Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
851
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / малый и средний бизнес / субъекты хозяйственной деятельности / экономика / entrepreneurship / small and medium business / business entities / economy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Афендикова Е.Ю.

к.э.н., доцент, ДонАУиГС при Главе ДНР

ekaterina-mamchenko@yandex.ru Попова А.А.

студент

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, субъекты хозяйственной деятельности, экономика.

Keywords: entrepreneurship, small and medium business, business entities, economy.

Мировой опыт и практика убеждают, что важным элементом рыночной экономики является взаимодействие крупных, средних и малых предприятий. При этом малое предпринимательство рассматривается не только как дополнение к большому производству, а как самостоятельная форма функционирования и развития современных продуктивных сил - гибкая, жизнеспособная, эффективная, прогрессивная. Особое значение малого и среднего бизнеса в условиях рыночных отношений проявляется в структурной перестройке экономики, ускорении научно -технического процесса, формировании нового социального слоя.

Значение малого и среднего предпринимательства для народного хозяйства любого государства чрезвычайно велико. Образование новых рабочих мест, развитие конкуренции, повышение качества продукции, развитие национальной экономики - все это результат работы малого и среднего бизнеса. Рынок не может быть полно стью наполнен товарами и услугами только крупных предприятий: некоторые отрасли вовсе не привлекательны для них, а в определенных отраслях развитие крупных компаний фактически невозможно.

Приоритетными отраслями для работы малого и среднего предпринимательства являются оптовая и розничная торговля, сфера общественного питания и ресторанного бизнеса, сельское хозяйство, транспорт. Большим предприятиям трудно развиваться в названных отраслях, что по дтверждает необходимость существования малого и среднего бизнеса.

С момента образования Донецкой Народной Республики активно формируется и расширяется бизнес в сфере сетевой торговли и в форме малого и среднего предпринимательства (МСП). Основным препятствием для развития малого и среднего бизнеса в Донецкой Народной Республике, как правило, является нехватка финансовых возможностей, потребность в кредитных ресурсах, и главное, в рынках сбыта готовой продукции, введение блокады, а также боевые действия. Несмотря на все вышеперечисленные барьеры, именно предприниматель является организатором и движущей силой бизнеса. Торговля в относительно небольших торговых точках способна быть более мобильной в отношении удовлетворения потребностей общества.

На сегодняшний день в предпринимательской среде Республики можно наблюдать три основные группы проблем, тормозящих развитие предпринимательства.

1) законодательные - проблемы законодательного и нормативного характера: не разработаны основные законопроекты, относящиеся к деятельности малого и среднего бизнеса; отсутствует государственная поддержка МСП; не налажен механизм участия представителей МСП в законодательном процессе.

2) финансовые - проблемы, связанные с банковской системой и налогообложением: отсутствие льгот по налогообложению для предпринимателей; неприемлемые условия получения кредитов на развитие бизнеса (одним из условий развития малого бизнеса является его полноценное обеспечение финансовыми ресурсами. Первостепенную роль в решении этого вопроса играет банковский сектор, который может финансировать малый бизнес посредством кредитных операций как на общих условиях, так и в рамках ряда программ государственного стимулирования малого бизнеса); отсутствие инвестиций как таковых

3) информационные - проблемы, связанные с налаживанием связи между общественностью и органами власти, а также с доступностью информации: отсутствие прозрачного и четкого механизма взаимодействия органов власти и предпринимателей; отсутствие помощи в адаптации к новому законодательству; отсутствие обратной связи органов власти в проблемных вопросах

Несмотря на все вышеупомянутые сложности, малый и средний бизнес быстро приспосабливается к разноо б-разным условиям работы и продолжает развиваться. По данным Единого государственного реестра юридических и физических лиц, на 1 января 2020 года на учете состоят 14 700 юридических лиц, обособленных подразделений юри-

дических лиц и 56 700 физических лиц -предпринимателей. В то время как по состоянию на 1 января 2019 года было зарегистрировано 14 300 юридических лиц и 49 300 физических лиц -предпринимателей (рис. 1)1.

Рисунок 1.

Количество юридических лиц и физических лиц -предпринимателей в ДНР

На основании представленных данных можно наблюдать рост количества субъектов малого и среднего бизнеса. Так, в период с 2019 г. по 2020 г. число юридических лиц возросло на 400 предприятия, а физических лиц -предпри -нимателей на 7400. Данная тенденция роста свидетельствует о расширении сферы малого и среднего предприним а-тельства, что в свою очередь выступает хорошим показателем для экономики ДНР.

По данным доклада главы Министерства промышленности и торговли Донецкой Народной Республики Владимира Рущака от 15 марта 2021 года, в 2020 году товарооборот предприятий, осуществляющих розничную торговлю, составил 60,87 млрд. руб., что на 31,2% больше аналогичного показателя в 2019 году.

Товарооборот предприятий, занимающихся оптовой торговлей, составил 71,59 млрд. руб. (на 12,7% больше чем в 2019 году). В то же время товарооборот предприятий общепита сократился на 89,1 млн. руб. или 9,4% и составил 862,5 млн. руб.

Следует отметить, что в структуре розничного товарооборота 47,3% составляют продовольственные товары, непродовольственные - 52,7%.

По данным Минпромторга, на 1 января 2021 года в ДНР осуществляют свою работу 13 366 субъектов розничной торговли, 1758 субъектов общественного питания, 3453 субъекта бытового обслуживания населения.

Сравнивания данные показатели с 2019 годом, можно отметить следующие изменения:

- число субъектов розничной торговли увеличилось на 453 единицы или на 3,5%;

- количество субъектов общественного питания снизилось на 97 единиц или 5,2%;

- число субъектов бытового обслуживания увеличилось на 31 единицу или 0,9% 2.

К республиканским органам, которые регулируют малый и средний бизнес, относятся Глава ДНР, Совет Министров ДНР, Народный Совет ДНР, Министерство экономического развития, Министерство доходов и сборов, Министерство финансов и другие министерства и ведомства Республики.

Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики является уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере экономического развития и развития предприним а-тельства. Оно реализует свою деятельность на основании Постановления Совета Министров ДНР «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития Донецкой Народной Республики» № 1 -6 от 10.01.2015 года.

Согласно п. 3.5 главе 3 данного Положения в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса Министерство экономического развития осуществляет:

- реализацию государственной политики в отношении развития малого и среднего бизнеса;

- разработку программы поддержки и развития среднего и малого предпринимательства в ДНР;

- координацию работы по разработке целевых, местных, республиканских программ поддержки и развития среднего и малого предпринимательства в городах и районах ДНР, осуществляет мониторинг их реализации;

- содействие развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства в Донецкой Народной Республике, деятельности объединений субъектов среднего и малого предпринимательства3.

Субъектам хозяйственной деятельности, в интересы которых входит осуществление предпринимательской деятельности на территории Республики, необходимо пройти обязательную регистрацию в качестве субъекта хозяйств о-вания. Регистрация производится на основании Порядка проведения государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, утвержденного Постановлением Президиума Совета Министров Донецкой Народной Республики от 29.09. 2014 г. № 36-10. Включение предпринимателей в Единый реестр юридических и физиче-

1 Итоги работы Главстата Донецкой Народной Республики за 2018 год. - https://dnronline.su/2020/01/20/podvedeny-itogi-raboty-glavnogo-upravleniya-statistiki-donetskoj-narodnoj-respubliki-za-minuvshij-god/

2 Розничный и оптовый товарооборот: итоги за 2020 год. - https://dnr-live.ru/roznichnyiy-i-optovyiy-tovarooborot-itogi-za-2020-

god/

3

Постановление Совета Министров ДНР «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития Донецкой Народной Республики» от 17.12.2016 № 13-3.

ских лиц производит Министерство налогов и сборов в специально созданной для этой цели службе - Регистрационном центре1.

Руководство Республики всячески содействует развитию предпринимательской деятельности. Так, 18 сентября 2018 года были внесены изменения в закон «О налоговой системе», согласно которым допустимый объем валового годового дохода субъектов хозяйствования, которые относятся к первой группе упрощенного налога, увеличился с 1,5 до 3 миллионов рублей. Также предпринимателям предоставлена возможность оплачивать ежемесячный налог в 2,5% либо оплачивать по альтернативной фиксированной ставке 2200 руб., в случае превышения торговой площади 21 кв. метра2.

Большая часть физических лиц-предпринимателей арендуют торговое помещение, не превышающее указанную площадь. Это чаще всего мелкие предприниматели, имеющие небольшой денежный оборот, и поэтому упрощенный налог в год по альтернативной ставке составит всего 26 400 руб., что значительно повлияет на результаты их деятельности при обороте свыше 1 056 000 руб. Использование фиксированной ставки упрощает также ежемесячный расчет налога и его проверку.

В случае если будет выбрана ставка 2,5%, то в результате повышения граничной суммы оборота предприним а-тели могут сэкономить 105 000 руб. и направить высвобожденные средства в свой оборот.

Подводя итог, можно сказать, что предпринимательский сектор ДНР находится в непростых условиях. Существует ряд барьеров, которые не позволяют ему развиваться. Дальнейшее экономическое развитие Донецкой Народной Республики невозможно без налаженной предпринимательской деятельности, оно является одной из ведущих сфер экономики, приводящей в движение основные факторы производства и обеспечивающей экономический рост всех сфер деятельности. В качестве возможных путей преодоления выявленных сложностей можно предложить:

1. разработать основные законы и положения, регулирующие предпринимательскую деятельность;

2. создание налоговых каникул для предпринимателей в первый год работы с целью формирования наиболее приемлемых условий для развития;

3. совершенствование условий получения кредитов на развитие бизнеса;

4. развитие активной инвестиционной деятельности.

Развитие малого и среднего бизнеса является одним из главных условий перехода Республики к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в экономической и социальной сферах

1 Постановление «Об утверждении Порядка государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» № 36-10 от 29.09.2014.

2

Закон «О налоговой системе» № 99-1НС от 25.12.2015, редакция по состоянию на 01.04.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.