Научная статья на тему 'Общественная опасность преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд'

Общественная опасность преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
370
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЗАКУПКИ ТОВАРОВ / РАБОТ / УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / ДИСКРЕЦИОННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / КОРРУПЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бекренев Л. Л.

Автором рассматривается общественная опасность преступлений, совершаемых в процессе закупок для государственных и муниципальных нужд. В статье приводятся различные преступные составы Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, а также доктринальные подходы к квалификации преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Определив коррупционную природу исследуемых преступлений, автор аргументирует тезисы относительно негативных последствий совершения преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественная опасность преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд»

Общественная опасность преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

Бекренев Леонид Леонидович,

аспирант Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, [email protected]

Автором рассматривается общественная опасность преступлений, совершаемых в процессе закупок для государственных и муниципальных нужд. В статье приводятся различные преступные составы Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, а также доктринальные подходы к квалификации преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Определив коррупционную природу исследуемых преступлений, автор аргументирует тезисы относительно негативных последствий совершения преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок. Ключевые слова: уголовное право, уголовная ответственность, закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, общественная опасность, дискреционные полномочия, коррупция.

X

2

о

о см

00

О!

Российская Федерация ужесточает правовые механизмы борьбы с проявлениями недобросовестной конкуренции, коррупцией, теневой экономикой, расширяя круг общественных отношений, подлежащих уголовно-правовой защите. Об этом свидетельствует недавняя криминализация деятельности лиц, которая включала в себя административно-распорядительные и иные управленческие полномочия в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, но ранее оставались за пределами уголовного закона. Например, в соответствии с введенным в 2018 году статьями 200.4, 200.5, 200.6 УК РФ к уголовной ответственности могут привлекаться работник контрактной службы, контрактный управляющий, член комиссии по осуществлению закупок, эксперт в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.[1] Таким образом, государство видит необходимость в специальной защите от противоправных деяний в сфере закупок для государственных нужд, представляющих опасность как для государства, так и для общества в целом.

Между тем, как верно указал С.К. Балашов, в науке уголовного права не существует четкого определения понятия общественно опасного деяния, что приводит к необходимости отождествления понятия «общественно опасное деяние» с такими понятиями, как «преступление», «общественно опасное действие или бездействие», «признак объективной стороны преступления».[2, С.15] Тем не менее, в рамках понятия «общественная опасность», на наш взгляд, будет рациональным провести исследовательский анализ на основе определения социальной опасности, применяемого в терминологии науки о безопасности.

Классическим определением понятия социальной опасности на современном этапе является ее отождествление с неблагоприятными процессами и явлениями, которые возникают между людьми из их поведения в обществе и представляют угрозу для жизни и здоровья людей, их имущества, прав и законных интересов [3, С.33].

В таком случае, по нашему мнению, общественная опасность преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд представляет собой неблагоприятные процессы и явления, которые возникают при подготовке и совершении, а также как последствие совершения противоправного деяния в отношениях между субъектами контрактной системы, перечисленны-

ми в статье 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».[4]

Говоря об общественной опасности преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, нельзя не упомянуть, что институт государственных и муниципальных закупок направлен на создание условий, позволяющих рационально расходовать средства бюджетов различных уровней бюджетной системы. Одним из таких необходимых условий является укрепление и поддержание конкурентной среды в контрактной системе, позволяющей государственному или муниципальному заказчику выбрать наиболее удовлетворяющего требованиям заказа поставщика.

Для определения критериев общественной опасности преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд необходимо проанализировать разновидности таких преступлений.

До внесения изменений в УК РФ и появления специализированных статей 200.4, 200.5, 200.6. преступления в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд квалифицировали по общим преступным составам, среди которых можно выделить составы следующих преступлений:

- мошенничество (ст. 159 УК РФ),

- причинение ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ),

- воспрепятствование предпринимательской и иной законной деятельности (ст.169 УК РФ),

- злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ),

- злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст.201.1 УК РФ),

- злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ),

- нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ),

- нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ),

- внесение в единые государственные реестры недостоверных сведений (ст.285.3 УК РФ),

- злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 285.4 УК РФ),

- превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ),

- присвоение полномочий должностного лица (ст.288 УК РФ).

В.В. Филиппов, анализируя преступления при размещении государственных и муниципальных заказов, отметил, что должностным лицом государственного или муниципального заказчика или руководителем организации исполнителя могут быть совершены деяния, охватываемые составами таких преступлений, как незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ), получение, дача взятки, посредничество во взяточничестве, мелкое взяточничество (ст.ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ) и халатность (293 УК РФ).[5, С.193]

К.И. Стурза, А.А. Молчанов, анализируя нарушения законодательства в процессе размещения заказов для государственных нужд, указали, что противоправные деяния в указанной сфере, направленные на ограничение конкуренции, могут быть квалифицированы по статье 178 УК РФ.[6, С.100]

Также к преступлениям в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд можно отнести составы таких преступлений, как присвоение и растрата (статья 169 УК РФ), изготовление поддельных документов (статья 327 УК РФ).

Таким образом, противоправные деяния в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд могут создавать составы различных преступлений, перечисленных в Особенной части УК РФ.

Новые статьи уголовного кодекса в своей сущности направлены на охрану экономических отношений посредством привлечения к уголовной ответственности лиц, предоставивших или получивших незаконное преимущество при государственных закупках. Исходя из вышеназванного, предположить, что конечным результатом введения подобных уголовно-правовых мер видится создание и поддержание конкурентности и прозрачности в государственных закупках.

Несмотря на то, что новые нормы уголовного закона де юре не относит к специальным субъектам должностных лиц, де факто указанные в статье 200.4 УК РФ субъекты обладают характерными для должностных лиц полномочиями.

В полномочия работников контрактной службы, контрактного управляющего в соответствии с ч.4 статьи 38 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» входят разработка плана закупок, обеспечение осуществления закупок, подготовка и размещение извещений о закупках и др. Таким образом, вышеперечисленные лица наделены правом самостоятельно определять график закупок, условия для определения победителей конкурса и т.д. Следовательно, указанные полномочия обладают признаками дискреции.

В свою очередь, злоупотребление дискреционными полномочиям с точки зрения и криминологической теории, и закона следует относить к разновидности коррупционной деятельности.

По мнению П. Готшалка коррупция включает в себя поведение должностных лиц в государственном или частном секторах, когда они неправомерно и незаконно обогащают себя и / или своих близких или побуждают других делать это, злоупотребляя положением, в котором они находятся.[7, Р. 428] В. Мисанджи отмечал, что коррупция может отражать рациональное, корыстное поведение людей, использующих свое усмотрение, чтобы р направлять ассигнования себе или другим соци- Д альным субъектам, которые предлагают возна- Ч граждение в обмен на благоприятное осуществле- С ние должностным лицом дискреционных полномо- А чий.[8, Р.763] Н

Таким образом, преступления в сфере закупок у для государственных и муниципальных нужд име- А

X <¡2 о

0 сч

00

01

ют коррупционную сущность, которая может быть охвачена и не классическими коррупционными составами (например, мошенничеством и т.д.). Это в свою очередь означает, что последствия злоупотребления полномочиями в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд оказывают на общество такое же негативное влияние, как и классические коррупционные преступления, такие как дача и получение взятки, коммерческий подкуп и др.

Преступления в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд ограничивают конкуренцию. Добросовестные субъекты хозяйственной деятельности оказываются в невыгодном положении по сравнению с лицами, готовыми предоставить «откат» или иным незаконным образом получить необоснованное преимущество.

Как отметил Президент России В.В. Путин, «справедливая и честная конкуренция — это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны и динамичного движения вперед во всех сферах жизни». Так же глава государства указал, что «государственные структуры и компании с государственным участием занимают те ниши, где мог бы работать малый и средний бизнес, фактически вытесняют его с рынков, монополизируют эти рынки». Как следствие, по его словам, идет процесс картелизации конкурентных сфер экономики, подрываются предпринимательская инициатива и стимулы к открытию своего дела. [9]

Косвенное влияние на замедление развития предпринимательства в России оказывает неэффективное использование бюджетных средств, что характерно для преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. В случае обнаружения дефицитов бюджета различных уровней возникает необходимость в аккумуляции дополнительных средств, в основном, за счет налогоплательщиков. В таком случае следствием коррупции в государственных и муниципальных закупках может выступать увеличение налогового бремени для субъектов бизнеса с одной стороны, и снижение объема инвестиций в перспективные государственные проекты с другой стороны, т.к. потенциальные инвесторы не рискуют вкладывать средства, опасаясь коррупции и растраты, исключающие возможность получения ожидаемой от инвестиций прибыли.[10, С. 47]

Таким образом, общественная опасность преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд заключается в дестабилизации бюджетной системы, разрушении конкурентной среды, замедлении развития малого и среднего предпринимательства и иных негативных явлениях, характерных для классических коррупционных преступлений.

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ17.06.1996, N 25, ст. 2954

2. Балашов С.К. Анализ различных точек зрения на содержание понятий: преступление, деяние и общественно опасные действия (бездей-ствие)[Текст] // Российский следователь. - 2015. -№ 10 - С.15

3. Тургунова А. Т. Социальные угрозы и социальная безопасность [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2018. - С. 33-35

4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018)«0 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета, № 80, 12.04.2013

5. Филиппов В.С. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере государственных и муниципальных заказов [Текст] / В.С. Филиппов // Власть и управление на Востоке. - 2009. - № 3. -С.193

6. Стурза К. И., Молчанов А. А. Анализ нарушений законодательства в сфере размещения заказов для государственных нужд [Текст] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2012. -№ 1 - С.100

7. Gottschalk, P., Smith, C. Detection of White-Collar Corruption in Public Procurement in Norway: e Role of Whistleblowers [Text] // International Journal of Procurement Management — volume 9 — issue 4 — P. 428

8. Misangyi, V.F., Weaver, G.R. and Elms, H. Ending corruption: The interplay among institutional logics, resources, and institutional entrepreneurs [Text]//Academy of Management Review, 2008 — volume 33 — No. 3 — P. 763

9. Путин: без повышения конкуренции невозможно решить стоящие перед страной задачи // [Электронный ресурс] tass.ru: информационное агентство, 2009-2019 URL: https://tass.ru/ekonomika/5098154 (дата обращения: 19.03.2019)

10. Левин М.И., Ковбасюк С.К. Экономика коррупции Российская экономическая школа [Текст] пос. - М.: - 2007. - С.47

11. Государственная политика и управление / Абрамов А.В., Егоров В.Г., Абрамова Ю.А., Алексеев Р.А., Алябьева Т.К., Вититнев С.Ф., Зозуля О.А., Козьякова Н.С., Петросян Э.Б., Федорченко С.Н., Федорченко Л.В. Москва, 2018.

12. Политические учения XX-XXI вв / Егоров В.Г., Абрамов А.В., Алексеев Р.А., Алябьева Т.К., Березкина О.С., Вититнев С.Ф., Козьякова Н.С., Лавренов С.Я., Синчук Ю.В., Федорченко С.Н. Москва, 2015.

13. Попков С.Ю. Социально-экономическое развития регионов в среднесрочной перспективе: тенденции и параметры // Информатизация и связь. 2012. № 1. С. 9-12.

Public danger of crimes in the field of public procurement for

state and municipal needs Bekrenev L.L.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The author considers the public danger of crimes committed in the procurement process for state and municipal needs. The article describes the various criminal compositions of the Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation, as well as the doctrinal approaches to qualifying crimes in the procurement for state and municipal needs. By determining the corruption nature of the analyzed crimes, the author argues the theses regarding the negative consequences of committing crimes in the field of state and municipal procurement. Keywords: criminal law, criminal liability, procurement of goods, works, services for state and municipal needs, public danger, discretion, corruption. References

1. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 N

63-03 // Meeting of the legislation of the Russian Federa-tion17.06.1996, N 25, Art. 2954

2. Balashov S.K. Analysis of various points of view on the content of

concepts: crime, act and socially dangerous actions (inaction) [Text] // Russian investigator. - 2015. - No. 10 - P.15

3. Turgunova A. T. Social threats and social security [Text] // Psy-

chology: traditions and innovations: materials of the III Intern. scientific conf. (Samara, March 2018). - Samara: LLC ASGARD Publishing House, 2018. - S. 33-35

4. Federal law dated 04/05/2013 No. 44-FZ (as amended on 12/27/2018) "On the contract system in the field of procurement of goods, work, services to meet state and municipal needs" // Rossiyskaya Gazeta, No. 80, 04/12/2013

5. Filippov V.S. Forensic characteristics of crimes in the field of state and municipal orders [Text] / V.S. Filippov // Power and Management in the East. - 2009. - No. 3. - P.193

6. Sturza K. I., Molchanov A. A. Analysis of violations of the law in

the field of placing orders for state needs [Text] // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2012. -№ 1 - P.100

7. Gottschalk, P., Smith, C. Detection of White-Collar Corruption in

Public Procurement in Norway: e Role of Whistleblowers [Text] // International Journal of Procurement Management - volume 9 - issue 4 - P. 428

8. Misangyi, V.F., Weaver, G.R. and Elms, H. Ending corruption:

The interplay among institutional logics, resources, and institutional entrepreneurs [Text] // Academy of Management Review, 2008 - volume 33 - No. 3 - P. 763

9. Putin: without increasing competition, it is impossible to solve the

problems facing the country // [Electronic resource] tass.ru: news agency, 2009-2019 URL:

https://tass.ru/ekonomika/5098154 (accessed: 03/19/2019)

10. Levin M.I., Kovbasyuk S.K. Economics of corruption Russian School of Economics [Text] pos. - M .: - 2007. - P.47

11. State policy and management / Abramov A.V., Egorov V.G., Abramova Yu.A., Alekseev R.A., Alyabyeva T.K., Vititnev S.F., Zozulya O.A., Kozyakova N.S., Petrosyan E.B., Fedorchenko S.N., Fedorchenko L.V. Moscow, 2018.

12. Political exercises of the XX-XXI centuries / Egorov V.G., Abramov A.V., Alekseev R.A., Alyabyeva T.K., Berezkina O.S., Vititnev S.F., Kozyakova N.S. , Lavrenov S.Ya., Sinchuk Yu.V., Fedorchenko S.N. Moscow, 2015.

13. Popkov S.Yu. Socio-economic development of regions in the medium term: trends and parameters // Informatization and communication. 2012. No. 1. S. 9-12.

5

-C

m

o

a

x >

y

t; A

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.