Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
586
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ОКНО / ЕАЭС / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агапова А.В.

В статье проведен анализ проблем развития механизма «единого окна» в России как стране ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агапова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROBLEMS IN THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL SINGLE WINDOW MECHANISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzed the problems of the development of the single window mechanism in Russia as a country of the EAEU.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

БИТ 2021 Том 5 № 4 (20) УДК 339.5

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Агапова А.В.

Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

ANALYSIS OF PROBLEMS IN THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL SINGLE WINDOW MECHANISM

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Agapova A.V.

North-West Institute of Management, branch of the Russian Academy of National Economy and

Public Administration under the President of the Russian Federation

Аннотация

В статье проведен анализ проблем развития механизма «единого окна» в России как стране ЕАЭС.

Ключевые слова: единое окно, ЕАЭС, информационное взаимодействие.

Abstract

The article analyzed the problems of the development of the single window mechanism in Russia as a country of the EAEU.

Keywords: single window, EAEU, information interaction.

Известно, что основные направления развития механизма «единого окна» утверждены решением Высшего Евразийского экономического совета еще в 2014 году [1], в Стратегических направлениях развития евразийской

экономической интеграции до 2025 года [2] такое развитие остается приоритетом. Однако до сих пор механизм не заработал в полной мере. Вышесказанное обусловливает актуальность выявления причин, препятствующих развитию «единого окна».

Первая проблема применения механизма «единого окна» заключается в том, что в основным пользователем механизма «единого окна» на сегодняшний день являются таможенные и налоговые органы, но самостоятельно, без участия остальных уполномоченных государственных контролирующих органов (далее - ГКО) данные государственные структуры не могут утвердить алгоритм действий по развитию механизма «единого окна»

Второй проблемой применения механизма «единого окна» является то, что при осуществлении информационного электронного взаимодействия с участниками

ВЭД каждый уполномоченный ГКО использует свое программное обеспечение. Такая ситуация приводит к тому, что техническим разработчикам механизма «единого окна» достаточно сложно связать ЕАИС уполномоченных ГКО в единую электронную систему, что и является основной причиной, которая тормозит развитие механизма «единого окна» в ЕАЭС.

На сегодняшний день в качестве примера ЕАИС уполномоченных ГКО можно привести КПС «Портал Морской порт», который применяется при осуществлении предварительного информирования таможенных органов о прибытии товаров морским транспортом, однако и она не позволяет применять механизм «единого окна» для осуществления полноценного таможенного декларирования товаров и оценки рисков, поскольку состоит из двух блоков: ведомственного, который применяется только должностными лицами таможенных органов и внешнего, который применяется иными уполномоченными ГКО. Следовательно, без соответствующих действий со стороны таможенных органов иные уполномоченные ГКО не могут получить доступ к

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

БИТ 2021 Том 5 № 4 (20)

Рис. 1. Анализ реализованности эталонной модели «единого окна»

информации о товарах и судах, которая аккумулируется в ведомственной части КПС «Портал Морской порт».

Исследовав зарубежный опыт применения «единого окна» [3], установлено, что в каждой стране, где реализован механизм «единого окна», разработана платформа, с помощью которой происходит обмен необходимыми документами и сведениями между заинтересованными сторонами, которыми, в частности, являются государственные органы, уполномоченные организации, участники ВЭД, банки, страховые компании и другие. В России такой портал «единого окна» пока не разработан. Рассматриваемая проблема характеризуется разным уровнем информационного развития уполномоченных ГКО. То есть, в электронном обмене сведениями участвуют ГКО с разным уровнем технического и технологического развития, что также негативным образом влияет на работу механизма «единого окна». То есть, не у всех уполномоченных ГКО автоматизированные системы получения и обработки данных развиты на достаточном уровне, что приводит к разной скорости анализа данных и оценке

возможных рисков несоблюдения участниками ВЭД законодательства в области таможенного дела. Более того, далеко не все уполномоченные ГКО применяют систему управления рисками при работе с участниками ВЭД (только таможенные и налоговые органы), что не дает возможность таможенным органам анализировать информацию с точки зрения управления таможенными рисками, которая аккумулируется у иных уполномоченных ГКО о товарах и участниках ВЭД. Такая ситуация на практике снижает эффективность управления таможенными рисками и тормозит развитие искусственного интеллекта с целью расширения его возможностей с точки зрения таможенного контроля товаров и транспортных средств.

Третья проблема применения механизма «единого окна» заключается в низкой заинтересованности участников ВЭД в применении данного механизма при осуществлении таможенного декларирования. То есть, несмотря на то, что при осуществлении таможенного декларирования товаров у участников ВЭД есть возможность заявлять

6 http://bitjournal.ru

Бюллетень инновационных технологий

БИТ 2021 Том 5 № 4 (20)

в графе 44 декларации на товары минимальное количество сопроводительных документов (только те, которые подтверждают сведения о товарах), большинство декларантов продолжают заполнять графу 44 в максимально возможной степени, объясняя это тем, что в случае, если должностное лицо таможенного органа запросит какой-либо сопроводительный документ, например, уставные документы, то это приведет к увеличению сроков выпуска товаров. То есть, при осуществлении таможенного декларирования товаров большинство участников ВЭД перестраховываются и заявляют в таможенные органы те сопроводительные документы, которые могут быть получены через механизм «единого окна» [4].

Более того, как показала практика работы декларантов с налоговыми органами после выпуска товаров, несмотря на электронное взаимодействие между ФТС России и ФНС России, налоговые органы продолжают требовать от декларантов подтверждения применения нулевой ставки НДС и возврата НДС при экспорте товаров. То есть, декларанту необходимо в налоговый период предоставить в ФНС России бумажную копию таможенной декларации с

Список литературы

1. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 68 «Об Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Решение Высшего совета ЕАЭС от 11.12.2020 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года»// СПС «КонсультантПлюс».

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

отметками таможенных органов о выпуске товаров, в противном случае, декларанты не смогут получить налоговую льготу, даже если она была применена на этапе таможенного декларирования товара на законных основаниях.

Недостаточная вовлеченность в процесс разработки и дальнейшего развития участников внешнеторговой деятельности способствует торможению реализации национального механизма «единого окна». Такие заинтересованные стороны, как, например, банки, страховые компании, как показал опыт внедрения рассматриваемого механизма в других странах мира позволяет достичь сокращения времени и затрат при осуществлении таможенных операций.

До настоящего момента времени эталонная модель механизма «единого окна» не достигнута, что и является главной и следующей нашей четвертой проблемой при развитии национального механизма «единого окна». В целях наглядного представления на рисунке 1 отображены элементы эталонной модели, которые сейчас реализованы и те элементы, которые требуют разработки и дальнейшего совершенствования.

3. Агапова А.В. Развитие механизма «единого окна» в странах ЕАЭС на основе анализа зарубежного опыта // Международная торговля и торговая политика. 2021. № 3. С. 149-162.

4. Новиков М.Б. Анализ проблем функционирования единого экономического пространства Евразийского экономического союза и разработка мер по их решению. // Наука и современность. 2018. № 9. С. 65.

Поступила в редакцию 29.10.2021

Сведения об авторе:

Агапова Анна Вячеславовна - доцент кафедры таможенного администрирования Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», кандидат экономических наук, доцент, email: av_agapova@rambler.ru.

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.