УДК: 338.439.0: 519.24
Р.Н. ЛЕПА, д-р экон. наук, зав. отделом моделирования экономических систем, e-mail: roman.lepa@gmail.com А.Е. ВЫСОЦКИЙ, младший научный сотрудник, отдел моделирования экономических систем, e-mail: vysotsky.a.e@econri.org,
ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР
СИСТЕМА СЦЕНАРНОГО ДИНАМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА «ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ БАЛАНС ДНР»
Рассмотрен программный модуль «Продовольственный баланс», разработанный в ГУ «Институт экономических исследований» по заказу Министерства агропромышленной политики и продовольствия и представляющий собой многофункциональный механизм, который позволяет проводить анализ продовольственных ресурсов ДНР. Рассмотрены роль и необходимость разработки такого продукта для обеспечения продовольственной безопасности Республики, описан его основной функционал. Сформулирована механика его использования для принятия управленческих решений в этой области и определены основные недостатки информационного обеспечения продовольственного баланса, усложняющие его эффективное внедрение в настоящее время.
Ключевые слова: продовольственный баланс, программный модуль, продовольственная безопасность, сценарный анализ, государственные управленческие решения, информационное обеспечение.
Vysotsky A.E., Lepa R.N. System of scenario dynamic analysis «Food balance of the DPR».
This paper describes the «Food Balance Sheets», a software module developed by the SI «Economic Research Institute» as
part of a departmental order by the Ministry of Agricultural Policy and Food. It is a multifunctional tool that will allow to perform analysis of food resources in the DPR. We examine its role and the necessity of development of this product to ensure food security of the DPR and describe its primary capabilities. We then outline the mechanism of its use in the process of managerial decision making in this area and describe the main shortcomings of information support of the food balance sheets that complicate its effective implementation at this time.
Keywords: food balance sheets, software module, food security, scenario-based analysis, state management decisions, information support.
Государственное экономическое регулирование, особенно на территориях с признаками мобилизационной экономики, должно иметь проактивную цель и предполагает планирование основных макроэкономических показателей. Такой вид экономики не позволяет опираться на рыночные отношения для достижения оптимума, и поэтому необходимость планирования в такой ключевой отрасли, как обеспечение государства продовольственными ресурсами, становится одной из приоритетных задач государства.
© Р. Н. Лепа, А. Е. Высоцкий, 2020
В процессе принятия стратегически важных управленческих решений для обеспечения продовольственной безопасности территории органам исполнительной власти Республики необходимы прикладные инструменты, позволяющие оперативно рассчитывать варианты возможной реализации продовольственной политики, в частности, в сфере обеспечения населения продовольственными ресурсами. Учитывая требования времени, а также стратегические ориентиры на инновационное развитие и цифровизацию экономики, такая работа должна вестись с использованием возможностей современных компьютерных технологий.
Рассматривая агропромышленный комплекс и его роль в современной экономической ситуации в ДНР, следует отметить, что в сельскохозяйственном секторе ключевая задача заключается в ориентации на самообеспечение основными продуктами питания. Для консолидации информации, влияющей на решение проблем продовольственной безопасности, с целью обеспечения возможностей ввода прогнозных сценариев для расчёта ожидаемых характеристик продовольственного обеспечения возникла необходимость в разработке подсистемы сценарного динамического анализа модуля «Продовольственный баланс ДНР» на базе уже разработанной статической версии продовольственного баланса [1].
Концепция продовольственного баланса и рекомендации по его составлению были разработаны Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН [2, 3]. В данной научной статье необходимо отметить ряд авторов, которые имеют научные публикации по теме балансов продовольственных товаров и продовольственной безопасности: работа А. Келли, В. Бекера, Е. Хелзинга [4], в которой они характеризуют таблицы продовольственных балансов и описывают возможности их использования;
публикация Р. Баланца [5], рассматривающая тренды доступности пищевых продуктов, определяемые продовольственными балансами Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в сравнении различных европейских регионов и приводятся рекомендации по политике в области питательности продуктов, которую стоит проводить странам средиземноморского региона; статья Дж. Арсенолта и Р. Хийманса [6], в которой описывается аналитическая структура питательной адекватности национальных пищевых ресурсов с помощью методологии продовольственного баланса; работа К. Джейкобза и Д. Самнера [7], в которой рассматриваются способы расширить возможности использования данных, собираемых в продовольственных балансах ФАО ООН; статья Э. Сиалфа и А. Туррини [8], предлагающая критический сравнительный обзор методики продовольственного баланса и иных схожих методологий, и других. Из отечественных авторов публикациями по данному вопросу занимались А. Улезько, А. Тютюников [9], которые рассматривали концептуальные и методические подходы к разработке прогнозных балансов продовольственных ресурсов; С. Семчен-кова, О. Лазько [10] рассматривали управление балансом ресурсов в обеспечении продовольственной безопасности региона; Д. Жиляков, Д. Арбузов [11], проводившие оценку баланса продовольственных ресурсов Российской Федерации. В контексте экономической безопасности Донецкой Народной Республики работа по применению сценарного динамического подхода к продовольственному балансу проводится впервые, поэтому перечисленные выше работы имеют только косвенное отношение к предмету данной статьи.
Целью данной статьи является обоснование актуальности разработки модуля «Продовольственный баланс»,
описание его основных характеристик, функций и принципов работы, формулирование механики использования его для принятия управленческих решений и описание основных препятствий в области информационного обеспечения для эффективного использования разработанного модуля.
В разработанном программном модуле «Продовольственный баланс» предусмотрено создание аналитической подсистемы, которая при наличии дискретной динамики отдельных показателей развития агропромышленного комплекса в регулярном периодическом представлении позволяет составлять их динамические тренды, анализировать тенденцию развития показателей за последние годы (помесячно, с учётом статистических и иных данных), что в свою очередь даёт возможность осуществить прогнозы на кратко- и среднесрочную перспективу. Работа проводилась при поддержке и в сотрудничестве с Министерством агропромышленной политики и продовольствия ДНР [12].
Динамический аспект этого продукта заключается также в возможности использования сценарного подхода для разработки и оценки государственной политики в области продовольствия. Путём разработки отдельных сценариев -вариантов распределения элементов ресурсной и используемой частей баланса на будущий период - и встраивания их во временной ряд, состоящий из фактических балансов за прошедшие периоды, можно эффективно давать оценку каждому из них с помощью ряда расчётных показателей и оценивать целесообразность использования каждого такого сценария при принятии стратегических управленческих решений.
Для статического продовольственного баланса в 2018 г. по номенклатуре продукции в качестве основы для формирования информационной платформы
рассматривалась утверждённая продовольственная корзина [13].
Актуальная экономическая ситуация Донбасса требует определённых динамических корректировок, учитывающих изменения в нормативной базе, гуманитарные поставки продовольствия из различных источников и т.д. В целом, баланс продовольственных товаров, как аналитический прикладной инструмент, необходим для решения проблемы обеспечения продовольствием, а именно -обеспечения физиологического и социального минимума, экономического оптимума продовольственного потребления, социального оптимума.
Агропромышленный сектор Республики имеет достаточный ресурсный потенциал, в частности, земель сельскохозяйственного назначения. Но в силу ряда объективных и субъективных причин эффективность их использования в целом невысока. Реформирование земельных отношений и ценовой паритет (когда цены на сельхозпродукцию растут в разы, а на промышленную - в десятки раз) привели к снижению рентабельности сельского хозяйства.
Проблемные вопросы в сфере сельского хозяйства в Республике системны и требуют для своего решения комплексного подхода. В частности, речь идёт о зарегулированности земельных отношений, высокой степени зависимости от импорта продовольственных товаров, физическом износе машинно-тракторного парка, ухудшении технологий выращивания зерновых культур и отсутствии действенных механизмов регулирования цен на зерно, что создаёт искусственный дефицит зерна и муки, неконтролируемый рост цен на зерно, муку и хлеб.
Прошедший 2018 г. в связи с погодными условиями был ознаменован значительными трудностями для растениеводства. Из-за весенне-летней засухи
урожайность снизилась по сравнению с 2017 г. более чем на 40%, что, в свою очередь, отразилось на многих отраслях животноводства. Так, некоторые сельскохозяйственные производители испытывали дефицит кормовой базы [14].
В 2019 г. посевная площадь под урожай у сельхозпроизводителей Республики составила 236 тыс. га, в том числе зерновых культур - 173 тыс. га, технических культур - 52,7 тыс. га, ово-щебахчевых и картофеля 1,3 тыс. га, кормовых культур - 9 тыс. га. Обеспеченность семенами яровых культур составила, по данным МинАППиП, 100%
[15].
В ходе построения динамической модели продовольственного баланса, после ряда координационных взаимодействий, стало очевидным, что в силу объективных причин закрытости статистической информации при создании и тестировании динамической модели следует сосредоточиться на том перечне показателей деятельности сельскохозяйственных предприятий, который будет иметь однозначное подтверждение реальными статистическими данными.
Создаваемый Институтом модуль даёт возможность удобного табличного представления агрегированных статистических данных о движении продовольственных товаров в Республике в рамках заданного периода. В процессе составления продовольственного баланса учитываются следующие показатели:
объём производства продукции
(ПР);
производственное потребление и переработка на непищевые цели (ПП);
фонд личного потребление населением (ФП);
запасы на начало и конец периода
(зн,зк);
объёмы импорта и экспорта (И, Э);
потери, не связанные с производственным процессом (Пот), - например, при хранении, транспортировке и т.д.
Баланс делится на ресурсную и расходную части, которые и должны быть уравновешены между собой:
Пр + И +3Н = ФП + ПП +Э + Пот+Зк (1)
Все данные приводятся в натуральном выражении (тыс. тонн) и пересчиты-ваются в исходный (базовый) продукт с применением коэффициентов пересчёта, которые разрабатываются как часть соответствующих методик с учётом специфики конкретного региона или государства, его типичной структуры производства и потребления.
В ходе координационной работы разработан список из 100 наиболее приоритетных видов продовольственной продукции, по которым составляется баланс. В дальнейшем этот список может быть расширен или модифицирован в соответствии с актуальными потребностями.
Функционал Модуля предусматривает возможность аналитических выводов, в том числе в виде графических объектов. Информация представляется в форме диаграмм и графиков, которые показывают удельные доли каждого вида товаров по категориям, а также доли категории в рамках баланса одного товара.
Балансовые таблицы за несколько последовательных периодов могут быть объединены в «цепи» для отражения данных за один более длительный период, а также показывают в динамике изменение основных показателей, из которых баланс формируется - целиком либо по отдельным выбранным категориям товаров.
Обработка собранных статистических данных позволит повысить эффективность государственного управления агропромышленным комплексом ДНР. С помощью разрабатываемого Модуля можно отслеживать динамику происхо-
дящих процессов, планировать деятельность отраслевых предприятий, оперативно рассчитывать результаты различных вариантов возможной реализации агропромышленной политики, что позволит вырабатывать рекомендации, ставить новые цели и предлагать стратегии развития АПК ДНР. Для этих целей в модуле предусмотрен аналитический блок, в котором автоматически рассчитывается ряд экономических показателей-коэффициентов продовольственной достаточности. К ним относятся:
коэффициент продовольственной безопасности, который показывает достаточность всех формируемых ресурсов для покрытия общей потребности государства в продовольствии;
коэффициент продовольственной независимости - доля собственного производства в общем объёме формируемых ресурсов;
коэффициент импортозамещения -показывает достаточность производимых собственными силами ресурсов для удовлетворения потребностей государства;
коэффициент экспортной ориентированности - превышение этой достаточности, что делает целесообразным экспорт ресурсов;
коэффициент оборачиваемости запасов, показывающий превышение объёма потребления над среднегодовым значением запасов. Он отражает эффективность используемых ресурсов;
коэффициент продовольственного резерва, показывающий соотношение формируемых и используемых ресурсов, отражая усиление или ослабление продовольственной безопасности;
коэффициент минимума потерь, показывающий долю непроизводственных потерь в общем объёме используемых ресурсов.
Эти коэффициенты являются элементами комплексной системы показателей, позволяющих определить общий
уровень продовольственной безопасности региона [16].
Все коэффициенты могут быть представлены как на общебалансовом уровне, так и по отдельным категориям товаров и их конкретным видам, что позволит быстро и эффективно определять требующие внимания аспекты АПК ДНР, выделять его сильные и слабые стороны и фокусироваться на требующих вмешательства элементах. Для оценки сценарного динамического подхода есть возможность создавать теоретические прогнозные балансы будущих периодов в соответствии с перспективной реализацией той или иной политики в сфере АПК и с помощью расчётных коэффициентов оценивать эффективность таких мер и определять оптимальные варианты.
Кроме перечисленных семи аналитических коэффициентов предусмотрена возможность добавления в программный продукт новых показателей при необходимости, чтобы он соответствовал потребностям работающих с ним операторов и отвечал стоящим перед государственными органами задачам.
Полученные коэффициенты могут интерпретироваться как оценка текущего состояния либо предложенного сценария. В первой ситуации они позволят представить продовольственную ситуацию в государстве или регионе в числовом выражении с точки зрения соответствия определённым нормам или целям. Во второй - оценить, насколько такой сценарий соответствует поставленным целям и задачам и количественно выразить положительный или отрицательный эффект от его внедрения. Любой сценарий политики в области планирования продовольственных ресурсов создаётся с определённой целью, к примеру, повышения уровня обеспеченности определёнными категориями продуктов, достижение самодостаточности или расширение возможностей для импорта. Но когда плани-
рование фокусируется на определённых аспектах (видах продовольственной продукции), всегда есть риск, что при реализации мер для достижения поставленных здесь целей произойдёт ухудшение ситуации в других статьях баланса. Модуль «Продовольственный баланс» позволяет взвесить совокупный эффект от внедрения определённых комплексов мер и дать ему оценку с точки зрения экономической целесообразности.
Важно помнить, что этот программный продукт является вспомогательным инструментом для аналитиков и лиц, принимающих решения. Он не может самостоятельно изобретать сценарии или давать качественные характеристики относительно них. Но для предложенных сценариев он даёт возможность гибкой настройки системы критериев, по которым они могут быть оценены. Кроме того, продовольственный баланс является важным статистическим механизмом учёта накопления и использования продуктов питания, и сведение имеющихся данных в такой форме должно быть полезным при выполнении целого ряда задач в этой области.
Одной из главных проблем при разработке такого механизма, как продовольственный баланс, в Республике является вопрос доступности статистической информации. Помимо официальной закрытости некоторых данных, вызванных политической и военной ситуацией, структура собираемой Главным управлением статистики информации отлична от той, которая необходима для полноценного заполнения балансовых таблиц и форм. Не предусмотрен механизм сбора данных по объёму продовольствия, потребляемого домохозяйствами (конечному потреблению), что является неотъемлемой и ключевой частью балансового уравнения. В теории можно получить такую информацию косвенными способами, например, с помощью данных о реа-
лизации в розничных сетях, но это создаёт ряд проблем. Во-первых, розничная сеть не является единственным каналом распределения продукции для конечного потребления, а во-вторых, между реализацией и фактическим потреблением может быть существенная временная задержка для определённых видов продуктов, что может иметь значение для балансов, составляемых на короткие периоды.
Ещё одна проблема недостачи данных касается запасов и потерь, данные по которым могут приводиться по разным формам (в соответствии со сферой деятельности предприятий) и подразумевать под собой различные вещи.
Разные формы отчётности для различных типов предприятий означают, что по любой категории представляемые данные могут оказаться неполными или включать в себя различный набор компонентов. К примеру, предприятия, отчитывающиеся по форме «1 -предпринимательство», предоставляют в государственные органы статистики иной набор данных, нежели крупные сельскохозяйственные производители.
Последняя проблема ещё больше усугублена в случае с производством продуктов питания частными домохозяй-ствами - в том смысле, что на сегодняшний день в ДНР не существует механизма их обследования. При этом, поскольку продовольственный баланс предполагает оценку всей продовольственной продукции в Республике, такие данные также должны быть включены и учтены для правильного построения баланса и возможности рационального принятия решений и оценки ситуации с его помощью.
Разрабатываемый модуль «Продовольственный баланс» может в дальнейшем дополняться новым техническим функционалом в соответствии с рабочей необходимостью Министерства агропро-
мышленной политики и продовольствия или других государственных органов. Его информационная база, сведённая в одну балансовую таблицу, может использоваться как основа для дальнейшего расширения и выполнения дополнительных задач при условии наполнении её требуемыми статистическими данными. Кроме того, продовольственный баланс может встраиваться в общую систему национальных счетов или межотраслевой баланс, выступая в качестве его надстройки и используя общую статистическую базу.
Выводы
Модуль «Продовольственный баланс» является важным и многофункциональным инструментом, который может использоваться при разработке и оценке государственной или даже местной политики в области продовольствия. Он предполагает сбор и удобное представление информации обо всех продовольственных продуктах, которые производятся и потребляются, экспортируются и импортируются в границах ДНР. Аналитический блок модуля позволяет оценить экономическую безопасность в вопросах достаточности продуктов питания, используя ряд расчётных коэффициентов, а с помощью динамического сценарного подхода можно дать оценку различным разрабатываемым вариантам продовольственной политики для будущих периодов.
При этом препятствием в процессе составления баланса является его информационное обеспечение. Структура собираемых Главным управлением статистики данных в рамках регулярных наблюдений недостаточна для заполнения некоторых из полей баланса, а для организации процесса целенаправленного обследования предприятий отсутствует необходимая нормативно-правовая база.
Список использованной литературы
1. Половян, А.В. IT-управление развитием промышленности (управление с использованием современных компьютерных технологий, разработка инструментария построения информационно-аналитических систем в АПК ДНР) / А.В. Половян, Л.М. Кузьменко, С.Н. Гриневская // Вестник Института экономических исследований. - 2018. - № 3. - С. 513.
2. Food Balance Sheets: A Handbook / Food and Agriculture Organization of the United Nations. - Rome, 2001. - 99 p.
3. World Programme on the Census of Agriculture 2020 / Food and Agriculture Organization of the United Nations. -Rome, 2018. - Vol. 1. - 204 p.
4. Kelly, A. Food balance sheets / A. Kelly, W. Becker, E. Helsing // Food and health data: their use in nutrition policy-making. - Copenhagen: WHO Regional Office for Europe. - 1991. - P. 39-47.
5. Balanza, R. et al. Trends in food availability determined by the Food and Agriculture Organization's food balance sheets in Mediterranean Europe in comparison with other European areas // Public health nutrition. - 2007. - Vol. 10. - № 2. -P.168-176.
6. Arsenault, J.E. Improving nutrition security through agriculture: an analytical framework based on national food balance sheets to estimate nutritional adequacy of food supplies / J.E. Arsenault, R.J. Hijmans, K.H. Brown // Food security. - 2015. -Vol. 7. - № 3. - P. 693-707.
7. Jacobs, K. The food balance sheets of the food and agriculture organization: a review of potential ways to broaden the appropriate uses of the data / K. Jacobs, D.A. Sumner // Berkeley, CL: Department of Agricultural Economics, University of California. - 2002. - 20 p.
8. Cialfa, E. A national food survey. Food balance sheets and other methodologies: a critical overview / E. Cialfa,
A. Turrini, C. Lintas // Monitoring dietary intakes. - Springer, London, 1991. - P. 2444.
9. Улезько, А.В. Концептуальные и методические подходы к разработке прогнозных балансов продовольственных ресурсов / А.В. Улезько, А.А. Тютюни-ков, Д.И. Бабин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 96.
10. Семченкова, С.В. Управление балансом ресурсов в обеспечении продовольственной безопасности региона / С.В. Семченкова, О.В. Лазько, Г.В. Чул-кова // Экономика сельского хозяйства России. - 2017. - № 2. - С. 63-67.
11. Жиляков, Д.И. Оценка баланса продовольственных ресурсов Российской Федерации / Д.И. Жиляков, Д.А. Арбузов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 16.
12. В Институте экономических исследований была представлена информационно-аналитическая система «Продовольственный баланс» [Электронный ресурс] / Министерство агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики. - 2019. -4 июля. - URL: http://mcxdnr.ru/news/v-institute-ekonomicheskih-issledovaniy-byl-predstavlena-informacionno-analiticheska ya-sistema
13. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 03.06.2015 г. № 10-40. «Об утверждении состава потребительской корзины на территории Донецкой Народной Республики» [Электронный ресурс] / Реестр нормативных и правовых документов ДНР. -URL: https://doc.minsvyazdnr.ru/docs/ob-utverzhdenii-sostava-potrebitelskoy-korzi ny-na-territorii-doneckoy-narodnoy-respub liki
14. Приоритетное направление экономики: министр агропромышленности рассказал о развитии сельского хозяйства в ДНР [Электронный ресурс] / Интернет-справочник «Всё о ДНР». - 2019. - 9 апреля. - URL: https://vsednr.ru/prioritetnoe-napravlenie-ekonomiki-ministr-agropromy shlennosti-rasskazal-o-razvitii-selskogo-xo zyajstva-v-dnr
15. В ДНР посеяно рекордное количество озимых зерновых культур [Электронный ресурс] / Деловой портал DNR LIVE. - 2019. - 19 марта. - URL: http://dnr-live.ru/v-dnr-poseyano-rekordnoe-kolichestvo-ozimyih-zernovyih-kultur
16. Костяев, А.И. Национальная и региональная продовольственная безопасность / А.И. Костяев, М.У. Тимофеев // Региональная экономика: стабилизация и развитие. - М.: Изд-во МСХА, 2000. - Т. 1. - С. 500-517.
Статья поступила в редакцию 28.04.20