Научная статья на тему 'Формирование профессиональной толерантности у будущих учителей к детям с ограниченными возможностями'

Формирование профессиональной толерантности у будущих учителей к детям с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демчук Анастасия Влади.Нировна

Проблема профессиональной толерантности в процессе подготовки будущих учителей актуализируется необходимостью поиска условий, способов ее формирования к детям с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демчук Анастасия Влади.Нировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной толерантности у будущих учителей к детям с ограниченными возможностями»

УДК 378.1

Демчук Анастасия Владимировна

Методист центра методики преподавания Сургутского государственного университета, dem_anastasiya82@mail.ru, Сургут

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Demchuk Anastasiya Vladimirovna

The methodologist of the teaching technique centre of Surgut state university, dem anastasiya82@mail.ru, Surgut

FORMATION OF PROFESSIONAL TOLERANCE OF THE FUTURE TEACHERS TO CHILDREN WITH LIMITED POSSIBILITIES

В последнее время интенсивно изменяется социокультурная и образовательная ситуация, наметилась общая тенденция демократизации различных сфер жизнедеятельности человека и общества в целом. Различные международные законодательные акты и декларации свидетельствуют о равенстве людей и их прав, но зачастую их реализация идет в разрез с содержанием нормативных документов, так как отсутствует достаточная материальная база, существуют недостатки в теории и практике целостного воспитания гражданина демократии и будущего специалиста социальной, образовательной и культурой сферы. Помимо профессиональных качеств у специалистов, особенно у будущих педагогов, необходимо формировать и воспитывать гуманные качества и, в частности, толерантность.

Ребенок, имеющий ограниченные возможности, чаще всего социально дезадаптирован вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности. Это усугубляется тем, что реализация прав ребенка с ограниченными возможностями затруднена отсутствием толерантного отношения к нему при получении образования, услуг в социальной сфере и сфере культуры. Чаще всего, образовательные, культурные и даже социальные учреждения не оборудованы должным образом с учетом физических особенностей лиц с ограниченными возможностями, делая их услуги не доступными в полном объеме. Специалисты, педагоги, осуществляющие свою деятельность, не всегда обладают комплексом сформированных толерантных профессиональных качеств, и, тем самым, ребенок с ограниченными возможностями не реализует свои права, а процессы обучения, социализации и реабилитации проходят на низком уровне.

Проблема толерантности применительно к содержанию и условиям педагогической деятельности рассматривается учеными, как отечественными, так и зарубежными, с различных аспектов.

Так, закономерности формирования толерантности в системе межличностных отношений исследуются в трудах П. Ф. Комогорова, О. Г. Шариной, Е. В. Бондаревской, О. Б. Скрябиной, Г. М. Шеламовой, Т. Г. Григорьевой,

А. Б. Добровича, У. А. Егидеса, М. И. Станкина, Н. С. Юлиной и др. [1; 3; 10].

Аспекты взаимодействия и взаимовлияния субъектов общения при формировании толерантности рассматриваются в исследованиях Е. А. Пугачевой, Н. Ю. Кудзиевой, М. Л. Мончинской и др. Исследования толерантности как ценности социокультурной системы представлены в работах Е. В. Магомедовой, М. С. Миримановой, М. Уолцера, Е. Ямбурга и др. [1; 2; 4; 6; 7; 11].

Характеристика толерантности как поведенческого ориентира содержится в работах Т. А. Губаревой, И. В. Абакумовой, А. Г. Асмолова, М. Липмана и др. Проблема формирования толерантности у будущих учителей изучались М. А. Перепелициной, В. С. Чернявской, Н. О. Липатовой,

А. А. Погодиной, Р. X. Шаймардановым. Однако идея толерантности недостаточно полно разрабатывалась в педагогике. Без внимания оставались вопросы формирования профессиональной толерантности в процессе подготовки будущего специалиста, педагога к детям с ограниченными возможностями [1; 7; 11].

«Толерантность» рассматривается учеными в различных аспектах: как терпимость к другим и как устойчивость к неблагоприятным внешним и внутренним факторам деятельности (жизнедеятельности). Толерантность -терпение, способность человека, сообщества, государства слышать и уважать других людей. Толерантность выступает как характеристика личности человека или некого субъекта, представленного людьми, организациями, государствами. Толерантность - отказ от догматизма и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека (Декларация принципов толерантности, принята ЮНЕСКО в 1995 г.).

Принято различать две формы толерантности. Первая форма толерантности - социальная (социально-психологическая), вторая - психологическая (психофизиологическая). Психологический анализ проявления толерантности в процессе педагогической деятельности свидетельствует, что во всех своих смыслах она является профессионально важным качеством личности будущего учителя, поэтому ее необходимо целенаправленно формировать. Для этого понятия профессиональной толерантности должны быть опера-ционализированы и рассмотрены как особые формы активности учителя, направленные на самосохранение и повышение эффективности и качества его деятельности. Профессиональную толерантность можно определить как значимое качество и способность педагога, прежде всего, к активной позиции в профессиональной деятельности, формируемой на основе признания универсальных прав и основных свобод, индивидуальных особенностей человека [5; 6; 8; 9; И].

В основу процесса формирования профессиональной толерантности студентов, будущих педагогов, к детям с ограниченными возможностями были положены следующие методологические принципы: принцип субъектного развития и саморазвития; принцип приоритета субъектно-смыслового обучения по сравнению с информационным, обусловленный тем, что такой сложный процесс, как толерантность в образовательной, реабилитационной и других видов деятельности, должен основываться на наличии фундамента духовного мира, интеллекта, менталитета индивида, интериоризующего, трансформирующего и дифференцирующего широкий спектр информации, придавая ему нужное (субъектное) смысловое содержание; принцип персонализации педагогического взаимодействия с детьми предполагает сотрудничество согласно логике субъекг-субъектных отношений, подобное союзничество в стремлении к достижению единой цели рождает единение, в котором оба субъекта (студент и ребенок) существуют, обогащают друг друга [И; 12; 13].

Анализируя проблему, мы определили основные условия, необходимые для формирования профессиональной толерантности у будущих педагогов:

- интегрированное обучение лиц с ограниченными возможностями совместно со студентами (будущими педагогами);

- формирование ценностного отношения у будущих педагогов к здоровью и человеческой жизни;

- формирование готовности у будущих педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, на основе знаний об инвалидности и причинах к ней приводящих;

- профессорско-преподавательский состав, осуществляющий профессиональную деятельность в педагогических учебных заведениях, должен являться носителем и ретранслятором толерантных взглядов, убеждений и установок;

- воспитание принципов, взглядов, толерантных качеств личности должно происходить через аксиологический, адаптивный, культурологический и коммуникативный аспекты, с учетом нозологического подхода, обеспечивающего рефлексивную самоголерантность у детей с ограниченными возможностями;

- обеспечение преемственности формирования профессиональной толерантности на всех этапах профессиональной подготовки;

- реализация инновационных подходов в подготовке будущих педагогов;

- определение и разработка показателей и уровней сформированное™ профессиональной толерантности у будущих педагогов к детям с ограниченными возможностями;

Необходимо отметить, что профессиональная толерантность является сложным, интегрирующим качеством будущего педагога, содержащим сле-

дующие компоненты: мотивационно-ценностный, духовно-познавательный, нравственно-психологический и рефлексивно-деятельностный.

Взаимосвязь между профессиональной подготовкой студенческой молодежи и толерантностью можно и нужно рассматривать в процессе обучения студентов. Вместе с тем, не разработаны теоретические, научно-методические аспекты формирования педагогической и профессиональной толерантности студентов к детям с ограниченными физическими и функциональными возможностями в подготовке к реабилитационной, образовательной работе.

Теория и практика подготовки педагогических кадров, владеющих профессионально значимыми знаниями, умениями, навыками оздоровления и реабилитации детей - инвалидов, выявили противоречие между социальными запросами общества на таких специалистов, обладающих профессионально-педагогической готовностью и толерантностью к работе в этой сфере, и не разработанностью теоретических, содержательно-процессуальных, методологических положений их обеспечивающих.

Проблема исследования состоит в определении ведущих тенденций, принципов и психолого-педагогических условий формирования толерантности студентов к детям с ограниченными возможностями в профессиональном становлении будущего специалиста, учителя.

Процесс формирования толерантности в большей степени носит персонифицированный характер, опре/;еляется историческими, религиозными, национальными традициями, региональными особенностями и личностными наклонностями, объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных условиях, выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования культуры стиля и смысла жизни.

Общая методология исследования базировалась на основополагающих идеях философской и педагогической антропологии, знаниях о человеке, его воспитании, о природе и сущности человеческой деятельности, ее целеооб-разном и творческом характере. Методологическими ориентирами исследования служили личностно-деятельностный, аксиологический, культурологический, антропологический, системно-целевой и субъект-субъектный подходы.

Теоретическая база исследования сложилась из теории личности и мотивации деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. К. Маркова, В. А. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.); теории деятельности и ее субъекта (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. А. Климов,

В. Д. Шадриков и др.); теории педагогического образования (А. А. Вербицкий,

Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова и др.) [1; 2; 3; 5; 7].

Большое значение, при анализе исследуемой проблемы, имела теория функциональных систем П. К. Анохина; концепция психофизиологической активности Н. А. Бернштейна; теория адаптации Г. Селье, работы

В. П. Казначеева, Ф. 3. Меерсона, А. Д. Слонина; концепции по формирова-

нию культуры личности (М. Я. Виленский, В. Г1. Филин, Н. А. Фомин и др.) [1;2; 3; 5].

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы исследования, взаимопроверяющие и дополняющие друг друга: методы теоретического анализа (исторический, сравнительно-сопоставляющий, ретроспективный), моделирование, анкетирование, интервьюирование, тестирование, оценивание-рейтинг; прямое, косвенное и включенное наблюдение; анализ продуктов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент; методы статистической обработки данных.

Экспериментальными базами исследования были избраны Сургутский государственный педагогический университет, Шадринский государственный педагогический институт, Сургутский государственный университет, МОУ средние школы № 26, № 39 г. Сургут, реабилитационные центры «Добрый волшебник» и «Росинка» г. Сургут, МОУ детский дом «Радуга», г. Ханты-Мансийск. Исследованием были охвачены 267 студентов, дети дошкольного и школьного возраста, «домашние» дети-инвалиды; дети с ограниченными физическими и функциональными возможностями, всего 119 человек.

В процессе теоретико-экспериментального исследования установлены причинно-следственные связи и зависимости, проявляющиеся в форме ведущих тенденций, которые выступают как стратегия формирования профессиональной толерантности студентов в реабилитационной работе с детьми. Сформулированные на основе ведущих тенденций принципы, определяют условия и тактику формирования толерантности к детям с ограниченными возможностями в будущей профессиональной деятельности.

Тенденция гуманистической направленности педагогического процесса, заключая в себе логику перехода от технологической к аксиологической его парадигмы, раскрывает зависимость формирования толерантности педагога от степени обращенности изучаемого процесса к личности субъекта, ориентацию на личностную компоненту профессиональной подготовки.

Тенденция творческой самореализации отражает зависимость формирования толерантности будущего педагога от степени его профессиональной свободы и ответственности, раскрытия ее потенциала в педагогической деятельности.

В основу процесса формирования профессиональной педагогической толерантности студентов к детям с ограниченными возможностями были положены следующие методологические принципы: принцип субъектного развития и саморазвития; принцип приоритета субъектно-смысло-вого обучения по сравнению с информационным, обусловленный тем, что такой сложный процесс, как формирование толерантности к детям с ограниченными возможностями должен основываться на наличии фундамента духовного мира, интеллекта, менталитета индивида, интериоризующего, трансформирующего и дифференцирующего широкий спектр информа-

ции, придавая ему нужное (субъектное) смысловое содержание; принцип персонализации педагогического взаимодействия с детьми предполагает сотрудничество согласно логике субъект-субъектных отношений, подобное союзничество в стремлении к достижению единой цели рождает единение, в котором оба субъекта (студент и ребенок) существуют энергетически подпитывая и обогащая друг друга.

Психолого-педагогическим условием является раскрытие в процессе обучения и работы будущих педагогов с лицами, имеющими ограниченные возможности психо-соматических резервов, что позволяет детерминировать и создавать определенный «каркас», основу его личностных качеств (интересы, потребности, характер), которые в совокупности способствуют накоплению, росту потенциальных возможностей и способностей. Для достижения высокого уровня сформированности профессиональной толерантности студентов к больным детям данные тенденции, принципы, условия должны базироваться на современных технологических, диагностических, педагогических инновациях, это влечет за собой новый уровень профессионального совершенствования студентов, а так же рост интеллектуальных, личностных, морфологических характеристик больных детей, что и подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы.

Библиографический список

1. Смолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Мысль, 1984. - 103 с.

2. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

4. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию [Текст] Кн. для учителя / В. Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 1985. - 143 с.

5. Ботякова, Л. В. Краткий словарь понятий и терминов по профориентации [Текст] / Л. В. Ботякова, С. Н. Чистякова. - М.: АПН СССР, 1991.

6. Виленский, М. Я., Сафин, Р. С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей [Текст] / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. - М: Высшая школа, 1989. - 246 с.

7. Гаязов, А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы [Текст]: монография / А. С. Гаязов. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. - С. 124.

8. Гостев, А. Г., Дуранов, Е. М. Предпосылки и условия формирования профессионала- специалиста [Текст] / А. Г. Гостев, Е. М., Дуранов // Проблемы формирования направленности личности в педагогическом процессе: сб. науч. тр. -Челябинск, 1997. - 114 с.

9. Готская, И. Б. Готовность к профессиональной педагогической деятельности как результат функционирования образовательной программы [Текст] / И. Б. Готская, В. М. Жучков // Наука и школа. - 2001. - № 5. - С. 18-23.

10. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: ОПЦ«ИНТОР», 1996.-541 с.

11. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессиональной толерантности у чителя [Текст] / Поваренков, Ю. П. //Вестник томского педагогического университета. Психология. - 2005. - № 1. - С. 66-70.

12. Степанова, Г. А. Профессионально-педагогическая готовность студентов к физической реабилитации детей [Текст]:монография /Г. А. Степанова. - Сургут-Москва: СурГПИ, 2002. -310с.

13. Степанова, Г. А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса учащихся и студентов [Текст]: монография / Г. А. Степанова, Г. А. Булатова, Р. М. Гимазов. - Сургут: РИО СурГПИ, 2006. - С. 27-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.