Научная статья на тему 'Анализ психолого-педагогических условий обогащения и активизации словарного запаса дошкольников в ДОУ'

Анализ психолого-педагогических условий обогащения и активизации словарного запаса дошкольников в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОГАЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ / ENRICHMENT AND INTENSIFICATION / АКТИВНЫЙ / ПАССИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ACTIVE AND PASSIVE VOCABULARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лупанова Анна Владимировна

В данной статье анализируются обогащение и активизация детей дошкольного возраста в программах «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, З. А. Ноткиной и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лупанова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ психолого-педагогических условий обогащения и активизации словарного запаса дошкольников в ДОУ»

8. Караковский В. А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М.: Новая школа, 2011. С. 160.

9. Лизинский В. М. О методической работе / В. М. Лизинский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. С. 160.

10.Михайленко Л. Л. Повышение профессионального уровня педагогов в дошкольном образовательном учреждении / Л. Л. Михайленко // Методист. 2009. № 5. С. 67.

11. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника /Н. Н. Поддъяков. М.: Мысль, 2008. С. 248.

Анализ психолого-педагогических условий обогащения и активизации словарного запаса дошкольников в ДОУ

Лупанова А. В.

Лупанова Анна Владимировна /Lupanova Anna Vladimirovna - студент, кафедра дошкольного образования, факультет психологии и педагогического образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в данной статье анализируются обогащение и активизация детей дошкольного возраста в программах «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, З. А. Ноткиной и др.

Abstract: this article analyses the enrichment and revitalization of preschool children in programs of «Education and training in kindergarten", edited by M. A. Vasilyeva, "Childhood", edited by I. V. Loginova, T. I. Babayeva, Z. A. Notkina etc.

Ключевые слова: обогащение и активизация, активный, пассивный словарный запас. Keywords: enrichment and intensification, active and passive vocabulary.

Обогащение словарного запаса и активизации у детей дошкольного возраста является важным условием для овладения языком, развития понятийного мышления и совершенствования речевого общения.

Следует разобраться, что же такое словарный запас? Словарный запас - это совокупность слов естественного языка, значение которых ребенок понимает и может объяснить.

Словарный запас подразделяется на активный - слова, употребляемые в повседневной речи дошкольника. Активный словарь во многом определяет культуру и богатство речи.

В активный словарь ребёнка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в семье медиков, используют слова медицинской терминологии: здоровье, грипп, переливание крови, операция, шприц и т.д. Дети пекаря - дрожжи, опара, выпечка и т.п. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребёнка язык средством общения [1, с. 90].

И пассивный - слова, понятны при чтении и устном восприятии. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых

дошкольник догадывается по смыслу, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о необходимых психолого-педагогических условиях развития речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников - воспитателей, методистов - возникают затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета - онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста [2, с.78].

В детском саду в основном используются две типовые программы: «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией В. И.Логиновой, Т. И. Бабаевой, З. А. Ноткиной и др.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой - формирование словаря:

На основе обогащения представлений об окружающем расширять и активизировать словарь детей.

Обогащение словаря. Учить детей различать и называть части предметов (у платья, рубашки - рукава, воротник, пуговицы), качества предметов (величину, цвет, материал), различать и называть некоторые сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце, чашка - стакан, стул - табурет); понимать обобщающие слова: игрушки, одежда, растения, посуда, мебель.

Активизация словаря. Активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения (их признаки, действия и местоположения в пространстве) [4, с.150].

Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т.И.Бабаевой, З. А. Ноткиной и др. - развитие словаря:

Действуя с предметами, выявляя их особенности, дети учатся:

- активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и др.), качества и свойства (мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают);

- называть некоторые материалы ( песок, бумага, ткань);

- активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы: названия растений близкого окружения, некоторых домашних и диких животных (кошка, собака, лошадь, медведь, заяц, лиса и др.);

- активно осваивать и использовать в разговорной практике необходимые для успешного общения слова, связанные с этикой общения, культурой поведения, бытовой и игровой практикой и другими необходимыми жизненными проявлениями [3].

В среднем дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться развитию желания и умение проявлять любознательность и инициативу с целью получить новые знания. Для этого необходимо создать эффективную речевую среду для детей: экскурсии, просмотр театральных постановок, просмотр кинофильмов, разнообразное, периодически обновляющееся предметное окружение (книг, словарей, детских энциклопедий, выставки хохломы и др.)

Все развивающие программы детского сада уделяют большое внимание разделу -развитие речи. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А Васильевой и программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, З. А. Ноткиной определены общие критерии, такие как работа, по обогащению словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи и т.д.

Отличие состоит в том, что в программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией В. И Логиновой, Т. И. Бабаевой, З. А. Ноткиной определены не только уровни, но и критерии усвоения детьми родного языка. В

35

частности в программе М. А. Васильевой представлены требования к уровню развития импрессивного и экспрессивного словаря детей. В программе «Детство» под редакцией В. И. Логиновой определены уровни освоения детьми родного языка, в том числе и определен объем словарного запаса на каждом возрастном этапе.

Литература

1. Глазкова Т. А. Организация индивидуальной, коллективной деятельности / Под ред. Т. А. Глазкова. М.: ВЛАДОС, 2001. С. 240.

2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновации тенденций в обучении и воспитании. М.: Изд-во ГНОМиД, 2001. С. 448.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Нотикова З. А. / Под ред. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, З. А. Нотикова. Издание 3, СПБ, Детства-Пресс, 2008. С. 224.

4. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних учебных заведений. Издание 2. М.: Академия, 2000. С. 304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.