Capacity
Статья раскрывает результаты экспериментальной работы по формированию профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приведен анализ результатов формирования профессиональной толерантности.
The article reveals the experimental work results of future teachers’ professional tolerance forming to the children with limited health capacity. The analysis of the experimental work results of professional tolerance forming is presented.
Ключевые слова: профессиональная толерантность, интегрированное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Key words: professional tolerance, integrated training, children with limited health capacity.
Профессиональная толерантность является многоаспектным качеством будущего учителя, его готовностью и способностью к активной позиции в профессиональной деятельности (дидактической, воспитательной,
развивающей, социализирующей) по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, формируемой на основе преодоления социальной дистанции, признания их универсальных прав и основных свобод, знаниях об инвалидности, а также теории, методики и практики в области педагогической работы с данной категорией детей.
Профессиональной толерантность будущих учителей к детям с ограниченными возможностями, интегрирует аксиологический,
мотивационный, духовно-познавательный, креативно-формирующий,
морально-нравственный, психологический и рефлексивно-деятельностный компоненты.
Специфика педагогической деятельности и гуманистические ценности профессии предполагают необходимость толерантного отношения, что позволяет расположить к себе учащегося, помочь ему раскрыться, проявить свои положительные качества, а также создать атмосферу доброжелательности [1; С. 68].
В ходе эксперимента нами были выполнены следующие педагогические условия:
1) формирование профессиональной толерантности будущего учителя
происходит через комплексный подход;
2) обучение будущих учителей осуществляется интегрировано, совместно со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья;
3) формирование ценностного отношения у будущих учителей к здоровью и человеческой жизни;
4) формирование готовности у будущих учителей к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, включает когнитивный, мотивационный, ориентировочный и технологический компоненты;
5) профессорско-преподавательский состав, осуществляющий
профессиональную деятельность, является носителем и ретранслятором толерантных взглядов, убеждений и установок.
В диагностике профессиональной толерантности нами использовалась уровневая классификация степени сформированности этого качества, было выделено четыре уровня профессиональной толерантности к детям с ограниченными возможностям здоровья:
1. Высокий уровень - устойчивое позитивное отношение, активная позиция в профессиональной деятельности по отношению к детям с ограниченными возможностями, выражающаяся в высокой готовности, знаниях об инвалидности и сущности толерантности, умениях и навыках педагогического взаимодействия с данной категорией детей, отсутствие социальной дистанции.
2. Средний уровень - преимущественно позитивное отношение и активная позиция, выражающийся в достаточной готовности, знаниях о
толерантности и инвалидности, теории, методики и практики педагогического взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности.
3. Ниже среднего уровень - неустойчивое отношение, малоактивная позиция по отношению к педагогической деятельности связанной с детьми-инвалидами, выражающаяся в слабо сформированной готовности, знаниях, умениях, навыков о толерантности и особенностях инвалидности.
4. Низкий уровень - негативное отношение, пассивная позиция в своей будущей профессиональной деятельности, и низкая готовность к ней, к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности. Слабые знания об инвалидности и толерантности, теории и методики обучения, воспитания, социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями.
С целью выявления проблем и определения необходимости дальнейшего их разрешения в подготовке будущих учителей в области нашего исследования, нами была проведена диагностика уровня толерантности и готовности к профессионально-педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности у педагогов, непосредственно работающих с данной категорией. Проводился этот констатирующий эксперимент на базе реабилитационного центра «Добрый волшебник» города Сургута. Выборка контингента диагностируемых специалистов проходила репрезентативно -воспитатели, учителя, социальные педагоги, руководители кружков, осуществляющие профессиональную деятельность и имеющие базовое высшее педагогическое образование. Респондентам было предложено пройти индивидуальное анкетирование с указанием стажа работы (с детьми-инвалидами) и специальности, полученной по педагогическому профилю. В анкете произведен подбор вопросов, которые характеризуют уровень толерантности и профессиональной готовности к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, что определяется исследовательским замыслом, направленным на выяснение существующих проблем у практикующих специалистов на начальный и текущий период их деятельности, посредствам косвенных и прямых вопросов. Анкета состояла из двух частей, каждая из которых требовала проведения самоанализа своей деятельности на начальный и текущий период: первая направлена на выявление уровня общей
толерантности, а вторая на характеристику готовности к профессионально-
педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности. Помимо проведенного анкетирования, нами был применен метод экспертной оценки (рейтинга). Руководителям подразделений и учреждения было предложено оценить уровень профессиональной толерантности к детям с ограниченными возможностями молодых специалистов и проследить динамику ее развития по предложенным нами критериям и показателям.
В ходе эксперимента, проанализировав полученные данные в результате анкетирования специалистов и экспертной оценки руководителей подразделений и учреждений, мы заключили: уровень профессиональной толерантности к детям с ограниченными возможностями у педагогов на начальном этапе их деятельности находился на среднем или даже ниже среднего. Лишь с приобретением и расширением необходимых знаний об инвалидности, теории и методики обучения, воспитания, социализации и реабилитации, стиранием социальной дистанции и приобретением педагогического опыта взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности, уровень профессиональной толерантности возрастал. Полученные результаты позволили мотивировано включить исследование по формированию профессиональной толерантности в подготовку будущих учителей как необходимое и значимое качество.
Далее на начальном этапе эксперимента нами была проведена диагностика характера отношения к детям с ограниченными возможностями у будущих учителей, исследовалась общая толерантность студентов, их готовность к профессиональной деятельности, базис знаний, умений, навыков в области дидактики, воспитания, развития, социализации, реабилитации и наличия социальной дистанции, которая предшествовала формирующему эксперименту,
По первому показателю (общая толерантность и отношение к детям с ограниченными возможностями) испытуемым было предложено пройти тестирование для оценки способности эмоционального постижения иного (эмпатийности), разработанного на основе опросника В.В. Бойко, диагностирующего толерантные установки личности [2; С. 302-311].
Тестирование проводилось дважды в начале эксперимента и на этапе его завершения. В результате проведенных мероприятий нами получены
следующие результаты, характеризующие общую толерантность будущих учителей: 1) неприятие и непонимание индивидуальности другого человека выявлено у 12 % студентов на начальном этапе, 6% на завершающем; 2) использование себя в качестве эталона при оценке поведения, внешности, возможностей и образа жизни и мыслей других людей имеется у 26 % студентов на начальном этапе, 8% на завершающем; 3) категоричность и консерватизм выявлены у 32 % студентов на начальном этапе, 12% на завершающем; 4) неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении со сложностями в будущей профессиональной деятельности и некоммуникабельности партнеров имеется у 54% студентов на начальном этапе, 14% на завершающем; 5) стремление передать, перевоспитать другого при его «неудобности» для себя и не соответствии «шаблону» - у 38% студентов на начальном этапе, 18% на завершающем; 6) неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности определилось у 18 % студентов на начальном этапе, 6% на завершающем; 7) нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми проявилось у 32 % студентов на начальном этапе, 8% на завершающем; 8) неумение приспосабливаться к особенностям других и принимать их у 26% студентов на начальном этапе, 8% на завершающем.
Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.
Нами был проведен анализ динамики изменения социальной дистанции на начало эксперимента и на последних этапах. Основой изучения стала методика Д. Фелдса «Шкала психологической близости» и Э. Богардус «Шкала социальной дистанции» [3; С. 248-249].
Цель - измерить социальную дистанцию между людьми с ограниченными возможностями здоровья и без инвалидности. Респондентам было предложено определить: в качестве кого Вы желаете видеть человека с ограниченными возможностями? Даны утверждения: 1) как ученика; 2) как близкого человека (друга); 3) как соседа; 4) как коллегу по работе; 5) как гражданина страны; 6) как незнакомца; 7) я не хотел бы его видеть в моем окружении. Необходимо отметить, что чем больше нумерация утверждения,
тем больше измерение социальной дистанции, выражающееся в неприятии людей с ограниченными возможностями здоровья, соответственно, чем меньше этот показатель, тем короче социальная дистанция между двумя группами и тем сильнее выражены позитивные чувства одной группы по отношению к другой.
В процессе формирования профессиональной толерантности был разработан специальный курс «Основы профессиональной толерантности», в процессе его реализации нами было предложено студентам написать эссе на ряд тем: «Ваше отношение к обучению детей с ограниченными возможностями интегрировано, в обычной школе», «Социально-психологические проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья»; «Диагностика
толерантности: возможности и ограничения», «Толерантность в отношениях педагога и учеников», «Предполагает ли профессиональная компетентность толерантность?», «Дети-инвалиды и «здоровые» дети - проблемы
взаимоотношений»; «Развитие у детей толерантности к разнообразию», «Существует ли проблема толерантности к лицам с ограниченными возможностями или это надумано?», «Проявления толерантности в
профессиональной деятельности учителя». Посредством чего нами были выявлено следующее: у ряда студентов вызвало бы сложности и боязнь не справиться с профессиональными задачами, другие отмечают безусловное преимущество такого обучения для всех субъектов образовательного процесса, существовали мнения и против обучения детей с ограниченными возможностями совместно в обычной школе, но такое мнение встречалось в единичных случаях. Исходя из проведенного анализа написанных эссе, можно оценить, насколько будущие учителя руководствуются предрассудками, стереотипами в своей жизни и будущей профессиональной деятельности, широту диапазона знаний о теории толерантности, правах человека, основ гуманности и т. п.
В ходе формирующего этапа эксперимента нами были созданы условия формирования профессиональной толерантности у будущих учителей в процессе обучения в вузе лиц с ограниченными возможностями, которое осуществлялось интегрировано, совместно со студентами основной группы здоровья, в процессе чего на ориентационном и операционном уровнях
формировалась готовность к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, на основе знаний об инвалидности, реализации инновационных процессов в подготовке будущих педагогов, обеспечении преемственности формирования профессиональной толерантности на всех этапах подготовки.
В экспериментальных группах произошли значительные положительные изменения в сформированности профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья: так, студентов с низким уровнем и ниже среднего совокупно наблюдается 9,2%, количество будущих учителей с высоким уровнем увеличилось до 64,6% (на начало эксперимента составляло лишь 28,2% в экспериментальной и 31,3% в контрольной группах). В контрольной группе положительная динамика также наблюдается, но не значительно: с низким уровнем профессиональной
толерантности стало на 8,6% меньше (до эксперимента - 19,4%, после - 10,8%), показатель высокого уровня возрос почти на 6% (до эксперимента - 31,3%, после - 37,1%). Количество студентов с высоким и средним уровнем
сформированности профессиональной толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья значительно возросло в результате внедрения педагогических условий в процесс подготовки будущих учителей. Полученные результаты свидетельствуют об адаптивности определенных нами педагогических условий применительно к современному образовательному процессу.
Библиографический список
1. Гурьянов, А.М. Толерантность как качество личности учителя физической культуры [Текст] // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6. - С. 66-69.
2. Райгородская, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]: учебное пособие / Д.Я. Райгородская. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. -672 с.
3. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст]. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. -
416 с.
Bibliography
1. Guryanov, A.M. Tolerance as a Physical Training Teacher’s Personal Quality [Text] // Theory and Practice of Physical Training. - 2007.- № 6. - P. 66-69.
2. Raigorodskaya, D.Ya. Practical Psychodiagnostics. Techniques and Tests [Text]: Study Guide / D.Ya. Raigorodskaya. - Samara: «BAHRAkH-M» Publishing House, 2006. - 672 p.
3. The Great Encyclopedia of Psychological Tests [Text]. - М: Eksmo Publishing House, 2006. - 416 p.