Научная статья на тему 'Маркетинговые возможности системы потребительской кооперации на рынке услуг агроэкотуризма республики Беларусь'

Маркетинговые возможности системы потребительской кооперации на рынке услуг агроэкотуризма республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / АГРОЭКОТУРИЗМ / АГРОЭКОУСАДЬБА / БРЕНД / ИМИДЖ / ПРИДОРОЖНЫЙ СЕРВИС / МАРКЕТИНГ / CONSUMER COOPERATIVES / FARM TOURISM / AGROEKOUSADBA / BRAND / IMAGE / ROADSIDE SERVICE / MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байбардина Татьяна Николаевна, Лапицкая Нина Петровна, Грищенко Ирина Ивановна

Изучены маркетинговые возможности системы потребительской кооперации на рынке услуг агроэкотуризма с учетом его роли в формировании имиджа Республики Беларусь у отечественных и зарубежных туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING OPPORTUNITIES SYSTEM OF CONSUMER COOPERATIVES IN THE MARKET FOR FARM TOURISM BELARUS

Studied marketing capabilities of consumer cooperatives in the market for rural tourism in view of its role in shaping the image of the Republic of Belarus at domestic and foreign tourists.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые возможности системы потребительской кооперации на рынке услуг агроэкотуризма республики Беларусь»

ТЕОРИЯ КООПЕРАЦИИ

УДК 338.48:334.735

МАРКЕТИНГОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ НА РЫНКЕ УСЛУГ АГРОЭКОТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Т.Н. Байбардина, Н.П. Лапицкая, И.И. Грищенко

Изучены маркетинговые возможности системы потребительской кооперации на рынке услуг агроэкотуризма с учетом его роли в формировании имиджа Республики Беларусь у отечественных и зарубежных туристов.

Ключевые слова: потребительская кооперация; агроэкотуризм; агроэкоусадьба; бренд; имидж; придорожный сервис; маркетинг.

T.N. Baybardina, N.P. Lapitskaya, I.I. Grishchenko. MARKETING OPPORTUNITIES SYSTEM OF CONSUMER COOPERATIVES IN THE MARKET FOR FARM TOURISM BELARUS

Studied marketing capabilities of consumer cooperatives in the market for rural tourism in view of its role in shaping the image of the Republic of Belarus at domestic and foreign tourists.

Keywords: consumer cooperatives; farm tourism; agroekousadba; brand; image; roadside service; marketing.

Услуги агроэкотуризма, предполагающие знакомство с природой, местной культурой и обычаями, являются важнейшим фактором, определяющим формирование положительного имиджа Республики Беларусь в глазах отечественных и зарубежных туристов. В поисках национального колорита, тишины и единения с природой отечественные и зарубежные туристы предпочитают посещать места с ярко выраженными национальными особенностями в Республике Беларусь. В связи с этим особую актуальность и значимость приобретают вопросы создания соответствующей инфраструктуры агроэкотуризма, а также использования ресурсов и потенциала системы потребительской кооперации в развитии данной отрасли услуг на основе современных методов маркетинга.

Важным стратегическим ресурсом укрепления имиджа Республики Беларусь является формирование соответствующего образа страны в глазах отечественных потребителей и зарубежных туристов. Особое место в фор-

мировании данного образа принадлежит агро-экотуризму, который, в свою очередь, позволяет не только укрепить экономический потенциал страны, ее регионов за счет привлечения валютных финансовых средств, но и создает благоприятный, индивидуально-выраженный образ страны в глазах мирового сообщества, не имеющий аналогов в мире.

В поисках национального колорита, тишины и единения с природой потребители все чаще предпочитают вместо экзотики жарких стран посещать места с ярко выраженными национальными особенностями. А при наличии спроса совершенствуется и предложение -местный или, как принято его называть, агро-экотуризм медленно, но верно в настоящее время развивается и в Республике Беларусь.

Следует отметить, что агроэкотуризм давно популярен во всем мире. Такой вид отдыха давно и хорошо развит в Испании, Италии, Франции и других странах. Уставшие от шумных и пыльных городов жители мегаполисов стремятся приблизиться к природе, вдох-

4

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2012. №4(10)

нуть не загрязненный выхлопными газами и промышленными выбросами воздух, поохотиться и порыбачить. По желанию туристы могут принять участие в обычных деревенских заботах: вскопать огород, прополоть грядку, принести воды из колодца. Есть люди, для которых уединение с поющими в осоке жабами - верх жизненного счастья! Таких немало среди иностранцев. В то же время количество желающих оценить достоинства родной природы и лучше ее познать растет и в Беларуси.

Агроэкотуризм в Республике Беларусь -это вид отдыха, который находится в настоящее время на начальной стадии своего развития. В 2006 г. он был заложен в перечень мероприятий по реализации комплексной программы развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 гг.

Легальное определение агроэкотуризма - временное пребывание граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - агроэкотуристы) в сельской местности, малых городских поселениях в целях получения услуг, оказываемых субъектами агроэкотуризма для отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в месте пребывания.

Потребности в туристических услугах могут определяться либо мотивами отдыха, например, отпуск, развлечения, спорт, здоровье, обучение, религия, либо мотивами, которые присутствуют у предпринимательских групп, например, коммерческие, семейные поездки, поездки делегаций различных миссий и союзов. Основными критериями оценки качества туристических услуг для потребителей являются такие как: маршрут, место отдыха; количество дней/ночей; вид используемого транспорта; уровень проживания (класс отеля); тип питания, входящего в стоимость; дополнительные услуги; ценовая политика (цены, скидки, бонусы и др.); специфика тура; наличие трансфера.

Опрос, проведенный среди иностранных посетителей популярнейшего белорусского музея сельского быта «Дудутки», позволил выявить приоритеты в их отношении к достопримечательностям Беларуси, которые располагаются в следующей последовательности [8]:

- красота сельских ландшафтов, природа в целом;

- заповедники и заказники;

- традиции, обычаи, гостеприимство людей;

- памятники архитектуры и культуры;

- театры, в первую очередь балет;

- музеи, галереи, мастерские художников;

- развлечения.

Чтобы создать на территории республики конкурентоспособный агроэкотуристический продукт, отвечающий мировым стандартам, кроме конструктивного решения организационно-финансовых вопросов, крайне важно сформировать пакет туристского продукта, отвечающий интересам различных категорий туристов.

Среди потребителей агроэкотуристиче-ских услуг можно выделить четыре основных типа клиентов:

1) оседлый. К этому типу относятся клиенты, предпочитающие проживание в отелях средней категории, где обеспечиваются сервис и комфорт. Эта группа характеризуется небольшим или средним доходом. Сюда относится значительное число пожилых людей и молодежи. Как правило, клиенты из-за ограниченности бюджета совершают путешествия на близкие и средние расстояния, отрицательно реагируют на рост цен и не отличаются особым «интеллектуальным» любопытством;

2) оседло-мобильный. К этому типу относятся клиенты, желающие сочетать отдых с открытием чего-либо нового. Большое значение для данного типа клиентов является посещение памятных мест, музеев. Возраст этой группы клиентов - от 30 до 50 лет. Преимущественно это люди с высшим образованием, путешествуют на более дальние расстояния, могут смириться с некоторыми неудобствами, путешествуют более недели;

3) мобильный. К этому типу относятся туристы, которые ищут новые впечатления, предпочитая соответствующее культурное и социальное окружение. По уровню дохода -это состоятельные клиенты, которые предпочитают организованное путешествие в экзотические страны, классический вид жилья, качественное питание, быстрый транспорт. Они любят путешествовать либо группой, их возраст от 30 до 70 лет, либо индивидуально или небольшой группой - возраст от 20 до 50 лет.

4) кочевой. Этагруппа туристов ориентирована на природный фактор, интересуется местными обычаями. Встречаются все возрастные группы с преобладанием молодежи. В основном это люди с низкими доходами.

В качестве универсальной модели, которая вмещает в себя все основное многообразие сельского туризма, можно рекомендовать модель, предложенную Всемирной туристской организацией. Концептуальная модель сельского туризма включает следующие компоненты:

1. Сельская природа: сельские ландшафты, реки, озера, леса.

2. Культурно-материальное наследие в сельской местности: архитектурное наследие, индустриальное наследие, деревни.

3. Сельский образ жизни: прогулки, велосипедные прогулки, рыбалка, плавание, охота, верховая езда.

4. Досуг в сельской местности: ремесла, местные праздники, деревенская еда, фольклор [3].

Агроэкотуризм в Беларуси планируется развивать в заброшенных деревнях с привлечением отечественных и зарубежных инвесторов. В настоящее время в Беларуси много оставленных деревень, в основном небольших, но достаточно интересных с природно-климатической точки зрения и национально-фольклорных особенностей, присущих их регионально-историческому развитию.

В планах развития агроэкотуризма на ближайшую пятилетку - вовлечение в эту сферу помимо заброшенных деревень также и хуторов, родовых усадеб и сельско-производственных кооперативов. Особое внимание в настоящее время уделяется развитию агроэкотуризма, предполагающего посещение агроэкоусадеб. В состав агроэкоусадеб входят: объекты общественного питания, мини-гостиницы, бассейны и бани, игровые площадки для детей.

По состоянию на 1 июля 2012 г. в Беларуси зарегистрировано 1946 субъектов агроэкотуриз-ма. За последние полгода их количество увеличилось на 23%. Больше всего субъектов агро-экотуризма в Гомельской области (572), за ней следует Витебская область (400), замыкает тройку Минская область (320). В Гродненской области 248 сельских усадеб, в Брестской - 210. В меньшей степени представлен агроэкотуризм в Моги-левской области, где насчитывается 196 усадеб [3].

В числе субъектов агроэкотуризма преобладают физические лица, тогда как доля сельхозпредприятий составляет около 3%. В настоящее время в Беларуси зарегистрировано 52 агротуристических комплекса, созданных на базе сельско-производственных кооперативов, больше всего их в Брестской и Гомельской областях [3].

По сравнению с 2006 г. число агроэко-туристов в стране увеличилось в 132 раза. Росту дохода отрасли должно способствовать и внедрение системы мини-отелей на базе агроэкоусадеб, создание агротуристических курортов. В целом к 2015 г. в Беларуси стоит задача увеличить результативность агроэко-туристического бизнеса в 3,5 раза, что позволит иметь доход до 35 млрд руб. [6].

В ближайшие годы планируется работать над тем, чтобы увеличить число услуг, доступных для посетителей агроэкоусадеб. Предполагается вынести услуги за пределы границ самих усадеб, создавать центры мини-туроператоров, которые будут работать с целой группой агроэкоусадеб. Они позволят обеспечить посетителям агроэкоусадьбы возможность получить именно те услуги, которые востребованы потребителями.

Следует отметить, что в последнее время особой популярностью пользуется как у отечественных граждан, так и у зарубежных гостей посещение экологически чистых природных зон, отличающихся своими национальными особенностями. Особой популярностью пользуется экотропа Республиканского биологического заказника «Споровский», который представляет собой единственный в Беларуси, а может, и во всем мире сохранившийся кусочек уникального низинного болота, не подвергшегося беспощадной мелиорации. «Споровский» олицетворяет собой самую настоящую живую первозданную и богатейшую природу.

Иностранные туристы передают друг другу весть о «полесском чуде»: приезжают в «Споровский» в надежде увидеть 15-20 видов редких птиц, а уезжают, не только увидев, но еще и засняв на камеру во время прогулки по экотропе все 50 разновидностей уже практически не существующих в Европе крылатых. В «Споровском» уже разработали четыре маршрута: пеший, велосипедный, водный и включающий компоненты всех трех. Но много желающих приехать сюда даже всего на час, чтобы увидеть цветение ириса сибирского или венерина башмачка.

С недавних пор экотуристы потянулись и на болота, места для отдыха, релаксации и познания природного мира, более благодатные для единения с дикой природой. С целью сохранения уникального ландшафта балочно - овражного типа и сохранения редких и охраняемых видов флоры был создан первый в республике ландшафтный заказник республиканского значения «Мозырьские овраги». На территории заказника обустроена экологическая тропа, активно посещаемая экскурсантами и туристами. Маршрут экологической тропы проходит по овражно-балочной системе заказника от реки Припять до горы Белая и включает наиболее характерные древесно-кустарниковые формации и группы редких ботанических растений: ломонос прямой, лилия царские кудри, ветреница лесная, купальница европейская и др. Здесь можно увидеть

такие виды, как калерия сизая, смолка, смолевка поникшая, клевер горный, астрогал слад-колистный и ряд других [2].

На территории заказника сконцентрирована наиболее древнейшая флора Белорусского Полесья, богатая реликтовыми видами. Примером наличия реликтов во флоре заказника является нахождение в окрестностях Мозы-ря редкого для флоры всей страны северо-ев-ропейского вида гусиного лука покрывающего. Территория заказника является одним из немногочисленных известных местонахождений редкого евроазиатского подтаежного вида ятрышниковых - венериного башмачка, который обладает, к тому же, очень высокими декоративными свойствами. В Мозырьских оврагах встречаются исключительно редкие для флоры Беларуси, занесенные в Красную книгу растения. К ним относятся: клопогон европейский, ветреница лесная, лилия царские кудри, шалфей луговой, дрок германский, купальница европейская, кодило сарматское, лук медвежий, папоротник орляк, кочедыжник, щитовник, голокучник Линнея, многоножик обыкновенный и др. На территории заказника встречаются: бабочка-аполлон, переливница большая ивовая, адмирал, выпь большая, зимородок обыкновенный, кулик-сорока, а также сорокопут серый, включенный во второе издание Красной книги Республики Беларусь.

Значительным имиджевым потенциалом, а также научно-познавательной и экологической ценностью обладает территория такого заказника республиканского значения, как «Стрельский». Заказник «Стрельский» площадью 12415 га создан с целью сохранения уникальной природной территории, где представлены практически все ландшафтные комплексы Белоруского Полесья и где чрезвычайно интересные геоморфологические особенности сочетаются с исключительным биологическим разнообразием среды. Современный растительный покров заказника занимает около 80% его территории. Флора заказника насчитывает более 500 видов высших сосудистых и более 250 - низших растений, из которых занесено в Красную книгу Беларуси 27 видов. Общее количество позвоночных животных, населяющих территорию заказника, составляет 264 вида, или почти 60% встречающихся в Беларуси, из них 17 видов животных относится к охраняемым [2].

Большой популярностью пользуется у туристов старейшая деревня Пинского района Дубой, находящаяся на краю еще одного уникального заказника Полесской низины -«Средняя Припять». Места здесь живопис-

нейшие, со своей историей. Есть она и у паркового комплекса, на территории которого расположена сама усадьба. В основу проекта парка заложена версальская идея - на одной оси расположена въездная брама, основное здание и круглый пруд с фонтаном, в котором можно наблюдать закат солнца. В парке и сейчас сохранилась уникальная система каналов, дно которых, судя по всему, вымощено дубом.

С недавнего времени все более активно стало развивать перспективную сферу туризма и Министерство лесного хозяйства. Например, заказник «Налибокская пуща» -настоящий бренд Минлесхоза. Его ежегодно посещают десятки тысяч гостей, желающих пройти по специально разработанным тропам, посмотреть на зубров и других диких животных, ознакомиться с редкими видами растений, да и просто отдохнуть под сенью вековых деревьев. На протяжении нескольких последних лет в Налибокской пуще создается инфраструктура для приема гостей в зимний период, в сезон новогодних праздников. По оценкам специалистов, через пару лет этот заказник вполне сможет конкурировать со знаменитой Беловежской пущей.

С каждым годом привлекает все больше людей туризм охотничий. В рамках реализации государственной программы развития охотничьего хозяйства на 2006-2015 гг. в системе лесного хозяйства развернулась самая настоящая крупномасштабная стройка. Сегодня за счет средств лесхозов построено более 70 так называемых охотничьих комплексов. Это настоящие туристические базы со всей необходимой созданной инфраструктурой для комфортного и интересного отдыха на природе. К 2014 г. в Республике Беларусь подобных комплексов будет не менее 100 [7].

Сегодня в каждом из 78 охотничьих хозяйств Минлесхоза создано по несколько экологических троп и маршрутов: водных, пеших, автомобильных и даже конных. Многие из них пользуются у туристов особо повышенным спросом. К таким в первую очередь относятся:

- охотничий комплекс Молодечненского лесхоза ТОП-«7 жемчужин» (Минская область);

- заказник «Налибокская пуща» на территории Воложинского лесхоза (Минская область);

- историко-экологический туристический маршрут Житковичского лесхоза (Гомельская область);

- территория Лепельского лесоохотничьего хозяйства (Витебская область);

- водно-болотные туристические маршруты Полесского лесхоза (Брестская область);

- охотничье-туристические угодья Ново-грудского лесхоза (Гродненская область);

- дом охотника ГЛХУ «Петриковский лесхоз» (Гомельская область).

Множество вариантов для отдыха в Республике Беларусь есть и для любителей рыбалки. Особой популярностью пользуются рыболовные туры Лунинецкого лесхоза (Брестская область). Рыболовов ждут и в «Солнечном береге» (д. Голубица), и в усадьбе ООО «Торока» (д. Снядин). Но если первый объект с прокатом лодок, рекой и прудиком с карпами больше подходит для семейного отдыха, то второй напоминает мини-гостиницу. Есть тут и экономичные койко-места, и двухкомнатные люксы, несколько лодок, причал, огромная баня, столовая и пруд. Мини-гостиница занимает просторную территорию, на которой в скором времени к уже имеющемуся добавятся еще несколько домиков и баня. Стоит усадьба прямо на берегу Припяти. У хозяев, помимо традиционного огорода, есть собственная бахча, дельтаплан. Именно в этих местах родился Василий Исаакович Талаш, ставший прототипом деда Талаша из «Дрыгвы» Якуба Колоса.

На данный момент 17 объектов нематериального наследия Беларуси ожидает включения в список ЮНЕСКО. Среди них - свадебные и колядные обряды, присутствие которых в списке Всемирного наследия также может привлечь внимание любителей сельского отдыха. Привлекательным моментом для туристов в Беларуси является возможность участия в традиционных праздниках Купалье и Масленице. В середине лета ночью на Ку-палье в деревнях жгут высокие костры возле рек и озер, прыгают через пламя, очищая тело и оберегая себя от злых духов, ищут волшебный цветок папоротника. В конце зимы празднуется Масленица, символизирующая победу солнца над холодом и тьмой. В этот день по традиции жгут чучело Масленицы (Мораны) и пекут ароматные блины. Для организации новогодних программ в период зимних каникул по опыту работы резиденции Деда Мороза на территории Национального парка «Беловежская пуща» открыты усадьба Деда Зимника и Бабы Завирухи в деревне Залейки Ивьевского района Гродненской области, усадьба Зюзи Поозерского в деревне Озерцы Поставского района Витебской области, Гомельская резиденция Деда Мороза в местечке Бубновка Октябрьского района Гомельской области.

Акценты на местные этнокультурные обычаи, знакомство с первозданной приро-

дой оправдали себя в полной мере, поэтому государство приветствует и поддерживает любые инициативы частного агроэко-турбизнеса. В последние годы к пропаганде белорусского турпродукта активно подключились и государственные природоохранные учреждения, общественные организации.

В 2010 г. в Минске создан «Центр развития агро- и экотуризма» - информационное учреждение при Белорусском общественном объединении «Отдых в деревне», работающее в традиционном и виртуальном режимах. Центр, по своей сути, является бизнес-инкубатором в области агроэкотуризма - инновационной моделью, которая обеспечивает поддержку участникам рынка агроэкотуризма.

Миссия Центра заключается в содействии развитию туризма в сельской местности путем оказания квалифицированной консультационной поддержки тем, кто начинает свое дело в этой сфере и хочет достичь в нем высочайшего качества.

Основные направления деятельности Центра включают:

- консультационную поддержку;

- предоставление обучающих услуг;

- проведение стандартизации и экосерти-фикации усадеб;

- помощь в продвижении усадеб;

- издательскую деятельность;

- создание центра бронирования усадеб.

Чтобы убедиться в правильности выбранных направлений развития агроэкотури-стической отрасли, необходимо всесторонне изучать ситуацию, сильные и слабые стороны, возможности и угрозы с помощью SWOT-анализа. Современная обстановка требует улучшения качества обслуживания туристов в соответствии с требованиями стандартизации, сертификации, лицензирования туристической деятельности.

Белорусским общественным объединением «Отдых в деревне» совместно с Национальным агентством по туризму и Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации разработаны стандарты качества для сельских национальных усадеб. В их основу положены европейские стандарты, адаптированные к условиям Беларуси. В соответствии с этими стандартами выделены четыре категории сельских национальных усадеб, которые обозначаются не звездами, как гостиницы, а «петушками». В частности, в каждой стране существуют свои символы обозначения туризма: в Литве - аисты, в Латвии - бабочки, во Франции - колоски и т.д. В Республике Беларусь созданы специальные

комиссии, в задачу которых входит осмотр сельских национальных усадеб на предмет присвоения им стандарта качества. Владельцы сельских национальных усадеб отмечают, что иметь стандарт качества - престижно.

Актуализация развития агроэкотуристи-ческих услуг, несомненно, требует особого внимания со стороны соответствующих структур, которые определяют политику и направления данной отрасли, а именно со стороны Министерства лесного хозяйства, Министерства спорта и туризма. Немаловажное значение в продвижении национальных брендовых зон и объектов туризма может принадлежать также и системе потребительской кооперации. Ведь именно инфраструктура потребительской кооперации в сельской местности максимально приближена к объектам агроэкотуризма и в полной мере может участвовать в развитии и популяризации данной сферы услуг.

Организации и предприятия Белкооп-союза намерены не только активно сотрудничать с организациями, работающими в сфере агроэкотуризма, но и создавать свои туристические маршруты. Системой потребительской кооперации планируется создавать вдоль автотрасс, на берегах живописных озер и рек туристические комплексы сервисного обслуживания, оснащать строящиеся придорожные кафе современным технологическим оборудованием. В перспективе при таких кафе появятся мини-гостиницы. Новые современные кафе планируется построить на трассе М1 Минск - Брест в Ивацевичском рай-по, на пограничном переходе «Новая гута» (Гомельское райпо), на 92-м километре на трассе Минск - Молодечно в Мядельском райпо. В Зельвенском райпо на трассе Р-99 Бара-новичи - Волковыск - Пограничный - Гродно откроется магазин с кафетерием и летней площадкой. Уже начаты работы по строительству кафе в Щучинском райпо на трассе М3 Минск - Гродно вблизи деревни Мица-ри. Придорожное кафе будет выполнено в белорусском национальном стиле [4].

В настоящее время в системе Белкоопсоюза насчитывается 138 объектов придорожного сервиса, расположенных вдоль автотрасс, из них только на территории Гомельской области существует 36 объектов придорожного сервиса Гомельского ОПС. Из общего количества объектов придорожного сервиса Гомельского ОПС - 35 находятся в населенных пунктах и только один объект находится на трассе Р-37 Михальки - Наровля - Александровка.

Удельный вес объектов потребительской кооперации в общем количестве объектов

других структур, расположенных на автотрассах, составляет 18%. Розничный товарооборот объектов придорожного сервиса потребительской кооперации за январь-март 2012 г. превысил 25 млрд руб., что составляет 4% во всем розничном товарообороте объектов придорожного сервиса республики с учетом автозаправочных станций [1].

К объектам придорожного сервиса относятся: автозаправки, станции технического обслуживания и автостоянки, медицинские пункты и объекты общественного питания, гостиницы, кемпинги. Развитие придорожной сети объектов туристического обслуживания (сервиса) в местах с благоприятными природно-климатическими условиями позволяет организовать не только отдых в течение нескольких дней, но и посещение расположенных вблизи туристических достопримечательностей, что предполагает использование новых форм обслуживания туристов со стороны объектов придорожного сервиса потребительской кооперации. В частности, особую актуальность приобретают такие формы обслуживания, как:

- создание вблизи главного объекта туристической привлекательности дополнительных объектов посещения, а именно: музейных экспозиций, мастерских народных промыслов с организацией продажи сувениров, культурных акций и зрелищных мероприятий;

- формирование предварительных заявок на комплектацию сухих пайков для туристов;

- услуги по сдаче в наем домов и комнат в сельской местности в экологически чистых природных районах;

- организация «сельских туров» с проживанием и питанием в деревенском (фермерском) доме, знакомство с традиционным сельским бытом и ремеслом;

- создание туристических баз (стоянок) на основе существующих сельских поселений с традиционной народной деревянной архитектурой, расположенных в живописной местности;

- развитие системы общественного обслуживания, включая разные виды бытовых услуг для туристов;

- предоставление информации о местонахождении, времени работы, номерах телефонов (факсов) объектов придорожного сервиса на соответствующих сайтах в Интернете и других СМИ;

- реконструкция транспортной сети с учетом прохождения крупногабаритных туристических автобусов, развитие сети автостоянок;

- создание пешеходных зон в местах

массовых посещений, увеличение плотности объектов обслуживания, благоустройство, озеленение, цветочное оформление;

- рекламно-информационное насыщение территорий зон отдыха;

- организация «ностальгических» туров для бывших работников системы потребительской кооперации и их потомков, проживающих сейчас в других странах (только в одном Израиле проживают более 100 тысяч эмигрантов из нашей страны);

- подготовка в вузах специалистов по туризму и гостеприимству;

- создание в системе потребительской кооперации специального маркетингового подразделения для организации сопровождения агроэкотуристического бизнеса.

Реализация вышеперечисленных мероприятий со стороны Белкоопсоюза, направленных на организацию и развитие агроэкотуризма в Республике Беларусь, послужит, в свою очередь, не только дополнительным источником доходов для системы потребительской кооперации, но и будет способствовать как укреплению

ее имиджа, так и имиджа Республики Беларусь в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Борисевич В. «Притяжение «Нового острова»» // Вести потребительской кооперации. 2012. 2 марта.

2. ВалетовВ.Л., ЦвиркоЛ.С. Биоразнообразие региона Мозырьского Полесья на примере особо охраняемых природных территорий // Вестник ФФИ. 2006. № 4. С. 36-41.

3. Клицунова В. Туризм с приставкой -агро // Беларуская думка. 2004. № 12. С. 35-40.

4. Рудницкий А. «Зона особого внимания» // Вести потребительской кооперации. 2008. 24 окт.

5. Информационный портал «Новости белорусского маркетинга, статьи, обзоры»: иЯГ^йр:// тагкей^.Ьу.

6. Справочник агротуризма в Беларуси «AgroTour.Ыz»: URL:http://agrotour.Ыz.

7. Сайт белорус. информационной компании «Белапан»: иКГ±йр://Ье1арап.сот/агсЫуе/ 2011/04/10/462581.

8. Информационный бизнес-портал «Posrednik.bу» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.рosrednik.bу.

БАЙБАРДИНА Татьяна Николаевна - кандидат экономических наук, доцент. Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации. Беларусь. Гомель. E-mail: grishen-bteu@maiL ru

ЛАПИЦКАЯ Нина Петровна - кандидат технических наук, доцент. Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации. Беларусь. Гомель. E-mail: grishen-bteu@mail.ru

ГРИЩЕНКО Ирина Ивановна - старший преподаватель. Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации. Беларусь. Гомель. E-mail: grishen-bteu@ mail. ru

BAYBARDINA, Tatyana Nikolaevna - Candidate of Economics, Associate Professor. Belarusian Trade and Economics University of Consumer Cooperatives. The Republic of Belarus. Gomel. E-mail: grishen-bteu@mail.ru

LAPITSKAYA, Nina Petrovna - Candidate of Technical, Associate Professor of Department of Commodity Consumer Goods. Belarusian Trade and Economics University of Consumer Cooperatives. The Republic of Belarus. Gomel. E-mail: grishen-bteu@mail.ru

GRISHCHENKO, Irina Ivanovna - Senior Lecturer of Department of Marketing. Belarusian Trade and Economics University of Consumer Cooperatives. The Republic of Belarus. Gomel. E-mail: grishen-bteu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.