УДК 338.43
Л.В. ШАБАЛИНА, канд. экон. наук,
старший научный сотрудник,
е-mail: [email protected],
И.А. КОРШИКОВА, научный сотрудник,
е-mail: [email protected],
А.В. АЗАРОВА, младший научный сотрудник,
е-mail: [email protected],
отдел планирования социально-экономического развития территориальных систем
ГУ «Институт экономических исследований», ДНР, г. Донецк
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Рассмотрен элементный состав продовольственной системы ДНР. Определены структуросоставляющие критерии продовольственной безопасности. Проанализировано влияние социально-экономического фактора на продовольственную безопасность Донецкой Народной Республики.
Ключевые слова: продовольственная система, продовольственная безопасность, экономическая доступность, физическая доступность, продовольственная независимость.
Shabalina L.V., Korshikova I.A., Azarova A.V. Social and economic factor of ensuring the food security of territorial systems.
The elemental composition of the DPR food system has been considered. The main criteria of food security have been highlighted. The influence of social and economic factor on the food security has been analyzed.
Keywords: food system, food security, affordability, accessibility, food sovereignty.
Продовольственная безопасность сложная и многогранная проблема, которая носит как международный, так и локальный характер. Решение проблем обеспечения продовольственной безопасности занимает особое место в жизнеобеспечении территориальной системы, так как наличие необходимого объема продовольствия является базовым условием жизнедеятельности населения территории. Повышение уровня продовольственной безопасности территориальной системы в первую очередь связано с эффективным развитием сельского хозяйства, а именно, увеличением выпуска продукции агропромышленного комплекса, повышением ее качества и конкурентоспособности.
Вопросы обеспечения продовольственной безопасности поднимаются в трудах Т.В. Усковой, Р.Ю. Селименкова, А.Н. Анищенко, А.Н. Чекавинского [1], проблемы внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности рассмотрены в работах Н.Б. Палиги, Ю.В. Светличной [2], А.А. Кудряшовой, О.П. Преснякова [3] и др.
© Л.В. Шабалина, И.А. Коршикова, А.В. Азарова, 2019
Целью работы является анализ влияния социально-экономического фактора на продовольственную безопасность Донецкой Народной Республики. Определение уровня экономической и физической доступности продуктов питания в
ДНР.
Продовольственная система территории состоит из:
а) совокупности отраслей, производств, объектов инфраструктуры, участвующих в производстве и реализации продовольствия (отрасли АПК);
б) субъектов продовольственного рынка (производителей и потребителей продовольственных товаров), трейдеров и прочих операторов продовольственного рынка;
в) механизмов государственного регулирования и управления, регулирующих процессы производства, переработки, внешней торговли, распределения и
сбыта агропродукции, обеспечивающих устойчивое социальное положение сельских жителей, в том числе работников.
Продовольственная система ДНР, а именно ее производственная сфера состоит из 75 предприятий (сельское хозяйство, охота и предоставление связанных с ними услуг - 20 предприятий, перерабатывающая промышленность: производство пищевых продуктов - 55 предприятий) (рис. 1).
Органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере государственной аграрной политики, политики в сфере сельского хозяйства и по вопросам продовольственной безопасности ДНР, а также рыбного хозяйства и рыбной промышленности, охраны, использования и воспроизводства водных живых ресурсов, безопасности пищевых продуктов,
Рис. 1. Модель продовольственной системы ДНР
сферах семеноводства, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, является Министерство агропромышленной политики и продовольствия ДНР [4].
Экономическую сущность данной категории можно раскрыть через ее основные свойства:
социальность - предусматривает направленность данной системы на удовлетворение потребностей населения в еде;
надежность, то есть способность продовольственной системы минимизировать влияние сезонных, погодных и иных колебаний на снабжение продовольствием населения;
устойчивость, означающая, что продовольственная система развивается в режиме расширенного воспроизводства.
Продовольственная система любого государства направлена на обеспечение полного снабжения населения продовольствием, так как зависимость от импорта делает государство уязвимым в случае повышении цен. Таким образом, обеспечение продовольственной безопасности территории является первоочередной задачей любого государства.
Определение продовольственной безопасности, сформулированное в Римской декларации о всемирной продовольственной безопасности, содержит указания на следующие элементы (критерии) [5]:
физическая доступность достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пищи - это характеристика предложения на продовольственном рынке территории;
экономическая доступность к продовольствию должного объема и качества всех социальных групп населения. Экономическая доступность представляет собой возможность различных слоев населения приобретать продукты питания путем покупки их по соответствую-
щим ценам, а также за счет средств, выделяемых государством для оплаты поставок продовольствия спецпотребителям;
автономность и экономическая самостоятельность государственной продовольственной системы (продовольственная независимость).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что продовольственная безопасность территории заключается в способности территориальной системы обеспечить производство, хранение, переработку продукции сельскохозяйственного производства, а также оптовую и розничную торговлю продуктами питания стабильно и равномерно в течение года для всех категорий населения соответствующих территорий в размерах потребления, отвечающих научно-обоснованным медицинским нормам. На современном этапе дополнительным критерием является качество продуктов питания - экологически чистые продукты, которые не содержат в составе компонентов, способных негативным образом влиять на потребителей и будущие поколения. Таким образом, продовольственная безопасность имеет четыре вектора измерения - наличие, доступность, стабильность и использование продовольствия.
Экономическая сущность данной категории проявляется через ее функции, выражающиеся в [6]:
1) поддержании определенного качества жизни населения территории, а соответственно и воспроизводстве рабочей силы, трудовых ресурсов; комплексном развитии территориального хозяйства за счет сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности, соответствующей инфраструктуры;
2) сокращении транспортных затрат на перевозки продовольствия из других территорий и стран;
3) поддержании стабильности финансового положения городов и сел, получении дополнительных поступлений в местные бюджеты;
4) предотвращении кризисных ситуаций в области продовольствия, особенно для социально слабозащищенных групп населения и сложных в природно-экономическом отношении территорий;
5) стимулировании увеличения производства продовольствия, потребляемого населением и реализуемого на рынках, что способствует наращиванию производственного потенциала;
6) более полном использовании особенностей природно-экономических условий и трудовых ресурсов территорий.
Социальный фактор занимает особое место в обеспечении продовольственной безопасности территориальной
В ДНР заработная плата и пенсионные выплаты выступают основным источником доходов населения в Республике. Прожиточный минимум для взрослого населения на данный момент не установлен. Для детей в возрасте от 6 до 18 лет, согласно Информационному письму Верховного Суда ДНР от 30.11.2015 г. № 01-17\1567\15, прожиточный минимум составляет 2 572 руб. Минимальная заработная плата по состоянию на 2018 г., согласно списку вакансий Республиканского центра занятости, составляет 2 514 руб., минимальная пенсия -2 904 руб. Номинальная средняя заработная плата в 2018 г. в среднем по Респуб-
системы, так как, с одной стороны, население является потребителем продуктов питания, а с другой - формирует кадровое обеспечение продовольственной безопасности.
Основной целью продовольственной безопасности выступает обеспечение экономической и физической доступности продуктов питания, экономическая доступность определяется покупательной способностью населения. Коэффициент покупательной способности доходов населения территории - это соотношение величин прожиточного минимума и среднедушевого дохода. Для ДНР этот коэффициент в 2018 г. составил 0,24 (при условии, что прожиточный минимум взрослого человека равен прожиточному минимуму для детей в возрасте от 6 до 18 лет), что оценивается как низкий (табл. 3) [1].
лике составила 10 892 руб. На протяжении двух лет данный показатель имеет положительную динамику, увеличиваясь в среднем на 14,8%, реальная заработная плата за 2016-2018 гг. выросла на 7,46 (табл. 4), пенсионные выплаты также имеют положительную динамику, демонстрируя рост, в среднем, на 5,5% ежегодно, однако реальная средняя пенсионная выплата за 2016-2018 гг. выросла лишь на 0,58%. Величина средней заработной платы выше минимальной в 4,3 раза, а величина средней пенсионной выплаты выше минимальной в 1,7 раз, что говорит о достаточно высокой дифференциации населения по уровню дохода.
Таблица 3
Критерии оценки уровня покупательной способности населения_
Критерий Уровень
Высокий Допустимый Низкий Недопустимый
Коэффициент покупательной способности доходов населения территории До 0,07 0,08-0,20 0,21-0,70 Выше 0,70
Таблица 4
Доходы населения ДНР___
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Средний темп роста, 2016-2018,%
1. Реальная средняя заработная плата, руб. 9 433,00 10 636,50 10 892,00 +7,46
2. Реальная средняя пенсионная выплата, руб. 4 770,50 4 606,40 4 826,00 +0,58
3. Реальная средняя стипендия по учебным заведениям, руб., в т.ч.: профессионально-технические средне профессиональные высшие 1 017,90 539,60 1 079,30 1 433,80 1 044,80 554,40 1 108,80 1 472,10 1 244,00 660,00 1 320,00 1 752,00 +10,55 +10,55 +10,55 +10,55
Индекс потребительских цен на продукты питания и безалкогольные напитки в 2016 г. составлял 101,3%, в 2017 г. - 101%, в 2018 г. - 103%. Данный показатель, в среднем, вырос на 1,7% за 2016-2018 гг. Рост индекса потребительских цен не превышает роста заработной платы и пенсионных выплат, что свидетельствует о позитивных тенденциях в развитии экономики.
Уровень средней заработной платы и пенсионных выплат в республике покрывает стоимость продуктовой корзины для соответствующих групп населения. Однако размер минимальных выплат (прожиточного минимума для детей в
возрасте от 6 до 18 лет, заработной платы и пенсионных выплат) не покрывает стоимость продуктовой корзины для соответствующих возрастных групп (табл. 5), размер средней стипендии также не покрывает стоимость продуктовой корзины для соответствующей возрастной группы, Так, прожиточный минимум для детей в возрасте от 6 до 18 лет не покрывает продуктовую корзину на 1 662 руб., минимальные пенсионные выплаты - на 168 руб., минимальная заработная плата - на 1 537 руб. что говорит об экономической недоступности продуктов питания населению.
Таблица 5
Продуктовая корзина согласно физиологическим нормам ДНР на месяц* для обеспечения продовольственной безопасности [7, 8]
Группа продуктов Объем потребления (в среднем на 1 чел. в мес.)
Трудоспособное население Пенсионеры Дети (6-18 лет)
кг (шт.) РУб. кг (шт.) РУб. кг (шт.) РУб.
Хлебные продукты 10,5 185 8,2 147 6,4 113
Картофель 8,4 157 6,7 125 7,3 137
Овощи и бахчевые 9,6 268 8,2 229 9,4 263
Фрукты свежие 5 185 3,8 139 9,8 364
Сахар 2 67 1,8 60 1,8 60
Мясопродукты 4,9 853 4,5 786 3,7 640
Рыбопродукты 1,5 173 1,3 149 1,6 174
Молоко и молокопро-дукты 24,2 1 949 16,7 1 235 30,1 2 424
Яйца 17 71 17 68 17 68
Масло растительное 0,9 101 0,8 92 0,4 46
Прочие продукты (соль, чай, специи) 0,4 43 0,4 43 0,3 32
Всего - 4 051 - 3 072 - 4 234
*Рассчитано согласно средним ценам за 2018 г.
Собственное производство продуктов питания покрывает необходимые объемы производства продовольствия согласно физиологическим нормам ДНР только по группе товаров «Хлебные про-
дукты», по остальным группам наблюдается дефицит продукции собственного производства, который покрывается за счет импорта, что говорит о продовольственной зависимости ДНР (табл. 6).
Таблица 6
Обеспеченность продовольствием населения ДНР в 2018 г. [9]
Группа продуктов Рациональные нормы потребления пищевых продуктов, кг в год/чел. Необходимые объемы продовольствия на общую численность населения, тыс. т Объем производства, тыс. т. Уровень обеспеченности продуктами питания, %
1 2 3 4 5
Хлебные продукты 100,6 220,30 261,3 118,6
Картофель 89,5 206,53 24,92 12,1
Овощи и бахчевые 108,4 321,27 13,33 4,0
Фрукты свежие 74,4 229,48 0,13 0,1
Сахар 22,3 55,07 - -
Мясопродукты 52,2 167,52 27,18 16,2
Рыбопродукты 17,7 50,48 0,8 1,5
Молоко и молокопро-дукты 302,8 745,79 15,5 2,1
Яйца куриные (штук) 204 596 635 260 201 000 000 33,7
Масло растительное 8,7 27,54 18 65,4
Прочие продукты (соль, чай, специи) 4,2 9,6 - -
Аналогичная ситуация наблюдалась в Донецкой области и до 2014 г., так, в 2012 г. собственное производство продуктов питания покрывало необходимые объемы производства продовольствия согласно физиологическим нормам по группе товаров: «Хлебные продукты», «Картофель», «Яйца куриные», «Масло растительное», по остальным наблюдался дефицит продукции собственного производства, который покрывался за счет импорта, что подтверждает факт о продовольственной зависимости Донецкой области от других регионов (табл. 7).
В мировой практике для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес собственной сельскохозяй-
ственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка, имеющий пороговые значения [6]: в отношении зерна - не менее 95%; сахара - не менее 80%; растительного масла - не менее 80%; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85%; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90%; рыбной продукции - не менее 80%; картофеля - не менее 95%; соли пищевой -не менее 85%.
Принято выделять 3 критерия, согласно которым определяют продовольственную безопасность территории: доступность продуктов питания в 2 формах
Таблица 7
Показатели обеспеченности продовольствием Донецкой области в 2012 г. [10]
Группа продуктов Рациональные нормы потребления пищевых продуктов, кг в год/чел. Необходимые объемы продовольствия на общую численность населения, тыс. т Произведено, тыс. т Обеспеченность продуктами питания к необходимым нормам, %
Хлебные продукты 96 418,8 1 642,6 392
Овощи 140 610,8 511,9 84
Картофель 90 392,6 750,5 191
Бахчевые 15 65,4 52,2 80
Плоды и ягоды 100 436,3 118,1 27
Мясопродукты 73 318,5 87,6 28
Молоко и молоко-продукты 325 1 417,8 121,6 9
Масло сливочное 2 8,7 1,3 15
Рыбопродукты 22 90,0 6,9 8
Яйца куриные* 260 1 134 264 820 2 215 800 000 1 954
Масло растительное 12 52,4 387,8 740
*Примечание: яйца куриные представлены в штуках
(физическая - наличие на потребительском рынке достаточного количества жизненнонеобходимых продуктов питания; экономическая доступность, которая означает финансовую возможность их получения), независимость продовольственной системы (рациональное соотношение импорта и экспорта), качество и безопасность продуктов питания.
Выводы
В ДНР основная задача продовольственной безопасности не решена, так как население не обеспечено экономической и физической доступностью продуктов питания. Кроме того, Республика имеет высокую импортозависимость, что представляет угрозу продовольственной независимости. Таким образом, необходимо рассматривать два направления, которые позволят решить данную проблему: повышение самообеспеченности продукцией сельского хозяйства и продовольствием на основе политики импорто-замещения и повышение уровня доходов населения, что обеспечит доступность продуктов питания высокого качества и в
необходимом, согласно физиологическим нормам, объеме.
Список использованной литературы
1. Продовольственная безопасность региона: монография / Т.В. Ускова, Р.Ю. Селименков, А.Н. Анищенко, А.Н. Чекавинский. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. - 102 с.
2. Пал^а, Н.Б. Шляхи запоб^ання зовшшшм та внутршшм загрозам еко-номiчнiй безпещ промислового тдприемства / Н.Б. Пал^а, Ю.В. Св^-лична // Економша промисловосп: [Елек-тронний ресурс]. - URL: http:// www.nbuv.gov.ua/old_jrn/soc_gum/eprom/ 2011_53/st_53_30.pdf
3. Кудряшева, А.А. Продовольственная безопасность: показатели, критерии, категории и масштабы / А.А. Кудряшева, О.П. Преснякова // Пищевая промышленность. - 2005. - № 8. -С. 18-21.
4. МинАППиП ДНР присвоил шести сельхозпредприятиям статус субъекта племенного дела в животноводстве
[Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства агропромышленной политики и продовольствия ДНР. - 2018 (27.12). - URL: http://mcxdnr.ru/news/ minappip-dnr-prisvoil-shesti-selhozpredpri yatiyam-status-subekta-plemennogo-dela-v
5. The declaration of the World summit on food security (Rome, on November 16-18, 2009) [Электронный ресурс] // Website of the United Nations. -URL: http://www.un.org/russian/news/focus .asp?cr=food
6. Юнусова, П.С. Региональный уровень продовольственной безопасности: специфика, факторы обеспечения / П.С. Юнусова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. -№ 16. - С. 59-64.
7. Урожайность зерновых и зернобобовых культур [Электронный ресурс] // Официальный сайт Главного управления статистики ДНР. - URL: http://glavstat. govdnr.ru/index.php
8. Об утверждении состава потребительской корзины на территории До-
нецкой Народной Республики: Постановление Совета Министров от 03.06.2015 г. № 10-40 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства связи ДНР. -URL: https://doc.minsvyazdnr.ru/docs/ob-utverzhdenii-sostava-potrebitelskoy-korzi ny-na-territorii-doneckoy-narodnoy-respub liki
9. Доклад Министра агропромышленной политики и продовольствия Артема Крамаренко перед парламентом по итогам работы Министерства в 2018 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. -2019 (15.02). - URL: https://dnrsovet.su/ doklad-artema-kramarenko-ob-itogah-raboty-ministerstva-agropromyshlennoj-politiki-i-prodovolstviya-za-2018-god
10. Статистичний щорiчник До-нецько'1 област за 2012 рш / Головне управлшня статистики у Донецькш области за ред. О.А. Зеленого. - Донецьк, 2013. - 470 с.
Статья поступила в редакцию 28.11.19