Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ПРОФИЛАКТИКА / СОТРУДНИКИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антипов Алексей Николаевич, Фомин Игорь Сергеевич

В представленной статье авторами рассматриваются отечественные нормы права в сфере предупреждения правонарушений групп отрицательной направленности, сформированных по этническому признаку. Проведен анализ основных нормативных правовых актов отечественного права в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антипов Алексей Николаевич, Фомин Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DOMESTIC REGULATIONS IN THE FIELD OF PREVENTION OF ETHNIC CRIME

In the article presented, the authors consider domestic law in the field of preventing offenses of negative groups formed on ethnic grounds. An analysis of the main normative legal acts of domestic law in the area under consideration was carried out.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

DOI 10.47643/1815-1337_2021_6_124 УДК 343.8

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Analysis of domestic legislation in the field of prevention of ethnic crime

АНТИПОВ Алексей Николаевич,

ведущий научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130,г. Москва, ул. Нарвская, 15 «а», стр. 1. Е-mail: fomin00@mail.ru;

ФОМИН Игорь Сергеевич,

старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130,г. Москва, ул. Нарвская, 15 «а», стр. 1. Е-mail: fomin00@mail.ru;

ANTIPOV Alexey Nikolaevich,

a leading researcher at SIC-3 of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Moscow, Narvskaya str., 15 "a", p. 1. E-mail: fomin00@mail.ru;

FOMIN Igor Sergeevich,

Senior Researcher at SIC-3 of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Moscow, Narvskaya str., 15 "a", p. 1. E-mail: fomin00@mail.ru

Краткая аннотация. В представленной статье авторами рассматриваются отечественные нормы права в сфере предупреждения правонарушений групп отрицательной направленности, сформированных по этническому признаку. Проведен анализ основных нормативных правовых актов отечественного права в рассматриваемой сфере.

Abstract. In the article presented, the authors consider domestic law in the field of preventing offenses of negative groups formed on ethnic grounds. An analysis of the main normative legal acts of domestic law in the area under consideration was carried out.

Ключевые слова. Оперативно-розыскная деятельность, отечественные нормативные акты, уголовно-исполнительная система, этническая преступность, отрицательные группы, этнические группы, профилактика, сотрудники оперативных подразделений.

Keywords. Operational-search activities, domestic regulations, the penal system, ethnic crime, negative groups, ethnic groups, prevention, employees of operational units.

Дата направления статьи в редакцию: 15.04.2021

Дата публикации: 30.06.2021

Принимая во внимание нормы международного законодательства и руководствуясь его принципами в оперативно-розыскной деятельности по борьбе с проявлениями этнической преступности, необходимо иметь в виду, что базой для всего нормотворчества в рассматриваемой сфере остаются положения Конституции Российской Федерации, нормы которой имеют прямое действие[1]. Хотя Конституция непосредственно не регламентирует оперативно-розыскную деятельность по борьбе с этнической преступностью, она содержит общие положения, имеющие для неё принципиальное, основополагающее значение. На основе Конституции формулируются конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности (законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина). Здесь же содержатся основные предписания по вопросам безопасности, обеспечения прав и свобод граждан, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, охраны и их собственности и общественного порядка, (ст. 2, 8, 17-25 и др.). Органы внутренних дел и другие субъекты оперативно-розыскной деятельности призваны обеспечивать выполнение этих предписаний по всем направлениям своей деятельности, включая осуществление оперативно-розыскных мер в отношении членов этнических преступных структур.

Вместе с тем, акцентируя внимание на основных правах и свободах, определяющих правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России, следует подчеркнуть их неотделимость от исполнения ими определенных обязанностей, в частности, права указанной категории лиц на свободу передвижения' выбора места жительства. При этом подчеркивается, что этим правом обладают лишь иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации на законных основаниях. В этой связи ст. 27 Конституции РФ заслуживает полного цитирования: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства»[2]. Ключевой в этой дефиниции является словосочетание «законно находится», на основе которого должна выстраиваться вся правоохранительная конструкция в сфере борьбы

с одним из компонентов этнической преступности — преступностью иностранных граждан и лиц без гражданства.

Разработанный на основе перечисленных выше конституционных принципах Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ФЗ «Об ОРД»)[3] по этой причине в качестве специальных субъектов не рассматривает ни иностранных граждан, ни иных представителей этнической преступности, несмотря на то, что организация и проведение в отношении этой категории лиц ряда оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) имеет особую специфику, которая будет проанализирована ниже. В этой связи представляется, что корректировка отдельных положение данного закона «Об ОРД» будет способствовать повышению эффективности деятельности органов внутренних дел.

В этом контексте, анализируя отдельные положения указанного Закона, следует рассмотреть положения ст. 11, регламентирующей вопросы использования результатов оперативно-розыскной деятельности. Часть 1 ст. 11 устанавливает, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и становлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, также для розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации.

Учитывая сложность получения информации о криминальной деятельности членов этнических преступных структур и затраченные на эту деятельность средства, несомненно большие, чем при разработке отечественных подозреваемых, представляется некорректным когда информацию, полученную правоохранительными органами в соответствии с действующим законодательством, следователь оценивает и он же решает использовать или не использовать её в процессе доказывания (чч. 1, 3 ст. 11 ФЗ «Об ОРД», ст. 445 УПК РФ), когда как во многих странах мира результаты ОРД оцениваются и используются в уголовно-процессуальном производстве наравне с другими фактическими данными, полученными на законных основаниях, эти данные относятся к системе доказательств. Полученные законным путем доказательства должны рассматриваться судом - конечной инстанцией, решающей вопросы о виновности или невиновности обвиняемого. Причем использование этих результатов естественно и наиболее желательно для правосудия[4]. Соответствующие изменения должны быть внесены в ст. 74 УПК РФ (ч. 2 которой необходимо дополнить следующей формулировкой «в качестве доказательств допускаются материалы, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий, проведенных в соответствии с действующим законодательством») и ст. 89 УПК РФ. Учёные категоричны в том что, результаты ОРД должны быть вписаны в систему доказательств и оценки наравне с другими фактическими Данными.

Не останавливаясь более детально на отдельных положениях ФЗ «Об ОРД», следует отметить, что важное место в системе законодательных актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, занимают нормы Уголовного кодекса РФ. От наличия признаков уголовно-наказуемых деяний, совершённых этническими группами, их квалификаций в соответствии с действующим законодательством зависят тактика оперативно-розыскной деятельности, выбор оперативно-розыскных мероприятий, их последовательность, направленность и интенсивность на всех стадиях предварительной оперативной проверки и оперативной разработки[5].

Однако особенности криминальной деятельности членов этнических групп, действующих в составе транснациональных объединений, несут угрозу более высокого уровня опасности, т. к. покушаются на сложившийся мировой правопорядок[6]. В этой связи возникает необходимость в более жёсткой оценке не только криминальных деяний, совершаемых в составе такого рода криминальных структур, но и в повышенной ответственности за создание таких объединений и за участие в них. В этой связи представляется необходимым дополнить ст. 210 УК РФ частью 5, определяющей более суровое наказание для лиц, участвующих в криминальной деятельности такого вида.

Следуя нормам международного права, необходимо внести изменения в ч. 2 ст. 35 УК РФ, определив состав организованной группы от трех и более человек[7]. Проведённое исследование позволило сделать вывод — в состав этнической группы должно входить не менее трех человек и только в этом случае можно констатировать наличие структурированности, иерархичности и других оценочных признаков. Аналогичной точки зрения придерживается и ряд криминологов.

В частности, О.Н. Смирнова, указывает, что «наиболее типичной для организованных этнических преступных групп можно признать иерархию по следующей системе: лидер - его близкое окружение - исполнитель»[8], т. е криминальную структуру численностью не менее 3 - человек.

Рассматривая далее отечественное законодательство, регулирующее правоотношения в рассматриваемой сфере, необходимо обратить внимание на дефиницию ч. 4 ст. 210 УК РФ, определяющую повышенную уголовную ответственность лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии. Практически с момента ее появления в Уголовном кодексе к уголовной ответственности по ней пытались и пытаются привлечь так называемых «воров в законе», несмотря на то, что в этой криминальной иерархии есть и другие лица, обладающие административными и финансовыми рычагами, и в силу этого способные существенно криминализировать оперативную обстановку конкретного региона. Это, прежде всего, так называемые «положенцы», «смотрящие» и «лидеры крупных преступных сообществ». Более того, диспозиция данной статьи давно нуждается в расширении по аналогии с соответствующей статьей Уго-

ловного кодекса Грузинской Республики путём введения в качестве уголовно-процессуального признака не только лиц указанной категории, но и признак, характеризующий организацию ими криминального мира и активное участие в его функционировании^].

К правовой основе оперативно-розыскной деятельности, регулирующей вопросы борьбы с организованной преступностью, относится уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации1. В части, касающейся рассматриваемой проблематики, в нём, в редакции от 06.07.2016. даётся определение имущества, полученного преступным путем и указаны условия, при которых оно должно быть конфисковано: это имущество, которое «получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации)».

Представляется, что введение в действие этого положения даст весомый аргумент правоохранительным органам, необходимый для подрыва экономических основ этнической преступности с учетом того, что преступления корыстно-насильственной направленности преобладают в структуре преступлений, совершаемых членами этнических структур.

Некоторые ученые выделяют два основных направления в деятельности правоохранительных органов в этой сфере, которые могут привести к реальному контролю над этнической преступностью: 1) установление контроля над финансовыми потоками этнических преступных структур; 2) установление контроля за миграционными потоками[10]. Полностью поддерживая эту точку зрения без взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных государств соответствующим правоохранительным структурам России решить эти проблемы невозможно.

К законодательным актам, определяющим правовой статус и общую компетенцию оперативных подразделений, непосредственно осуществляющих борьбу с преступностью непосредственно в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, связанные с лишением свободы, следует отнести УИК РФ[11], который в числе обязанностей оперативных подразделений в исправительных учреждениях, перечисленных в ст. 84, возложил на оперативные подразделения УИС обязанность обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявления, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Конкретизация задач, стоящих перед органами внутренних дел в рассматриваемой сфере правоохранительной деятельности обозначена в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовом положении о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утверждёнными Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016. № 699[12].

Органы внутренних дел в рамках данного Положения:

п. 17- выявляют, предупреждают, пресекают, раскрывают и расследуют тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;

п. 25 — осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

п. 49 — осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации: регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства, учёт иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания; реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства; учёт и фотографирование иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии либо принимаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реад-миссии; формирование и обеспечение функционирования государственной информационной системы миграционного учёта;

п. 50 - принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации решения: о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства; о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства;

п. 51 - осуществляют во взаимодействии с уполномоченными органами государственной власти депортацию иностранных граждан и лиц без гражданства, а также контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Практически все задачи, стоящие перед органами внутренних дел, реализация которых способна декриминализировать ми-

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон 18 декабря 2001 Г- № 174-ФЗ] (в ред. Федерального закона 31 декабря 2017 г. № 387-ФЗ). СПС консультантПлюс.

грантскую массу и снизить тем самым исходящий от неё уровень общественной опасности, обозначены. Успешное их решение зависит от эффективности организационно-управленческих и организационно-тактических мер, разрабатываемых органами внутренних дел на всех уровнях управления. Представляется, что отдельные позиции Положения, в частности, изложенные в п. 50, прямо указывают на необходимость информационного взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных стран для пресечения въезда на территорию Российской Федерации лиц с криминальным прошлым, исключив тем самым необходимость их последующей депортации по этим основаниям.

В процессе проведённого исследования было установлено, что лидеры и активные участники этнических преступных структур, заработавшие значительные криминальные капиталы, уже давно легализуют свою деятельность с использованием организационно-правовых форм юридического лица[14]. Это связано с тем, что созданное или захваченное представителями этнической диаспоры в результате рейдерских действий коммерческое предприятие выводится из налогового поля России или скрываемая от налогов прибыль используется для финансирования этнического криминалитета. При этом, как правило, меняется весь менеджмент на этнический. Представители местного населения если и остаются в этой организации, то на уровне рядовых исполнителей.

Рассматривая Российскую Федерацию в качестве субъекта международных правовых отношений и принимая во внимание тот факт, что несмотря на имеющиеся особенности в формировании российских этнических преступных сообществ, «их развитие, независимо от региона и этноса, не просто содержит в себе много общего с аналогичными зарубежными группировками, а происходит на основе одних и тех же принципов и закономерностей, что позволяет использовать международный опыт борьбы с организованной преступностью»^]. Учитывая чрезвычайно высокий уровень рецидива среди привлеченных к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства и, исключая возможность въезда ранее судимых лиц данной категории, необходимо признания судами Российской Федерации приговоров иностранных государств в качестве рецидива и основания для запрещения въезда на территорию Российской Федерации их граждан.

Необходимо также обратить внимание на то, что важную роль в правовом регулировании, направленном на противодействие проявлениям этнической преступности, выполняют нормы административно-правового характера, несмотря на то, что имеют опосредованную форму реализации. Это, в первую очередь, меры и средства профилактического характера, направленные на поддержание общественного порядка и соблюдение паспортного режима, которые, выполняя криминологическую функцию, могут существенно снизить активность криминализированных членов этнических диаспор. В частности в Административном праве в достаточной степени рассмотрен административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства по категориям: иностранцы, о постоянно проживающие (имеющие вид на жительство); временно проживающие; проезжающие через территорию России транзитом. Рассмотрены также разработанные на основе общепризнанных принципов международного права, международных договоров и межправительственных соглашений, меры административного характера. При этом делается акцент на том, что в Российской Федерации действует принцип приравнивания иностранных граждан к гражданам России[16].

Анализ определённых к исполнению оперативно-розыскных и профилактических мер даёт основание утверждать, что их качественное и своевременное исполнение будет способствовать решению проблемных вопросов, связанных с борьбой органов внутренних дел с проявлениями этнической преступности.

В заключение следует отметить, что развитие международного законодательства в сфере борьбы с преступностью в настоящее время является одной из приоритетных задач.

Таким образом, из изложенных выше результатов комплексного анализа сложившейся на территории Российской Федерации оперативной обстановки следует, что со стороны правоохранительных органов России отсутствует адекватное противодействие этнической преступности. Это в значительной степени объясняется тем, что требуется иное правовое, информационное, интеллектуальное и организационное обеспечение, основанное на достижениях социологии и криминологии, этнопсихологии и этнографии, что практически не учитывается в проанализированных нормативных правовых актах, относящихся к сфере оперативно-розыскной деятельности. И в этой связи правовую основу борьбы органов внутренних дел с проявлениями этнической преступности необходимо формировать в виде непрерывного научно организованного и научно обоснованного вида оперативно-розыскной деятельности, осуществляемого в рамках конкретных организационно-управленческих, организационно-тактических мер, направленных на эффективное выявление, пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых криминально активными членами этнических диаспор. При этом прикладной элемент рассматривается как неотъемлемая часть выше обозначенной частной теории.

Библиография:

1. СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. СЗ РФ. 2014.№31 .Ст. 4398.

3. Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изм. и доп. на 1.01.2018.) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

4. Правовая регламентация использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве / под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2004. С. 66.

5. Гриб В.Г. Этническая преступность - состояние и некоторые ресурсы в борьбе с ней // Проблемы борьбы с организованной преступностью в Северо-Кавказском регионе. Матер Есерос. науч.-практ. конф. М., 2000. С. 27-29.

6. Климов М.В. Организация оперативно-розыскной деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью МВД России в субъектах Российской Федерации: дис. ...канд. юрид. наук. М., 2001. С. 268.

7. Конвенция о борьбе с транснациональной организованной преступностью 2000 г.: Федеральный закон от 26.04.2006. № 26-ФЗ// СЗ РФ. 2004. №

18. Ст. 1684.

8. Смирнова ОН. Проблемы расследования преступлений, совершенных этническими группами: монография. Уфа, 2005.204 с.

9. Об организованной преступности и рэкете: Закон Грузии 2354-ВС-05. Регистрационный код 080.030.00.05.001.002.040. Источник опубликования, дата: Законодательный Вестник Грузии- 2®Г, 57,29/12/2005. СПС «КонсультантПлюс».

10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон 18 декабря 2001 Г- № 174-ФЗ] (в ред. Федерального закона 31 декабря 2017 г. № 387- ФЗ ). СПС консультантПлюс.

11. Дашков Г. В. Выступление на научно-практической конференции // Организованная преступность и этнические проблемы// URL: http://crime.vl.ru/docs/konfs/ konf7_18.html (Дата обращения: 28.10.2004).

12. УИК РФ от 08.01.1997 № 1 -ФЗ ред. От 05.04.2021.

13. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовом положении о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21 Декабря 2016 г. № 699 // СПС Кон-сультантПлюс.

14. В этом случае следует говорить о формализованном виде этнической преступной деятельности - автор.

15. Шушаков В.И. Этнический аспект наркопреступности. М., 2001. С. 24.

16. А.М. Волоков, А.С. Дугинец Административное право. М., 2017. С. 129.

References (transliterated):

1. SZ RF. 2014. № 31. St. 4398.

2. SZ RF. 2014.№31.St. 4398.

3. Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 12 avgusta 1995 g. № 144-FZ (s izm. i dop. na 1.01.2018.) // SZ RF. 1995. № 33. St. 3349.

4. Pravovaya reglamentaciya ispol'zovaniya rezul'tatov operativno-rozysknoj deyatel'nosti v ugolovnom sudoproizvodstve / pod red. V.P. Sal'-nikova. SPb.,

2004. S. 66.

5. Grib V.G. Etnicheskaya prestupnost' - sostoyanie i nekotorye resursy v bor'be s nej // Problemy bor'by s organizovannoj prestupnost'yu v Severo-Kavkazskom regione. Mater Eseros. nauch.-prakt. konf. M., 2000. S. 27-29.

6. Klimov M.V. Organizaciya operativno-rozysknoj deyatel'nosti podrazdelenij po bor'be s organizovannoj prestupnost'yu MVD Rossii v sub"ektah Rossijskoj Federacii: dis. ...kand. yurid. nauk. M., 2001. S. 268.

7. Konvenciya o bor'be s transnacional'noj organizovannoj prestupnost'yu 2000 g.: Federal'nyj zakon ot 26.04.2006. № 26-FZ// SZ RF. 2004. № 18. St. 1684.

8. Smirnova ON. Problemy rassledovaniya prestuplenij, sovershennyh etnicheskimi gruppami: monografiya. Ufa, 2005.204 s.

9. Ob organizovannoj prestupnosti i rekete: Zakon Gruzii 2354-VS-05. Registracionnyj kod 080.030.00.05.001.002.040. Istochnik opublikovaniya, data: Za-konodatel'nyj Vestnik Gruzii- 2®G, 57,29/12/2005. SPS «Konsul'tantPlyus».

10. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon 18 dekabrya 2001 G- № 174-FZ] (v red. Federal'nogo zakona 31 dekabrya 2017 g. № 387- FZ ). SPS konsul'tantPlyus.

11. Dashkov G. V. Vystuplenie na nauchno-prakticheskoj konferencii // Organizovannaya prestupnost i etnicheskie problemy// URL: http://crime.vl.ru/docs/konfs/ konf7_18.html (Data obrashcheniya: 28.10.2004).

12. UIK RF ot 08.01.1997 № 1-FZ red. Ot 05.04.2021.

13. Ob utverzhdenii Polozheniya o Ministerstve vnutrennih del Rossijskoj Federacii i Tipovom polozhenii o territorial'nom organe Mini-sterstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii po sub"ektu Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 Dekabrya 2016 g. № 699 // SPS Kon-sul'tantPlyus.

14. V etom sluchae sleduet govorit o formalizovannom vide etnicheskoj prestupnoj deyatel'nosti - avtor.

15. SHushakov V.I. Etnicheskij aspekt narkoprestupnosti. M., 2001. S. 24.

16. A.M. Volokov, A.S. Duginec Administrativnoe pravo. M., 2017. S. 129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.