Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА'

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление экономикой / инновационное развитие / экономический рост / цифровизация экономики / стратегическое планирование / территории с ограниченными возможностями / economic management / innovative development / the economic growth / digitalization of the economy / strategic planning / areas with disabilities
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гриневская С.Н., Половян А.В., Шемякина Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА»

Гриневская С.Н.

к.э.н., доцент, в.н.с. Института экономических исследований, Донецк

greenevskayasvetlana@gmail.com

Половян А.В.

д.э.н., доцент, гл.н.с. Института экономических исследований, Донецк

Шемякина Н.В.

к.э.н., доцент, директор Института экономических исследований, Донецк

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

Ключевые слова: управление экономикой, инновационное развитие, экономический рост, цифровизация экономики, стратегическое планирование, территории с ограниченными возможностями.

Keywords: economic management, innovative development, the economic growth, digitalization of the economy, strategic planning, areas with disabilities.

Одной из ключевых тенденций современного этапа инновационного развития экономики является повышение роли цифровых информационных технологий во всех аспектах экономической деятельности. Цифровизация экономики, ее наличие во всех отраслях и секторах экономики позволяет использовать имеющиеся активы наиболее оптимально. В РФ формируется новая государственная политика в сфере цифровизации, которая определена такими основными направлениями,1 как нормативное регулирование цифровой среды, информационная инфраструктура, кадры для цифровой экономики, информационная безопасность, формирование исследовательских компетенций технологических заделов и цифровое государственное управление. Также, исходя из внутренних национальных интересов государства, и в целях устранения угроз чрезмерной открытости экономики планируется внесение изменений в программные документы по цифровизации экономики, предусматривающие наличие такого направления как разработка и внедрение отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных средств с целью ускорения цифровой трансформации отраслей реального сектора экономики.

Диспропорциональность развития экономики Донецкой Народной Республики в период 2014-2020 гг., обусловлена происходящими геополитическими, и, как следствие, экономическими трансформациями, приведшими к фактической изолированности региона2, продолжающихся седьмой год позиционных военных действий3, и возникших в связи с этим проблем роста экономики ДНР4. Диспропорциональность развития объясняется как кризисом, прежде всего, внутреннего управления, так и отсутствием гарантий в отношении сроков и статуса функционирования нового государственного образования в Донбассе - Донецкой Народной Республики (ДНР). Тем не менее, управление экономикой ДНР требует изучения новых возможностей экономического роста территории с учетом процессов циф-ровизации, которые при всей сложности происходящих трансформаций в Республике, являются неизбежными. Циф-ровизация в долгосрочной перспективе может стать значимым фактором экономического роста при любом из сценариев развития экономики ДНР, при этом наибольший эффект от внедрения цифровых технологий может быть достигнут в наукоемких секторах сферы услуг и высокотехнологичных отраслях промышленности.

Цифровизация по сути является одним из основных факторов экономического роста как процесса, определяющего возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и его качества. Экономический рост неизменно выступает как результат действия экономических и неэкономических факторов. При этом в ДНР на экономический рост оказывает значительное влияние такой неэкономический фактор как существующая

1 Национальные проекты: будущее России, В. Путин поручил включить внедрение отечественного ПО в нацпрограмму «Цифровая экономика». - futurerussia.gov.ru; «Черный ящик» 50. АНО «Цифровая экономика» вернулось к первоначальному проекту документа // ICT-Online.ru. 27.01.2020. - https://files.data-economy.ru/Digest/Digest_20200128.pdf; В. Путин поручил поддержать отечественные решения для «Цифровой экономики» // РИА Новости. 03.03.2020. - https://ria.ru/20190225/1551337849.html

Половян А.В. Экономическая дезинтеграция: новые аспекты развития (на примере вновь образованной территории Донбасса) / А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2019. - Вып. 2, ч. 2.- С. 483-487. - https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-dezintegratsiya-novye-aspekty-razvitiya-na-primere-vnov-obrazovannoy-territorii-donbassa

3 Официально территория вдоль линии соприкосновения объявлена районом боевых действий. Распоряжение об особом порядке в зоне вооруженного конфликта на Донбассе / Пресс-центр Операции Объединенных сил. 3.05.2018 // «Диалог.иА». -https://www.dialog.ua/ukraine/150367_1525084213; Закон Украины «Про особливоси державно! политики iз забезпечення державного суверенитету Укра!ни на тимчасово окупованих територшх у Донецькш та Луганськш областях» // Вщомосп Верховно! Ради. 2018. -№ 10, ст. 54. - http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/2268-19

4 Половян А.В. Экономика территорий с вновь образованной государственностью - Донецкая Народная Республика/ А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Проблемы прогнозирования. - М., 2018. - № 1. - С. 99-107.

военно-политическая ситуация. Экономический рост в ДНР имеет возможность генерироваться преимущественно за счет добывающего и перерабатывающего секторов, обладающих достаточными ресурсами и вероятностью в перспективе обеспечивать значительную часть поступлений в бюджет. Конечно, формирование экономики за счет сырьевого сектора определяет скорее экстенсивный, чем интенсивный вариант развития, но это реалии экономики ДНР в краткосрочной перспективе. Экономический рост является составляющей частью экономического развития, и в стратегической перспективе развитие экономики ДНР должно основываться на сочетании экономического роста и качественных изменений в условиях и организации хозяйственной жизни ДНР, инновационном экономическом развитии. Приоритетными направлениями для достижения целей экономического развития на основе инновационной экономики ДНР являются1:

- развитие ключевых секторов экономики ДНР на основе государственного регулирования: энергетика, тяжелое машиностроение, металлургия, ВПК;

- повышение производительности труда, рост фондовооруженности;

- внедрение инновационных и передовых технологий;

- государственная поддержка развития современных прорывных технологий;

- стимулирование экспортоориентированной деятельности предприятий, производящих продукцию высокого передела;

- налаживание межотраслевой и межрегиональной кооперации;

- развитие внутреннего рынка;

- поддержка и развитие малого предпринимательства.

При этом ключевыми для обеспечения инновационного развития на стратегическую перспективу секторами экономики ДНР, у которых имеется возможность поиска новых эффективных технологий, направленных на развитие отраслей, являются:

- обрабатывающая промышленность - энергетика, тяжелое машиностроение, металлургия, химическая отрасль, агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс. Инновационное развитие сектора обрабатывающей промышленности приведет к: росту производительности труда на основе внедрения передовых технологий и современной техники; преодолению критического устаревания, морального и физического износа основных фондов; значительному увеличению объемов инвестиций в экономику; цифровой модернизации производства; развитию машиностроения как структурообразующей базы в обеспечении экономического роста;

- финансовый сектор - инновации в сфере финансов, обоснованное стимулирование финансового сектора будет воздействовать на сбалансированность бюджета для развития экономики и приведет к: обеспечению наполнения доходной части бюджета из различных источников, в т. ч. неналоговых; оптимизации расходной части бюджета; формированию бюджета развития для финансирования приоритетных проектов общегосударственного значения; изменению налоговой системы, стимулируя реальный сектор экономики; развитию банковской системы (государственные и коммерческие банки); увеличению доли безналичных расчетов, включая клиринговые платежи для ускорения оборачиваемости денежной массы;

- агропромышленный комплекс - инновационное развитие данного сектора экономики будет способствовать: самообеспечению основными продуктами питания и увеличению производства экологически чистых продуктов; привлечению инвестиций на внедрение и освоение технологий глубокой переработки сельскохозяйственных продуктов; наращиванию экспортного потенциала; увеличению количества фермерских хозяйств; внедрению системы «умного» земледелия с использованием современных информационных технологий;

- инфраструктура - инновационное развитие сектора экономики, непосредственно обеспечивающего производственные процессы и условия жизнедеятельности общества, будет позитивно влиять на: реконструкцию и строительство объектов социальной, энергетической, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры; разработку и внедрение систем управления в городах Республики на основе информационных и коммуникационных технологий; создание сети «умных» городов; развитие инфраструктуры населенных пунктов ДНР;

- экологическая сфера - инновационное развитие в сфере среды обитания для человека, развитие энерго- и ма-териалосберегающих технологий;

- государственное управление - создание эффективной системы управления, основанной на современных информационных технологиях, а именно: оптимизация существующей системы управления, устранение дублирования функций в министерствах и ведомствах; организация деятельности органов государственной власти на основе новых платформ, цифровизация работы правительства; внедрение системы стратегического и программно-целевого планирования; построение единой государственной информационной системы, создание системы «цифровой» статистики; разработка государственных реестров и кадастров на основе блокчейн-технологий; реформирование системы оказания государственных и муниципальных услуг, закупок и торгов на основе цифровых технологий. В сфере государственного управления необходимо внедрение новых организационных методов и управленческих технологий, новое время

1 Половян А.В. Инновационное развитие и цифровизация экономики: региональные тренды / А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Инновационная экономика: глобальные и региональные тренды.- НН.: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019. -С. 35-39. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41717764_22357919.pdf; Половян А.В. Экономика территорий с вновь образованной государственностью - Донецкая Народная Республика / А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Проблемы прогнозирования. -М., 2018. - № 1. - С. 99-107.

требует освоения новых технологий управления, в том числе IT-управления1, цифровизации2 - новых подходов к использованию цифровых ресурсов для качественных преобразований функционирования организаций и предприятий, опережающее усвоение которых будет способствовать подготовке кадров соответствующей квалификации, что является приоритетным направлением общей политики развития ДНР3.

Необходимы законодательно установленные методы контроля и механизмы ответственности за достижение запланированных результатов. В перспективе можно использовать интерактивные процедуры разработки долгосрочных концепций, среднесрочных программ и индикативных планов по достижению согласованных и утвержденных целей развития4. Возможно также применение целевых показателей работы государственных институтов развития, различных организаций по направлениям их деятельности, предусматривающих создание конкурентоспособных производств, с внедрением механизмов реальной ответственности за их своевременное достижение и др. Этому будет способствовать применение цифрового планирования экономики. Современные мировые тенденции и достижения в области информационно-коммуникационных технологий характеризуются использованием в производственных системах глобальных интегрированных вычислительных сетей, аддитивного производства - 3D printing, Интернета вещей и др., которые применяются на микро- и на макроуровнях во многих странах в государственном регулировании и планировании. Цифровое планирование экономики представляет собой качественно новую систему организации и реализации функций органов государственной власти в сфере стратегического планирования, построенную на базе интегрированных и цифровизированных процессов и перспективных технологий - технологии блокчейн, smart contracts, суперкомпьютеры5. Инновационное развитие показывает многовариантность целей, содержания и механизмов. В ДНР необходимо использовать уже имеющийся опыт, особенно механизмы реализации, но следует определить свои цели и содержание инноваций, выработать собственную инновационную политику. Государственные образования с ограниченными экономическими возможностями, обладают различным комплектом совокупной способности экономики территории, от чего прямо зависит действенность ее функционирования. Такие территории сталкиваются с вопросами недостаточности экономических ресурсов, необходимых для инновационного развития из-за существующих проблем политического, экономического, социального и даже глобального порядка, которые не способствуют и даже препятствуют процессам инновационного развития6.

Инновационное развитие в ДНР должно увязываться с реальными потребностями Республики, с возможностью их решить на качественно новом, более высоком уровне, совершенно новые высокотехнологические решения могут стать вектором инновационного развития ДНР, дать огромный эффект для экономики в целом, улучшить экономическую и социальную ситуацию в Республике. Решение проблем инновационного развития для территорий с ограниченными возможностями, а такой является Донецкая Народная Республика, требует расширения экономических возможностей территории с учетом инноваций, для последующего качественного изменения имеющихся технологий и производимой продукции на их основе .

Следует отметить, что при стратегическом планировании необходимо учитывать масштаб происходящих в мировой, а также в российской экономике, в которую экономика ДНР непосредственно аффилирована, кризисных процессов. Текущий кризис, связанный с COVID-19, так называемый «эпидемический кризис», (который с большой вероятностью будет иметь дальнейшие версии), по мнению специалистов8, позволяет его рассматривать не как экономическое явление, а, скорее, как социальное. Никогда еще в мировой истории директивными указаниями властей не останавливались целые сектора экономики, в которых была занята большая часть работающих граждан. В ДНР данные ограничения в промышленном секторе не вводились, ввиду незначительной части его задействования. Но работники

1 Половян А.В. IT-управление развитием промышленности / А.В. Половян, Л.М. Кузьменко, С.Н. Гриневская // Вестник Института экономических исследований. - Донецк, 2018. - № 3. - С. 5-22.

2 В ДНР проведут цифровизацию органов власти // DNR LIVE. 13.11.2018. - http://dnr-live.ru/v-dnr-provedut-tsifrovizatsiyu-organov-vlasti-d-pushilin/; Цифровизация - это вопрос стратегии и организации. 12.06.2018. - https://w5.siemens.com/web/ua/ru/news_ press/news/2018/pages/tsifrovazatsiya-eto-vopros-strategii-i-organizatsiyi.aspx

3 Половян А.В. Проблемы и ключевые приоритеты развития экономики ДНР / А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Современные проблемы хозяйственного законодательства: материалы 1 междунар. научн.-практ. конф. Донецк: Сб.тр. Института экономических исследований. Изд-во ФЛП Кириенко С.Г. 2019. - С. 119-131.

4 Кузьменко Л.М. Форсайт инновационного развития экономики ДНР / Кузьменко Л.М., Гриневская С.Н. // Современное государственное и муниципальное управление: проблемы, технологии, перспективы: сб. материалов V междунар. науч.-практ. конф. -Донецк, 2019 . - С. 192-194.

5 Половян А.В. О необходимости цифрового планирования экономики / Народный Совет ДНР. Дискуссионная площадка «Народный клуб»: Актуальность разработки и внедрения системы государственного планирования в ДНР. 14.08.2018. -https://dnrsovet.su/v-narodnom-sovete-sostoyalos-pervoe-zasedanie-diskussionnoj-ploshhadki-narodnyj-klub/

6 Половян А.В. Инновационное развитие и цифровизация экономики: региональные тренды / А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Инновационная экономика: глобальные и региональные тренды.- НН.: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019. -С.35-39. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41717764_22357919.pdf

7 Гриневская С.Н. Инновационные процессы в экономике территорий с ограниченными возможностями // Инновационное развитие российской экономики: матер. X Междунар. научн.-практ. конф. 25-27.10. 2017 г.: в 5 т. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - Т. 2. - С. 39-41.

8 Квартальный прогноз экономики: последствия коронавируса в цифрах / Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - М., 2020. - Вып. № 47. - С. 2; Запольскис А. Ангелы и демоны цифровизации страны. - https://regnum.ru/news/society/ 2948916.html

бюджетной сферы ДНР были переведены на удаленные графики работы1. Информация жителей ДНР из социальных сетей, обмен мнениями по вопросу организации удаленной работы организаций, школ, вузов и других образовательных учреждений, свидетельствует об отсутствии нужного уровня доступной технической базы, включая пропускную способность сети. Таким образом, преподавателям и учителям приходится индивидуально дистанционно общаться с обучающимися. Отметим, что такая проблема существует не только в Республике, но и в регионах РФ, где недостаточно развита техническая база компьютерных технологий.

Конечно, в перспективе платформы дистанционной работы способны решить целый ряд экономических проблем, внедрение цифровых технологий в состоянии серьезно активизировать внутреннюю экономику ДНР. К примеру, существенно уменьшить масштабы внутренней трудовой миграции из малых городов в большие города; предоставить возможность удаленно работать в организациях, компаниях, без необходимости непременно уезжать в крупные города, что уже само по себе создает стимул инновационного развития, цифровизации в малых городах. Исходя из опыта разработки программных документов по цифровизации экономики РФ, с перспективой дальнейшей интеграции в общее цифровое пространство с учетом масштабов территории ДНР и реальных условий функционирования экономики Республики, предлагаются такие основные направления цифровизации экономики, реализация которых может предоставить новые возможности экономического роста ДНР:

- в правительственной сфере:

- цифровизация государственного управления - внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления; создание «цифрового правительства»; оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей. Данное направление обеспечит эффективность: внутриведомственного и межведомственного юридически значимого электронного документооборота государственных органов и бюджетных учреждений; взаимодействий граждан (в перспективе) с государственными органами и бюджетными учреждениями, осуществляемых в цифровом виде; государственные услуги могут предоставляться онлайн, без необходимости личного посещения государственных органов.

- нормативно-правовое регулирование цифровизации экономики - формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием. Необходимо разработать законодательство о цифровых технологиях, модернизировать цифровую инфраструктуру, внедрить цифровые практики во всех ключевых сферах экономики и госуправлении, наладить подготовку кадров для переходного периода.

- институциональное и инфраструктурное обеспечение - создание условий для цифровизации экономики, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и развития высокотехнологических производств и бизнесов. Должна быть обеспечена соответствующая информационная инфраструктура - развитие сетей связи, развитие системы центров обработки данных в Республике, внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти; информационная безопасность - для обеспечения защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод, надлежащее качество и уровень жизни граждан.

- в сфере промышленности и в предпринимательской сфере:

- цифровые технологии - для развития современного производства важно стимулировать появление технологий, создавать условия для формирования массового спроса на высокотехнологическую продукцию. Необходимо сформировать систему поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий,

- цифровизация секторов и отраслей экономики - осуществляется взаимодействие конкретных субъектов, поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг на основе создания ИТ-платформ и технологий, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики; в том числе цифровизация закупок для государственных нужд - централизация конкурсов на поставку однотипной продукции для государственных нужд осуществляется в целях экономии бюджетных средств и повышения эффективности бюджетных расходов;

- цифровизация реального сектора экономики - имеет определяющее значение для внутренних задач развития промышленности. Новые форматы применения цифровой экономики в промышленных процессах могут создать реальную основу для трансформации традиционных промышленных производств в цифровые производства.

- цифровизация предпринимательской сферы - новая среда ведения бизнеса, сопряженная с новыми возможностями онлайновых технологий: омниканальность бизнеса2, сокращение транзакционных издержек, точечный тарге-тинг и широкий охват целевой аудитории, повышение производительности труда, сокращение времени на реализацию онлайн коммуникаций с партнерами, клиентами, за счет быстрой и действенной обратной связи.

- в сфере общественных отношений:

- социальная цифровизация - использование электронного оборудования при подключении социально значимых объектов к сети Интернет (школ, больничных пунктов, пунктов участковых)

1 Глава ДНР распорядился обеспечить дистанционный режим труда для максимально возможного числа людей.14.04.2020. -https://dan-news.info/politics/glava-dnr-rasporyadilsya-obespechit-distancionnyj-rezhim-truda-dlya-maksimalno-vozmozhnogo-chisla-lyudej. html

2

Лапидус Л.В. Перспективы развития электронного бизнеса и электронной коммерции. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2018. - 72 с.

- кадры для цифровой экономики - совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами. Трансформация рынка труда, который должен опираться на требования цифровой экономики.

Таким образом, данные базовые направления цифровизации экономики, определяют в перспективе цели и задачи ее развития, в частности: ключевых институтов, в рамках которых создаются условия для развития цифровой экономики - нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов; основных инфраструктурных элементов цифровой экономики - информационная инфраструктура, информационная безопасность. При этом каждое из направлений развития цифровой среды и ключевых институтов учитывает как уже существующие условия для возникновения перспективных цифровых платформ и технологий, так и необходимые условия для возникновения новых платформ и технологий в ДНР.

Временный статус непризнанности государства ДНР не должен восприниматься как препятствие для развития. Пришло время отказаться от экономических шаблонов восстановления и развития проблемных территорий и наряду с эффективным использованием имеющихся ресурсов Республики продвигать идеи создания как креативных индуст-рий, так и других новых, не существовавших ранее секторов экономики в ДНР, которые могут быть основаны на использовании уникального опыта, навыков и творческого потенциала как отдельного человека, так и коллектива, что позволит не только сделать качественный шаг вперед, но и создавать материальные блага и рабочие места в разных отраслях и секторах экономики, задействовав имеющиеся в наличии интеллектуальную собственность человека, коллектива и потенциала территории. Конечно, это очень сложный процесс, при котором возникнут издержки конкретных институциональных изменений, связанных с множеством частных обстоятельств, которые необходимо учитывать при проводимых преобразованиях1: отвлечение ресурсов из традиционных сфер инвестирования на создание новых институтов; дезорганизация; интенсификация перераспределительных процессов. При этом важно учитывать фактор положительной комплементарности старого и нового - создание новых индустрий, и эффективное использование имеющихся в трансформирующейся экономике ДНР. Поиск новых идей потребует серьезных теоретических, статистических, модельных исследований, позволяющих отыскивать рациональные стратегии совершенствования различных институтов в тех или иных конкретных обстоятельствах.

В ДНР работают над формированием такого программного документа, как Программа социально-экономического развития ДНР до 2024 года2. Конечно, невозможно точно предсказать будущую экономическую ситуацию в связи с внешними факторами влияния на экономику ДНР. Но предвидеть основные тренды и структурные изменения, к которым они могут привести, с тем уже сейчас реагировать на будущие трансформации с позиций экономической политики необходимо при долгосрочном прогнозировании. Для выхода на стабильный уровень роста чрезвычайно важна успешная реализация намеченных проектов по обеспечению роста экономики, восстановление системы стратегического планирования в Республике и успешная реализация планов, которые должны быть приняты, а затем и реализоваться Правительством ДНР - от этого будет зависеть степень развития экономики ДНР.

1 Полтерович В.М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. - М., 2001. -№ 3. - http://www.цэми-ран.рф/publication/e-publishing/2001.pdf

2 Итоги работы Правительства // Сайт Народного Совета ДНР. - https://dnrsovet.su/aleksandr-ananchenko-rasskazal-ob-itogah-raboty-pravitelstva-za-2019-god/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.