Научная статья на тему 'Состояние толерантности педагогов по отношению к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья'

Состояние толерантности педагогов по отношению к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1088
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терентюк Н.А.

Автором статьи на основе анализа литературы, описывается современное состояние толерантности практикующих и будущих педагогов по отношению к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терентюк Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние толерантности педагогов по отношению к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья»

3. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

© Е. В. Таубе, 2015

УДК 376

Н.А.Терентюк

магистрантка 1 курса факультета дошкольного, начального и специального образования

НИУ "Б е л Г У" г. Белгород, Российская Федерация

СОСТОЯНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

Автором статьи на основе анализа литературы, описывается современное состояние толерантности практикующих и будущих педагогов по отношению к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова

Толерантность, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование

В настоящее время в нашей стране происходит демократизация и гуманизация всех сфер жизнедеятельности человека и общества, в том числе и образования.

Новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" законодательно закрепил инклюзивное образование ввиду необходимости обеспечения полноценного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако, с введением инклюзивного образования в нашей стране, для педагогов, независимо от стажа и опыта, стала проблема преодоления интолерантности по отношению к детям с ОВЗ. Работа с такими детьми требует значительной профессиональной подготовки, в том числе формирование в себе соответствующего уровня толерантности.

Под профессиональной толерантностью педагога понимается личностно-профессиональное качество, формируемое на основе преодоления социальной дистанции и психолого-педагогическая готовность к педагогической работе с обучаемыми, имеющими ограниченные физические возможности [9].

С точки зрения Макаровой И.А. "толерантность можно рассматривать в качестве компонента компетенции в области инклюзивного образования. Это подразумевает единство практической и теоретической готовности педагогов к осуществлению педагогической деятельности с различными категориями детей. Благодаря этой компетенции становится возможным не только установление контакта с особым ребенком, его эмпатийное приятие, но и формирование особой среды для него, проектирование индивидуального образовательного маршрута" [7, с. 130].

Анализ литературы, посвященной изучению уровня толерантности педагогов по отношению к лицам с ОВЗ, показал, что большинство работ посвящено изучению физиологической толерантности у преподавателей вузов. О толерантности учителей школ в литературе упоминается в меньшей степени, либо с целью изучения весомости формирования толерантности, как необходимого качества педагога для работы в инклюзивном образовании.

Исследованию толерантности педагогов по отношению к обучающимся с ОВЗ посвящены работы В.В. Леонова, Н.А. Коростелевой, А.В. Демчук, авторского коллектива (Ж.А. Карманова, Л.А. Шкутина, Р.Б. Маженова, У.М. Конхашева, Ж.Е. Алшинбаева) РГП «Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова Министерства образования и науки Казахстана» [6; 5; 2; 3], толерантность к детям-

инвалидам у будущих педагогов описывали А.В. Демчук, Г.А. Степанова, С.И. Осипова, Л.М. Безотечество

[9; 10; 8].

Проанализировав указанные работы, возможно описать особенности толерантности педагогов по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья и охарактеризовать толерантность по отношению к обучающимся с ОВЗ у будущих педагогов в системе инклюзивного образования.

Так, педагогическую толерантность у учителей школ исследовали в соавторстве Ж.А. Карманова, Л.А. Шкутина, Р.Б. Маженова, У.М. Конхашева, Ж.Е. Алшинбаева [3] на предмет значимости и определения путей формирования толерантности как необходимого качества педагога на современном этапе развития общества.

Проведенные ими исследования практической деятельности учителей школ выявили общие недостатки, касающиеся вопросов толерантного взаимодействия с учащимися в педагогическом процессе школы, при этом проблема толерантности очевидна, но педагоги не понимают ее значимость, понимают проблемы формирования толерантности, но не подготовлены к оказанию квалифицированного содействия [3, 33-35].

В.В. Леонов [6], Н.А. Коростелева [5], изучая толерантность преподавателей вузов по отношению к студентам-инвалидам, пришли к умозаключению, что низкий уровень толерантности преподавателей по отношению к детям с ОВЗ проявляется из-за отсутствия опыта коммуникации с такими детьми [5; 6].

Опрос преподавателей высших школ г. Караганды, проводимой Коростелевой Н.А. [5], показал, что 98 % из 100 % опрошенных имели низкий уровень толерантности вследствие отсутствия у них опыта общения с детьми с ОВЗ. Исследование так же показало, что большая часть педагогов не готова видеть среди своих студентов инвалидов, так как считают, что учить их необходимо «по-другому».

В отличие от других исследователей Коростелева Н.А. [5] обращает внимание на то, что формирование толерантности к студентам-инвалидам должно касаться всего педагогического коллектива, а не отдельных его членов, так как значительную роль имеет позитивный пример толерантности всего преподавательского состава.

В.В. Леонов [6], исследуя педагогическую толерантность с целью изучения мнения преподавателей вуза о возможности студентов-инвалидов получить образование в обычном вузе в условиях интегрированного образования и для определения уровня практической готовности к успешному осуществлению педагогической деятельности в инклюзивных группах, провел опрос профессорско-преподавательского состава. Уровень толерантности педагогов к образовательной интеграции инвалидов в систему высшей школы рассматривался им в зависимости от целого ряда социально-демографических факторов, а именно: гендерная принадлежность, возраст, национальность, постоянное место жительства, наличие опыта общения с инвалидами, специализация профессиональной деятельности, педагогический стаж, педагогическая квалификация.

Результат анализа опроса, проведенного Леоновым В.В. [6] показал, что наиболее важным социально-демографическим фактором, влияющим на уровень толерантности педагогов, оказался опыт общения с инвалидами в преподавательской деятельности и повседневной жизни. Однако, Леонов [6] отмечает, что на уровень физиологической толерантности педагогов оказывает и социально-гуманитарная направленность педагогической деятельности. В меньшей степени на уровень толерантности профессорско-преподавательского состава к детям с ОВЗ оказывает влияние возраста и гендерной принадлежности преподавателей. Не выявлено влияние на уровень толерантности национальности, постоянного места жительства, ученой степени респондентов [6].

Анализ ответов опрошенных Леоновым В.В. [6] преподавателей показал, что 76,4 % педагогов считают возможным обучение в вузе лиц с ограниченными возможностями здоровья, если они сами этого пожелают. При этом 34 % респондентов отмечают основным условием обучения инвалидов - это отсутствие у них заболеваний нервной системы и наличие необходимого интеллектуального уровня.

Наибольшая толерантность по отношению к преподаванию в инклюзивных группах проявляется у педагогов к студентам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, наименее - к студентам с нарушением слуха, зрения и речи. Наряду с этим, 50 % респондентов считают возможным интегрированное

обучение студентов с поражениями опорно-двигательного аппарата и лишь 15 % из них согласились преподавать в таких группах [6].

В целом, предварительная оценка уровня толерантности преподавателей вуза к студентам с ОВЗ, проводимая и Леоновым В.В. [6] и Коростелевой Н.А. [5], выявило наличия у ППС психологического дискомфорта при коммуникации с такими студентами и, как следствие, ограничения общения с ними. Педагоги в общении со студентами, имеющими психические или физические нарушения, руководствуются социальными стереотипами и представлениями о "должном поведении", выражают не собственное мнение, а то, которое им кажется, должно нравится студенту.

Демчук А.В. [2; 9], проводившая диагностику уровня толерантности и готовности к профессионально-педагогической деятельности с детьми ОВЗ у педагогов, непосредственно работающих с данной категорией детей, выявила, что "уровень профессиональной толерантности к детям с ограниченными возможностями у педагогов на начальном этапе их деятельности находился на среднем или даже ниже среднего. Лишь с приобретением и расширением необходимых знаний об инвалидности, теории и методики обучения, воспитания, социализации и реабилитации, стиранием социальной дистанции и приобретением педагогического опыта взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности, уровень профессиональной толерантности возрастал" [2, с. 48].

Значимость диагностики уровня толерантности практикующих педагогов по отношению к лицам с ОВЗ заключается в выявлении проблем и определении необходимости дальнейшего их разрешения в подготовке будущих учителей.

"Студенческий возраст является сензитивным для развития личности, в том числе и для формирования толерантности у будущих педагогов" [8, с. 40].

Демчук А.В., Степанова Г.А. [10] провели экспериментальную работу по формированию профессиональной толерантности у будущих учителей к детям с ОВЗ. Эксперимент выполнялся при соблюдении ряда психологических условий, например: обучение будущих учителей совместно со студентами, имеющими ограниченные возможности; формирование ценностного отношения у будущих учителей к здоровью и человеческой жизни; формирование готовности у будущих учителей к работе с детьми-инвалидами; профессорско-преподавательский состав является носителем толерантных взглядов и убеждений и т.д.

Сравнивая результаты полученные на начальном и завершающем этапах своего исследования авторы [10] выявили, что после внедрения вышеупомянутых педагогических условий в процесс подготовки будущих учителей количество студентов с высоким и средним уровнем профессиональной толерантности к детям с ОВЗ возросло. Уменьшилось число студентов, которые не принимают и не понимают индивидуальность другого человека, не умеют скрывать и сглаживать неприятные чувства при столкновении со сложностями в будущей профессии, стремящихся перевоспитать другого человека не соответствующего "шаблону", не умеющих приспосабливаться к другим и т.д.

С.И. Осипова и Л.М. Безотечество [8] провели экспериментальную работу о продуктивности тех или иных педагогических условий для формирования толерантности студентов - будущих педагогов в образовательном процессе.

В ходе своего исследования авторами [8] были выявлены два особо существенных условия формирования педагогической толерантности в образовательном процессе вуза:

1) актуализация потенциала дисциплин учебного плана и обогащение содержания учебного материала,

2) вовлечение студентов в специально организованную деятельность.

Результат реализации процесса формирования педагогической толерантности показал увеличение уровня сформированной педагогической толерантности в 2012 - 2014 учебные годах [8].

Рассмотренные исследования [8; 10] позволяют сделать вывод о том, что: авторы [8; 10] единогласно считают, что сформировать высокий уровень педагогической толерантности у будущих учителей без создания определенных педагогических условий весьма сложно, несмотря на то, что имеются отличия в вопросе содержания этих условий.

Изучив и проанализировав литературу, посвященную состоянию толерантности педагогов по отношению к обучающимся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, успех в реализации инклюзивного образования во многом зависит от готовности учителя и будущего педагога к работе с детьми с ОВЗ и наличие у педагога определенного уровня толерантности.

Во-вторых, современные авторы [2; 3; 5; 6; 9], описывая особенности толерантности практикующих педагогов к детям с ОВЗ приходят к ряду заключений, а именно: низкий уровень по отношению к обучающимся с психофизическими недостатками проявляется из-за отсутствия опыта общения с ними; на уровень толерантности педагога оказывает его стаж работы и расширение необходимых знаний об обучающихся с ОВЗ, теории и методики их воспитания и обучения.

В-третьих, наибольшая профессиональная толерантность преподавателей проявляется по отношению к детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, наименее - к обучающимся с нарушением слуха, зрения и речи [6].

В-четвертых, толерантность - это профессиональное качество педагога, высокий уровень которой необходимо формировать у будущих педагогов в процессе их обучения в вузе при создании определенных педагогических условий.

В целом, завершая анализ литературы посвященной рассматриваемой проблеме, можно сказать, что в настоящее время как у будущих, так и уже практикующих педагогов существует наличие интолерантного либо низкого уровня толерантного отношения к обучающимся с ОВЗ во всех сферах образования. Однако работа над ее преодолением актуальна, возможна и необходима.

Список использованной литературы

1. Гурьянов А.М. Толерантность как качество личности учителя физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6. - С. 66-69.

2. Демчук А.В. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию профессиональной толерантности у будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 12. - С. 45-51.

3. Карманова Ж.А., Шкутина Л.А., Маженова Р.Б., Конхашева У.М., Алшинбаева Ж.Е. Толерантность -профессиональное качество современного педагога // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 10. - С. 33-35.

4. Коростелева Н.А., Ашихмина Т.В. Интегрированное обучение как педагогическое условие формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам с физическими недостатками // Профессиональный проект: идеи - технологии - результаты (научный журнал). - 2011. - № 1 (2). - С. 34-40.

5. Коростелева Н.А. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вузов как педагогическое условие формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5. - С. 79-81.

6. Леонов В.В. [и др.] Толерантность преподавателей высшей школы по отношению к студентам-инвалидам при интегрированном обучении // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 777-781.

7. Макарова И.А. Инклюзивное образование, толерантность, эмпатия: грани пересечения // Актуальные задачи педагогики: материалы IV международной научной конференции (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 129-132.

8. Осипова С.И., Безотечество Л.М. Формирование толерантности будущих педагогов в образовательном процессе // Человек и образование. - 2014. - № 1 (39). - С. 39-44.

9. Сергеева Н.Н., Демчук А.В. Комплексный подход к проблеме формирования профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. - 2011. - № 3. - С. 111-118.

10. Степанова Г.А., Демчук А.В. Толерантность будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья как аспект профессиональной готовности // Вестник Югорского Государственного Университета. - 2010. - № 3 (18). - С. 70-74.

© Т А. Терентюк, 2015

УДК 372.881.161.1

Т.Е. Тимошенко

канд. пед. наук, доцент Институт базового образования НИТУ «МИСиС» г. Москва, Российская Федерация

О ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ КАФЕДРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА НИТУ «МИСиС»

Аннотация

В данной статье рассказывается о внеаудиторной работе, проводимой кафедрой русского языка НИТУ «МИСиС». Описываются традиционные мероприятия для российских и иностранных учащихся.

Ключевые слова

Воспитательная цель, традиционные мероприятия, культурологическое направление, учебно-

научное направление

Внеаудиторная работа является важнейшим элементом работы кафедры русского языка в любом вузе, в том числе и в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС». Одной из основных целей внеаудиторной работы является воспитательная цель. Высшая школа должна не только готовить высококвалифицированных кадров, но и формировать личность, быть центром культуры и нравственного воспитания. Интеллектуальное и духовное становление студента происходит во многом благодаря четко продуманной воспитательной работе, которая в основном ведётся во внеучебное время.

На кафедре русского языка большой простор для внеаудитроной работы, так как преподавание ведется и для российских, и для иностранных учащихся, и это все находит отражение в проводимых кафедрой мероприятиях. На кафедре русского языка НИТУ «МИСиС» уже сложился набор традиционных мероприятий, которые проводятся ежегодно. Некоторые мероприятия предполагают совместное участие российских и иностранных студентов, что, на наш взгляд, особенно ценно, так как сближает студентов.

Внеаудиторная работа, как известно, имеет два направления: культурологическое и учебно-научное. Культурологическое направление включает в себя ставшее уже традиционным в НИТУ «МИСиС» празднование Международного дня студента, в рамках которого студенты делают стенды и рассказывают о своей стране или республике, празднование Дня национальностей, к которому студенты готовят хореографические и музыкальные номера, а также готовят национальные блюда. Эти мероприятия организует Клуб интернациональной дружбы, а задача преподавателей кафедры - заинтересовать студентов в участии. Также культурологическое направление включает в себя походы в театры и на концерты, на выставки и в музеи, которые регулярно проводят преподаватели кафедры.

Учебно-научное направление предполагает участие студентов в различных конференциях, олимпиадах, конкурсах. Перечислим традиционные мероприятия для российских студентов:

1. Олимпиада по русскому языку и культуре речи. В НИТУ «МИСиС» такие олимпиады проходят с 2006 года. Главная цель олимпиады - заинтересовать студентов в получении новых знаний по русскому языку, т.е. развить их познавательную активность. Из этого следует, что главным критерием при составлении олимпиадных заданий должна быть занимательность. Примеры олимпиадных заданий: напишите слово, которое обозначает то же, что и слова, стоящие вне скобок: лес (...) химический элемент -бор; вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: сна (...) овой - ряд; разгадайте анаграммы и найдите среди них лишнее: жаарб, тяха, нусск, кодал - баржа, яхта, скунс, лодка; разгадайте кроссворд: улучшение сорта растений или породы животного, выведение новых сортов и пород - селекция; вставьте пропущенные слова во фразеологизмы; придумайте как можно больше нарицательных существительных, начинающихся на «шт» и т.д.

2. Конференция по риторике. Так как студенты изучают в курсе «Русский язык и культура речи» разделы «Риторика» и «Деловое общение», родилась идея проводить подобные конференции. Выбираются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.