Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДНР: ОПЫТ АЗИАТСКИХ ГОСУДАРСТВ С ОСОБЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ СТАТУСОМ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДНР: ОПЫТ АЗИАТСКИХ ГОСУДАРСТВ С ОСОБЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ СТАТУСОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВА С ОСОБЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ СТАТУСОМ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИКА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трубчанин В.В.

На основе исследования положительного опыта инновационного развития азиатских государств с особым политическим статусом определены приоритеты реализации модели инновационного развития Донецкой Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A MODEL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC: EXPERIENCE OF ASIAN STATES WITH A SPECIAL POLITICAL STATUS

Following the study of the experience of the innovative development of Asian states with a special political status, the article determines the priorities for the implementation of the model of innovative development of the Donetsk People’s Republic.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДНР: ОПЫТ АЗИАТСКИХ ГОСУДАРСТВ С ОСОБЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ СТАТУСОМ»

Инновационные проблемы структурной перестройки

экономики

УДК 330.34:330.35:338.1:339.9

В.В. ТРУБЧАНИН, докт. экон. наук, ведущий научный сотрудник отдела моделирования экономических систем, e-mail: chief@ymz-ltd.com

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДНР: ОПЫТ АЗИАТСКИХ ГОСУДАРСТВ С ОСОБЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ СТАТУСОМ

На основе исследования положительного опыта инновационного развития азиатских государств с особым политическим статусом определены приоритеты реализации модели инновационного развития Донецкой Народной Республики.

Ключевые слова: государства с особым политическим статусом, инновационное развитие, модель инновационного развития, экономика Донецкой Народной Республики.

Trubchanin V.V. Formation of a model of innovative development of the Donetsk People's Republic: experience of Asian states with a special political status.

Following the study of the experience of the innovative development of Asian states with a special political status, the article determines the priorities for the implementation of the model of innovative development of the Donetsk People's Republic.

Keywords: states with a special political status, innovative development, innovative development model, economy of the Donetsk People's Republic.

Донецкая Народная Республика является государством с особым политическим статусом, поскольку не признана ни

одной страной-членом ООН. Это является ключевым фактором, который следует учитывать при разработке модели ее развития. Препятствует росту экономики Республики комплекс следующих проблем: дипломатическая изоляция; продолжающиеся боевые действия; экономическая блокада; разобщенность технологических цепочек; высокий уровень теневой экономики; неразвитость банковской системы; высокий уровень разрушения инфраструктуры; отток и острая нехватка высококвалифицированных кадров; критический уровень зависимости от помощи Российской Федерации во всех сферах жизнедеятельности общества Республики; несовершенство нормативно-правовой базы; отсутствие законодательно закрепленной цели, стратегии, вектора и доктрины развития и др. В данных обстоятельствах для определения приоритетов инновационного развития ДНР необходимо изучение положительного опыта инновационного развития государств с особым политическим статусом, среди которых Китайская Народная Республика, Южная Корея, Тайвань, как передовых технологически развитых стран с высокой долей добавленной стоимости в экономике.

© В.В. Трубчанин, 2021

Проблемам инновационного развития государств с особым политическим статусом посвящены научные труды таких ученых, как Л.В. Бударагина [1], С.Н. Гриневская [2], Т.В. Ибрагимхали-лова [3], Р.Н. Лепа [2; 4; 5], А.В. Половян [2], Ю.Н. Полшков [6], Д.А. Семибоков [7] и др.

Цель данного исследования - определение приоритетов реализации модели инновационного развития Донецкой Народной Республики на основе изучения положительного опыта инновационного развития азиатских государств с особым политическим статусом.

К государствам с особым статусом относят полностью или частично непризнанные государствами-членами ООН страны, которые, однако, обладают такими признаками государственности, как название, государственные символы, население, контроль над территорией, система управления (руководство, органы власти, вооруженные силы), право (конституция и базовые организационные и нормативно-правовые акты) [1; 5].

Особый политический статус оказывает существенное влияние на выбор модели управления экономикой государства. На начальном этапе своего становления хозяйственные комплексы сильно зависят от поддержки стран-партнеров, признающих их хотя бы де-факто. Эта зависимость ослабевает по мере признания государств мировым сообществом, укрепления экономики, роста возможностей ведения внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций и формирования эффективных цепей поставок. Это подтверждает опыт экономически развитых азиатских стран, сумевших частично преодолеть барьеры особого политического статуса. В табл. 1 представлена характеристика моделей развития КНР, Южной Кореи и Тайваня.

Следует заметить, что экономика каждого государства с особым политиче-

ским статусом имеет отличительные черты, которые определяются географическим положением, особенностями местного менталитета и традиционных морально-культурных и религиозных ценностей, имеющимися природными ресурсами, общим уровнем развития промышленности, агропромышленного комплекса, сферы услуг, наличием кадрового, интеллектуального, управленческого, инновационного и других видов потенциала. Следовательно, модель инновационного развития должна учитывать особенности стран с особым политическим статусом. Из этого следует, что невозможно разработать единую модель для всех непризнанных государств. При формировании стратегии инновационного развития конкретного государства могут применяться лишь отдельные элементы положительного опыта проведения реформ. Однако, следует учесть, становление устойчивой экономики - длительный процесс, не всегда приводящий к достижению запланированных целей. Опыт Тайваня, КНР и Южной Кореи иллюстрирует, что для формирования эффективной экономической модели и устойчивой экономики потребовалось несколько десятилетий, а проводимые реформы не всегда приводят к росту экономики и повышению благосостояния граждан. Успех преобразований для развития экономики с высокой добавленной стоимостью может быть обеспечен за счет преодоления негативного геополитического фактора, эффективности действующей системы управления государством на всех уровнях, применения передовых технологий производства и управления для формирования инновационной добавленной стоимости, формирования условий для осуществления эффективной внешнеэкономической деятельности и др.

В процессе разработки модели инновационного развития Донецкой Народной Республики важно учитывать

Таблица 1

Характеристика азиатских государств с особым политическим статусом (разработано автором на основе [6, с. 8-18])

Государство Признан-ность Географическое и территориальное положение Контакты с другими странами Особенности экономических моделей Проводимые реформы и особенности экономического развития Последствия и результаты проводимых реформ в контексте повышения уровня и качества жизни населения

1 2 3 4 5 6 7

Республика Корея (Южная Корея) Член ООН, не признается КНДР (Северной Кореей) Восточная Азия, южная половина Корейского полуострова на границе с Японским морем и Желтым морем (стратегическое расположение в Корейском проливе) Обширные внешне-экономические связи Сочетание государственного планирования с рыночным механизмом (модель «догоняющего» развития) Пятилетние планы экономического развития. Ориентация на им-портозамещение и реализация эффективной экспортной стратегии. Развитие наукоемких и технологичных секторов. Государственная поддержка инновационных процессов. Привлечение иностранных инвестиций, либерализация таможенного регулирования и банковского сектора. Упор на развитие крупных ТНК с последующим расширением малого и среднего бизнеса. 1. Устойчивая целостная инновационная система. 2. Инновационная инфраструктура, в которой инвестиции и человеческий капитал обеспечивают высокую эффективность и качество используемых инноваций. 3. Эффективная система передачи знаний от исследовательских центров и университетов промышленным компаниям. 4. Основные системы управления производством в сфере логистики и производственного менеджмента. 5. Собственные высококвалифицированные рабочие кадры и высокообразованное население

Китайская Народная Республика (КНР) Частично непрзнан-ный статус (19491971 гг.). В настоящее время признанное большинством стран-членами ООН государства, кроме 16 стран, признающих Тайвань Страна расположена в Центральной и Восточной Азии. Граничит: с Монголией и РФ - на севере, с КНДР - на востоке, с Вьетнамом, Лаосом - на юге, с Мьянмой, Индией, Бутаном и Непалом -на западе, с Пакистаном, Афганистаном, Таджикистаном, Киргизией и Казахстаном -на северо-западе. Открытая страна для экономического со-трудниче-ства, кроме Китайской Республики Тайвань. Имеет экономические и политические партнерские отношения со странами, на которые наложены санкции (Северная Корея) В период 19471971 гг. - социалистическая модель с преобладанием государственной собственности на средства производства. В настоящее время - плановое хозяйство с элементами рыночной экономики В период 19471971 гг. две крупных реформы: Большого скачка (индустриализации) и «Культурная революция». Отмена запрета на на привлечение прямых иностранных инвестиций. Законодательно закрепленная схема «трех капиталов»: контрактные кооперационные предприятия, совместные предприятия, зарубежные филиалы ТНК. Создание зон развития высокотехнологичных производств и технико-экономического освоения. Ориентация на практические разработки и прикладные исследования. Результаты проводимых реформ в 1947-1971 гг. не только не привели к росту благосостояния граждан, но имели обратный эффект -от голода погибло 45 млн чел. (7,5% населения). Характерна общемировая тенденция снижения доли сельскохозяйственной продукции в ВВП страны. Вследствие проводимых налоговых реформ и инвестиционных преференций в наукоемкие производства, к 2002 г. стала ведущим реципиентом иностранных инвестиций в мире. Вторая (после США) экономика мира по номинальному ВВП и первая по ВВП по паритету покупательной способности с 2014 г.

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7

На востоке и юге омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана Проводит внешнюю политику «мягкой силы» Целенаправленная политика государства в области низких тарифов на энергию и сырье, создание инфраструктуры, повышения производительности труда, инновационности, степени открытости страны и т. д. Особенности: дешевая экология, дешевая социальная политика, плата за обучение и медицинское обслуживание, низкий уровень безопасности на производстве, политика ограничения рождаемости, низкий курс юаня.

Китайская Республика (Тайвань) Частично признанное, признается 16 странами-членами ООН Территория на юго-востоке Китая, в которую входят остров Тайвань, архипелаг Пэнху-ледао (Пескадорские острова), острова Цзимэнь, острова Мацзу, архипелаг Си-шацюньдао (Парацель-ские острова), Дун-шацюньдао (острова Пратас), Наньшацюнь-дао (острова Спратли) и Чжуньшацюньдао (все они находятся в ЮжноКитайском море). Омывается водами Восточно-Китайского, ЮжноКитайского и Филиппинского морей и Тайваньского пролива Страна проводит открытую экономическую политику, кроме КНР Капиталистическая страна с рыночной экономикой Начальный капитал в виде золотого запаса Китая. Политика открытости. Привлечение иностранных инвестиций. Экспортно ориентированная экономика. Внедрение только передовых технологий В Тайване справедливо считают, чем богаче каждый житель страны, тем богаче сама страна, что помогло сформировать достаточный внутренний рынок, а власть получила поддержку экономической политики населением. Высокий уровень благосостояния и экономического процветания Тайваня был признан также в рэнкинге по Индексу экономической свободы 2017 г., опубликованном в феврале фондом «Наследие» (The Heritage Foundation) - аналитическим центром, базирующимся в Вашингтоне (округ Колумбия, США). В этом новейшем рэнкинге, включающем 180 стран и территорий, Тайвань поднялся на три позиции относительно своего прошлогоднего результата и занял 11-е место. Это - его лучший результат за все годы

отрицательный и положительный опыт инновационных преобразований в государствах с особым политическим статусом. В табл. 2 представлены сходственные характеристики и различия факторов развития экономик ДНР и азиатских стран с особым политическим статусом, определены возможности применения отдельных элементов моделей инновационного развития при формировании модели развития Республики.

Как можно заметить, каждая из проанализированных стран имеет свой собственный рецепт экономического успеха, их методы управления экономикой имеют свои характерные особенности. В Южной Корее основным инструментом формирования и развития креативной экономики стали крупные ТНК -«чеболи». За период 1970-1990 гг. корейские корпорации, используя всесторон-

нюю поддержку государства, создали мощный фундамент в научно-исследовательской сфере, заложив основу для развития современных производственных мощностей, при этом разработав основные системы управления производством в сфере логистики и производственного менеджмента и успешно реализовав программу в сфере образования, вырастив собственную высококвалифицированную рабочую силу. С конца 1990 г. упор был сделан на развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности, включая информационные технологии, полупроводники, электротехническую продукцию. В 2013 г. экономическая политика государства была частично пересмотрена в сторону усиления государственного контроля за чеболями, с акцентом на развитие малого и среднего бизнеса, который в

Таблица 2

Анализ возможностей применения элементов моделей инновационного развития государств с особым политическим статусом в экономике ДНР

(разработано автором)

Страна Сходства с ДНР Различия с ДНР Риски применения элементов моделей инновационного развития

1 2 3 4

Южная Корея - Уровень признания. Ментальность и традиционные морально-культурные ценности. Отсутствие боевых действий. Высокий уровень иностранных инвестиций. Развитая банковская система. Акцент на развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей. Высокий уровень цифровой трансформации Невозможность применения элементов модели в экономике ДНР в силу значительных различий в отправных точках при формировании стратегии развития. В ДНР ключевыми видами деятельности являются добывающая и перерабатывающая промышленность, структурная перестройка которых должна стать базисом инновационного развития. Несопоставимость целевых векторов развития государств

КНР Преобладающая доля в промышленности энерго-, ресурсоемкого производства Уровень признания. Отсутствие боевых действий. Самодостаточный внутренний рынок. Развитая банковская система. Менталь-ность и традиционные морально-культурные ценности. Высокий уровень инвестиций. Акцент на развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью. Высокий уровень цифровой трансформации Невозможность применения элементов модели в экономике ДНР, т.к. КНР ни по геополитическому, ни по экономическому положению и потенциалу не сопоставима с ДНР. Несопоставимость целевых векторов развития государств

Тайвань - Уровень признания. Отсутствие боевых действий. Ментальность и традиционные морально-культурные ценности. Наличие начального капитала в виде золотого запаса Китая. Внедрение передовых технологий. Высокий уровень цифровой трансформации Невозможность применения успешного опыта Тайваня ввиду полного различия в отправных точках при формировании стратегии и базиса инновационного развития. Несопоставимость целевых векторов развития государств

перспективе должен создать благоприятную среду для развития инноваций. Китай к 2002 г., благодаря проводимым налоговым реформам и преференциям для инвестирования в наукоемкие производства, стал ведущим реципиентом иностранных инвестиций в мире - было зарегистрировано более полумиллиона экспортно-ориентированных предприятий с иностранным капиталом. Предприятия с иностранными инвестициями создавались по схеме «трех капиталов»: контрактные кооперационные предприятия, совместные предприятия, зарубежные филиалы ТНК. Позитивное влияние на экономику страны оказало создание зон развития высокотехнологичных производств и зон технико-экономического освоения, занятых разработкой и внедрением инноваций, поддержкой и реализацией инновационных проектов посред-

ством создания высокотехнологичных предприятий. Тайвань в настоящее время входит в число двадцати самых мощных экономически развитых стран мира. Тайвань занимает 4-е место в мире по уровню золотовалютных запасов (после США, КНР, Японии), обогнав Германию, Великобританию, Францию, Россию, Индию, Бразилию и другие ведущие страны мира. Устойчиво сохраняет положительное сальдо во внешней торговле, является одним из главных мировых инвесторов, тайваньские банки играют все более заметную роль на мировом ва-лютно-финансовом рынке форекс и крупнейших биржах мира. Один из главных мировых производителей компьютерного оборудования и бытовой электроники - компьютерная и микроэлектронная промышленности являются приоритетными в современном Тайване,

достаточно сказать, что они дают более 50% ВВП. Внешняя торговля является залогом быстрого роста экономики Тайваня в течение последних 40 лет. Тайваньская экономика остается ориентированной на экспорт, таким образом она зависит от режима открытой мировой торговли и остается уязвимой для влияния спадов в мировой экономике. В целях содействия промышленным исследованиям и разработкам правительство инициировало создание научных парков, экономических зон, которые предоставляют налоговые льготы и специализированные кредитные ставки для привлечения инвестиций. Кроме того, секретом экономического чуда является акцент на развитие малого и среднего бизнеса - в современных условиях важность малых и средних предприятий для экономики определяется тем, что они составляют около 98% общего числа фирм, обеспечивают 65% стоимости экспорта и 78% занятости на острове [5].

Следовательно, для всех проанализированных стран можно выделить два главных неразделимых аспекта - политический и экономический. Механизм управления экономикой успешно сочетал в себе эффективное определение стратегического направления развития государства, установление политической системы общества, выбор грамотных инструментов достижения основных задач и целей общегосударственного значения, их важнейших принципов и путей достижения, а также применение прогрессивной уникальной экономической модели, базирующейся на цифровой трансформации и форсированном переходе к экономике знаний.

Выводы.

Таким образом, проведенный анализ показал, что элементы моделей инновационного развития экономических развитых азиатских государств с особым политическим статусом не могут быть

применены в чистом виде в экономике ДНР вследствие существенных различий в геополитическом и экономическом развитии и ввиду несопоставимости целевых векторов развития государств из-за отсутствия законодательно закрепленных цели и стратегии развития Республики в настоящее время. Однако, при нормативно-правовом определении вектора развития ДНР отдельно взятые элементы и идеи моделей могут быть применены, например, переход к экономике знаний, высокая исполнительная дисциплина, развитие наукоемких и высокотехнологичных секторов экономики, стратегия импортозамещения и формирование экс-портоориентированной экономики (все проанализированные страны) и др.

В соответствии с принятой доктриной «Русский Донбасс» целями развития Донбасса на перспективу являются экономический рост и обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. Однако, эта цель должна быть утверждена на государственном уровне как единый вектор развития экономики государства для всех ветвей власти. И тогда для достижения этой цели модель инновационного развития экономики должна предусматривать:

структурные реформы в ключевых секторах экономики (металлургия, угледобыча, энергетика, тяжелое машиностроение, химия, военно-промышленный комплекс);

создание и развитие новых видов экономической деятельности, являющихся базисом для цифровой трансформации экономики;

внедрение новых производственных, управленческих и информационных технологий;

внедрение новых видов продукции и производство продукции с высокой инновационной добавленной стоимостью; обеспечение импортозамещения.

Данные приоритеты являются основой для формирования модели инновационного развития экономики ДНР, разработка механизма реализации которой служит основой перспективных исследований автора.

Список использованной литературы

1. Бударагина, Л.В. Статус непризнанных государств / Л.В. Бударагина // Право и современные государства. -2016. - № 3. - С. 44-49.

2. Половян, А.В. Экономика территорий с вновь образованной государственностью - Донецкая Народная Республика / А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Проблемы прогнозирования. - 2018. - № 1 (166). - С. 99-107.

3. Ибрагимхалилова, Т.В. Маркетинг территорий как фактор социально-экономического развития и формирования благоприятного имиджа территорий: монография / Т.В. Ибрагимхалилова. -Донецк: Издательство ООО «НПП «Фолиант», 2018. - 385 с.

4. Лепа, Р.Н. Особенности инновационного развития экономики государства с особым политическим статусом / Р.Н. Лепа, А.Е. Высоцкий // Экономика и управление: теория и практика. - 2020. -№ 2. - Т. 6. - С. 63-70.

5. Лепа, Р.Н. Становление экономики знаний: мировой и отечественный опыт / Р.Н. Лепа, Н.В. Белоброва / Вести Автомобильно-дорожного института. -2020. - № 2 (33). - С. 94-108.

6. Полшков, Ю.Н. Управление экономикой региона с особым статусом: монография / Ю.Н. Полшков; под науч. ред. А.В. Половяна. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного Федерального университета, 2016. - 332 с.

7. Семибоков, Д.А. Современная структура научных представлений о непризнанных республиках как особых политических институтах / Д.А. Семи-боков // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2021. -№ 2 (71). - Т. 11. - С. 515-521.

V.V. TRUBCHANIN, Doctor of Economics, leading research associate of the Department of Economic Systems Modeling, e-mail: chief@ymz-ltd.com

SI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR

Статья поступила в редакцию 20.01.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.