Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами, регионами
УДК 330.47:330.35
А.В. ПОЛОВЯН, д-р экон. наук, доцент,
ведущий научный сотрудник отдела финансово-
экономических исследований
e-mail: [email protected],
Н.В. ШЕМЯКИНА, канд. экон. наук,
директор ГУ «Институт экономических
исследований»,
e-mail: shemyakina.n.v@econri. org, С.Н. ГРИНЕВСКАЯ, канд. экон. наук отдела моделирования экономических систем e-mail: [email protected]
ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Рассмотрены новые возможности экономического роста с учетом процессов цифровизации. Выявлены тенденции цифровизации инновационных процессов, предложены основные направления государственной политики ДНР по цифровизации экономики в сферах государственного управления, промышленности и предпринимательства, общественных отношений.
Ключевые слова: управление экономикой, экономический рост, инновационное развитие, цифровизация экономики.
Polovyan A.V., Shemyakina N.V., Grinevskaya S.N. Digitalization of the economy: new opportunities for economic growth.
The article considered new opportunities for economic growth taking into account digitalization processes; identified trends in digitalization of innovative processes; offered the main directions of the DPR state policy on the digitalization of the economy:
government control, industry and entrepre-neurship, public relations.
Keywords: economic management, economic growth, innovative development, economic digitalization.
Диспропорциональность развития экономики Донецкой Народной Республики в период 2014-2020 гг. обусловлена происходящими геополитическими и, как следствие, экономическими трансформациями, приведшими к фактической изолированности региона [1], продолжающимися седьмой год военными действиями [2, 3], и возникшими в связи с этим проблемами роста экономики ДНР [4]. Диспропорциональность развития объясняется как кризисом, прежде всего, внутреннего управления, так и отсутствием гарантий о сроках и статусе функционирования нового государственного образования в Донбассе - Донецкой Народной Республики (ДНР). Тем не менее,
© А.В. Половян, Н.В. Шемякина С.Н. Гриневская, 2020
управление экономикой ДНР, требует изучения новых возможностей экономического роста территории с учетом процессов цифровизации, которые при всей сложности происходящих трансформаций в Республике, являются неизбежными. Цифровизация в долгосрочной перспективе может стать значимым фактором экономического роста при любом из сценариев развития экономики ДНР, при этом наибольший эффект от внедрения цифровых технологий может быть достигнут в наукоемких секторах сферы услуг и высокотехнологичных отраслях промышленности.
Одной из ключевых тенденций современного этапа развития экономики является повышение роли цифровых информационных технологий во всех аспектах экономической деятельности. Цифровизация экономики, ее наличие во всех отраслях и секторах экономики позволяет использовать имеющиеся активы наиболее оптимально. В РФ формируется новая государственная политика в сфере цифровизации, которая определена такими основными направлениями:
2018 г. [5] - нормативное регулирование; кадры и образование; формирование исследовательских компетенций и технологических заделов; информационная инфраструктура; информационная безопасность;
2019 г. [6] - к первоначальным направлениям добавлены: здравоохранение, образование; государственное управление; агропромышленный сектор; электронная торговля (e-commerce); транспорт и логистика; финансовые технологии; энергетика; «умный город».
2020 г. [7, 8] - нормативное регулирование цифровой среды, информационная инфраструктура, кадры для цифровой экономики, информационная безопасность, формирование исследовательских компетенций технологических заделов и цифровое государственное управление.
Новейшие тенденции 2020 г. [9] - в первой половине 2020 г., исходя из внут-
ренних национальных интересов государства, и устранения угроз чрезмерной открытости экономики - планируется внесение изменений в программные документы по цифровизации экономики, предусматривающие наличие такого направления как разработка и внедрение отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных средств с целью ускорения цифровой трансформации отраслей реального сектора экономики.
Цифровизация по сути является одним из основных факторов экономического роста, как процесса, определяющего возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и его качества. Экономический рост неизменно выступает как результат действия экономических и неэкономических факторов. При этом в ДНР на экономический рост оказывает значительное влияние такой неэкономический фактор как существующая военно-политическая ситуация. Экономический рост в ДНР имеет возможность генерироваться преимущественно за счет добывающего и перерабатывающего секторов, обладающих достаточными ресурсами и вероятностью в перспективе обеспечивать значительную часть поступлений в бюджет. Конечно, формирование экономики за счет сырьевого сектора определяет скорее экстенсивный, чем интенсивный вариант развития, но это реалии экономики ДНР в краткосрочной перспективе. Экономический рост является составляющей частью экономического развития, и в стратегической перспективе развитие экономики ДНР должно основываться на сочетании экономического роста и качественных изменений в условиях и организации хозяйственной жизни ДНР, инновационном экономическом развитии. Приоритетными направлениями для достижения целей экономического развития на основе инновационной экономики ДНР являются [10, 11]:
развитие ключевых секторов экономики ДНР на основе государственного регулирования: энергетика, тяжелое машиностроение, металлургия, ВПК;
повышение производительности труда, рост фондовооруженности;
внедрение инновационных и передовых технологий;
государственная поддержка развития современных прорывных технологий;
стимулирование экспортоориенти-рованной деятельности предприятий, производящих продукцию высокого передела;
налаживание межотраслевой и межрегиональной кооперации;
развитие внутреннего рынка; поддержка и развитие малого предпринимательства.
При этом ключевыми для обеспечения инновационного развития на стратегическую перспективу секторами экономики ДНР, у которых имеется возможность поиска новых эффективных технологий, направленных на развитие отраслей, являются:
обрабатывающая промышлен-
ность - энергетика, тяжелое машиностроение, металлургия, химическая отрасль, агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс. Инновационное развитие сектора обрабатывающей промышленности приведет к: росту производительности труда на основе внедрения передовых технологий и современной техники; преодолению критического устаревания, морального и физического износа основных фондов; значительному увеличению объемов инвестиций в экономику; цифровой модернизации производства; развитию машиностроения как структурообразующей базы в обеспечении экономического роста;
финансовый сектор - инновации в сфере финансов, обоснованное стимулирование финансового сектора будет воздействовать на сбалансированность бюджета для развития экономики и приведет к: обеспечению наполнения доход-
ной части бюджета из различных источников, в т.ч. неналоговых; оптимизации расходной части бюджета; формированию бюджета развития для финансирования приоритетных проектов общегосударственного значения; изменению налоговой системы, стимулируя реальный сектор экономики; развитию банковской системы (государственные и коммерческие банки); увеличению доли безналичных расчетов, включая клиринговые платежи для ускорения оборачиваемости денежной массы;
агропромышленный комплекс - инновационное развитие данного сектора экономики будет способствовать: самообеспечению основными продуктами питания и увеличению производства экологически чистых продуктов; привлечению инвестиций на внедрение и освоение технологий глубокой переработки сельскохозяйственных продуктов; наращивание экспортного потенциала; увеличению количества фермерских хозяйств; внедрению системы «умного» земледелия с использованием современных информационных технологий;
инфраструктура - инновационное развитие сектора экономики, непосредственно обеспечивающем производственные процессы и условия жизнедеятельности общества будет позитивно влиять на: реконструкцию и строительство объектов социальной, энергетической, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры; разработку и внедрение систем управления в городах Республики на основе информационных и коммуникационных технологий; создание сети «умных» городов; развитие инфраструктуры населенных пунктов ДНР;
экологическая сфера - инновационное развитие в сфере среды обитания для человека, развитие энерго- и материало-сберегающих технологий;
государственное управление - создание эффективной системы управления, основанной на современных инфор-
мационных технологиях, а именно: оптимизация существующей системы управления, устранение дублирования функций в министерствах и ведомствах; организация деятельности органов государственной власти на основе новых платформ, цифровизация работы правительства; внедрение системы стратегического и программно-целевого планирования; построение единой государственной информационной системы, создание системы «цифровой» статистики; разработка государственных реестров и кадастров на основе блокчейн-технологий; реформирование системы оказания государственных и муниципальных услуг, закупок и торгов на основе цифровых технологий.
В сфере государственного управления необходимо внедрение новых организационных методов и управленческих технологий, новое время требует освоения новых технологий управления, в том числе IT-управления [12], цифровизации [13, 14] - новых подходов к использованию цифровых ресурсов для качественных преобразований функционирования организаций и предприятий, опережающее усвоение которых будет способствовать подготовке кадров соответствующей квалификации, что является приоритетным направлением общей политики развития ДНР [15].
В перспективе можно использовать интерактивные процедуры разработки долгосрочных концепций, среднесрочных программ и индикативных планов по достижению согласованных и утвержденных целей развития [16]. Необходимы законодательно установленные методы контроля и механизмы ответственности за достижение запланированных результатов. Возможно также применение целевых показателей работы государственных институтов развития, различных организаций по направлениям их деятельности, предусматривающих создание конкурентоспособных производств, с внедрением механизмов реальной ответ-
ственности за их своевременное достижение и др. Этому будет способствовать применение цифрового планирования экономики. Современные мировые тенденции и достижения в области информационно-коммуникационных технологий характеризуются использованием в производственных системах: глобальных интегрированных вычислительных сетей, аддитивного производства - 3D printing, интернета вещей - Internet of Things и пр., что применяется на микро- и на макроуровнях, во многих странах в государственном регулировании и планировании. Цифровое планирование экономики представляет собой качественно новую систему организации и реализации функций органов государственной власти в сфере стратегического планирования, построенную на базе интегрированных и цифровизированных процессов и перспективных технологий технологии blockchain, smart contracts, суперкомпьютеры [17].
Инновационное развитие показывает многовариантность целей, содержания и механизмов. В ДНР необходимо использовать уже имеющийся опыт, особенно механизмы реализации, но следует определить свои цели и содержание инноваций, выработать собственную инновационную политику. Государственные образования с ограниченными экономическими возможностями, обладают различным комплектом совокупной способности экономики территории, от чего прямо зависит действенность ее функционирования. Такие территории сталкиваются с вопросами недостаточности экономических ресурсов, необходимых для инновационного развития из-за существующих проблем политического, экономического, социального и даже глобального порядка, которые не способствуют и даже препятствуют процессам инновационного развития [18].
Решение проблем инновационного развития для территорий с ограниченными возможностями, а такой является До-
нецкая Народная Республика, требует расширения экономических возможностей территории с учетом инноваций, для последующего качественного изменения имеющихся технологий и производимой продукции на их основе [19]. Инновационное развитие в ДНР должно увязываться с реальными потребностями Республики, с возможностью их решить на качественно новом, более высоком уровне, совершенно новые высокотехнологические решения могут стать вектором инновационного развития ДНР, дать огромный эффект для экономики в целом, улучшить экономическую и социальную ситуацию в Республике.
Следует отметить, что при стратегическом планировании необходимо учитывать масштаб происходящих в мировой, а также российской экономике, в которую экономика ДНР непосредственно аффилирована, кризисных процессов. Текущий кризис, связанный с COVГО-19, так называемый «эпидемический кризис», (который с большой вероятностью будет иметь дальнейшие версии), по мнению специалистов [20, 21], позволяет его рассматривать не как экономическое явление, а, скорее, как социальное. Никогда еще в мировой истории директивными указаниями властей не останавливались целые сектора экономики, в которых была занята большая часть работающих граждан. В ДНР данные ограничения в промышленном секторе не вводились, ввиду незначительной части его задействования. Но работники многочисленной бюджетной сферы ДНР были переведены на удаленные графики работы [22]. Информация жителей ДНР из социальных сетей, обмен мнениями по вопросу организации удаленной работы организаций, школ, ВУЗов и др. образовательных учреждений, свидетельствует об отсутствии нужного уровня доступной технической базы, включая пропускную способность сети - так, если онлайн подключено более 5 чел. (естественно, допускаются редкие исключения при нали-
чии компьютерных сетей с высокой степенью обмена информацией). Таким образом, преподавателям и учителям приходится индивидуально дистанционно общаться с обучающимися. Отметим, что такая проблема существует не только в Республике, но и в регионах РФ, где недостаточно развита техническая база компьютерных технологий.
Конечно, в перспективе, отработанные платформы дистанционной работы, а в цифровой системе данная задача подразумевает лишь специализированный инженерный и организационный характер, способны решить целый ряд экономических проблем, внедрение цифровых технологий в состоянии серьезно активизировать внутреннюю экономику ДНР. К примеру, существенно уменьшить масштабы внутренней трудовой миграции из малых городов в большие города; осуществление возможности удаленно работать в организациях, компаниях, без необходимости непременно уезжать в крупные города, что уже само по себе создает стимул инновационного развития, цифровизации в малых городах.
Исходя из опыта разработки программных документов по цифровизации экономики РФ, с перспективой дальнейшей интеграции в общее цифровое пространство с учетом масштабов территории ДНР и реальных условий функционирования экономики Республики, предлагаются такие основные направления цифровизации экономики, реализация которых может предоставить новые возможности экономического роста ДНР: в правительственной сфере: цифровизация государственного управления - внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления; создание «цифрового правительства»; оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей. Данное направление обеспечит эффективность:
внутриведомственного и межведомственного юридически значимого электронного документооборота государственных органов и бюджетных учреждений; взаимодействий граждан (в перспективе) с государственными органами и бюджетными учреждениями, осуществляемых в цифровом виде; государственные услуги могут предоставляться онлайн, без необходимости личного посещения государственных органов.
нормативно-правовое регулирование цифровизации экономики - формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием. Необходимо разработать законодательство о цифровых технологиях, модернизировать цифровую инфраструктуру, внедрить цифровые практики во всех ключевых сферах экономики и госуправлении, наладить подготовку кадров для переходного периода.
институциональное и инфраструктурное обеспечение - создание условий для цифровизации экономики, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и развития высокотехнологических производств и биз-несов. Должна быть обеспечена соответствующая информационная инфраструктура - развитие сетей связи, развитие системы центров обработки данных в Республике, внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти; и, информационная безопасность - для обеспечения защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод, надлежащее качество и уровень жизни граждан.
в сфере промышленности и в предпринимательской сфере:
цифровые технологии - для развития современного производства важно стимулировать появление технологий, создавать условия для формирования массового спроса на высокотехнологическую продукцию. Необходимо сформировать систему поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий,
цифровизация секторов и отраслей экономики - осуществляется взаимодействие конкретных субъектов, поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг на основе создания ИТ-платформ и технологий, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики; в том числе цифровизация закупок для государственных нужд - централизация конкурсов на поставку однотипной продукции для государственных нужд, осуществляются в целях экономии бюджетных средств и повышения эффективности бюджетных расходов;
цифровизация реального сектора экономики - имеет определяющее значение для внутренних задач развития промышленности. Новые форматы применения цифровой экономики в промышленных процессах могут создать реальную основу для трансформации традиционных промышленных производств - в цифровые производства.
цифровизация предпринимательской сферы- новая среда ведения бизнеса, сопряженная с новыми возможностями онлайновых технологий: омниканаль-ность бизнеса [23], сокращение транзак-ционных издержек, точечный таргетинг и широкий охват целевой аудитории, повышение производительности труда, сокращение времени на реализацию онлайн коммуникаций с партнёрами, клиентами, за счёт быстрой и действенной обратной связи.
в сфере общественных отношений: социальная цифровизация - использование электронного оборудования при подключении социально значимых объектов к сети Интернет (школ, больничных пунктов, пунктов участковых)
кадры для цифровой экономики -совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами. Трансформация рынка труда, который должен опираться на требования цифровой экономики.
Таким образом, данные базовые направления цифровизации экономики, определяют в перспективе цели и задачи ее развития, в частности: ключевых институтов, в рамках которых создаются условия для развития цифровой экономики - нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов; основных инфраструктурных элементов цифровой экономики -информационная инфраструктура, информационная безопасность. При этом каждое из направлений развития цифровой среды и ключевых институтов учитывает как уже существующие условия для возникновения перспективных цифровых платформ и технологий, так и создание условий для возникновения новых платформ и технологий в ДНР.
Поиск новых идей потребует серьезных теоретических, статистических, модельных исследований, позволяющих отыскивать рациональные стратегии совершенствования различных институтов в тех или иных конкретных обстоятельствах. Временный статус непризнанности государства ДНР не должен восприниматься как препятствие для развития. Пришло время отказаться от экономических шаблонов восстановления и развития проблемных территорий, и кроме эффективного использования имеющихся ресурсов Республики, продвигать идеи создания как креативных индустрий, так и других новых, ранее не присутствую-
щих секторов экономики в ДНР, которые могут быть основаны на использовании имеющихся уникальных опыте, навыках и творческого потенциала, как отдельного человека, так и коллектива, что позволит не только сделать качественный шаг вперед, но и создавать материальные блага и рабочие места в разных отраслях и секторах экономики, задействовав имеющиеся в наличии интеллектуальную собственность человека, коллектива и потенциала территории. Конечно, это очень сложный процесс, при котором возникнут издержки конкретных институциональных изменений, связанных с множеством частных обстоятельств, которые необходимо учитывать при проводимых преобразованиях [24]: отвлечение ресурсов из традиционных сфер инвестирования на создание новых институтов; дезорганизацию; интенсификацию перераспределительных процессов. При этом, важно учитывать фактор положительной комплементарности старого и нового -создание новых индустрий, и эффективное использование имеющихся, как взаимодополняемости в трансформирующейся экономике ДНР.
Чтобы выйти на стабильный уровень роста, чрезвычайно важна успешная реализация намеченных проектов по обеспечению роста экономики, восстановление системы стратегического планирования в Республике и успешная реализация планов, которые должны быть приняты, а затем и реализоваться Правительством ДНР - от этого будет зависеть степень развития экономики. В ДНР работают над формированием такого программного документа, как Программа социально-экономического развития ДНР до 2024 г. [25]. Конечно, невозможно точно предсказать будущую экономическую ситуацию, с имеющимися внешними факторами влияния на экономику ДНР. Но предвидеть основные тренды, и
к каким структурным изменениям они могут привести, чтобы уже в действующее время реагировать на будущие трансформации с позиций экономической политики - является существенным при долгосрочном прогнозировании.
Список использованной литературы
1. Половян, А.В. Экономическая дезинтеграция: новые аспекты развития (на примере вновьобразованной территории Донбасса) / А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 2. Ч. 2. М.: ИНИОН РАН. - 2019. - С. 483-487 [Электронный ресурс]. - URL: https: https:// cyb erleninka.ru/article/n/ekonomi cheskaya-dezintegratsiya-novye-aspekty-razvitiya-na-primere-vnov-obrazovannoy-territorii-donbassa
2. Официально территория вдоль линии соприкосновения объявлена районом боевых действий. Распоряжение об особом порядке в зоне вооруженного конфликта на Донбассе. Пресс-центр Операции Объединенных сил. 3.05.2018. «Диалог.иА» [Электронный ресурс]. -URL: https://www.dialog.ua/ukraine/150 367_1525084213
3. Закон Украины «Про особливост державно! пол^ики iз забезпечення державного суверештету Украши на тимча-сово окупованих територiях у Донецькш та Луганськш областях». Вщомосп Верховно! Ради, 2018, № 10, ст. 54) [Электронный ресурс]. - URL: http:// zakon0.rada.gov.ua/l aws/show/2268-19
4. Половян, А.В. Экономика территорий с вновь образованной государственностью - Донецкая Народная Республика / А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Проблемы прогнозирования. 2018. - № 1. - С. 99-107.
5. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»». Утверждена Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/9gF M4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
6. Премьер-министр Д. Медведев утвердил создание цифровой платформы госуправления, ноябрь 2019 г. [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.tadviser. ги/^ех^р/Национальная_ программа_Цифровая_экономика_Россий ской_Федерации.
7. Национальные проекты: будущее России, В. Путин поручил включить внедрение отечественного ПО в нацпро-грамму «Цифровая эконом
ика» Москва, январь 2020 [Электронный ресурс]. - URL: https: // futurerussia.gov.ru
8. «Черный ящик» 5G. АНО «Цифровая экономика» вернулось к первоначальному проекту документа. ICT-Online.ru. Москва. 27.01.2020 [Электронный ресурс]. - URL: https: //files.data-economy.ru/Digest/Digest_20200128.pdf
9. В.Путин поручил поддержать отечественные решения для «Цифровой экономики» 03.03.2020 РИА Новости [Электронный ресурс]. - URL: https: https://ria.ru/20190225/1551337849.html
10. Половян А.В. Инновационное развитие и цифровизация экономики: региональные тренды / А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Инновационная экономика: глобальные и региональные тренды. - НН.: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019. - 650 с. -С. 35-39. [Электронный ресурс]. - URL: https ://www. elibrary.ru/download/ elibrary_417 17764_22357919.pdf
11. Половян, А.В. Экономика территорий с вновь образованной государственностью - Донецкая Народная Республика/ А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Проблемы прогнозирования. 2018. - № 1. - С. 99-107.
12. Половян, А.В. IT-управление развитием промышленности/ А.В. Поло-вян, Л.М Кузьменко, С.Н. Гриневская // Вестник Института экономических ис-
следований». — Донецк, 2018. - № 3. -С. 5-22.
13. В ДНР проведут цифровизацию органов власти. 13.11.2018. DNR LIVE: [Электронный ресурс]. URL: http://dnr-live.ru/v-dnr-provedut-tsifrovizatsiyu-organov-vlasti-d-pushilin/
14. Цифровизация - это вопрос стратегии и организации. 12.06.2018 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://w5.siemens.com/web/ua/ru/news_pre ss/news/2018/pages/tsifrovazatsiya-eto-vop-ros-strategii-i-organizatsiyi.aspx
15. Половян, А.В. Проблемы и ключевые приоритеты развития экономики ДНР/ А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Современные проблемы хозяйственного законодательства: материалы 1 Междунар. научн.-практ. конф. Донецк: Сб.тр. Института экономических исследований. - Изд-во ФЛП Кириенко С.Г., 2019. - 338 с. - С 119131.
16. Кузьменко, Л.М. Форсайт инновационного развития экономики ДНР / Кузьменко Л.М., Гриневская С.Н. //Современное государственное и муниципальное управление: проблемы, технологии, перспективы: Сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. - Донецк. - 2019. - С. 192-194.
17. Половян, А.В. О необходимости цифрового планирования экономики. Народный Совет ДНР. Дискуссионная площадка «Народный клуб»: Актуальность разработки и внедрения системы государственного планирования в ДНР. 14.08.2018 г. [Электронный ресурс]. -URL: https://dnrsovet.su/v-narodnom-sove te-sostoyalos-pervoe-zasedanie-diskussion noj-ploshhadki-narodnyj-klub/
18. Половян, А.В. Инновационное развитие и цифровизация экономики: региональные тренды/ А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Инновационная экономика: глобальные и региональные тренды. - НН.: ННГУ им.
Н.И. Лобачевского, 2019. - 650 с. - С. 3539 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_ 41717764_22357919.pdf
19. Гриневская, С.Н. Инновационные процессы в экономике территорий с ограниченными возможностями// Инновационное развитие российской экономики: матер. X Междунар. научн.-практ. конф. 25-27.10. 2017 г.: в 5 т. - Т. 2. Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2017. - С. 39-41.
20. Квартальный прогноз экономики: последствия коронавируса в цифрах. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. Выпуск № 47, 2020. -18 с. - С. 2.
21. Запольскис, А. Ангелы и демоны цифровизации страны. 14 мая 2020 г. Подробности [Электронный ресурс]. -URL: https://regnum.ru/news/society/29489 16.html
22. Глава ДНР распорядился обеспечить дистанционный режим труда для максимально возможного числа лю-дей.14.04.2020 г. [Электронный ресурс]. -URL: https://dan-news.info/politics/glava-dnr-rasporyadilsya-obespechit-distancio nnyj-rezhim-truda-dlya-maksimalno-vozmo zhnogo-chisla-lyudej .html
23. Лапидус, Л.В. Перспективы развития электронного бизнеса и электронной коммерции. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2018 - 72 с.
24. Полтерович, В.М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. № 3, 2001 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.цэми-ран.рф/publication/e-pub lishing/2001.pdf
25. Итоги работы Правительства за 2019 г. А. Ананченко сайт Народного Совета ДНР [Электронный ресурс]. -URL: https://dnrsovet.su/aleksandr-anan chenko-rasskazal-ob-itogah-raboty-pravitel stva-za-2019-god/
Статья поступила в редакцию 01.07.2020