Научная статья на тему 'Обеспечение предупреждения преступлений в сфере закупок товаров для государственных или муниципальных нужд'

Обеспечение предупреждения преступлений в сфере закупок товаров для государственных или муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
567
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / ECONOMIC CRIME / CORRUPTION / PUBLIC PROCUREMENT / OFFICIAL / STATE AND MUNICIPAL NEEDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Андрей Владиславович

Коррупционная и экономическая преступность официально признаны угрозами национальной безопасности Российской Федерации. Одним из проявлений данных видов преступности является злоупотребление полномочиями при заключении контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В результате проведенного исследования предложен ряд уголовноправовых и иных мер, применение которых в совокупности позволит существенно сократить количество совершаемых преступлений в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE PREVENTION OF CRIMES IN THE FIELD OF PROCUREMENT OF GOODS FOR STATE OR MUNICIPAL NEEDS

Corruption and economic crime are officially recognized as threats to the national security of the Russian Federation. One of the manifestations of these types of crime is the abuse of authority in concluding contracts for the supply of goods, work and services for state or municipal needs. As a result of the study, a number of criminal law and other measures were proposed, the use of which together will significantly reduce the number of crimes committed in this area.

Текст научной работы на тему «Обеспечение предупреждения преступлений в сфере закупок товаров для государственных или муниципальных нужд»

ресурс]. URL: https://legalacts.ru/sud/apelliatsionnoe-opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-29112018-п-31-ари18-9/ (дата обращения: 25.04.2019).

Митин Дмитрий Юрьевич, заместитель прокурора Тульской области, [email protected], Россия, Тула, Прокуратура Тульской области.

LAW ENFORCEMENT PRACTICE OF AMENDMENTS TO ARTICLE 72 OF THE CRIMINAL

CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

D.Y. Mitin

The article analyzes the changes made to article 72 of the Criminal Code of the Russian Federation by the Federal Law of 03.07.2018 No. 186-FZ "On Amendments to Article 72 of the Criminal Code of the Russian Federation". Considered collisions arising from the application of the provisions of the Federal Law of 03.07.2018 No. 186-FZ "On Amendments to Article 72 of the Criminal Code of the Russian Federation". Examples of law enforcement practice of changes to article 72 of the Criminal Code of the Russian Federation are given The role of prosecutors who support the public prosecution when considering the materials in the order of art. 397 Code of Criminal Procedure, in the appeal proceedings.

Key words: criminal punishment, public prosecutor, action of criminal law in time, calculation of terms of keeping a person in custody, evasion of serving a sentence, time offset for keeping a person in custody, conflict of law, criminal law, temporal effect of criminal law.

Mitin Dmitry Yuryevich, Deputy Prosecutor of the Tula Region, [email protected], Russia, Tula, Prosecutor's Office of the Tula Region.

УДК 343.97

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Н.А. Морозов

Коррупционная и экономическая преступность официально признаны угрозами национальной безопасности Российской Федерации. Одним из проявлений данных видов преступности является злоупотребление полномочиями при заключении контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В результате проведенного исследования предложен ряд уголовно-правовых и иных мер, применение которых в совокупности позволит существенно сократить количество совершаемых преступлений в указанной сфере.

Ключевые слова: экономическая преступность, коррупция, государственные закупки, должностное лицо, государственные и муниципальные нужды.

Коррупционная и экономическая преступность Стратегией национальной безопасности России [1] признаны общественно опасными явлениями,

создающими реальную угрозу российской государственности. Данные виды преступности взаимосвязаны и взаимообусловлены друг другом. Как правило, экономические и коррупционные преступления совершаются исходя из стремления незаконного обогащения, а их совершение не возможно при отсутствии предварительного сговора представителя субъекта экономической деятельности с должностным лицом, состоящим на государственной или муниципальной службе. Подобное объединение преступных усилий способно причинить серьезный вред интересам государственной или муниципальной службы, равно как и причинить значительный материальный ущерб хозяйствующим субъектам, осуществляющим экономическую деятельность на законных основаниях.

Именно такими преступлениями являются уголовно-наказуемые деяния, совершаемые в процессе заключения и исполнения гражданско-правовых договоров поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных или муниципальных нужд. Для предупреждения совершения злоупотреблений и иных правонарушений в указанной сфере принят Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2], а затем в Уголовный кодекс России (далее - УК) включена статья 200.4, которой предусмотрена ответственность за совершение злоупотреблений в указанной сфере.

Поскольку ст. 200.4 УК введена в уголовное законодательство только в 2018 году, анализировать результаты ее практического применения преждевременно. Однако предупреждение преступности носит комплексный характер и не ограничивается реализацией только средств уголовного закона [3, с. 26-32]. Поэтому в настоящее время необходимо изучить предложенные в криминологии социальные, экономические и иные меры, применение которых в совокупности с установлением и реализацией уголовной ответственности обеспечит максимально эффективное предупреждение злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных закупок.

Борьба с преступностью в целом представляет собой одно из направлений государственной политики, а противодействие экономической и коррупционной преступности в настоящее время, как уже отмечалось, является приоритетным по причине их существенной общественной опасности. Поэтому некоторые авторы указывают на необходимость разработки отдельной комплексной программы, реализация которой обеспечила бы эффективность предупреждения экономических и должностных преступлений [4, с. 182]. Отсюда, научные исследования, посвященные разработке мер противодействия преступности в указанной области, до настоящего времени ничуть не утратили своей актуальности [5, с. 40-41].

По справедливому мнению отельных специалистов, современная деятельность государственных органов и институтов гражданского общества России, направленная на предупреждение преступлений в сфере экономической и публичной деятельности, носит фрагментарный характер. Это заключается в

применении одних и тех же частных мер предупредительного воздействия [6, с. 707-716]. Данное обстоятельство не позволяет добиться максимально эффективных результатов предупреждения экономической и коррупционной преступности.

Например, в соответствии с действующим законодательством России о государственной и муниципальной службе отельные сотрудники и члены их семей обязаны ежегодно декларировать полученные доходы [7, с. 69], и лишь в исключительных случаях - расходы, суммы которых превышают размеры декларируемого дохода за предыдущие три года [8]. Эффективность данной меры могла бы быть намного выше, если бы на соответствующих представителей категорий государственных или муниципальных служащих, а равно каждый член их семей, декларировали бы и доходы, и расходы за истекший календарный год. Здесь же следует учесть, что подача деклараций о доходах и расходах не является самоцелью. Представляемые чиновником и его родственниками сведения о полученных/произведенных в течение года доходах и расходах являются исходными данными для обстоятельного анализа на предмет их соответствия в ходе последующих всесторонних проверок.

В современной научной литературе, преимущественно, обращается внимание на необходимость подачи соответствующих деклараций государственными и муниципальными служащими, однако, вопрос о вариантах реагирования на превышение произведенных расходов над полученными в отчетном периоде доходами остается открытым [9, с. 210-211]. Думается, что в этой части следует внедрить в правоприменительную практику противодействия коррупции меры, эффективность которых доказана опытом ряда зарубежных государств. В частности, законодательство Сингапура устанавливает «презумпцию виновности» чиновника, правомерность получения доходов которого вызывает сомнение. Государственные органы, специализирующиеся на противодействии коррупции, имеют широкие полномочия относительно проведения проверок всех источников дохода чиновника, а на последнего возлагается обязанность доказать законность их существования. В случае отказа чиновника от предоставления доказательств легитимности полученных доходов или предоставления недостаточных доказательств, власти имеют право признать происхождение доходов такого лица незаконным, что является основанием для возбуждения уголовного дела и отстранения подозреваемого от занимаемой должности [10, с. 277].

Представляется, что повышенная строгость мер, направленных на противодействие коррупции, является оправданной. Власти Сингапура за относительно небольшой период времени комплексными суровыми мерами обеспечили снижение коррупционной преступности до минимума: по данным независимой международной организации Transparency International в 2018 году по Индексу восприятия коррупции данная страна заняла наряду с Финляндией 3-е место в мире, уступая только Дании и Новой Зеландии [11].

Каждый из государственных и муниципальных служащих в соответствии с законодательством обязан ставить в известность своего руководителя о

возможном возникновении конфликта интересов в процессе осуществления служебной деятельности, но нормы об ответственности за игнорирование этой обязанности уведомления по различным формальным основаниям фактически не применяются. Поэтому можно констатировать, что до настоящего времени не получили комплексного применения общие и специальные меры, направленные на предупреждение злоупотреблений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Реальность существования данной проблемы подтверждена результатами анкетирования, участие в котором приняли индивидуальные предприниматели и менеджеры коммерческих организаций, осуществляющие экономическую деятельность на территории г. Москвы и Московской области (в анкетировании приняло участие 150 человек). В соответствии с полученными результатами анкетирования установлено, что 78% респондентов в процессе подачи заявки на заключение государственного или муниципального контракта и (или) в процессе его исполнения сталкивались с фактами злоупотреблений, совершаемых представителем заказчика - государственного учреждения или муниципалитета. На вопрос об эффективности противодействия преступности в сфере государственных или муниципальных закупок 92% респондентов указали на недостаточность мер, которые применяются для предупреждения злоупотреблений, совершаемых представителями заказчика в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Разрабатываемые меры предупреждения должны учитывать следующую особенность: указанная сфера закупок сочетает в себе несколько видов общественных отношений, каждый из которых является предметом уголовно-правовой охраны. Во-первых, это отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, к легитимному осуществлению которой допущены только физические и юридические лица, прошедшие государственную регистрацию в качестве хозяйствующих субъектов. Во-вторых, в рассматриваемой сфере представлены отношения охраны свободы конкуренции между хозяйствующими субъектами. Действующее законодательство поощряет развитие конкуренции, в том числе и при заключении государственных и муниципальных контрактов. Наконец, в-третьих, злоупотребления, совершаемые в процессе заключения и исполнения государственных или муниципальных контрактов, причиняют вред интересам государственной или муниципальной службы. Соответствующие публичные образования несут материальные убытки в связи с приобретением для своих нужд товаров по завышенным ценам и (или) не отвечающим требованиям к качеству, сроку службы и прочим показателям [12, с. 51-52].

Учитывая данные обстоятельства, наиболее эффективными мерами противодействия злоупотреблениям в сфере государственных и муниципальных закупок могут признаваться те, субъектом реализации которых выступает государство. Хозяйствующие субъекты не располагают управленческими средствами влияния на представителей заказчика, а экономические преимущества: повышенное качество, снижение цены

предлагаемой продукции и проч., - не имеют значения, поскольку приоритет при заключении контракта изначально отдан иному хозяйствующему субъекту-конкуренту. Отсюда, представители хозяйствующих субъектов способны обеспечить противодействие преступности в указанной сфере лишь путем обращения в судебные инстанции с исковыми заявлениями. Требования о признании итогов проведения конкурсов на заключение государственного или муниципального контракта недействительными, а также о заключении контракта с истцом, предложившим наиболее выгодные договорные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг для государственных или муниципальных нужд. Однако, в современных условиях представители российского бизнеса в большинстве случаев считают нецелесообразным обращение в судебные инстанции для защиты своих прав: только 18% опрошенных в ходе анкетирования подтвердили готовность обратиться в суд с целью добиться заключения с ними государственного или муниципального контракта, а 24% затруднились однозначно ответить на поставленный вопрос.

Наиболее эффективными мерами предупреждения злоупотреблений в сфере государственных или муниципальных закупок будут являться те, субъектом реализации которых выступают органы государственной власти. На основе обобщенного опыта мы полагаем, что наибольшей степенью превентивного воздействия обладают следующие меры социально-правового воздействия: 1) применение к лицам, виновным в совершении служебных преступлений и иных правонарушений мер ответственности, исключающих их дальнейшую работу в сфере государственных и муниципальных контрактов; 2) обеспечение максимального распространения информации о предложении заключить государственный или муниципальный контракт, о требованиях, предъявляемых к поставщику или подрядчику, а также подробной информации об итогах проведения конкурса на заключение указанного контракта и итогах его исполнения; 3) вменение в обязанность представителям контрактных служб государственных и муниципальных органов и учреждений ежегодно подавать декларации о доходах и расходах, которые были произведены как ими самими, так и членами их семей. Превышение суммы произведенных расходов над полученными доходами в один и тот же период времени в случае невозможности декларанта представить объяснения по данному факту следует рассматривать в качестве повода для возбуждения уголовного дела; 4) назначаемое наказание за совершение злоупотребления в сфере государственных или муниципальных закупок должно ограничивать как личные, так и имущественные права осужденного. При этом размеры применяемых штрафных санкций должны превышать суммы дохода, полученного в результате осуществления противоправной деятельности.

Противодействие экономической и коррупционной преступности, проявлением которых является злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, требует комплексных предупредительных мер, субъектом применения которых являются органы государственной власти. Достижение положительных

результатов от их применения будет возможным только в случае осознания представителями контрактных государственных и муниципальных служб экономической невыгодности совершения корыстных правонарушений, а также невозможности скрыть факт совершения правонарушения и суммы дохода, незаконно полученного от злоупотребления своим служебным положением.

Список литературы

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 // Собрание законодательства РФ. 2016. №1 (часть II). Ст. 212.

2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ // Российская газета. 2013. 12 апр.

3. Ларичев В.Д., Жуковская И.В. Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности // Безопасность бизнеса. 2015. №4. С. 26-32.

4. Иванов М.Г. Проблемы теории, практики и законодательной регламентации противодействия служебно-экономическим преступлениям в Российской Федерации (криминологическое и уголовно-правовое исследование): дис. ... д-ра юрид. наук. Н.Новгород, 2005. 405 с.

5. Лапшин В.Ф. Организация противодействия экономическим преступлениям в разрезе современной уголовной политики / Причины экономической преступности: выявление, обучение, противодействие: Материалы межвузовского межведомственного научно-практического круглого стола (Н.Новгород, 26 мая 2017 года) / под ред. В.М. Баранова. Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2017. С. 40-43.

6. Кузнецова О.А., Абрамов Г.Ф. К вопросу о предупреждающих мероприятиях в сфере противодействия коррупции: эффективность, перспективность, проблематичность // Административное и муниципальное право. 2014. №7. С. 707-716.

7. Щедрин Н.В. Проблемы и перспективы криминализации незаконного обогащения публичных должностных лиц // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. №12. С. 62-75.

8. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 дек.

9. Дорогова Ю.А., Лоткова Е.Г. Декларирование доходов государственных служащих как инстумент противодейстия коррупции // Успехи современного естествознания. 2012. №4. С. 210-211.

10. Шайманов А.А. Декларирование доходов государственных служащих и членов его семьи как инструмент противодействия коррупции в Российской Федерации / Право и правоохранительная деятельность в России, странах СНГ и Европейского союза: законодательство и социальная эффективность: Материалы V Международной научно-практической конференции / под ред.

Н.Т. Разгельдеева, Е.О. Глуховой (Саратов, 27 апреля 2018 г.). Саратов: Саратовский источник, 2018. С. 275-277.

11. Индекс восприятия коррупции за 2018 года [Электронный ресурс] // URL: https://www.transparency.org/ (дата обращения: 31.08.2019).

12. Гладких В.И. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4 УК РФ): теоретический анализ // Российская юстиция. 2019. №3. С. 51-54.

Морозов Андрей Владиславович, соискатель кафедры, morozov.andrey. uniayandex.ru, Россия, Москва, Российский университет дружбы народов

ENSURING THE PREVENTION OF CRIMES IN THE FIELD OF PROCUREMENT OF GOODS

FOR STATE OR MUNICIPAL NEEDS

A.V. Morozov

Corruption and economic crime are officially recognized as threats to the national security of the Russian Federation. One of the manifestations of these types of crime is the abuse of authority in concluding contracts for the supply of goods, work and services for state or municipal needs. As a result of the study, a number of criminal law and other measures were proposed, the use of which together will significantly reduce the number of crimes committed in this area.

Key words: economic crime, corruption, public procurement, official, state and municipal

needs.

Morozov Andrei Vladislavovich, Chair Applicant, [email protected], Russia, Moscow, Peoples' Friendship University of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.