Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫЗОВОВ В СИСТЕМЕ-112 СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТИПАМ'

АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫЗОВОВ В СИСТЕМЕ-112 СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТИПАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
централизованная / децентрализованная и смешанная схема / информационное взаимодействие / экстренные оперативные службы / функционирование системы / обобщенные сведения / распределение вызовов / статистические данные / комплексное реагирование / centralized / decentralized and mixed scheme / information interaction / emergency operational services / functioning of the system / generalized information / distribution of calls / statistical data / comprehensive response

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меретуков Заур Довлетбиевич

В статье приведен анализ распределения вызовов в системе-112 по типам. Проведена оценка доли вызовов, приходящихся на экстренные оперативные службы. Приведены обобщенные сведения по функционированию системы-112 на примере нескольких субъектов. Представлены диаграммы распределения вызовов в системах-112. Даны предложения для повышения качества представляемых статистических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Меретуков Заур Довлетбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DISTRIBUTION OF CALLS IN THE SYSTEM-112 SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION BY TYPE

The article provides an analysis of the distribution of calls in the system-112 by type. An assessment was made of the share of calls made by emergency services. Generalized information on the functioning of the system-112 is given on the example of several subjects. Diagrams of the distribution of calls in systems-112 are presented. Suggestions are given to improve the quality of the presented statistical data.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫЗОВОВ В СИСТЕМЕ-112 СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТИПАМ»

Научная статья Original article УДК 659.3

АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫЗОВОВ В СИСТЕМЕ-112 СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТИПАМ

ANALYSIS OF THE DISTRIBUTION OF CALLS IN THE SYSTEM-112 SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION BY TYPE

Меретуков Заур Довлетбиевич, младший научный сотрудник центра «Развитие РСЧС» ФГБУ «Всероссийский научно -исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) (121352, Москва, ул. Давыдковская, 7), тел. 8(495)287-73-05, e-mail: zaur.meretukov@mail.ru, SPIN-код: 2570-2300

Meretukov Zaur Dovletbievich, Junior Researcher at the Center "RSChS development" of the Federal State Budgetary Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies of the Ministry of Emergency Situations of Russia" (Federal Center for Science and High Technologies) (7 Davydkovskaya Str., Moscow, 121352, tel. 8(495)287-73-05, e-mail: zaur.meretukov@mail.ru, SPIN code: 2570-2300

Аннотация. В статье приведен анализ распределения вызовов в системе-112 по типам. Проведена оценка доли вызовов, приходящихся на

ГА

Столыпинский вестник

5577

экстренные оперативные службы. Приведены обобщенные сведения по функционированию системы-112 на примере нескольких субъектов. Представлены диаграммы распределения вызовов в системах-112. Даны предложения для повышения качества представляемых статистических данных.

Abstract. The article provides an analysis of the distribution of calls in the system-112 by type. An assessment was made of the share of calls made by emergency services. Generalized information on the functioning of the system-112 is given on the example of several subjects. Diagrams of the distribution of calls in systems-112 are presented. Suggestions are given to improve the quality of the presented statistical data.

Ключевые слова: централизованная, децентрализованная и смешанная схема, информационное взаимодействие, экстренные оперативные службы, функционирование системы, обобщенные сведения, распределение вызовов, статистические данные, комплексное реагирование.

Keywords: centralized, decentralized and mixed scheme, information interaction, emergency operational services, functioning of the system, generalized information, distribution of calls, statistical data, comprehensive response.

Субъектами Российской Федерации с 2010 года проводятся работы по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб (далее - ЭОС) по единому номеру «112» (система-112).

Выработка единых подходов к развитию системы -112 на основе анализа статистических и аналитических подходов отчетов по функционированию систем-112 является своевременной и актуальной задачей.

Ежегодно проводится сбор информации по функционированию систем -112, представляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации [6].

На сегодняшний день, система-112 построена в соответствии с:

5578

централизованной схемой - в 40 субъектах РФ; децентрализованной схемой - в 44 субъектах РФ; смешанной схемой - в 1 субъекте РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2020 № 488 -ФЗ система-112 представляет собой совокупность сил и средств, предназначенных для обеспечения вызова по единому номеру «112» и информационного взаимодействия между экстренными оперативными службами [1].

В этой связи, прежде всего следует оценить долю вызовов, приходящихся на экстренные оперативные службы, которая рассчитывается как количество вызовов ЭОС к общему числу вызовов, поступающих в систему-112 [2].

Изменение доли вызова ЭОС в историческом разрезе в период с 2015 по 2022 г проводили на основе отчета о функционировании системы-112 Республики Татарстан, рис.1.

2500000

2000000

1500000

1000000

500000

0 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

и Количество вызовов 2058844 1838318 1881336 1907708 2112702 2160615 2040147 1619372

■ Количество вызовов ЭОС 671011 861084 1038377 1135251 1265549 1625035 1803489 1523301

Рис. 1. Распределение вызовов в системе-112 Республики Татарстан в период с 2015 по 2022 г.

5579

Представленная гистограмма распределения вызовов по годам является типичной для систем-112 субъектов Российской Федерации. Из данных гистограммы видно, что с увеличением длительности эксплуатации системы -112 доля вызовов, относящихся к ЭОС незначительно увеличивается с 40 до 50 %. Данная тенденция может быть объяснена как повышением доверия населения к системе-112, так и применением технологий оповещением лиц, позвонивших по единому номеру «112» об ответственности за ложные и злонамеренные вызовы [8].

В целях более детальной оценки деления структуры поступающих в систему-112 вызовов предложена классификация вызовов по типам:

1. вызовы, приходящиеся на отдельные экстренные оперативные службы;

2. вызовы, приходящиеся на комплексное реагирование;

3. вызовы, приходящиеся на иные службы;

4. вызовы, в рамках выполнения задач системы-112 (консультационные и справочные вызовы, повторные вызовы, вызовы, направленные в иные субъекты РФ, вызовы, к которым привлекали специалистов-лингвистов и специалистов-психологов);

5. ошибочные (в том числе хулиганские и ложные вызовы, вызовы, по которым абонент отказался от вызова ЭОС, вызовы «детская шалость»).

Наиболее полные сведения по вышеуказанным типам вызовов приведены в отчете по функционированию системы -112 Московской области, табл. 2, рис. 2, 3.

Для данного региона определена следующая структура распределения вызовов:

1. доля вызовов, приходящихся на ЭОС - 42,5 %;

2. доля вызовов, приходящихся на комплексное реагирование (по отношению к вызовам ЭОС) - 3,2 %;

5580

3. доля вызовов, приходящихся на иные службы - 7,4 %;

4. доля вызовов, в рамках выполнения задач системы -112 - 13,4 %;

5. доля ошибочных и ложных вызовов - 36,6 %.

Следует отметить, что представляемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчетные формы по функционированию систем-112, учитывают преимущественно срез по реагированию экстренных оперативных служб (при этом, к числу вызовов данного типа относятся вызовы по комплексному реагированию) и ошибочным вызовам[3].

В сведениях по функционированию системы-112 Республики Татарстан, табл. 3, также, как и для систем-112 иных субъектов РФ не учтен полный перечень задач, выполняемых в рамках системы -112 (вызовы, переданные на реагирование в иные субъекты РФ, вызовы по которым оказывалась лингвистическая и психологическая помощь), перечень ошибочных и хулиганских вызовов [9].

Таблица 2. Обобщенные сведения по функционированию системы-112

Московской области в 2022 г.

Тип

Доля вызова/ Доля

вызова к количеств вызова к

Классификация вызова Количество общему о/ числу

вызовов числу доля вызовов

вызовов, вызовов данного

% данного типа, %

типа, %

Служба пожарной 106903 1,188 2,792

охраны

Служба полиции 871959 9,693 ЭОС 22,773

ГИБДД 52560 0,584 3824966 1,373

Служба скорой 2732146 30,371 42,520 71,354

медицинской помощи %

Аварийная служба 49988 0,556 1,306

газовой сети

5581

Комитет лесного 4020

хозяйства 0,045 0,105

Служба «Антитеррор» 5514 0,061 0,144

ЦУКС 5896 0,066 0,154

Комп

Комплексное реагирование 122953 1,367 реагир 122953 3,211 % 3,211

Комитет лесного 4020

хозяйства 0,045

ЦБДД 98560 1,096 Иные службы 667649 7,422 % 14,852

ДСГ 8306 0,092 1,252

ЦУР (ГУРБ, Добродел) 6503 0,072 0,980

ЦМУ 52055 0,579 7,844

Вызовы, направленные в службы, не оснащенные 498205

АРМ 5,538 75,073

Вызовы, направленные в другие регионы 65320 0,726 В рамках 5,405

Оказание психологической 2621

помощи 0,029 задач 0,217

Лингвистические 809 системы -112 1208567 13,435 %

вызовы 0,009 0,067

Вызовы от лиц с ограниченными 297

возможностями по слуху 0,003 0,025

Справочные 1139520 12,667 94,287

Повторные вызовы от одного заявителя 1065417 11,844 32,338

Повторные вызовы от разных заявителей 102347 1,138 Ошибоч ные, 3,107

Автодозвон 1043460 11,599 повторн 31,672

Хулиганские 64281 0,715 ые 1,951

Ложные 291144 3,236 3294593 8,837

Детская шалость 41341 0,460 36,624 1,255

Тестовые 7535 0,084 % 0,229

Сброшено заявителем 582650 6,477 17,685

Отказ от вызова ЭОС 96418 1,072 2,927

итого 2022 год 8 995 775 100,000

5582

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3. Обобщенные сведения по функционированию системы -112

Республики Татарстан в 2022 г.

Тип

Доля вызова/ Доля

вызова к количество вызова к

Классификация вызова Количество вызовов общему числу / доля числу вызовов

вызовов, вызовов данного

% данного типа, % типа, %

Служба пожарной охраны 130759 5,235 9,02279

Служба полиции 284698 11,399 19,64508

Служба скорой медицинской помощи 352078 14,097 24,29451

Вызовы по вопросам COVГО-19 3998 0,160 0,275875

Аварийная служба газовой сети 14075 0,563 ЭОС 1449208 58,025 % 0,97122

Служба "Антитеррор" 15430 0,617 1,064719

Росгвардия 4615 0,184 0,31845

ЦУКС 79710 3,191 5,500246

Поисково-спасательная 29089 1,164 2,007234

служба

ЕДДС 532599 21,32 36,75104

ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" 2157 0,086 0,14884

Комп

Комплексное реагирование 189691 7,595 реагир 189691 13,089 % 13,08929

Сетевая компания 26695 1,068 Иные службы 80248 3,213 % 33,26563

Водоканал 9261 0,3704 11,54047

Аппараты Уполномоченных по правам человека и правам ребенка 32606 1,305 40,63154

Министерство труда, занятости и социальной 9404 0,376 11,71867

защиты

5583

Департамент Президента РТ по вопросам 366 0,014 0,456086

внутренней политики

Лесопожарный центр 873 0,034 1,087878

Судебные приставы РТ 659 0,026 0,821204

Управление Судебного департамента в Республике Татарстан 384 0,015 0,478517

В рамках

задач

Справочные 137863 5,519 системы- 100

112

137863

5,520 %

Тестовые 370 0,014 Ошибочн 0,044567

Сброшено заявителем 813360 32,566 ые, 97,97051

Повторные вызовы 16479 0,659 повторные 830209 33,241 % 1,984922

2497528 100

Рис. 2. Распределение вызовов в системе-112 Московской области по

типам.

5584

Ошибочным 37%

ДДС-01 ДДС-02

1% 10% ГИБДД

1%

Задачи системы-112 13%

112 службы ЦМУ 1%

5% 1%

направленные юзмис1во, ЦУКС

в иные ДСГ, ЦУР, ЦБДД о,06%

Рис. 3. Распределение вызовов в системе-112 Московской области по службам и организациям.

Анализ представленных отчетных форм по функционированию систем -112 субъектов РФ показывает, что практически для всех отчетов характерно расхождение между общим количеством вызовов, поступившим в систему-112 и суммарным количеством вызовов по всем типам [5]. Это объясняется:

1. Отсутствием в отчетных формах полного перечня иных служб (с которыми организовано взаимодействие в рамках системы-112), видов и типов обрабатываемых вызовов (повторные, массовые, переданные в иной субъект РФ, по которым оказывалась лингвистическая и психологическая поддержка) - это приводит к занижению суммарного количества вызовов;

2. Наличием вызовов, по которым осуществляется комплексное реагирование (т.е. в случаях, когда по одному вызову состеме-112 создана одна УКИО, которая направляется одновременно в несколько служб) - это приводит к завышению суммарного количества вызовов [7].

На рис. 4, 5, 6, 7 представлены типичные диаграммы распределения вызовов в системах-112 соответственно г. Москвы, Республики Татарстан, Новгородской области и Пермского края. На диаграммах отражено распределение вызовов, относящихся к ЭОС, иным организациям, консультативным и ошибочным вызовам [10].

5585

Рис. 4. Распределение вызовов в системе-112 в г. Москвы по службам и организациям

Ошибочные 33%

ДДС-01 5%

ДДС-02 12%

Консультация 5 %

Иные службы 3 %

ЭРА-ГЛОНАСС 0,1 %

ЕДДС 21%

ПСС 1%

ДДС-03 14%

COVГО-19 0,1 % ДДС-04 0,6 % Антитеррор 0,6 %

Росгвардия 0,2 %

ЦУКС 2,5 %

Рис. 5. Распределение вызовов в системе-112 в Республике Татарстан по службам и организациям

5586

Рис. 6. Распределение вызовов в системе-112 в Новгородской области по службам и организациям

Рис. 7. Распределение вызовов в системе-112 в Пермском крае по службам и организациям

Анализ показывает, что структура распределения вызовов в системах-112 субъектов Российской Федерации по типам неоднородна, при этом на:

1. долю ЭОС приходится 40 - 70 % всех вызовов;

2. долю вызовов, приходящихся на комплексное реагирование 3 - 15 %;

5587

3. долю иных организаций и служб приходится 4 - 45 % всех вызовов;

4. долю справочных приходится 7 - 15 % всех вызовов;

5. долю ошибочных 11 - 49 % всех вызовов.

Также следует учитывать, что в ряде субъектов РФ все вызовы по службам ЕДДС и ЖКХ поступают в ЕДДС, суммарная доля таких вызовов - 21 % (рис. 5 -распределение вызовов в системе-112 в Республике Татарстан). В отчетах других субъектов РФ указано деление вызовов по направлениям деятельности служб -отдельно поступающих в ЕДДС, отдельно - в ДДС ЖКХ (рис. 6 - распределение вызовов в системе-112 в Новгородской области). При этом, суммарная доля вызовов по службам ЕДДС+ЖКХ составляет 18,8%. Отсутствие требований по отнесению вызовов, поступающих в службу ЖКХ к экстренным вызовам приводит к значительному искажению для систем-112 различных субъектов РФ соотношений доли вызовов типа ЭОС и иных организаций [4].

Литература

1. Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант.Ру: Информационно-правовой портал. -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056398/ / (дата обр. 29.11.2022 г).

2. Постановление Правительства РФ от 21.11.2011г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» [Электронный ресурс] // Гарант: Информационно-правовое обеспечение. - URL: https://base.garant.ru/55172604/ (дата обр. 29.11.2022 г).

3. Постановление Правительства РФ от 31.08.2021 г. № 1453 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи» [Электронный ресурс] // Гарант:

5588

Информационно-правовое обеспечение. - URL:

https://base.garant.ru/402689157/ (дата обр. 29.11.2022 г).

4. Постановление Правительства РФ от 12.11.2021 г. № 1931 «Об утверждении обязательных требований к организации и функционированию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", в том числе порядка и сроков осуществления приема, обработки и передачи вызовов по единому номеру «112» диспетчерским службам» [Электронный ресурс] // Гарант: Информационно-правовое обеспечение. - URL: https://base.garant.ru/403052132/ (дата обр. 29.11.2022 г).

5. Постановление Правительства РФ от от 27.11. 2021 г. № 2071 «Об утверждении Правил взаимодействия сил и средств систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» [Электронный ресурс] // Гарант: Информационно -правовое обеспечение. - URL: https://base.garant.ru/403134039/ (дата обр. 29.11.2022 г).

6. Статистические и аналитические сведения по функционированию систем-112 субъектов Российской Федерации за период I-III квартал 2022 г [Электронный ресурс] // Внутренняя сеть МЧС России - Режим доступа: https:// tasks-mchs.ru/- (дата обр. 10.11.2022 г).

7. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 г. № 223 «О федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы» [Текст: электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Гарант» - Электрон. дан. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70342108/ -(дата обр. 11.07.2022).

8. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 9 марта 2022 г. № 180 "Об утверждении Порядка предоставления и объема информации, необходимой для обеспечения реагирования по вызову или сообщению о происшествии по единому

5589

номеру вызова экстренных оперативных служб " 112", в том числе Правил определения места нахождения пользовательского оборудования (оконечного оборудования), с которого были осуществлены вызов или передача сообщения о происшествии по единому номеру вызова экстренных оперативных служб "112" [Текст: электронный ресурс] // Гарант - Электрон. дан. - Режим доступа: https:// https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404665983/: (дата обр. 10.11.2022 г).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Методические рекомендации «О развитии, организации эксплуатации и контроля функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» [Текст: электронный ресурс] // Официальный сайт МЧС России - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/2413 - Дата обращения: 11.07.2022.

10. Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2021 г. № 2998-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления» [Текст: электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Гарант» - Электрон. дан. -Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402867092/ -Дата обращения: 21.09.2022 .

References

1. Federal Law No. 488-FZ of December 30, 2020 "On ensuring the call of emergency operational services by a single number "112" and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" [Electronic resource] // Garant.<url>: Information and legal portal. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056398 / / (date mod. 29.11.2022).

2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 958 dated 11/21/2011 "On the system for ensuring the call of emergency operational services by a

5590

single number "112" [Electronic resource] // Garant: Information and legal support. - URL: https://base.garant.ru/55172604 / (date mod. 29.11.2022).

3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1453 dated 08/31/2021 "On approval of the list of emergency operational services, the call of which is required to provide the operator with communication services to the user around the clock and free of charge" [Electronic resource] // Garant: Information and legal support. - URL: https://base.garant.ru/402689157 / (date mod. 29.11.2022).

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1931 dated 12.11.2021 "On approval of mandatory requirements for the organization and functioning of the system for calling emergency operational services by a single number "112", including the procedure and timing of receiving, processing and transmitting calls by a single number " 112" to dispatching services" [Electronic resource] // Guarantor: Information and legal support. - URL: https://base.garant.ru/403052132 / (date mod. 29.11.2022).

5. Decree of the Government of the Russian Federation of 27.11. 2021 No. 2071 "On approval of the Rules of interaction of forces and means of systems to ensure the call of emergency operational services by a single number "112" [Electronic resource] // Garant: Information and legal support. - URL: https://base.garant.ru/403134039 / (date mod. 29.11.2022).

6. Statistical and analytical information on the functioning of systems-112 subjects of the Russian Federation for the period I-III quarter of 2022 [Electronic resource] // Internal network of the Ministry of Emergency Situations of Russia - Access mode: https:// tasks-mchs.ru /- (date mod. 10.11.2022).

7. Decree of the Government of the Russian Federation No. 223 dated March 16, 2013 "On the federal target program "Creation of a system for providing emergency emergency services by a single number "112" in the Russian Federation for 2013-2017" [Text: electronic resource] // Information and legal

5591

system "Garant" - Electron. dan. - Access mode: https://base .garant.ru/70342108 / -(date mod. 11.07.2022).

8. Order of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation No. 180 dated March 9, 2022 "On Approval of the Procedure for Providing and the Amount of Information Necessary to Ensure Response to a Call or an Incident Report by a Single Emergency Call Number "112", including the Rules for Determining the Location of User Equipment (Terminal equipment), from which a call or transmission of an incident message was carried out by a single emergency call number "112" [Text: electronic resource] // Garant - Electron. dan. - Access mode: https:// https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404665983 /: (date mod. 10.11.2022).

9. Methodological recommendations "On the development, organization of operation and control of the functioning of the system for calling emergency operational services by a single number "112" [Text: electronic resource] // Official website of the Ministry of Emergency Situations of Russia - Electron. dan. - Access mode: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/2413 - Date of application: 11.07.2022.

10. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2998-r dated 10/22/2021 "On approval of the strategic direction in the field of digital transformation of public administration" [Text: electronic resource] // Information and legal system "Garant" - Electron. dan. - Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402867092 / - Date of application: 09/21/2022.

© Меретуков З.Д., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №11/2023.

Для цитирования: Меретуков З.Д. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫЗОВОВ В СИСТЕМЕ-112 СУБЪЕКТОВ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТИПАМ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №11/2023.

5592

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.