Научная статья на тему 'Цифровые трансформации государственных финансов в России'

Цифровые трансформации государственных финансов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1436
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОТКРЫТОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ДАННЫХ / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL TRANSFORMATION / TRANSPARENCY OF BUDGET DATA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Елена Алексеевна

Исследованы особенности внедрения цифровых технологий в сферу управления государственными финансами. Отражены законодательные основы и причинноследственные связи функционирования национального проекта в области цифровой экономики. Исследована роль цифровой экономики в России на основе ряда международных рейтингов, а также место Саратовской области в цифровом рейтинге регионов. Раскрыты механизмы и инструменты электронного взаимодействия граждан с государством в финансовой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC FINANCES IN RUSSIA

The article discusses some aspects of the introduction of digital technologies in the field of public finance management. The author describes the legislative framework and causal relationships of the functioning of the national project in the field of the digital economy. The role of digital economy in Russia as a whole is studied according to a number of international ratings, as well as the place of the Saratov region in the digital ranking of the Russian regions is investigated. The mechanisms and tools of electronic interaction between the citizens and the state in the financial sphere are disclosed.

Текст научной работы на тему «Цифровые трансформации государственных финансов в России»

_-

УДК 33.6/.5

ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В РОССИИ

DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC FINANCES IN RUSSIA

Ермакова Елена Алексеевна

Ermakova Elena Alekseevna

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов, Саратовский социально экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

Doctor of Economics, professor, professor of the department of finance, Saratov socio-economic insti tute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: eae13@mail.ru

Исследованы особенности внедрения цифровых технологий в сферу управления государственными финансами. Отражены законодательные основы и причинно-следственные связи функционирования национального проекта в области цифровой экономики. Исследована роль цифровой экономики в России на основе ряда международных рейтингов, а также место Саратовской области в цифровом рейтинге регионов. Раскрыты механизмы и инструменты электронного взаимодействия граждан с государством в финансовой сфере.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, открытость бюджетных данных.

В Послании Президента Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 г. впервые определена необходимость создания цифровой экономики в России. Базовыми документами являются «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017— 2030 годы» (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г.) и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена 28 июля 2017 г). Актуальность и сложности перехода к цифровой экономике явились определяющими в рамках Всероссийского открытого урока «Россия, устремлённая в будущее» (1 сентября 2017 г.). В Йоханнесбургской декларации 10 саммита БРИКС (26 июля 2018 г.) поставлена задача создания партнёрства стран по вопросам, связанным с процессами цифровиза-ции и новой промышленной революции.

В рамках реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в целях ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере раз-

The article discusses some aspects of the introduction of digital technologies in the field of public finance management. The author describes the legislative framework and causal relationships of the functioning of the national project in the field of the digital economy. The role of digital economy in Russia as a whole is studied according to a number of international ratings, as well as the place of the Saratov region in the digital ranking of the Russian regions is investigated. The mechanisms and tools of electronic interaction between the citizens and the state in the financial sphere are disclosed.

Keywords: digital economy, digital transformation, transparency of budget data.

работана национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (проект национальной программы одобрен на заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам 17 сентября 2018 г.).

Для обеспечения преемственности национальной программы с ранее утверждённой программой «Цифровая экономика Российской Федерации» подписанным постановлением утверждено Положение о системе управления реализацией национальной программы. Данным положением определены: функциональная структура системы управления реализацией национальной программы; порядок разработки, мониторинга и контроля выполнения федеральных проектов, входящих в её состав.

Необходимость системного оформления процессов цифровизации в виде национального проекта вызвана:

- возрастающей практикой внедрения цифровых технологий и увеличивающимся числом граждан, обладающих цифровыми навыками;

- существенным цифровым неравенством;

- низким уровнем и качеством профессиональной подготовки кадров в области цифровых технологий;

- образовательные программы слабо адаптированы к нуждам цифровой экономики.

Также обращается внимание на пересмотр роли государства в трансграничном мире цифровой экономики [4].

Одним из ключевых элементов устойчивого экономического развития России должно стать развитие цифровой инфраструктуры и профессионализма трудовых кадров в области цифровой экономики.

При этом в условиях роста числа киберпре-ступлений должны быть обеспечены устойчивость и безопасность функционирования российской цифровой инфраструктуры.

Справедливо отмечено, что мир уже сегодня становится цифровым [2]. По количеству пользователей интернета Россия занимает 1-е место в Европе и 6-е в мире. У 60 % населения страны есть смартфоны, что больше, чем в Бразилии, Индии и странах Восточной Европы. Больше 57 % населения страны уже имеют мобильное устройство. Больше 40 % трафика генерируется мобильными устройствами.

В России отдельные отрасли по степени цифровизации соответствуют мировым тенденциям (в частности, образование, финансы, ИКТ). Однако большинство значимых отраслей (добывающая, обрабатывающая отрасли, промышленность и транспорт) все еще не дотягивают до уровня ведущих европейских стран.

Приходится констатировать отставание России от мировых лидеров по удельному весу цифровой экономики в ВВП страны: в нашей стане эта доля составляет 3,9 %, что в 2-3 раза ниже, чем у стран-лидеров. Причем наблюдается очевидный перекос в соотношении экспорта-импорта цифровых технологий: в России объем экспорта цифровых технологий в 4 раза меньше импорта. Однако нельзя не обратить внимание и на очевидный рост: объем цифровой экономики за период 2011-2015 гг. увеличился на 1,2 трлн руб. (59 %) при росте ВВП в целом на 7 %. Это в 8,5 раз быстрее, чем рост остальных секторов экономики России [3].

Согласно докладу «Глобальные информационные технологии», Россия занимает 41-е место по готовности к цифровой экономике (индекс сетевой готовности КМ) и находится в середине второй группы стран (догоняющей)

по индексу цифровой экономики и общества (I-DESI).

Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН публикуется Индекс готовности к электронному правительству ООН (EDGI), который включает 3 подындекса, характеризующих состояние человеческого капитала, ИКТ-инфраструктуры и веб-присутствия органов государственной власти. В отчёте 2018 г. впервые оценивался уровень развития электронного правительства в 40 городах, по которому Москва вошла в тройку лидеров. Индекс локальных онлайн-сервисов (Local Online Services Index, LOSI) отражает технические и контентные аспекты муниципальных веб-сайтов, предоставляемые он-лайн-сервисы и проекты, привлекающие граждан к электронному участию в инициативах с помощью городских порталов. Москва и в этой сфере лидирует. Россия заняла 32-е место в рейтинге 2018 г. и впервые вошла в группу стран с «очень высоким» (Very High) индексом развития электронного правительства (более 0,75 при максимальном значении 1).

В рейтинге «Цифровая Россия» по субъектам РФ используется индекс, отражающий наличие и успешность инициатив, связанных с цифровизацией на региональном уровне. При этом оценка производится на основе официальных открытых источников (официальные документы, сайты публично-правовых образований), и популярных средств массовой информации. Показатели индекса в первом полугодии 2018 г. находились в интервале от 37,2 до 75,14 баллов из 100 возможных. Такая оценка свидетельствует о снижении разрыва между лидирующими и отстающими в рейтинге субъектами РФ. Десятка регионов-лидеров представлена такими регионами, как: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Тюменская область, Ханты-мансийская АО - Югра, ЯНАО. Саратовская область заняла 48-е место.

Результатом проведенной оценки стала систематизация трендов цифровизации российской экономики в субъектах РФ: на макро- и микроуровнях. Очевидной «государственной» тенденцией является повышенный интерес к цифровизации государственных услуг. Безусловное лидерство имеет федеральный портал государственных услуг и региональные порталы государственных услуг в субъектах РФ. На микроуровне важным трендом выступает мо-

Экономическая безопасность и качество. 2019. № 3 (36)

iteasz

тивация бизнеса развивать инновационные технологии.

В регионах повышенное внимание уделяется финансированию развития цифровизации с ежегодным ростом. В частности, это масштабные программы по информатизации и цифро-визации регионов, региональные акты о сокращении разрывов в предоставлении цифровых услуг населению.

Федеральный проект «Цифровое государственное управление» государственной программы в конечном итоге направлен на электронное взаимодействие граждан и организаций с государством. Будут реализованы реестровая модель, экстерриториальность и про-активность при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, сформированы механизмы обратной связи с гражданами и организациями, юридически значимый документооборот станет по преимуществу электронным.

Федеральный проект предполагает:

- предоставление государственных и негосударственных услуг и сервисов в цифровом виде в соответствии с потребностями современного общества в условиях становления цифровой экономики;

- обеспечение цифровой трансформации органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленной на повышение качества осуществления возложенных на них функций, уменьшения издержек при их осуществлении, создание системы управления данными, в том числе сбора, хранения, обработки и распространения данных;

- обеспечение эксплуатации и развития инфраструктуры электронного правительства;

- преобразование институциональных и организационных механизмов взаимодействия РФ и ЕАЭС.

Отдельные меры, направленные на достижение целей нацпроекта:

- создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;

- внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного и муниципального управления и оказания государственных услуг;

- преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы.

В наши дни система государственных финансов достаточно объемно оцифрована. Работает целый ряд комплексных цифровых реше-

ний, платформ, которые действительно уменьшают субъективность принятия решений и увеличивают скорость принятия решений. Можно выделить следующие ресурсы:

- «Электронный бюджет», Единый портал бюджетной системы РФ (URL: http://budget. gov.ru, мобильное приложение E-Budget);

- портал государственных программ (URL: programs.gov.ru);

- единая информационная система в сфере закупок (URL: zakupki.gov.ru);

- государственная автоматизированная информационная система «Управление» (URL: gasu.gov.ru);

- сайт по размещению информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений (URL: bus.gov.ru);

- информационные системы органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления («Открытый бюджет Саратовской области». URL: http://ifinmon. saratov.gov.ru/ );

- личный кабинет гражданина на официальном сайте Пенсионного фонда России (URL: https://es.pfrf.ru/#services-f), мобильное приложение Пенсионного фонда России;

- «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (ЕПГУ).

В России электронными услугами пользуются более 30 % граждан. Среднесуточное число пользователей мобильного приложения «Госуслуги» и «Единого портала госуслуг» с мобильных устройств превысило один миллион человек. Мобильное приложение «Госуслуги» в среднем ежедневно использует 900 тыс. пользователей, еще 250 тыс. граждан России заходят на портал с планшетов и смартфонов. Среднесуточное число пользователей мобильного приложения и портала госуслуг с мобильных устройств увеличилось почти в три раза по сравнению с предыдущим годом (400 тыс. человек).

Одним из преимуществ является возможность не только совершать электронные платежи по ряду услуг, но и сохранять информацию о принадлежащих гражданину платежных средствах. Объем платежей в 2018 г. составил 52,6 млрд руб. (в 2017 г . - 30,3 млрд руб., в 2016 г. - 8,1 млрд руб.). В 2018 г. пользователи портала госуслуг оплатили налоговые задолженности почти на 19,9 млрд руб., государственные пошлины - на 17,5 млрд руб., штрафы - на 9,8 млрд руб., судебные задолженности - на 4,3 млрд руб. Растет востребованность

сервиса «Мультиоплата»: доля мультиплате-жей от общей суммы оплат через портал «Го -суслуги» составляет около 20 % и превышает 11 млрд руб. За 2018 г. возможностью погашения одним платежом сразу нескольких задолженностей граждане воспользовались почти 4,5 млн раз.

Практически все госуслуги в имущественной сфере в Москве будут переведены в электронный вид к 2021 г.

По уровню открытости бюджетных данных по итогам 2018 г. Саратовская область заняла 4-е место по стране и стала лидером в ПФО.

В настоящее время насчитывается более 400 государственных федеральных информационных систем и более 2 тысяч региональных. На их обслуживание тратятся миллиарды рублей. При этом данные, содержащиеся в си-

стемах, не стандартизированы, зачастую дублируют друг друга, не поддаются сквозному анализу. Возможным решением этой проблемы является инвентаризация всех государственных информационных систем, внедрение единого регламента работы с цифровыми данными для государственных органов.

В целом инновации в области финансовых технологий способствуют повышению конкурентоспособности российской экономики, обеспечению экономического роста и национального суверенитета [1]. Волна цифровиза-ции сопровождается новым набором услуг, ко -торый в большей степени сосредоточивается на клиентах, предлагая им мгновенный доступ из любого места к широкому спектру разнообразных, доступных по цене, интегрированных сервисов [5].

Библиографический список

1. Бакиева М.Ю., Гуреева О.В. Финансовые инновации в российской экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). С. 16-19.

2. Муравлева Т.В. Проект «цифровой город» как вектор развития цифровой экономики в регионе // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 3 (32). С. 8-11.

3. Управление финансовыми рисками в цифровой экономике : кол. моногр. Саратов, 2018.

4. Шевченко Л.М. Риски, влияющие на финансовую систему России в условиях цифровой экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 1 (75). С. 121-125.

5. Якунина А.В., Якунин С.В. Цифровизация финансового сектора: новые возможности и новые риски // Управление финансовыми рисками в цифровой экономике : кол. моногр. Саратов, 2018. С. 70-79.

References

1. Bakiyeva M.Yu., (2018) Gureyeva O.V. Finansovyye innovatsii v rossiyskoy ekonomike [Financial innovations in Russian economy] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvenno-go sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 3 (72). P. 16-19.

2. Muravleva T.V. (2018) Proyekt «tsifrovoy gorod» kak vektor razvitiya tsifrovoy ekonomiki v regione [The "digital city" project as a direction for the development of digital economy in the regions of Russia] // Ekonomicheskaya bezo-pasnost' i kachestvo. № 3 (32). P. 8-11.

3. Upravleniye finansovymi riskami v tsifrovoy ekonomike : kol. monogr (2018) [Financial risk management in the digital economy: a monograph]. Saratov.

4. Shevchenko L.M. (2018) Riski, vliyayushchiye na fi-nansovuyu sistemu Rossii v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Risks faced by the financial system of Russia in the era of digital economy] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 1 (75). P. 121125.

5. Yakunina A.V., Yakunin S.V. (2018) Tsifrovizatsiya finansovogo sektora: novyye vozmozhnosti i novyye riski [Digitalization of the financial sector: new opportunities and new risks] // Upravleniye finansovymi riskami v tsifrovoy ekonomike : kol. monogr. Saratov. P. 70-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.