Научная статья на тему 'IT-управление развитием промышленности (управление с использованием современных компьютерных технологий, разработка инструментария построения информационно-аналитических систем в АПК ДНР)'

IT-управление развитием промышленности (управление с использованием современных компьютерных технологий, разработка инструментария построения информационно-аналитических систем в АПК ДНР) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ БАЛАНС / INDUSTRY / DEVELOPMENT MANAGEMENT / MODELING / DATA ANALYTICS SYSTEM / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / FOOD BALANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Половян А. В., Кузьменко Л. М., Гриневская С. Н.

В статье предложены новые подходы к управлению развитием АПК с использованием современных компьютерных технологий, в частности, разработка инструментария построения информационно-аналитических модулей, позволяющих менять свои конфигурации в зависимости от изменяющихся условий. Аргументирована актуальность разработки информационноаналитической системы АПК с определением особенностей экономики ДНР в соответствующей временной период 2018 г. и на краткосрочную перспективу, влияющих на решение проблем продовольственного самообеспечения территории, повышения эффективности управления обеспечением продовольственной безопасности ДНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT-management of the industrial development (the management with the use of modern computer technologies, development of tools for building data analytics systems for the agroindustrial complex of the DPR)

The article suggests new approaches to the development management of the agroindustrial sector using modern computer technologies, in particular, the development of tools for building data analytics modules which allow changing their configurations depending on changing conditions. The authors substantiate the importance of developing the data analytics system of the agroindustrial complex with the definition of the peculiarities of the DPR economy for the relevant time period of 2018 and the short-term prospects, which affects the solution of the problems of the territorial food self-sufficiency, improve the efficiency of the food security management in the DPR.

Текст научной работы на тему «IT-управление развитием промышленности (управление с использованием современных компьютерных технологий, разработка инструментария построения информационно-аналитических систем в АПК ДНР)»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами, регионами

УДК 338.43; 330.4+51.37

А.В. ПОЛОВЯН, д-р экон. наук, доцент, директор,

e-mail: [email protected],

Л.М. КУЗЬМЕНКО, д-р экон. наук, профессор,

гл. науч. сотр.,

e-mail: [email protected],

С.Н. ГРИНЕВСКАЯ, канд. экон. наук,

ст. науч. сотр., вед. науч. сотр.,

e-mail: [email protected]

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

IT-УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ1 (управление с использованием современных компьютерных технологий, разработка инструментария построения информационно-аналитических систем в АПК ДНР)

В статье предложены новые подходы к управлению развитием АПК с использованием современных компьютерных технологий, в частности, разработка инструментария построения информационно-аналитических модулей, позволяющих менять свои конфигурации в зависимости от изменяющихся условий. Аргументирована актуальность разработки информационно-аналитической системы АПК с определением особенностей экономики ДНР в соответствующей временной период - 2018 г. и на краткосрочную перспективу, влияющих на решение проблем продовольственного самообеспечения территории, повышения эффективности

управления обеспечением продовольственной безопасности ДНР.

Ключевые слова: промышленность, управление развитием, моделирование, информационно-аналитическая система, агропромышленный комплекс, продовольственный баланс.

Polovyan A.V., Kuzmenko L.M., Grinevskaya S.N. IT-management of the industrial development (the management with the use of modern computer technologies, development of tools for building data analytics systems for the agroindustrial complex of the DPR).

The article suggests new approaches to the development management of the agroindustrial sector using modern computer

1 Статья подготовлена в рамках выполнения темы № Ш-01-18 «Разработка Информационно-аналитической системы агропромышленного комплекса» - модуль «Продовольственный баланс» (государственный регистрационный № 0118D000033). При участии Р.Н. Лепы, В.Н. Антонова, А.А. Крамаренко.

© А.В. Половян, Л.М. Кузьменко, С.Н. Гриневская, 2018

technologies, in particular, the development of tools for building data analytics modules which allow changing their configurations depending on changing conditions. The authors substantiate the importance of developing the data analytics system of the agroin-dustrial complex with the definition of the peculiarities of the DPR economy for the relevant time period of 2018 and the short-term prospects, which affects the solution of the problems of the territorial food self-sufficiency, improve the efficiency of the food security management in the DPR.

Keywords: industry, development management, modeling, data analytics system, agroindustrial complex, food balance.

На данный момент трансформационная экономика Донецкой Народной Республики (ДНР) содержит элементы директивной, рыночной, военной1, мобилизационной2 экономик [1]. По сути, это экономика с мобилизационным типом развития [2], ориентированного на достижение чрезвычайных целей, отличительной чертой которого является то, что развитие происходит под влиянием внешних, экстремальных факторов, угрожающих целостности и жизнеспособности экономической системы [3].

Инструментарий управления развитием экономики, в частности, для мониторинга, анализа, выявления и решения экономических проблем, постоянно расширяется за счет развития и возникновения новых решений в сфере цифровых технологий и технологического развития [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]. В настоящее время наибо-

:Под военной экономикой имеется в виду экономика, функционирующая в период и в условиях военных действий.

2Под мобилизационной экономикой подразумевается экономика, целью которой является сосредоточение и использование собственных ресурсов для эффективного противодействия угрозам безопасности территории.

лее известными цифровыми технологиями являются: Big Data-большие данные; AI-искусственный интеллект и нейротех-нологии; blockchain-системы распределенного реестра; IoT-промышленный/ индустриальный интернет; квантовые технологии; сети стандарта 5G-техноло-гии беспроводной связи; компоненты робототехники и сенсорика; SSD-техноло-гии виртуализации систем хранения данных [11] и дополненной реальности [12]. Сейчас, в эпоху цифровой экономики пришло время использования новых методов управления: ГГ-управления. К примеру, вклад цифровой экономики в ВВП России составил в 2016 г. 2,1%. Правительством России планируется выделить на реализацию первого этапа (до 2021 г. включительно) национальной программы «Цифровая экономика», которая будет действовать с 2019 по 2024 г., ориентировочно 1,2 трлн. руб.

В среднем в Европе доля цифровой экономики сегодня превышает 5% ВВП [7]. Для повышения качества и эффективности управления экономикой постоянно предлагаются новые ГГ-продукты и ГТ-услуги, повышающие оперативность в действиях управленцев при принятии решений, позволяющих планировать стратегии развития на разных уровнях с учетом новых реалий.

Одним из современных инструментов управления в сложившихся условиях экономики ДНР, в частности, для агропромышленного комплекса, может быть применимой информационно-аналитическая система, которая может служить для повышения эффективности управления АПК, отличительной особенностью которой является возможность производить мониторинг и анализ состояния позиций отрасли, что позволит оперативно решать проблемы и адаптироваться к изменяющимся требованиям среды.

Продовольственный баланс - это баланс продовольственных ресурсов, содержащий систему показателей, характеризующих источники формирования ресурсов основных видов продовольствия. Баланс отображает движение продовольственной продукции от затрат на ее производство до конечного ее выпуска, позволяет осуществлять текущий анализ и прогнозировать развитие ситуации на рынке продовольствия, оценивать потребности в импорте, определять фонды потребления продуктов питания, оценивать уровень продовольственной безопасности. Продовольственный баланс измеряет среднее наличие продовольствия для конкретного отчётного периода. Место и роль факторов, находящихся в ареале, определяющем сущность и производные продовольственного баланса в АПК в экономической, социальной, экологической и политической сферах государства, показаны на рис. 1 [14].

Информационно-аналитическая система агропромышленного комплекса -модуль «Продовольственный баланс» имеет своей целью повышение эффективности государственного управления агропромышленным комплексом ДНР, данное будет способствовать принятию правильных стратегически важных управлен-

ческих решений органами власти Республики, имея в своем распоряжении инструмент, который позволит:

анализировать статистические данные, характеризующие состояние агропромышленного комплекса Республики для последующего составления прогнозов его развития;

отслеживать динамику происходящих процессов в данном секторе;

планировать деятельность отраслей агропромышленного комплекса Республики;

оперативно рассчитывать разные варианты возможной реализации агропромышленной политики;

разработать рекомендации по управлению АПК ДНР: выработка эффективных управленческих решений, предложение новых целей развития АПК, выработка стратегии развития АПК;

контролировать уровень обеспечения продовольственной безопасности как объективного условия экономического суверенитета Республики.

Необходимость контроля уровня обеспечения продовольственной безопасности как объективного условия экономического суверенитета Республики подтверждается данными ООН: до 800 тыс.

Рис. 1. Производные продовольственного баланса АПК в экономической, социальной, экологической и политической сферах государства

жителей ДНР и ЛНР (26% населения) могут в средней степени испытывать нехватку продовольствия, при этом около 170 тыс. жителей ДНР и ЛНР (5% населения) испытывают острый недостаток продуктов питания.

В ДНР осуществляется помощь территориям Донбасса, в данный момент находящимся под контролем Украины, -действует «Гуманитарная программа помощи населению Донецкой области, подконтрольной Украине». Её необходимость подтверждена данными ООН, согласно которым за 2017г. число жителей Донецкой и Луганской областей, которые испытывают нехватку продуктов питания, выросло в 2 раза - с 7 до 15% [15]. Степень оригинальности Информационно-

аналитической системы - модуль «Продовольственный баланс» состоит в принципиальных отличиях её от производящихся в данное время в ДНР статистических наблюдений по продовольственным ресурсам, последующим составлением продбаланса в Главном управлении статистики ДНР, а также возможности оперирования оперативными данными разрабатываемой в ГУ «ИЭИ» информационно-аналитической системы агропромышленного комплекса ДНР - модуля «Продовольственный баланс» (далее - модуля «Продбаланс») (табл. 1).

В табл. 1 отражены укрупненные позиции по имеющейся системе в ДНР и предлагаемой Институтом:

Таблица 1

Степень оригинальности Информационно-аналитической системы АПК ДНР модуль «Продовольственный баланс»

Главное управление статистики ДНР Разработка ГУ «ИЭИ»

Суть Статистические наблюдения (действующий учет наличия продовольственных ресурсов) Продовольственный баланс (оперативная прогнозная информация по продовольственным ресурсам)

Цель Государственные статистические наблюдения помогают выявлять несоответствия в статистических рядах, что способствует лучшему пониманию необходимости совершенствования данных по продовольствию и сельскому хозяйству. В них документируется движение данных по отдельным товарам от производства до конечного потребления Модуль «Продовольственный баланс» будет способствовать повышению эффективности управления агропромышленным комплексом ДНР, используя инструмент государственного регулирования АПК экономико-математическими методами

База данных, содержание Данные предоставляют предприятия АПК, состоят из полных списков исходных и производных продуктов Данные для модуля «Продовольственный баланс» извлекаются из официальных статистических наблюдений Госстата ДНР, МинАПП ДНР и показывают обобщенную информацию о состоянии продовольственного снабжения территории за заданный период, содержат только исходные продукты, производные продукты пересчитываются обратно в эквивалент их исходного сырья.

Период времени Покрывают 12-ти месячный период времени (обычно календарный год) Могут быть представлены в виде данных по отдельным годам или усреднённых данных за несколько лет

Форма Хранятся в электронном варианте Создаются в форме сводного отчёта. Могут рассылаться в электронном виде на персональные пользовательские устройства

Цель разработки продбаланса в Главном управлении статистики ДНР состоит в проведении статистических наблюдений (действующий учет наличия продовольственных ресурсов). Государственные статистические наблюдения помогают выявлять несоответствия в статистических рядах, что способствует лучшему пониманию необходимости совершенствования данных по продовольствию и сельскому хозяйству. В них документируется движение данных по отдельным товарам - от производства до конечного потребления.

Цель разработки модуля «Продба-ланс» в ИЭИ.

Модуль «Продовольственный баланс» представлен как получение доступа к оперативной прогнозной информации по продовольственным ресурсам. Использование модуля «Продовольственный баланс» будет способствовать повышению эффективности управления агропромышленным комплексом ДНР, используя инструмент государственного регулирования АПК экономико-математическими методами.

База данных, содержание продба-ланса в Главном управлении статистики ДНР - данные предоставляют предприятия АПК. Состоят из полных списков исходных и производных продуктов.

База данных, содержание модуля Продбаланс в ИЭИ - данные для продба-лансов извлекаются из официальных статистических наблюдений Главного управления статистики ДНР, МинАПП ДНР и показывают обобщенную информацию о состоянии продовольственного снабжения территории за заданный период. Содержат только исходные продукты. Производные продукты пересчитываются обратно в эквивалент их исходного сырья.

Период времени в Главном управлении статистики ДНР - отражают 12-ти

месячный период времени (обычно - календарный год).

Период времени модуля Продбаланс в ИЭИ — могут быть представлены в виде данных по отдельным годам или усреднённых данных за несколько лет, или другое заданное время.

Формы продбаланса в Главном управлении статистики ДНР - хранятся в электронном варианте. Выдаются по запросу Минэкономразвития ДНР.

Формы модуля Продбаланс в ИЭИ -создаются в форме сводного отчёта в электронном или печатном виде. Могут рассылаться в электронном виде на персональные пользовательские устройства органам власти по запросу.

Преимуществами разрабатываемого модуля является то, что в данном Продба-лансе:

предоставляется общая информация поставок и использования продовольствия по выбранным категориям продуктов на заданной территории;

осуществляется помощь в работе управленцев, экономистов, планировщиков и профильных экспертов - специалистов в сфере агропромышленного комплекса;

продбалансы, составленные в течение нескольких периодов, выявляют общие тенденции в обеспеченности населения территории продовольствием;

продбалансы можно использовать для создания вспомогательных показателей, таких как коэффициенты зависимости от импорта (Икоэф.) и самодостаточности (Скоэф.).

Информационно-аналитическую систему агропромышленного комплекса -модуль «Продовольственный баланс», как и собственно продовольственный баланс [16, 17, 18], можно использовать для создания вспомогательных показателей, таких как коэффициент зависимости от

импорта (Икоэф.) и коэффициент самодостаточности (Скоэф.).

Коэффициент зависимости от импорта (Икоэф.) - важный аспект при оценке ситуации с продовольствием в регионе/стране, включая продовольственную безопасность. Показывает степень, в которой снабжение продовольствием зависит от внешних поступлений импорта продовольствия.

В частности, коэффициент зависимости от импорта (Икоэф.) измеряет процент импорта в общих поставках продовольствия:

(Икоэф.) = Импорт / (Производство + Импорт - Экспорт) х 100

Если значение коэффициента зависимости от импорта (Икоэф.) = 100, то это означает, что 100% поставок данного товара в регионе зависят от импорта;

Если значение, к примеру, 40, то показывает, что только 40% поставок данного товара в регионе зависят от импорта, а 60% поставок данного товара в регионе производятся на территории ДНР.

Конечно, отметим, что! коэффициент зависимости от импорта (Икоэф.) является упрощенным показателем и не

учитывает ни изменения запасов, ни реэкспорт.

Коэффициент самодостаточности (Скоэф.) выражает величину производства по отношению к внутреннему использованию:

(Скоэф.) = Производство / (Производство + Импорт -Экспорт) х 100

Если значение коэффициента самодостаточности (Скоэф.) = 100, то это означает, что 100% поставок в стране приходятся на местное производство;

значение, скажем, 30 показывает, что 30% поставок в стране приходится на внутреннее производство.

В контексте продовольственной безопасности коэффициент самодостаточности (Скоэф.) часто усматривают как степень, в которой страна полагается на внутреннее производство. Чем больше коэффициент, тем выше самодостаточность.

Информационно-аналитическая система агропромышленного комплекса -модуль «Продовольственный баланс» представляет из себя сводный отчёт в электронном или бумажном виде (табл. 2).

Таблица 2

Прототип Информационно-аналитической системы агропромышленного комплекса ДНР Модуль «Продовольственный баланс»

Прототип Информационно-аналитической системы агропромышленного комплекса Модуль «Продовольственный баланс»

Категории Ресурсы Использование

Запасы на начало года Произ-водст-во Импорт Итого ресурсов Производственное потребление Потери Экспорт Личное потребление Запасы на конец года Итого, использование

1 Мясо и мясопродукты, в т.ч.:

1.1

2 Молоко и моло-копродукты

2.1

3 Яйца и яйце-про-дукты

3.1

4 Зерно и продукты его переработки

4.1

Информационно-аналитическая система агропромышленного комплекса модуль «Продовольственный баланс» предполагается как мощное средство повышения эффективности управления АПК, в частности, наличием сводной информации о продовольственной экономике и оперативной демонстрацией изменения общей ситуации продовольственной экономики в определенный период времени.

Несмотря на трудности с получением статистических данных и интерпретацией результатов, данный модуль будет полезен управленцам всех уровней, в том числе экономистам, специалистам по планированию и др.

Таким образом, актуальность разработки Информационно-аналитической системы агропромышленного комплекса - модуль «Продовольственный баланс» подтверждается имеющимися особенностями экономики ДНР в действующий временной период (2018 г. и на краткосрочную перспективу), влияющими на решение проблем продовольственного самообеспечения территории, обеспечение продовольственной безопасности и эффективность управления в АПК ДНР, а именно:

невозможность обеспечить соответствие потребности в ресурсах их наличию и возможному поступлению;

сложные условия хозяйствования (управления);

все виды рисков, в т.ч. природно-климатические, производственные, финансовые;

возможны значительные колебания в структуре потребления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ограниченность возможностей использования сельскохозяйственных угодий из-за боевых действий;

сложности в использовании поливного земледелия, повреждения трубопроводов;

ограниченные возможности в переработке произведённой сельскохозяйственной продукции;

низкий платежеспособный спрос населения;

большая зависимость от экспорта сельхозпродукции;

таможенные барьеры; теневой оборот сельхозпродукции и продовольственных товаров;

неразвитость нормативного метода и метода экспертных оценок в определении объемов производственного потребления сельхозпродукции;

сложности в прогнозировании уровня доходов населения (и меняющейся структуры спроса) по различным социальным группам;

слабо прогнозируемое изменение уровня цен;

уровень экономического и социального развития ДНР.

Таким образом, с учетом военных, политических, экономических и социальных факторов для обеспечения продовольственной безопасности ДНР объективной необходимостью является внешняя помощь. Территория Донбасса обладает огромным потенциалом для развития внутреннего производства продовольственных товаров всех категорий. Республике необходим временной лаг для реализации данного потенциала, связанного со значительной продолжительностью производственного цикла животноводства; повышением уровня внедрения научно-технических инноваций в производственный процесс АПК; усилением интеграционных связей между сельхозпроизводителями региона; подготовкой соответствующих хранилищ для фруктов и овощей.

В сложных условиях трансформирующейся экономики ДНР вопрос состоит не в том, чтобы использовать или не использовать государственное регулирование сельского хозяйства и агропромыш-

ленного комплекса, а в том, чтобы АПК был эффективным, способствовал развитию агробизнеса, отражал интересы потребителей и производителей. Осуществление крупных программ стабилизации и социально-экономического развития АПК ДНР на данный момент осложнено его кризисным состоянием, слабостью материально-технических и финансовых ресурсов. В этих условиях важную роль играет целесообразная внешнеторговая политика, особенно в части экспортно-импортных тарифов. Необходим обоснованный протекционизм в отношении внутренней продукции сельского хозяйства, который бы способствовал образованию внутреннего рынка ДНР и защищал производителей от жесткой импортной конкуренции. Это позволит как интенсифицировать использование ресурсов сельскохозяйственного производства и всего АПК ДНР, так и повышать уровень самообеспечения территории продовольственными продуктами, укрепить продовольственную безопасность ДНР.

В агропромышленном комплексе ДНР ключевая задача заключается в самообеспечении основными продуктами питания, увеличении производства экологически чистых продуктов. Инвестиции следует направить на внедрение и освоение технологий глубокой переработки сельскохозяйственных продуктов и наращивание экспортного потенциала. Необходимо увеличение количества фермерских хозяйств, перераспределение земельных участков с учетом специализации сельскохозяйственного производства, внедрение системы «умного» земледелия с использованием современных информационных технологий, а также требуется поддержка государством научных исследований в области «органического» сельского хозяйства.

Государственная проактивная экономическая политика, включая агропромышленную политику, должна

проводиться на основе регулирования экономических процессов, предполагает планирование основных агрегированных макроэкономических показателей, а информационно-аналитическая система агропромышленного комплекса ДНР - модуль «Продовольственный баланс» будет консолидировать такие показатели. Чтобы выбирать и принимать оптимальные управленческие решения, необходимо использовать кибернетические методы управления [19, 4], IT-управление в виде интеллектуальных аналитических систем, когда реализуется условное правило: данные - информация - знание.

Список использованной литературы

1. Половян, А.В. Экономика территорий с вновь образованной государственностью - Донецкая Народная Республика / А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Проблемы прогнозирования. - 2018. - № 1. - С. 99-107.

2. Гриневская, С.Н. Инновационные процессы в экономике территорий с ограниченными возможностями / С.Н. Гриневская // Инновационное развитие российской экономики: материалы Между-нар. науч.-практ. конф.: в 5 т. - Т. 2. - М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»,

2017. - С. 39-41.

3. Лепа, Р.Н. Развитие системы государственного планирования и управления в условиях мобилизационной экономики / Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Экономика и управление: теория и практика: сб. науч. тр. - Севастополь; МОН РФ. -

2018. - № 1. - Т 4. - С. 49-55.

4. Внедрение процесса IT-управле-ния проблемами: осознанный выбор [Электронный ресурс]. - URL: https://www.osp.ru/itsm/2014/10/13043105. html

5. IT-управление администрации Кремля займется развитием цифровой инфраструктуры [Электронный ресурс] /

Интерфакс в России. - URL: http://www.interfax.ru/russia/616938

6. Махаджан, Р. (Pomi Mahajan) IT-управление. Новые подходы к управлению / Р. Махаджан. - IT. - URL: TechNet. https://technet.microsoft. com/ru-ru/li-brary/jj860529.aspx

7. Бордевийк, М. IT Management Forum 2016. В поисках нового стиля управления IT / М. Бордевийк [Электронный ресурс]. - URL: https://www.osp.ru/news/ articles/2016/24/13049680/

8. Голден, Б. Бимодальные IT от Gartner: что недоговаривают аналитики [Электронный ресурс] / Б. Голден; CIO Magazine. - URL: https://www.osp.ru/itsm/ 2015/03/13045086.html

9. Половян, А.В. «Умное производство» как инструмент инновационного развития региона / А.В. Половян, К.И. Си-ницына // Информационная экономика: развитие, управление, модели: монография; под науч. ред. Апатовой Н.В. - Симферополь, 2017. - 420 с. - С. 183-200.

10. Industrial Internet. The machines are talking [Электронный ресурс] / Аналитический отчет O'Reilly. - URL: ra-dar.oreilly.com/2013/03/industrial-internet-report.html)

11. Хабаров, А. Ускорители аналитики [Электронный ресурс] / А. Хабаров. - URL: https://www.osp.ru/os/2011/ 04/13008765/

12. Шикарин, А. Цифровые дали [Электронный ресурс] / А. Шикарин, М. Климова. - М.: Эксперт Сибири. -№ 34 (518). - URL: http://expert.ru/siberia/ 2018/30/tsifrovyie-dali/

13. Россия выделит на развитие цифровой экономики 1,2 триллиона рублей / Россия. Финансы [Электронный ре-

сурс]. - М. - URL: https://rueconom-ics.ru/345303-rossiya-vydelit-na-razvitie-cif rovoi-ekonomiki-1-2-trilliona-rublei

14. Роль и место агропромышленного комплекса в удвоении валового внутреннего продукта России: материалы I Всероссийского конгресса экономистов-аграрников (14-15 февр. 2005 г., г. Москва). - М.: ФГНУ «Рос-информа-гротех», 2005. - 130 с.

15. Отчет Управления по координации гуманитарных вопросов ООН [Электронный ресурс] / Международная панорама. - URL: http://tass.ru/mezhdunarod naya-panorama/4483903

16. Гиан, Д. Составление счетов использования поставок для продовольственных товаров [Электронный ресурс] / Д. Гиан; ФАО Рим. - URL: http:// www.myshared.ru/slide/705492/

17. Система мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Российской Федерации. О продовольственной безопасности и прогнозе ее обеспечения [Электронный ресурс]. - URL: http://rn.government.ru/ dep_news/12151/

18. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Проект Указа Президента РФ «О внесении изменений в Доктрину продовольственной безопасности РФ, утвержденную Указом Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120» / Минсельхоз России. - URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/56641501/

19. Черняк, Л. Промышленный интернет. Открытые системы [Электронный ресурс] / Л. Черняк. - 2013. - № 4. -URL: https://www.osp.ru/os/2013/04/ 13035564

Статья поступила в редакцию 23.08.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.