Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сфера услуг / инновационное развитие / организационно-экономический механизм / субъекты малого и среднего предпринимательства / пандемия COVID-19 / service business / innovative development / organizationally-economic mechanism / small and middle business entities / pandemic of COVID – 19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

Муромец Н.Е.

д.э.н., доцент, профессор Донецкой академии управления и государственной службы при Главе ДНР

muromec 1975nata@mail.ru

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Ключевые слова: сфера услуг, инновационное развитие, организационно -экономический механизм, субъекты малого и среднего предпринимательства, пандемия COVID-19.

Keywords: service business, innovative development, organizationally-economic mechanism, small and middle business entities, pandemic of COVID — 19.

Эпидемиологический кризис 2020 года нанес серьезный ущерб основным сферам народного хозяйства, и, прежде всего, организациям сферы услуг. Введенные карантинные меры, как правило, затронули сферу бытовых рыночных услуг, общественного питания и розничной торговли непродовольственными товарами, внутреннего и иностранного туризма, гостиничного хозяйства, городского и междугородного пассажирского транспорта. Указанные сферы в настоящий момент имеют довольно низкую как инновационную, так и инвестиционную активность вследс твие достаточно высокой неопределенности среды. В борьбе за потребителя ключевые позиции занимают наиболее конкурентоспособные компании, среди которых те, которые могут в максимально короткий срок адаптироваться к новым условиям и способны к постоянным внедрениям инноваций. Таким образом, требованием времени является разработка эффективного организационно -экономического механизма обеспечения инновационного развития сферы услуг в контексте реализации инновационной стратегии организаций сферы услуг, с учетом интегрального подхода во взаимодействии различных сфер деятельности хозяйственного субъекта: коммерческой, научно -исследовательской, снабженческой деятельности и др.

Цель работы - разработка методологических подходов к формированию организационно -экономического механизма обеспечения инновационного развития сферы услуг, который предполагает постоянный мониторинг рыно ч-ной ситуации с возможностью обеспечения постоянных модификаций услуг и методов работы на рынке. Это обеспечит постоянное стимулирование организаций к поиску эффективных методов отслеживания возможных путей внедрения инноваций и четкого механизма разработки их инновационных стратегий.

Сфера услуг - многогранное понятие. Это определенная совокупность оказываемых услуг различного характера, без которых современный человек не представляет себе комфортной жизни. Успешная деятельность любой организации сферы услуг зависит от многих факторов, в том числе и от того, насколько успешно и вовремя происходит следование новейшим тенденциям развития рынка, вывод новых продуктовых инноваций, внедрение новых методов работы и обслуживания потребителей.

Инновации - это приоритетные элементы стимулирования роста национальной экономики. Здесь следует указать на тесную связь между инновациями, экономическим ростом и инвестициями государства, которые в первую очередь влияют на эффективность деятельности организаций, а также на уровень конкурентоспособности национальной экономики, обусловленной, в частности, уровнем ее инновационного потенциала.

Относительно ДНР важно отметить, что у Республики есть возможности для инновационного развития. Характерная сильная сторона Донбасса - мощная промышленная база. Тем не менее, Донбасс на сегодняшний день существенно отстает в развитии не только от Российской Федерации, но и от других соседних государств. Это связано с политической неопределенностью, ограничениями в экономической деятельности, недоработкой правового сопровождения.

Приоритетным направлением в сфере торговли ДНР остается развитие потребительского рынка товаров и услуг, причем предпочтение отдается товарам отечественных производителей. В целом по Республике объем розничного товарооборота предприятий в 2018 г. составил 40,7 млрд. руб., что превышает показатель объема розничного товарооборота за 2017 г. на 7,1 млрд. руб., или на 21,3% (33,6 млрд. руб.). Данные статистической отчетности за 9 месяцев 2018 г. свидетельствовали о том, что доля розничного товарооборота от продажи непродовольственных товаров составляла 50,7%, а продовольственных товаров - 49,3% (за аналогичный период 2017 г. - 50,8 и 49,2% соответственно). Наблюдался рост объемов розничного и оптового товарооборота предприятий сферы торговли (табл. 1).

Рост показателей реализации как продуктовой продукции, так и непродовольственных товаров связан с повышением загруженности производственных мощностей уже функционирующих предприятий, открытием и возобновлением работы ряда предприятий, на продукцию которых есть спрос. Сфера торговли демонстрирует положительную динамику развития, наблюдаются тенденции роста количества сетевых форматов - гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров.

Таблица 1

Объемы розничного и оптового товарооборота предприятий сферы торговли за 2017-2018 гг.1

Объем 2017 г., 2018 г., Абсолютный прирост, Относительный прирост,

товарооборота млрд. руб. млрд. руб. млрд. руб. %

Розничного 33,6 40,7 +7,1 21,3

Оптового 53,5 61,0 +7,5 14,0

В 2018 г. произошел рост общего количества объектов сферы розничной торговли. На 01.01.2019 г. в Республике зарегистрировано 11931 предприятие, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли (в том числе -9272 продовольственных и непродовольственных магазинов, 2659 объектов мелкорозничной торговой сети), 1758 предприятий общественного питания, 2985 предприятий бытового обслуживания 2.

Рост показателей реализации продукции в ДНР в «доковидный период» был обусловлен такими факторами, как возобновление старых и открытие новых производств; продолжение реализации проекта «Сделано в ДНР» с целью поддержки отечественного товаропроизводителя. Продукция с указанным логотипом является доступной, но в то же время высококачественной.

На основании изучения различных литературных источников можно сделать вывод о том, что разработка инновационной стратегии современной организации должна опираться на поиск широкого круга возможностей использования инновационного потенциала. Например, потенциала внутренних возможностей и деятельности внешней рыночной среды, организации инновационного сотрудничества, привлечения инновационной инфраструктуры на рынке.

Традиционный подход к формированию организационно -экономического механизма развития организации представлен на рис. 1.

Рисунок 1.

Формирование организационно-экономического механизма обеспечения инновационной

стратегии организации

1 Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / Коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы, Н.В. Шемякиной; ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2020. - 260 с.

2

Экономические индикаторы развития малого бизнеса ДНР / МЭР ДНР. -http://mer.govdnr.ru/indexphp?option=com_content&view=aгtide&id=3845:ekonomicheskie-indikatory&catid=2&Itemid=677

Однако представленный на рис. 1 механизм, начиная с 2019 г., уже теряет свою эффективность из -за непредсказуемости распространения СОУГО-19, что сопровождается стагнацией экономики и отрицательно отражается, в первую очередь, на функционировании субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом следует отметить, что наиболее весомая доля в общем объеме реализованной продукции (работ, услуг) малых предприятий приходилась на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 74,1%. Продукция промышленности составила 13,2% от общего объема реализации. На предприятиях, которые занимались операциями с недвижимым имуществом - 3%. Более 85% объема реализации приходилось на предприятия двух городов Республики: Донецка - 74,6% и Макеевки - 10,7%1. В связи с этим особую актуальность приобретает детальный анализ состояния малого и среднего бизнеса в условиях пандемии, а также оценка эффективности принятых мер с целью поддержки предпринимательства.

Необходимо отметить, что, как правило, субъекты малого и среднего предпринимательства осуществляют свою деятельность, прежде всего, в сферах торговли и предоставления услуг населению. Это обстоятельство, а также высокая сложность процедур государственного урегулирования, административное давление, высокая степень финансовой нагрузки привели к определенному росту неформальной занятости в сфере малого и среднего бизнеса. При этом рост процентных ставок и риск ликвидности еще больше усугубили ситуацию, так как повысилась себестоимость выпускаемой продукции, а поэтому снизилась рентабельность бизнеса.

Если не предпринимать активных действий по реализации инновационных направлений деятельности организаций сферы услуг, то можно прогнозировать развитие негативных тенденций в этой сфере, что может привести к дальнейшему снижению темпов развития торговли и усугублению территориальных диспропорций в ДНР.

Сохранение имеющихся тенденций в сфере торговли Донецкой Народной Республики на долгосрочную перспективу может способствовать росту и так довольно высокого показателя изношенности основных фондов предпр и-ятий. Возникающие проблемы в отношении завоза и приобретения необходимого сырья и материалов, связанные с усиливающимися ограничительными «ковидными» мерами, будут существенно осложнять организацию производственной деятельности, что в свою очередь может привести к остановке ряда производств и, как следствие, к снижению объемов продаж товаров отечественного производства.

Для предотвращения представленных выше негативных тенденций развития сферы услуг следует предложить ключевые виды поддержки малого и среднего предпринимательства, которые целесообразно рассматривать как специальные рычаги прямого и косвенного воздействия в рамках формирования действенного организационно -экономического механизма обеспечения инновационного развития организаций сферы услуг, которые являются актуальными в условиях пандемии СОУГО-19. Их можно разделить на две основные категории: финансовые и нефинансовые. К финансовым видам поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии СОУГО -19 можно отнести, прежде всего, льготное кредитование. К нефинансовым видам поддержки малого и среднего бизнеса следует отнести разнообразные консультации по вопросам маркетинга, патентно -лицензионного сопровождения финансового планирования, а также ведения бизнеса и правового обеспечения предпринимательской деятельности; организацию конференций, форумов на дистанционной основе для малого и среднего предпринимательства; оказание помощи в продвижении товаров на экспорт в условиях пандемии; организацию семинаров, тренингов на дистанционной основе; проведение выставок для товаров и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для повышения качества бизнес-климата в ДНР, в т.ч. для соблюдения баланса интересов представителей бизнеса и государства, содействия развитию и росту числа субъектов предпринимательской деятельности, защите их законных прав и интересов следует реализовать ряд мероприятий, разработанных с учетом предложений, высказанных представителями бизнеса, с внесением необходимых изменений в нормативные правовые акты, среди которых:

- упрощение процедуры предоставления документов субъектами хозяйствования для получения субъектами хозяйственной деятельности согласования на право организации торговой деятельности, общественного питания и бытового обслуживания населения;

- продление срока действия этого согласования с 1 года до 5 лет;

- отмена обязательного получения сертификата соответствия, который подтверждает тип заведения общественного питания (подтверждение выбранного типа осуществляется органами местного самоуправления);

- исключение нормы о предоставлении заключения государственной санитарно -эпидемиологической экспертизы для непродовольственной группы товаров и объектов бытового обслуживания населения;

- исключение необходимости предоставления документов, подтверждающих право собственности на землю, право пользования земельным участком для арендаторов зданий, других капитальных сооружений, где расположен торговый объект;

- предоставление альтернативной возможности по оформлению документов на вывоз твердых бытовых отходов;

- отмена необходимости предоставления документов, подтверждающих право пользования (или право собственности) земельными участками для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в отдельной части здания или другого капитального сооружения, встроенных в многоквартирные жилые дома.

Для развития инновационного потенциала в экономическом секторе Донбасса необходим комплексный по дход, включающий регулирование политико-правовых задач, оптимизацию системы образования, поиск инвестиций, «сближение» науки и производства. На данный момент в ДНР разрабатывается законопроект «Об инновационной и

Экономические индикаторы развития малого бизнеса ДНР / МЭР ДНР. http://mer.govdnr.ru/indexphp?option=com_content&view=article&id=3845:ekonomicheskie-indikatory&catid=2&Itemid=677

инвестиционной деятельности», в то время как ЛНР в 2017 г. опубликовала законопроект «Об инвестиционной деятельности» 1.

Возобновили работу центральная научно -техническая библиотека и патентный фонд. В перспективе рассматривается открытие центра передовых технологий. Осуществляются практические инновации в сфере энергосбережения, экологии, коммуникационных систем.

Таким образом, разработка инновационной стратегии современной организации должна опираться на поиск широкого круга возможностей использования инновационного потенциала, с учетом реализации не только внутренних возможностей организации, но и внешней рыночной среды ее деятельности; внедрение инновационного сотрудничества и привлечение инновационной инфраструктуры на рынке. Механизм формирования инновационной стратегии организации должен основываться на внедрении концепции «открытых инноваций», которая предполагает привлечение инновационного потенциала внешней среды организации.

В качестве рекомендаций по развитию сферы торговли можно предложить:

- проведение инвентаризации имеющихся в Республике нежилых помещений и зданий с целью выявления объектов, которые можно использовать для открытия новых торговых площадок, что позволит наполнить актуальной информацией раздел «Открой свой бизнес» на официальном сайте Министерства промышленности и торговли ДНР;

- упрощение процедуры регистрации и получения разрешительных документов по принципу «единого окна» и электронной очереди;

- развитие объектов системы электронных платежей; дальнейшее расширение деятельности предприятий розничной торговой сети, включая отдаленные от центра города районы и поселки. Это может иметь значение не только для сферы розничной торговли, но и большое социальное значение в обеспечении населения социально знач имыми продуктами питания.

Актуальным направлением дальнейших исследований является разработка научно -методических подходов к оценке влияния специальных рычагов прямого и косвенного воздействия в рамках формирования организационно -экономического механизма на уровень обеспечения инновационного развития организаций сферы услуг.

1 Об инвестиционной деятельности: законопроект // Официальный сайт Народного Совета Луганской Народной Республики. - https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/4207/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.