Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ТВОРЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / CONTINUING EDUCATION / PEDAGOGICAL ACTIVITY / TEACHER PERSONALITY / PEDAGOGICAL PROCESS / PEDAGOGICAL SINCERITY / PROFESSIONAL MOTIVATION / PEDAGOGICAL TACT / PEDAGOGICAL SKILL / CREATIVITY / PROFESSIONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шоназаров Джамол Умирзакович, Авазов Шукрулло Ибатович

В статье подробно описаны современные требования к образовательному процессу, профессиональные обязанности будущих учителей в сфере воспитания подрастающего поколения, содержание и цели педагогической деятельности, способы достижения педагогических навыков, педагогических и психологических знаний, профессионально-методическая подготовка. Также дается анализ подготовки учителей и методов обучения, инновационной деятельности, этических качеств, важных аспектов влияния на личность ребенка в педагогическом процессе, взаимоотношений учителя и ученика и психологических проблем педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шоназаров Джамол Умирзакович, Авазов Шукрулло Ибатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TEACHER PROFESSIONAL ACTIVITY AND PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

The article describes in detail the modern requirements for the educational process, the professional responsibilities of future teachers in the field of education of the younger generation, the content and purpose of pedagogical activity, ways to achieve pedagogical skills, pedagogical and psychological knowledge, professional and methodological training. It also provides an analysis of teacher preparation and teaching methods, innovative activities, moral qualities, important aspects of influencing the child's personality in the pedagogical process, teacher-student relations and psychological problems of pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 2 Шоназаров Д.У. , Авазов Ш.И.

Email: Shonazarov6100@scientifictext.ru

1Шоназаров Джамол Умирзакович - старший преподаватель, кафедра социальных наук; 2Авазов Шукрулло Ибатович - старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье подробно описаны современные требования к образовательному процессу, профессиональные обязанности будущих учителей в сфере воспитания подрастающего поколения, содержание и цели педагогической деятельности, способы достижения педагогических навыков, педагогических и психологических знаний, профессионально-методическая подготовка. Также дается анализ подготовки учителей и методов обучения, инновационной деятельности, этических качеств, важных аспектов влияния на личность ребенка в педагогическом процессе, взаимоотношений учителя и ученика и психологических проблем педагогической деятельности.

Ключевые слова: непрерывное образование, педагогическая деятельность, личность учителя, педагогический процесс, педагогическая интенсивность, профессиональная мотивация, педагогический такт, педагогическое мастерство, творчество, профессиональное становление.

ANALYSIS OF TEACHER PROFESSIONAL ACTIVITY AND PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY Shonazarov J.U.1, Avazov Sh.I.2

1Shonazarov Jamol Umirzakovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES; 2Avazov Shukrullo Ibatovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, KARSHI ENGINEERING AND ECONOMICS INSTITUTE, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article describes in detail the modern requirements for the educational process, the professional responsibilities of future teachers in the field of education of the younger generation, the content and purpose of pedagogical activity, ways to achieve pedagogical skills, pedagogical and psychological knowledge, professional and methodological training.

It also provides an analysis of teacher preparation and teaching methods, innovative activities, moral qualities, important aspects of influencing the child's personality in the pedagogical process, teacher-student relations and psychological problems of pedagogical activity.

Keywords: continuing education, pedagogical activity, teacher personality, pedagogical process, pedagogical sincerity, professional motivation, pedagogical tact, pedagogical skill, creativity, professional formation.

УДК 37.015.3

В независимом Узбекистане, где проводится реформа системы непрерывного образования, реорганизация образовательного процесса на основе новых образовательных стандартов, особое внимание уделяется деятельности учителей, их педагогическому мастерству.

Задача педагога - воспитать гармонично развитого человека, в котором сформированы национальные и общечеловеческие качества, - самая благородная, высокая и сложная задача, потому что у каждого ребенка свой характер и очень важно учитывать эти особенности. Молодые люди, готовящиеся к педагогической деятельности, должны знать о таких особенностях. Прежде всего, если мы обратим внимание на содержание педагогической деятельности, педагогическая деятельность -это трудовая деятельность людей, ответственных перед народом, государством, специально обученных воспитанию детей, по подготовке подрастающего поколения к жизни и работе. [1, с. 24].

Педагоги готовятся к работе в образовательных учреждениях Республики Узбекистан: педагогические способности, творчество, бизнес, безупречное владение общечеловеческими и национально-культурными ценностями, светские знания, а также знание божественных наук как общечеловеческой ценности, духовная зрелость, патриотизм, верит в развитие Узбекистана как независимого государства. Понимающий гражданский долг, обладающий совершенными знаниями, навыками, социально-гуманитарными знаниями, психолого-педагогическими, методическими знаниями и умениями, любит профессию учителя и детей, гуманен, требователен, справедлив, педагогически вежлив, способен мыслить свободно и творчески. Должен быть кто-то, кто верит в то, что из ученика вырастет хороший человек, который поможет ему вырасти в разностороннего человека, в бизнесмена.

В каждой работе, по каждому предмету учитель должен быть верен своему долгу. Будущий учитель сможет добиться высоких результатов в своей профессиональной деятельности только в том случае, если он будет рассматривать свой долг в области воспитания подрастающего поколения не как принудительную обязанность, а как смысл своей жизни, вызов доверия и совести. Справедливость в педагогической деятельности заставляет ребенка доверять и любить учителя. Педагог никогда не должен пытаться навязать свое мнение ученикам и получить навязчивую реакцию, иначе отношения между учеником и учителем начнут ухудшаться.

Сегодня психолого-педагогические науки утверждают, что так, как мы хотим воспитывать ребенка, нужно формировать положительное отношение к этим процессам. Как известно, в деятельности формируются те или иные отношения. Многие сложные проблемы образования и воспитания возникают из-за неправильного поведения учителя в общении с детьми. Одним из важных аспектов воздействия на личность ребенка в педагогической деятельности является принадлежность учителя к данному детскому сообществу, инициативность и формирование у него чувства общности «Мы». Потому что в этом процессе педагог заботится об интересах общества и может проявить с ним солидарность. Это укрепляет доверие детей к учителю [2, а 248].

Одним из важных аспектов педагогической деятельности в профессиональном образовании является ее связь с именем учителя. Та или иная его характеристика может увеличиваться или уменьшаться во время тренировки. Прежде всего, это «особенность преподавания», включающая в себя научную подготовку учителя и «личный талант учителя». Объективный характер педагогической деятельности в профессиональном образовании заключается в том, что преподаватель должен хорошо знать предмет и связанные с ним дисциплины, хорошо разбираться в междисциплинарных отношениях, знать методологию науки, соблюдать правила обучения и наконец знать студентов.

Вторая особенность является субъективной и охватывает педагогическое искусство, педагогическое мастерство, педагогическое творчество. Вторая сторона охватывает педагогический такт, педагогическую работоспособность, педагогический талант и искусство. В этом процессе сам педагог должен быть независимым, свободным, творческим, творческим, обладателем новаторской деятельности, всегда находиться в движении и обладать творческим характером, который востребован. Исследования показывают, что удовлетворенность учителей своей профессией и местом работы в одних зависит, прежде всего, от материальной базы учебного заведения, в других - от достижения высоких результатов в педагогической деятельности, в третьих - от взаимодействия с администрацией, в четвертых - от заработной платы. Важный аспект педагогической деятельности зависит от ее мотивации. Педагогическая деятельность делится на мотивационные направления, как и в учебной деятельности. Это внешние мотивы, например, ориентация на результат и процесс их деятельности. Внешние мотивы престижа должности в конкретном учебном заведении, мотивы адекватности оплаты труда часто взаимосвязаны с мотивами профессионального и личностного роста [3, а 62].

В учебном процессе можно выделить три составляющих педагогической деятельности. Это конструктивная (структура), коммуникативная (путь общения) и организационная деятельность. Конструктивным компонентом педагогической деятельности является формирование, построение структуры урока в деятельности учителя. Это включает в себя организацию структуры уроков, формирование внеклассной деятельности учащихся, выбор учебных материалов на основе школьной программы и их доставку учащимся на основе учебников и различных методических разработок. Все это отражается в конструктивной структуре всего учебного процесса, а также в структуре постурочной деятельности. Следовательно, этот компонент важен для работы учителя. Конечно, в процессе построения урока, то есть формирования его структуры, педагог сталкивается с конкретными психологическими проблемами и способами их решения. В то же время требования к учителю, психологические процессы, происходящие в ученике, отражаются во взаимоотношениях между ними, создавая определенные психологические проблемы.

Второй важной частью деятельности учителя является коммуникатив (коммуникативный путь), который является одним из важных процессов в деятельности учителя. Такая ситуация в педагогическом процессе приводит ко многим психологическим проблемам. В этом процессе учитель взаимодействует с учеником, его или ее родителями, администрацией школы и учителями. Именно отношение учителя к ученику и взаимодействие между ними создают множество психологических проблем в конструктивных и организационных отношениях. Честность, искренность и позитивное отношение учителя к ученикам укрепляют его или ее репутацию, а также обеспечивают эффективность урока.

Другой вид деятельности учителя - это организационная деятельность, которая неотделима от конструктивности, они представляют собой целый процесс. Организационный компонент включает три области: организацию идей, которые они хотят выразить; в организации поведения на уроках; в организации деятельности детей, то есть в постоянной активизации процессов их обучения.

Учителя поставили перед собой цель правильно обучить молодых людей и подготовить их к жизни в обществе как зрелых профессионалов. В этой области они преданы своей профессии и движутся к целям, поставленным обществом. Педагогическая преданность - это преданность учителя своей профессии, энтузиазм в процессе обучения, преданность своему делу, деятельности, ответственность, верность своему делу, безграничность его способностей и толерантность. Педагоги, преданные своей профессии, не жалуются на выбранную профессию, они всегда стремятся быть достойными этой профессии. Педагогическая преданность требует терпения и настойчивости.

С годами у педагога развиваются такие качества, как уважение к своей профессии, развитие профессиональных навыков, творческий подход к профессии. Если хорошо видна педагогическая деятельность, то учитель может четко видеть задачи обучения, воспитания, развития и стараться их решать. В этом процессе деятельность мысленно подготавливает разум, выявляет средства воздействия, отслеживает результаты, анализирует, оценивает и ставит новые задачи. Благодаря приобретению знаний обеспечивается рост личности, в результате чего выполняются требования и задачи общества. Для этого педагог должен, прежде всего, разобраться в ситуации, уметь четко видеть процесс освоения каждого ученика, критерии уровня развития как личности. Это, в свою очередь, требует от учителя больших знаний и опыта. Это можно сделать только правильно определив профессиональную деятельность.

Не отворачиваться от помощи команды, не унывать при столкновении с трудностями, видеть свои собственные ошибки и пытаться их преодолеть - это признак того, что он формируется как учитель [4, с. 215]. Как педагог, он или она предан своей профессии и несет ответственность перед обществом. Это означает, что благодаря преданности педагога своей профессии в обществе вырастут хорошие люди, которые будут служить интересам общества.

Список литературы /References

1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». Ташкент, 23 сентября 2020 года. 24 с.

2. Абдурахмонов Ф., Абдурахмонова З. Психология труда. Ташкент, 2016. 248 с.

3. Джалилова С.Х., Хайдаров Ф.И. Психология труда. Ташкент, 2010. 62 с.

4. Мунавваров А.К. В процессе редактирования. Педагогика. Ташкент. Учитель, 1996. 59 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.