Научная статья на тему 'Анализ деятельности учреждений дошкольного образования по формированию основ здорового образа жизни дошкольников (на примере Красненского района Белгородской области)'

Анализ деятельности учреждений дошкольного образования по формированию основ здорового образа жизни дошкольников (на примере Красненского района Белгородской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гененко О.Н., Мирошниченко Е.А, Ряднова С.А.

В статье рассматривается проблема по формированию основ здорового образа жизни детей в учреждениях дошкольного образования. Произведен анализ деятельности учреждений дошкольного образования Красненского района Белгородской области по формированию основ здорового образа жизни дошкольников, в частности проанализированы программы, которые используются в деятельности педагогов в учреждениях ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гененко О.Н., Мирошниченко Е.А, Ряднова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF PRESCHOOL EDUCATION INSTITUTIONS’ ACTIVITIES ON THE FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE BASES OF PRESCHOOL CHILDREN (ON THE EXAMPLE OF KRASNENSKY DISCTRICT, BELGOROD REGION)

The article deals with the problem of forming the foundations of children healthy lifestyle in pre-school education institutions. The analysis of preschool education institutions’ activities of Krasnensky district of the Belgorod region on the formation of the fundamentals of preschool children healthy lifestyle was carried out. In particular, programs that are used in teachers’ activities of pre-school education institutions were analyzed.

Текст научной работы на тему «Анализ деятельности учреждений дошкольного образования по формированию основ здорового образа жизни дошкольников (на примере Красненского района Белгородской области)»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

УДК 378

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

О.Н. Гененко1), Е.А. Мирошниченко2), С.А. Ряднова3)

1,2'3)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1'2'3)e-mail: oks_genenko@mail.ru

В статье рассматривается проблема по формированию основ здорового образа жизни детей в учреждениях дошкольного образования. Произведен анализ деятельности учреждений дошкольного образования Красненского района Белгородской области по формированию основ здорового образа жизни дошкольников, в частности проанализированы программы, которые используются в деятельности педагогов в учреждениях ДОУ.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольное образование, дошкольные образовательные учреждения.

Вопросы формирования основ здорового образа жизни и его сохранения привлекают внимание специалистов не только в медицинской сфере, но и представителей социально-культурной сферы и образования. Формирование культуры личности, взращивание ценностных ориентаций, воспитание мотивации - все это позволяет выполнить педагогика. Понятие «здоровье» рассматривается с различных междисциплинарных позиций. На сегодняшний день здоровье является одной из главных жизненных ценностей для большинства. Дошкольные

образовательные учреждения являются одним из важнейших звеньев в формировании культуры здорового образа жизни подрастающего поколения. Именно в дошкольном образовательном учреждении на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Рассмотрим особенности деятельности учреждений дошкольного образования по формированию основ здорового образа жизни в Белгородской области на примере Красненского района.

Численность проживающих на территории района составляет по состоянию на 1 января 2018 года 12237 человек. Население трудоспособного возраста составляет 52%. Удельный вес старше трудоспособного возраста - 32%, моложе трудоспособного возраста -16% [3].

В Красненском районе функционирует 10 дошкольных образовательных учреждений.

Анализируя количество дошкольных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, мы видим, что все учреждения дошкольного образования Красненского района реализуют образовательную программу дошкольного образования. При этом следует отметить, что все дети Красненского района обеспечены местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (см. табл. 1) [3].

Таблица 1

Итоговое количество организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования в 2018 г.

Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во Числ-ть Числ-ть

учрежде- групп групп мест мест детей в детей в

ний полного дня кратковр. пребыв. полного пребывания кратковременного пребывания группах полного дня группах кратковр пребыв.

1. Муниципальные дошкольные образовательные организации

Всего: 10 27 - 547 - 475 -

город - - - - - - -

село: 10 27 - 547 - 475 -

2. Частные (негосударственные) дошкольные образовательные организации

Всего: - - - - - - -

город - - - - - - -

село: - - - - - - -

Видовое разнообразие групп (МДОУ+ЧДОУ)

Группы общераз 10 24 - 510 - 443 -

виваю-

щей

направ-

леннос-

ти

всего

город: - - - - - - -

село: 10 24 - 510 - 443 -

Группы 3 3 - 37 - 32 -

компенс

ирую-

щей

направ-

леннос-

ти

всего

город: - - - - - - -

село: 3 3 - 37 - 32 -

Группы - - - - - - -

оздоро-

витель-

ной

направ-

леннос-

ти

всего

город: - - - - - - -

село: - - - - - - -

Анализ деятельности учреждений дошкольного образования Красненского района Белгородской области по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников показал, что все учреждения работают по программе «Детство» Т.И. Бабаева. А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловна, «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). Некоторые детские сады реализуют физическое воспитание по программе «Играйте на здоровье» авторов Волошиной Л.Н. Куриловой Т.В. (см. табл. 2).

Таблица 2

Программы и технологии, которые используются в деятельности МДОУ Красненского района в 2018 г.

Наименование программы, автор кол-во ДОО групп детей

1. Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования, на основе которых разработаны основные общеобразовательные программы ДОУ:

1. «Детство», автор Бабаева Т.И. 10 15 305

2. «От рождения до школы» Веракса Н.Е. 10 12 170

2. Программы, используемые для осуществления воспитательно-образовательного процесса:

2.1. Социально-коммуникативное

«Детство», автор Бабаева Т.И. 10 14 280

«От рождения до школы», авторы Веракса 10 13 151

Н Е., Комарова Т.О.

«Основы православной культуры», автор 1 1 24

Шевченко С.Г.

«Основы православной культуры», автор 7 9 136

О.К. Харитонова

«Приобщение к истокам русской народной 7 9 147

культуры»,

автор О.О. Князева

2.2. Познавательное

«Детство», Бабаева Т.И. 10 15 290

«От рождения до школы», Веракса Н.Е. 10 12 175

«Мы», автор Кондратьева Н.Н. 2 2 43

2.3. Речевое

«Детство», автор Бабаева Т.И. 10 14 256

«От рождения до школы», автор Веракса Н.Е. 6 11 161

«Сквозная» программа раннего обучения 10 14 219

английскому языку детей в детском саду и 1-м

классе начальной школы, авторы

Епанчинцева Н.Д., О.А. Моисеенко

2.4. Художественно-эстетическое

«Детство», автор Бабаевой Т.И. 10 14 295

«От рождения до школы», автор Веракса Н.Е. 10 15 178

«Камертон», программа музыкального 1 1 137

образования детей раннего и дошкольного

возраста, автор Э.П. Костина

«Цветные ладошки» 1 1 27

2.5. Физическое

«Играйте на здоровье!», автор Л.Н. Волошина 3 9 188

«От рождения до школы», автор Веракса Н.Е. 7 12 146

«Детство», автор Бабаева Т.И. 10 17 315

3. Специальные образовательные программы:

«Программа логопедической работы по 3 3 32

преодолению ФФН» недоразвития речи у

детей, автор Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) показал, что основными целями раздела «Физическое воспитание» являются охрана и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности.

Авторы программы считают, что в детском саду должны быть созданы благоприятные санитарно-гигиенические условия, позволяющие обеспечивать физическое развитие дошкольников на основе личностно-ориентированного подхода.

В программе рассматриваются различные виды физической деятельности дошкольников в соответствии с возрастными особенностями. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым ребенком, которая заключается в активизации малоподвижных детей и снижении нагрузки у гиперактивных, улучшении психофизического развития ослабленных детей. Большое внимание уделяется выработке у дошкольников выразительности движений, творчества, самостоятельности, развитию самоконтроля и самооценки.

В программе «Детство» (под ред. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и другие) выделен раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». К главной особенности программы можно отнести выделение в ней трех уровней усвоения содержания. Это

позволяет педагогу дифференцировать нагрузку для детей с низким, средним и высоким уровнем физической подготовленности.

Авторы программы считают, что создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду - первооснова его полноценного развития.

Но, несмотря на положительные стороны, многие педагоги-практики, работая по этой программе, сталкиваются с трудностями:

- не выдержана четкая структура разделов физического воспитания дошкольников для каждой возрастной группы;

- не для всех возрастных, групп раскрываются особенности режима дня (распорядок дня, суточный режим, принципы построения);

- информация об организации питания дошкольников раскрывается не во всех программах возрастных групп;

- не уделяется достаточное внимание задачам физического развития и воспитания в каждой возрастной группе (не представлен перечень подвижных игр, не указаны показатели физической подготовленности).

Детские сады «Капелька», «Росинка», «Родничок» используют в своей деятельности современные методики и формы работы.

Несмотря на то, что с одной стороны, дошкольные учреждения осуществляют деятельность, связанную с формированием ЗОЖ дошкольников с использованием различных технологий; с другой стороны, в организации деятельности данных учреждений мы наблюдаем отсутствие системного подхода и фрагментального использования игровых технологий в процессе формирования основ здорового образа жизни дошкольников.

Сотрудничество родителей, педагогических работников, общественности создает условия для положительного воздействия на развитие ребенка дошкольного возраста. С этой целью проводятся родительские собрания, опросы, анкетирование, совместные мероприятия с детьми, спортивные соревнования, спортивные праздники, спортивные развлечения, экскурсии и тому подобное.

Для того чтобы выяснить, каков уровень родительской осведомленности в вопросе культуры здорового образа жизни дошкольников, нами была предложена анкета, результаты которой приведены в таблицах. В анкетировании приняли участие 50 родителей дошкольников, из них 12 мужчин и 38 женщин.

Анализ анкет для родителей показал, что родители знакомы с понятием «здоровый образ жизни» и вкладывают в это понятие правильное питание, занятия физкультурой и спортом, правильную организацию режима дня, отсутствие вредных привычек, закаливание, активный образ жизни, физические нагрузки, положительные эмоции. Литературу по ЗОЖ читают 48% родителей, 48% - иногда читают, 4% опрошенных вообще не читают литературу по здоровому образу жизни. Полученные знания 70% родителей используют в воспитании своих детей, а 30% используют эти знания только иногда (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Читаете ли ВЫ литературу по ЗОЖ?»

Здоровым считают образ жизни в своей семье лишь 56% родителей, 4% признают, что образ жизни в их семье нездоровый, остальные 40% опрошенных думают, что их образ жизни иногда здоровый, иногда нездоровый (то есть родителям не хочется признавать, что образ жизни в их семье нездоровый, так как нарушают они совсем немного: например, мама любит «вкусно» готовить, а папа курит). В своих вредных привычках признались 53% родителей, 33% отрицают наличие у членов их семей вредных привычек, а 13% опрошенных вообще затруднились ответить на этот вопрос (рис. 2).

Затрудняюсь ответить

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Есть ли у вас вредные привычки?»

Питание в семье 58% считают полноценным, 4% - неполноценным; 72% регулярным, остальные 28% родителей о регулярности питания вообще умолчали. Большинство опрошенных (96%) считают, что микроклимат в их семье благоприятный и положительно влияет на их детей, а 4% родителей считают, что микроклимат их семьи отрицательно влияет на детей. Играют и занимаются физкультурой вместе с детьми 53% опрошенных, иногда - 39%, никогда - 8%.

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Занимаетесь ли Вы физкультурой и подвижными играми с детьми?»

Закаливающие процедуры проводят 43% родителей, остальные 57% не занимаются этим. Себя считают здоровыми 56% родителей, нездоровыми - 14%, затруднились ответить 28% опрошенных. Родители считают, что их дети болеют часто (26%), редко (70%), затруднились ответить - 4%. Причинами болезней детей считают: недостаточное физическое воспитание в семье - 13%, наследственность - 13%, предрасположенность к болезням - 44% родителей. На вопрос «Хотите ли Вы участвовать в совместной оздоровительной работе, проводимой в ДОУ?», положительно ответили 75% респондентов, признались, что не хотят - 16%, не дали ответа - 9% опрошенных.

8%

регулярно ■ иногда редко

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Хотите ли Вы участвовать в совместной оздоровительной работе, проводимой в ДОУ?»

Из проведенного анкетирования можно сделать вывод, что родители ориентируются в понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», хотели бы вести таковой, но на деле комплекса мероприятий, соответствующих здоровому образу жизни, в семьях воспитанников нет.

Таким образом, полученные анкетные данные свидетельствуют о том, что большинство родителей в своей субъективной оценке считают свое здоровье нормальным и не проявляют заботу о нем, вместе с тем здоровье детей родителей беспокоит больше.

Анализируя деятельность дошкольных образовательных учреждений Красненского района Белгородской области, мы убедились, что многие образовательные программы последнего поколения пытаются решить проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы в новом ключе. Но, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный недостаток - в них очень слабо разработан вопрос формирования у ребенка отношения к своему здоровью, хотя в оздоровительных программах он должен быть центральным.

Список литературы

1.Мирошниченко, Е.В. Специфика и условия формирования ценностей здорового образа жизни молодежи в культурно-досуговых учреждениях // Материалы Международной научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив». - Казань,

2016. - С. 296-298.

2.Мирошниченко, Е.В., Гененко, О.Н., Ряднова, С.А. Организационно-педагогический процесс планирования в учреждениях культуры и его влияние на эффективность социально-культурной деятельности // EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL. -

2017. - №11. - Автономная некоммерческая организация «Международный исследовательский институт» (Москва). - С. 389-398.

3. Статистический ежегодник. Белгородская область. 2018 : стат. сб. / Белгородстат. -Белгород, 2018. - 580 с.

THE ANALYSIS OF PRESCHOOL EDUCATION INSTITUTIONS' ACTIVITIES ON THE FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE BASES OF PRESCHOOL CHILDREN (ON THE EXAMPLE OF KRASNENSKY DISCTRICT, BELGOROD REGION)

O.N. Genenko1), E.V. Miroshnichenko2), S.A. Ryadnova3)

1 2

' ' )Belgorod State University of Arts and Culture

1 2

' ' )e-mail: oks_genenko@mail.ru

The article deals with the problem of forming the foundations of children healthy lifestyle in pre-school education institutions. The analysis of preschool education institutions' activities of Krasnensky district of the Belgorod region on the formation of the fundamentals of preschool children healthy lifestyle was carried out. In particular, programs that are used in teachers' activities of pre-school education institutions were analyzed.

Keywords: healthy lifestyle, pre-school education, pre-school educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.