Научная статья на тему 'Об инфраструктурной составляющей экономического развития региона'

Об инфраструктурной составляющей экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скоробогач Алексей Васильевич

Рассмотрены основные теоретические аспекты экономического развития региона. Предложена интегральная модель оценки экономического роста региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic theoretical aspects of economic development of region are considered. The integrated model of an estimation of economic growth of region is offered.

Текст научной работы на тему «Об инфраструктурной составляющей экономического развития региона»

Взаимосвязи между критериями, основанными на дисконтированных оценках, в случае оценки эффективности инвестиционной программы несколько сложны. В частности, существенную роль играет то обстоятельство, идет ли речь о единичном проекте или инвестиционном портфеле, в котором могут быть как независимые, так и взаимоисключающие проекты. Единичный проект является частным случаем портфеля независимых проектов.

Инвестиционная программа региона представляет собой сложную систему, управление состоянием и развитием которой осуществляется по законам теории управления систем.

Управление состоянием и развитием сложной системы, а также ее оценкой и эксплуатацией будем осуществлять как управление сложным объектом в теории управления.

Такое управление заключается в управлении движением по выбранной траектории и коррекцией при отклонении от нее. В качестве параметра, задающего траекторию, выберем риск. Таким образом, инвестиционная программа переводится из начального состояния А в заданное конечное состояние В по выбранной программной траектории А-В за несколько этапов у = 1,2,..., п. В случае отклонения системы от программной траектории осуществляется коррекция.

Исходя из такой интерпретации, введены следующие понятия:

У(У1, У2, ...) - контролируемые параметры; Н (Н1, Н2, .) - этапы;

и(и1, и2, ...) - управляющие воздействия для задания этапа;

Ж (Ж1, Ж2,...) - корректирующие воздействия на этапах.

Названные параметры являются векторными величинами.

Контролируемые параметры У - это измеряемые или наблюдаемые параметры (доход, затраты и т. п.), по которым судят о работоспособности системы. Первый этап (точка А) - начало инвестирования, последний этап (точка В) завершение процесса инвестирования. Процесс инвестирования из начального состояния в конечное переводится за дискретное число этапов с постепенным увеличением показателей. При разработке программы управления заранее готовятся к возникновению рисковых ситуаций, предусматривая коррекции Ж, представляющие собой некие варианты конструктивных или технологических решений или ресурсы. При разработке программы реализации инвестиционного процесса необходимо определить значения У, Ж, и на каждом этапе реализации. Для инвестиционной программы векторы У, Ж, и имеют большую размерность, и их реализация может потребовать чрезмерных средств. Для оптимального выбора компонент векторов нужно знать затраты на их введение: 0у(0у1, 0у2,...) - на измерение и контроль; Qu(Qul, 0и2,-) -на управляющие воздействия; 0 ,...) - на

корректирующие воздействия; 0/0к1, 0к2,...)- на этапы; а также следующие возможные ущербы, если эти затраты не делать: Яу(Яу1, Яу2,...) - при отсутствии измерений и контроля; Яи(Яи1 ,Яи2,.) -при отсутствии управляющих воздействий; Я(ЯЫ, Ям,...) - при отсутствии корректирующих воздействий; Як(Ям, Яи,. • ) - при отсутствии этапов.

В результате исследования можно сделать вывод, что разработка условий формирования и управления инвестиционной программы региона - сложный, многогранный процесс, управление которого подчиняется теории управления сложным объектом. Управление заключается в управлении движением по выбранной траектории и коррекцией при отклонении от нее.

А. В. Скоробогач

Об инфраструктурной составляющей экономического развития региона

Рассмотрены основные теоретические аспекты экономического развития региона. Предложена интегральная модель оценки экономического роста региона.

Главной целью социально-экономического развития РФ на современном этапе является ста-

билизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления их конкурентных позиций. При формировании траектории развития у каждого реги-

она возникает ряд фундаментальных проблем, решение которых определяет выбор того или иного варианта развития. В связи с этим актуальным становится выявление текущей экономической ситуации в регионе, систематизация факторов, влияющих на экономический рост региона и поиск путей решения проблем, возникающих при развитии региона.

Одной из специфических особенностей Пермского края является неравномерное и асинхронное развитие комплекса отраслей региональной инфраструктуры, что вызывает проблемы экономического развития. Например, проблемы в производящих отраслях, на предприятиях, относящихся к технической инфраструктуре, а также на предприятиях и в организациях социально-бытовой инфраструктуры и инфраструктуры бизнеса. Произошло значительное сокращение объемов производства в производящих отраслях в 2005 г. в сравнении с 1990 г. В промышленности снизился объем производства электроэнергии в 1,4 раза, с 32068 млн. кВт-ч. до 28136 млн. кВт-ч., прекратилась добыча угля, производство буровых установок сократилось в 37 раз, с 525 компл. до 14 компл., производство цемента упало в 3 раза, с 3039 тыс. т до 1064,4 тыс. т и т. д. В сельском хозяйстве снизился валовый сбор зерна с 1129,4 до 465,5 тыс. т, объем производства скота и птицы уменьшился в 2 раза и т. д. В технической инфраструктуре в 2005 г. в сравнении с 1990 г. произошло снижение перевозок грузов автомобильным транспортом в 3,5 раза, железнодорожным транспортом в 1,5 раза, в строительстве построено нефтяных газовых скважин в 10 раза меньше и т. д. В социальной инфраструктуре в 2006 г. в сравнении с 1990 г. в строительстве введено в действие жилых домов общей площадью в 1,7 раза меньше, и т. д. [1].

Приведенные выше цифры позволяют говорить о прямой зависимости положительных результатов деятельности в производящих отраслях от успехов развития всех направлений инфраструктуры. В связи с этим усилия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть сконцентрированы на решении следующих задач:

^ укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;

^ содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению

региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;

^ сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;

^ достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;

^ развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других);

стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом, которые могут стать опорой экономики субъектов Российской Федерации;

^ оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;

^ разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и другие);

^ совершенствование экономического районирования страны.

Одним из главных условий реализации перечисленных задач региональной политики является обеспечение единства экономического пространства страны, которое определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных институциональных структур. Региональную экономическую политику в самом общем виде можно охарактеризовать как комплекс мер регулирующего воздействия на экономику, осуществляемый органами местной власти или при их участии [X]. Региональную экономическую политику невозможно представить без развития, которое, в свою очередь, зависит от притока инвестиций как за счет внутренних резервов, так и внешних инвесторов.

Существуют различные подходы к формированию модели роста экономик регионов: во-первых, это неоклассическая теория (X. Зиберт, А. Леш), во-вторых, модели кумулятивного рос-

та (Г. Мюрдаль, А. Вебер, X. Ричардсон, Дж. Фридмен, Т. Хэгерстранд, Ж.-Р. Будвиль и др.), в-третьих, теория роста за счет конкурентных преимуществ региона (М. Портер). Анализируя научные труды, можно сделать выводы, что социально-экономическое развитие региона зависит от нескольких показателей, которые рассмотрены далее.

Показатели инвестиционной привлекательности региона. Инвестиционная привлекательность регионов определяется сопоставлением двух характеристик, отражающих условия деятельности инвесторов, — инвестиционного потенциала и инвестиционного риска [3].

Индекс инвестиционного потенциала рассчитывается как средневзвешенная величина частных индексов:

1 пу=!(/ п,, • ^),

г=1

(1)

где 1П — индекс инвестиционного потенциала;

— частные индексы; ё. - удельные веса частных индексов (ё ~ 0,1).

В состав индекса инвестиционного потенциала входят частные индексы: 1) индекс природ-но-ресурсного потенциала; 2) индекс трудового потенциала; 3) индекс экономического потенциала; 4) индекс уровня экономического развития; 5) индекс экономической активности; 6) индекс покупательной способности населения; 7) индекс состояния региональных финансов; 8) индекс хода экономических реформ.

Индекс инвестиционного риска рассчитывается как средневзвешенная величина частных индексов:

Р = 1 у • 4 )

(2)

г=1

где 1Р. - индекс инвестиционного риска; 1Р, -частные индексы; ё. - удельные веса частных индексов (ё ~ 0,2).

В состав индекса инвестиционного риска входят частные индексы рисков: 1) индекс экономического риска; 2) индекс финансового риска; 3) индекс политического риска; 4) индекс социального риска; 5) индекс законодательного риска.

Показатели конкурентных преимуществ региона. Обеспечение экономического роста реализуется, прежде всего, через повышение конкурентоспособности Пермского края как субъекта открытой экономики. Под конкурентоспособностью региона как субъекта открытой экономики понимается способность выступать на мировом

и внутреннем рынках наравне с конкурирующими субъектами, то есть активно участвовать в межрегиональном и международном разделении труда [4]. Для оценки конкурентных преимуществ региона важны: 1) индикаторы отраслевой конкурентоспособности; 2) индикаторы эффективности производства продукции; 3) индикаторы качества и количества подготовленных трудовых кадров в регионе; 4) индикаторы состояния земельного законодательства; 5) индикаторы транспортной инфраструктуры региона; 6) индикаторы социальной инфраструктуры региона; 7) индикаторы состояния жилищно-коммунального хозяйства; 8) индикаторы информационной инфраструктуры региона.

Показатели уровня жизни населения региона. Среди основных показателей данной группы можно выделить: 1) сводный индекс потребительских цен на все товары и платные услуги; 2) индикаторы инфляции в регионе; 3) индикаторы денежных доходов населения края; 4) индикаторы обеспеченности жильем; 5) индикаторы доступности образования; 6) индикаторы доступности качественных медицинских услуг; 7) индикаторы демографической ситуации; 8) индикаторы безработицы в регионе.

Показатель ВРП. Один из индикаторов экономического роста региона является валовый региональный продукт (ВРП) и показатель ВРП на душу населения. ВРП отражает суммарную денежную оценку текущего производства конечных товаров и услуг, произведенных в регионе за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год). Также немаловажными индикаторами являются рост доходов населения, развитие социальной сферы, развитие инфраструктуры, рост уровня и качества человеческого капитала [5].

Оценку указанных выше показателей можно осуществлять с помощью обработки статистической отчетности региона. Исходным агрегированным показателем экономической деятельности общества является валовый внутренний продукт (ВВП). Этот макроэкономический показатель отражает суммарную денежную оценку текущего производства конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год). Номинальный валовый ВВП - показатели результатов производства отражаются в рыночных ценах (изменяется под воздействием двух факторов: физического объема произведенного продукта и уровня рыночных цен). Реальное значение ВВП используется для того, чтобы исключить воздействие на дина-

мику этого показателя колебания рыночных цен. Воздействие последних принято измерять с помощью индекса цен. Индекс цен является показателем уровня цен текущего года относительно уровня базисного года. Поэтому реальный ВВП есть ВВП, исчисленный в ценах базисного года. Отношение номинального ВВП к реальному называется дефлятором ВВП, который учитывает цены не только на предметы потребления, но и на средства производства.

Показатели инфраструктуры рынка региона. Среди основных показателей данной группы следует отметить: 1) индикаторы оборота розничной торговли; 2) индикаторы объема платных услуг населению; 3) индикаторы платежеспособности спроса на продукцию; 4) индикаторы степени конкуренции на рынке региона; 5) индикаторы участия региональных органов власти в рыночных отношениях; 6) индикаторы трансак-ционных издержек на рынке региона.

Инфраструктура включает ряд отраслей, эффективное развитие которых существенно повышает инвестиционную привлекательность региона. Для удовлетворения социальных потребностей населения служит социальная инфраструктура. Социальная инфраструктура включает широкий круг подотраслей, таких как: жилищное хозяйство, торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание, образование, здравоохранение, культуру и искусство. Инфраструктурный потенциал региона является важнейшим фактором, определяющим интегральный инвестиционный потенциал региона. Помимо прочего, инфраструктура - одна из главных составляющих качества жизни населения, показатель, по которому потенциальные инвесторы судят о регионе.

На сегодняшний день существует необходимость в обобщении теорий экономического роста региона для полного понимания направления социально-экономического развития региона. В качестве исходной информации для интегральной оценки [6] экономического роста региона примем множество значений признаков, измеренных на объектах данного множества и представленных в виде матрицы:

41 12

121 22

п2

где X — матрица измеренных значений признаков; г = 1, 2, ..., п; п - число объектов совокупности; к = 1, 2, ..., т; т - число признаков; хк - значение к-го признака для г-го объекта.

Поскольку признаки, включенные в матрицу, описывают разные свойства объектов и, следовательно, могут иметь различную размерность, затрудняющую выполнение многих математико-ста-тистических операций, то необходимо провести нормирование значений признаков, то есть привести их к общей размерности и, в частности, к безразмерному стандартизированному виду. Стандартизация измеренных значений признаков может осуществляться путем выравнивания диапазонов изменений значений признаков путем сведения их к диапазону (0; 1) или (0; 100).

Имеется несколько конкретных способов проведения этого типа стандартизации. Все их можно привести к следующему общему виду:

Ък к

0

Кк ¡к

пРи Хк хй1П

при хт1П х1к ХГ, (3)

Чк к

при Хк хтах

где х™" - минимальное значение к-го признака; хтах - максимальное значение к-го признака; к -константа; к = 1 при стандартизации в диапазоне (0; 1); к = 100 при стандартизации в диапазоне (0; 100).

Прежде чем приступать к реализации данного метода стандартизации исходной информации, необходимо решить, какое значение признака принимать в качестве минимального, а какое — в качестве максимального. Чаще всего за минимальное значение принимают нуль, а за максимальное - наибольшее из измеренных значений. В этом случае формула (3) принимает следующий вид:

Ък = к

Хъ

Хъ

(4)

В качестве минимального и максимального значений иногда принимают соответственно наименьшее и наибольшее из измеренных значений, а также наименьшее и наибольшее допустимое значение данного признака.

Третий, самый простой способ стандартизации заключается в преобразовании исходных данных к рангам в соответствии с порядковыми местами объектов изучения по значениям данного признака.

Стандартизированные значения признаков, измеренных на объектах множества А, представляются в виде матрицы:

Z =

711 712

721 7 22

7г1 2

7п1 7п2

71к 72к

7гк

7пк

7-72п

7п

Элементы матрицы Ъ используются для всех других математико-статистических преобразований.

При построении интегрального показателя на основе совокупности частных показателей практически всегда возникает проблема оценки важности этих частных показателей.

Предлагаются разные методы оценки относительной важности частных показателей при их агрегировании. Чаще всего отдельные показатели полагают равнозначными и агрегируют их в интегральный показатель без расстановки весовых коэффициентов. Иногда значимость того или иного показателя определяется исследователем совершенно произвольно. При агрегировании методом факторного анализа в качестве «весов» используют значения факторных нагрузок. Рассмотрим еще два метода оценки значимости частных показателей.

Первый метод базируется на сравнении коэффициентов региональной вариации исходных показателей и может найти наиболее широкое применение при исследовании аспектов регионального развития.

Второй метод позволяет получить экспертную оценку значимости частных показателей. Здесь можно использовать метод расстановки приоритетов путем попарных сравнений значимости всех частных показателей. Оценки отдельных показателей, выставленные экспертами, суммируются и нормируются в интервале (0; 1), при этом сумма весовых коэффициентов всех частных показателей, составляющих некоторый интегральный показатель, должна быть равна единице. Данный метод может быть модифицирован в зависимости от целей исследования и специфики объекта изучения.

В общем виде интегральный показатель экономического роста региона можно представить как совокупность показателей, затрагивающих основные сферы жизнедеятельности: социальную, экономическую, производственную, рыночную и т. д. (см. рис.). В свою очередь, показатели зависят от ряда частных индексов (индикаторов), которые характеризуют отдельную сферу жизнедеятельности.

Таким образом, при выборе направления социально-экономического развития региона следует определить приоритеты развития и выбрать показатели, которые наиболее значимы для региона. Отдельные показатели развития Пермского края говорят о слабой развитости инфраструктуры региона. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития следует разрабатывать мероприятия по улучшению индикаторов и показателей развития инфраструктуры. Поэтому основой сценария регионально-ориентированного развития должна стать модернизация инфраструктуры - фундаментального слоя региональных и городских систем, создающего ресурсные предпосылки экономического роста, а одним из вариантов достижения положитель-

Интегральный показатель экономического роста региона

1 г > г 1Г V "

Показатели инвестиционной привлекательности региона Показатели конкурентных преимуществ региона Показатели уровня жизни населения региона Показатель ВРП Показатели инфраструктуры рынка региона

Частные индексы, индикаторы Частные индексы, индикаторы Частные индексы, индикаторы Частные индексы, индикаторы Частные индексы, индикаторы

11 1 к и ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основное производство + инфраструктура

Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного и промышленного комплексов региона

Составляющие интегрального показателя экономического роста региона

ных результатов является выравнивание рыночных показателей (издержки, спрос, предложение, равновесная цена) за счет параллельного выполнения участниками рынков (представителей власти и частного бизнеса) взаимозависимых условий:

1) создания базы для развития современных технологий и оптимальной загрузки производственных мощностей;

2) эффективного распределение ресурсов (земля, труд, капитал) на основе государственного регулирования с учетом рыночных факторов для снижения издержек и обеспечения конкуренции на рынках;

3) формирования участниками рыночных отношений высокоэффективной производственной и социальной инфраструктуры.

список литературы

1. Статистическая отчетность по Пермской области 2006 г

2. Жихаревич Б., Жунда Н., Русецкая О. Экономическая политика местных властей в реформируемой России // Вопросы экономики. 2006. №7, с. 94.

3. Бард В. С., Бузулуков С. Н., Дрогобыц-

кий И. Н., Щепетова С. Е. Инвестиционный потенциал Российской экономики / В. С. Бард, С. Н. Бузулуков, И. Н. Дрогобыцкий, С. Е. Щепетова. М.: Экзамен, 2003. 320 с.

4. Постановление Законодательного собрания

Пермской области, Законодательного собрания Коми-Пермяцкого автономного округа от 22 июня 2006 г. № 27 «О концепции программы социально-экономического развития Пермского края в 2006-2010 годах и на период до 2015 года».

5. Корчагин Ю. А. Инвестиционная стратегия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

6. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2000. 614 с.

М. А. Золотов

Прединвестиционные исследования производственных мощностей на предприятиях нефтяной и газовой промышленности

В сложившейся на сегодняшний день структуре российской экономики очевидно, что нефтяная и газовая промышленность составляет основу топливно-энергетического комплекса страны, обеспечивая более 2/3 общего потребления первичных энергоресурсов и 4/5 их производства. Предприятия нефтяной и газовой промышленности являются главным источником налоговых (около 40% доходов федерального бюджета и 20% консолидированного бюджета) и валютных (порядка 40%) поступлений государства [1], выступая гарантом экономической стабильности.

На фоне наблюдаемого экономического роста состояние нефтяной и газовой промышленности характеризуется целым рядом проблем, в том числе необходимостью модернизации производственных мощностей (установок подготовки газа, оборудования по переработке газа, газового конденсата и нефти, магистральных газопроводов и отводов, компрессорных и газораспределитель-

ных станций и пр.). Оценка технического состояния существующих основных фондов ОАО «Газпром» показывает, что их средний износ составляет 56-65%, причем треть всех газораспределительных станций уже выработала технический ресурс. Средний возраст газопроводов достигает 22 года: около 14% находятся в эксплуатации более 30 лет, 57% - от 10 до 30 лет, 30% - менее 10 лет [2].

Необходимость осуществления инвестиций в нефтегазовой отрасли связана с обеспечением бесперебойной деятельности, технологической и экологической безопасности, заменой и поддержанием основных производственных фондов. Для финансирования капитальных вложений Газпром использует собственные источники (чистая прибыль и амортизация) и заемные средства (валютные и рублевые кредиты, облигации и векселя). По оценкам отраслевых экспертов для поддержания Газпромом уровня добычи газа на те-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.