Научная статья на тему 'Агротуризм Могилевской области: состояние и перспективы развития'

Агротуризм Могилевской области: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
613
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К. А. Зинкович

Анализ одного из направлений туризма (агротуризма) позволяет сделать вывод о том, что его состояние на данном этапе развития требует более организованного подхода при осуществлении этого вида деятельности, создании централизованной системы оказания агротуристических услуг. В статье рассмотрены основные вопросы состояния агротуризма в Могилевской области. Проведен корреляционно-регрессионный анализ с использованием коэффициентов эластичности. Даны практические рекомендации по развитию агротуризма в Могилевской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agritourism in Mogilev region: present state and development prospects

Analysis of one of the trends in tourism (agritourism) helps to conclude that its present state of development requires more organized approach to this kind of activity, creation of centralized system of agritourism services. The article examines the main problems of agritourism in Mogilev region. We have conducted correlation-regression analysis with the help of elasticity coefficients. We have given practical recommendations for the development of agritourism in Mogilev region.

Текст научной работы на тему «Агротуризм Могилевской области: состояние и перспективы развития»

УДК 338.48:63

К. А. ЗИНКОВИЧ

АГРОТУРИЗМ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

(Поступила в редакцию 24.03.14)

Анализ одного из направлений туризма (агротуризма) позволяет сделать вывод о том, что его состояние на данном этапе развития требует более организованного подхода при осуществлении этого вида деятельности, создании централизованной системы оказания агротуристических услуг. В статье рассмотрены основные вопросы состояния агротуризма в Могилевской области. Проведен корреляционно-регрессионный анализ с использованием коэффициентов эластичности. Даны практические рекомендации по развитию агротуризма в Могилевской области.

Analysis of one of the trends in tourism (agritourism) helps to conclude that its present state of development requires more organized approach to this kind of activity, creation of centralized system of agritourism services. The article examines the main problems of agritourism in Mogilev region. We have conducted correlation-regression analysis with the help of elasticity coefficients. We have given practical recommendations for the development of agritourism in Mogilev region.

Введение

На современном этапе развития туристической отрасли Республики Беларусь агротуризм играет достаточно большое значение. Он успешно и активно развивается практически во всех странах. Это прежде всего связано с тем, что в его основе лежит использование естественно созданных природных ресурсов в сочетании с незначительными начальными финансовыми вложениями для начала организации бизнеса.

С географической точки зрения, агротуризм - это туризм за пределами городской черты на территории с низкой плотностью населения, с точки зрения туристского продукта, - это набор разнообразных услуг от проживания в сельском доме, экологических туров, приключенческих походов до непосредственного участия в жизни местного населения [2]. Агротуризм в республике только набирает обороты, и сейчас в его развитии чувствуется активизация поиска новых решений в этой сфере. Развитие агротуризма на уровне областей и регионов во многом зависит от величины и эффективности применения потенциальных возможностей региона для организации данного вида отдыха. При определении таких возможностей необходимо использовать природно-ресурсный потенциал региона. Под последним понимается совокупность естественных ресурсов, являющихся основой экономического развития территорий.

Анализ источников

Агротуризм успешно развивается практически во всех странах прежде всего потому, что чрезвычайно интересный образ жизни владельца усадьбы совмещается с бизнесом, в основе которого лежит первозданность природы и быт деревни [1]. В стране нет достаточного количества научных публикаций, отражающих проблемные моменты в развитии агротуризма в стране и возможные организационно-методические приемы для их устранения, а имеющиеся носят скорее теоретический характер.

Особый интерес среди имеющихся публикаций представляют труды В. А. Клицуновой и А. Лу-ченка. В их трудах отражены фундаментальные основы организации и развития агротуристических услуг. Однако работ, посвященных региональному развитию агротуризма с учетом индивидуальных особенностей территории и формирования новых агротуристических структур, пока нет. Недостаточная разработанность методологических основ формирования и развития агротуризма на региональном уровне обусловили необходимость проведения анализа и разработок в этой области.

Методы исследования

При проведении исследований использовались различные методы: монографический, экономико-статистический, абстрактно-логический, системный подход, экономико-математический.

Основная часть

Рассматривая агротуризм Республики Беларусь в целом, следует отметить, что динамичное развитие этого вида туризма связано, во-первых, с государственной поддержкой объектов агротуризма. Отправной точкой стал Указ Президента Республики Беларусь №372 от 2 июня 2006 г. «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» [6], который предоставил существенные льготы владельцам агроусадеб. Кроме этого, положительно сказалась программа «Белагропромбанка» по предоставлению льготных кредитов, начавшаяся в 2007 г. После этих мероприятий количество агро-усадеб в 2008 г. увеличилось больше чем в 10 раз, и выросло с 34 в 2006 г. до 474 в 2008 г. [7]. При этом такая положительная динамика была характерна для всех областей республики, но наиболее активный рост проявили Брестская (количество увеличилось в 18 раз), Витебская (в 31 раз) и Минская (в 18 раз). Остальные области проявили не такой сильный рывок. Так, в Могилевской области количество агроусадеб увеличилось с 2 до 16 за два года.

Одним из факторов, оказавших существенное влияние на такую разницу в динамике количества агроусадеб по областям, является природно-ресурсный потенциал регионов. Могилевская область в настоящее время характеризуется низким уровнем развития туристического хозяйства и минимальным присутствием специализированных агротуристических маршрутов, отсутствием национальных парков. Но это не должно являться причиной остановки развития агротуризма в целом. Необходимо использовать имеющийся экотуристический потенциал региона, гидрологические заказники, сана-торно-лечебные учреждения, лесные ресурсы в полной мере, и акцентировать на внимание именно на них, так как регион располагается на востоке Беларуси, обладает богатыми природными ландшафтами, культурно-историческим наследием, соседствует с Россией.

Перспективными центрами развития агротуризма области могут стать заказники республиканского значения: «Старица», «Заозерье», «Острова дублеры». Общая площадь этих заказников составляет всего 1,1 % от общей площади территории Могилевской области. И это самый наименьший процент среди аналогичных показателей по республике. Кроме этого, на территории области насчитывается 15 памятников природы республиканского значения (4,5 % от общереспубликанского). Но особую привлекательность региона могут составить старинные усадебные комплексы региона (Быховский, Могилев-ский, Кировский, Горецкий районы). Они могут стать элементами зеленых маршрутов области.

В настоящее время агротуристический бизнес Могилевской области представлен 176 усадьбами (данные за 2012 г.). Этот показатель самый низкий показатель количества усадеб по республике. При этом в области намечается тенденция по снижению их количества: в 2011 г. их было 218 и их количество может продолжать снижаться. В связи с этим возникает вопрос стоит ли стремиться к увеличению агроусадеб в регионе для большего привлечения туристов.

Как показывает практика, туристический поток увеличивается из года в год, несмотря на то, что количество агроусадеб снижается. За 2012 г. Могилевскую область посетили 40,3 тысячи человек (по данным БЕЛТА). На рис. 1 представлена динамика агротуристического потока за последние пять лет по Могилевской области. Мы видим, что количество туристов увеличивается с каждым годом. В целом за пять лет туристический поток увеличился почти в 20 раз. С 2011 по 2012 гг. количество желающих посетить агроусадьбы увеличилось на 56,3 %. Увеличение потока туристов в последние годы связано с созданием и продвижением в сети интернет сайтов и каталогов об агроусадьбах Могилевской области, с размещением информации о предоставляемых услугах и ценовых предложениях.

60000

¿ 50000

л

0 40000

i.

о.

н 30000

л

1 20000

5

^ 10000 о

2008 2009 2010 2011 2012

Год

Рис. 1. Динамика агротуристического потока Могилевской области за 2008-2012 гг.

Для анализа состояния развития агротуризма Могилевской области нами проведен опрос (ста человек в 2013 г.) среди посетителей агроусадеб Могилевской области (табл. 1), и составлена структура расходов потребителей агротуристического продукта с теми суммами, которые они тратят и готовы потратить в будущем.

Таблица 1. Среднестатистические расходы агротуриста Могилевской области за год, %

Статья расходов Сумма

фактически Перспективная

Проезд до агроусадьбы 30 20

Оплата проживания 25 19

Экскурсии 10 15

Питание 24 24

Культурно-массовые развлечения 9 17

Оздоровление - 3

Прочие расходы 2 2

ИТОГО 100 100

Структура расходов агротуристов Могилевской области

По данным опроса было выявлено, что туристы готовы тратить на 50 % больше своих текущих расходов, если им будут предложены культурно-массовые развлечения и экскурсии. Посетители аг-роусадеб большую часть своего бюджета тратят на проезд и проживание: 30 % и 25 % соответственно, при этом в будущем они хотели бы уменьшить данные расходы, и увеличить расходы на экскурсии и культурно-массовые развлечения (посещение фестивалей, комплексов и т.п.). Высокую долю расходов составляют проезд до места отдыха, оплата проживания и питание, в целом 79 %. В будущем туристы хотели бы сократить расходы на проезд и проживание, увеличив при этом расходы на экскурсии и культурно-массовые мероприятия. Это свидетельствует о готовности туристов нести большие расходы на свой отдых, но в регионе отсутствует предложение агроусадеб для организации данного вида отдыха для своих постояльцев. В связи с этим агроусадьбы теряют часть прибыли, которую они могли бы получить, предоставляя своим туристам развлечения, а не только проживание, питание и самые элементарные виды отдыха (рыбалка, баня и т. д.).

Вместе с тем основными показателями деятельности агроусадеб являются полученная прибыль и количество принятых туристов. Поэтому нами был проведен корреляционно-регрессионный анализ, который позволил определить связь между факторными и результативным показателем. Этот метод является логическим продолжением и углублением более простых методов. Анализ проводился по данным Могилевской области.

Для проведения анализа используем уравнение регрессии:

У=А0+ВА+В2Х2,

где У - результативный показатель - доход агроусадеб за год, тыс. рублей; Х1 - факторный показатель - численность агротуристов, чел.; Х2 - факторный показатель - количество агроусадеб в области; А0, В1, В2 - параметры уравнения регрессии.

Исходные данные для проведения анализа приведены в табл. 2.

Таблица 2. Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа

Год Численность агротуристов, чел. (Х1) Количество агроусадеб, (Х2) Доход от агротуристической деятельности, тыс. рублей (У)

2008 2034 16 93211,8

2009 7319 78 447394,1

2010 13134 208 785180

2011 26241 218 2151107,2

2012 40300 201 4400000

В процессе расчетов получили следующие парные коэффициенты корреляции (табл. 3). Таблица 3. Данные корреляционно-регрессионного анализа

Показатели Доход от агротуристической деятельности, тыс. рублей (У) Численность агротуристов, чел. (Х1) Количество агроусадеб, (Х2)

Доход от агротуристической деятельности, тыс. рублей (У) 1

Численность агротуристов, чел. (Х1) 0,984415032 1

Количество агроусадеб, (Х2) 0,646627832 0,761700115 1

По расчету мы получили: связь между доходом от агротуристической деятельности и численностью агротуристов сильная - 0,98, а между доходом от осуществления деятельности и количеством агроусадеб - средняя - 0,64.

С помощью средств Microsoft Excel мы получили следующие результаты регрессионного анализа (табл. 4).

Показатели Коэффициенты Стандартная ошибка

У-пересечение -117353,6102 168213,1695

Численность агротуристов, чел. (Х1) 133,3405513 9,258795523

Количество агроусадеб, (Х2) -4725,910478 1564,050662

По расчетам мы получили следующее регрессионное уравнение:

У= -117353+133,3X1-4725,9X2.

По результатам анализа выявляется следующая ситуация: при увеличении количества агроусадеб их доход будет уменьшаться. Это свидетельствует о том, что нет необходимости постоянно увеличивать количество агроусадеб в регионе, их уже имеется достаточное количество и необходимо правильно организовать их работу для достижения максимальной прибыли.

Для характеристики силы влияния Х1 и Х2 на результативный показатель У рассчитаем коэффициенты эластичности:

Эх1=1,50; Эх2=-0,43.

Экономический смысл параметров коэффициентов эластичности следующий: с увеличением количества агротуристов на 1 % от среднего уровня сумма дохода агроусадеб возрастет на 1,5 %, а при увеличении количества агроусадеб на 1 % от своего среднего значения доход агроусадеб уменьшится на 0,53 %.

Заключение

После всех проведенных расчетов напрашивается вывод, что в области создано достаточное количество агроусадеб. Но при этом не организована на достаточном уровне программа отдыха как отечественных туристов, так и зарубежных. С учетом всего этого и изучения зарубежного опыта организации агротуристического бизнеса, а также научного подхода к процессу организации агротуристиче-ского бизнеса нами предлагаются следующие элементы его совершенствования:

- необходимо создавать программы развития агротуризма в регионах с возможностями кооперации с другими участниками рынка для увеличения продолжительности пребывания туристов на усадьбе;

- создавать региональные центры развития агротуризма, которые включали бы в себя содействие развитию агротуризма в регионе, организационно-методическое содействие, оказывали помощь в организации культурно-развлекательных туров для туристов, привлечении инвестиций и др.;

- в связи с тем, что более 80 % агротуристов граждане Республики Беларусь, то необходимо создавать специализированные программы для туристов из иностранных государств, для которых особый интерес предоставляют национальный колорит, знакомство с культурным и историческим наследием региона;

- в районе необходимо создать одну крупную модельную агроусадьбу, которая станет примером развития для остальных;

- увеличивать возможные предложения вариантов отдыха на усадьбе, организацию экскурсий совместно с музеями, домами культуры и т. д.;

- развивать инфраструктуру в сельской местности (в частности дорог), для облегчения проезда посетителям усадеб.

Заключение

Создание всего вышеперечисленного в регионе позволит организовать дополнительные рабочие места, повысит занятость сельского населения, всем этим обеспечивая экономический эффект от развития агротуризма в области.

Агротуризм Могилевской области требует создания комплексной схемы развития агротуризма включающей в себя создание зеленых туристических маршрутов, комплексных туров с посещением достопримечательностей, фестивалей, музеев и т. д. Могилевская область обладает необходимым потенциалом для развития агротуризма, уникальными историко-культурными памятниками (усадьбами), минеральными источниками, водными ресурсами.

Практическая значимость результатов исследования состоит в предложении практических рекомендаций по развитию агротуризма в Могилевской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кабушкин, Н. И. Менеджмент туризма: учебник / Н. И. Кабушкин. — Минск : Новое знание, 2004. — 408 с.

2. Лученок, С. А. Агротуризм: мировой опыт и развитие в Республике Беларусь / С. А. Лученок. — Минск: БГЭУ, 2008. — 198 с.

3. Информационный портал БУСЕЛ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.busel.org/texts/ cat3ai/ id5rwzyey. html. — Дата доступа: 10.01.14.

4. Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы : учебник. — М. : Финансы и статистика. — 2001. - 272 с.

5. Министерство спорта и туризма. Беларусь туристическая [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mst. by/ru/ tourists-belarus. — Дата доступа 10.01.14.

6. О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006г № 272 [Электронный ресурс]. - 2012 . - Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=1/7647.htm- Дата доступа: 15.01.2014.

7. Статистический сборник: Туризм и туристичесские ресурсы Республики Беларусь, 2012 г. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2012. - 130 с.

8. Machattie, K. Delivering customer value through marketing / К. Machattie. — London : BPP Learning Media Ltd, 2009. - P. 4.

9. Kaczmarek, J. Produkt turystyczny albo jak organizowac poznawanie swiata : Podr^cznik. / J. Kaczmarek, A. Stasiak, B. Wlodarczyk. — Lodz : Uniwersytet Lodzki, 2002. — P. 14

10. Количество агроэкотуристов в Минской области за 2010-2012 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/regions_627042.html. - Дата доступа: 15.01.2014.

УДК 338.5:339.172(476)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. С. ОБУХОВИЧ, Г. В. ГУРИКОВА

СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ТОВАРНОМ БИРЖЕВОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(Поступила в редакцию 26.03.14)

В статье приведен анализ механизма ценообразования на товарной бирже в Республике Беларусь, специфика его нормативного регулирования, а также особенности его практического применения в деятельности ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Сделан вывод о необходимости структурных изменений в системе государственной поддержки товарной биржи. Практическая реализация полученных результатов и выводов позволит повысить уровень экономической эффективности сельскохозяйственных предприятий и создаст условия для продвижения товаров на рынке.

The article presents analysis of the mechanism of price formation at the commodity exchange in the Republic of Belarus, the specific character of its normative regulation, as well as peculiarities of its practical application in the activity of 'Bela-rusian universal commodity exchange '. We have made a conclusion about the necessity of structural changes in the system of state support of commodity exchange. Practical realization of obtained results and conclusions will help to increase the level of economic efficiency of agricultural enterprises and to create conditions for goods promotion at the market.

Введение

Цена является важнейшим индикатором состоятельности и устойчивости экономики. Ценообразование, как никакой другой инструмент, самым непосредственным образом влияет на эффективность хозяйственного и экономического механизмов. Поэтому ценообразование и цены - основные рычаги регулирования темпов социально-экономического развития [4].

В настоящее время ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (далее БУТБ) - активный помощник государства в формировании организованного оптового товарного рынка, действенный инструмент стимулирования прозрачных экономических отношений, создания конкурентной среды и свободного ценообразования. Поэтому одна из главных задач любой биржи (и БУТБ в частности) -создать здоровую конкуренцию и определить диапазон справедливых цен на товары собственного производства и товары, импортируемые в страну [1].

Цены, формируемые на товарных биржах, наиболее полно отражают их рыночную сущность. Они являются прозрачными (открытыми), регулярно публикуются в средствах массовой информации. Поэтому они могут с полным основанием служить ориентиром для заключения сделок организациями во внебиржевой торговле.

Анализ источников

Общие вопросы ценообразования на биржевых торгах в достаточной степени регламентированы законодательством Республики Беларусь. Основным нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы ценообразования на биржевых торгах являются: Директива Президента Республики Беларусь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.