УДК338.48:64(476)
ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ АГРОЭКОТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
М. З. ФРЕЙДИН, С. П. САСКЕВИЧ
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213410, e-mail: [email protected], [email protected]
(Поступила в редакцию 28.01.2019)
Агроэкотуризм требует к себе особого внимания как со стороны государства, так и со стороны населения и должен быть направлен на плодотворную работу в изучении проблемных сторон агроэкобизнеса. Основное внимание в статье уделяется и созданию новых форм агроэкотуризма в Республике Беларусь, направленных на обеспечение развития агробизнеса. В ходе исследования было выявлено отсутствие стратегии продвижения агроэкотуризма. Современные и новые формы агроэкотуризма должны быть направлены на поддержание средств к существованию бизнеса посредством социально-экономических преобразований. Значительные социально-экономические преобразования в сельских районах посредством туризма остаются серьезной проблемой развития.
Для сбора первичных данных использовались личные интервью с владельцами усадьб. Для отбора респондентов применялись удобные методы выборки. Данные были проанализированы и разбиты на этапы.
Для того, чтобы Республика Беларусь эффективно трансформировала свою экономику с помощью туризма, необходимо планировать этот процесс, формулировать и осуществлять соответствующие стратегии и политику экономического и социального развития. Для более быстрого и эффективного развития агроэкотуризма необходимо рационально применять его современные формы и вести исследования для создания новых продуктивных форм.
Ключевые слова: агроэкотуризм, агроэкоусадьба, формы агроэкотуризма, сельское хозяйство, экология.
Agroecotourism require particular attention, both from the government and from the public and should be focused on productive work in the study of problematic sides of agroecobusiness. The article focuses on modern forms and creation of new forms of agroecotourism in the Republic of Belarus aimed at ensuring the development of agribusiness. The study revealed the absence of a strategy to promote agroecotourism. Modern and new forms of agroecotourism should be aimed at maintaining the livelihood of business through socio-economic reforms. Significant socio-economic changes in rural areas through tourism remain a major development challenge.
Personal interviews with the owners of the estates were used to collect primary data. Convenient sampling methods were used to select respondents. The data were analyzed and divided into stages.
In order for the Republic of Belarus to effectively transform its economy through tourism, it is necessary to plan this process, formulate and implement appropriate strategies and policies for economic and social development. For more rapid and effective development of agroecotourism it is necessary to rationally apply its modern forms and conduct research to create new productive forms.
Key words: agroecotourism, agroecomansion, forms of agroecotourism, agriculture, ecology.
Введение
Агроэкотуризм - это одна из наиболее быстро развивающихся отраслей сферы туризма в Беларуси. Ее развитие позволяет выгодно использовать сложившиеся тенденции на мировом туристическом рынке, природные богатства, историческое и культурное наследие.
Агроэкотуризм является прямым туристическим предложением, неразрывно связанным с сельским хозяйством и окружающей средой.
Такая форма туризма, весьма маргинальная сегодня по сравнению с другими, и представляет большой интерес. Агроэкотуризм может стимулировать туризм, сельское хозяйство и экологию, что является тройным преимуществом и позволяет сохранить ландшафты и биоразнообразие сельской местности. Ожидается, что в будущем он будет иметь огромный потенциал, поскольку затрагивает основные социально-экономические тенденции, такие как повышенный интерес к проблеме здорового питания и привлечению более устойчивого туризма, а также к экологии.
В статье приведены результаты проведенного исследования современных форм агроэкотуризма в Республике Беларусь и выявлены их новые формы, которые приводят к более широкому подходу в этом виде бизнеса.
Основная часть
В Республике Беларусь на начало 2018 года агроэкотуристическую деятельность осуществляли 2319 субъектов агроэкотуризма, услугами которых за 2017 год воспользовалось 351 128 человек, в том числе 58 иностранных государств.
Красота природы, самобытный белорусский фольклор, праздники, обряды, традиции, национальная белорусская кухня и теплый радушный прием - все это оставляет неизгладимые впечатления и эмоции у гостей.
Проблема продовольствия вызывает растущий интерес у потребителей к здоровым пищевым продуктам. Проведение в агроэкоусадьбах праздников часто дает возможность туристам открыть для себя новые вкусы и насладиться «духом места», дегустируя местные экологически чистые продукты и любоваться всем вокруг [1].
Чтобы лучше понять агроэкотуризм сегодня и определить его формы, для этого необходимо было провести полевые наблюдения. При проведении полевых наблюдений мы использовали методы исследований, которые могут варьироваться по мере их продвижения (формальные интервью, документы всех видов, анализ рекламного материала и даже личные переживания). Научный процесс должен быть детализирован на каждом этапе.
В ходе исследований имели место три этапа и определение форм агроэкотуризма. На первом этапе - наблюдение за предложением в агроэкотуризме в различных областях Республики Беларусь, которые показали динамизм сектора и его разнообразие. На втором этапе - наблюдения участников, которые являются туристами, что позволило увидеть предложения агроэкотуризма глазами клиента, посмотреть, как они работают. На третьем этапе - формальный сбор данных путем опроса специалистов в области туризма, чтобы узнать о предложениях на рынке их деятельности.
На первом этапе мониторинга ставилась задача собрать более 100 рекламных буклетов в туристических офисах в разных областях республики. Кроме того, были получены консультации у менеджеров туристических сайтов. Изучение расшифрованной документации показало:
1) туристические офисы выделяют мало предложений, связанных с сельским хозяйством и экологией;
2) интернет, напротив, изо всех сил пытается определить предложения в агроэкотуризме. Поэтому туризм, связанный с сельским хозяйством и экологией, который уже существует на самом деле, слабо признан; 3) предложения агроэкотуризма могут выходить за пределы сельских районов. Таким же образом формы агроэкотуризма могут существовать в городской или исторической среде.
На втором этапе для сбора информации нами проведены на основе анализа сектора агроэкотуризма. Было осуществлено путешествие по туристическим маршрутам (маршрут шаповалов в Дрибине, маршрут вдоль реки Сож в Черикове), посещение фермерской агроусадьбы «Фольварк королевской голубики» в Червенском районе Минской области и «Кони-Пони» в Воложинском районе Минской области, замок в городе Несвиж Минской области, агроэкоусадьбы «Гринвэй фрут», расположенной в п. Янтарный, Гомельском районе и др.
На третьем этапе исследований совместно с «друзьями-туристами» изучалась карта агроэкотури-стических маршрутов, которая предлагает туры по крестьянским (фермерским) хозяйствам, кооперативам, конефермам и агроэкоусадьбам. Положительным примером является деятельность аг-роэкоусадьбы «Гринвэй фрут», которая расположена сразу за городской чертой.
Для выявления современных форм агроэкотуризма использовался метод «Интервью» с туристическими агентствами, позволяющий перейти к более формальной фазе научного анализа. Проводился опрос менеджеров (интервьюеров) из туристических агентств, которые являются экспертами и хорошо осведомлены о спросе и предложениях на рынке услуг. Стратегия отбора проб заключалась в определении туристических агентств, которые в принципе представляют интерес для выявления форм агроэкотуризма в Республике Беларусь.
В частности, было опрошено десять туристических агентств. Вопросы были сосредоточены на формах экологического и сельскохозяйственного туризма в крестьянских фермерских хозяйствах и в агроэкоусадьбах, а также учтены мнения экспертов о потенциале развития, а затем дана оценка устойчивости форм агроэкотуризма. Наблюдаемые объекты достаточно однотипны . Они предлагают летний туризм (походы, природа, рыбалка, ночлег, иногда озера) и зимний (рыбалка, баня, лыжи, проведение праздников). Интервью завершалось анализом собранных рекламных материалов и обзором рекомендованных веб-сайтов. В таблице приведены результаты форм агроэкотуризма.
Сектор Интервьюеры Формы агроэкотуризма Мнение о потенциале туристической деятельности
Проживание Питание Туры Реализация товаров Проживание на ферме Гастрономия Туризм Продажа местной продукции Музеи Туристическая тропа Экологическая тропа Пребывание Проведение праздников Прогулка на лошадях (иппотера-пия)
1 «Вясёлы хутар», д. Староселье, Клецкий район, Минская обл. ++* +++ ++ * * ++ ++ + + + 3
2 «Кони-пони», д. Ми-халово, Воложинский район, Минская обл. ++ + ++ + + + + +++ 3
3 «Гаенские истоки», д. Гайна, Логойский район, Минская обл. + + + + ++ ++ + + * 2
4 «Кроличья нора», г. Заславль, Минский район + + + ++ + + ++ * 1
5 «Несвижская» г. Не-свиж, Минская область +++ + ++ + ++ ++ + ++ + 3
6 «Фольварк королевской голубики», д. Красный берег, Червенский район, Минская обл. + ++ + + + ++ + + + 2
7 «Гринвэй фрут», п. Янтарный, Гомельский район ++ + +++ + + ++ + + ++ 3
8 «Сож», г. Чериков, Могилевская область + + + + + ++ + ++ 2
9 «Ангелика», д. Прилепы, Смолевичский район, Минская обл. ++ + ++ + ++ + + + + 2
10 «Шапавалы», г.п. Дрибин, Могилевская область + + +Н+ ++ + + ++ + + ++ + 3
Условные обозначения: +++основная деятельность, ++важная деятельность, +слабая деятельность, *иная деятельность; 1-
средний потенциал, 2-высокий потенциал, 3-очень высокий потенциал.
Сравнительный анализ привел к разработке классификации форм агроэкотуризма, которая подходит для всех рассмотренных случаев. Чтобы учесть вклад каждого сектора, столкнувшись с массой собранной информации, мы определили «основную деятельность», которая может характеризовать каждый сектор. Например, в первом интервью это посещение агроэкоусадьбы, во втором за ее пределами и т. д. Десять опросов позволили получить, если не насыщенную информацию, то по крайней мере некоторую избыточность в отношении форм агроэкотуризма.
Менеджеры туристических агентств указывают на разнообразные формы агроэкотуризма. Большинство из них ссылаются на основные формы деятельности агроэкоусадьб.
Выявленную деятельность оценивали в соответствии с их важностью и взаимодополняемостью. Деятельность подразделяли на: «основную», которая обозначена (+++), «важную (++), и, наконец, более «слабую» (отмеченную +). Иная деятельность, не связанная с основным предложением (отмечена *). Мнения о потенциале туристической деятельности владельцев агроэкоусадьб определялись по трёхбалльной шкале: средний потенциал - 1; высокий потенциал - 2; очень высокий потенциал -3. Более половины изучаемых агроэкоусадьб имели очень высокий потенциал туристической деятельности.
В результате проведённых исследований было установлено, что услуги по проживанию являются важными для туристов, особенно летом и составляют в среднем 5-7 ночевок. Иногда появляются
инновационные, оригинальные предложения, например, так называемое сетевое предложение «Приключение на соломе». Но в некоторых областях эта деятельность почти равна нулю, особенно когда агроэкотуризм является сезонным (сектор 3, 6).
Некоторые владельцы агроэкоусадьб предлагают гастрономическое питание круглогодично на достаточно высоком уровне (сектор 1).
Сектора 7, 9 и 10 предлагают платные туры, в ходе которых турист может участвовать в определенных задачах (стать пастухом, подоить корову, участвовать в технологических процессах возделывания сельскохозяйственных культур). В секторе 7 установлен высокий спрос на туристические маршруты со стороны белорусских и иностранных туристов и туроператоров, в связи с чем возникает необходимость увеличения ассортимента предоставляемых услуг и снижения их стоимости. Поэтому целесообразно владельцам агроэкоусадьб создавать экологические и туристические маршруты на регулярной основе и по доступной цене и, если возможно, на нескольких языках.
Продажа местной продукции практикуется в большинстве изученных секторов в различных масштабах. Более выраженной формой этой деятельности выделяется сектор 6.
Тематические маршруты, такие как экологическая и туристическая тропа, являются главной достопримечательностью для сектора 5 и 9.
В секторах 1, 2 и 7 проведение праздников организовано в форме «национальных блюд» для больших компаний.
Изученные агроэкоусадьбы весьма схожи с точки зрения практики агроэкотуризма. Конечно, возникают небольшие различия, но в целом эти различия не влияют на формы агроэкотуризма, которые необходимо идентифицировать.
Таким образом, интервью позволило выявить различные формы агроэкотуризма и определить четырнадцать форм. Некоторые из них не ограничиваются агроэкоусадьбой. Отражая динамизм агроэкотуризма, интервью также позволило выявить достижения, стимулирующие потенциальных лидеров. Агроэкотуризм не деградирует окружающую среду, он помогает поддерживать и сохранять ее для будущих поколений.
В целях более широкого и эффективного развития агроэкотуризма в Республике Беларусь необходимо учитывать социально-экономические и экологические аспекты расположения агроэкоусадьб [3].
А также придерживаться формулировок, приведенных ниже.
Туристический ресурс. Продукты земли, сельского хозяйства и экологические особенности представляют социально-экономическую и культурную значимость для общества. Гостям агроэко-усадьб интересно узнать о местных продуктах, о том, каким образом они произведены, и о культурных элементах, которые их окружают. Им нравится исследовать их, вкушать и приобретать в качестве сувениров, приобретать уникальный опыт погружения в экологически чистый сельскохозяйственный мир. Для них важно то, что они едят действительно продукцию местного производства. Изучение рекламных материалов и анализ веб-сайтов показывает, что территории часто выделяют свое природное богатство (например, дорожки для походов, музеи и т. д.) и культурные наследия (например, замки, церкви), но редко особенности сельскохозяйственного мира.
Взгляд на агроэкотуризм в глобальном смысле. Новый подход охватывает агроэкотуризм в самых разных современных формах. При хорошей практике некоторые туристические порталы выходят за рамки простого представления региональных продуктов, упоминая при этом фермерские туры, музеи, реализацию местных товаров и все что связано с агроэкотуризмом. Однако, некоторые предложения часто разбросаны по разным темам и не имеют согласованности (например сайт booking.com). Содержание этих сайтов может меняться в зависимости от времени года и развиваться с течением времени.
Принципы маркетинга. Данный аспект служит руководством для построения реальной политики агроэкотуризма. Чтобы определиться самостоятельно, территории могут выделить одну из основных форм агроэкотуризма (ресторация, национальные рецепты, тематические вечеринки, иппотерапия, проживание) или попытаться заполнить региональный разрыв, принимая во внимание конкуренцию других территорий. Позиционирование агроэкотуризма может быть основным для территории, если в ней мало достопримечательностей, или дополнением к другим формам деятельности. Диапазон предложений, который необходимо разработать, должен быть последовательным и привлекательным.
Использование ассортимента предложений агроэкотуризма на территориях. Предложение агроэкотуризма должно быть согласовано с более общим туристическим предложением и общим предложением территории. Чтобы обеспечить эту последовательность, которая должна быть построена по мере развития проектов, территориальный маркетинг может быть путем для выхода,
которым мы следуем, зная, что существуют и другие типы территориальных подходов. Территориальный маркетинг описывает принципы и процессы, которые повышают привлекательность территорий к трем основным целям: жителям, предприятиям и туристам. К данным принципам относятся, например, необходимость утверждать территориальную идентичность, привлекать участников и строить совместные проекты.
Построение модели в агроэкотуризме. При развитии агроэкотуризма, территории могут также действовать в долгосрочной перспективе развития региона благодаря профессиональной подготовке менеджеров туристических фирм и владельцев агроэкоусадьб.
Наши наблюдения показывают, что люди из сельской местности редко рассуждают о туристических продуктах, в тоже время и менеджеры из туристического мира часто игнорируют сельскохозяйственное богатство. С точки зрения хорошей практики - метод интервью позволяет идентифицировать современные формы агроэкотуризма в изучаемых областях. Среди других мероприятий - агроэкотуризм обучает туристических гидов, специализирующихся на приеме делегатов, оценить окружающую сельскохозяйственную среду, тем самым способствуя разнообразию экобиосреды и обустройству сельских территорий [2].
Заключение
В результате проведённых исследований были выявлены современные формы агроэкотуризма, позволяющие совершенствовать туристический потенциал, социально-экономическое и экологическое развитие сельских территорий, на основе расширения ассортимента предоставляемых услуг и совершенствования качества предоставляемого сервиса.
Установлено, что территории редко принимают реальную стратегическую позицию в отношении агроэкотуризма и понятие диапазона предложений мало используется.
Более широкий подход, связанный с принципами маркетинга, позволяет рекомендовать территориям развивать агроэкотуризм, особенно там, где уже имеется значительная туристическая, сельскохозяйственная и экологическая деятельность (иначе процесс будет более трудоемким).
ЛИТЕРАТУРА
1. Развитие агроэкотуризма в Брестской области в 2009-2010 гг. (концептуальные основы) / Г. М. Грибов [и др.]. - С. 56.
2. Долгов, Р. А. О некоторых вопросах информационного представления агротуристического бизнеса / материалы Междунар. студ. научно-практ. конф., Минск, 20 мая 2010 г. / Р. А. Долгов; под ред. А. Г. Фурманов [и др.]. - Минск, 2010. - С. 48-52.
3. Клицунова, В. Л. Возможные модели развития сельского туризма Беларуси / В. А. Клицунова // Системная трансформация общества: исторический опыт, современность и перспективы: сб. науч. тр. каф. соц.-гуманитар, наук. -Брест: Изд-во БрГТУ, 2007. - Вып. IV. - С. 189.