08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
УДК 502/504 : 338.48 : 911.37 С. А. СКАЧКОВА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева»
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И АГРОТУРИЗМА
Дан анализ современной ситуации, складывающейся в туристической отрасли России. Обоснована необходимость обеспечения соответствия требованиям концепции устойчивого развития. Определены перспективы развития экологического и агротуризма.
Туристическая отрасль России, экологический туризм, агротуризм, устойчивое
развитие экономики.
There is given an analysis of the modern situation in the tourist sector of Russia. The necessity to meet the requirements of sustainable development is substantiated. Prospects of the ecological and agro-tourism development are defined.
The tourist sector of Russia, eco-tourism, agro-tourism, sustainable economy.
Формирование эффективной экономики России связано с необходимостью обеспечения соответствия требованиям концепции устойчивого развития каждой отрасли, движения к «зеленой» экономике. Решение задач социально-экономического подъема на современном этапе выявило некоторую дихотомическую особенность развития российской экономики, с одной стороны - акцент на развитие инвестиционной привлекательности ресурсоемких и ресурсодобывающих отраслей в перспективных для освоения регионах, что влечет за собой высокий уровень экологических рисков в результате ухудшения экологической ситуации в России, с другой - заброшенность и отсутствие стимулов к развитию периферийных регионов, сельских поселений и малых городов, что также негативно сказывается на эколого-экономи-ческой ситуации в стране.
Проблема защиты окружающей среды от негативных сил антропогенного и техногенного воздействия человечества с каждым годом становится все более актуальной. Наряду с необходимостью регулирования экологической безопасности в промышленном и сельскохозяйственном производстве воз-
Юв)
никли риски, связанные со сферой услуг как на национальном, так и на международном уровнях.
В последние годы отмечается всплеск интереса к индустрии туризма: численность туристов международного уровня в 22013 году достигла более одного миллиарда, а доля туристической отрасли в мировом ВВП -около 9 %. Возросший туристический поток оказывает экстернальное полярно противоположное двоякое воздействие, с одной стороны, угрожая экосистемам и традиционному укладу жизни местных сообществ, а с другой - открывая перспективы для развития стран третьего мира, депрессивных и слабо развитых регионов внутри стран.
В условиях удорожания валют и предъявления санкций снижение спроса на выездной туризм компенсировано интересом к внутреннему туризму. Число запросов на отдых в России набирает популярность: по данным Ассоциации туристических операторов России, прирост запросов в марте-апреле 2014 года по сравнению с маем-июнем 2013 года составил 30 % [1]. Структурные точки роста многих регионов наряду с развитием промышленного и аграрного потенциалов
5' 2014
акцентируют внимание на туристско-рекреационном комплексе.
Система туристического бизнеса в России, сложившаяся в переходный период под существенным влиянием действия стихийных сил, в настоящий момент обнаружила те слабые места, без ликвидации которых важнейший рычаг поддержки российской экономики не будет действенным. В основном ориентированная на выездной туризм, система туристического бизнеса без поддержки развития внутренней базы оказалась неэффективной.
В этих условиях развитие экологического туризма, как процесса формирования экологических основ социальной ответственности в бизнесе, является действенным ответом на негативные последствия глобализации и консюмеризма в обществе (ИСО 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности»).
Экотуризм - многоплановое и развивающееся понятие, описывающее разнообразие и эволюцию представлений о целях и задачах нового вида туризма. В начале 1980-х годов мексиканский экономист-эколог Г. Цебаллос-Ласкурейн определил экологический туризм как сочетание путешествия с чутким отношением к природе, позволяющим объединить радость знакомства и изучение образцов флоры и фауны с возможностью способствовать их защите. Близкие по содержанию определения дают Всемирная туристская организация, Международный союз охраны природы (МСОП), Международное общество экотуризма, Всемирный фонд дикой природы (WWF).
Представляя собой развивающееся направление в индустрии туризма, экотуризм имеет динамичные формы, проникающие в прежде далекие от экологической ориентации области туристской деятельности, и характеризуется следующими отличительными особенностями, которые можно сформулировать как набор принципов: путешествия в природу с целью знакомства с живой природой, а также с местными обычаями и культурой; сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды; содействие охране природы и местной социокультурной среды; экологическое образование и просвещение; участие местных жителей и получение ими доходов от туристической деятельности, что создает для них экономические
стимулы к охране природы; экономическая эффективность и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов.
Понятие «устойчивый туризм» подразумевает неограниченно долгое поддержание ресурсов, на которых он базируется, включая как природные, так и искусственные ресурсы. Устойчивый туризм, по определению Всемирной туристской организации UNWTO и Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), должен соответствовать следующим требованиям:
отвечать потребностям как туристов, посещающих туристические центры, так и населению последних;
обеспечивать и оптимизировать перспективы будущего развития;
использовать ресурсы таким образом, чтобы удовлетворить экономические, социальные и эстетические потребности, но при этом сохранить культурную уникальность, важнейшие экологические особенности, многообразие биологических видов и жизненно важные системы;
способствовать участию местного населения в развитии туризма и в получении им финансовых и других выгод от этой деятельности;
инициировать сокращение избыточного потребления и отходов;
быть тщательно спланированным в рамках комплексного подхода.
Таким образом, осознание и глобальное распространение экологического императива будет способствовать развитию экотуризма, его идеологии и практики. Возникновение экотуризма связано со следующими тенденциями:
1. Туризм превратился в крупнейшую отрасль мировой экономики. Численность туристов во всем мире настолько возросла, что ущерб, который наносится многим местностям и целым странам, а особенно природным экосистемам, стал вызывать серьезную озабоченность. В то же время стало очевидно, что при рациональной организации туризм может обеспечить реальную финансовую поддержку охране природы и повысить значимость территорий, которые должны сохраняться в первозданном виде, т. е. чтобы охраняемые территории могли «платить за себя». Однако следует признать, что при этом возникает опасность так называемого «гринвошинга» - позиционирования экологической составляющей товара или услуги без достаточных на это оснований.
2. Организация природоохранных действий в интересах местного населения, обеспечение партнерских отношений в системе«бережное отношение к природе -экономическая выгода».
3. Смена приоритетов в индустрии отдыха. Жители городов, особенно в развитых странах, стали предпочитать уголки относительно ненарушенной природы. В противовес традиционному пляжному отдыху возрос спрос на туры активно-познавательной направленности. Так, на стыке важнейших природоохранных, экономических и социальных проблем современности возникла современная концепция экологического туризма - одного из важнейших инструментов устойчивого развития природных территорий.
Развитие рекреации и туризма в России имеет ряд особенностей, отличающих их от западноевропейских: в России туризм рассматривается как одна из форм рекреации, в то время как в европейском и мировом понимании туризм представляет собой понятие более широкое и включает в себя рекреацию как одну из форм туризма; российский туризм и рекреация ранее практически не были связаны с охраной природы и охраняемыми территориями; наиболее строгая и распространенная в России территориальная форма охраны природы, представленная заповедниками, до последнего времени законодательно полностью исключала туризм. Развитие системы национальных и природных парков приблизило Россию к мировым тенденциям. В результате основным звеном в системе особо охраняемых природных территорий России, развивающим природноо-риентированный и экологически ответственный туризм, являются национальные парки и государственные заповедники со строго контролируемым экотуризмом.
В массовом российском туристском бизнесе природноориентированный туризм также развит пока еще слабо. Из московских турфирм, профессионально осуществляющих экологические туры, следует назвать «Центр экологических путешествий» и фонд развития экотуризма «Дерсу Узала». Многие национальные парки и заповедники (в северозападных областях страны, на Волге, Урале, Кавказе, на Байкале, Дальнем Востоке и других районах) стали создавать свои ассоциации - в том числе и в целях формирования объединенных региональных туристических программ. Экологически ориентированные туристические фирмы и ассоциации объеди-
нились в российскую Ассоциацию экологического туризма.
Потенциал развития экотуризма в России ограничивается как устаревшими технологиями (в промышленности, сельском и лесном хозяйстве), так и высокой чувствительностью многих экосистем России к антропогенным воздействиям, их уязвимостью как раз в районах, привлекательных дикой природой или аборигенными формами хозяйства.
Большие возможности открываются для экотуризма практически во всех регионах России, особенно рядом с крупными урбанизированными территориями. Московская область в этом плане представляет собой перспективную площадку для развития.
Экологический туризм тесно связан с «зеленым», или сельским туризмом, который чаще всего рассматривают как разновидность экологического туризма, имеющего как общие, так и специфические особенности. В России экологический туризм сегодня развивается на особо охраняемых природных территориях, сельский туризм предполагает пребывание туристов в антропогенных сельскохозяйственных ландшафтах. Поэтому в экономической литературе понятие «агротуризм» отождествляется с сельским и этнотуризмом. Само понятие «агротуризм» представляет собой вид активной туристско-познавательной деятельности, обеспечивающий, с одной стороны, удовлетворение потребностей туристов в предоставлении качественных услуг, с другой стороны, увеличение занятости сельского населения, рост его доходов и, в конечном счете, сохранение экосистем и получение социально-экономического эффекта.
По мнению Н. С. Лащенко, агроту-ризм является важным сектором современной туристической индустрии, ориентированным на использование природных и других ресурсов сельской местности и напрямую связанным с сохранением национальных традиций и этнокультурного наследия, природной и историко-культурной среды обитания человека, с возрождением и пропагандой традиционных ценностей и образа жизни для создания комплексного туристического продукта [2]. О. В. Власенко расширяет содержание данного понятия и рассматривает агротуризм, с одной стороны, как вид сельских подсобных производств, а с другой - как сектор туристической отрасли, основанный на использовании ресурсов
сельских поселений: экономических, природных и культурно-исторических [3].
Перспективным с точки зрения осознания социальной ответственности бизнеса представляется объединение агро- и экоту-ризма, поскольку потребитель туристических услуг может принимать участие по желанию, например, в сборе дикоросов, рыбалке, охоте и т. д.
В Концепции устойчивого развития сельских территорий до 2020 года в качестве основных механизмов и инструментов выделяются инструменты, направленные в основном на бюджетные трансферты и целевые программы. И в качестве одного из перспективных инструментов устойчивого развития сельских территорий предлагается агротуризм.
По оценкам Всемирной туристской организации, агротуризм входит в пятерку основных стратегических направлений развития туризма в мире до 2020 года.
Важнейшая составляющая агротуриз-ма - социокультурный компонент, поскольку это направление туризма подразумевает использование социокультурной среды конкретной территории в качестве исходного ресурса для создания полноценного конкурентоспособного турпродукта. Именно ценность и значимость социокультурной и природной среды на территории как фактора, обеспечивающего интерес к данной среде во внешнем мире, является отличительной характеристикой такого вида туризма по сравнению с другими направлениями.
Реализация потенциала развития в сегментах экологического и агротуризма предполагает наличие необходимых условий:
природное богатство сельских территорий в своем первозданном виде;
разнообразие природных ландшафтов; этнический состав сельской территории;
благоприятную экологическую ситуацию (отсутствие шумового и светового загрязнения, что способствует снижению уровня урбанистического стресса);
создание законодательной базы регулирования рынка агроэкотуризма;
формирование образа России как территории, привлекательной для внутреннего и въездного агроэкотуризма;
обеспечение целевого финансирования и господдержки малых предпринимателей, заинтересованных в развитии агроэкотуриз-ма;
развитие туристской инфраструктуры в муниципальных образованиях;
наличие свободного жилого фонда в сельской местности, отличающегося доступной ценой проживания;
стимулирование развития малого бизнеса для оказания сопутствующих туризму сервисных услуг;
разработку учебных программ для подготовки кадров;
поддержку продвижения региональных агроэкотуристских продуктов на внутреннем и международном туристских рынках;
стимулирование инвестиций в развитие внутреннего агроэкотуризма.
Систематизация условий позволяет определить задачи развития агроэкотуризма, обращая внимание на невозобновимый характер ресурсных ограничений и обеспечение организационных и инфраструктурных условий.
В настоящее время, например, сельский туризм в Европе приносит около 20...30 % общего дохода туриндустрии. В мире ежегодно путешествуют около 700 млн людей, от 12 до 30 % из них предпочитают сельский туризм. Количество «зеленых» туристов на внутренних рынках значительно выше.
Во Франции, Великобритании, Голландии, Ирландии, Германии, Испании привлечение к деятельности в сфере «зеленого» туризма поощряется на национальном уровне. По популярности отдых в сельской местности в этих странах занимает сейчас второе место после отпусков на море. Например, во Франции лишь 7 % путешествующих останавливаются в отелях, остальные 93 % предпочитают сельские гостиницы и кемпинги. Все более привлекательным становится сельский туризм в Англии, с широким выбором разнообразных услуг по доступным ценам и со специальными скидками для детей.
По мнению специалистов из стран, имеющих развитый сектор сельского туризма, реклама и информация - важнейшая составляющая успеха в этом бизнесе. Богатый опыт развития сельского туризма в странах мира показывает его высокую социальную эффективность. В целом развитие сельского туризма рассматривается как важная социальная программа для поддержки фермерских и крестьянских хозяйств в свободное от сельскохозяйственных работ время.
Агротуризм в последние годы помог разрешить многие проблемы, возникшие у европейского фермерства. Государство при
этом оказывало фермерам, развивающим туристическое направление, помощь - от налоговых льгот до финансовых субсидий, устанавливало четкие «правила игры», помогало с информационной поддержкой в печатных и электронных СМИ.
Для России сельский туризм является относительно новым и перспективным направлением, позволяющим, с одной стороны, горожанам приобщаться к традиционному укладу жизни сельских жителей, с другой стороны - развивать несельскохозяйственные виды деятельности на селе для сельских жителей.
Сам по себе туризм в России является важной отраслью, вносящей ощутимый вклад в ВВП. Если доля туризма в ВВП страны в 2010 году составила около 2,5 %, а с учетом мультипликативного эффекта 6,3 %, в 2011 году - около 3,0 %, в 2012 году его доля составила уже 3,4 % (рисунок).
Структура туристической деятельности в России: 1 - пляжный; 2 - деловой; 3 -оздоровительный; 4 - спортивный (экстремальный); 5 - культурно-познавательный; 6 - круизный; 7 - сельский; 8 - экологический; 9 - паломнический; 10 - событийный; 11 - другие виды туризма
Минсельхозом России определено, что на развитие сельского туризма приходится лишь 2 %.
Для увеличения доли малого и сред-
него предпринимательства в структуре сельского туризма и, как следствие, для комплексного развития сельских территорий необходимо разработать следующий комплекс мер:
ввести комплексную систему стимулов финансовой поддержки сельского туризма (существующие целевые программы субсидирования сельского бизнеса на региональных уровнях имеют невысокую эффективность);
обеспечить нормативно-правовое регулирование агротуризма в России для формирования системы создания и развития сельских турхозяйств;
сформировать развитую инфраструктуру.
К факторам, затрудняющим развитие сельского туризма в стране, следует отнести следующие:
отсутствие продуманной стратегии поддержки частных предпринимателей со стороны администрации районов (кредиты, налоговые льготы, обучение, помощь в рекламе и продвижении);
низкое, не соответствующее уровню рынка качество услуг, предоставляемых местным населением. Отсутствие гостевых домов круглогодичного действия с высоким уровнем обслуживания, отсутствие широкого спектра предоставляемых услуг;
низкий уровень профессиональной подготовки местного населения в сфере организации туристского бизнеса, обслуживания и гостеприимства;
отсутствие системы рекламы и продвижения на туристические рынки, отсутствие системы распространения информации, бронирования мест и регулирования туристического потока.
Указанные проблемы имеют системный характер и должны разрешаться в рамках общей региональной стратегии перехода к устойчивому развитию.
Сельский туризм обладает мультипликативным эффектом. Развивается не только отдельное хозяйство, но и прилегающая территория: связь, музеи и ООПТ, местная промышленность, сфера услуг, традиционные народные промыслы и т. д. Появление даже одного агротуристи-ческого объекта в районе способно оказать благотворное воздействие на его экономику. Очевиден положительный эффект и для экологической обстановки: чем лучше
состояние природы вокруг туристского объекта, тем больше желающих туда попасть. Реализация агроэкотуристической стратегии имеет место в деятельности экофермы «Коновалово» в Московской области, где экотуризм и органическое сельское хозяйство объединены в единое целое.
Защита национальной экономики ставит задачи развития собственной туристической базы, включая экологическую составляющую. Получив определенный импульс в результате изучения международного рынка и конкурентных преимуществ субъектов-фирм, активно действующих на различных уровнях туристического бизнеса, отечественные предприниматели могут существенно повлиять на социально-экономическое развитие конкретной территории, региона (включая депрессивные районы).
Формирование эффективной системы туристического бизнеса сегодня требует действенной системы управления, покомпонентно включающей всю цепочку жизненного цикла туристического бизнеса, с акцентом на сохранение природной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Выполненный анализ показал существующие недостатки в системе организации туристического бизнеса в России: отсутствие нормативно-законодательного обеспечения, передача ведомства Ростуризма из рук в руки, низкая адаптивность туристического бизнеса к изменяющимся внешним и внутренним условиям, высокий риск заемно-кредитных отношений с банками и отсутствие контроля с их стороны, существование туристической индустрии в основном за счет оборотных средств при изменении потоков, предо-платная система средств размещения туристов и авиаперевозок за рубеж с наличием коррупционной составляющей, породившая лавинообразный обвал турагенств (на фоне открытой и тесной конкуренции большого количества субъектов рынка разного уровня), отсутствие системы управления как выездного, так и внутреннего туризма, не позволяющего организовать отделы по туризму на уровне муниципалитетов и т. д.
Сложившаяся ситуация ставит
перед обществом следующие задачи.
Обеспечить прогнозирование развития туристической индустрии с учетом экологических требований на государственном уровне.
Разработать государственные программы формирования эффективной системы работы туристической отрасли, включая экоагротуризм, с предложением грантов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Скорректировать нормативно-правовую базу, обеспечивающую согласованность деятельности органов исполнительной власти по созданию отделов развития туризма и подготовке специалистов, работающих в данной отрасли на уровне муниципалитетов (Федеральный Закон от 06.10.2003 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), подтверждая и обеспечивая формирование туристических кластеров в России.
Изменить процесс формирования массового продукта, ориентируя его на российские просторы; организовать диверсифицированное предложение, включающее новые продукты, пользующиеся спросом, к которым следует отнести экологический и агротуризм.
1. Литвинова Н. В патриотическом настроении //Эксперт. - 2014. - № 29 (908). - С. 18-20.
2. Лащенко Н. С. К вопросу о разработке концепции развития сельского туризма (агротуризма) в Российской провинции: экономический, социальный и социокультурный аспекты [Электронный ресурс]. - URL: http://www.riku.ru/confs/ vrem_cul/Lashenko.pdf (дата обращения 09.09.2014).
3. Власенко О. В. Роль агротуризма в реформировании сельских подсобных хозяйств: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 0800.05. - Улан-Удэ: ВосточноСибирский государственный технологический университет, 2008.
Материал поступил в редакцию 08.10.14. Скачкова Светлана Александровна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Экономика природопользования»
Тел. 8-909-652-37-29 E-mail: [email protected]