Зыков В. И., Кокшин В. В., Левчук М. С., Королёв Ю. Н.
СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОй БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАШ,ИТЬ1 ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦУКС
В статье рассматриваются вопросы внедрения комплексной системы безопасности и построения системы вызова экстренных служб по единому номеру вызова 112. Представлен алгоритм обработки поступающих заявок о пожарах и ЧС в ситуационный центр г. Курска.
Ключевые слова: система безопасности, экстренные службы, потоки вызовов, шлюз, маршрутизатор.
В 2008-12 годах в Курской области были реализованы пилотные проекты систем безопасности. Они предусматривали создание экспериментального образца (или опытного макета) сегментарного программно-технического решения, обеспечивающего реализацию требуемого функционала и решающего весь комплекс задач в определённой сфере безопасности. В настоящее время в сфере безопасности функционируют различные системы, позволяющие автоматизировать мониторинг опасных процессов и явлений, поддержку принятия решений, информирование и оповещение, связи и управление силами и средствами реагирования, формирование банков данных, анализ информации и т. п. [1].
Сейчас на территории Курской области функционирует более 20 автоматизированных систем обеспечения безопасности от ЧС природного и техногенного характера и смежных с ними сферах безопасности. Имеющиеся системы созданы разными разработчиками, поэтому принципы автоматизации и технологии их создания, включая использование программных средств и языков программирования, различны. Несходство поль-
зовательских интерфейсов, а главное -принципов администрирования данных систем не позволяет эффективно организовывать их эксплуатацию, обслуживание и ремонт.
Решение этой проблемы стало возможным благодаря созданию и внедрению автоматизированной системы, обеспечивающей интеграцию всех подсистем в сфере безопасности в единой программно-технической платформе, - систему комплексной безопасности жизнедеятельности и защиты населения (далее СКБ). В основу построения СКБ были положены принципы интеграции подсистем сбора, обработки и хранения информации, подсистемы автоматизированной выработки и принятия управленческих решений [2].
Развёрнутая и функционирующая в настоящее время на территории Курской области интегрированная автоматизированная информационно-управляющая система (ИАИУС), входящая в состав СКБ, имеет территориально-распреде-лённую архитектуру, представляет собой многофункциональную многоуровневую систему, объединяющую принципы централизованного и децентрализованного управления, с высокой пропускной способностью.
Обработка заявок о пожарах и ЧС, поступающих в Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) Курска, осуществляется в ситуационном центре (СЦ). Очевидно, что СЦ должен обладать ещё большим набором функций, чем стандартный центр обработки вызовов (ЦОВ). Помимо выполнения стандартных задач (обеспечение максимального качества обслуживания потока входящих вызовов,
минимизация потерь, обеспечение высокой эффективности работы операторов), применяемые в спецслужбах комплексы обработки вызовов должны обладать гибкой системой управления и мощной интеллектуальной системой анализа оперативной и статистической информации, накапливаемой в процессе функционирования системы. Поэтому был разработан комплекс дополнительных информационных приложений, обеспечивающих автоматизацию процесса приёма обращений и контроля дальнейшей их обработки (гибкие алгоритмы маршрутизации, организация очередей, выдача подсказок и возможность контроля работы операторов).
Использование ^-технологий в системе позволило при поступлении вызова предоставить не только информацию о номере позвонившего абонента, но и историю его предыдущих обращений: информацию по обращениям данного типа, либо информацию по происшествиям с какими-то характерными особенностями. Это намного облегчает регистрацию происшествий и их последующую обработку. Кроме того, решаются во-
просы надёжности (стандартные методы резервирования аппаратного обеспечения компьютерной техники), масштабирования (установка при необходимости дополнительных серверов, работающих в режиме разделения нагрузки), внедрения новых функций (дополнительные сервера и приложения), создания распределённых систем, для чего достаточно было связать удалённые подразделения компьютерной сетью.
Гибкое построение комплекса позволило создавать масштабируемые решения с последующим наращиванием дополнительных функций. На базе одной системы распределения вызовов возможна организация одной или нескольких служб обработки поступающих заявок с доступом из телефонной сети общего пользования или из сети Интернет. Комплекс с перечисленными возможностями создан и введён в эксплуатацию в ЦУКС МЧС России по Курской области. В рамках создания СКБ жизнедеятельности населения на всей территории Курской области внедрена система вызова экстренных служб по единому номеру вызова 112 (Система-112).
Рисунок 1. Основные компоненты Системы-112
ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ-112
Ф
ункционирующая в настоящее время Система-112 представляет собой программно-аппаратный комплекс, основные компоненты которого отображены на рисунке 1. Возможность использования сети с маршрутизацией пакетов 1Р для передачи речевого трафика предоставляет шлюз-модуль со специализированным программным обеспечением. Шлюз преобразует речевую информацию, поступающую со стороны телефонной сети общего пользования (ТфОП) с постоянной скоростью передачи, в вид, пригодный для передачи по сетям с маршрутизацией пакетов 1Р (кодирование и упаковка речевой информации в пакеты ЯТР/ШР/1Р).
Кроме того, шлюз поддерживает обмен сигнальными сообщениями как с узлами коммутации - терминальным оборудованием ТфОП, так и с устройствами стандарта Н.323 или Э1Р. Сервер распределения вызовов обеспечивает организацию процессов обслуживания вызовов, организации очередей, управления конфигурацией и т. п.
Рабочие места операторов (РМО) создаются на базе стандартных персональных компьютеров с установленным специализированным клиентским программным обеспечением и соответствующим аппаратным оборудованием (звуковые, сетевые карты, гарнитуры).
Построенная и функционирующая в настоящее время система обладает рядом уникальных возможностей и свойств, позволивших создать единый номер доступа экстренных служб - 112, сохранив возможность дозвона на традиционные номера (01, 02, 03, 04 и т. д.). При этом все обслуженные заявки сохраняются в единой базе данных для дальнейшего анализа и обработки. Каждой службе (пожарная охрана, полиция, скорая медицинская помощь, аварийная служба газовой сети, Антитеррор, ЖКХ, ЕДДС и т. д.) соответствуют свои ситуационные карточки, специально разработанные для эффек-
тивной работы конкретной службы [3]. Схема прохождения вызова от абонентов сетей общего пользования к РМО ЦОВ и дальнейшая последовательность обработки вызова представлена на рисунке 2.
Абонент Абонент фиксированной подвижной сети связи сети связи
Рисунок 2. Обработка вызовов в Системе-112: ф - оборудование коммутации цифровых абонентских линий; © - маршрутизатор;
-- - входящий голосовой вызов
на номер 112;---^ - передача данных
Благодаря Системе-112, в единую сеть объединены все экстренные службы области. Схема «мягкой» интеграции Системы-112 в работу существующих служб позволила значительно разгрузить поток вызовов и улучшить качество обслуживания обращений [4]. Это стало возможным в том числе и за счёт внедрения новых программных приложений «Ситуационные карты», позволивших унифицировать процесс обработки заявок и максимально автоматизировать работу диспетчеров ЦУКС [5].
Кроме того, для принятия решения об отправке подразделений и использовании необходимых сил и средств на ликвидацию ЧС для Системы-112 было разработано специализированное приложение «Управление силами и средствами», которое отображает все доступные экипажи и автомобили разных служб для реагирования на ЧС.
Для учёта текущего состояния сил и средств каждого подразделения было разработано специализированное приложение «Строевая записка». При заступлении на смену дежурные каждой пожарной части заполняют форму строевой записки, которая затем отправляется в централизованный центр «Единая дежурно-диспетчерская служба 112» (ЕДДС). Сведения систематизируются и обрабатываются сервером управления силами и средствами.
Для построения сети оперативной связи - ядра Системы-112 - ряд производителей средств связи использует традиционные отечественные АТС. Использование неадаптированных АТС и коммутаторов может привести к возникновению сложностей при развёртывании, эксплуатации и администрировании Системы-112. По этой причине в СКБ используется единый комплекс оборудования, разработанный специально для обработки и обслуживания вызовов при помощи 1Р-технологий с возможностью последующего внедрения дополнительных услуг.
Система-112 полностью адаптирована к нуждам экстренных служб в части информационного обеспечения. Используется расширенный интерфейс взаимодействия с базами данных (платформа Шт32) для организации работ с технологическими данными (адресная база, дактилоскопия, оружие и т. п.). При поступлении вызова (заявки на обслуживание) обеспечивается возможность загрузки информации, необходимой для обслуживания вызова с использованием технологии «всплывающего окна». Диспетчер, прини-
мающий заявку, имеет возможность внести информацию о происшествии в базу данных, заполняя электронную ситуационную карту. При этом предоставляется возможность сохранения в базе данных информации об обслуженной заявке (номер вызывающего абонента, время поступления вызова, категория вызываемой службы) с возможностью последующей её обработки.
СОЗДАНИЕ И ОБРАБОТКА ЗАЯВОК
На рисунке 3 представлен алгоритм приёма поступающих заявок диспетчером Системы-112 и последующей обработки сообщения в дежурно-диспетчерской службе муниципального образования (ДДС «01» МО).
При поступлении вызова на номер 112 диспетчеру ситуационного центра система автоматически заводит карточку экстренной службы (ЭС) с заполненными полями (номер абонента, его адресная информация, на кого зарегистрирован и т. д.). Карточка формируется в единственном экземпляре в специализированной базе данных, а все остальные диспетчеры видят её отображение, которое интерактивно обновляется на их рабочих местах. В базе можно отследить весь процесс работы с ситуационной карточкой [6].
После определения первичных данных о происшествии диспетчер Системы-112 передаёт карточку в соответствующие экстренные службы. Диспетчер ДДС «01» МО принимает заявку и уже заполненную карточку и по особенностям ситуации выносит решение о привлекаемых силах и средствах. После этого в выбранные подразделения поступает сигнал об отправке подразделений на место происшествия. Карточка передаётся диспетчеру подразделения, который оценивает место происшествия, ресурсы, которые необходимо задействовать, и отмечает этапы ликвидации происшествия.
пч
г. Курск
Рисунок 3. Алгоритм обработки заявки диспетчером Системы-112 на примере г. Курск
При ликвидации пожаров и ЧС диспетчеру может потребоваться задействовать разные службы, их автомобили, экипажи и технические средства. В рамках одного рабочего окна диспетчера ЕДДС-112 Система-112 отображает всю текущую информацию о доступных силах и средствах. При поступлении заявки диспетчер может самостоятельно решить, какие силы и средства и в каких объёмах необходимо задействовать для ликвидации происшествия.
В системе комплексной безопасности ЦУКС г. Курска используется подсистема дополнительного контроля в виде геоинформационной системы (ГИС). Она представляет собой специализированное программное обеспечение, предназначенное для сбора, хранения, обработки и отображения географических данных и позволяющее оператору СЦ получать оперативную информацию о месте происшествия.
Взаимодействие СЦ с ГИС позволяет экстренным службам координировать
действия отдельных подразделений путём наблюдения за территорией большой площади, прогнозировать развитие событий, анализировать ситуацию и оперативно принимать управленческие решения [7]. Например, при поступлении экстренного вызова с телефонного номера на электронной карте города высвечивается объект, откуда осуществляется вызов (см. рис. 4).
Рисунок 4. Интеграция комплексной системы безопасности с ГИС
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ВЫЗЫВАЮЩЕГО АБОНЕНТА
Всё большая доля обращений в экстренные службы Курской области поступает с мобильных терминалов, что по-новому ставит вопрос определения местоположения вызывающего абонента.
Наиболее доступным с технологической точки зрения является метод определения местоположения мобильного абонента с точностью до соты - Cell Identification (Cell ID). Определение местоположения абонента осуществляется на основании идентификатора базовой станции, в зоне действия которой находится пользователь. Местоположение устанавливается по активной соте с точностью до сектора. Координаты центра соты и её радиус известны, поэтому расположение мобильного терминала определяется с точностью до зоны обслуживания той базовой станции, в которой он находится. Точность данного метода зависит от размеров соты. В крупном городе, где плотность установки базовых станций обычно высока, этот размер может составлять до 150 метров [8].
Для реализации этого метода в СЦ использована специальная подсистема определения местоположения абонентов Протей-ЬБЗБ, которая подключается к сетям операторов мобильной связи по протоколу 887/МАР и обеспечивает передачу информации о номере соты, в которой находится вызывающий абонент, на РМО. На основании информации о географических центрах сот и азимутах секторов на карте отображается сектор, в котором находится вызывающий абонент (см. рис. 5).
СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Аля повышения информированности населения и увеличения оперативности реагирования на возникающие ЧС специалисты МЧС России совместно с сотовыми операторами внедрили функцию оповещения населения по мобильной связи о возникшей ЧС в любом районе области. Она позволяет рассылать на все мобильные телефоны определённого района текстовые сообщения, информирующие население о возникновении крупной аварии или катастрофы.
Рисунок 5. Определение местоположения мобильного абонента
1 Центр приёма и обработки навигационнной информации
Рисунок 6. Общая схема работы системы оповещения населения
Общая схема оповещения населения приведена на рисунке 6. Работа системы оповещения заключается в том, что оператор ЕДДС-112 при возникновении ЧС или аварии определяет район, в котором необходимо оповестить всех людей об опасности катастрофы, и выбирает заготовленный сценарий сообщения, которое будет передано населению. Эта информация передаётся на сервера сотового оператора, который выбирает необходимые базовые станции в выделенном районе и отправляет всем абонентам, находящимся в этой области, Бшз-сообщения о ЧС, а также инструкции по поведению в случае аварии или чрезвычайной ситуации.
Внедрение системы оповещения населения является важным шагом к качественному улучшению процесса реагирования на ЧС и катастрофы. В условиях современности эта функция является одной из эффективных мер оперативного информирования населения.
В заключение можно сказать, что внедрение в систему комплексной безопасности специализированных приложений обеспечило повышение уровня безопасности и защиты населения Курской области от ЧС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
2. Приложение к Приказу МЧС России от 25 августа 1998 г. № 517 «Концепция создания ЕДДС в городах».
3. ГОСТ Р 22.7.01-99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчер-ская служба. Основные положения.
4. Зыков В. И., Левчук М. С., Иванников А. П. Система радиоканального мониторинга комплексной безопасности объектов в составе ЦУКС // Пожарная безопасность в строительстве. - 2011. -№ 3. - С. 24-30.
5. Антонов С. В., Зыков В. И. Подсистема обработки текстовых сообщений в Системе-112 // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2013. - № 2. - С. 30-33.
6. Бондарь Т. И. Оценка профессиональной деятельности оператора телефонной системы-112 [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности: Интернет-журнал. - 2013. - № 5 (51). Режим доступа: http://ipb.mos.ru/ttb
7. Макаркин С. В. Создание и перспективы функционирования Системы-112 в муниципальных образованиях Российской Федерации // Техносфер-ная безопасность. - 2013. - № 1. - С. 46-48.
8. Зверев А. П. Об одном подходе увеличения абонентской ёмкости сотовых сетей связи при возникновении чрезвычайной ситуации // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2013. - № 4. - С. 16-22.
Zykov V., Levchuk M., Kokshin V., Korolev Yu.
THE SYSTEM OF INTEGRATED SAFETY AND PROTECTION FROM EMERGENCY SITUATIONS UNDER THE CONDITIONS OF THE CRISIS MANAGEMENT CENTER FUNCTIONING
Purpose. The article is relevant due to the need for the integrated protection of the population from emergency situations. Having taken the city of Kursk (Russia) as an example, the implementation of the system of population integrated safety and construction of the emergency services call system via a single call number 112 are considered.
Methods. Based on the analysis of statistical data algorithms processing calls on fires and emergencies coming to the situation centre are developed.
Findings. Systems-112 "soft" integration into operation of the existing services allowed to unload considerably the calls flow and to improve the quality of responding to the addresses. It became possible due to introducing the new software applications as well. The system has been implemented for monitoring
the operation of any subdivision of emergency services when extinguishing fires or eliminating emergencies. The warning system via mobile phones has been introduced.
Research application field. It is advisable to include the given findings into the scientific-research, design and experimental developments carried out by the scientific-research units of EMERCOM of Russia as well as of other ministries and departments.
Conclusions. The introduction of specialized applications into the integrated safety system provided a higher level of safety and protection of the population of Kursk region from emergencies.
Key words: System-112, emergency services, flows of calls, flood gate, the routing gateway.
REFERENCES
1. Government Decree of December 30, 2003 no. 794 "On unified state system of prevention and elimination of emergency situations^'. Moscow, 2003. (in Russ.).
2. The Annex to the Order of EMERCOM of Russia of August 25, 1998, no. 517 'The Concept of creating the Unified Emergency Dispatch Service in cities". Moscow, 1998. (in Russ.).
3. State standard 22.7.01-99. Occupational safety standards system. Safety in emergency situations. the Unified Emergency Dispatch Service. The main provisions. Moscow, 1999. (in Russ.).
4. Zykov V.I., Levchuk M.S., Ivannikov A.P. System radio channel monitoring of a comprehensive security features within the Crisis Management Center. Pozharnaia bezopasnost' v stroitel'stve, 2011, no. 3, pp. 24-30. (in Russ.).
5. Antonov S.V., Zykov V.I. Subsystem of processing text messages within the System-112. Pozhary i chrezvychainye
situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiia, 2013, no. 2, pp. 30-33. (in Russ.).
6. Bondar T.I. Assessment of professional activity of the operator of telephone System-112. Tekhnologii tekhnosfernoi bezopasnosti: Internet-zhurnal, 2013, no. 5 (51), available at: http://ipb.mos.ru/ttb (accessed December 19, 2014). (in Russ.).
7. Makarkin S.V. Creating and prospects functioning System-112 in the municipalities of the Russian Federation. Tekhnosfernaia bezopasnost'. 2013, no. 1, pp. 46-48. (in Russ.).
8. Zverev A.P. About one approach to increase the subscriber capacity of cellular networks in emergency situations. Nauchnye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoi zashchity, 2013, no. 4, pp. 16-22. (in Russ.).
Vladímír Zykov
Mikhail Levchuk Vladímír Kokshin Yuri Korolev
Doctor of Technical Sciences, Professor
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
JSC "Argus-spektr", St.-Petersburg, Russia
JSC "Argus-spektr", St.-Petersburg, Russia
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia