Научная статья на тему 'Толерантность будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья как аспект профессиональной готовности'

Толерантность будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья как аспект профессиональной готовности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / TOLERANCE / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL PREPARATION OF STUDENTS / CHILDREN WITH LIMITED POSSIBILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демчук Анастасия Владимировна, Степанова Галина Алексеевна

В статье раскрываются особенности формирования толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демчук Анастасия Владимировна, Степанова Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance of the future teachers to children with the limited possibilities of health as aspect of professional readiness

In the article features of formation of tolerance of the future teachers to children with the limited possibilities of health in the course of vocational training reveal.

Текст научной работы на тему «Толерантность будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья как аспект профессиональной готовности»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010 г. Выпуск 3 (18). С. 70-74

УДК 159.922.76

ТОЛЕРАНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

Г. А. Степанова, А. В. Демчук

Для детей с ограниченными возможностями здоровья типична социальная недостаточность, обусловленная, в большинстве случаев, множественными видами нарушений жизнедеятельности - ограничениями физической независимости и подвижности, способности к получению образования и овладению основами профессиональной деятельности в будущем, готовности к интеграции в общество [1]. Усугубляется это тем, что в недостаточной степени сформирована толерантность у специалистов, работающих с данной категорией людей. В требованиях ГОС ВПО по педагогическим специальностям указывается, что выпускник, получивший квалификацию учителя, должен способствовать социализации, формированию общей культуры личности, обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта, осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка. Усилия должны быть направлены на создание условий реализации качественных образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья, что обеспечивается наличием высококвалифицированных и профессиональных учителей. Одним из неотъемлемых аспектов проблемы является наличие у специалистов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, профессиональной толерантности [2].

Толерантность является многоаспектным качеством будущего учителя, определяется его готовностью и способностью к активной позиции в профессиональной деятельности (дидактической, воспитательной, развивающей, социализирующей) по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, формируемой на основе преодоления социальной дистанции, признания их универсальных прав и основных свобод, знаний об инвалидности, а также теории, методики и практики в области педагогической работы с данной категорией

детей [4, 5].

В диагностике толерантности нами использовалась уровневая классификация степени сформированности этого качества. Было выделено четыре уровня толерантности к детям с ограниченными возможностям здоровья:

1. Высокий уровень - устойчивое позитивное отношение, активная позиция в профессиональной деятельности по отношению к детям с ограниченными возможностями, выражающаяся в высокой готовности, знаниях об инвалидности и сущности толерантности, умениях и навыках педагогического взаимодействия с данной категорией детей, отсутствие социальной дистанции.

2. Средний уровень - преимущественно позитивное отношение и активная позиция, выражающаяся в достаточной профессиональной готовности, знаниях о толерантности и инвалидности, теории, методики и практики педагогического взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности.

3. Уровень ниже среднего - неустойчивая, малоактивная позиция по отношению к педагогической деятельности связанной с детьми инвалидами, выражающаяся в слабо сформированной профессиональной готовности, недостаточных знаниях о толерантности и особенностях инвалидности.

4. Низкий уровень - негативное отношение, пассивная позиция в своей будущей профессиональной деятельности, низкая готовность к ней, к работе с детьми, имеющим ограниченные возможности, незначительные знания об инвалидности и толерантности, теории и мето-

дики обучения, воспитания, социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями.

С целью выявления проблем и определения необходимости дальнейшего их разрешения в подготовке будущих учителей в области нашего исследования, нами была проведена диагностика уровня толерантности и готовности к профессионально-педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности у педагогов, непосредственно работающих с данной категорией. Проводился этот констатирующий эксперимент на базе реабилитационного центра «Добрый волшебник» города Сургута. Выборка контингента диагностируемых специалистов проходила репрезентативно - воспитатели, учителя, социальные педагоги, руководители кружков, осуществляющие профессиональную деятельность и имеющие базовое высшее педагогическое образование. Респондентам было предложено пройти индивидуальное анкетирование с указанием стажа работы (с детьми-инвалидами) и специальности, полученной по педагогическому профилю. В анкете произведен подбор вопросов, которые характеризуют уровень толерантности и профессиональной готовности к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, что определяется исследовательским замыслом, направленным на выяснение существующих проблем у практикующих специалистов на начальный и текущий период их деятельности, посредством косвенных и прямых вопросов. Анкета состояла из двух частей, каждая из которых требовала проведения самоанализа своей деятельности на начальный и текущий период: первая направлена на выявление уровня общей толерантности, вторая - на характеристику готовности к профессионально-педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности. Помимо проведенного анкетирования, нами был применен метод экспертной оценки (рейтинга). Руководителям подразделений и учреждений (РЦ «Добрый волшебник», МОУ СОШ № 7 г. Сургута, МОУ СОШ № 26 г. Сургута) было предложено оценить уровень профессиональной толерантности к детям с ограниченными возможностями молодых специалистов и проследить динамику ее развития по предложенным нами критериям и показателям.

В ходе эксперимента, проанализировав полученные данные в результате анкетирования специалистов и экспертной оценки руководителей подразделений и учреждений, мы заключили: уровень профессиональной толерантности к детям с ограниченными возможностями у педагогов на начальном этапе их деятельности находился на среднем или даже ниже среднего. Лишь с приобретением и расширением необходимых знаний об инвалидности, теории и методики обучения, воспитания, социализации и реабилитации, стиранием социальной дистанции и приобретением педагогического опыта взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности, уровень профессиональной толерантности возрастал. Полученные результаты позволили мотивировано включить исследование по формированию профессиональной толерантности в подготовку будущих учителей как необходимое и значимое качество.

Далее на начальном этапе эксперимента нами была проведена диагностика характера отношения к детям с ограниченными возможностями у будущих педагогов, исследовалась общая толерантность студентов, их готовность к профессиональной деятельности, базис знаний, умений, навыков в области дидактики, воспитания, развития, социализации, реабилитации и наличия социальной дистанции, которая предшествовала формирующему эксперименту.

По первому показателю (общая толерантность и отношение к детям с ограниченными возможностями) испытуемым было предложено пройти тестирование для оценки способности эмоционального постижения иного (эмпатийности), разработанного на основе опросника В. В. Бойко, диагностирующего толерантные и интолерантные установки личности и были разработаны анкеты. Тестирование проводилось дважды в начале эксперимента и на этапе его завершения. В результате проведенных мероприятий нами получены следующие результаты, характеризующие общую толерантность будущих учителей:

1. Неприятие и непонимание индивидуальности другого человека выявлено у 12 % студентов на начальном этапе, 6 % - на завершающем.

2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения, внешности, возможностей и образа жизни и мыслей других людей имеется у 26 % студентов на начальном этапе, 8 % - на завершающем.

3. Категоричность и консерватизм выявлены у 32 % студентов на начальном этапе, 12 % - на завершающем.

4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении со сложностями в будущей профессиональной деятельности и некоммуникабельности партнеров имеется у 54 % студентов на начальном этапе, 14 % - на завершающем.

5. Стремление передать, перевоспитать другого при его «неудобности» для себя и не соответствии «шаблону» - у 38 % студентов на начальном этапе, 18 % - на завершающем.

6. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности определилось у 18 % студентов на начальном этапе, 6 % - на завершающем.

7. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми проявилось у 32 % студентов на начальном этапе, 8 % - на завершающем.

8. Неумение приспосабливаться к особенностям других и принимать их - у 26 % студентов на начальном этапе, 8 % - на завершающем.

Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления толерантности и интолерантности.

Нами был проведен анализ динамики изменения социальной дистанции на начало эксперимента и на последних этапах. Основой изучения стала методика Э. Богардус «Шкала социальной дистанции», цель данной методики - измерить социальную дистанцию между людьми с ограниченными возможностями и без инвалидности. Респондентам было предложено определить: в качестве кого Вы желаете видеть человека с ограниченными возможностями? Даны утверждения: 1) как ученика; 2) как близкого человека (друга); 3) как соседа; 4) как коллегу по работе; 5) как гражданина страны; 6) как незнакомца; 7) я не хотел бы его видеть в моем окружении. Нами были получены следующие результаты:

40,00%

35,00%

30,00%

25,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

0,00%

начало эксперимента

конец эксперимента

Рисунок 1. Динамика изменения социальной дистанции на начало эксперимента

и на последних этапах.

Анализируя шкалу социальной дистанции, необходимо отметить, что чем больше нумерация утверждения, тем больше измерение социальной дистанции, выражающееся в неприятии людей с ограниченными возможностями, соответственно, чем меньше этот показатель, тем короче социальная дистанция между двумя группами и тем сильнее выражены позитивные чувства одной группы по отношению к другой.

В выявлении характера отношения к детям с ограниченными возможностями будущих учителей была предложена анкета, позволяющая оценить и отразить элементы всех критериев, показателей уровней профессиональной толерантности будущего учителя.

В процессе проведения курса «Основы профессиональной толерантности» нами было предложено студентам написать эссе на ряд тем: «Ваше отношение к обучению детей с ограниченными возможностями интегрировано, в обычной школе», «Социально-психологические проблемы профессиональной толерантности к детям с ограниченными возможностями», «Диагностика толерантности: возможности и ограничения», «Толерантность в отношениях педагога и учеников», «Предполагает ли профессиональная готовность толерантность?», «Дети-инвалиды и «здоровые» дети - проблемы взаимоотношений», «Развитие у детей толерантности к разнообразию», «Социальная компетентность учащихся как фактор формирования толерантных установок», «Существует ли проблема толерантности по отношению к лицам с ограниченными возможностями или это надумано?», «Проявления толерантности в профессиональной деятельности учителя». Посредством чего нами были выявлено следующее: у ряда студентов вызвало бы сложности и боязнь не справиться с профессиональными задачами, другие отмечают безусловное преимущество интегративного обучения для всех субъектов образовательного процесса, существовали мнения и против обучения детей с ограниченными возможностями совместно в обычной школе, но такое мнение встречалось в единичных случаях. Исходя из проведенного анализа написанных эссе, можно оценить, насколько будущие учителя руководствуются предрассудками, стереотипами в своей жизни и будущей профессиональной деятельности, широту диапазона знаний о толерантности, правах человека, основ гуманности и т. п. [2, 3].

В ходе формирующего этапа эксперимента нами были созданы условия формирования толерантности, как аспекта профессиональной готовности у будущих учителей в процессе обучения в вузе лиц с ограниченными возможностями, которое осуществлялось интегрировано, совместно со студентами основной группы здоровья, в процессе чего на ориентационном и операционном уровнях формировалась готовность к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, на основе знаний об инвалидности, реализации инновационных подходов в подготовке будущих педагогов, обеспечения преемственности формирования толерантности на всех этапах подготовки.

ИТОГОВАЯ СТАДИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

ш

г

Г| П

1 и Ш-1 я-

■ Контрольная группа □ Экспериментальная группа

Высокий

Средний

Ниже

среднего

Низкий

Рисунок 2. Уровни толерантности будущих учителей к детям, имеющим ограниченные возможности здоровья на итоговой стадии эксперимента

В экспериментальных группах произошли значительные положительные изменения в сформированности толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья: так, студентов с низким уровнем и ниже среднего совокупно наблюдается 9,2 %. Количество будущих учителей с высоким уровнем увеличилось до 64,6% (на начало эксперимента составляло лишь 28,2 % в экспериментальной и 31,3 % - в контрольной груп-

пах). В контрольной группе положительная динамика также наблюдается, но не значительно: с низким уровнем толерантности стало на 8,6 % меньше (до эксперимента - 19,4 %, после -10,8 %), показатель высокого уровня возрос почти на 6 % (до эксперимента - 31,3 %, после -37,1 %). Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что количество студентов с высоким и средним уровнем сформированности толерантности к детям с ограниченными возможностями в экспериментальной группе значительно возросло, соответственно, вырос и уровень готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шипицына, Л. М. Детский церебральный паралич [Текст] : монография / Л. М. Шипици-на, И. И. Мамайчук. - СПб. : Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. - 272 с.

2. Сластенин, В. А. Гуманистическая парадигма образования как основа формирования отечественной стратегии профессиональной подготовки учителя [Текст] / В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов // Национальные ценности образования: История и современность. -М. : Педагогика, 1996 . - С. 229-235.

3. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. пед. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М. : Изд. центр «Академия», 2003 . - 192 с.

4. Степанова, Г. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школьников и студентов [Текст] : монография / Г. А. Степанова, Г. А. Булатова, Р. М. Гима-зов. - Сургут : РИО СурГПУ, 2006 . - 223 с.

5. Толерантность - что это такое? [Текст] : пособие для старшеклассников / под науч. ред. И. М. Юсупова. - Казань : Познание, 2008 . - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.