Научная статья на тему 'Перспективы развития агротуризма в Витебской области'

Перспективы развития агротуризма в Витебской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2263
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОТУРИЗМ / АГРОУСАДЬБА / ОБЪЕКТ РАЗМЕЩЕНИЯ / АГРОТУРИСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ЭКОТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ. AGROTOURISM / АGRITURISMO / OBJECT PLACEMENT / AGRITOURISM MODEL / ECOTOURISM / TOURIST ROUTE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Карпенко Елена Михайловна, Карпенко Валерий Михайлович

Одним из приоритетных направлений в туристической деятельности является агроэкотуризм, который представляет собой ту сферу деятельности, в которой объединяются направления как экономического, так и неэкономического характера, как международного, так и национального уровня. К факторам, определяющим высокий потенциал области для развития туризма и рекреации, можно отнести следующие: область отличается значительной площадью слабо затронутых хозяйственной деятельностью территорий по сравнению с другими регионами Европы в целом и по сравнению с другими регионами республики; в области концентрируется большая часть ценных и уникальных ландшафтов Беларуси, которые одновременно являются таковыми и на общеевропейском фоне; область обладает уникальным и для Европы, и для страны сочетанием природных рекреационных ресурсов, выгодным географическим положением, что делает ее территорию доступной для европейских туристов. Значение агроэкотуризма для государства в целом, сельской местности и туристов проявляется во многих аспектах. Сельский туризм стал источником дополнительных доходов для местного населения, создания новых рабочих мест, притока инвестиций в развитие инфраструктуры, а также инструментом устойчивого развития местности, формирования ответственного, заинтересованного отношения сельских жителей к сохранению природных ландшафтов и историко-этнографического наследия как ресурсной основы развития данного вида туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of priority directions of tourist activity is agro-ecotourism, which is an area of activity in which directions combine both economic and non-economic nature of both international and national level. The factors that determine the high potential areas for tourism development and recreation include the following: the area characterized by weak economic activity compared with other regions of the Republic and Europe; concentration of a large number of valuable landscapes and unique for both Belarus and the pan-European background; a combination of natural recreational resources, in one region, unique for both Belarus and Europe; and favorable geographical position, which makes the region accessible to tourists from Europe. The importance of rural tourism for the state as a whole, its regions, and tourists shows itself in many aspects. Rural tourism has become a source of additional income for the local population. It is manifested in creation of new working places, investment in infrastructure, sustainable development of area, formation of interest of rural residents in preserving natural landscape and historical and ethnographic heritage as a resource basis for development of this type of tourism.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития агротуризма в Витебской области»

УДК 338.45:620.9(476)

Е. М. Карпенко1, В. М. Карпенко2

1 Белорусский государственный университет 2Белорусский государственный аграрный технический университет

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА В ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ

Одним из приоритетных направлений в туристической деятельности является агроэкотуризм, который представляет собой ту сферу деятельности, в которой объединяются направления как экономического, так и неэкономического характера, как международного, так и национального уровня.

К факторам, определяющим высокий потенциал области для развития туризма и рекреации, можно отнести следующие: область отличается значительной площадью слабо затронутых хозяйственной деятельностью территорий по сравнению с другими регионами Европы в целом и по сравнению с другими регионами республики; в области концентрируется большая часть ценных и уникальных ландшафтов Беларуси, которые одновременно являются таковыми и на общеевропейском фоне; область обладает уникальным и для Европы, и для страны сочетанием природных рекреационных ресурсов, выгодным географическим положением, что делает ее территорию доступной для европейских туристов.

Значение агроэкотуризма для государства в целом, сельской местности и туристов проявляется во многих аспектах. Сельский туризм стал источником дополнительных доходов для местного населения, создания новых рабочих мест, притока инвестиций в развитие инфраструктуры, а также инструментом устойчивого развития местности, формирования ответственного, заинтересованного отношения сельских жителей к сохранению природных ландшафтов и историко-этнографического наследия как ресурсной основы развития данного вида туризма.

Ключевые слова: агротуризм, агроусадьба, объект размещения, агротуристические модели, экотуризм, туристический маршрут.

Ye. M. Karpenko1, V. M. Karpenko2

1Belarusian State University 2Belarusian State Agrarian Technical University

DEVELOPMENT PROSPECTS AGROTOURISM IN VITEBSK REGION

One of priority directions of tourist activity is agro-ecotourism, which is an area of activity in which directions combine both economic and non-economic nature of both international and national level.

The factors that determine the high potential areas for tourism development and recreation include the following: the area characterized by weak economic activity compared with other regions of the Republic and Europe; concentration of a large number of valuable landscapes and unique for both Belarus and the pan-European background; a combination of natural recreational resources, in one region, unique for both Belarus and Europe; and favorable geographical position, which makes the region accessible to tourists from Europe.

The importance of rural tourism for the state as a whole, its regions, and tourists shows itself in many aspects. Rural tourism has become a source of additional income for the local population. It is manifested in creation of new working places, investment in infrastructure, sustainable development of area, formation of interest of rural residents in preserving natural landscape and historical and ethnographic heritage as a resource basis for development of this type of tourism.

Key words: agrotourism, аgriturismo, object placement, agritourism model, ecotourism, tourist route.

Введение. Туризм является одним из крупнейших и наиболее динамично развивающихся секторов экономики Республики Беларусь. Развитие туризма способствует экономическому, социальному и духовному развитию как отдельных регионов Беларуси, так и республики в целом.

Организация туризма базируется на преимущественном развитии его видов и форм, позволяющих максимально и комплексно использовать имеющиеся туристско-рекреационные

ресурсы. В Беларуси созданы самые благоприятные условия для развития сельского туризма -агротуризма.

Агротуризм - именно та новая сфера деятельности и исследований, где прослеживается взаимодействие направлений как экономического, так и неэкономического характера, как мирового, так и национального уровней, в частности предоставление внутренних и международных туристических услуг, развитие эко-

номики регионов и сельскохозяйственного производства, решение глобальных экологических и социальных проблем, сохранение культурного наследия и национальных традиций.

Значение агроэкотуризма для государства в целом, сельской местности и туристов проявляется во многих аспектах. Сельский туризм стал источником дополнительных доходов для местного населения, создания новых рабочих мест, притока инвестиций в развитие инфраструктуры, а также инструментом устойчивого развития местности, формирования ответственного, заинтересованного отношения сельских жителей к сохранению природных ландшафтов и историко-этнографического наследия как ресурсной основы развития данного вида туризма.

Роль и значение агротуризма в развитии туристического бизнеса. Аграрный туризм появился в Европе в начале 70-х годов прошлого века, так как из-за ухудшения экологии во многих крупных городах у населения возникла потребность в общении с природой, в чистом воздухе, природной тишине и натуральных продуктах питания. Восстановление сил человека, сохранение его здоровья - одна из важнейших задач, решаемых в процессе рекреационного обслуживания населения.

Существуют основные концепции развития агротуризма, которые можно объединить в три группы.

1. Организация малых семейных гостиничных хозяйств, усадеб. Эта концепция успешно реализуется в европейских странах. Один из ключевых ее компонентов - принятие национальной социально-экономической программы по развитию сельской местности. Она предполагает перевод части сельского населения из сектора аграрного производства в сектор услуг. Одним из пунктов является поддержка развития сети частных микрогостиниц на базе существующего в сельской местности жилого фонда, сельскохозяйственных и специализированных объектов.

2. Строительство крупных и средних частных агротуристических объектов в сельской местности: специализированных частных отелей в форме стилизованных агротуристических деревень, культурно-этнографических центров и др. Данная концепция характерна для государств с высоким туристическим потенциалом.

3. Создание сельскохозяйственных парков в фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных кооперативах. Концепция, основанная на такой модели, преследует цели популяризации и пропаганды достижений сельского хозяйства страны, сохранения в нем традиционных практических навыков, демонстрации приемов национального сельскохозяйственного производства.

Существующие в мировой практике концепции агротуризма помимо экономических целей призваны решать социокультурные и экологические задачи. Данные концепции фактически определили содержание терминологического аппарата.

Агротуризм рассматривается не только с позиции потребителей туристических услуг, но и с учетом экологического характера, а также как сфера предпринимательства, приносящая фермерам дополнительный доход от сельскохозяйственного производства при организации туристического бизнеса в сельской местности.

Преимущества сельского туризма: 1) для природы: снижается нагрузка на окружающую среду; отходы от пребывания туристов утилизируются владельцами агроусадеб; растет заинтересованность населения в сохранении и процветании окружающей природы; повышается экологическое образование населения в ходе обучения на семинарах для владельцев агро-усадеб; участники сельского туризма принимают практическое участие по расчистке прилегающей к усадьбам территории, улучшению подъездов к объектам сельского туризма; 2) для сельского населения: возможность дополнительного заработка; стимул для приведения своего хозяйства в порядок; возможность занять созидательным трудом взрослых трудоспособных членов семьи; повышение образовательного уровня; стимул для активного изучения иностранных языков; 3) для органов государственной власти: увеличение занятости населения; снижение социальной напряженности; увеличение доходов семей; низкозатратный вид туризма для властей в силу использования ресурсов семей; решение силами организаторов туризма задач государственной власти; возможность дополнительного заработка организациями культуры от обслуживания туристов; дополнительные налоги в бюджет; улучшение внешнего вида населенных пунктов; 4) для бизнеса: увеличение доходов всей сферы обслуживания (магазинов, АЗС, узлов электросвязи, почты и пр.) за счет появления платежеспособных клиентов; возможность создания различных производств в связи с возросшим спросом и гарантированной реализацией товаров и услуг; установление деловых связей и привлечение инвестиций.

Основная причина возникновения и развития сельского туризма - потребность горожан со средним достатком отдохнуть наедине с природой, познакомиться с бытом крестьянской семьи. Причем не только попробовать свежие овощи и фрукты, мясо и молочные продукты, но и принять непосредственное участие в сельскохозяйственных работах.

В последнее время сельские туристические направления становятся все популярнее, а сельский туристический бизнес регистрирует из года в год все больший объем продаж, привлекая немалое количество бизнесменов в эту сферу деятельности. В настоящее время в динамике международных туристических потоков наблюдаются тенденции, благоприятные для сельского туризма.

Таким образом, агротуризм в последние годы получил широкое распространение, он стремительно развивается и приносит доходы, сопоставимые с доходами от традиционных видов туризма.

Опыт и организация агротуризма в зарубежных странах. Как показывает мировая практика, агротуризм в первую очередь предназначается для соотечественников, призван стимулировать внутренние турпотоки, и только на определенном этапе развития агротуры становятся привлекательными для иностранцев. Во многих странах мира аграрный туризм превратился в сектор туристской индустрии, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и другую ее специфику для создания комплексного туристского продукта.

Развитие агротуризма в разных географических регионах имеет свои особенности. А. А. Ба-канова определила четыре основные модели, по которым возможно развитие агротуристической деятельности.

Англо-американская модель возникла в англоязычных странах в послевоенный период, когда национальная экономика пребывала в тяжелом состоянии и требовала немедленных мер по выходу из кризиса. В этот период началось активное строительство автодорог, активизировался автотуризм. Именно автотуристы стали в англоязычных странах основными потребителями услуг агротуризма. Этот факт обусловил следующие характерные черты данной модели: ориентированность на внутренний туризм; предоставление основного набора услуг, поскольку дополнительные услуги, как правило, не востребованы; пренебрежение национальной спецификой (за исключением Англии).

Азиатская модель сельского туризма является полной противоположностью англо-американской модели, поскольку предполагает национальный колорит, большое количество дополнительных услуг и размещение агротури-стов в специально построенных У1Р-деревнях или дорогих национальных гостиницах, расположенных в сельской местности. Азиатская модель развития агротуризма может практиковаться только в тех странах, где выработана высокая культура гостеприимства, туринду-

стрия находится на довольно высоком уровне и наблюдается стабильный приток иностранных туристов из года в год.

Западноевропейская модель возникла в 1970-х гг. во Франции и Италии на фоне кризиса сельского хозяйства, связанного с потерей конкурентоспособности агропродукции на международном рынке. В данном случае агротуризм стал мерой, принятой Евросоюзом для предотвращения деградации и депопуляции аграрного сектора. Факторами успешности развития и функционирования западноевропейской модели являются:

• системная государственная поддержка аг-ротуристских хозяйств;

• нормативно-правовое и рекламно-информационное обеспечение продвижения совокупного национального и региональных агротури-стических продуктов;

• создание ассоциаций субъектов агроту-ризма, поддерживающих порталы с базами данных по всему агротуристическому сектору;

• финансовая поддержка - система льготного кредитования или дотирования агротуристи-ческих хозяйств;

• достаточно высокий уровень комфортности и хорошее состояние жилого фонда.

Восточноевропейская модель сельского туризма распространена в странах Восточной Европы - Болгарии, Польше, Чехии, а также в Греции и на Кипре.

Формирование данной модели происходило в условиях слабо развитого жилищно-коммунального фонда сельского сектора, поэтому требовалась разработка программ по реконструкции деревень, соответственно, эта модель в отличие от западноевропейской является более затратной.

Мировая практика агротуризма подтвердила положительное влияние развития агроту-ризма на экономику и социальную сферу: в регионах, развивающих агротуризм, увеличились доходы сельских жителей, расширился ассортимент сельхозпродукции, были созданы новые рабочие места, началось развитие инфраструктурной сети, активизировался внутренний турпоток.

Условия и ресурсы для развития агротуризма в Витебской области. Опыт развития агроэкотуризма в нашей стране показывает, что у нас есть не только спрос на агротуристиче-ские услуги, но и значительные ресурсы для развития туризма в сельской местности. Уникальная природа, богатое культурное и духовное наследие, которое находит свое отражение в традициях и менталитете белорусского народа, наличие большого количества памятников архитектуры и природы создают хорошие

предпосылки для того, чтобы агротуризм стал важной отраслью экономики.

Беларусь обладает ресурсами, необходимыми для развития агротуризма. Для оценки потенциала развития агротуризма в Беларуси целесообразно использовать так называемую модель трех «А», присутствие которых необходимо для развития туризма любой дестинации - А1хас-йои8 (достопримечательности), Ассе88е8 (транспорт, возможности въезда в страну или район) и Аcсomodation (жилье).

Достопримечательности Беларуси делают ее крайне привлекательной страной для всех видов «зеленых» путешествий: красота и нетронутость природы, дружелюбное, гостеприимное население, многообразие агроландшафтов, своеобразное культурно-историческое наследие. Здесь сохранились крупнейшие в Европе лесные массивы, которые называют «зеленым золотом». В стране более 11 тыс. озер и 20 тыс. рек и ручьев. По площади болот Беларуси нет равных в Европе. Они занимают 11,5% территории республики, при этом 6,1% относится к особо охраняемым местам.

Природные комплексы и экологические системы занимают 57,2% территории нашей страны. Основу развития экологического туризма составляют признанная на международном уровне система особо охраняемых природных территорий, включающая Березинский биосферный заповедник, 4 национальных парка, 97 заказников республиканского значения, 456 заказников местного значения, а также более 900 памятников природы. Республика располагает богатым историко-культурным наследием, которое составляют 4684 памятника искусства, археологии, архитектуры, истории, из них 4 объекта включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Исходя из региональных различий ресурсного потенциала и туристской специализации выделяют 4 основных рекреационно-туристских района Беларуси: Северный (Витебская области); Центральный (Минская и Гродненская области); Западный (Брестская и основная часть Гродненской области); Восточный (Гомельская и Могилевская области).

Богатый природно-рекреационный и познавательный потенциал, живописные холмистые озерно-лесные ландшафты делают Северный район весьма перспективным для туристского освоения.

Роль туристских ресурсов Белорусского Поозерья особенно возрастает в связи с потерей радиационно загрязненных рекреационных территорий на юго-востоке страны.

При проведении районирования территории Беларуси для санаторно-курортного и турист-

ско-рекреационного освоения на основании эстетических качеств ландшафтов, экологического состояния окружающей среды, биоклиматических условий, а также наличия гидроминеральной базы выделено 53 ландшафтно-климатических района различной степени благоприятности.

При этом из пяти наиболее благоприятных ландшафтно-климатических районов республики четыре расположены в пределах Витебской области (Ушачско-Лепельский, Браславско-Ос-вейский, Городокский, Нарочанско-Глубокский).

К факторам, определяющим высокий потенциал области для развития туризма и рекреации, можно отнести следующие:

• область отличается значительной площадью слабо затронутых хозяйственной деятельностью территорий по сравнению с другими регионами Европы в целом и по сравнению с другими регионами республики;

• в области концентрируется большая часть ценных и уникальных ландшафтов Беларуси, которые одновременно являются таковыми и на общеевропейском фоне;

• область обладает уникальным и для Европы, и для страны сочетанием природных рекреационных ресурсов, выгодным географическим положением, что делает ее территорию доступной для европейских туристов.

Витебская область расположена на севере республики в верхнем и среднем течении Западной Двины и верховье Днепра. Площадь 40,1 тыс. км2. Через территорию Витебской области проходит целый ряд важных транспортных коридоров, таких как транспортная магистраль Санкт-Петербург - Одесса через Витебск и Оршу, Критский транспортный коридор II (Берлин - Варшава - Минск - Москва) через Оршу, Критский транспортный коридор IX (Хельсинки -Витебск - Гомель - Киев - Пловдив). Благодаря соседству северо-западной части области с Латвией и Литвой, наличию разветвленной транспортной сети многие экономические связи с Прибалтийскими республиками сохранились и получат дальнейшее развитие.

Витебская область обладает значительным потенциалом развития туризма, прежде всего познавательного, экологического, оздоровительного, сельского, спортивного, паломнического, транзитного.

Накопленное веками культурно-историческое наследие представляет международный интерес, а расположенные на территории региона экологические системы и природные ландшафты уникальны.

На территории Витебской области находится 936 объектов историко-культурных ценностей, внесенных в Государственный список.

В том числе 3 памятника архитектуры имеют нулевую (высшую) категорию ценности - это костел Иоанна Крестителя в деревне Камаи По-ставского района, Софийский собор и Спасо-Преображенская церковь в Полоцке.

Особенностью Витебского региона является развитая сеть особо охраняемых природных территорий, которые занимают 8,6% территории области. В Витебской области находится 21% всех особо охраняемых природных территорий республики. Среди них национальный парк «Браславские озера» (Браславский район), 7 ландшафтных, 4 биологических и 11 гидрологических заказников республиканского значения. Два заказника - Освейский (Верхнедвинский район) и Ельня (Миорский и Шарковщин-ский районы) - имеют международное значение и относятся к Рамсарским территориям. В перспективе планируется расширение сети особо охраняемых природных территорий.

Географическое положение региона в северной части Беларуси, удаленность региона от районов активного земледелия способствовало лучшему сохранению разнообразия и относительно меньшей антропогенной трансформации естественных ландшафтов, чем, например, в южной, юго-восточной и центральной частях страны. А это условие особо актуально в связи с важнейшим требованием современного процесса развития цивилизации - экологизации технологий всех видов производств и туристического процесса в том числе.

Еще одним немаловажным фактором в развитии агротуризма является придорожный сервис. Ежегодно объекты придорожного сервиса посещаются огромным количеством людей, и потому их расположение, количество и состояние сказывается на имидже не только области, но и страны. По территории Витебской области проходят две крупные европейские магистрали Е30 (магистраль М1) и Е95 (магистраль М8), пересекающиеся в районе Орши.

В качестве примера состояния придорожного сервиса Витебской области можно привести магистраль Е30. Автомобильная дорога М1/Е30 проходит от границы с Польшей по территории Брестской, Минской и Витебской областей до границы с Россией. По автомагистрали проходит 60% всех транзитных грузов. Реальный поток составляет в среднем 7000 автомобилей в сутки.

В целях создания благоприятных условий для активизации транзитного и въездного туризма в районах области интенсивно проводится работа по развитию объектов придорожного сервиса.

По состоянию на 01.01.2014 в области действует 291 объект придорожного сервиса. Система сервисного обслуживания пользователей

дороги включает 83 автозаправочные станции, 12 станций технического обслуживания, 80 стоянок, 15 мотелей и кемпингов, 101 постоянный пункт питания.

С целью дальнейшего развития туристской инфраструктуры, в рамках Региональной программы инновационного и инвестиционного развития Витебской области на 2011— 2015 гг., в 2013 г. введено 36 объектов придорожного сервиса. С учетом геополитического положения Республики Беларусь, расширения транспортных коридоров, проходящих по территории области, увеличения транспортных потоков требуется продолжить создание объектов придорожного сервиса на дорогах области. В стадии строительства находятся еще 16 объектов сервиса. Таким образом, развитие объектов придорожного сервиса в Витебской области будет способствовать привлечению туристов и эффективному развитию туристической индустрии.

Первые сельские туристические усадьбы в Беларуси начали возникать еще в 2003 г. Начало развитию туризма в сельской местности тогда положила Белорусская общественная организация «Агро- и экотуризм», созданная в ноябре 2002 г. (сегодня БОО «Отдых в деревне»). На 01.01.2014 в Витебской области зарегистрировано 449 сельских усадеб, а осуществляют деятельность - 382 агроусадьбы.

Анализ агротуристического продукта Витебской области показал, что в основном туристам предлагаются одноэтажные дома (80%) деревянной постройки (67%), в которых для приема агроэкотуристов подготовлены в среднем 2-3 комнаты. Около 70% усадеб работает круглый год [1].

Половина усадеб оснащена современными коммуникациями (вода, санузел). Среди дополнительных услуг можно выделить сбор ягод и грибов (60%), рыбную ловлю (57%), охоту (20%), отдых на воде и велосипедные прогулки (по 43%). Примерно 40% усадеб организуют экскурсии по окрестностям. Составлением экскурсионных программ хозяева преимущественно занимаются самостоятельно. Лишь четвертая часть усадеб предлагает гостям быть участниками традиционных праздников и народных обрядов, а пятая - наблюдать и быть участниками сельского быта. Катание на лошадях и общение с домашними животными предлагают соответственно 30 и 10% усадеб.

В области есть усадьбы, которые имеют необходимые условия для приема и обслуживания людей с ограниченными возможностями: агроэкоусадьба «Ёлочки holiday» Бешенкович-ского района, агроэкоусадьба «Сказка» Бра-славского района и др.

В настоящее время в Республике Беларусь имеется широкий спектр агротуристических хозяйств - от самых скромных усадеб с малым количеством оказываемых услуг до хорошо благоустроенных, комфортабельных и с большой номенклатурой дополнительных услуг.

Таким образом, выгодное геополитическое положение страны, развитие туристской инфраструктуры во всех регионах страны, разработка новых проектов, а также уникальность и первозданность природы способствуют привлечению иностранных туристов в Беларусь и предоставляют широкие возможности для развития туризма в стране.

Анализ тенденций развития агротуриз-ма. Одним из приоритетных направлений в туристической деятельности является агроэко-туризм.

Об активизации деятельности в Республике Беларусь в сфере агроэкотуризма свидетельствует увеличение численности туристов, воспользовавшихся услугами данной сферы за 2013 г., на 22,1% по сравнению с 2012 г. В результате численность агроэкотуристов составила 271,4 тыс. человек, из них граждане Республики Беларусь составили 86,3% [2].

Если в начале своего развития агротуризм вызывал реакции довольно скептические, в первую очередь у самих жителей села, то сейчас ситуация изменилась - в Беларуси на 1 января 2014 г. насчитывалась 1881 усадьба (для сравнения еще в 2006 г. их было всего 72), пользующихся устойчивым спросом как среди белорусов, так и среди иностранных туристов.

Динамика субъектов агроэкотуризма по областям Республики Беларусь представлена в табл. 1.

Таблица1 Динамика развития агроэкоусадеб по областям Республики Беларусь

Динамика субъектов агроэкотуризма показала увеличение их численности в 2013 г. на 6,0% в целом по Республике Беларусь. Наибольший рост числа зарегистрированных агро-экоусадеб отмечен в Брестской области - темп роста составил 127,1% и в Минской области -117,0%.

При этом в Витебской области число субъектов агроэкотуризма в 2013 г. увеличилось с 401 до 449, т. е. на 12,0%. Необходимо отметить, что в Могилевской и Гомельской областях в 2013 г. наблюдалась негативная тенденция сокращения числа субъектов агроэкоту-ризма. Так, если в 2012 г. число агроэкоусадеб составляло соответственно 176 и 358, то в 2013 г. - 162 и 289, т. е. их число сократилось на 7,9 и 19,3%. В Гродненской области число субъектов агроэкотуризма в 2013 г. увеличилось с 229 до 246, т. е. на 7,4%.

Отметим, что в Витебской области агроэко-туризм является одним из наиболее перспективных и быстро развивающихся видов туризма, который, в свою очередь, рассматривается как динамично развивающаяся составляющая национальной экономики [3].

Анализ динамики агроэкоусадеб по регионам Витебской области представлен в аналитической табл. 2.

Таблица 2

Динамика агроэкоусадеб по регионам Витебской области в 2013 г.

Регион Число агроэкоусадеб

01.01.2013 01.01.2014

Бешенковичский 8 8

Браславский 155 181

В ерхнедвинский 11 12

Витебский 10 15

Глубокский 30 34

Городокский 6 6

Докшицкий 10 7

Дубровенский 3 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лепельский 15 26

Лиозненский 16 6

Миорский 25 32

Оршанский 8 9

Полоцкий 25 26

Поставский 24 29

Россонский 25 25

Сенненский 11 10

Толочинский 1 2

Ушачский 5 4

Чашникский 4 5

Шарковщинский 2 3

Шумилинский 5 6

г. Новополоцк 2 2

Итого 401 449

Динамика агроэкоусадеб по регионам Витебской области в 2013 г. показывает, что их число увеличилось на 48, или 12,0%. При этом

Область Год

2009 2010 2011 2012 2013

Брестская 146 151 178 199 253

Витебская 273 322 359 401 449

Гомельская 60 131 332 358 289

Гродненская 156 180 185 229 246

Минская 214 255 304 412 482

Могилевская 78 208 218 176 162

наибольший рост в абсолютном выражении наблюдался в Браславском районе - на 26 усадеб больше (или на 16,8%), чем на начало 2013 г. Необходимо отметить, что в Лепельском районе число агроэкоусадеб за 2013 г. увеличилось на 11 (прирост составил 17,3%), а в Миорском районе - на 7 объектов (прирост составил 28,0%).

Наиболее низкими показателями по числу агроусадеб в 2013 г. характеризуются Дубро-венский, Толочинский, Шарковщинский, Уша-чский районы и г. Новополоцк.

В Дубровенском районе насчитывалась одна агроусадьба, что на 67,7% меньше, чем в 2012 г.; в Толочинском - 2 агроусадьбы, в Шарковщинском - 3, в Ушачском - 4 и в Ново-полоцке - 2 сельские усадьбы. Таким образом, не все регионы Витебской области обладают достаточным агротуристическим потенциалом для создания сельских усадеб.

Далее, чтобы узнать, жители каких стран отдают предпочтение сельскому туризму, проведем анализ динамики туристов, посетивших агроэкоусадьбы Витебской области в 20112013 гг., в том числе по странам, откуда они прибыли.

Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что в 2013 г. число туристов, посетивших агроэко-усадьбы Витебской области, увеличилось на 7984 человека и составило 31 344 человека. При этом агротуризм в Витебской области интересен для граждан Беларуси (84,8%) и России (13,6%).

Таблица 3

Анализ динамики числа туристов, посетивших в 2011-2013 гг. агроэкоусадьбы Витебской области

Наиболее популярными районами Витебской области являются Браславский, Витебский, Глубокский, Полоцкий и Поставский. Практика развития агроэкотуризма в Витебской

области показывает, что в этом секторе деятельности сложились три реальных типа ее субъектов: хозяева сельских усадеб, зарегистрированные в местных органах власти, фермеры, сочетающие ведение хозяйства с приемом туристов в своих домах и усадьбах, а также сами туристы.

Структура объектов агроэкотуризма по типам субъектов хозяйствования свидетельствует о том, что в 2013 г. в Витебской области основная часть (98%) объектов агроэкотуризма создана на базе частных сельских усадеб и только 2% - на базе фермерских хозяйств.

Сельские усадьбы в Витебской области имеют несколько специализаций. Ряд из них просто предлагают отдых в красивой местности с традиционным набором услуг, включающих баню (сауну), бильярд, игры на открытом воздухе.

Некоторые усадьбы позиционируют себя не просто как место отдыха, а как место, где можно познакомиться с обычаями и традициями населения Витебщины: попробовать традиционную кухню, приобщиться к ремесленничеству. Еще одна группа усадеб предлагает знакомство не только с культурой, но и уникальной природой Витебской области. Туристам предлагаются экологические маршруты, знакомство с природными достопримечательностями.

Положительный опыт предоставления таких услуг реализуют агротуристические комплексы «Вера» (Верхнедвинский район), «Деревенская колыбель» (Браславский район), «Приозерная» (Лепельский район).

Ассортимент услуг, которые может предоставлять агротуризм, постоянно увеличивается. Уже сегодня туристы в сельской местности Витебской области могут получать такие виды услуг: сплав по рекам, велотуристиче-ские путешествия, лыжные походы, верховая езда, наблюдение за животными, сбор ягод, грибов, лекарственных растений, плавание и купание, фотоохота, лицензированная охота.

Таким образом, анализ состояния и динамики агроэкотуризма в Витебской области показал, что наблюдается положительная тенденция увеличения агроэкотуристических объектов и притока агроэкотуристов в Витебскую область.

Прогноз развития агротуризма в Витебской области. Для того чтобы определить пути развития агроэкотуризма в Витебской области, представим сильные и слабые стороны, возможности и угрозы условий для его развития. SWOT-анализ условий развития агроэкотуриз-ма в Витебской области представлен в табл. 4.

Представленный SWOT-анализ показал, что, безусловно, Витебская область обладает богатым природно-рекреационным потенциалом для развития агроэкотуризма.

Показатель Год

2011 2012 2013

Всего 19 592 23 360 31 344

В том числе: Республика Беларусь 17 391 18 664 26 567

Российская Федерация 1 806 3 206 4 251

Латвия 45 53 55

Литва 52 57 83

Украина 54 126 85

Польша 26 79 53

Германия 26 16 61

Нидерланды 59 18 10

Другие страны 133 1 141 179

Таблица 4

SWOT-анализ условий развития агроэкотуризма в Витебской области

Сильные стороны Слабые стороны

• Наличие известных природных ресурсов (Браслав-ский национальный парк, Березинский биосферный заповедник, заказники и т. д.) • Высокий удельный вес сельского населения в области • Высокий сельскохозяйственный потенциал области • Многоотраслевая направленность крестьянских и личных подсобных хозяйств • Выгодное географическое положение (близость к границам с Россией, Латвией, Литвой) • Развитость дорожно-транспортных коммуникаций • Привлекательная природа (флора и фауна) • Культурно-исторические ценности (храмы, валуны, археологические памятники) • Уникальное нематериальное наследие (традиции, обряды, ремесло, фольклор, кухня) • Слабое продвижение турпродукта на туристском рынке • Незначительный объем инвестиций • Низкий уровень благосостояния сельского населения области • Недостаточный опыт у населения в развитии агро-экотуризма • Незнание иностранных языков • Низкий уровень развития туристской инфраструктуры в сельской местности • Отсутствие узнаваемости и привлекательности образа сельских регионов (отсутствие узнаваемого бренда) • Отсутствие подробной характеристики экосистем • Минимальный летний температурный комфортный период в области

Возможности Угрозы

• Благоприятный инвестиционный климат для реализации проектов развития туристской инфраструктуры • Создание новых конкурентоспособных туристических объектов • Развитие малого предпринимательства в сельской местности • Создание дополнительных рабочих мест • Рост доходов сельского населения области • Развитие трансграничного сотрудничества • Привлечение иностранных туристов • Ознакомление с белорусскими традициями и культурой • Загрязнение окружающей среды в результате отдыха рекреантов • Конкуренция со стороны туристских центров других регионов Беларуси, а также ближнего и дальнего зарубежья • Потеря туристского рынка из-за низкого уровня туристского сервиса • Социально-экономическая и политическая дестабилизация в Беларуси • Расширение туристской деятельности на особоохра-няемых территориях области • Отток и уменьшение сельского населения «умирание» белорусской деревни

Однако очевидно, что существуют проблемы в сфере развития данного вида туризма, которые носят острый и системный характер. Для их решения необходимы новый подход и программно-целевой метод, позволяющий повысить конкурентоспособность сельских территорий, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития сельского туризма в регионах Витебской области.

Сравнивая слабые стороны сегмента агро-экотуризма области и возможности, сделаем следующие выводы: существующая маркетинговая система продвижения сельского тур-продукта, кадровый, инвестиционный потенциал и инфраструктура туристской отрасли на селе не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся в Витебской области для развития агроэкотуризма. При существующем положении дел будет сложно рассчитывать на активное развитие сельского туризма на Витебщине, что естественным образом отразится как на уровне развития туристской отрасли страны, так и на уровне конку-

рентоспособности сельских территорий области [4-6].

Заключение. Таким образом, выявление перспектив развития агротуризма в Витебской области позволило заключить следующее:

1) необходим новый подход и программно-целевой метод, позволяющий повысить конкурентоспособность сельских территорий, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития сельского туризма в регионах Витебской области;

2) развитие агроэкотуризма требует проведения мероприятий в области нормативно-правовых актов, финансирования, налогообложения, маркетинговой политики, образования, в том числе с использованием мирового опыта;

3) для субъектов сельского туризма Витебской области, чтобы с успехом конкурировать на рынке в сфере агроэкотуризма, необходимо решить проблему качества предоставляемых услуг и сохранения самобытных традиций, выработать определенные критерии и стандарты.

Литература

1. Молодечкин О. В. Витебщина приглашает: каталог агроусадеб области. Новополоцк, 2010. 135 с.

2. Ильючик Т. Проблемы инновационного развития агроэкотуризма в регионе [в Беларуси] // Аграрная экономика, 2009. № 11. С. 64-68.

3. Карпенко В. М., Рутковская Д. А. Перспективы развития агротуризма в Республике Беларусь // Актуальные проблемы инновационного развития агропромышленного комплекса: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Горки, 24-27 окт., 2013 г. / Белорус. гос. с.-х. акад. Горки, 2013. С.132-134.

4. Кликич Л. М., Кукташев И. И. Организационно-экономический механизм привлечения инвестиций в развитие сельского туризма // Экономика и управление. 2011. № 2. С. 107-113.

5. Сельский туризм Беларуси: современное состояние и перспективы развития / Я. И. Аношко [и др.]. Минск: Четыре четверти, 2011. 217 с.

6. Яковенко Н. В., Шилов Ю. М. Модель развития агротуризма «Малое семейное хозяйство» // Экономика. Управление. Право. 2010. № 5. С. 35-37.

References

1. Molodechkin O. V. Vitebshchina priglashaet: katalog agrousadeb oblasti [The Vitebsk region invites: catalog farmsteads area]. Novopolotsk, 2010. 135 p.

2. Il'yuchik T. Problems of innovative development of rural tourism in the region. Agrarnaya eko-nomika [Agricultural Economics], 2009, no. 11, pp. 64-68 (in Russian).

3. Karpenko V. M., Rutkovskaya D. A. Prospects of development of agrotourism in Belarus. Materialy TVMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Aktual'nye problemy innovatsionnogo razvitiya ag-ropromyshlennogo kompleksa" [Materials of the IV International Scientfic and Practical Conference "Actual problems of innovative development of the agroindustrial complex"]. Gorki, 2013, pp.132-134 (in Russian).

4. Klikich L. M., Kuktashev I. I. Organizational-economic mechanism of attracting investments in the development of rural tourism. Ekonomika i upravlenie [Economics and Management], 2011, no. 2, pp. 107-113 (in Russian).

5. Anoshko Ya. I., Vetrakova M., Gaydukevich L. M., Guchik M., Danil'chenko A. O., Klitsunova V. A., Kucherova Ya., Mozgovaya O. S., Poleshchuk N. I., Reshetnikov D. G., Khomich S. A., Yakimchuk N. S. Sel'skiy turizm Belarusi: sovremennoe sostoyanie iperspektivy razvitiya [Rural tourism in Belarus: current state and prospects of development]. Minsk, Chetyre Chetverti Publ., 2011. 217 p.

6. Yakovenko N. V., Shilor Yu. M. The development model of agrotourism "Small family farm". Economika. Upravleniye. Pravo [Economy. Management. Right], 2010, no. 5, pp. 35-37 (in Russian).

Информация об авторах

Карпенко Елена Михайловна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры международного менеджмента. Белорусский государственный университет (220010, г. Минск, пр-т Независимости, 4, Республика Беларусь). E-mail: emkarpenko@mail.ru

Карпенко Валерий Михайлович - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономики и организации предприятий АПК. Белорусский государственный аграрный технический университет (220020, г. Минск, пр-т Независимости, 99, Республика Беларусь). E-mail: vmkar-penko422@yandex.by

Information about the authors

Karpenko Yelena Mikhaylovna - D. Sc. Economics, Professor, Professor, the Department of International Management. Belarusian State University (4, Nezavisimosti Ave., 220010, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: emkarpenko@mail.ru

Karpenko Valeriy Mikhaylovich - Ph. D. Engineering, Assistant Professor, Assistant Professor, the Department of Economics and Agribusiness. Belarusian State Agrarian Technical University (99, Nezavisimosti Ave., 220020, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: vmkarpenko422@yandex.by

Поступила 14.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.