4-
Региональная экономика -►
методологические основы и стратегические приоритеты. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. 328 с.
3. Портер М "Конкурентное преимущество". М.: Альпина, 2005.
4. Джозеф Филипс. Управление проектами в области информационных технологий / Чарльз Д. Шив, Александр Уотсон Хайэм. М.: 2007.
5. Стратегический менеджмент / Анналоуи. М.: Юнити-Дана, 2005.
6. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / Гапоненко А., Орлова Т. М.: Эксмо, 2008. 400 с.
7. Экономика, основанная на знаниях: Учебное пособие / Под общ. ред. А. Гапоненко. М.: ИНФРА-М, 2006. 352 с.
УДК 332.021.8
Кузьмина Ю.Д.
Анализ развития экономики региона (на примере Пермского края)
Современный этап общественного развития характеризуется всеми политическими и экономическими концепциями как начало эпохи глобализации: в последнее время во всем мире наблюдаются тенденции формирования интернациональных рынков, роста взаимозависимости и взаимосвязи национального и общемирового хозяйства. Ведется острая конкурентная борьба за источники сырья, за рынки сбыта, за различные сферы приложения капитала. Научно технический прогресс с одной стороны резко усилил производственный, технологический, военно-технический потенциал человечества, а с другой - заставил заговорить о глобальных проблемах и угрозах. Экономические, политические, технологические, социальные и культурные факторы процесса глобализации поставили вопрос о создании единой мировой системы.
Развитие данных процессов и возникающих в связи с их осмыслением идей и концепций привело к разработке теории устойчивого развития. Термин "sustainable development" переводится как поддерживаемое, длительное, непрерывное, подкрепляемое, самоподдерживающееся развитие. Это является достаточно актуальным в настоящее время, поскольку необходимо совмещать существование и развитие как биосферы, так и экономики [1-3].
Как правило, в современной научной литературе используется понятие устойчивого развития, предложенное международной комиссией по окружающей среде и развитию1, изложенное в их
1 Международная комиссия по окружающей среде и развитию (комиссия Брундтланд (Brundtland Commission)), названная по имени председателя - Гро Харлем Брундтланда, министра окружающей среды, премьер-министра Норвегии, а затем генерального секретаря ООН.
докладе "Наше общее будущее": "Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности" [4, с. 50].
В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию под этим термином подразумевается "стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы". Далее это представление конкретизируется: "Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям" [5].
Таким образом, модель хозяйствования, направленная на устойчивое развитие, должна рассматриваться не только с социальной, экономической, но и с экологической точки зрения.
Пермский край - субъект Российской Федерации, входящий в Приволжский федеральный округ. Пермский край образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа [6].
Рассуждая о стратегии экономического развития Пермского края, прежде всего, необходимо говорить о стратегии конкурентной борьбы. Учитывая глобализацию экономики и мировые тенденции развития, а также такие направления, как мобильность основных факторов производства, экономические основы управления, позиции власти, конкуренция между территориями на сегодняшний день является таким же устоявшимся, сформировавшимся явлением, как и конкуренция
на других секторах экономики. Стратегия развития может реализоваться, только если будет достигнут успех в конкурентной борьбе.
Социально-экономическое положение Пермского края на сегодняшний день можно считать удовлетворительным. Край располагает значительными природными ресурсами, серьезным экономическим потенциалом и относительно высоким уровнем жизни населения. По многим социально-экономическим показателям Пермский край входит в число ведущих регионов России. В настоящее время инвестиционная привлекательность Пермского края оценивается высоко по сравнению с большинством субъектов Российской Федерации.
В то же время сохраняются, а в некоторых случаях развиваются противоречия и проблемы социально-экономического развития.
В течение последних лет доля Пермского региона в общероссийском потенциале постепенно снижается.
Экономика региона в значительной мере диверсифицирована. Основными отраслями промышленности Пермского края являются добыча и переработка нефти, химическое и металлургическое производство, лесопромышленный комплекс, машиностроение.
Развитие крупной и мелкой промышленности в крае было напрямую связано с развитием транспорта и состоянием путей сообщения, которые также послужили развитию торговли. Однако можно отметить, недостаточную развитость инфраструктуры. Важной проблемой близкого будущего станет диспропорциональность в развитии территориально-транспортной инфраструктуры: основная масса транспортной инфраструктуры сосредоточена на юге, юго-востоке и в центре Пермского края.
В экспортоориентированном секторе наблюдается явное избыточное развитие, тогда как в секторе, ориентированном на внутренний спрос, происходит постепенное сокращение объемов производства. Данная отраслевая структура тесным образом связана со структурой экспорта Пермского края. В настоящее время доля экспорта товаров низкой степени переработки в общем объеме экспорта Пермского края достаточно высока (около 80 %). Это обуславливает высокую зависимость, как в целом экономики, так и доходов бюджета края от текущей цены на сырьевые товары на мировых рынках.
В силу нестабильности мировых цен возникает нестабильность валового регионального продукта
и доходов бюджета, что служит существенным препятствием для достижения цели стабильного долгосрочного развития экономики края.
Одной из проблем ресурсозависимости региональной экономики является переток факторов производства в добывающие секторы экономики из обрабатывающей промышленности в ответ на рост мировой цены на сырье.
Структура финансового рынка Пермского края существенно деформирована в результате слабости самостоятельных региональных участников. Возможности регулирования финансовых потоков ограничены организацией движения бюджетных средств и системой государственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.
Для жизни населения Пермского края характерен целый ряд проблем. Одна из них заключается в высоком уровне заболеваемости и смертности населения от различных болезней и травм, особенно мужчин в возрастных группах 40-55 лет, превышающем средние показатели России.
Показатели социально индикаторных заболеваний: туберкулеза, сифилиса, гонореи - постепенно снижаются, но остаются высокими в сравнении со среднероссийским показателями. Высок уровень таких социальных патологий, как алкоголизм, наркомания, преступность, бедность (особенно в Коми-Пермяцком округе). В Пермском крае неравномерна степень обеспеченности населения медицинской помощью (медицинскими койками, врачами, средними медицинскими работниками), также наблюдается территориальная диспропорция размещения объектов инфраструктуры спорта и отдыха.
Острой проблемой в Пермском крае является обеспечение достойных материальных условий труда работников. За последние годы в крае наблюдается снижение темпов роста заработной платы, остается значительной численность работников, размер заработной платы которых находится ниже уровня прожиточного минимума, углубляется дифференциация по размерам оплаты труда между отдельными категориями работников, отраслями и территориями. Особенно проблематична ситуация в Коми-Пермяцком округе, где средний уровень оплаты труда примерно вполовину меньше среднеобластных показателей.
Негативно сказывается на качестве трудовой жизни населения Пермского края тот факт, что значительное число рабочих мест остается вне сферы договорного регулирования трудовых отношений. Это отчасти способствует распространению нару-
Региональная экономика -►
шений трудового законодательства, ущемлению прав работников, росту масштабов нелегальной занятости.
Об ухудшении качества трудовой деятельности также свидетельствуют увеличение удельного веса численности работников, занятых во вредных и опасных условиях труда; высокие показатели травматизма, несчастных случаев на производстве, распространение профзаболеваний.
На рынке труда сохраняется профессиональный, квалификационный и территориальный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Следствием этого стала, с одной стороны, неполная обеспеченность экономики необходимыми трудовыми ресурсами, а с другой - трудности эффективной реализации потребности граждан в трудовой деятельности.
На протяжении последних лет край по уровню образования населения уступает средним показателям по стране. По числу лиц с высшим образованием в категории занятого населения на 1000 человек Пермский край отстает от большинства субъектов Приволжского федерального округа, а также от общих показателей по Российской Федерации. Среди занятого населения преобладают низкоквалифицированные работники с начальным профессиональным образованием. Пониженный уровень образования взрослого населения оказывает негативное воздействие на адаптационные стратегии и образ жизни.
Наиболее четко территориальные диспропорции выражены в естественном движении населения, в уровне материального благосостояния, обеспеченности товарами народного потребления и услугами сферы обслуживания, занятости населения.
В настоящее время Пермский край, как и Россия в целом, переживает демографический кризис, который характеризуется преждевременной смертностью и сокращением численности населения одновременно с его старением.
По сравнению с регионами-конкурентами проблема миграционного оттока населения является для края более острой, чем для остальных регионов. Миграция значительно изменяет возрастную структуру населения, поскольку уезжают чаще молодые, в результате в местах убытия происходит "старение" населения, усиливающееся естественным падением рождаемости.
Кроме того, для Пермского края характерна большая протяженность территории с севера на юг, которая обусловливает диспропорции в агро-природном, климатическом и природно-ресурсном потенциале.
Заметная диспропорция существует в системе расселения. Треть всего населения Пермского края проживает в областном центре. Кроме того, в Пермском крае два города с численностью населения более 100 тыс. человек (Березники, Соликамск) и более 2700 населенных пунктов с численностью жителей менее 100 человек. Восточная часть края отличается повышенной долей городского населения, а в южной в основном преобладают сельские жители.
Диспропорция характерна и для отдельных территорий Пермского края. Четко фиксируется уменьшение плотности населения по мере удаления от крупных населенных пунктов (городов: Пермь, Березники, Соликамск), особенно на севере, северо-западе и северо-востоке Пермского края.
Дальнейшее существование сложившихся территориальных округов и их объединений в нынешней форме может быть достаточно проблематичным в силу активных процессов, связанных с созданием Пермского края.
Еще одной важной диспропорцией можно назвать разрыв в социально-экономическом развитии городов и сельских населенных пунктов Пермского края практически по всем направлениям.
Наконец, можно отметить диспропорцию между уровнем индустриального развития края и уровнем качества жизни. Это связано с экологической ситуацией, которая характеризуется сильным загрязнением атмосферного воздуха, почв и водоемов. Экологическая обстановка усугубляется аварийными ситуациями, которые возникают на промышленных предприятиях вследствие износа оборудования, нарушений правил безопасности.
Серьезной проблемой стала явная диспропорция в уровнях развития Коми-Пермяцкого округа и Пермской области. Коми-Пермяцкий округ характеризуется низким уровнем экономического и социального развития, заселенности и освоенности территории. Коми-Пермяцкий округ - слаборазвитый и депрессивный регион, занимающий последнее место по всем показателям в Приволжском федеральном округе.
Можно наблюдать низкий уровень хозяйственно-промышленного развития Коми-Пермяцкого округа, особенно его перерабатывающих отраслей.
Для формирования и развития позитивных тенденций в Пермском крае следует активизировать реформы рынка труда (стимулирование сохранения и создания новых рабочих мест, повышение уровня заработной платы в раз -
личных сферах деятельности), осуществить меры по поддержке малого и среднего бизнеса (обеспечить доступ к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования, налоговая и законодательная политика с целью недопущения ухода малого предпринимательства "в тень", формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность к ресурсам, необходимым для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержка в продвижении местных товаропроизводителей) и развитию инвестиционной и инновационной составляющей региона (повышение общей инвестиционной привлекательности края, законодательная поддержка и обеспечение инвестиционной деятельности, разработка и реализация проектов по конкретным направлениям, развитие механизмов финансирования существенных проектов).
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы в отношении путей и направлений развития экономики Пермского края. Прежде всего, необходимо сосредоточить максимум усилий на реализации стратегии экономического развития Пермского края [7]. Для этого необходимо решение следующих задач.
Во-первых, формирование конкурентных отношений, формирование инвестиционно-привлекательной среды с целью привлечения инвестиций, оптимизация системы управления инфраструктурой.
Во-вторых, повышение эффективности расходования бюджетных средств, обоснованности принимаемых бюджетных решений, повышение прозрачности предоставления информации о финансах.
В-третьих, сочетание социального инвестирования и адресной социальной поддержки, привлечение негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, оптимизация бюджетной сети и повышение качества социальных услуг.
И, наконец, в-четвертых, содействие комплексному развитию края, внедрение эффективных систем организации финансирования значимых объектов.
Результатом предпринятых мер должно стать оптимизация функционирования различных сфер экономической деятельности; формирование гармоничной и согласованной экономики; недопущение снижения уровня жизни, занятости, производительности; использование потенциальных возможностей края с целью обеспечения процветания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бобылев С.Н., Гирусов Э.В., Перелет Р. А.
Экономика устойчивого развития. Учебное пособие. Изд-во Ступени, Москва, 2004.
2. Левашов В.К. Глобализация и устойчивое развитие //"Устойчивое развитие. Наука и Практика".
3. Официальный сайт ООН, Отдел по устойчивому развитию, http://www.un.org/russian/esa/sustainable.
4. Наше общее будущее. Пер. с англ. / Под ред.
Е. Евтеева, Р. Перелет. М., Прогресс, 1989.
5. Указ Президента РФ "О концепции переходы Российской Федерации к устойчивому развитию" от 1 апреля 1996 года № 440.
6. Пермский региональный сервер, www.perm.ru.
7. Закон Пермского края "О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2009-2012 годы и на период до 2017 года" .
УДК 332.1
Михеев А.С., Андреев В.Н.
применение методов управления качеством жизни населения в псковской области
Современная практика управления качеством жизни населения в регионах характеризуется рядом проблем, среди которых можно выделить: низкое качество жизни населения во многих регионах России, неэффективный процесс управления качеством жизни населения в регионах, а также не-
достаточное методическое обеспечение процесса управления качеством жизни населения регионов. Во многом, неэффективность управления качеством жизни населения регионов объясняется фрагментарностью методического инструментария по выбору соответствующих методов управления.