Научная статья на тему 'Анализ преступности в сфере государственных закупок в период COVID-19'

Анализ преступности в сфере государственных закупок в период COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
964
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Пандемия / COVID-19 / состояние преступности / личность преступника / государственные закупки / Pandemic / COVID-19 / state of crime / identity of the criminal / public purchases

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левшук Владимир Владимирович, Маруха Егор Романович, Багреева Елена Геннадиевна

Статья посвящена рассмотрению изменения преступности в сфере государственных закупок в условиях пандемии COVID-19. Цель: исследование причин и способов совершения наиболее распространённых преступлений, выявление портретов личности преступников. Проанализирована официальная статистика совершения преступлений. Предложены актуальные способы борьбы с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CRIME IN THE FIELD OF PUBLIC PURCHASES IN THE COVID-19 PERIOD

The article is devoted to the review of changes in public procurement in the context of the COVID-19 pandemic. Portraits of the identity of criminals are revealed, official statistics on the commission of crimes are analyzed. The authors proposed relevant ways to combat crime.

Текст научной работы на тему «Анализ преступности в сфере государственных закупок в период COVID-19»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10469 УДК 343.92

ЛЕВШУК Владимир Владимирович,

студент Юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, e-mail: [email protected]

МАРУХА Егор Романович,

студент Юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, e-mail: [email protected]

БАГРЕЕВА Елена Геннадиевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва,

e-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

В ПЕРИОД COVID-19

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению изменения преступности в сфере государственных закупок в условиях пандемии COVID-19. Цель: исследование причин и способов совершения наиболее распространённых преступлений, выявление портретов личности преступников. Проанализирована официальная статистика совершения преступлений. Предложены актуальные способы борьбы с преступностью.

Ключевые слова: Пандемия, COVID-19, состояние преступности, личность преступника, государственные закупки.

LEVSHUK Vladimir Vladimirovich,

student of the Law Faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

MARUKHA Egor Romanovich,

student of the Law Faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

BAGREEVA Elena Gennadievna,

Doctor of Law, Professor, Professor Department of Legal Regulation Economic Activities Federal State Budgetary Educational Establishment Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

ANALYSIS OF CRIME IN THE FIELD OF PUBLIC PURCHASES

IN THE COVID-19 PERIOD

Annotation. The article is devoted to the review of changes in public procurement in the context of the COVID-19 pandemic. Portraits of the identity of criminals are revealed, official statistics on the commission of crimes are analyzed. The authors proposed relevant ways to combat crime. Key words: Pandemic, COVID-19, state of crime, identity of the criminal, public purchases.

Пандемия COVID-19 оказала заметное воздействие на систему государственных закупок в Российской Федерации. Письмом от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 Минфин России признал распространение коронавирус-ной инфекции обстоятельством непреодолимой

силы [3]. В след за ним Федеральная антимонопольная служба опубликовала свои разъяснения в отношении коронавируса, в котором указывается, что пандемия COVID-19 является обстоятельством непреодолимой силы [4]. Помимо вышеуказанного были приняты временные посла-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

бления в действующее законодательство, которые разрешили совершать закупки, направленные на профилактику, предупреждение и ликвидацию распространения короновирусной инфекции.

В сложившихся условиях принятые государством послабления, безусловно, необходимы, однако на ряду с положительными аспектами стоит обратить внимание на изменение статистики преступлений, совершаемых в области государственных закупок и смежных с ними сферах. Бычков А.М. и Победоносцева А.В. в своём исследовании приводят три таких типа противоправных деяний [5].

• первый - необоснованное завышение стоимости контракта и получение незаконного вознаграждения.

• второй - преступления, связанные с коррупционной деятельностью.

• третий - нецелевое расходование средств, занимающее большую долю правонарушений в области бюджетного законодательства.

Чаще всего все три типа противоправных деяний квалифицируются по ст. 290-291, 285, 159, 169, 200.4 и 200.5 УК РФ. Хотелось бы обратить отдельное внимание на статьи 200.4 и 200.5 УК РФ. Они введены в Уголовный кодекс в 2018 году [2] и специализируются исключительно на составах, связанных с нарушением контрактных правоотношений. Действие данных статей распространяется на любое лицо, уполномоченное на представление интересов заказчика в сфере государственных закупок.

Вводя данные статьи в Уголовный кодекс, с одной стороны, законодатель стремится подчеркнуть важность ведения отношений в сфере государственных закупок в рамках правового поля, с другой стороны, конкретизирует и выделяет ряд составов, регулирующихся раннее статьями 290291 УК РФ, 285 УК РФ, 159 УК РФ, 169 УК РФ.

Таким образом, создавая новую группу преступлений со специфическими признаками и отдельным уровнем ответственности. На наш взгляд, введение данных статей в законодательство достаточно обосновано. Мы предполагаем, что в 2020 году будет проводиться более частая квалификация преступных деяний по статьям 200.4 УК РФ и 200.5 УК РФ, так как для этого существуют определенные предпосылки, о которых будет сказано далее.

Согласно отчетам Верховного суда Российской Федерации о числе привлеченных к уголовной ответственности, количество вынесенных судебных решений по преступлениям в сфере экономической деятельности в 2019 году по сравнению с 2018 годом уменьшилось на 46 штук, или на 0,69% [7]. До начала пандемии COVID-19 было

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

замечено минимальное изменение статистики возбуждения уголовных дел в сфере противодействия коррупции и нарушений закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что так же подтверждает Генеральная прокуратура РФ [8].

Однако уже сейчас на основании краткой характеристики состояния преступности в Российской Федерации за январь - май 2020 года можно говорить о росте общего числа преступлений в стране по итогам года, так как общее число преступлений в отчетном периоде по сравнению с прошлым годом уменьшилось только на 0.4%, однако назревающий экономический кризис и последствия предсказываемой экспертами второй волны пандемии коронавируса по нашим прогнозам внесут коррективы в имеющуюся статистику [9]. Так например с января стабильно растет количество экономических преступлений коррупционной направленности, связанных со взяточничеством взяточничеством. Показатель выше прошлогоднего на 8.6%.

Уже сегодня известны как минимум два факта, позволяющих полагать, что пандемия COVID-19 в совокупности с послаблениями в законодательстве, о которых мы писали ранее, повлекут за собой увеличение преступлений в сфере государственных закупок.

Появились первые примеры совершения государственных закупок на крупные суммы у поставщиков, которые только недавно появились на рынке. В конце марта Министерство здравоохранения республики Дагестан закупило без конкурса аппараты ИВЛ. Общая стоимость контракта составила 24 миллиона рублей [10]. Исполнителем контракта назначен ИП Иванов А.М., у которого при регистрации основным видом деятельности была указана деятельность в области права. 10 февраля 2020 Иванов А.М. подал сведения о дополнительных видах деятельности, позволяющих выступать ему в качестве агента по продаже медицинских изделий.

Таким образом, был выбран поставщик, не имеющий опыта участия в госзакупках. При этом цена аппарата ИВЛ, согласно контракту, составляет 3 миллиона рублей, точно такой же аппарат у другого поставщика [11] стоит в половину дешевле. Необоснованное завышение цены противоречит части 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ [1] (Далее ФЗ №-44 ФЗ), что, в свою очередь, уже должно было привести к смене поставщика. В обязанности поставщика согласно п. 3.3 контракта №E/1/2020 от 27 марта 2020 года входит осуществление сборки, установки, монтажа и ввода в эксплуатацию аппарата с дальнейшим обучением персонала методам эксплуатации [12].

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.06.2013 № 469 для производства монтажа, совершения пуско-наладочных работ медицинской техники необходима лицензия, а также эксплуатационная документация производителя техники, аттестованные специалисты с высшим или средним профессиональным образованием, опыт работы которых превышает три года. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ 44-ФЗ, одним из обязательных требований к участникам закупок является соответствие требованиям, установленным к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги. Необходимой документации у ИП Иванова А.М. по состоянию на 24.04.2020 не имеется [13]. Обнаружив несколько вышеописанных нарушений волонтерский проект RAVEN (Russian Anti-Virus Emergency Network) направил обращение в правоохранительные органы и ФАС с просьбой провести проверку.

Это не единственный способ незаконной деятельности сложившихся условиях. В России и до возникновения пандемии COVID-19 80% аукционов по поставке ИВЛ [14] проходило без необходимой конкуренции, при этом известно, что на рынке существует как минимум 30 поставщиков. До введения Министерством финансов РФ послаблений схема выглядела следующим образом: аукционы признавали несостоявшимися согласно части 16 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ из-за отсутствия конкуренции.

Спустя некоторое время госконтракт вновь публиковался на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, снова отсутствовала конкуренция, только на этот раз с единственным поставщиком заключался контракт согласно порядку, описанному в части 1 статьи 71 ФЗ №44-ФЗ.

С приходом COVID-19 в схеме остались те же принципы работы, только теперь исполнителя контракта назначается сразу. Министерство здравоохранения Челябинской области в марте 2020 года объявило сразу 10 аукционов на покупку аппаратов ИВЛ на общую сумму 77,13 млн рублей. Все они прошли без конкуренции, на участие в каждом заявлялся лишь один поставщик. Министерство здравоохранения ссылается на методически установленные лимиты трат бюджет средств на одну единицу приобретенного товара. Стоит заметить, что подобные закупки происходят по всей стране. Наша точка зрения расходится с мнением Минздрава. В обеих описываемых ситуациях присутствуют признаки картельного сговора, уголовно-наказуемого преступления согласно ст. 178 УК РФ.

По составам 200.4-200.6 УК РФ сложно определить криминологический портрет личности преступника. Основываясь на том, что они выдели-

лись из статей 159 УК РФ, 290 УК РФ и 169 УК РФ, можно предположить о схожести в портретах. Существенной разницей, по нашему мнению, будет являться пол и уровень образования, так как по результатам исследованиям организации «Развитие» можно сделать вывод, что в 73% случаев специалистом в сфере закупок является женщина средних лет [15]. Также 73% целевой группы имеют высшие образование. Возможно, данные показатели определяют незначительное количество преступлений по специализированным составам преступлений в сфере государственных закупок.

Для общего повышения эффективности работы как контрольно-надзорных, так и правоохранительных органов; улучшения криминогенной обстановки в сфере госзакупок после успешного прохождения пандемии в Российской Федерации необходимо усилить роль гражданина в осуществлении контроля за использование бюджетных средств в системе государственных закупок посредством внедрения социальной цифровой платформы [6]. Таким образом возможно решить проблему назначения некомпетентных исполнителей и предотвратить использование схем по завышению цены на товар в государственных контрактах.

Список литературы:

[1] Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // «Российская газета». № 80. 12.04.2013.

[2] Федеральный закон от 23.04.2018 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // «Российская газета». № 88. 25.04.2018.

[3] Письмо Минфина России от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 «Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности» [Электронный ресурс] // Сайт Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: https://www.mmfm.ru/ru/document/?id_4=129863-

pismo_minfina_rossii_ot_19.03.2020_24-06-

0621324_ob_osushchestvl enii_zakupok_u_ yedinstvennogo_postavshchika_podryadchika_ ispolnitelya_pri_wedenii_rezhima_povyshennoi_ gotovn (дата обращения: 17.06.2020).

[4] Разъяснения ФАС России о проведении закупок и контрольных мероприятий в связи с пандемией короновирусной инфекции (COVID-19) [Электронный ресурс] // Сайт ФАС России. Режим доступа: https://fas.gov.ru/news/29575 (дата обращения: 17.06.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

[5] Бычков А.М., Победоносцева А.В. Преступления в сфере государственных закупок. Соотношение преступности и наказуемости // Государственная служба и кадры. 2019.

[6] Маруха Е.Р. О внедрении цифрового контроля в Российской Федерации // Юриспруденция 2.0: новый взгляд на право: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Москва: РУДН. 7 декабря 2019 г. С. 526-533.

[7] «Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 2019 год» №10.1 [Электронный реурс] // Сайт Судебного департамента при Верховном суде РФ. Режим доступа: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5259 (дата обращения: 21.06.2020).

[8] Основные результаты прокурорской деятельности за 2019 год [Электронный ресурс] // Сайт Генеральной прокуратуры РФ. Режим доступа: https://genproc.gov.ru/upload/ iblock/5fb/0112_2019.pdf (дата обращения: 29.04.2020).

[9] Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь -май 2020 года [Электронный ресурс] // Сайт МВД РФ. Режим доступа: https://мвд.рф/reports/ item/20422560 (дата обращения: 17.06.2020).

[10] Карточка контракта № 2056204455020000072 [Электронный ресурс] // Сайт Единой информационной системы закупок. Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/ contractCard/common-info.html?reestrNum ber=2056204455020000072 (дата обращения: 29.04.2020).

[11] Прайс-лист компании Техно-Медимпорт от 05.04.2007 [Электронный ресурс] // Сайт компании Техно-Медимпорт. Режим доступа: http:// techmedimp.rusmed.ru/ (дата обращения: 17.06.2020).

[12] Вложения контракта № 2056204455020000072 [Электронный ресурс] // Сайт Единой информационной системы закупок. Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/ contractCard/document-info.html?reestrNum ber=2056204455020000072 (дата обращения: 17.06.2020).

[13] Минздрав Дагестана закупил аппараты ИВЛ у риелтора из Подмосковья по завышенной цене [Электронный ресурс] // Сайт волонтерского проекта по снижению коррупционных рисков от Covid-19 «Medium». Режим доступа: https:// medium.com/@covid19.raven/минздрав-дагеста-на-закупил-аппараты-ивл-у-риелтора-из-подмо-сковья-по-завышенной-цене-3303b29b24c7 (дата обращения: 17.06.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

[14] Искусная вентиляция бюджетов [Электронный ресурс] // Сайт электронного СМИ «ZNAK». Режим доступа: https://www.znak. com/2020-03-24/v_goszakupkah_apparatov_ivl_ nuzhnyh_dlya_lecheniya_ot_koronavirusa_nashli_ priznaki_mahinaciy%20. (дата обращения: 17.06.2020).

[15] Портрет закупщика [Электронный ресурс] // Сайт спец. организации «Развитие». Режим доступа: https://razvitie.expert/longread/ portret.html (дата обращения: 17.06.2020).

Spisok lite ratury:

[1] Federal article «On the contract system in the sphere of procurement of goods, works, services for state and municipal needs» dated 05.04.2013 No. 44-FZ // Rossiyskaya Gazeta. No. 80. 12.04.2013.

[2] Federal article No. 99-FZ of 23.04.2018 «On amendments to the criminal code of the Russian Federation and article 151 of the Criminal procedure code of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. № 88. 25.04.2018.

[3] Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 19.03.2020 No. 24-0606/21324 «on procurement from a single supplier (contractor, performer) when high-readiness mode is introduced» // URL: https://www.minfin.ru/ru/docu-ment/?id_4=129863-pismo_minfina_rossii_

ot_19.03.2020_24-06 - 0621324_ob_osushchestv-

lenii_zakupok_u_yedinstvennogo_postavshchika_ podryadchika_ispolnitelya_pri_vvedenii_rezhima_ povyshennoi_gotovn (accessed: 17.06.2020).

[4] Clarifications of the FAS of Russia on procurement and control measures in connection with the coronovirus pandemic (COVID-19) // URL: https:// fas.gov.ru/news/29575 (accessed: 17.06.2020).

[5]Bychkov a.m., Pobedonostseva A.V. Crimes in the sphere of public procurement. The ratio of crime and punishment // Public service and personnel. 2019.

[6] Marukha E. R. on the introduction of digital control in the Russian Federation / / Jurisprudence 2.0: a new view of law: collection of materials of the interuniversity scientific and practical conference with international participation. Moscow: people's friendship University. December 7, 2019, Pp. 526-533.

[7] «Report on the number of persons brought to criminal responsibility and types of criminal punishment for 2019» no. 10.1 // URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79&item=5259 (accessed: 17.06.2020).

[8] Main results of Prosecutor's activity for 2019 // URL: https://genproc.gov.ru/upload/ iblo ck/5fb/0112_2019.pdf (accessed: 29.04.2020).

[9] Brief description of the state of crime in the Russian Federation for January-May 2020 // URL:

https://MBfl.p$/reports/item/20422560/ (accessed: 17.06.2020).

[10] Contract Card no. 2056204455020000072 // URL: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contract-Card/common-info.html?reestrNum-ber=2056204455020000072 (accessed: 29.04.2020).

[11] Price list of Techno-Medimport from 05.04.2007 // URL: http://techmedimp.rusmed.ru/ (accessed: 17.06.2020).

[12] Attachments of contract no. 2056204455020000072 // URL: https://zakupki.gov. ru/epz/contract/contractCard/document-info.htm-l?reestrNumber=2056204455020000072 (accessed: 29.04.2020).

[13] the Ministry of health of Dagestan purchased ventilators from a realtor from the Moscow region at an inflated price // URL: https://medium. com/@covid19.raven/MMH3flpaB-flarecTaHa-3aKynM^-annapaTbi-MB^-y-pMemopa-M3-n0flM0a<0Bbfl-n0-3aBbiweHH0M^eHe-3303b29b24c7 (accessed: 17.06.2020).

[14] Artificial ventilation of budgets / / URL: https://www.znak.com/2020-03-24/v_goszakupkah_ apparatovjvl_nuzhnyh_dlyajecheniya_ot_korona-virusa_nashli_priznaki_mahinaciy (accessed: 17.06.2020).

[15] Buyer's Portrait / / URL: https://razvitie. expert/longread/portret.html (accessed 17.06.2020)

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.