Научная статья на тему 'Управление общественной средой в виртуальном пространстве'

Управление общественной средой в виртуальном пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / БИОМЕТРИЧЕСКАЯ АУТЕНТИФИКАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буряков Геннадий Александрович

В статье рассматриваются вопросы предиктивной реализации национального проекта «Цифровая экономика», формирования инфраструктуры, развития общественной среды, трансформации деятельности органов управления в адаптивные цифровые платформы, применения искусственного интеллекта, идентификации посетительских потоков и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление общественной средой в виртуальном пространстве»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 336

Буряков Геннадий Александрович,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента,

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал в г. Шахты), ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Шахты, Российская Федерация.

Buryakov Gennady Alexandrovich,

Doctor of Economics, Professor,

Professor of the Department of Economics and Management,

Institute of the Service Sector and Entrepreneurship (branch in the city of Shakhty),

Don State Technical University,

Shakhty, Russian Federation.

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ СРЕДОЙ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ MANAGEMENT OF PUBLIC ENVIRONMENT IN VIRTUAL SPACE

В статье рассматриваются вопросы предиктивной реализации национального проекта «Цифровая экономика», формирования инфраструктуры, развития общественной среды, трансформации деятельности органов управления в адаптивные цифровые платформы, применения искусственного интеллекта, идентификации посетительских потоков и др.

Ключевые слова: цифровизация, государственное управление, цифровая экономика, виртуальное пространство, искусственный интеллект, идентификация, биометрическая аутентификация, цифровая трансформация систем.

The article deals with the issues of predictive implementation of the national project «Digital Economy», the formation of infrastructure, the development of the social environment, the transformation of government activities into adaptive digital platforms, the use of artificial intelligence, the identification of visitor flows, and others.

Keywords: digitalization, government, digital economy, virtual space, artificial intelligence, identification, biometric authentication, digital transformation of the system.

ВВЕДЕНИЕ

Век информатизации меняет подходы к управленческим процессам, формируются современные механизмы пространственного развития территорий и отраслей экономики. Использование современных цифровых технологий нацелено на стратегическое развитие и поиск прорывных направлений социально-экономических направлений. Управление общественной средой осуществляется на основе нормативно-законодательной базы, был принят Федеральный закон № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014, в феврале 2019 году Правительство утвердило Стратегию пространственного развития Российской Федерации до 2025 года. Документ готовился в Министерстве экономического развития (МЭР) департаментом стратегического развития и инноваций. Михаил Дмитриев, президент партнерства «Новый экономический рост» констатирует, что экспертная команда под его руководством закончила разработку сценариев пространственного развития, которые выполнялись по заказу Министерства экономического развития [1].

В рамках национального проекта «Цифровая экономика» правительство России определило девять ключевых технологий, каждая из которых способна полностью поменять правила игры сразу в нескольких отраслях экономики — потому их и называли «сквозными». По каждой из них должен быть написан пошаговый план их развития в нашей стране и мер их поддержки — дорожная карта.

В сентябре 2018г. проект паспорта национальной программы «Цифровая экономика» рассматривался на заседании президиума по стратегическому развитию и национальным проектам. Его общая стоимость — 3,5 трлн. руб., из которых 2 трлн. руб. за 2018-2024 гг. должен потратить федеральный бюджет. 820 млрд из них найдены — эти деньги уже были предусмотрены на информатизацию госорганов [2]. Под ней подразумевается организация рабочих мест сотрудников министерств и ведомств, обеспечение их связью, развитие их собственных IT-систем и поддержку государственных информационных систем (ГИСы), объясняет директор центра компетенций по импортозамещению в IT-сфере

123

Илья Массух. Также в сумму бюджетных расходов входят деньги на развитие системы «Мир» и удостоверение личности через нее — больше 110 млрд руб. Еще 1,5 трлн. руб. чиновники планируют привлечь у бизнеса [3].

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

В рамках формирования цифрового пространства речь идет о формировании общенациональной архитектуры современной экономики и трансформации государственного управления, совокупности цифровых данных, обеспечивающей семантическую возможность общения систем и в равной степени отвечающей потребностям бизнеса и государства. При этом базовые государственные реестры должны быть приведены в порядок за два года. Вторым элементом должна стать цифровая идентичность и формирование единой среды доверия на основе полноценного «цифрового резидентства» каждого субъекта и объекта экономики. Третьим столпом цифровизации должно стать регулирование базы данных, включая общедоступные. Предиктивная реализация национального проекта «Цифровая экономика» найдёт отражение в системах государственного управления и совершенствовании процессов преобразования общественного пространства. РЕЗУЛЬТАТЫ

Ключевой задачей цифровизации является обеспечение свободного доступа к государственным данным за счет широких платформенных решений с открытым кодом. «Без здоровой конкуренции, без недискриминационного доступа к данным, строительства новых вертикально интегрированных государственных холдингов на монопольном доступе к данным, которое предоставляется в силу закона, — это явление для экономики, мягко говоря, не сильно хорошее. Я вижу эту опасность», — подчеркнул первый вице-премьер Максим Акимов, курирующий вопросы цифровизации.

В общей сложности до 2024 года на цифровизацию российской экономики будет выделено из федерального бюджета 1,08 трлн. руб. Самой дорогой программой станет информационная инфраструктура — 413,4 млрд руб., еще 282 млрд будет потрачено на цифровые технологии, 226,4 млрд руб. — на цифровое государственное управление, 139 млрд руб. — на кадры для цифровой экономики, 18 млрд руб. — на информационную безопасность, 1,6 млрд руб. — на подготовку нормативного регулирования [4].

По словам министра Министерства связи и массовых коммуникаций Константина Носкова, цифровой национальный проект должен стать ядром, обеспечивающим базовые условия и инфраструктурные возможности для трансформации других областей [4]. При этом отраслевые цифровые инициативы (сельское хозяйство, промышленность, транспорт и логистика и энергетика) будут реализовываться профильными ведомствами самостоятельно, а программы по цифровизации здравоохранения и образования войдут в профильные национальные проекты. Собственные программы будут разрабатываться на региональном уровне, а на наднациональном — координироваться с цифровой повесткой Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Ключевая задача — это переход к управлению, основанному на данных. При этом меняется культура взаимодействия, надо учиться принимать решения, точнее прогнозируя их последствия. Однако в России в финансово-экономическом обосновании считаются только затраты бюджета, но никогда не ставится вопрос о последствиях реализации закона. В то же время много оперативных решений — государственные услуги, субсидии, где надо просто проверить документы, — могут приниматься в принципе без участия человека и гораздо быстрее.

По мнению научного руководителя курса подготовки руководителей цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer — CDTO), вице-президента Центра стратегических разработок Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС Марии Шклярук, чтобы получить интерпретируемые, верифицированные данные и начать с ними работать, нужно совершенствовать всю инфраструктуру [5]. В России часто даже лидеры цифровой трансформации работают на старой инфраструктуре и оказываются в заложниках старых архитектурных решений. В цифровизации нет вертикали, только горизонтальные процессы, которые в конце приводят к принятию решения или получению информации, генерируя при этом данные.

С цифровизацией государственного управления сложно: нет четкого понимания, каковы должны быть критерии измерения успешной деятельности и сложность расчётов (измерения) предполагаемых критериев. Важно увидеть в гражданине не только клиента, но и заказчика и одновременно балансировать: с одной стороны, нужно поддерживать отечественный бизнес, импортозамещение, с другой — инвестиции, а с третьей — нужно, чтобы граждане были довольны.

Первый вице-премьер Максим Акимов отметил на Гайдаровском форуме, прошедшем с 15 по 17 января 2019 г., что ключевая проблема управления на основе данных — это не оказание государственными чиновниками услуг в цифровом пространстве, а когда за счет прозрачности финансов, закупок, будет видно, куда деньги уходят, сократится коррупционная рента [5].

124

Цифровизация государственного управления направлена, в том числе, на совершенствование процессов преобразования общественного пространства. Президент России поставил задачу — к 2024 году российские города должны кардинально преобразиться, изменить свой облик в пользу комфортных районов и кварталов. Это потребует перезагрузки всей системы жилищного строительства: от реформы финансирования отрасли и поиска новых земель под застройку до внедрения современных стандартов и подготовки новых профессиональных кадров.

Отвечать за преображение городов будут институты развития под контролем российской государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк). Современный город не может развиваться без современных жилых кварталов и общественных пространств. Эту часть на себя берет Акционерное общество «ДОМ.РФ» (до недавнего времени — АО «АИЖК»), сформировавшее за последние годы отличные компетенции и возможности. Новый вызов для федеральной корпорации по развитию МСП — добиться успеха в том, как обустроить улицу, чтобы дать новые возможности для малого и среднего бизнеса. Принятие иностранного туриста для города — это оказание экспортной услуги, и здесь огромная работа предстоит Российскому экспортному центру. А Внешэкономбанк будет крупным капиталом там, где это необходимо», — разграничил зоны ответственности между институтами развития, для которых тема развития городской экономики является общей, председатель Внешэкономбанка Игорь Шувалов [6].

Первоочередной задачей институтов развития станет привлечение инвестиций со стороны бизнеса для развития городов, инфраструктурные проекты, которые могут вдохнуть новую жизнь в малые города. Так, благодаря запуску скоростного железнодорожного сообщения с Москвой в Иваново разместились структурные подразделения крупных федеральных компаний, которые, по словам губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского, принесли в регион инвестиции, налоговые отчисления и новые рабочие места.

Другой важной задачей станет создание общих стандартов развития территории городов. «Развивая наши города, осваивая новые территории, необходимо стимулировать такую застройку, которая бы отвечала всем запросам и потребностям граждан, семей с детьми, пожилых людей. Так называемые выселки, как у нас в народе говорят, откуда просто не добраться до школ, больниц, поликлиник и детских садов, никому не нужны», — говорил президент Владимир Путин на расширенном заседании Государственного Совета России в Казани 18.02.2019 г. Он призвал к пересмотру градостроительных норм, чтобы сделать их прозрачными и удобными не только для застройщиков, но и для людей. «Для этого мы и внедряем Стандарт развития городских территорий», — заявил Владимир Путин [6].

«Стандарт комплексного развития территорий» — это методический документ, содержащий рекомендации и готовые решения по застройке территорий. Документ разрабатывается с 2016 года по поручению председателя правительства России единым институтом развития в жилищной сфере — Акционерным обществом «ДОМ.РФ» и КБ «Стрелка» при поддержке Министерства строительства России. Одним из первых пространств, где будут применены новые стандарты, станет Октябрьский остров в г. Калининграде.

«Сейчас мы вместе с компанией ДОМ.РФ и КБ Стрелкой сделали мастер-план, там большой консорциум иностранных и российских архитекторов. Это огромное пространство в центре города. Мы хотим, чтобы это действительно была красивая территория, уникальная, которая будет гордостью нашей страны», — прокомментировал губернатор Калининградской области Антон Алиханов [6].

Оценкой этой работы станет улучшение позиций города и региона в Индексе качества городской среды, разработанном Минстроем России и компанией ДОМ.РФ совместно с КБ «Стрелка». Индекс включает много показателей: работа общественного транспорта, доступность социальных услуг, и отношение горожан к своему городу

Сегодня благоприятной средой сможет похвастаться каждый четвертый город России. К 2024 году доля городов с неблагоприятной средой должна уменьшиться вдвое. Методика формирования индекса качества городской среды должна быть утверждена в первой половине 2019 года, его показатели будут учитываться при распределении субсидий на поддержку региональных и муниципальных программ формирования современной городской среды. Население должно стать не только основным арбитром в оценке работы властей и правительства по созданию комфортной городской среды, но и её основной движущей силой.

Во всех российских регионах создадут центры компетенций по благоустройству городов, а индекс качества городской среды должен быть синхронизирован с требованиями всех национальных проектов: «Экология», «Безопасность», «Малое и среднее предпринимательство». Индекс качества городской среды разработан Министерством строительства, акционерным обществом ДОМ.РФ с привлечением КБ «Стрелка» и включает около 30 критериев.

Изменение индекса качества городской среды заложено среди показателей, указанных в национальном проекте «Жилье и городская среда», на который предусмотрено выделение более 891 млрд руб. в

125

течение шести лет. К 31 декабря 2024 года планируется реализовать не менее 90 % мероприятий проекта по благоустройству дворовых, общественных территорий и мест массового отдыха по программам комфортной городской среды.

Первоначально распределение городов по рейтинговым спискам на базе индекса было проведено в 2018 году По мнению вице-премьера Мутко, около 80 % городов имеют неблагоприятную общественную среду, поэтому для повышения качества городской среды для 450 городов будет выделено около 268 млрд рублей, в т. ч. 239 млрд рублей из федерального бюджета [7].

Индекс городской среды устанавливается на основе анализа пространственной инфраструктуры, в т.ч. жилья; сегмента общественно-деловой конфигурации и прилегающих территорий; социальной, до-суговой конфигурации и прилегающих территорий, зелёных зон; благоустройства набережных; уличной и общегородской конфигурации. Оценка проводится на основе критериев безопасности, комфорта, экологичности, идентичности и разнообразия, современности общественной среды.

Кроме того, во всех российских регионах создадут центры компетенций по благоустройству городов. Такие центры уже созданы в десяти регионах.

«Москва стала настоящей законодательницей мод по качеству и комфорту городской среды и задает стандарт развития современных мегаполисов», — заявил президент России [7].

Администрации постепенно трансформируются в адаптивные цифровые платформы, осваивая современные бизнес-технологии, применение которых позволяет строить экономику знания и доверия.

Во всех субъектах России утверждены региональные проекты по развитию цифровой экономики, сообщил заместитель директора департамента координации и реализации проектов по цифровой экономике Министерства связи и массовых коммуникаций Юрий Зарубин [8]. Проекты разработаны по рекомендациям ведомства, паспорта проектов были подписаны главами регионов либо руководителями региональных правительств.

Например, на цифровизацию экономики Ростовской области в 2019 году планируется направить 190 млн. рублей. На ближайшие шесть лет на реализацию в регионе национального проекта «Цифровая экономика РФ» предусмотрено 1,8 млрд рублей, в т. ч. создание информационной инфраструктуры социальных объектов. В 2019 году на Дону к Интернету планируется подключить 1032 ФАПа, 849 школ и 53 организации среднего образования. По данным областных властей, на данный момент к сети уже подключены все 355 государственных и муниципальных медучреждений региона [9].

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв отметил, что в регионе успешно развивается программа «Цифровое Подмосковье». На инвестиционном форуме Сочи-2019 Московская область презентовала проект «Центр управления регионом», где было представлено 30 сервисов в таких сферах как здравоохранение, образование, социальная помощь, ЖКХ, государственные услуги, Интернет-портал Московской области «Добродел».

Любое избыточное присутствие чиновника, отсутствие четкого алгоритма действий ведет к волоките и разного рода проблемам. Задача государственного управления в регионе — оцифровывать услуги, делать так, чтобы они были абсолютно понятны и удобны каждому жителю. В Московской области применяется IT-платформа сервиса «Добродел», который помогает решать множество задач. В системе «Добродел» зарегистрирован каждый десятый житель Подмосковья. На портале голосуют за дороги, дворы, общественные пространства, которые необходимо включить в областные программы ремонта и реконструкции, а каждый пользователь может проследить весь путь своего обращения. «На портале «Добродел» каждую неделю прибавляется по 15-16 тыс. человек. В 2018 г. количество регистраций было 5-7 тыс. в неделю. К концу первого полугодия 2019 г. ожидается около 1 млн. активных участников», — отметил Губернатор Московской области Андрей Воробьев [10].

«Московская область является одним из лидеров цифровизации. Я не перестаю удивляться с какой скоростью здесь вводят все новые и новые сервисы. Начали со строительства и вот через месяц пошли на ЖКХ, потом — образование и так далее. Этот опыт является одним из самых продвинутых опытов в стране», — поделился наблюдениями президент правления ПАО «Сбербанк России» Герман Греф [10].

«Мир становится прозрачнее из-за массового внедрения современных технологий. Вместе с тем, есть понимание, что эти технологии пришли к нам чуть раньше, чем это было бы уместно, и социум еще недостаточно созрел для их использования. Уж очень высок потенциал новых технологий в области контроля над личностью и высока опасность злоупотреблений ими как со стороны отельных людей, так и со стороны коммерческих или государственных институтов», — рассказал аналитик MForum analytics Алексей Бойко [11].

Виртуальное пространство — всего лишь одна из областей, где осуществляется сбор и анализ персональных данных. С развитием машинного обучения и программ искусственного интеллекта на базе нейросетей у государства и крупного бизнеса появилась возможность обрабатывать информацию с камер видеонаблюдения, данные мобильных операторов, и таким образом анализировать передвижение и поведение людей уже в реальном мире.

126

В России сорок городов станут пилотными площадками для тестирования новых технологий федерального проекта «Умный город» — об этом 16 октября 2018 года сообщил министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйство Российской Федерации совместно с ОАО «Ростелеком» разрабатывают биометрическую систему распознавания лиц [11].

Еще одним важным источником данных о гражданах стали смартфоны, которые передают информацию об абонентах не только операторам мобильной связи, но и десяткам других компаний через приложения. Если объединить вместе разные базы данных, то заинтересованная государственная или коммерческая структура может получать информацию о пользователях в режиме 24 на 7, причем эта информация будет очень подробная и детальная — начиная от городского маршрута, съеденной еды, сделанных покупок, потраченных калорий и денег, и заканчивая результатами запросов поиска в Интернете каждого обследуемого клиента.

Возможно, в перспективе, произойдет передача искусственному интеллекту все большего числа государственных, причем, даже надзорно-силовых функций. Это может радикально видоизменить общественное устройство и снизит риск злоупотребления доступом к конфиденциальной информации.

Правительствам необходимо активнее выстраивать механизмы этичного применения искусственного интеллекта (ИИ) и повышать доверие населения к технологии — такие выводы представлены в отчете «Взгляд населения на использование ИИ в работе государства: сравнительный анализ цифровых государственных услуг», подготовленном по результатам исследования БСО.

«Искусственный интеллект способен трансформировать государственную политику, изменить структуру оказания услуг и принести огромную пользу гражданам, — утверждает Мигель Карраско, старший партнер БСО и один из авторов отчета. Однако, чтобы полностью реализовать преимущества ИИ, требуется больше усилий, направленных на завоевание и укрепление доверия к ИИ среди населения. Добиться успеха можно только, если государство, граждане и бизнес будут вместе вырабатывать механизмы ответственного и этичного применения ИИ». Чтобы узнать больше о том, как люди относятся к использованию ИИ в работе государственных органов, компания БСО опросила более 14 тыс. интернет-пользователей из 30 стран мира [12].

; ¿¿.¿к «к

«К-<ЮХ~4К- ИХ-1И-™-Г-----

---V- ш да

<4 0 4!

Л* ЗМ п гк 2Т1

1В1

\ I 11 1 I I м 11 М М * 1 I I I I

* I Н * 3 Д & 4 I 4 \ \ I ! §1 I- 1 £ *

I £

Шс Частота использования государственных услуг в разных странах [12]

Отчет поднимает вопросы, вызывающие наибольшую озабоченность среди граждан, — это этичность применения систем ИИ и их возможное влияние на рынок труда. Так, 32 % опрошенных обеспокоены возможными проблемами, связанными с этичностью применения систем ИИ, 31 % выразили тревогу в связи с непрозрачностью решений, принимаемых ИИ, 61 % респондентов волнует то, как применение ИИ повлияет на количество рабочих мест, а еще 58 % уверены, что для сохранения рабочих мест необходимо подключить механизмы государственного регулирования.

Участники опроса положительно оценивают примеры использования ИИ в вопросах налогообложения и социального обеспечения, помощи при оказании услуг, выявлении мошенничества и несоблюдения законов. Однако уровень поддержки респондентов снижается, если речь идет о применении ИИ в системе правосудия и сфере здравоохранения. Например, 71 % участников опроса одобрили использование ИИ при оптимизации дорожного движения, при этом 51 % не согласны с использованием ИИ для определения виновности в ходе уголовных процессов. Уровень поддержки применения систем искусственного интеллекта сильно зависит от уровня доверия жителей по отношению к правительству своей

127

страны. Анализ показал, что жители стран, выразившие наибольшую поддержку ИИ — Индия, Китай, Индонезия и ОАЭ, они также больше доверяют своему правительству. В стремлении повысить эффективность и улучшить результат государственных услуг, правительствам следует осторожнее выбирать методы активного продвижения ИИ. Если они смогут прозрачно донести до граждан направления и способы применения ИИ в своей работе, это поможет повысить оправданность использования технологии в глазах населения и снизит обеспокоенность людей возможными негативными последствиями применения механизмов ИИ.

Согласно результатам опроса, Россия входит в Топ-10 стран выборки по интенсивности использования цифровых государственных услуг и по темпам роста занимает третье место, опережая среднемировой уровень почти втрое, 42 % против 15 %. В среднем россияне используют 9,1 тип государственных услуг в электронной форме, обгоняя жителей Нидерландов (8,2) или Швеции (8,8), но уступая занимающей первое место Индии (14,5) или Аргентине (11) и многим странам Азии. 47 % респондентов из России используют электронные государственные услуги минимум раз в неделю, и это довольно высокий показатель в выборке [12].

Наиболее часто граждане прибегают к государственным услугам для оплаты налогов и штрафов, в поисках официальной статистики и «свежей» информации о погодных условиях или дорожной ситуации (84 %), а также по вопросам трудоустройства (73,8 %) и здравоохранения (68,9 %). «Усилия региональных и федеральных властей по цифровизации уже приносят свои плоды: 92 % респондентов отметили улучшение качества услуг за последние 2 года, а 20 % респондентов из России оценили качество услуг, предоставляемых государством, выше, чем услуги и решения, предоставляемые честным сектором. Это выдающийся результат. Для сравнения: в Швеции отдают преимущество государственным услугам 10 %, а в Канаде — лишь 1 % респондентов», — отметил управляющий директор, глава экспертной практики по работе с государственным сектором в СНГ Сергей Перапечка [12].

В то же время, выявлено глобальное снижение уровня удовлетворенности предоставляемыми государственными услугами, в отдельных случаях до -20 % по сравнению с 2016 г. В России этот показатель снизился незначительно — с 53 % до 51 %. В этом контексте стоит более активно развивать электронные услуги, связанные с высокой социальной значимостью, например сферой недвижимости и публичных реестров (прав собственности) либо медициной. Константин Полунин, партнер-эксперт практики по работе с государственным сектором в России, подчеркнул, что искусственный интеллект на службе государству может принести огромную пользу гражданам: «Его применение в сфере здравоохранения, управления дорожным движением, борьбы с коррупцией в государственных закупках уже широко распространено, например, в Сингапуре. Чтобы реализовать преимущества ИИ в России, потребуется решить несколько задач: внедрить необходимые технологии, наладить обмен данными между разными госструктурами и добиться укрепления доверия к ИИ среди населения. Успех придет только при условии совместной работы государства, граждан и бизнеса, направленной на создание механизмов ответственного, безопасного и этичного применения ИИ».

Россия оказалась среди стран с невысокой поддержкой применения ИИ в сфере государственных услуг: преимущество тех, кто высказывается за технологию (36-41 % для разных возрастных групп), над теми, кто выступает против нее (18-23 %), составляет всего 18 % против 53 % в Индии и 42 % в Китае. Так, в России 35 % опрошенных обеспокоены возможными проблемами, связанными с этичностью применения систем ИИ, против 32 % в среднем по миру, а также 35 % выразили тревогу из-за непрозрачности решений, принимаемых ИИ, против 31 % в среднем по миру, еще 32 % россиян усомнились в способности ИИ формировать точные результаты и корректный анализ. При этом запрос на регулирование ИИ для защиты рабочих мест в России озвучили 56 % респондентов, а 32 % отметили, что современная система образования не позволяет готовить детей к рынку труда будущего. Порядка трети респондентов выражают сильную обеспокоенность возможной угрозой потери работы, в частности в госсекторе, в связи с внедрением ИИ. Участники опроса выступили за использование ИИ в вопросах налогообложения и социального обеспечения (55 % опрошенных в России), получения «живых данных» (53 %), а также предиктивной аналитики для обслуживания оборудования (53 %). Меньше всего россияне готовы доверить ИИ принятие решений в области правосудия (48 % против), а также формирования рекомендаций по медицинскому лечению (33 %) [12].

Механизм Искусственного интеллекта (ИИ) в нашей стране применяется. Так, в крупных городах и в столице России применяются системы видеонаблюдения, объединенные в масштабе городской среды посредством анализа и сравнения через механизм распознавания лиц, что даёт возможность к повышению безопасности проживающих граждан и ограждению их от действий злоумышленников. В случае выявления по системе видеонаблюдения лиц, совпадающих с базой данных преступников, на поисковую систему полиции автоматически отправляется оповещение [13]. Для поддержания данной системы распознавания лиц в 2019 году уже обновлены 40 % из 162 тыс. городских видеокамер. Ранее запущенный в транспорте и на стадионах пилотный проект признан успешным. На видеонаблюдение в 2019

128

году городские власти запланировали 7,5 млрд руб. Эксперты поясняют, что современный софт распознает лица с точностью 95-99 % с помощью обычных камер [14].

В пресс-службе столичного департамента информационных технологий уточнили, что вместо старых камер (с разрешением 704 x 576 точек) ставится HD-техника (1280 x 720 точек); всего необходимо заменить 100 тыс. устройств. Глава столичной полиции Олег Баранов сказал, что системы видеонаблюдения уже позволили раскрыть 27 убийств, 165 разбоев и 300 грабежей, не уточнив, впрочем, применялись ли для этого системы распознавания лиц. Отметим, что такие технологии ранее опробовались на столичных вокзалах и стадионах, а в городском метрополитене пилотный проект по распознаванию лиц стартовал в марте 2019 года в преддверии чемпионата мира по футболу. Тогда в станциях московского метрополитена установили оборудование стоимостью 3 0 млн. руб. и софт, наделённый функцией распознавания на основе сравнения лиц с образцами из загруженной базы федерального розыска. Система сравнения осуществляет распознание со скоростью порядка 20 операций в секунду.

В департаменте информационных технологий (ДИТ) московской мэрии рассказали, что распознавание лиц тестируется с 2017 года примерно на 1,5 тыс. городских камер, использовались в основном уличные камеры для обеспечения безопасности во время массовых мероприятий. В Москве действует новая система видеонаблюдения: предыдущая, стоимостью 7 млрд руб., установленная в бытность мэра Юрии Лужкове, была заменена после выявления установленных муляжей вместо камер в подъездах многоэтажных домов. В 2013 году в мэрии решили создать систему по новым принципам, закупая не видеокамеры, а картинку у трех сторонних операторов [14].

В российской государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехе» сообщали, что во время чемпионата мира с помощью 500 камер и технологии распознавания лиц FindFace Security от компании-разработчика NTechLab, было задержано 180 правонарушителей из федеральных баз данных. В департаменте информационных технологий (ДИТ) уточнили, что в Москве задержано 98 человек, при этом системы распознавания лиц были смонтированы при входе на стадионы «Лужники», «Спартак» и зону болельщиков на Воробьевых горах. В ведомстве пояснили, что полицейским выдавали смартфоны, на которые приходили оповещения при попадании в камеры «лиц, схожих с портретами из баз розыска».

Российская группа компаний, разработчик инновационных систем в сфере биометрии и высококачественной записи, обработки и анализа аудио-видео информации, синтеза и распознавания речи («Центр речевых технологий») поясняет, что современный софт может идентифицировать человека даже с уличной камеры, висящей под углом до 30 градусов: при условии, что при съемке на картинке на лице человека между глазами будет 30-40 пикселей. Разработка компании «ЦРТ» внедрена в городской системе видеонаблюдения г.Санкт-Петербурга, где обеспечивается 99 % точности в распознавании лиц на лучших камерах, заверяет он. В NTechLab говорят о 95-процентной точности при скромных технических требованиях к камерам (720 х 576 точек при 15 кадрах в секунду; изображение лица в 60 х 60 точек). Углы подвеса и освещенность не играют принципиальной роли, больше всего для распознавания в городской системе подходят камеры в подъездах. Согласно порталу открытых данных мэрии, таких камер насчитывается 100 тыс. В ДИТ сообщили, что передовые системы распознавания лиц дают не более одной ошибки на 10 млн. просканированных лиц. В бюджете Москвы на 2019 год на городскую систему видеонаблюдения выделено 7,5 млрд руб.; еще 6 млрд руб. выделены общегородским центрам обработки данных [14].

Система видеонаблюдения может использоваться для мониторинга горожан, входящих в подъезды жилых домов. Если один и тот же человек появляется каждый день, система решит, что он там живет. Если гражданин бывает редко, его определят как гостя. Путем анализа можно понять, что в подъезде почему-то слишком много проживающих. Это может означать, что есть «резиновые» квартиры и если присутствует много чужих людей — в подъезде могут быть незаконные хостелы, это сигнал для правоохранительных органов.

Концерн «Калашников» планирует запустить пилотные проекты по оснащению российских жилых комплексов системой распознавания лиц. Глава концерна Владимир Дмитриев выразил мнение, что систему распознавания можно распределять по территориям около строящегося здания. Планируется, что устройство будет выглядеть, как небольшие датчики.

По мнению участников рынка, хотя технология и призвана повысить комфорт для проживания, высокий уровень безопасности жителей, препятствием для ее повсеместного появления может стать стоимость услуги и желание покупателей квартир сохранить приватность, подчеркнул гендиректор компании «Сити-XXI век» Антон Борисенко [15].

Сегодня главный идентификатор людей — лицо человека, однако перед массовым использованием эта технология пройдет через промежуточные этапы, требующие переформатирования в том числе законодательства. Технических сложностей с ее внедрением в жилых домах нет, отметил заведующий кафедрой телекоммуникационных систем Московского института электронной техники Александр Бахтин [15].

129

С 1 июля 2018 года вступил в силу закон об удаленной идентификации банковских клиентов. Кредитные организации аккумулируют персональные данные граждан (слепки лица и голоса) и передают информацию в Единую биометрическую систему (ЕБС), которой управляет «Ростелеком». Этот закон сегодня — единственный документ, регулирующий сбор и использование данных, однако не все биометрические сканеры относятся к единой системе, пояснил генеральный директор УЯ_Банк Арсений Полевич [15].

Сегодня собственники имеют право устанавливать любые системы контроля доступа в многоэтажный жилой дом для усиления безопасности. Собранная таким образом информация относится к персональным данным. Для ее использования требуется корректировка законодательства, которое определило бы единый порядок ее обработки и использования через системы видеонаблюдения, а также порядок и круг лиц, имеющих право доступа к ней, пояснили в Министерстве строительства и ЖКХ. В то же время внедрять сами системы биометрии сейчас ничто не мешает, если жители дадут согласие на использование их данных, то уже сейчас смогут пользоваться преимуществами этой технологии.

По словам экспертов, технология пока далека от совершенства. Сохраняется небольшая вероятность, что дом не узнает хозяина или произойдет сбой в электронике. Если биометрическую систему использовать как одну из опций «умного дома» (например, как дополнительную возможность попасть в свое жилище), то конфликтов с законодательством не возникнет, отметила директор по продажам «НДВ — Супермаркет недвижимости» Татьяна Подкидышева. Человек в любом случае должен иметь возможность открыть дверь при помощи обычного ключа.

В то же время, подобные системы не смогут заменить собой охрану и забор. Даже если система установит проникновение на территорию объекта незарегистрированного лица, его необходимо будет найти и вывести за пределы участка, а это можно будет сделать только с помощью людей.

Решение вопроса видеонаблюдения, как всегда, упирается в финансирование. Стоимость камер, технического обслуживания, обработки и хранения данных биометрических систем может оказаться более дорогим, чем содержание консьержа и охранника. На начальном этапе биометрия должна использоваться для повышения уровня безопасности. Впоследствии эту технологию можно использовать для дистанционного управления ресурсами — счетчиками, температурой и различными опциями «умного дома».

Системы видеонаблюдения являются эффективным инструментом контроля посетителей в торговых центрах. Так, компания «Watcom Group», специализирующаяся на анализе посетительских потоков в торговых центрах и магазинах, готовится вывести на этот рынок технологию распознавания лиц. Ее партнером является создатель алгоритма FindFace компания NtechLab. Технология позволит торговым площадкам получать сведения о возрасте, поле, поведении и эмоциях покупателей. Гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров предполагает, что разработка решения может стоить от 30 до 100 млн. руб., в зависимости от уровня и точности сбора данных. По его подсчетам, базовая стоимость продукта для небольшого торгового центра или гипермаркета может составить 15 млн. руб.

Watcom Group существует с 1999 года, специализируется на оценке посетительских потоков и аналитике. Оборудование компании установлено в 600 торговых центрах и 25 тыс. магазинов. NtechLab существует с 2015 года, занимается разработкой систем искусственного интеллекта [16].

Технология FindFace стала широко известна в начале 2016 года благодаря созданию веб-сервиса, позволяющего найти страницы пользователей «ВКонтакте» по их фотографии. Решение на базе этого алгоритма применялось для обеспечения безопасности в период чемпионата мира по футболу летом 2018 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гендиректор Watcom Group Роман Скороходов объясняет, что система распознавания позволит точно подсчитывать поток, число повторных визитов, вычислять конверсию от посетителя к покупателю. По его словам, торговые площадки смогут анализировать данные о поле, возрасте, эмоциях клиентов, отслеживать перемещения каждой из заданных групп. Решение позволит следить за сотрудниками, предоставляя статистику их перемещений, выявлять случаи мошенничества и факты присутствия нежелательных посетителей. В Watcom Group подчеркивают, что данные будут собираться обезличено.

Сейчас ритейлеры уже активно следят за своими клиентами. В пресс-службе «Ленты» пояснили, что сеть формирует персональные предложения покупателям на основе собственных данных из профиля карты лояльности. При этом в «Ленте» пояснили, что компания планирует следить за алгоритмом Watcom и NtechLab. В пресс-службе группы «М.Видео-Эльдорадо» заинтересовались возможностью использования системы [16].

Процессы цифровизации активно реализуются всеми заинтересованными сторонами, не только стороной оказания услуг и продажи продукции, но и стороной-потребителем, т.е. гражданами. В настоящее время инструментом цифровых контактов выступает смартфон.

Спрос на смартфоны, оснащенные технологиями биометрической аутентификации, по итогам 2018 года вырос в России более чем в 1,5 раза в штучном выражении, оценили в «М.Видео-Эльдорадо». В

130

2019 году на смартфоны придется уже около 90 % рынка, прогнозируют ритейлеры. Их продажам будет способствовать распространение бесконтактных платежей и развитие систем управления «умным домом». В денежном выражении на такие устройства пришлось 80 % рынка. Таким образом, спрос на смартфоны с наличием технологии увеличился более чем в 1,5 раза в штуках и на 40 % в деньгах по сравнению с 2017 годом.

Общие продажи смартфонов в 2018 году составили около 29,6 млн штук на сумму более 465 млрд руб., что превысило показатели 2017 года на 2,5 % и 20 % соответственно. Средняя цена в сравнении с 2017 годом оказалась выше на 17 % и достигла 15,7 тыс. руб. Средняя стоимость устройства с биометрией в 2018 году, напротив, снизилась на 10 % и составила 22 тыс. руб. [17].

Наиболее распространенной биометрической технологией по итогам года был сканер отпечатков пальцев, который использовался более чем в 90 % смартфонов с биометрией. «Отпечаток пальца удобней и безопасней пароля, и этот функционал появляется даже в бюджетных моделях», — отмечает руководитель департамента «Мобильная техника» компании «М.Видео-Эльдорадо» Владимир Чайка. Биометрические технологии уже активно используются в получении государственных услуг, сфере обеспечения безопасности и финансах. По итогам 2019 года доля продаж смартфонов с возможностью биометрической аутентификации может достигнуть уже 80-90 % в штуках, прогнозируют в «М.Видео-Эльдорадо» [17].

На рост доли смартфонов с биометрией может влиять широкое распространение технологии бесконтактных платежей. Серьезным толчком станет появление единой экосистемы интернета вещей и «умного дома» : смартфон станет центром управления всеми системами, потребитель захочет получить максимально надежную защиту.

Посредством смартфона любой желающий может получать не только государственные услуги и покупать товары, но и получать медицинские услуги. Хотя Министерство здравоохранения внедряет цифровизацию с 2012 года, проекту не хватает единых технических стандартов и нормативной базы. К такому выводу пришли участники круглого стола профильного комитета Государственной Думы, посвященного созданию единого цифрового контура в здравоохранении и проблемам его нормативного регулирования и парламентского контроля. Частично запущенная в 2018 году единая информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) должна включать несколько разделов: электронные медицинские карты, данные онлайн-записи к врачам, реестры пациентов и их диагнозов, данные о назначенных и купленных (в том числе персонально) лекарствах и о высокотехнологичной помощи. Окончательная интеграция региональных подсистем в единый сервис произойдет к 2023 году

Как заявила заместитель главы Министерства здравоохранения Елена Бойко, ведомство создало центр компетенций цифровой трансформации системы для оказания методологической поддержки, реализации пилотных проектов по внедрению цифровизации в медицине, а также помощи субъектам РФ до 2023 года в запуске региональных сегментов системы, объединяющие все медицинские организации через Интернет. Глава ФСС Андрей Кигим отметил, что интеграция данных, пути которой фонд обсуждает с Минздравом, поможет свести информацию о бытовых и профессиональных заболеваниях. «Большие данные» о населении, в свою очередь, позволят детально анализировать заболеваемость — и прогнозировать смертность и продолжительность жизни, отметил член комитета Госдумы Алексей Куринный [18]. ВЫВОДЫ

Цифровизация социально-экономических систем создаёт условия к трансформации государственного управления и общенациональной структуры современной экономики, формированию общественной среды на основе IT-технологий, совокупности цифровых данных, прозрачности расходования финансовых средств, повышению благоустройства общественных территорий и др. Анализ проводимых мероприятий в рамках национального проекта «Цифровая экономика» свидетельствует, что формируется инфраструктура адаптивных цифровых платформ, современных бизнес-технологий, искусственного интеллекта, посредством которых коренным образом меняются механизмы взаимоотношений управляемых и управляющих систем, возникают современные инструменты коммуникаций и контроля. Технологии цифровизации способствуют росту методов идентификации применительно к массовому посетительскому потоку, возникновению и становлению концепций управления общественной средой в виртуальном пространстве, соответствующих современному этапу развития экономики и общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Трушин А. Территория полуприцепов. Нужна ли России стратегия пространственного развития? / Александр Трушин [Электронный ресурс] // Огонёк. — 2019. — N° 10. — 18 марта. — С. 8. — Режим доступа: www.kommersant.rU/ doc/3908584 (дата обращения: 18.03.2019).

2. Наука и «цифра»: как выжать эффект для экономики. Как Россия намерена добиться экономического эффекта от научных разработок [Электронный ресурс] // Газета.ги. — 2019. — 5 апреля. — Режим доступа: www.gazeta.ru/business/ 2019/04/05/12286621.shtml (дата обращения: 05.04.2019).

131

3. Ястребова С. «Цифровая экономика» обойдется бюджету уже в 2 трлн рублей / С. Ястребова [Электронный ресурс] // Ведомости. — 2018. — 18 сентября. — Режим доступа: www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/09/18/781144-tsifrovaya-ekonomika-oboidetsya-byudzhetu-2-trln (дата обращения: 18.09.2018).

4. Краснушкина Н. Цифровую экономику упаковали в бюджет. Белый дом назвал цену нацпроекта / Надежда Крас-нушкина [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ». — 2018. — № 190. — 17 октября. — С. 2. — Режим доступа: www.kommersant.ru/doc/3772467 (дата обращения: 17.10.2018).

5. Краснушкина Н. «Госуправления без цифры больше нет». Мария Шклярук о курсах digital-трансформации чиновников / Надежда Краснушкина [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ». — 2019. — № 36. — 28 февраля. — С. 2. — Режим доступа: www.kommersant.ru/doc/3896046 (дата обращения: 28.02.2019).

6. Не жить на выселках: как Путин поручил преобразить российские города. О том, как будет реализовываться нацпроект «Жилье и городская среда» [Электронный ресурс] // Газета.т. — 2019. — 18 февраля. — Режим доступа: www.gazeta.ru/business/2019/02/18/12192823.shtml (дата обращения: 18.02.2019).

7. Ветров И. «Давайте более энергично»: благоустройство городов разворачивается по всей России. Индекс качества городской среды планируется утвердить в России до конца года / Игорь Ветров [Электронный ресурс] // Газета.т. — 2018. — 26 сентября. — Режим доступа: www.gazeta.ru/business/2018/09/26/11998873.shtml (дата обращения: 26.09.2018).

8. Все российские регионы подписали проекты по развитию цифровой экономики [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ». — 2019. — 6 апреля. — Режим доступа: www.kommersant.ru/doc/3937224 (дата обращения: 06.04.2019).

9. 190 млн рублей направят на цифровизацию донской экономики [Электронный ресурс] // news.mail.ru. — 2019. — 22 февраля. — Режим доступа: news.mail.ru/economics/36403719/?frommail=1 (дата обращения: 22.02.2019).

10. Чернышев П. Цифровизация госуслуг — экономия денег и времени / Павел Чернышев [Электронный ресурс] / / Комсомольская правда. Ростов-на-Дону. — 2019. — 14 февраля. — Режим доступа: www.rostov.kp.ru/daily/26942/ 3993251/ (дата обращения: 27.03.2019).

11. Бевза Д. Мир без тайн: «Большой брат» следит за всеми. Как государство и Кремниевая долина следят за всем миром / Д. Бевза [Электронный ресурс] // Газета.т. — 2018. — 20 октября. — Режим доступа: www.gazeta.ru/tech/2018/ 10/20/12028519/big_brothers. shtml (дата обращения: 20.10.2018).

12. BCG: Россия оказалась в топ-10 по активности использования цифровых госуслуг. [Электронный ресурс] // Вести Экономика. — 2019. — 13 марта. — Режим доступа: www.vestifinance.ru/articles/116097 (дата обращения: 13.03.2019).

13. Bloomberg: в Москве заработала система распознавания лиц [Электронный ресурс] // Газета.т. — 2017. — 28 сентября. — Режим доступа: www.gazeta.ru/tech/news/2017/09/28/n_10628420.shtml (дата обращения 28.09.2017).

14. Воронов А. Их рассматривает полиция. Москва развертывает общегородскую систему распознавания лиц / Александр Воронов [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ». — 2018. — № 223. — 04 декабря. — С. 5. — Режим доступа: www.kommersant.ru/doc/3819737?from=doc_vrez (дата обращения: 04.12.2018).

15. Российские жилые комплексы могут оснастить системой распознавания лиц [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https °%3Л °%2F °%2Fiz.ru °%2F860894 %2Fsvetlana-volokhina %2Fkvadratnye-biometry-zhilye-kompleksy-planiruiut-osnastit-sistemoi-raspoznavaniia-litc&utm_referrer=https %3A %2F %2Fm.news.yandex.ru (дата обращения: 01.04.2019).

16. Мерцалова А. Покупателей будут знать в лицо. Торгцентры оцифруют посетительский поток / Александра Мерцалова, Никита Щуренков [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ». — 2019. — № 39. — 5 марта. — С. 7. — Режим доступа: www.kommersant.ru/doc/3903255 (дата обращения: 05.03.2019).

17. Тишина Ю. Покупатели сдают отпечатки. Доля смартфонов с биометрией продолжит расти / Юлия Тишина [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ». — 2019. — № 11. — 23 января. — С. 10. — Режим доступа: www.kommersant.ru/doc/3860732 (дата обращения: 23.01.2019).

18. Мануйлова А. Медицине тесно в цифровом контуре. В Госдуме обсудили будущее ее информатизации / Анастасия Мануйлова [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ». — 2019. — № 57. — 2 апреля. — С. 2. — Режим доступа: www.kommersant.ru/doc/3931106 (дата обращения: 02.04.2019).

SPISOK LITERATURY

1. Trushin Л. Territoriya polupritsepov. Nuzhna li Rossii strategiya prostranstvennogo razvitiya? / Aleksandr Trushin [Elektronnyy resurs] // Ogonok. — 2019. — № 10. — 18 marta. — S. 8. — Rezhim dostupa: www.kommersant.ru/doc/3908584 (data obrashcheniya: 18.03.2019).

2. Nauka i «tsifra»: kak vyzhat' effekt dlya ekonomiki. Kak Rossiya namerena dobit'sya ekonomicheskogo effekta ot nauchnykh razrabotok [Elektronnyy resurs] // Gazeta.ru. — 2019. — 5 aprelya. — Rezhim dostupa: www.gazeta.ru/business/ 2019/04/05/12286621. shtml (data obrashcheniya: 05.04.2019).

3. Yastrebova S. «Tsifrovaya ekonomika» oboydetsya byudzhetu uzhe v 2 trln rubley / S. Yastrebova [Elektronnyy resurs] // Vedomosti. — 2018. — 18 sentyabrya. — Rezhim dostupa: www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/09/18/781144-tsifrovaya-ekonomika-oboidetsya-byudzhetu-2-trln (data obrashcheniya: 18.09.2018).

4. Krasnushkina N. Tsifrovuyu ekonomiku upakovali v byudzhet. Belyy dom nazval tsenu natsproyekta / Nadezhda Krasnushkina [Elektronnyy resurs] // Gazeta «Kommersant». — 2018. — № 190. — 17 oktyabrya. — S. 2. — Rezhim dostupa: www.kommersant.ru/doc/3772467 (data obrashcheniya: 17.10.2018).

5. Krasnushkina N. «Gosupravleniya bez tsifry bol'she net». Mariya Shklyaruk o kursakh digital-transformatsii chinovnikov / Nadezhda Krasnushkina [Elektronnyy resurs] // Gazeta «Kommersant"». — 2019. — № 36. — 28 fevralya. — S. 2. — Rezhim dostupa: www.kommersant.ru/doc/3896046 (data obrashcheniya: 28.02.2019).

6. Ne zhit' na vyselkakh: kak Putin poruchil preobrazit' rossiyskiye goroda. O tom, kak budet realizovyvat'sya natsproyekt «Zhil'ye i gorodskaya sreda» [Elektronnyy resurs] // Gazeta.ru. — 2019. — 18 fevralya. — Rezhim dostupa: www.gazeta.ru/ business/2019/02/18/12192823. shtml (data obrashcheniya: 18.02.2019).

7. Vetrov I. «Davayte boleye energichno»: blagoustroystvo gorodov razvorachivayetsya po vsey Rossii. Indeks kachestva gorodskoy sredy planiruyetsya utverdit' v Rossii do kontsa goda / Igor' Vetrov [Elektronnyy resurs] // Gazeta.ru. — 2018. — 26 sentyabrya. — Rezhim dostupa: www.gazeta.ru/business/2018/09/26/11998873.shtml (data obrashcheniya: 26.09.2018).

132

8. Vse rossiyskiye regiony podpisali proyekty po razvitiyu tsifrovoy ekonomiki [Elektronnyy resurs] // Gazeta «Kommersant». — 2019. — 6 aprelya. — Rezhim dostupa: www.kommersant.ru/doc/3937224 (data obrashcheniya: 06.04.2019).

9. 190 mln rubley napravyat na tsifrovizatsiyu donskoy ekonomiki [Elektronnyy resurs] // news.mail.ru. — 2019. — 22 fevralya. — Rezhim dostupa: news.mail.ru/economics/36403719/?frommail=1 (data obrashcheniya: 22.02.2019).

10. Chernyshev P. Tsifrovizatsiya gosuslug — ekonomiya deneg i vremeni / Pavel Chernyshev [Elektronnyy resurs] // Komsomol'skaya pravda. Rostov-na-Donu. — 2019. — 14 fevralya. — Rezhim dostupa: www.rostov.kp.ru/daily/26942/ 3993251/ (data obrashcheniya: 27.03.2019).

11. Bevza D. Mir bez tayn: «Bol'shoy brat» sledit za vsemi. Kak gosudarstvo i Kremniyevaya dolina sledyat za vsem mirom / D. Bevza [Elektronnyy resurs] // Gazeta.ru. — 2018. — 20 oktyabrya. — Rezhim dostupa: www.gazeta.ru/tech/2018/10/20/ 12028519/big_brothers. shtml (data obrashcheniya: 20.10.2018).

12. BCG: Rossiya okazalas' v top-10 po aktivnosti ispol'zovaniya tsifrovykh gosuslug. [Elektronnyy resurs] // Vesti Ekonomika. — 2019. — 13 marta. — Rezhim dostupa: www.vestifinance.ru/articles/116097 (data obrashcheniya: 13.03.2019).

13. Bloomberg: v Moskve zarabotala sistema raspoznavaniya lits [Elektronnyy resurs] // Gazeta.ru. — 2017. — 28 sentyabrya. — Rezhim dostupa: www.gazeta.ru/tech/news/2017/09/28/n_10628420.shtml (data obrashcheniya 28.09.2017).

14. Voronov A. Ikh rassmatrivayet politsiya. Moskva razvertyvayet obshchegorodskuyu sistemu raspoznavaniya lits / Aleksandr Voronov [Elektronnyy resurs] // Gazeta «Kommersant"». — 2018. — № 223. — 04 dekabrya. — S. 5. — Rezhim dostupa: www.kommersant.ru/doc/3819737?from=doc_vrez (data obrashcheniya: 04.12.2018).

15. Rossiyskiye zhilyye kompleksy mogut osnastit' sistemoy raspoznavaniya lits [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://yandex.ru/turbo?text=https %3A %2F %2Fiz.ru %2F860894 %2Fsvetlana-volokhina %2Fkvadratnye-biometry-zhilye-kompleksy-planiruiut-osnastit-sistemoi-raspoznavaniia-litc&utm_referrer=https %3A %2F %2Fm.news.yandex.ru (data obrashcheniya: 01.04.2019).

16. Mertsalova A. Pokupateley budut znat' v litso. Torgtsentry otsifruyut posetitel'skiy potok / Aleksandra Mertsalova, Nikita Shchurenkov [Elektronnyy resurs] // Gazeta «Kommersant"». — 2019. — № 39. — 5 marta. — S. 7. — Rezhim dostupa: www.kommersant.ru/doc/3903255 (data obrashcheniya: 05.03.2019).

17. Tishina YU. Pokupateli sdayut otpechatki. Dolya smartfonov s biometriyey prodolzhit rasti / Yuliya Tishina [Elektronnyy resurs] // Gazeta «Kommersant». — 2019. — № 11. — 23 yanvarya. — S. 10. — Rezhim dostupa: www.kommersant.ru/doc/ 3860732 (data obrashcheniya: 23.01.2019).

18. Manuylova A. Meditsine tesno v tsifrovom konture. V Gosdume obsudili budushcheye yeye informatizatsii / Anastasiya Manuylova [Elektronnyy resurs] // Gazeta «Kommersant». — 2019. — № 57. — 2 aprelya. — S. 2. — Rezhim dostupa: www.kommersant.ru/doc/3931106 (data obrashcheniya: 02.04.2019).

Статья поступила в редакцию 26 июня 2019 года Статья одобрена к печати 23 октября 2019 года

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.