Научная статья на тему 'Использование интеллектуальных ресурсов в управлении отраслями : (на примере медицинской промышленности)'

Использование интеллектуальных ресурсов в управлении отраслями : (на примере медицинской промышленности) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устинова Лилия Николаевна

В статье рассмотрены особенности использования интеллектуальных ресурсов в управлении отраслями экономики. Рассмотрены примеры в сфере медицинской промышленностиI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article features of use of intellectual resources in management of economy branches are considered. Examples in sphere of the medical industry are considered

Текст научной работы на тему «Использование интеллектуальных ресурсов в управлении отраслями : (на примере медицинской промышленности)»

ли, сокращением ассортимента услуг торговли, возвратом нецивилизованных ее форм (рынки, уличная торговля), ориентированных на беднейшие слои населения.

Проведенный осенью 2008 года опрос представителей регионального ритейла на тему: "Как, на Ваш взгляд, кризис отразится на рынке ритейла?" дал следующие результаты (выборка составила 170 чел.):

- 46,5% ответили, что ритейлеры перестанут открывать новые магазины, произойдет сокращение числа торговых точек сетевых компаний;

- 10,6% отметили, что на их взгляд производителям станет проще общаться с ритейлерами;

- 28,2% опрошенных предположили, что произойдет массовая смена владельцев сетей;

- 14,7% считали, что серьезных изменений не произойдет.

Прогнозы участников торгового бизнеса в основном уже подтверждаются реальными цифрами. Не оправдались лишь надежды на неизменность ситуации. Однако динамика развития кризиса и его проявлений в региональной розничной торговле становится менее резкой.

Именно на этом этапе наиболее явно проявляется необходимость объединения усилий государственных и местных органов власти с торговыми предприятиями для защиты и поддержки региональной торговли, ее регулирования и координации. Основой такого объединения должна стать логистика, а максимальный результат может дать создание логистической системы региональной торговли.

Третий этап развития кризиса не определен во времени, однако в целом развитие ситуации будет характеризоваться низким платежеспособным спросом населения, некоторой стабилизацией параметров деятельности хозяйствующих субъектов и укреплением позиций выживших на региональном рынке ритейла предприятий.

На завершающем этапе кризисного развития региональная торговля в основном должна адаптироваться к состоянию рыночной среды.

Постепенно начнут проявляться результаты объединенных усилий регулирующих органов и самих предприятий региональной торговли: рационализация логистических цепей товародвижения, формирование и реализация эффективных схем движения товаропотоков и размещения предприятий торговли по территории городов и районов области. Первыми результатами деятельности региональной логистической системы торговли станут стабилизация состояния регионально-

го потребительского рынка и рационализация движения товаропотоков как вне, так и внутри региона.

К этому периоду в общих чертах должны определиться организационные контуры логистической системы региональной торговли. Наряду с предприятиями торговли и государственными и местными органами регулирования активную роль в ней будут играть логистические и транспортные организации. В силу этого важное значение приобретает разработанный на уровне региональной власти и одобренный Правительством Российской Федерации проект формирования и развития транспортно-логистического кластера на территории Самарской области.

Ядром развития данного кластера должен стать Самарский транспортно-консолидирующий центр, состоящий из современных терминальных комплексов, распределенных по территории области с учетом существующих грузопотоков.

Ведущая роль в кластере отводится таким организациям как филиал ОАО "РЖД" - Куйбышевская железная дорога, ОАО "Международный аэропорт "Курумоч", ОАО "Авиакомпания "Самара", ОАО "Самарский речной порт", ОАО "Порт Тольятти", автомобильные транспортные и логистические организации.

Для обеспечения работы Самарского транс-портно-консолидирующего центра в едином информационном пространстве и осуществления управления необходимо создание Информационно-аналитического центра. Этот центр должен не только объединить существующие региональные и ведомственные логистические узлы, но и интегрироваться в различные информационные пространства.

Деятельность предприятий транспортно-ло-гистического кластера Самарской области должна быть в значительной мере ориентирована на обеспечение и поддержку розничной торговли региона.

Ярко выраженная неравномерность пространственного развития региональной розничной торговли требует дополнительного ресурсного обеспечения наиболее отсталых районов Самарской области. Для решения этой задачи целесообразно создать 9 внутриобластных торгово-логистичес-ких центров. В качестве зон обслуживания этих центров предлагаются 9 субрегионов, объединяющих в себе районы, оптимальные с точки зрения логистических издержек. Мощность каждого из 9 торгово-логистических центров будет определяться масштабами хозяйственной деятельности

4-

субрегионов, интенсивностью проходящих через них товаропотоков, численностью населения и объемами товаропотребления..

Значительная часть товаропотоков Самарской области концентрируется в двух крупнейших городах, представляющих Самарско-Тольяттинскую агломерацию. В ее состав входят 8 из 10 городских округов (Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуй-бышевск. Чапаевск, Жигулевск, Октябрьск, Ки-нель), 9 из 27 муниципальных районов области (Волжский, Ставропольский, Красноярский, Кинельский, Красноармейский, Безенчукский, Приволжский, Шигонский, Сызранский). Численность населения СТА - 2707,2 тыс. человек (85,2% населения области).

Для удовлетворения потребностей розничной торговли Самарско-Тольяттинской агломерации представляется целесообразным создание территориально-специализированного торгово-логис-тического центра.

Таким образом, логистизация внутрирегионального товародвижения, формирование единой системы розничной торговли Самарской области позволит сократить издержки предприятий торговли, повысить их экономическую устойчивость в меняющейся рыночной среде.

Однако в условиях нарастающего кризиса реализация проектов логистизации региональной торговли требует максимального объединения усилий всех участников товародвижения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ Р 51773 - 2001. Розничная торговля. Классификация предприятий.

2. Гаджинский А.М. Логистика. М.: Изд-во "Даш-

ков и К", 2004.

3. Носов А.Л. Региональная логистика М.: Издательство "Альфа-Пресс". 2007.

УДК 338.242

Устинова Л.Н.

использование интеллектуальных ресурсов в управлении отраслями (на примере медицинской промышленности)

Глобализация мировой экономики и жесткая конкуренция приводят к сокращению жизненного цикла продукции и к необходимости постоянного внедрения инноваций. В соответствии с такими изменениями отраслям промышленности необходимо разрабатывать стратегии развития на основе выявления новых разработок, систематизации и использования знаний и накопленного опыта, вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, выпуска товаров рыночной новизны.

Основой рыночной оценки предприятий отрасли становятся не только материальные факторы, но и нематериальные активы, включающие права на патенты на изобретения, деловую репутацию. Интеллектуальный капитал включает человеческий, организационный и информационный капитал. Каждый из этих элементов основан на человеческих знаниях, высокой квалификации, деловом опыте, и их совокупность определяет источники ценностей, позволяющие формировать уникальные преимущества. Уникальность, динамизм и

устойчивость развития интеллектуальной сферы производства превратились в решающий фактор повышения конкурентоспособности экономики, обеспечения экономического роста. Организационные знания, присущие каждой отрасли, накапливаются в базах знаний. Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для специалистов отрасли, являются катализатором развития отраслей промышленности. При организации промышленного производства широко используются интегрированные информационные технологии. Они охватывают процессы проектирования, создания и испытаний, а также управления производством. Информационные технологии встраиваются в конечную продукцию [4].

Составляющие баз знаний: информация, опыт, организационная и корпоративная культура, инновации в управлении и производстве, технологии ведения бизнеса, опыт коммуникаций, направлен-

ный на формирование ценностных отношений клиентов, потребителей. Ресурсом воспроизводства интеллектуального капитала и элементом системы интеллектуального капитала является информация, масштабы и значимость которой с каждым днем меняются. Среди факторов, влияющих на интеллектуальный потенциал коллектива, выделяются факторы внутренней среды - микрофакторы и факторы внешней среды - макрофакторы. Основными внутренними факторами являются: экономический, технический уровни производства, степень удовлетворенности трудом, коммуникации, передача знаний, а также степень развития интеллектуальной среды на предприятии. Маркетинг можно рассматривать в двух аспектах: как систему, ориентированную на стратегию и тактику приспособления к изменяющимся требованиям рынка; как активное воздействие на рынок с использованием таких элементов, как товар, цена, стратегия продвижения на рынок, реклама, реализация. Например, качественные улучшения в управлении медицинской промышленностью, позволяющие специалистам использовать новые технологии, ведут к повышению производительности и появлению уникального отечественного оборудования. В современных условиях знания становятся основным условием успешного производства и доминирующим средством достижения социально-экономических результатов. Ценность знаний увеличивается, если они передаются, тиражируются и используются. В управлении отраслями должны действуют новые тенденции, одни из которых - превращение знаний в ключевой ресурс развития, глобализация конкуренции, основанной на создании наукоемких продуктов и услуг [6 ].

Использование прогрессивных методов проектирования новой продукции, применение высоких технологий и реализация методов непрерывного совершенствования управления качеством, способствуют формированию ценностных характеристик для предприятия, позволяют добиться меньшей себестоимости, большей гибкости в производственной деятельности. Конкурентные преимущества, основанные на отличительных качествах управления развитием предприятия, образуют ценность для производителя продукта за счет превосходства в позиционировании, узнаваемости торговой марки, создания имиджа предприятия. Реализация инновационных стратегий развития промышленности позволит усовершенствовать структуру экономики каждой отрасли. На основе внедрения новых высокоэффективных технологий и наукоемкой медицинской продукции формируется высокий

интеллектуальный и производственный потенциал, который в свою очередь будет способствовать дальнейшему опережающему развитию отрасли. Выделяются совокупность организационных ресурсов, человеческого и информационного капитала и управление, ориентированное на эти ресурсы, которые создают устойчивое положение отрасли среди конкурентной среды. При формировании конкурентных преимуществ важнейшими характеристиками являются уникальность ресурсов, новые разработки с применением высокотехнологичного оборудования.

Нематериальные активы выступают как важнейший резерв роста капитализации предприятий. Нематериальные активы - наиболее перспективная и управляемая часть имущества, посредством наращивания нематериальных активов достигается эффект капитализации имущества компании. Многие виды нематериальных активов создаются внутри компании и имеют маркетинговую природу. К ним относятся клиентская база знаний, ноу-хау в маркетинговых технологиях, наличие высокой репутации и квалифицированного персонала, долговременных связей с покупателями, бренд. Нематериальные активы представляют собой бесспорное конкурентное преимущество [1]. Их стоимостная оценка и отражение в учете - приемлемый инструмент капитализации, с помощью которого можно формировать инвестиционно-привлекательные предприятия отрасли. Критерии устойчивого развития отрасли отражены на схеме (рис. 1).

Комплекс инновационных методов управления на базе современной информационной системы, интеллектуальных ресурсов и маркетинговых стратегий формируют критерии устойчивого развития отрасли. Интеллектуализация используемых технологий обеспечивает резкое повышение производительности труда. Необходимым условием для продвижения инноваций на рынок является наличие эффективной системы маркетинга, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг.

Концепция стратегического управления интеллектуальной собственностью (ИС) заключается в анализе, выявлении и создании механизмов управления интеллектуальной собственностью. Становится все более приоритетным проведение анализа и корректировки стратегий предприятий с учетом нового инструмента повышения конкурентоспособности, основанного на исключительном

Рис. 1. Критерии устойчивого развития отрасли

праве на результаты интеллектуальной деятельности. Патентно-лицензионная политика должна быть переориентирована на коммерциализацию интеллектуальной собственности, повышение конкурентноспособности экономической безопасности отрасли. Одним из важнейших элементов инновационной стратегии должно быть проведение изменений в организационной структуре и распределение обязанностей и ответственности руководителей в сфере управления интеллектуальной собственностью. Для реализации стратегии в области ИС в отрасли требуется создание центра управления интеллектуальной собственностью, который будет координировать работу отделов ИС на предприятиях и отвечать за аудит и выявление коммерчески ценных объектов ИС.

Следует выделить следующие основные факторы, определяющие стратегию управления интеллектуальной собственностью в отрасли: маркетинговая стратегия; объемы производства; емкость рынков сбыта, как существующего, так и потенциального; наличие или отсутствие конкурентов; отрасль деятельности. Решение проблемы учета ОИС должно быть определено исходя из общей стратегии предприятия; критерием включения ОИС в хозяйственный оборот должна стать экономическая выгода предприятия от этого шага в настоящем или будущем периодах. Для того, чтобы правильно ввести в хозяйственный оборот перспективные ОИС, необходима реальная оценка их стоимости. При инвентаризации НМА необходимо проверить наличие документов, под-

тверждающих исключительное право организации на использование этих активов.

На стадии разработки стратегии управления ИС важно оценить направленность отрасли, приоритетность ее деятельности, ее интеллектуальный и инновационный потенциал, спрогнозировать возможные тенденции ее развития. В зависимости от значимости интеллектуальной составляющей в отрасли, можно определиться с дальнейшим поведением компании на рынке ОИС, объемами капиталовложений в интеллектуальные ресурсы и т. п.

С углублением инновационных процессов и повышением уровня информатизации общества значимость интеллектуальной составляющей производственных ресурсов существенно возрастает. Ввиду этого особую актуальность приобретает вопрос наиболее эффективного использования и реализации научно-технических достижений, что непосредственно связано с развитием рынка интеллектуальной собственности, обеспечивающего действенный механизм реализации научно-технических достижений в форме интеллектуальной собственности [1].

К нематериальным ресурсам, используемым в производстве, относятся в первую очередь результаты интеллектуальной деятельности (РИД), без которых невозможна организация производственного процесса. При этом под результатами интеллектуальной деятельности в научно-технической области понимаются решения уникальных технических задач, на базе которых создаются новые способы и методы изготовления продукции. Важнейшую роль имеют и средства индивидуализации производителей и их продукции, позволяющие отличить продукцию или услуги одного производителя от другого.

Воплощение научных знаний и опыта в новые разработки и технологии позволит создавать новое медицинское оборудование, инструменты, качественно выполнять лечение пациентов, спасать жизнь человека. Новое направление в науке и медицине - нанотехнологии позволят совершить революцию в производстве и технологиях лечения. Концепция стратегического управления интеллектуальной собственностью заключается в анализе, выявлении и создании механизмов управления интеллектуальной собственностью.

Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. Такой структурой должно быть подразделение по управлению интеллектуальной собственностью, в отрасли - это Центр ИС, в структуре которого должны быть отделы: патентно-лицензионный, аналитический и отдел коммерциализации ИС. Опираясь на ведущий ресурс - объекты интеллектуальной собственности, отрасль может сохранять лидерство на выбранных сегментах рынка.

Разработка стратегий развития бизнеса приводит к высокому результату на основе продвижения своих разработок, объектов интеллектуальной собственности. Патентно-лицензионная политика должна быть ориентирована на коммерциализацию интеллектуальной собственности, на достижение высокой прибыльности от реализации высокотехнологичной продукции на ведущих сегментах рынка. Формируемая и реализуемая патентно-лицензионная политика всегда подчинена стратегическим целям в сфере создания, правовой охраны и использования интеллектуальной собственности для повышения конкурентоспособности предприятий отраслей промышленности.

Одним из важнейших элементов новой стратегии станет проведение изменений в организационной структуре и уровне культуры организации в сфере управления интеллектуальной собственностью.

Выводы

Формирование интеллектуального потенциала - залог успешного развития отрасли. В условиях глобальной конкуренции впереди окажутся те производства, которые занимают достойное место на рынке высоких технологий.

Реализация стратегии развития отраслей промышленности на основе формирования уникальных конкурентных преимуществ позволит усовершенствовать структуру экономики отрасли и на основе внедрения новых высокоэффективных технологий и наукоемкой продукции создать высокий интеллектуальный и производственный потенциал, который в свою очередь будет способствовать ее дальнейшему опережающему развитию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии / Пер. с англ. под ред.

Л.Н. Ковачин, Питер, 2001. 288 с.

2. Инновационная экономика России: Теоретико-

4-

методологические основы и стратегические приоритеты. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. 328 с.

3. Портер М "Конкурентное преимущество". М.: Альпина, 2005.

4. Джозеф Филипс. Управление проектами в области информационных технологий / Чарльз Д. Шив, Александр Уотсон Хайэм. М.: 2007.

5. Стратегический менеджмент / Анналоуи. М.: Юнити-Дана, 2005.

6. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / Гапоненко А., Орлова Т. М.: Эксмо, 2008. 400 с.

7. Экономика, основанная на знаниях: Учебное пособие / Под общ. ред. А. Гапоненко. М.: ИНФРА-М, 2006. 352 с.

УДК 332.021.8

Кузьмина Ю.Д.

Анализ развития экономики региона (на примере Пермского края)

Современный этап общественного развития характеризуется всеми политическими и экономическими концепциями как начало эпохи глобализации: в последнее время во всем мире наблюдаются тенденции формирования интернациональных рынков, роста взаимозависимости и взаимосвязи национального и общемирового хозяйства. Ведется острая конкурентная борьба за источники сырья, за рынки сбыта, за различные сферы приложения капитала. Научно технический прогресс с одной стороны резко усилил производственный, технологический, военно-технический потенциал человечества, а с другой - заставил заговорить о глобальных проблемах и угрозах. Экономические, политические, технологические, социальные и культурные факторы процесса глобализации поставили вопрос о создании единой мировой системы.

Развитие данных процессов и возникающих в связи с их осмыслением идей и концепций привело к разработке теории устойчивого развития. Термин "sustainable development" переводится как поддерживаемое, длительное, непрерывное, подкрепляемое, самоподдерживающееся развитие. Это является достаточно актуальным в настоящее время, поскольку необходимо совмещать существование и развитие как биосферы, так и экономики [1-3].

Как правило, в современной научной литературе используется понятие устойчивого развития, предложенное международной комиссией по окружающей среде и развитию1, изложенное в их

1 Международная комиссия по окружающей среде и развитию (комиссия Брундтланд (Brundtland Commission)), названная по имени председателя - Гро Харлем Брундтланда, министра окружающей среды, премьер-министра Норвегии, а затем генерального секретаря ООН.

докладе "Наше общее будущее": "Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности" [4, с. 50].

В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию под этим термином подразумевается "стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы". Далее это представление конкретизируется: "Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям" [5].

Таким образом, модель хозяйствования, направленная на устойчивое развитие, должна рассматриваться не только с социальной, экономической, но и с экологической точки зрения.

Пермский край - субъект Российской Федерации, входящий в Приволжский федеральный округ. Пермский край образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа [6].

Рассуждая о стратегии экономического развития Пермского края, прежде всего, необходимо говорить о стратегии конкурентной борьбы. Учитывая глобализацию экономики и мировые тенденции развития, а также такие направления, как мобильность основных факторов производства, экономические основы управления, позиции власти, конкуренция между территориями на сегодняшний день является таким же устоявшимся, сформировавшимся явлением, как и конкуренция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.