Научная статья на тему 'ОБ АКТУАЛЬНОСТИ И РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА"'

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ И РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2107
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / NATIONAL PROJECT / DIGITAL ECONOMY / TECHNOLOGIES / SOCIETY / STATE / DIGITALIZATION / CYBERSECURITY / STRATEGIC OBJECTIVES / REGIONAL DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаркавцева А. С., Шахворостов Г. И.

Внедрение цифровых новшеств влечет за собой модернизацию в политике и бизнесе, без которых современное общество уже не сможет существовать. Достаточно новым и значимым направлением в социуме является цифровая экономика, под которой подразумевают определенную экономическую деятельность, базирующуюся на цифровых технологиях. В статье определяются, анализируются и оцениваются важные составляющие и проблемы в области цифровой экономики. Предлагаются пути решения, а также раскрывается актуальность и значимость национального проекта «Цифровая экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RELEVANCE AND RECOMMENDATIONS FOR IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "DIGITAL ECONOMY"

The Introduction of digital innovations entails modernization in politics and business, without which modern society can no longer exist. A fairly new and significant direction in society is the digital economy, which means a certain economic activity based on digital technologies. The article identifies, analyzes and evaluates the important components of the problem in the field of digital economy. Solutions are proposed, as well as the relevance and importance of the national project «Digital economy» is revealed.

Текст научной работы на тему «ОБ АКТУАЛЬНОСТИ И РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА"»

16. Режим доступа: М1р:/М'#'«'.с1и81ег36. ги/С]и.ч1:0г/1 ш1ох/() 1

17. Бейнар И. А. Проблемы стратегического управления инновационными процессами в информационной сфере / И. А. Бейнар // Социально-экономическое обеспечение развития хозяйственных формирований: сб. научных трудов. — Воронеж, 2016. — С. 31—34.

18. Наролина Т. С. Эффективное управление как условие повышения конкурентоспособности региона / Т. С. Наролина, Б. Г. Преображенский // Регион: системы, экономика, управление. — 2008. — № 1 (1). — С. 139—144.

Воронежский государственный технический университет

Бейнар И. А., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры инженерной экономики

E-mail: [email protected] Тел.: 8-903-855-18-84

Наролина Т. С., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры инженерной экономики

E-mail: патЫпаШпЬох. ги Тел.: 8 -910-286-54-05

УДК 338.2

А. С. Гаркавцева, Г. И. Шахворостов

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ И РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

Аннотация: внедрение цифровых новшеств влечет за собой модернизацию в политике и бизнесе, без которых современное общество уже не сможет существовать. Достаточно новым и значимым направлением в социуме является цифровая экономика, под которой подразумевают определенную экономическую деятельность, базирующуюся на цифровых технологиях. В статье определяются, анализируются и оцениваются важные составляющие и проблемы в области цифровой экономики. Предлагают ся пут и решения, а также раскрывает ся актуальность и значимость национального проекта «Цифровая экономика».

Ключевые слова: национальный проект, цифровал экономика, технологии, общество, государство, цифровизация, кибербезопасность, стратегические задачи, региональная цифровая экономика..

UDK 338.2

A. S. Garkavtseva, G. I. Shakhvorostov

ON THE RELEVANCE AND RECOMMENDATIONS FOR IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT «DIGITAL ECONOMY»

Abstract: the Introduction of digital innovations entails modernization in politics and business, without which modern society can no longer exist,. A fairly new and significant direction in society is the digital economy, which means a certain economic activity based on digital technologies. The article identifies, analyzes and. evalu a tes the importan t compon en ts of the problem in the field of digital economy. Solutions are proposed, as well as the relevance and importance of the national project «Digital economy» is revealed.

Keywords: national project, digital economy, technologies, society, state, digitalization, cyber-security, strategic objectives, regional digital economy.

DOI: 10.22394/1997-4469-2019-47-4-48-53

Введение

Государство является системой управления социумом, а также результатом опыта его жизни. Приоритетной задачей любого государства является улучшение жизни населения посредством модернизации таких сфер общества, как политическая, социальная и экономическая.

С целью разрешения проблем общества в вышеперечисленных сферах, на федеральном уровне была выдвинута инициатива, способствующая разрешению многих проблем, а также формированию нового облика нашего государства и его регионов.

7 мая В. В. Путиным был подписан указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», который устанавливал и утверждал 12 национальных проектов (здравоохранение, образование, культура, демография, безопасные и качественные автомобильные дороги, жильё и городская среда, экология, наука, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, цифровая экономика, производительность труда и поддержка занятости, международная кооперация и экспорт), призванных разрешить проблемы вышеизложенных направлений [1].

Национальный проект — это проект (программа), обеспечивающий достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204, а также при необходимости достижение дополнительных показателей и выполнение дополнительных задач по поручению и (или) указанию Президента РФ, поручению Председателя Правительства РФ, Правительства РФ, решению Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, президиума Совета и подлежащий разработке в соответствии с указом [2].

Национальные проекты — это планы по стратегическому развитию различных сфер общественных отношений, которые предлагаются и разрабатываются Президентом РФ и Правительством РФ.

В наше время на нацпроекты возлагается интеграционная функция по объединению регионов и муниципалитетов РФ в процессе решения задач, значимых для общества.

Анализ и оценка национального проекта «Цифровая экономика»

Новая технологическая эпоха, зародившаяся в начале 21 века, размыла границы таких областей, как цифровые, физиологические и биологические технологии. В современном обществе, эпицентром постиндустриальной инновационной экономики стали цифровые технологии.

Модернизация новых технологий, цифровых в особенности, влечет за собой последствия изменений в области политики, бизнеса и общества в целом. Цифровая экономика (ЦЭ) — это приоритетное и достаточно новое направление на мировой арене, которая и стала одним из 12 национальных проектов.

17 сентября 2018 года на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам была затронута тема цифровой экономики, по которой высказали свое мнение Председатель Правительства РФ и Министр цифрового развития связи и коммуникаций РФ.

По мнению Д. А. Медведева: «Программа «цифровая экономика» — это, конечно, новые возможности для экономического роста в нашей стране. Развитие должно быть обеспечено не только за счёт автоматизации процессов. Здесь ключевую роль должны играть новая бизнес-модель, создание информационных продуктов и сервисов, развитие социальных отношений в этой среде и человеческого капитала на основе тех возможностей, которые цифровая экономика и открывает» (рис. 1) [3, 4].

Также Председателем Правительства РФ было выделено несколько векторов развития в рамках данной сферы [4]:

— современное регулирование (конкурентные и благоприятные условия для участников данной сферы, единые требования по электронным операциям, стимулирование интеллектуальной деятельности в области новых технологий с последующим обеспечением притока инвестиций в подобные проекты);

— информационная инфраструктура (обеспечение доступа в сеть Интернет малочисленных населенных пунктов, органов власти, образовательных и медицинских учреждений);

— кадры (обучение и переобучение специалистов);

— кибербезопасность (создание качественных 1Т-продуктов);

— развитие цифровых технологий в РФ (работа со сквозными технологиями, усиление позиций спроса на 1Т-продукты, произ-

веденные РФ, усиление взаимодействия РФ с крупнейшими производителями);

— «оцифровка» государственного управления (развитие сферы социальных услуг).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕНТ

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

О®

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 01.10.2018 - 31.12.2024

ЦЕЛИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в ВВП) не менее чем в 3 раза по сравнению с 2017 г. Создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств Использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ, ВХОДЯЩИЕ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: Бюджет национального проекта

Норматояное регулирование цифровой среды

Информационная инфраструктура Кадры для 1цфровой экономки Информационная безопасность

1634,9 ш

млрдруб .Я

Цифровое государственное управление

ИСТОЧНИКИ:

1099,6 млрд руб. - федеральный бюджет. 535,3 млрд руб. - внебюджетные источники. Альтернативные источники финансирования: 45,5 млрд руб. - предоставление универсальных услуг связи 157,3 млрд руб. - расходы при дополнительном финансировании

£

КУРАТОР М. А. АКИМОВ

Заместитель Председателя Правительства РФ

РУКОВОДИТЕЛЬ

К. ю. носков

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ

АДМИНИСТРАТОР Е. Ю. КИСЛЯКОВ

Заместитель Министра цифрового развития, связи а коммуникаций РФ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

©

НАЧАЛО | ПРОДОЛЖЕНИЕ

©

(П) ВНУТРЕННИЕ ЗАТРАТЫ НА РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ЗА СЧЕТ ВСЕХ ИСТОЧНИКОВ ПО ДОЛЕ В ВВП (%)

Базовое значение 2019 2021 2024

1,7 2,2

3.0

5.1

Обучение специалистов по компетенциям цифровой экономики (тыс. чел.)*

2019 2021 2024

30 105

Обучение по развитию компетенций цифровой экономики в рамках государственной системы персональных цифровых сертификатов (тыс. чел.)*

5

168_

120 """" чеПовен будут приняты на программы высшего образования в сфере

10 мпн 100 *

информационных технологий к концу 2024 г. человек пройдут обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности к концу 2024 г.

государственных вузов внедрят элементы модели «Цифровой университет» к концу 2023 г.

1 ? П млрд ч,ктных инвестиций будут привлечены в проекты по разработке ■ (— и руб. и коммерциализации продуктов и сервисов на базе «сквозных» цифровых

технологий до конца 2021 г < Тгг| коммерчески ориентированных научно-техн!«еских проектов в области I О Эи «сквозных» цифровых технологий получат грантовую поддержку до конца 2021 г

Центры ускоренной подготовки специалистов совместно с компаниями цифровой экономики (кол-во центров)*

2020 2021 2023

1 А 5 5 образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам и имеющим лучшие результаты в преподавании предметных областей «Математика», «Информатика» и «Технология», получат фантовую поддержку на распространение своего опыта до нонца 2024 г

лп ППП о6Учаюи1ихся то программам основного общего и среднего общего ЗЭ и и и образования, проявивших выдающиеся способности в области математики.

информатики и технологии, получат грантовую поддержку до конца 2024 г

206 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, получат грантовую поддержку для организации углубленного изучения математики и информатики до конца 2024 г

' Нарастающим итогом

Рис. 1. Национальный проект «Цифровая экономика» [3]

По мнению К. Ю. Носкова, руководителя национального проекта цифровая экономика, министра цифрового развития связи и коммуникаций РФ и др. программа цифровой экономики является приоритетной, по этой причине финансирование будет ускорено для развития цифровой инфраструктуры [5].

Данная тема актуальна по причине ускоренного развития и качественных изменений в государстве, экономике и в обществе. Основой усложняющейся ситуации с общественными отношениями и структурами, довольно часто становятся именно цифровые технологии.

Цифровая экономика (ЦЭ) — это экономическая деятельность, которая базируется на цифровых технологиях (вычисли-

тельная цифровая электроника, цифровые устройства).

Цифровая экономика играет ключевую роль в информационном обществе, так как способствует развитию новых моделей бизнеса, созданию инноваций, поиска сотрудников, а также рынков сбыта и ресурсов. Именно по этим причинам, программа цифровой экономики в национальном проекте и грает значительную роль.

Проблемы реализации национального проекта «Цифровая экономика»

Хотелось бы выделить проблемы данной программы, к которым относится [6]:

— недостаточное финансирование развития цифровой экономики за счет всех источников (необходимо превысить показа-

тели не менее чем в 3 раза по сравнению с 2017 г.);

— отсутствие устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;

— эксплуатация отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— слабая цифровизация регионов РФ;

— «режим ожидания» концепции создания и развития сетей 50.

Цифровая экономика (ЦЭ) — неотъемлемый элемент современного общества, которое уже не может существовать без компьютерных технологий, новых форм обработки, хранения и передачи информации, но развитие цифровой экономики не представляется возможным без модернизации беспроводных технологий, сетевой инфраструктуры и передачи значительных объемов информации в кратчайшее время. Именно по этой причине значительной проблемой национального проекта «Цифровая экономика» является «режим ожидания» концепции создания и развития сетей 50. Решение данной проблемы позволит повысить показатели эффективности в различных сферах, таких как безопасность, обслуживание клиентов, оперативная эффективность.

Сеть 50 является основой беспилотных транспортных средств, которые все активнее внедряются в нашу жизнь. В области промышленности высокоскоростная сеть 50 позволяет автоматизировать (роботизировать) производство, что способно значительно снизить уровень издержек, травматизма работников производств, а также повысить качество выпускаемой продукции и гибкость самого процесса производства. Значительный вклад вносит 50 и в область сельского хозяйства, с ней связан качественный рост услуг в сфере дистанционного образования и теле медицины, повысить качество связи абонентов сети, а также 50 является, своего рода, базисом для программы «Умный город» [7]. Суть данной концепции состоит в улучшении качества жизни общества при помощи цифровых технологий для повышения эффективно-

сти обслуживания граждан и удовлетворения их потребностей.

Говоря о ЦЭ, мы подразумеваем нашу страну в целом, но экономика нашего государства — это совокупность экономик регионов. Для этого целесообразно рассмотреть цифровую экономику непосредственно на региональном уровне, в которой существуют следующие недоработки:

— в различных отраслях РФ успешные результаты в области ЦЭ на региональном уровне незначительны;

— отсутствие в регионах скоростного Интернета;

— региональные управленческие кадры слабо подготовлены, информированы и мотивированы;

— отсутствие качественных, отвечающих современным требованиям программ повышения квалификации в области ЦЭ;

— механизм ЦЭ государства не отработан для регионов.

Рекомендации по реализации национального проекта «Цифровая экономика»

Ключевым вектором развития здесь будет разработка и внедрение цифровых платформ, под которыми понимают бизнес-модели, обеспеченные современными информационными технологиями, которые способны создавать стоимость, облегчить взаимодействие между двумя и (или) более экономическими агентами (платформы, регулирующие АПК региона, региональную транспортную сеть, сферы обслуживания, научно-образовательную среду и др.).

Обеспечение регионов с малонаселенными районными центрами стабильным доступом к сети Интернет (в том числе, в беспроводном доступе) поможет снабжать информацией управленческие кадры региона и задавать вектор развития региональной цифровой экономики (РЦЭ). Далее, нацеленность региона на результат в сфере ЦЭ и его достижецце, способны дать свои плюсы по мотивации управленческих кадров. Здесь же стоит следующая проблема — отсутствие программ повышения квалификации. Такие программы имели бы направленность на повышении квалификации работников в области ЦЭ (изучение базовых понятий

цифровых технологий, знание цифрового сервиса, а также дальнейшее применение инноваций в профессиональной сфере). В настоящее время программы по повышению квалификации существуют в единичных экземплярах и реализуются на базе таких ВУЗов, как РЭУ им. Г. В. Плеханова и РАНХиГС [8].

Таким образом, последовательное решение проблем в области РЦЭ будет способствовать динамичному развитию всей РФ, ускоренному развитию цифровых технологий в различных сферах, что предусмотрено указом Президента РФ от 7.05.2017 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».

Говоря о состоянии процесса цифрови-зации в России, нужно сказать, что у РФ есть все необходимые предпосылки для дальнейшей реализации цифрового потенциала и увеличения темпов цивилизации. Технологический прогресс повлечет за собой изменения в сфере бизнеса, а также государственного управления, повышение качества жизни населения, внедрения новых средств социализации граждан и их коммуникаций. Цифрови-зация способна создать синергический эффект и привести к росту экономики в целом.

«Цифровая экономика — это не отдельная отрасль. По сути, это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы и всего общества. И, конечно, формирование цифровой экономики — это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу по сути на десятилетия вперед», — сказал президент РФ В. В. Путин [9].

В Российской Федерации программа национального проекта «Цифровая экономика» содержит не так много экономических задач, которые связаны с развитием цифровой индустрии. В программе отсутствуют такие пункты, как способы производства и вывод отечественных технологий на глобальные рынки, а также вообще начать создавать отечественные технологии, отсутствуют показатели высокотехно-

логичных рабочих мест, нет доли электронной торговли в обороте.

В программу национального проекта «Цифровая экономика» не вошли такие пункты, как стимулирование крупных компаний и малого и среднего бизнеса к более активному внедрению цифровых инноваций и повышению вложений в научные исследования и разработки. В этой связи, необходимо стимулирование и поддержка ведущих направлений, таких как экспорт информационных технологий, импортоза-мещение, стимулирование всех видов массовых цифровых сервисов и коммуникаций, обеспечение равного доступа ведения деятельности компаний в РФ.

Заключение

В современном обществе происходит усиление информационной составляющей в идеологии, экономике и политике. Из-за этого появляется необходимость в системном и глубоком исследовании данного процесса. ЦЭ является не только основой для создания новых моделей бизнеса, качественных изменений в них, характере изменений в бизнес-моделях, характере ведения самого бизнеса, а также его гибкость и управляемость.

Таким образом, развитие цифровизации в РФ является достаточно актуальным направлением и национальный проект «Цифровая экономика» целесообразен для реализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российская Федерация. Президент РФ (2018—2019; В. В. Путин). «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»: указ Президента РФ от 7.05.2017 № 204 [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 01.11.2019).

2. Российская Федерация. Правительство РФ. «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации») : постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 30.07.2019)

[Электронный ресурс] // «Консультант-Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_310151/ (дата обращения: 01.11.2019).

3. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты от 07.02.2019 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. — URL: http://static.government.ru/media/files/p7nn2 С S OpVhvQ 9 8 О О wAt 2 dz СI Aie tQ ih .р df/( д ата обращения: 01.11.2019).

4. Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 17.09.2018 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. — URL: http:// government.ru/projects/selection/733/34001/ (дата обращения: 01.11.2019).

5. Брифинг Евгения Дитриха по завершении заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 17.09.2018 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. — URL: http://government.ru/projects/ selection/733/34001/(flaTa обращения: 01.11.2019).

6. Российская Федерация. Совет при Президенте РФ по стратегическому планированию и национальным проектам. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика РФ» от 24.12.2018 «Кон-сультантПлюс» [Электронный ресурс]. —

URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_319432/ (дата обращения: 01.11.2019).

7. Бутенко В. С. Сети связи 5G/IMT-2020 и iot — во все сферы национальной экономики / В. С. Бутенко // Цифровая экономика. —2018. — № 8. — С. 6—11.

8. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации [Электронный ресурс]. — URL: https://cdto.ranepa. ru/#recl27039493/ (дата обращения: 01.11.2019).

9.0 новых технологиях и цифровой экономике состоялся большой разговор с участием президента РФ [Электронный ресурс] / Интервью В. В. Путина от 05.07.2017. — URL: www. I tv. ru %2Fnews %2F2017—07-05 %2F328277-o_ novyh_tehnologiyah_i_tsifrovoy_ekonomike_ sostoyalsya_bolshoy_razgovor_s_uchastiem_ prezidenta/ (дата обращения: 01.11.2019).

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Воронежский филиал) Гаркавцева А. С., студентка E-mail: [email protected] Тел.: 8-920-461-10-78

Шахворостов Г. И., кандидат технических наук, доцент кафедры государственного и муницип ального управления E-mail: [email protected] Тел.: 8-952-100-88-67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.