Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ'

АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ЮНЫЕ ГИМНАСТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ / АНАЛИЗ ТЕХНИКИ / МЕЗОЦИКЛ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Умаров Д.Х.

Мазкур мақолада ҳафталик микроциклларда ўқув-машғулотларининг турли хил ва тезкор йўналиши ҳамда уларни макроциклларда оқилона тақсимлашнинг оптимал вариантлари асосида машғулот режасини шакллантириш масалалари атрофлича очиб берилган.В представленной статье рассмотрены вопросы формирования программы, со-ставленной на основе оптимальных вариантов различной по величине и целевой направленности тренировочной нагрузки в недельных микроциклов и их рацио-нальное распределение в соревновательном макроцикле.In the presented article, the questions of the formation of the program, compiled on the basis of the optimal variants of the training load of different size and target orientation in weekly microcycles and their rational distribution in the competitive macrocycle, are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Кандидат педагогических наук, профессор, Д.Х. УМАРОВ1

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

Информация для связи с автором:

jamshid-0505@mail.ru

АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ

Аннотация Annotation

В представленной статье рассмотрены вопросы формирования программы, составленной на основе оптимальных вариантов различной по величине и целевой направленности тренировочной нагрузки в недельных микроциклов и их рациональное распределение в соревновательном макроцикле.

Ключевые слова: юные гимнасты, физическая подготовка, физические качества, физическая активность, тренировочные нагрузки, анализ техники, мезоцикл, анализ.

Мазкур маколада ^афталик микроциклларда укув-машгулотларининг турли хил ва тезкор йуналиши хдмда уларни макроциклларда окилона таксимлашнинг оптимал вари-англари асосида машгулот режасини шакллантириш масалалари атрофлича очиб берилган.

Калит сузлар: ёш гимнастикачилар, жисмоний тайёргарлик, жисмоний сифатлар, жисмоний фаоллик, машгулот юкламалари, техникани тацлил цилиш, мезоцикл, тацлил.

In the presented article, the questions of the formation of the program, compiled on the basis of the optimal variants of the training load of different size and target orientation in weekly microcycles and their rational distribution in the competitive macrocycle, are considered.

Key words: Young gymnasts, physical training, physical qualities, physical activity, training loads, analysis of technology, meso-cycle, analysis.

Актуальность. По всему спектру исследований проблем управления учебно-тренировочным процессом в различных видах спорта накоплен богатейший научный материал. Сформирована теоретическая база системы многолетней подготовки юных спортсменов, в частности методики тренировки, анализа техники, воспитания специально-двигательных качеств. Определены средств и формы контроля за величиной и направленностью тренировочной и соревновательной нагрузкой, состоянием функциональных систем организма спортсмена и т.д. [5,6].

Однако, анализ состояния данной проблемы в спортивной гимнастике свидетельствует о недостаточно полной ее научной разработке. До настоящего времени основное внимание уделялось вопросам развития специально-физической (СФП) и технической (ТП) подготовке. Недостаточно полно изучены критерии перспективности юных гимнастов 11-13 лет, содержание тренировки, и в том числе, распределение программных средств подготовки в учебно-тренировочном занятии, день, в микро и предсоревновательном мезоцикле, и тем более на видах гимнастического многоборья, с учетом современных требования и возрастных особенностей детей и подростков [4,6,7].

Задача исследования. Определить оптимальную ч- структуру и распределение компонентов различной о по величине и целевой направленности тренировочной нагрузки в предсоревновательных микроциклах 2 гимнастов 11-13 лет.

• Организация исследования. В аспекте

та практической реализации поставленной задачи ис-о следования был организован и проведен основной ^ эксперимент (с сентября 2010 по август 2011 гг.) в | условиях спортивных школ по спортивной гимнас-го тике. Гимнасты 11-13 лет, привлеченные к участию

в исследованиях, были условно поделены на две подгруппы. Учащиеся СДЮСШОР №14 (11 - гимнасты 1-го разряда и 9 - КМС) составили экспериментальную (ЭГ), а СДЮСШОР № 4 (11 - гимнасты 1-го разряда и 9 - КМС) контрольную группу (КГ). Исходный уровень СФП и ТП исследуемых групп гимнастов на начало эксперимента не имел существенных различий.

Результаты исследования. Рассматриваемый нами период подготовки состоял из двух этапов: предсоревновательного (6 - 14 микроциклы) и соревновательного (15 - 26 микроциклы) и решал задачи повышения работоспособности и развития специальной выносливости гимнастов. Это достигалось за счёт повышения объёма и интенсивности нагрузки, многократного выполнения комбинаций и элементов высшей трудности.

Структура недельных микроциклов ЭГ на 1-ом этапе (табл. 1) предусматривала в 1, 3 и 5 - й дни недели выполнение комбинаций на всех видах многоборья, а во 2 и 6 - й дни (вторник и суббота) выполнялись только элементы, связки и соединения. Заключительная часть основного занятия отводилась СФП (15-25 мин.). В первой половине дополнительной (вечерней) тренировки на 2 - х видах многоборья изучались новые элементы высшей трудности. Вторая половина тренировки отводилась совершенствованию двигательных качеств (35 - 45 мин.). В четверг - СФП.

Специфика распределения тренировочной нагрузки юных гимнастов ЭГ на 1-ом предсоревнователь-ном этапа и ее последующая коррекция заключались в следующем:

- с 1-го микроцикла гимнасты приступили к выполнению целых комбинаций на всех видах многоборья;

22

www.fansports.uz

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

- объем нагрузки в среднем возрастает, на 50% относительно данных завещающего мезоцикла предыдущего года и достиг максимума к середине этапа;

- рост интенсивности несколько отстает от роста объема и достигает максимума лишь к концу 1-го этапа;

- к концу этапа, на 81,5% снижается объем упражнений ОФП.

Динамика показателей нагрузки ЭГ изменяется волнообразно, а в КГ, достигнув максимума к 8 - й неделе, удерживается на данном уровне до конца 1 -го этапа.

Согласно данным хронометража, объём нагрузки выше у гимнастов КГ на 2,5% (Р > 0,05), но при этом они существенно (Р<0,01) уступают ЭГ по количеству комбинаций (61%), элементов высшей трудности (35%), упражнений СФП (60%) и интенсивности работы по элементам в подход (эл/подход).

На втором, соревновательном этапе (табл. 2) у гимнастов ЭГ, при сохранившимся общем объеме нагрузки, возрастает количество выполненных целых комбинаций - на 54%, элементов высшей трудности - на 34%. и упражнений СФП - на 7,5%. Возросла интенсивность работы (по эл/подход на 22,5%), достигнув к концу этапа соревновательного уровня.

К концу 2-го этапа возрастает, до 5 в неделю, количество тренировочных занятий отводимых работе по комбинациям (40-50 за микроцикл). Количество элементы высшей трудности составили 6-8%, относительно общего объема нагрузки за этап.

Проведенный сравнительный анализ показал, что параметры нагрузки, по данным хронометража учебно-тренировочных занятий предсоревнователь-ного и соревновательного этапов подготовки, у гимнастов ЭГ существенно выше, относительно данных контрольной. Наиболее высокая степень различий отмечается по количеству выполненных целых комбинаций (на 95%), элементов высшей трудности (на 51%), упражнений СФП (на 31%) и интенсивности работы (элементов в подход, на 25,5%).

Таблица 1

Примерна схема распределения тренировочной нагрузки и восстановительных средств для гимнастов спортивной школы в недельном микроцикле в период напряженных тренировок 1-го предсоревновтаельного этапа подготовки

Суб-бота 10-15 прыжков. Объем 250-350 элементов. СФП- 15-25 упражнений. 2 вида многоборья 125-150 элементов СФП 45-55 упражнений

Воскресение Активный отдых- плавание, спортивные игры, прогулки и т.д. (в зависимости от времени года) отдых

Дни недели 1-е занятие ( основная ) В процессе и после 1-го занятия 2-е занятие (вечерняя) После 2-го занятия

Понедельник 10-20 комбинаций, 5-10 прыжков. Объем 350-450 элементов. СФП- 15-25 упражнений. Батут. Локальный ручной и вибромассаж Теплый душ, вибромассаж (по показаниям), электро-сти-муляция, электрофорез, физиотерапия, витаминизация (по показаниям) 2 вида многоборья. 100-150 элементов. СФП 50-75 упражнений Батут Теплый душ, гидромассаж, вибромассаж, лечебно-профилактические мероприятия

Вторник 10-15 прыжков. Объем 300-400 элементов. СФП- 15-20 упражнений. Батут. 2 вида многоборья 100-150 элементов. СФП 50-75 упражнений -«-«-«-

Среда 5-10 комбинаций, 5-10 прыжков. Объем 300-400 элементов. СФП- 15-25 упражнений. 2 вида многоборья. 100-150 элементов. СФП -50-75 упражнений

Четверг СФП, ОФП Парная баня, сауна Отдых или СФП

Пятница 10-20 комбинаций, 5-10 прыжков. Объем 375-475 элементов. СФП- 15-25 упражнений. Батут. То же, что в 1-3 день 2 вида многоборья. 100-150 элементов. СФП 75-100 упражнений. Батут

Таблица 2

Примерная схема распределения тренировочной нагрузки и восстановительных средств для гимнастов спортивной школы в недельном микроцикле в период напряженных тренировок соревновательного этапа подготовки

Дни недели 1-е занятие В процессе и после 1-го занятия 2-е занятие После 2-го занятия

Понедельник 15-20 комбинаций, 5-10 прыжков. Объем 300400 элементов. СФП - 15-25 упражнений. Батут 1. Локальный ручной и вибромассаж 2. Теплый душ, вибромассаж (по показаниям), электростимуляция, электрофорез, физиотерапия, витаминизация (по показаниям) 2 вида многоборья. 125-175 элементов. СФП- 35-45 упражнений Батут Теплый душ, гидромассаж, вибромассаж, лечебно-профилактические мероприятия

Вторник 10-15 комбинаций, 5-10 прыжков. Объем 300400 элементов. СФП- 15-25 упражнений. Батут 2 вида многоборья. 125-175 элементов. СФП 35 45 упражнений

Среда 10-15 комбинаций, 5-10 прыжков. Объем 250-350 элементов. СФП - 15-25 упражнений. 2 вида многоборья. 125-150 элементов. СФП -35-45 упражнений

Четверг СФП, ОФП Парная баня, сауна СФП

Пятница 15-25 комбинаций, 5-10 прыжков. Объем 350450 элементов. СФП - 15-25 упражнений. Батут То же, что в 1-3 день 2 вида многоборья. 150-250 элементов. СФП - 45-55 упражнений. Батут То же, что в 1-3 день

Суббота 5-10 комбинаций, 5-10 прыжков. Объем 250-350 элементов. СФП- 15-25 упражнений. 2 вида многоборья. СФП или малая по объему тренировка 100-125 элементов

Вос-кресе-ние Активный отдых- плавание, спортивные игры, прогулки и тд. (в зависимости от времени года) отдых

Заключение. В целях существенного повышения работоспособности, специальной и функциональной выносливости перспективным гимнастам 11-13 лет рекомендовано планировать проведение двух «сверх ударных» микроциклов (в завершающих 1 и 2-й соревновательные этапы микроциклах). Планируемая тренировочная нагрузка превышает применяемые в СДЮСШОР: по количеству элементов в 1,5 раза; по интенсивности работы - в 2,5 раза и по количеству комбинаций - в 4-5 раз. По завершению «сверх ударного» следует планировать и проводить разгрузоч-но-восстановительный микроцикл:

- применение в данном возрасте большой по величине и интенсивности тренировочная нагрузка не оказывает отрицательного воздействия на функциональное состояние организма подростков;

- полученные результаты свидетельствуют о научной обоснованности применения интенсивных режимов тренировки и их педагогической целесообразности на этапе углубленной специализированной подготовки юных гимнастов 11 - 13 лет;

- эффективность комплексной программы подтверждается данными корреляционного анализа, показавшие высокую взаимосвязь наиболее значимых показателей тренировочной нагрузки с результатом основных соревнований (г = 0,701 - 0,8397)

- гимнасты ЭГ не только существенно повысили СФП (Р<0,01), но и успешно выступили во всех планируемых соревнованиях и показали достоверно более высокие спортивные результаты, чем гимнасты КГ. В главном соревновании года (первенство респуб-

см о см ю

го га

0 ^

ю

1

с го

№6-2021

www.fansports.uz

23

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

лики среди юношей) разница в баллах за многоборье составила в среднем 5,9 балла.

Литература:

1. Узбекистан Республикасининг "Жисмоний тарбия ва спорт ту^риси-да''ги конуни (янги тахрири), 2015 йил 5 сентябр.

2. Узбекистан Республикаси Президентининг 2017-2021 йилларга мулжалланган "Узбекистан Республикасини янада ривожлантириш буйича Харакатлар стратегияси тутрисида'ти Фармони. Т.: 2017 йил 7 февраль, ПФ-4947-сон

3. Указа Президента Республики Узбекистан от 2016 года 7 ноября УП-2654 «О дальнейших мерах развития спортивных видов гимнастики в

Республике Узбекистан».

4. Ефименко А.И. Умаров М.Н. Управление предсоревновательной подготовкой юных гимнастов. Т.: 1990. -63 с.

5. Платонов В.Н., Суслов Ф.П. Структура мезо- и микроциклов подготовки - М.: СААМ, 1995. - С. 407- 426.

6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения - Киев: Олимпийская литература, 2004 - 808 с.

7. Умаров М.Н., Эштаев С.А. Технология определения наиболее значимых показателей тренировочной нагрузки гимнастов на соревновательном этапе подготовки. // «Фан спортга». 2011. №2. - С. 43-47.

8. Хасанова Г.М. Построение соревновательного мезоцикла у юных гимнасток на этапе спортивного совершенствования. Дисс. ... канд. пед. наук. - Т: УзГИФК, 2011. - 173 с.

Информация для связи с авторам:

gulnozik_13@mail.ru

Л

Информация для связи с авторам:

ilkhomakhmedov@mail.ru

Старший преподователь Г.М. ЗОИТОВА1 Преподователь И.И. АХМЕДОВ1

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчи^, Узбекистан

АНАЛИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ УЗБЕКСКИХ ПЛОВЦОВ НА XXXII ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ В ТОКИО

Аннотация

Annotation

В данной статье приводится анализ выступления сборной команды Узбекистана по плаванию на XXXII Олимпийских играх в Токио. Подробно рассмотрено выступление спортсменов из разных стран, участвовавших в квалификационных, полуфинальных и финальных заплывах на дистанциях 50 и 100 метров вольным стилем. Приведена динамика результатов узбекских спортсменов Хуршида Турсунова и Натальи Критининой за четыре года. Также проанализирован общий медальный зачет между странами-участницами и спортсменами.

Ключевые слова. Олимпийские игры, плавание, анализ выступлений, узбекские спортсмены, медальный зачет.

Ушбу маколада сузиш буйича Узбекистан терма жамоасининг Токиодаги XXXII Олимпия уйинларидаги натижалари та^лил килинган. Маколада 50 ва 100 метрга эркин усулда сузишда саралаш, ярим финал ва финал ба^сларида катнашган турли мамлакатлар спортчиларининг курсаткичлари батафсил куриб чикилган. Узбек спортчилари Хуршид Турсунов ва Наталя Критининанинг турт йиллик натижалари динамикаси берилган. Шунингдек, иштирокчи мамлакатлар ва спортчилар уртасидаги умумий медаллар рейтинги (таксимот-жадвали) та^лил килинган.

Калит сузлар: олимпия уйинлари, сузиш, бацслар тацлили, узбек спортчилари, медаллар рейтинги (тацсимот-жадвали).

This article analyzes the performance of the Uzbek national swimming team at the XXXII Olympic Games in Tokyo. The performance of athletes from different countries who participated in qualifying, semifinal and final heats at distances of 50- and 100-meters freestyle swimming is considered in detail. In this article is given the dynamics of the results of Uzbek athletes Khurshid Tursunov and Natalia Kritinina for four years. Were also analyzed the overall medal standings between the participating countries and athletes.

Key words. Olympic games, swimming, analysis of performances, Uzbek athletes, medal standings.

CM О CM

та t о d w

с to

Введение. Соревнования по плаванию на летних Олимпийских играх впервые появились на играх 1896 года в Афинах и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр. Первоначально соревнования были мужскими, женские дисциплины появились на летних олимпийских играх 1912 года в Стокгольме. На летних Олимпийских играх 2008 в Пекине впервые были проведены соревнования по плаванию в открытой воде. В этом виде спорта разыгрываются 34 комплекта наград.

Соревнования по плаванию на летних Олимпийских играх 2020 года прошли с 24 июля по 1 августа 2021 года в Олимпийском центре водных видов спорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность. В плавании в программе Олимпийских игр 2020 года было разыграно 37 комплектов медалей (18 у мужчин и женщин и 1 смешанное соревнование), включая два 10-километровых заплыва в открытой воде. В сравнении с Олимпийскими играми 2016 года, впервые были разыграны медали

в плавании на 800 метров вольным стилем у мужчин, в плавании на 1500 метров у женщин и в смешанной комбинированной эстафете 4*100 метров.

На Олимпийских играх в Токио приняли участие около 900 спортсменов-пловцов из 167 стран. Обладателями медалей в плавании стали представители 20 стран: США, Австралии, Великобритании, Италии, Китая, Канады, России, Японии, Венгрии, Бразилии, Германии, Нидерландов, ЮАР, Гонконга, Украины, Туниса, Франции, Швеции, Швейцарии, Дании, Финляндии. Одержали победу и стали обладателями золотых медалей представители 12 стран: США, Австралии, Великобритании, Китая, Канады, России, Японии, Венгрии, Бразилии, Германии, ЮАР, Туниса. В то же время нельзя не отметить, что конкуренция в последние годы значительно возросла, а значит, все большее количество стран включается в борьбу за распределение олимпийских медалей.

Цель исследования. Анализ выступления узбекских пловцов Хуршида Турсунова на дистанции

24

www.fansports.uz

№6-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.