Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / СУБЪЕКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гречина И.В., Балашов В.Ю.

В статье рассмотрена необходимость функционирования субъекта предпринимательства в современной экономике на основе инновационной политики, представлены цифровые инструменты управления предпринимательством, предложена оценка эффективности инновационного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гречина И.В., Балашов В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PROJECT IN ENTREPRENEURSHIP AND ECONOMIC EVALUATION OF ITS EFFECTIVENESS

The article considers the need for the functioning of business entities in the modern economy on the basis of innovation policy, presents digital tools for managing entrepreneurship and offers an assessment of the effectiveness of an innovation project.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ»

УДК 338.24.01

И.В. ГРЕЧИНА, докт. экон. наук, доцент, и.о. заведующей кафедры высшей и прикладной математики, профессор, e-mail: grechinaira@i.ua, В.Ю. БАЛАШОВ, аспирант, e-mail: balashov.vadim2019@gmail.com

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

В статье рассмотрена необходимость функционирования субъекта предпринимательства в современной экономике на основе инновационной политики, представлены цифровые инструменты управления предпринимательством,

предложена оценка эффективности инновационного проекта.

Ключевые слова: инновационный проект, предпринимательство, цифровые инструменты, субъект, эффективность, экономическая оценка.

Grechina I.V., Balashov V.Yu. Innovative project in entrepreneurship and economic evaluation of its effectiveness.

The article considers the need for the functioning of business entities in the modern economy on the basis of innovation policy, presents digital tools for managing en-trepreneurship and offers an assessment of the effectiveness of an innovation project.

Keywords: innovative project, entre-preneurship, digital tools, subject, efficiency, economic assessment.

Ориентация экономики Донецкой Народной Республики на вхождение в экономику Российской Федерации дик-

тует необходимость постоянного повышения эффективности функционирования субъектов предпринимательства. Ухудшение инвестиционного климата, снижение спроса на внутреннем рынке, сложности с проведением экономических реформ являются факторами, оказавшими влияние на эффективность деятельности предприятий.

Основываясь на сущности предпринимательства, которое само по себе является новаторским процессом на свой страх и риск, его функционирование невозможно без инновационных проектов, практического использования научно-технических разработок и изобретений, перемен в продукте, процессах, маркетинге, управлении. Инновация выступает в качестве фактора перемены, как результат, воплощенный в новом или усовершенствованном продукте, технологических процессах, новых услугах и новых подходах к удовлетворению социальных потребностей.

Необходимым условием успешного функционирования субъекта предпринимательства в современной экономике является эффективное использование его собственных и приобретенных активов,

© И.В. Гречина, В.Ю. Балашов, 2021

их модернизация путем осуществления инновационной (технологической,

управленческой, экономической) политики на основе цифровых технологий.

Актуальность проблемы позволяет предположить, что, несмотря на значительное число участников экономической деятельности, усложнение бизнес-моделей и рост ассортимента их услуг и товаров, развитие инновационных проектов, в т.ч. на основе цифровых технологий, даст возможность реализовать системы и модели по эффективному управлению и планированию использования предпринимательских ресурсов.

Отдельные теоретические и методические аспекты исследований актуальности цифровых технологий, совершенствования и развития предпринимательства нашли отражение в трудах ученых, среди которых: А.В. Половян, Н.В. Шемякина и С.Н. Гриневская [1], Л.П. Барышникова и О.В. Макарова [2], Е.М. Азарян [3], И.А. Денисенко [4], И.С. Алерт и В.В. Евсеев [5]. Однако эти проблемы сохраняют свою значимость, требуют продолжения исследований и разработки соответствующих методических подходов и рекомендаций.

Целью работы является обоснование актуальности использования инновационного проекта в предпринимательстве и экономическая оценка его эффективности.

Повышение эффективности предпринимательства обусловливает необходимость внедрения инноваций в этой сфере. Предпосылками такого направления являются изменчивость внешней среды, усложнение процесса экономического управления, требование действия механизма внутренней координации, недостаток информации по причине отсутствия специальной системы информационного обеспечения.

Рассматривая одно из основных направлений инновационной политики

«цифровизацию экономики» как новые возможности экономического роста, ученые А.В. Половян, Н.В. Шемякина, С.Н. Гриневская указывают на необходимость внедрения цифровых технологий для развития современного производства в отраслях промышленности и предпринимательской сфере: «важно стимулировать появление технологий, создавать условия для формирования массового спроса на высокотехнологическую продукцию» [1].

Так, авторы Л.П. Барышникова и О.В. Макарова [2] рассматривают взаимодействие между вертикально интегрированными предприятиями, их проблематику, вариации взаимоотношений между ними и предлагают пути дальнейшего развития совместной деятельности для получения наиболее выгодных результатов.

Анализ ключевых составляющих современного предпринимательства подтвердил его интеграцию с цифровым маркетингом, без которого деятельность субъектов не перспективна. Авторы Е.М. Азарян и Д.Э. Возиянов в ходе исследования теоретических основ и моделирования механизма цифрового маркетинга для розничного торгового оператора отмечают, что «В1ё§ка1-маркетинг -весь спектр мультиформатных и омни-кальных маркетинговых действий субъекта хозяйствования на рынке, подчиненных выработанной им маркетинговой стратегии, позволяющий привлечь внимание целевой аудитории потенциальных покупателей к предложению-продукту и конвертировать его в покупку (денежные средства)» [3].

Внедрение инновационных (производственных, финансовых, управленческих, социальных) технологий в предпринимательстве может приводить к значительному количеству позитивных эффектов и результатов.

В то время как новые цифровые технологии постоянно изменяются, наибольшую актуальность представляют собой широкие категории технологий и методологий, которые уже могут повлиять на эффективность предпринимательства [4] (рис. 1):

мобильные инновации: персональные вычислительные устройства и технологии, включая мобильные устройства, носимые технологии (смарт-часы, смарт-очки), виртуальную реальность (У^ и дополненную реальность (AR), мобильные приложения и т.д.;

1) о К й

К и S

Й ü Й

и § 2

н d

« и СР

в о о й 5 6 1

S Й О О о

& СР

вычислительные технологии и фин-техи: методология анализа, включая облачные вычисления, когнитивные вычисления, методы машинного обучения и создание искусственного интеллекта;

геоцифровизация: social media marketing (SMM - маркетинг в социальных сетях), геоинформационные системы (ГИС - цифровые карты);

цифровая реклама: технологии поиска для изображений, видео, распознавание речи на основе применения инновационных технологий в системе программного обеспечения устройства.

Классификация форм

В зависимости от форм предпринимательской деятельности, обладающих отличительными особенностями и финансовыми возможностями, применимы и соответствующие им инновационные проекты. Формы предпринимательской деятельности классифицируются как индивидуальное, коллективное и государственное предпринимательство [6] (табл. 1). Для субъектов предпринимательства Донецкой Народной Республики, на основании приведенной классификации, Приказом Правительства установлены организационно-правовые формы ГКОПФ [7].

Таблица 1

ции предпринимательства

Форма предпринимательства Характе ристика

Индивидуальное (единоличное хозяйство) один владелец принимает единоличные решения и несет личную ответственность за всю деятельность преимущество: полный контроль со стороны собственника; недостаток: незначительная величина капитала и личная ответственность.

Коллективное: партнерство с ограниченной и неограниченной ответственностью (юриспруденция, медицина, брокерство); корпорация (большие капиталы, масштабное производство) два или более предпринимателей принимают решения совместно и несут совместную ответственность преимущество: рост величины капитала; недостаток: полная ответственность для партнеров.

предприниматель отделен от собственности, его финансовая ответственность ограничена преимущество: привлечение значительного капитала путем продажи акций; недостаток: потеря стоимости своих акций в случае банкротства.

Государственное определенные виды деятельности могут осуществляться только государственными предприятиями; установлен перечень видов деятельности, которыми можно заниматься только по лицензиям; другие разрешения. преимущество: гарантия госзаказа и финансирования; недостаток: регламентированная деятельность.

С целью анализа деятельности и оценки актуальности внедрения у субъекта предпринимательской деятельности предприятия ООО «Донпрод» инновационного проекта, целесообразно построить конкурентную карту рынка. Анализ клю-

чевых позиций субъекта и его основных конкурентов выполнен на основе ключевых конкурентных факторов с использованием удельных весовых коэффициентов и экспертной оценки, выраженной в баллах (табл. 2).

Таблица 2

Матрица конкурентного профиля ООО «Донпрод»

Ключевой фактор Удельный вес, К ГП «Донецкий электротехнический завод» Опытный завод «Эталон» ООО «Донпрод»

рейтинг оценка рейтинг оценка рейтинг оценка

Доля рынка 0,2 3 0,6 2 0,4 1 0,2

Качество 0,2 1 0,2 3 0,6 2 0,4

Цена товара 0,3 1 0,3 3 0,9 2 0,6

Реклама 0,1 3 0,3 2 0,3 1 0,1

Сеть продаж 0,1 2 0,2 1 0,1 3 0,3

Ассортимент 0,1 2 0,2 1 0,1 3 0,3

Всего: 1,0 - 1,8 - 2,4 - 1,9

В сравнении с ближайшими конкурентами, ГП «Донецкий электротехнический завод» (общая оценка 1,8 балла) и Опытный завод «Эталон» (общая оценка 2,4 балла), исследуемое предприятие имеет средний уровень конкурентоспособности, обусловленный такими факторами как «развитая сеть продаж» и «широкий ассортимент». Угрозу для предприятия составляют: меньшая доля рынка в сравнении с рассматриваемыми субъектами, недостаточное поступление средств за счет цены товара и недостаточного стимулирования сбыта.

Проведенные исследования показали, что на предприятии в течение последних лет происходили сдерживающие развитие эффективной деятельности процессы, такие как рост административных расходов и расходов на сбыт и, как следствие, рост себестоимости единицы реализованной продукции. Анализ позволяет сделать вывод, что применяемые методы экономического управления не удовлетворяют требованиям и не способствуют в достаточной степени реализации их выполнения. Такая ситуация свидетельствует о необходимости современных решений в экономическом управлении предприятием ООО «Дон-прод» на основе технологических, управленческих и цифровых инноваций.

Оценку эффективности инновационного проекта по внедрению цифровых технологий в экономическое управление снижением затрат проведем на основе следующих динамических показателей, характеризующих изменения стоимости капитала во времени: чистой дисконтированной стоимости NPV, внутренней нормы доходности IRR, индекса доходности PI, дисконтированного периода окупаемости DPP. Для проведения такой оценки используются специальные финансово-математические инструменты, а ее результаты служат основой для принятия решений по реализации предложений (перспективная) и проведения контроля за использованием созданных объектов (ретроспективная).

Основываясь на том, что традиционная банковская антикризисная формула имеет пять ключевых решений [5] и включает кредиты, депозиты, валюту, платежи и работу банковской системы, для внедрения на предприятии рассмотрим позицию «кредиты» и «работа банковской системы». Фонд развития промышленности РФ [8] предоставляет льготные займы под 1% и 3% годовых на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств.

В рамках этой программы заёмное совместное финансирование предоставляется на проекты, направленные на внедрение цифровых и технологических решений, призванных оптимизировать производственные процессы на предприятии.

В условиях экономической нестабильности, сложившейся на территории Донецкой Народной Республики, следует учитывать рекомендации Совета по развитию предпринимательства [9] (совещательный коллегиальный орган в составе Министерства экономического развития ДНР, в состав которого входят представители органов государственной власти и научные сотрудники) и опираться на «работу банковской системы», а «кредитование» рассматривать как перспектив-

ную возможность в пределах планового горизонта 2021-2023 гг.

Учитывая неопределенность ситуации, ставку кредитования целесообразно принимать в размере 6-8%. Анализ финансовых результатов показал, что для расчета показатели «Доход от реализации продукции» и «Себестоимость реализованной продукции» в течение прогнозируемого периода остаются неизменными (темп изменений составляет 100,0%), т.к. комплекс цифровых технологий направлен на снижение административных расходов до 92,92% и сбытовых - до 24,98%. В целом, темп снижения затрат составит 98,53%, общее снижение составит 2,08%. Снижение расходов ¡¡>£ по годам (начиная с первого года): 100%, 99,17%, 98,50%, 97,92% (табл. 3).

Таблица 3

Прогнозируемые показатели инновационного проекта

Показатели Ед. изм. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. За весь период, %

Доход от реализации продукции, . млн руб. 211,1 211,1 211,1 211,1 100,0

Себестоимость реализованной продукции млн руб. 161,7 161,7 161,7 161,7 100,0

Административные расходы, расходы на сбыт, другие расходы млн руб. 39,8 38,1 36,7 35,5 89,45

Всего затрат, 3. млн руб. 201,5 199,8 198,4 197,2 98,53

Изменения к предыдущему году % 100,00 99,17 98,50 97,92 97,92

Темп изменений к предыдущему году % 0,00 0,83 0,68 0,58 2,08

Несмотря на то, что часть программных продуктов предлагается на без оплатной основе, для их внедрения необходимы существенные расходы на организационные и кадровые изменения, приобретение оборудования и его установку, современные методы управления.

С целью снижения расходов запланирована цифровизация финансовых операций, бухгалтерского учета и отчетности, совершенствование управленческого учета. Для этого целесообразно использование программ Битрикс24, Лидер - 11.2, ВС: Бухгалтерия, OpenERP, Tria, 1C: Учет для малого бизнеса, 1С для

предприятий ДНР, 81аск,Яо1в1а1, Yaware.TimeTracker, Мобильная касса и склад, ЕКАМ.Бизнес, TriniPOS и другие [10].

В результате расчета амортизации стоимости инновационного проекта (капитальные инвестиции в сумме 20,0 млн руб., ставка кредитования 8%, реинвестирования 6%), определения размера денежного потока, проведения оценки эффективности инновационного проекта, целесообразно сопоставить показатели с допустимыми значениями этих показателей (табл. 4).

Таблица 4

Оценка эффективности инновационного проекта

Показатели Значение Условие Вывод

Чистая дисконтированная стоимость T cf npv = _10 t=1 (1 +i)t 39,4 > 0 проект эффективен

Внутренняя норма доходности i _i irr = i npv v 2 1 1 1 npv2 _ npv1 39,94% > 8,0 Проект эффективен

Индекс доходности T CFt pi_Ü(1 + i)t 10 3,09 > 1 проект эффективен

Дисконтированный период окупаемости DPP 1,18 < 3 проект эффективен

Проведенные расчеты подтверждают эффективность и обоснованность проекта для предприятия. Теоретико-методические подходы и практическое использование изложенных предложений и рекомендаций по активизации инновационной деятельности позволят повысить уровень цифровизации субъекта предпринимательства, занять более устойчивые позиции на рынке, улучшить финансово-экономические показатели за счет снижения операционных расходов.

Выводы.

Решению задач инновационной направленности способствует совершенствование управления деятельностью субъектов предпринимательства, которое необходимо рассматривать как систему, включающую достаточное количество цифровых составляющих. Достижение результатов такой системой возможно при условии скоординированных действий, правильно выбранных методов управления, программ мотивации и механизма управления эффективностью предпринимательства.

Под эффективностью использования инновационного проекта в предпринимательстве на основе его экономической оценки следует понимать комплекс показателей, которые оказывают влияние

на экономическое управление предприятием. Это позволяет регулировать его внутренние и внешние экономические отношения и способствует формированию и повышению экономического потенциала, получению конкурентных преимуществ и эффективности деятельности в целом.

Список использованной литературы

1. Половян, А.В. Цифровизация экономики: новые возможности экономического роста / А.В. Половян, Н.В. Шемякина, С.Н. Гриневская. Вестник Института экономических исследований. - 2020. - № 3 (19). - С. 62-70.

2. Барышникова, Л.П. Процесс координации во взаимодействии вертикально интегрированных предприятий / Л.П. Барышникова, О.В. Макарова. -Донецк: ДонАУ и ГС при Главе Донецкой Народной Республики. - 2019. -№ 14. - С. 124-132.

3. Азарян, Е.М. Теоретические основы и моделирование механизма цифрового маркетинга для розничного торгового оператора / Е.М. Азарян, Д.Э. Возиянов. - Донецк: Вестник Института экономических исследований. -2020. - № 1. - С. 62-70.

4. Денисенко, И.А. Функционирование и развитие предпринимательства в условиях цифровой экономики / И.А. Денисенко // Сервис в России и за рубежом. - 2018.- Т. 12. - Вып. 4. -С. 84-98.

5. Алерт, И.С. Проблемы и методы повышения экономического потенциала субъектов предпринимательства России / И.С. Алерт, В.В. Евсеев. - Тамбов: Грамота. - Альманах современной науки и образования, 2015. - № 4.- С. 16-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_

7. Об утверждении Государственного классификатора организационно-

правовых форм Донецкой Народной Республики: Приказ Министерства промышленности и торговли Донецкой Народной Республики от 26.06.2020 г. № 149-ОП [Электронный ресурс]. - URL: https://gb-dnr.com/

8. Цифровизация промышленности. [Электронный ресурс] // Фонд развития промышленности Российской Федерации. - URL: http:// https://frprf.ru/

9. Совет по развитию предпринимательства [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики. - URL: http://mer.govdnr.ru/index .php? opti on=com _content&view=article&id

10. ТОП-20 бесплатных мобильных приложений для учета бизнеса. ЕКАМ: учет в торговле [Электронный ресурс]. -URL: https://www.ekam.ru/blogs/pos/20-mobilnyh-prilozheniy-dlya-biznesa

I.V. GRECHINA, Doctor of Economics, Associate Professor, Act. Head of the Department of Higher and Applied Mathematics, e-mail: grechinaira@i.ua, V.Yu. BALASHOV, postgraduate student, e-mail: balashov.vadim2019@gmail.com

SO HVE "Donetsk National University of Economics and Trade named after Michael Tugan-Baranovsky", Donetsk, DPR

Статья поступила в редакцию 21.02.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.