Научная статья на тему 'К вопросу об использовании информационного потенциала Беларуси в развитии агротуризма'

К вопросу об использовании информационного потенциала Беларуси в развитии агротуризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / АГРОУСАДЬБА / ПОТРЕБИТЕЛИ АГРОТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРСЫ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бессараб Дмитрий Александрович

В статье приводятся взгляды автора на причины невысокой эффективности использования агротуризмом туристического и информационного потенциала страны и его роли в оживлении села. Дается характеристика потенциальных потребителей агротуристических услуг, приводятся сведения о размещении и специфике функционирования белорусских агроусадеб. Агротуризм следует рассматривать, с одной стороны, как сектор экономики, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности, а также ее специфики для создания комплексного туристического продукта. С другой как один из ведущих компонентов социально-экономической программы по переводу части аграрного населения из сферы производства в сферу услуг, что должно дать импульс развитию аграрных регионов путем организации нового сектора местной экономики. Актуальность проблемы развития хозяйств данного типа определяется также потребностью в сглаживании сезонности сельскохозяйственного производства, поиском дополнительных источников финансирования для основной деятельности. Для проверки этой информации была проведена регистрация объектов агроэкотуризма, разместивших информацию во всевозможных электронных и печатных источниках. Следует констатировать, что существует острая проблема с информационной составляющей сферы агроэкотуризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании информационного потенциала Беларуси в развитии агротуризма»

ТУРИЗМ

И ЛЕСООХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО

УДК 338.482

Д. А. Бессараб

Белорусский государственный университет физической культуры

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БЕЛАРУСИ В РАЗВИТИИ АГРОТУРИЗМА

В статье приводятся взгляды автора на причины невысокой эффективности использования агротуризмом туристического и информационного потенциала страны и его роли в оживлении села. Дается характеристика потенциальных потребителей агротуристических услуг, приводятся сведения о размещении и специфике функционирования белорусских агроусадеб. Агротуризм следует рассматривать, с одной стороны, как сектор экономики, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности, а также ее специфики для создания комплексного туристического продукта. С другой - как один из ведущих компонентов социально-экономической программы по переводу части аграрного населения из сферы производства в сферу услуг, что должно дать импульс развитию аграрных регионов путем организации нового сектора местной экономики. Актуальность проблемы развития хозяйств данного типа определяется также потребностью в сглаживании сезонности сельскохозяйственного производства, поиском дополнительных источников финансирования для основной деятельности. Для проверки этой информации была проведена регистрация объектов агроэкотуризма, разместивших информацию во всевозможных электронных и печатных источниках. Следует констатировать, что существует острая проблема с информационной составляющей сферы агроэкотуризма.

Ключевые слова: агроэкологический туризм, агроусадьба, потребители агротуристических услуг, информационный потенциал, ресурсы сельской местности.

D. A. Bessarab

Belarusian State University of Physical Culture

THE QUESTION ABOUT THE USE OF INFORMATION POTENTIAL OF BELARUS IN THE DEVELOPMENT OF AGROTOURISM

The article presents the author's views on the reasons of low efficiency of use of agrotourism, tourist and information potential of the country and its role in the revival of the village. The characteristic of potential consumers of agrotourist services is given, data placement and specifics of functioning of the Belarusian agro-estates are provided. Agrotourism should be considered as an economic sector, focused on using of natural, cultural, historic and other resources in rural areas, and its specificity to create an integrated tourism product. On the other hand as one of the leading components of the socio-economic program for the transfer of the agricultural population from the production sector to the service sector, which should give an impetus to the development of agricultural regions through the organization of a new sector of the local economy. The urgency of problem of the development of farms of this type is also determined by needs for smoothing the seasoning agricultural produsion, searching for financial sources for the core activities. The registration of objects of rural turism was carried out to check this information, which placed the information in various electronic and print sources. It Should be noted that there is a severe problem with the information component in the sphere of agroecotourism.

Key words: agroecological tourism, agro-estate, consumers of agro-tourist services, information potential, resources of rural agriculture.

Введение. Агротуризмом называют, как сти, предполагающий аутентично традицион-правило, отдых на природе в сельской местно- ный образ жизни, знакомство с местными обы-

А. А. Бессараб

221

чаями, культурой, сельскохозяйственным производством и пр.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 372 «О мерах по развитию агро-экотуризма в Республике Беларусь» от 2 июня 2006 г. [1], под термином агроэкотуризм понимают временное пребывание граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в сельской местности Республики Беларусь на основании договоров, заключенных с субъектами агроэкотуризма, в целях отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в месте пребывания. Таким образом, с одной стороны агротуризм следует рассматривать как сектор экономики, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристического продукта. С другой - как один из ведущих компонентов социально-экономической программы по переводу части аграрного населения из сферы производства в сферу услуг, что должно дать импульс развитию аграрных регионов путем организации нового сектора местной экономики. Следствием этого должно стать снижение безработицы, замедление темпов миграционного процесса, предотвращение падения жизненного уровня населения и устранение других негативных явлений, ведущих к деградации села.

Велико социокультурное значение агроту-ризма, что выражается в сохранении и популяризации типичного облика деревни, традиционных видов деятельности и ремесел, формировании особого мировоззрения и ментально-сти. Актуальность проблемы развития хозяйств данного типа определяется также потребностью в сглаживании сезонности сельскохозяйственного производства, поиском дополнительных источников финансирования для основной деятельности.

Основная часть. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 гг. [2] рассматривает этот вид туризма в качестве одного из приоритетных для нашей страны. Программой предусматривается создание туристических деревень с постройками в духе традиционного народного зодчества на основе существующих сельских поселений, расположенных в сельской местности, организацию сельских туров с проживанием и питанием в сельских домах, создание аг-

ротуристических комплексов на базе СПК и организацию активного отдыха на природе с использованием фотоохоты.

Регулируется агроэкотуризм в Беларуси рядом нормативных актов, среди которых приоритетное значение имеют Указы Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» [1] и от 27 марта 2008 г. № 185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма» [3]. В соответствии с Указом № 372 деятельность физических лиц в сфере агроэкотуризма не считается предпринимательской, и они должны или постоянно проживать в сельской местности, малых городских поселениях и вести личное подсобное хозяйство, или оказывать услуги в сфере агроэкотуризма в рамках крестьянских (фермерских) хозяйств. Для оказания услуг необходимо письменно проинформировать сельский Совет депутатов о намерении осуществлять такую деятельность и уплатить сбор в размере базовой величины за календарный год. Физические лица дополнительно обязаны подать в налоговый орган по месту жительства заявление о постановке на учет с представлением документа, подтверждающего уплату сбора.

Анализ имеющегося фактического материала показывает, что для Беларуси можно довольно четко выделить три основных типа субъектов хозяйствования, работающих в сфере агроэкотуризма. К ним относятся хозяева сельских усадеб, зарегистрированных и незарегистрированных в местных органах власти, фермеры, сочетающие ведение хозяйства с приемом туристов в своих домах и усадьбах, и крупные сельскохозяйственные предприятия (СПК, ОАО и др.). Заметим, что наибольший удельный вес в объеме агротуристических услуг дает второй из перечисленных субъектов, наименьший - третий.

Практика последних лет показала, что на сегодняшний день уже сложились следующие целевые группы (категории) клиентов сельских усадеб: белорусские туристы-горожане; корпоративные группы, связанные общим местом работы; компании, состоящие из друзей и знакомых; мобильные группы, совершающие многодневные велосипедные, водные и другие путешествия; семьи.

Исходя из ряда проведенных опросов, владельцы агроусадеб предпочитают туристов от 27 лет и старше, а также семейные пары. Молодежь, по их мнению, не всегда управляема, что, скорее всего, и отражает действительность. В настоящее время более

90% отдыхающих являются гражданами Республики Беларусь. Официальной статистики нет, но имеется обрывочная информация, что в 2014 г. в агроусадьбах отдохнуло около 70 тыс. туристов.

Средняя продолжительность пребывания туристов в сельской местности составляет около 2,5 дней. Эти данные позволяют утверждать, что в настоящее время агроэкотуризм скорее представляет собой туры выходного дня для граждан Беларуси и часть общей поездки по стране для приезжих, а вовсе не самодостаточный комплекс туруслуг, каким он развивается в европейских странах. Сотрудничество с туристическими предприятиями пока также находится в зачаточном состоянии. Как утверждают хозяева усадеб, посетители чаще всего узнают о них через сеть Internet и от знакомых, но никак не с помощью туристических компаний.

Несмотря на то что этот вид туризма является одним из приоритетных в Беларуси, мы находимся в парадоксальной ситуации. До сих пор не существует достоверной статистики о действительном количестве агроусадеб на территории страны. Более того, данные различных

Рис. 1. Наличие услуг (признаков) у субъектов агроэкотуризма, в процентах от общего числа

источников противоречивы, и, как показывают исследования, значительное количество официально зарегистрированных усадеб часто работают не круглый год, а только летом.

Для проверки этой информации была проведена регистрация объектов агроэкотуризма, разместивших информацию во всевозможных электронных и печатных источниках. Все доступные для Internet-пользователя усадьбы заносились в таблицу, где были сгруппированы по 130 параметрам.

Результаты оказались следующими. Информационный ресурс включает в себя данные лишь о 330 усадьбах, довольно часто они представлены только наличием номеров телефонов, инициалов владельцев и адреса. Таким образом, констатируем, существует острая проблема с информационной составляющей сферы аг-роэкотуризма. Значительное количество агро-усадеб не представлены в сети Internet, Internet-каталогах или порталах, также не имеют своего сайта и электронного почтового ящика. Сведения об услугах в основном печатаются в каталогах для выставок или находятся в местных органах управления, т. е. доступны малому количеству потенциальных потребителей.

Ä. А. Бессараб

223

Проведя анализ наиболее популярных Internet-источников по агроэкотуризму, можно отметить следующие факты:

- ни один из этих ресурсов не предлагает услуги всех работающих усадеб;

- практически не рекламируются уникальные услуги и проводимые фестивали;

- усадьбы расположены почти бессистемно;

- интерактивность сайтов не отвечает современным запросам;

- отсутствует система продвижение данного вида туризма.

Для полной картины было решено провести анализ статистических данных по субъектам агроэкотуризма в Республике Беларусь.

Выше представлена диаграмма (рис. 1), являющая собой обобщенный образ субъектов белорусского экоагротуризма по значимым потребительским критериям (на примере усадеб Минской области). Столбцы диаграммы представляют собой процент усадеб, имеющих те или иные услуги (признаки).

Наиболее востребованными видами услуг, а следовательно, признаками агроэкотуризма белорусского образца являются наличие леса, душа, рыбалки, бани или сауны, организации питания. Относительно редкими являются домашние напитки, собственная выпечка, Internet, пасека, файер-шоу и др. Нечасто встречаются и такие традиционные для агроэкотуризма виды услуг, как домашний скот, драники, сеновал. Таким образом, у субъектов агроэкотуризма существует множество способов усилить свои позиции на рынке сравнительно малозатратными методами.

120 100 80 60 40 20 0

Рис. 2. Количество информационно доступных агроусадеб Республики Беларусь

Кроме того, была проведена работа по составлению карты размещения агроусадеб на территории Беларуси. Распределение количества объектов исследования по областям показано на рис. 2.

Заключение. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы.

1. Большинство агроусадеб находится в пределах Минской области, что, скорее всего, связано с наличием в ее пределах самого крупного и богатого города страны и большой густонаселенностью по сравнению с другими регионами. Явно отстающей практически по всем показателям является Могилевская область. Причинами этого являются малое количество памятников архитектуры, отсутствие полноценных зон отдыха и развлечений, чистых водоемов и рек в Могилевской области и радионуклидное загрязнение территорий после аварии на ЧАЭС.

2. Трасса Брест - Москва активно застроена агроусадьбами, что, скорее всего, объясняется транзитом туристов в сторону России. Но на отрезке дороги от города Крупки и до самой границы Могилевской области с соседним государством агроусадьбы отсутсвуют вовсе.

3. Вторая по транспортному потоку трасса страны Санкт-Петербург - Одесса практически не имеет объектов агроэкотуризма, что, наверно, можно объяснить меньшим потоком транспорта и отсутствием известных природных и архитектурных объектов.

4. Большинство из агроусадеб находятся вблизи природных и искусственных водоемов или рек. Так, на севере страны это Браславские и Лепельские озера, на юге - реки Припять, Сож и др.

5. Некоторые деревни включают до 4-5 усадеб, что можно использовать, образуя туристские кластеры (д. Селище Брестской обл., д. Ко-марово Минской обл., д. Докудово Гродненской обл., д. Язно Витебской обл. и пр.).

6. Практически отсутствует упорядоченность в расположении усадеб.

В итоге мы наглядно видим невысокую эффективность использования агротуризмом туристического и информационного потенциала страны и его роли в оживлении села.

Литература

1. О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь от 02 июня 2006 г. № 372: с изм. и доп.: текст по состоянию на 28 янв. 2016 г. URL: http://etalonline.by/?type=text&regnum=p30600372#load_text_none_1_ (дата обращения: 28.01.2016).

2. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. Минск: РУМЦ ФВН, 2016. 196 с.

3. О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь от 27 марта 2008 г. № 185: с изм. и доп.: текст по состоянию на 28 янв. 2016 г. URL: http://etalonline.by (дата обращения: 28.01.2016).

References

1. About measures on development of agroecotourism in the Republic of Belarus. The decree of the President of Republic of Belarus from 02 June 2006 no. 372: with changes and supplements: text of Jan. 28, 2016. Available at: http: //etalonline.by//?type=text&regnum=p30600372#load_text_none_1_ (accessed 28.01.2016).

2. Gosudarstvennaya programma razvitiya turizma v Respublike Belarus' na 2011-2015 gody [State program of tourism development in the Republic of Belarus for 2011-2015]. Minsk: REMS FAP Publ., 2016. 196 p.

3. About some questions of activities in the sphere of ecotourism: the decree of the President of the Republic of Belarus of 27 March 2008 no. 185: with changes and supplements: text of Jan. 28, 2016. Available at: http://etalonline.by (accessed 28.01.2016).

Информация об авторе

Бессараб Дмитрий Александрович - кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента туризма и гостеприимства Института туризма. Белорусский государственный университет физической культуры (220020, г. Минск, пр. Победителей, 105, Республика Беларусь). E-mail: dibess1@yandex.ru

Information about the author

Bessarab Dmitry Alexandrovich - PhD (Geography), Assistant Professor, Assistant Professor, the Departament of Tourism Management and Hospitality of The Institute of Tourism. Belarusian State University of Physical Сulture (105, Pobediteley Ave., 220020, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: dibess1@yandex.ru

Поступила 16.02.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.