АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
М.М.-Б. Ахриева, студент
Ингушский государственный университет
(Россия, г. Магас)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-7-15-17
Аннотация. Одним из важнейших направлений развития экономики России является ее цифровизация. Национальная программа «Цифровая экономика» - платформа, позволяющая создать новую схему отношения между страной, бизнесом и научным сообществом. В данной статье проведен анализ эффективности национального проекта «Цифровая экономика» и выявляются проблемы и возможные перспективы ее развития.
Ключевые слова: экономика, цифровизация, цифровая экономика, государственная программа, анализ, нацпроект.
«Цифровая экономика» - это хозяйственная деятельность, где ключевой фактор производства - это информация в цифровом формате. Благодаря цифровой экономике происходит формирование информационного пространства, которое учитывает потребности населения в получении качественных и достоверных сведений, развитие информационной инфраструктуры России, создание и применение отечественных информационно-
телекоммуникационных технологий, а также формирование новой технологической основы для социальной и экономической сферы.
В мае 2018 года издан Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ предусматривал реализацию на период до 2024 года 12 национальных проектов. Одним из них является проект «Цифровая экономика». Основными задачами данного проекта являются: создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе к каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий; создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок; обеспечение инфор-
мационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства; создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития; внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
В 2019 году Российская Федерация в рамках определения ключевых приоритетов социально-экономического развития страны был обнародован национальный проект «Цифровая Экономика», планируемые расходы на который составили 1634,9 млрд. рублей, что весьма существенно для российского бюджета. Финансирование программы будет осуществляться на протяжении всего периода реализации, причём имеет место неравномерность распределения средств по годам реализации. На рисунке представлена диаграмма, которая подтверждает данный вывод.
5ОО ООО дсп ППП 455 205
ADD ППП
зсп ППП
эпп nnn 305269
•JRD ППП 258 015 233 394
9ПП ППП 184 451 198570
15О ООО 1ОО ООО 5О ООО 0 i= 1 1 1 1
2019 2020 2021 2022 2023 2024
Рисунок. Финансовое обеспечение реализации национального проекта
«Цифровая экономика»
Направления финансового обеспечения реализации национального проекта «Цифровая экономика»:
1. федеральный проект «Информационная инфраструктура» -772,4 млрд руб
2. федеральный проект «Цифровые технологии» - 451,8 млрд руб.
3. федеральный проект «Цифровое государственное управление» - 235,7 млрд руб.
4. федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» - 143,1 млрд руб. млрд руб.
5. федеральный проект «Информационная безопасность» - 30,2 млрд руб.
6. федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» - 1,7 млрд руб.
По данным Министерства финансов РФ, исполнение расходов федерального бюджета на проведение национального проекта «Цифровая экономика» в 2020 году составило 97%. Это меньше по сравнению со всеми нацпроектами вместе взятыми, бюджет по которым исполнен на 97,4% (2,149 трлн рублей) от плановых значений.
Показатель исполнения бюджета «Цифровой экономика» оказался одним из худших наряду с проектами «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской иници-
ативы» (96,9%), «Здравоохранение» (96,2%) и «Образование» (86,4%).
Ограниченное исполнение бюджета в рамках «Цифровой экономики» также отмечалось в 2019 года году. Так, по итогам 2019 года этот проект также продемонстрировал низкий уровень исполнения бюджета среди всех других нацпроектов. Согласно данным Счетной палаты, по состоянию на 28 декабря 2019 года уровень исполнения расходов «Цифровой экономики» составил 53,6%. С учетом того, что в 2019 году на этот нацпроект из бюджета было выделено 108 млрд рублей, без реального финансового обеспечения остались его элементы на 57,9 млрд рублей.
В 2020 году Минцифры выступило с предложением кардинального изменения «Цифровой экономики», подготовив список изменений почти в каждом из входящих в ее состав федеральных проектов, включая «Цифровые технологии».
Расширился круг мероприятий данного проекта. В частности, основная цель реализации национального проекта - создание безопасной и устойчивой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, которая в перспективе должна обеспечить высокоскоростную передачу, обработку и хранение больших массивов данных. Основной тренд современной российской стратегии в области реализации планов по созданию цифровой экономики РФ сводится, по сути дела, к формирова-
нию институциональной среды - создание правовых, организационных и финансовых условий для развития отечественной цифровой экономики. Еще одним значимым и обязательными компонентами являются достижения науки и распространение высоких технологий, которые необычайно расширили потенциал своего практического применения, а также абсорбционный потенциал наших предприятий.
Инвестиции, вложенные сегодня в развитии цифровой экономики (как частные, так и государственные) уже завтра смогут автоматически потянуть за собой на порядок больше денег частных компаний. При этом понесённые фактические затраты окупятся за сравнительно небольшой период времени. Предполагается, что положительную роль в данном процессе сыграют ожидаемая высокая производитель-
высокотехнологичных кластеров по производству интеллектуального продукта.
Таким образом, основной массив развития цифровой экономики в рамках данной программы состоит в построении информационной инфраструктуры (технического обеспечения). Для этого необходимо обеспечить создание и совершенствование новых информационных технологий. В свою очередь, для создания новых цифровых технологий необходимо обеспечить нормативное регулирование данной сферы, а также необходимо осуществить вложения в человеческий капитал с целью создания новых технологий, реализация которого будет обеспечена федеральным проектом «Квалифицированные кадры» (финансирование с 2019-2020 гг. составит 143 088 млн. рублей или 9% общего объема Программы).
ность труда, развитие внутрирегиональных
Библиографический список
1. «Цифровая экономика» РФ: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - https://digital.gov.ru/
2. Счетная палата Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - https://ach.gov.ru/.
3. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. -https://rosstat.gov.ru/.
ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE STATE PROGRAM «DIGITAL ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION»
M.M.-B. Akhrieva, Student Ingush State University (Russia, Magas)
Abstract. One of the most important directions of the development of the Russian economy is its digitalization. The national program "Digital Economy" is a platform that allows you to create a new scheme of relations between the country, business and the scientific community. This article analyzes the effectiveness of the national project "Digital Economy" and identifies problems and possible prospects for its development.
Keywords: economy, digitalization, digital economy, state program, analysis, national project.