ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 2 Копылова В.В. , Рыбина Л.Д.
1Копылова Виктория Вадимовна - студент, Институт высоких технологий;
2Рыбина Людмила Дмитриевна - старший преподаватель, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет,
г. Иркутск
Аннотация: статья представляет результаты опытно-экспериментальной работы по формированию основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста на базе одного из ДОУ. Результатом работы является разработанная программа формирования основ здорового образа жизни, доказавшая свою эффективность для детей среднего дошкольного возраста, а также педагогические условия, в которых работа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников будет эффективной.
Ключевые слова: представления о здоровье, основы здорового образа жизни, дошкольный возраст.
Федеральным образовательным стандартом фиксируется необходимость укрепления здоровья и формирование основ культуры здорового образа жизни в дошкольном детстве.
Таким образом, возникает потребность в создании и оценке эффективности средств формирования культуры здорового образа жизни в дошкольном возрасте.
Говоря об основах здорового образа жизни, мы подразумеваем такие его когнитивные основания, как элементарные знания об устройстве организма, о здоровье, его ценности, основных способах его поддержания и укрепления. Под здоровым образом жизни понимается такой образ жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. Здоровье же в контексте данной исследовательской работы, определяется как характеристика уровня функционирования систем организма человека, включая и систему психической адаптации [1].
Средний дошкольный возраст характеризуется активным усвоением социально-ролевых норм и стереотипов поведения. В поведении ребенка отмечается так называемый «детский конформизм», который проявляется тенденцией к принятию мнения большинства, копировании характерных для ближайшего окружения форм поведения. Исходя из этого, средний дошкольный возраст является оптимальным для активной трансляции норм и форм поведения, относящихся к здоровьесбережению и зож.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра, именно в ходе этой игры активнее всего происходит развитие дошкольника. Она же является предпочитаемым видом деятельности ребенка этого возраста. Исходя из этого, основными формами работы с детьми нами были избраны сюжетно-ролевые игры [2].
При планировании обучающих игр важным является учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, правильный подбор способов и частоты поощрений.
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в 3 этапа. На первом этапе выявлялся исходный уровень сформированности основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста. Второй этап был посвящен апробации программы формирования основ здорового образа жизни, разработанной для педагогов опытного ДОУ, на третьем, заключительном, этапе была проведена оценка эффективности работы [3].
Таким образом мы выявили, что уровень сформированности основ здорового образа жизни существенно изменился после экспериментального формирующего воздействия посредством реализации разработанной программы обучающих игр при следующих педагогических условиях:
- позитивном сенсорном и эмоциональном подкреплении образцов поведения, соответствующих стратегии здоровьесбережения;
- планомерном и поэтапном формировании системы знаний, образцов поведения, целей и ценностей здорового образа жизни у средних дошкольников;
- учёте индивидуальных, возрастных особенностей детей.
В качестве дополнительных позитивных изменений, появившихся после реализации нашей программы, были отмечены:
- повышение интереса к естествознанию;
- развитие коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста;
- улучшение взаимоотношений детей в группе;
- расширение репертуара коппинг-поведения;
- более позитивное отношение к посещению детского сада;
- улучшение взаимоотношений с родителями у некоторых детей.
Таким образом, разработанная программа, показавшая свою эффективность для формирования основ здорового образа жизни, может найти продолжение в закреплении и расширении дополнительных полезных приобретений.
Список литературы
1. Айзман Р.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для академического бакалавриата / Р.И. Айзман, М.М. Мельникова, Л.В. Косованова. М. Издательство Юрайт, 2017. 241 с.
2. Андреева H.A. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста: авто-реф. дис. канд. пед. наук / Н.А. Андреева. Екатеринбург, 2015. 23 с.
3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. 2-е изд., испр. М.: Флинта, 2016. 416 с.
ВЛИЯЕНИЕ ТИПА ЛИЧНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОМФОРТНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА Коротаева И.В.
Коротаева Ирина Владимировна - педагог-психолог, Детский сад общеразвивающего вида № 2, п. Маслова Пристань, Шебекинский район, Белгородская область
Тип личности - это совокупность устойчивых личностных проявлений человека [3]. В психологии выделяют два типа личности: интроверты и экстраверты. Поведение экстравертов ориентировано на окружающих.
Интроверты - это тип личности, поведение которого направлено на себя или вовнутрь.
На сегодняшний день проявление выраженного типа личности является одной из типичных проблем, с которыми часто сталкиваются педагоги и психологи в детских садах. Экстравертированные дети наиболее быстро адаптируются в группе детского сада, они легко приспосабливаются и быстро находят новых друзей, нежели интровертированные [3].