Научная статья на тему 'Состояние, Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской республике'

Состояние, Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (МСП) / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / СТРУКТУРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / STRUCTURE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / ВКЛАД МСП ВО ВНУТРЕННИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВРП) / INVESTMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES INTO INTERNAL REGIONAL PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимирский Денис Дмитриевич

В работе анализируется современное состояние развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской республике (динамика количественного состава, отраслевой структуры, доли продукции малого и среднего предпринимательства в общем объеме внутреннего регионального продукта и пр.). Рассматриваются основные проблемы и стратегические перспективы развития малого и среднего предпринимательства в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and Prospects of small and Medium enterprises in Chuvash Republic

The article analyzes the current state of small and medium-sized businesses development in the Chuvash Republic (dynamic of member's number, industry structure, the share of small and medium-sized enterprises products in the total gross regional product, etc.). It examines the main issues and strategic perspectives of small and medium enterprises development in the country.

Текст научной работы на тему «Состояние, Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской республике»

7. каменков В. с. История развития законодательства о банкротстве в России и Беларуси // Безопасность бизнеса. 2009. № 3.

8. карелина с. А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М.: Волтерс Клувер, 2008. 272 с.

9. о несостоятельности (банкротстве): Комментарий к Федеральному закону / Под ред. Ю. П. Орловского. М., 1998.

УДК 338.4:334.72

Д. Д. Владимирский

Состояние, проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской республике

D. D. Vladimirskiy. state, Problems and Prospects of small and Medium Enterprises in Chuvash Republic

В работе анализируется современное состояние развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике (динамика количественного состава, отраслевой структуры, доли продукции малого и среднего предпринимательства в общем объеме внутреннего регионального продукта и пр.). Рассматриваются основные проблемы и стратегические перспективы развития малого и среднего предпринимательства в республике.

ключевые слова: малое и среднее предпринимательство (МСП), структура малого и среднего бизнеса, вклад МСП во внутренний региональный продукт

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

The article analyzes the current state of small and medium-sized businesses development in the Chuvash Republic (dynamic of member's number, industry structure, the share of small and medium-sized enterprises products in the total gross regional product, etc.). It examines the main issues and strategic perspectives of small and medium enterprises development in the country.

Keywords: small and medium-sized businesses, structure of small and medium-sized businesses, investment of small and medium-sized businesses into internal regional product

Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

Во втором десятилетии XXI в. малое и среднее предпринимательство (МСП) Чувашской Республики закрепилось в качестве одного из основных источников вклада в региональный бюджет, а также создания новых рабочих мест.

Целью настоящей работы является изучение уровня развития МСП в Чувашской Республике на основе анализа статистических данных, программ поддержки и развития МСП и концептуальных документов, предусматривающих развитие МСП в рамках республиканских программ социально-экономического развития.

История развития бизнеса в Чувашии уходит корнями в начало XIX в. и включает несколько этапов [1].

1800-1917 гг. — преимущественно торговый бизнес (в 1859 г. в г.Чебоксары были известны около 300 фамилий, принадлежащих к купеческому сословию; в 1891 г. —

Денис Дмитриевич Владимирский — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

© Д. Д. Владимирский, 2013

87 человек, в 1908 г. — 33 человека). Таким образом, в этот период произошло затухание роли Чебоксар в качестве центра торговли и возникновение конкуренции в лице иногородних купцов, мещан и крестьянских хозяйств. Крупная оптовая и розничная торговля была прерогативой купцов. Мещане осуществляли преимущественно мелкую торговлю по свидетельствам мелочного торга, а крестьяне торговали на основе специальных свидетельств (первого, второго и третьего рода).

1922-1927 гг. — НЭП. В начале НЭПа вклад государственной торговли в общий товарооборот Чувашии составлял 12,5% (28 предприятий), кооперативной торговли — 11,5% (75 предприятий), а частной — 76% (1252 предприятия). Для частного капитала наиболее благоприятным периодом была первая половина 1920-х гг. Затем произошло постепенное уменьшение доли частной торговли в общем объеме товарооборота: 1924-1925 гг. — 27,5%; 1925-1926 гг. — 32,9%; 1927-1928 гг. — порядка 19%. В период НЭПа развитие получило кустарно-ремесленное производство: в 1922 г. численность кустарей составляла около 32 000 человек, которые производили 152 наименования полуфабрикатов и изделий. В 1927 г. численность кустарных заведений сократилась до 15 965. Мелкокустарная промышленность очень тесно взаимодействовала с сельским хозяйством, поскольку только 5,6% кустарей работали в городе [2].

В современной Чувашии вклад бизнеса в народное хозяйство является ощутимым. По данным статистической отчетности, в республике действует более 59 880 субъектов МСП, в том числе:

• 13 977 малых и средних предприятий МСП,

• 45 903 индивидуальных предпринимателя.

Общая численность занятых на малых предприятиях Чувашии составила на 1 января 2012 г. 109 500 человек.

По данным Сплошного наблюдения [3] за 2011 г. (по субъектам МСП и юридическим лицам), малый бизнес Чувашии охватывает практически все отрасли экономики, и в настоящее время отраслевая структура МСП сложилась следующим образом (рис. 1).

Производство,

12%

Транспорт и связь, 5%

Торговля и ремонт, 38%

Прочие ВЭД, 13%

Строительств! 14%

Операции с недвижимым имуществом, аренда, предоставление услуг,

18%

рис. 1. распределение мСП по видам экономической деятельности (вЭд)

В табл. 1 по статистическим данным, представленным администрациями муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, проведен сравнительный анализ динамики показателей деятельности МСП за 2007-2012 гг.

В анализируемом периоде (6 лет) изменение показателей развития МСП в республике осуществлялось следующим образом:

• возросло количество малых предприятий на 81,2%;

• увеличилась среднесписочная численность работников на микро- и малых предприятиях на 36,1%;

• возросла плотность малых предприятий на 80%;

• сумма налогов, ежегодно уплачиваемых в бюджет малыми предприятиями, повысилась на 68,9%.

Изменение отраслевой структуры малого и среднего бизнеса по данным 20052011 гг. представлено на рис. 2, где очевидным является преобладание оптовой и розничной торговли с постепенным уменьшением вклада данной отрасли в общее количество МСП.

Оптовая и розничная торговля

Прочие

Обрабатывающие производства

Строительство

Сельское хозяйство

□ — 2005 г.

□ - 2006 г.

□ — 2007 г. — 2008 г.

□ — 2009 г.*

□ — 2010 г.*

□ — 2011г.*

10 20 30 40 50

Доля,%

* С учетом субъектов среднего предпринимательства

рис. 2. отраслевая структура мСП в Чувашской республике

Таблица 1

Динамика показателей деятельности МСП за 2007—2012 гг. (Чувашская Республика)

Показатель Годы

2007 2008 2009 2010 2011 2012

Количество МСП, ед. 8051 9193 12 327 13 745 13 977 14 589

Количество индивидуаль- 44 100 46 295 47 007 46 033 45 903 39 130

ных предпринимателей,

чел.

Среднесписочная числен- 87 885 95 175 92 468 96 323 109 454 119 600

ность работников (без

внешних совместителей)

на микро- и малых пред-

приятиях, чел.

Плотность малых предпри- 6,5 6,9 9,5 10,8 11,2 11,7

ятий, ед./100 тыс. чел.

Величина уплаченных 1134,60 1273,46 1092,30 1203,20 1488,00 1916,40

налогов, млн руб. (%), (100) (100) (100) (100) (100)

в том числе:

• налог на доходы фи- 36,30 52,20 Нет дан- 42,20 45,90 Нет дан-

зических лиц, зареги- (3,2) (4,1) ных (3,5) (3,1) ных

стрированных в ка-

честве ИП, млн руб.

(% от суммы уплачен-

ных налогов), 501,49 619,00 Нет дан- 574,10 767,20 Нет дан-

• упрощенная система (44,2) (48,6) ных (47,6) (52,3) ных

налогообложения,

млн руб. (% от суммы

уплаченных налогов), 10,21 14,10 Нет дан- 25,30 20,10 Нет дан-

• единый сельскохозяй- (0,9) (1,1) ных (1,1) (1,5) ных

ственный налог, млн

руб. (% от суммы упла-

ченных налогов), 458,38 495,50 Нет дан- 263,90 654,80 Нет дан-

• ЕНВД, млн руб. (% от (40,4) (38,9) ных (46,8) (44,6) ных

суммы уплаченных на-

логов), 128,22 92,70 Нет дан- Нет дан- Нет дан- Нет дан-

• налог на игорный (11,3) (7,3) ных ных ных ных

бизнес, млн руб.

(% от суммы уплачен-

ных налогов)

Сумма налогов, упла- 702,21 Нет дан- Нет дан- 606,70 799,30 1129,50

ченных в региональный ных ных

бюджет, млн руб.

Сумма налогов, уплачен- 432,39 Нет дан- Нет дан- 596,48 688,70 786,50

ных в местный бюджет, ных ных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

млн руб.

Удельный вес малого 5,03 Нет дан- Нет дан- Нет дан- Нет дан- Нет дан-

предпринимательства ных ных ных ных ных

в общей сумме налоговых

доходов республики

Источник: [4; 5].

рис. 3. динамика распределения количественного состава мСП в ежегодном разрезе

2005-2012 гг. (2020 г. — прогноз)

Динамика количественного состава МСП в период с 2007-го по 2012 г. в сравнении с прогнозируемым количеством в 2020 г. [6] представлена на рис. 3.

В ежегодном представлении изменение количественного состава субъектов МСП выглядит следующим образом:

2007/2006 — 13,2%;

2008/2007 — 6,4%;

2009/2008 — 6,9%;

2010/2009 — 0,7%;

2011/2010 — 0,2%;

2012/2011 — (—)11,5%;

2020/2012 (прогноз) — 28,0% (в среднем по 3,5% в год).

Проведенный анализ демонстрирует тенденцию к увеличению общего количества субъектов МСП в республике с некоторым замедлением роста в период экономического кризиса 2008-2011 гг. Коэффициент детерминации R2 показывает, что около 73% колебаний в регрессионной модели может быть описано линейной функцией.

Тем не менее на региональном уровне существует множество проблем, тормозящих развитие МСП. К разряду таких проблем следует отнести:

1) замедленный процесс взаимоувязки нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней;

2) необходимость дальнейшего совершенствования системы налогообложения (например, в дальнейшем усовершенствовании нуждается патентная система налогообложения) и упрощения налоговой отчетности;

3) сложность получения государственного заказа;

4) затрудненность получения в аренду производственных площадей;

5) ограниченный доступ к конкурсным торгам;

6) отсутствие обеспечения для привлечения кредитных ресурсов;

7) необходимость разработки системы льгот и преференций для предприятий

инновационной сферы и пр.

С 2006 г. на территории Чувашской Республики ежегодно проводились опросы предпринимателей на предмет востребованности тех или иных видов поддержки, необходимой для эффективного ведения предпринимательской деятельности (в 2006, 2009, 2010 и 2011 гг. проводилось ранжирование по степени значимости; в 2007 и 2008 гг. — выделение наиболее значимых проблем, препятствующих развитию бизнеса). Результаты опросов представлены в сравнительной табл. 2.

Анализ табл. 2 позволяет проследить трансформацию потребностей предпринимателей в тех или иных видах поддержки для решения возникающих проблем в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Если в 2006 г. на 1-е место предприниматели ставили потребность в финансовой и кредитной поддержке и в течение нескольких последующих лет выделяли эту потребность в числе значимых для бизнеса, но не как первостепенную, то после мирового экономического кризиса (2010 и 2011 гг.) эта потребность вновь выдвинулась на 1-е место.

В 2007 г. предприниматели в качестве значимой проблемы определили наличие большого количества проверок контролирующими и проверяющими органами. Законодательное ограничение проверок МСП демонстрирует отсутствие данного пункта в списке проблем в 2008-2011 гг.

В 2008 г. серьезную озабоченность предпринимателей вызывали административные барьеры и криминальная угроза бизнесу наряду с недобросовестной конкуренцией и отсутствием квалифицированных кадров для бизнеса.

В 2009 г. на фоне экономического кризиса на первый план выдвинулись проблемы, связанные с недостатком финансовых средств как собственных, так и заемных, в том числе предприниматели отмечают потребность в инфраструктурной, консультационной, информационной и прочих видах поддержки.

В 2010-2011 гг. ООО «Праксис» на основании проведенных опросов было проведено сравнительное ранжирование проблем предпринимательства Чувашской Республики. Отдельно были проранжированы:

• проблемы бизнеса, возникающие в процессе взаимодействия с государством:

♦ 2010 г. — проблемы, связанные с коррупцией (ранг 1); участие в тендере, конкурсе по госзакупкам (ранг 2); получение грантов (ранг 3);

♦ 2011 г. — проблемы с лицензированием отдельных видов предпринимательской деятельности (ранг 1); проблемы с получением земельных участков под строительство (ранг 2); проблемы с переводом земли из одного статуса в другой (ранг 3);

• проблемы управления бизнесом:

♦ 2010 г. — высокие % ставки по кредитам (ранг 1); высокая стоимость коммерческой недвижимости (ранг 2); отсутствие простых механизмов получения государственной поддержки (ранг 3);

♦ 2011 г. — высокие процентные ставки по кредитам (ранг 1); высокие социальные выплаты (ранг 2); высокие налоги для бизнеса (налог на прибыль, НДС, налог на имущество и т. п.) (ранг 3).

Анализ существующих проблем МСП в динамике позволяет разрабатывать концептуальные подходы к развитию МСП в долгосрочной перспективе.

Стратегическое развитие МСП в Чувашской Республике осуществляется в соответствии с Программой социально-экономического развития республики и Программой развития малого и среднего предпринимательства на 2010-2020 годы.

Таблица 2

Востребованность различных видов поддержки предпринимателями Чувашской Республики (2006—2011 гг.)

Ранг Проблемы Ранг Проблемы

1 2 3 4

2006 2007 (нет ранжирования)

1 2 3 4 5 6 7 Трудности в получении финансовой и кредитной поддержки Недоступность в получении государственного и муниципального заказа Отсутствие аренды на льготных условиях Недостаток информационной и консультационной поддержки МП Потребность в содействии при продвижении продукции рынки Низкий образовательный уровнь предпринимателей Отсутствие бизнес-инкубаторов и бизнес-парков Отсутствие возможности участия МП в приоритетных национальных проектах. Отсутствие тесной взаимосвязи между субъектами МП и организациями инфраструктуры поддержки МП Чувашской Республики. Необоснованная частота проверок контрольно-поднадзорными органами. Бесперспективность участия субъектов МП в исполнении государственных и муниципальных заказов

2009 2008 (нет ранжирования)

1 2 3 4 5 6 7 8 Недостаток бизнес-инкубаторов Финансовая недоступность обучения кадров Потребность в специализированной консультационной поддержке Недоступность больших объемов информации Потребность в содействии при продвижении продукции рынки Отсутствие аренды на льготных условиях Недоступность в получении государственного и муниципального заказа Трудности в получении финансовой и кредитной поддержки Возникновение административных барьеров и криминальная угроза бизнесу Несовершенная нормативно-правовая база Недобросовестная конкуренция Отсутствие налоговых льгот и преференций для МСП, необходимость корректировки систем налогообложения Недостаток кадров для МСП, прошедших подготовку по специализированным программам

2010

Проблемы бизнеса, возникающие в процессе взаимодействия с государством Проблемы управления бизнесом

13 5 7 8 9 3 Проблемы с лицензированием отдельных видов предпринимательской деятельности (2011 — 1) Проблемы с получением земельных участков под строительство (2011 — 2) Проблемы с переводом земли из одного статуса в другой (2011 — 3) Проблемы с подключением к электрическим сетям (2011 — 4) Проблемы с получением банковских кредитов (2011 — 5) Получение грантов (2011 — 6) 1 4 9 6 3 Высокие процентные ставки по кредитам (2011 — 1) Высокие социальные налоги (2011 — 2) Высокие налоги для бизнеса (налог на прибыль, НДС, налог на имущество и т. п.) (2011 — 3) Недостаточность собственных денежных средств для внедрения новых технологий (2011 — 4) Отсутствие простых механизмов получения государственной поддержки (непрозрачность процедур оформления) (2011 — 5)

Продолжение табл. 2

1 2 3 4

1 Проблемы, связанные с коррупци- 13 Отсутствие грантов в отрасли (2011 — 6)

ей (2011 — 7) 19 Высокая стоимость покупки науч-

15 Проблемы с налоговой инспекцией (2011 — 8) ных разработок в профильных НИИ (2011 — 7)

10 Аренда помещений (муниципальная и республиканская собствен- 10 Проблемы с продажами (низкий спрос, сезонный спрос и т. п.) (2011 — 8)

ность) (2011 — 9) 5 Высокая стоимость промышленной

12 Проблемы с подключением газа (2011 — 10) недвижимости (склады, производственной базы и т. п.) (2011 — 9)

14 Проблемы оформления и возврата кредитов потребительских кредитных кооперативов (2011 — 11) 7 Недоступность (по кредитам, займам и т. п.) денежных средств для внедрения новых технологий (2011 — 10)

2 Участие в тендере, конкурсе по госзакупкам (2011 — 12) 2 Высокая стоимость коммерческой недвижимости (офисы) (2011 — 11)

18 Проблемы с подключением к водопроводу и канализации (2011 — 11 Непростые процедуры оформления патентов и сертификатов (2011 — 12)

13) 18 Недоступность информации о раз-

11 Проблемы с переводом помещения в другой статус (2011 — 14) работках в России и за рубежом для организации НИОКР на предприятии

4 Получение господдержки при кре- (2011 — 13)

дитовании (2011 — нет) 12 Отсутствие доступных венчурных инве-

16- Проблемы с контролирующими и стиций (2011 — 14)

27 проверяющими органами 8 14 16 15 17 Невозможность предоставления залога для получения заемных средств (2011 — 15) Отсутствие квалифицированных кадров для отрасли (2011 — 16) Отсутствие навыков работы с инвесторами (2011 — 17) Сложность процедур при работе с фондами венчурных инвестиций (2011 — 18) Высокая стоимость кадровых ресурсов для отрасли (2011 — 19)

2011

Проблемы бизнеса, возникающие в процессе взаимодействия с государством Проблемы управления бизнесом

1 Проблемы с лицензированием отдельных видов предприниматель- 1 Высокие процентные ставки по кредитам

ской деятельности 2 Высокие социальные налоги

2 Проблемы с получением земельных участков под строительство 3 Высокие налоги для бизнеса (налог на прибыль, НДС, налог на имущество

3 Проблемы с переводом земли из и т. п.)

одного статуса в другой 4 Недостаточность собственных денеж-

4 Проблемы с подключением к электрическим сетям ных средств для внедрения новых технологий

5 Проблемы с получением банковских кредитов 5 Отсутствие простых механизмов получения государственной поддержки

6 Получение грантов (непрозрачность процедур оформления)

7 Проблемы, связанные с корруп- 6 Отсутствие грантов в отрасли

цией 7 Высокая стоимость покупки научных

8 Проблемы с налоговой инспекцией разработок в профильных НИИ

Продолнчениимаблл.22

1 2 3 4

9 Аренда помещений (муниципаль- 8 Проблемы с продажами (низкий спрос,

ная и республиканская собствен- сезонный спрос и т. п.)

ность) 9 Высокая стоимость промышленной

10 Проблемы с подключением газа недвижимости (склады, производствен-

11 Проблемы оформления и возврата ной базы и т. п.)

кредитов потребительских кредит- 10 Недоступность (по кредитам, займам и

ных кооперативов т. п.) денежных средств для внедрения

12 Участие в тендере, конкурсе новых технологий

по госзакупкам 11 Высокая стоимость коммерческой не-

13 Проблемы с подключением к водо- движимости (офисы)

проводу и канализации 12 Непростые процедуры оформления

14 Проблемы с переводом помещения патентов и сертификатов

в другой статус 13 Недоступность информации о разработ-

15 Проблемы с контролирующими и ках в России и за рубежом для органи-

проверяющими органами (15-26) зации НИОКР на предприятии

14 Отсутствие доступных венчурных ин-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вестиций

15 Невозможность предоставления залога

для получения заемных средств

16 Отсутствие квалифицированных кадров

для отрасли

17 Отсутствие навыков работы с инвесто-

рами

18 Сложность процедур при работе с фон-

дами венчурных инвестиций

19 Высокая стоимость кадровых ресурсов

для вашей отрасли

Источник: [7].

В плановый период должны быть решены следующие задачи:

• совершенствование системы государственной поддержки МСП в отраслях реального сектора экономики;

• развитие информационной инфраструктуры в целях получения субъектами МСП экономической, правовой, статистической и иной информации, необходимой для их эффективного развития;

• формирование условий для развития МСП в производственно-инновационной и научной сферах;

• развитие механизмов финансово-имущественной поддержки субъектов МСП;

• развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для организации и управления в сфере МСП [6].

Ожидается, что реализация мероприятий программы позволит обеспечить:

• устойчивое развитие МСП во всех отраслях реального сектора экономики;

• развитие малых и средних инновационных предприятий;

• насыщение товарного рынка Чувашской Республики конкурентоспособными отечественными товарами и услугами;

• обеспечение занятости населения;

• повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности;

• прирост количества субъектов МСП в отчетном периоде по отношению к аналогичному периоду предыдущего года от 1,0% в 2010 г. до 15,0% в 2020 г.;

• увеличение доли работников, занятых в МСП, до 45,0% в общей численности работников организаций;

• увеличение доли продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями, в валовом региональном продукте до 42,0%;

• увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства до 12,0% [Там же].

Проведенный анализ позволяет оценить уровень и перспективы развития МСП в Чувашской Республике с учетом существующих проблем в развитии МСП, рассмотренных в динамике. По данным [8], условия развития МСП в Чувашии оцениваются следующим образом: в рейтинге 40 российских регионов республика заняла 8-е место — по доступности недвижимости и состоянию инфраструктуры бизнеса; 8-е место — по доступности финансовых ресурсов; 18-е место — по доступности системы поставщиков; 24-е место — по состоянию административного климата и безопасности ведения предпринимательской деятельности; 25-е место — по доступности людских ресурсов. Общее 12-е место по оценке индекса условий для развития МСП свидетельствует о создании благоприятного климата для развития МСП в регионе.

Литература

1. Еак начать собственное дело. Чебоксары / Мин-во экон. развития и торговли Чувашской Республики; АНО «Школа технологий бизнеса». 2006. 90 с.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-91880.html.

2. История Чувашии новейшего времени: 1917-1945. Чебоксары: ЧГИГН, 2001. 263 с.

3. Развитие сектора малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mspbank.ru/files/Chuvaschkaja-respublika.pdf.

4. малый бизнес — Экономика — Торгово-промышленная палата Чувашской Республики: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tppchr.ru/index.php?Mn=8&sMn=45.

5. Доклад о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике и мерах, направленных на их государственную поддержку в рамках Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике за 2005-2011 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=142&id=491104&title=Doklad_o_sostoyanii_malogo_i_ srednego_predprinimateljstva.

6. Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/233/38372.php.

7. маркетинговые исследования по проблемам малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике за 2006-2011 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=142&id=453735&title=Marketingovie_issledovaniya_po_ problemam_malogo_i_srednego_predprinimateljstva.

8. Предпринимательский климат в России: индекс Опоры 2010-2011: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chuvash.opora.ru/upload/Reserch/Index_2011_corr_040711_ sec.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.