Научная статья на тему 'Актуальные вопросы реформирования системы аккредитации'

Актуальные вопросы реформирования системы аккредитации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
388
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККРЕДИТАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН ПО АККРЕДИТАЦИИ / РЕФОРМА / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ / АACCREDITATION / NATIONAL ACCREDITATION BODY / REFORM / CERTIFICATION BODY / NATIONAL ACCREDITATION SYSTEM FOR CERTIFICATION BODIES AND TESTING LABORATORIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Слепчук Ю.В., Горелова А.В.

Описываются причины проведения реформы системы аккредитации, а так же этапы формирования системы аккредитации в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Слепчук Ю.В., Горелова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF REFORMING THE ACCREDITATION SYSTEM

The reasons for the reform of the accreditation system, the stages of the accreditation system in Russia.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы реформирования системы аккредитации»

УДК: 349

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ

Ю. В. Слепчук, А. В. Горелова Научный руководитель - Ю. Г. Малахова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: yulia.slepchuk-job@yandex.ru

Описываются причины проведения реформы системы аккредитации, а так же этапы формирования системы аккредитации в России.

Ключевые слова: аккредитация, национальный орган по аккредитации, реформа, национальная система аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий.

ACTUAL ISSUES OF REFORMING THE ACCREDITATION SYSTEM

Y. V. Slepchuk, A. V. Gorelova Scientific Supervisor - Y. G. Malahova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: yulia.slepchuk-job@yandex.ru

The reasons for the reform of the accreditation system, the stages of the accreditation system in Russia.

Keywords: аaccreditation, national accreditation body, reform, certification body, national accreditation system for certification bodies and testing laboratories.

В настоящее время аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий в РФ осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).

Федеральная служба по аккредитации является государственным органом исполнительной власти, выполняющей функцию Национального органа России по аккредитации и напрямую подчиняющейся Минэкономразвития России [1].

Функцией Национального органа по аккредитации является: создание единой национальной системы аккредитации; контроль деятельности аккредитованных организаций; проведение аккредитации организаций; выдача бланков сертификатов соответствия; надзор за испытательными лабораториями; ведение реестров сертификатов, деклараций, органов по сертификации и испытательных лабораторий, аккредитованных лиц, экспертов, экспертных организаций [2].

Для получения аккредитации, органы по сертификации и испытательные лаборатории обращаются в Росаккредитацию. Помимо должностных лиц Росаккредитации к процессу аккредитации привлекаются независимые эксперты, прошедшие аттестацию в Росаккредитации и являющиеся специалистами в специальных областях знаний. По результатам прохождения процедуры аккредитации органам по сертификации и испытательным лабораториям выдаются аттестаты аккредитации. Аттестат аккредитации может быть приостановлен или отменен Росаккредита-цией в случае выявления нарушений в деятельности аккредитованной организации.

Говоря о том, почему возникла необходимость реформы, стоит указать на три основные группы проблем в старой системе аккредитации.

Первая группа проблем связана с отсутствием четких и конкретных требований к аккредитуемым лицам - органам по сертификации и испытательным лабораториям. Это означает, преж-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 2

де всего, субъективный подход к аккредитации. При наличии размытых критериев, которые можно трактовать в любую сторону, решение об аккредитации носит субъективный характер и полностью зависит от принимающего решение лица. Объективность таких решений оценить очень сложно. Следствием отсутствия четких требований к организациям, вступающим на рынок оценки соответствия, был допуск некомпетентных компаний на этот рынок.

Вторая группа проблем связана с отсутствием прозрачных и понятных механизмов аккредитации в связи с тем, что аккредитацию проводили экспертные организации, подчиненные различным отраслевым ведомствам. Не существовало общего механизма аккредитации, не было никакой логики в формировании стоимости работ по аккредитации. Более того, сам статус этих экспертных организаций, которые фактически занимались всеми процедурами аккредитации, не был определен. Кроме того, еще ряд проблем был связан с разрозненностью систем аккредитации, а именно: не было единого реестра организаций, прошедших аккредитацию (единого реестра аккредитованных лиц), существовала проблема многократного прохождения аккредитации в разных системах в тех случаях, когда деятельность организации затрагивала нормы разных систем.

Наконец, третья группа проблем - отсутствие контроля за деятельностью аккредитованных организаций. Не было единой информационной базы по контрольным мероприятиям, не было единых процедур контроля, не было механизмов борьбы с нарушителями. Недобросовестные организации работали на рынке оценки соответствия практически безнаказанно. Наличие большого количества некомпетентных органов по сертификации не позволяло формироваться нормальным конкурентным условиям работы и мешало функционировать тем организациям, которые были готовы работать честно.

Создание нового федерального органа исполнительной власти в 2011 году было связано с началом реформы системы аккредитации в стране. До 2011 года аккредитацией занимались - каждый в своей сфере - 8 министерств и ведомств. Государство пошло по пути централизации этой функции, ее передачи в «единые руки». Существование единого органа по сертификации - общемировая тенденция на сегодняшний день и подобным путем шли в свое время и европейские страны. Аккредитация - это механизм, который работает практически одинаково, поскольку к его функционированию предъявляются единые требования, установленные международными стандартами. И во всех развитых странах аккредитация отделена от каких-либо отраслевых интересов и обеспечивает независимую оценку компетентности организаций, функционирующих на рынке оценки соответствия [3].

Федеральная служба по аккредитации создавалась «с нуля». Очевидно, что перестроить всю систему отношений в этой сфере быстро было невозможно, поэтому проведение реформы было разбито на несколько этапов:

Этап 1. Организационный этап, создание Службы аккредитации, объединение разрозненных частей системы.

Этап 2. Формирование переходной модели системы на уровне подзаконных актов.

Этап 3. Внедрение переходной модели, ее «тестирование» и формирование итоговой модели, закрепленной федеральным законом.

Этап 4. Внедрение итоговой модели и получение международного признания.

Первый этап (1 ноября 2011г. - 1 июля 2012 г.) был связан с созданием Федеральной службы по аккредитации, решением первоочередных организационных вопросов. При создании Службы было объединено более 20 систем аккредитации, и их работоспособность требовалось поддерживать с первого момента. Поэтому изначально стояла задача создания коллектива, организации, которая могла бы быстро решать сложные задачи. Основной проблемой являлось не только наличие разных систем, но и отсутствие прозрачного и четкого регулирования того, как происходит аккредитация в этих системах.

На втором этапе реформирования была поставлена задача сформировать так называемую переходную модель системы аккредитации. Решить все задачи по созданию единой системы аккредитации сразу было невозможно, требовалась разработка и принятие Федерального закона. В то же время какие-то вопросы можно было урегулировать и через разработку и принятие подзаконных правовых актов - постановлений Правительства, приказов министерств и ведомств.

Именно эти документы были подготовлены на первом этапе и реализованы на втором этапе (с первого июля 2012 по 31 декабря 2012 года) реформы. Они позволили создать основу новой системы аккредитации: новые требования к аккредитованным лицам, новые процедуры аккредитации, новые инструменты контроля. Еще одной задачей второго этапа было информационное объединение всех существовавших систем аккредитации, в первую очередь - создание единого реестра аккредитованных лиц.

Третий этап реформирования системы аккредитации завершился 1 июля 2014 года. Задача третьего этапа - внедрить переходную модель и подготовить к вступлению в силу ту модель, которая будет соответствовать международным стандартам и которая является конечной целью реформы. Ключевым мероприятием для третьего периода являлось принятие Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и всех подзаконных актов, которые потребуются. Все эти документы были приняты и вступили в силу 1 июня 2014 года, проект Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» был принят Государственной Думой 18 сентября 2013 года в первом чтении [4].

В настоящее время осуществляется подготовка нормативной базы с целью получения международного признания российской национальной системы аккредитации. Это четвертый этап реформы. Финал этого этапа был запланирован на конец 2016 года, но еще не завершен. Работа по реформированию системы аккредитации в дальнейшем будет продолжена, как в рамках двусторонних отношений с отдельными членами Европейского сотрудничества по аккредитации (ЕА), так и с ЕА в целом [5].

Библиографические ссылки

1. Росаккредита-

ция. [Электронный ресурс]. URL:http://www.rospromtest.ru/content.php?id=51 (дата обращения 25.03.2017).

2. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. [Электронный ресурс]. URL: http://www.be5.biz/ekonomika/mkms/73.htm (дата обращения 25.03.2017).

3. Владимир Салматов. Создать прозрачный и добросовестный рынок оценки подтверждения соответствия // Журнал стандарты и качество. 2015. 2015. №10. 19с.

4. Реформа системы аккредитации в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL http://fsa.gov.ru/news/chief/show_id/883 (дата обращения 25.03.2017).

5. Об итогах и перспективах работы по сближению систем аккредитации России и Евро-

союза. [Электронный ресурс]. URL:http://www.rgtr.ru/press/point_of_view/20151221/raboty_po_sblizhen iyu_sistem_akkreditatsii_rossii_i_evrosoyuza/ (дата обращения 25.03.2017).

© Слепчук Ю. В., Горелова А. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.