Научная статья на тему 'Анализ реформирования системы аккредитации и стандартизации в соответствии с международными требованиями'

Анализ реформирования системы аккредитации и стандартизации в соответствии с международными требованиями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККРЕДИТАЦИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРЕБОВАНИЙ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ACCREDITATION / HARMONIZATION OF INTERNATIONAL REGULATIONS / STANDARDIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ардышева А. А.

Рассмотрен итог 2015 по прохождению процедуры подтверждения компетенции организаций. Итоги Росаккредитации по проведению проверок в органов по сертификации и испытательных лабораторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF REFORMING ACCREDITATION AND STANDARDIZATION IN ACCORDANCE WITH INTERNATIONAL REQUIREMENTS

The paper discusses the result 2015 for the passing of procedure of confirmation of competence of the organizations. The results of the accreditation Agency to audit in certification bodies and testing laboratories.

Текст научной работы на тему «Анализ реформирования системы аккредитации и стандартизации в соответствии с международными требованиями»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

УДК 50.01.81

АНАЛИЗ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ

А. А. Ардышева Научный руководитель - Е. А. Жирнова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Рассмотрен итог 2015 по прохождению процедуры подтверждения компетенции организаций. Итоги Росаккредитации по проведению проверок в органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Ключевые слова: аккредитация, гармонизация международных требований, стандартизация.

ANALYSIS OF REFORMING ACCREDITATION AND STANDARDIZATION IN ACCORDANCE WITH INTERNATIONAL REQUIREMENTS

A. A. Ardisheva Scientific Supervisor - E. A. Zhirnova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The paper discusses the result 2015 for the passing of procedure of confirmation of competence of the organizations. The results of the accreditation Agency to audit in certification bodies and testing laboratories.

Keywords: accreditation, harmonization of international regulations, standardization.

Процедура подтверждения компетентности, которую с определенной периодичностью должны проходить все аккредитованные лица. За 2015 год заявления на прохождение процедуры подтверждения компетентности подали около пяти тысяч организаций. На данный момент более 4500 из них завершили эту процедуру с положительным результатом, причем подавляющее большинство - без серьезных осложнений в ходе оказания государственной услуги. Не смогла подтвердить свое соответствие новым требованиям 51 организация [1].

Формально периодические проверки компетентности существовали и раньше в виде инспекционного контроля, однако механизмов привлечения к ответственности за отказ от прохождения этой процедуры не было. Многие аккредитованные лица пользовались этим пробелом в законодательстве и уклонялись от наших проверок. В настоящее время такой возможности у них уже нет, поскольку законом об аккредитации за это предусмотрена ответственность вплоть до лишения аккредитации. И эта мера работает: по итогам «первой волны» прохождения процедуры подтверждения компетентности около 1400 организаций были лишены аккредитации.

Подавляющее большинство из них - это испытательные лаборатории. Заново пройти аккредитацию и получить доступ на рынок они могут только через два года. Приведенные цифры говорят о том, что риск-ориентированный подход в контрольной деятельности полностью себя оправдал. В связи с этим уже есть определенные планы и на этот год. Проводится анализ, и выявляются новые группы риска среди аккредитованных лиц: это организации, выдавшие необоснованно большое количество сертификатов соответствия и протоколов испытаний; органы по сертификации, которые сотрудничали с недобросовестными испытательными лабораториями, а также испытательные лаборатории, которые сотрудничали с недобросовестными органами по сертификации. В результате был сформирован список из 57 организаций и запрошено поручение Правительства на проведение в отношении

Секция «Метрология, стандартизация и сертификация»

них проверок. Помимо внеплановых проверок по поручению Правительства, проводятся проверки на основании поступивших жалоб от граждан и организаций. Только в 2015 году Управлением контроля Росаккредитации было проведено более 1400 проверок, причем около 40 % из них - с выездом в организацию. Всего за время существования Росаккредитации было проведено около 3500 тысяч проверочных мероприятий [2].

Результатом этого комплекса мер стало значительное сокращение числа аккредитованных лиц. Сравните две цифры. По состоянию на 1 июля 2014 года, когда вступил в силу закон об аккредитации, в реестре аккредитованных лиц было 10800 организаций. Сейчас в реестре содержится информация о 7800 аккредитованных лицах. Получается, что только за последние полтора года рынок сократился почти на три тысячи организаций, или на 27 %. Эти цифры говорят о том, что ситуация в сфере оценки соответствия меняется в лучшую сторону. С рынка постепенно уходят организации, не соответствующие требованиям законодательства и не желающие работать по новым правилам. Остаются же те, кто хочет работать и двигаться в ногу со временем. Нормативного урегулирования требует и проблема с так называемыми «бегающими» лабораториями, которые отсутствуют по месту осуществления деятельности, указанному в реестре, но при этом продолжают выдавать протоколы. Такие случаи встречались в ходе проверок по поручению Правительства. Привязка к конкретному месту осуществления деятельности является критически важной, поскольку отсутствие организации по месту, не известному контрольно-надзорным органам позволяет допускать грубейшие нарушения законодательства, в том числе - выдачу протоколов без реального проведения испытаний и необоснованную выдачу сертификатов соответствия. Чтобы избежать такой ситуации и предотвратить возможный вред жизни здоровью граждан, предлагается установить административную ответственность за отсутствие аккредитованного лица по месту осуществления деятельности [3].

Еще одна проблема - это выдача документов организацией, аккредитация которой была прекращена по итогам контрольных мероприятий. На практике нередко происходит так, что Росаккреди-тация закрывает лабораторию, а выданные ей в период аккредитации протоколы обращаются на рынке, под них годами выдаются сертификаты. При этом эти протоколы фактически выдаются уже после прекращения действия аккредитации и оформляются задним числом, то есть на бумаге становятся выданными как бы в период действия аккредитации. С учетом того, что нет единого подхода к срокам действия подобных протоколов, получается, что недобросовестный бизнес продолжает извлекать доход уже после закрытия лаборатории. Поэтому Росаккредитация предлагает запретить выдачу сертификата соответствия в такой ситуации.

Библиографические ссылки

1. Официальный сайт Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации) [Электронный ресурс]. URL: http://fsa.gov.ru/ (дата обращения: 20.02.2016).

2. Итоги реформирования за 2015 Росаккредитацией [Электронный ресурс]. URL: http://fsa.gov. ru/news/index/show_id/1313/ (дата обращения: 20.02.2016).

3. Реформа системы аккредитации: практическая реализация [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rgtr.ru/press/point_of_view/20150115/doklad_shipova_22-12-2014/ (дата обращения: 20.02.2016).

© Ардышева А. А.,2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.