Научная статья на тему 'Современное состояние организации оперативно-розыскной деятельности по борьбе с этнической преступностью'

Современное состояние организации оперативно-розыскной деятельности по борьбе с этнической преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ETHNIC CRIME / INVESTIGATIVE ACTIVITIES / CURRENT STATUS / TRANSNATIONAL CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глазков Андрей Александрович

В статье рассматриваются вопросы современного состояния организации оперативно-розыскной деятельности по борьбе с этнической преступностью. Проводится детальный анализ состояния организации оперативно-розыскной деятельности в рассматриваемой сфере и складывающейся оперативной обстановки. Уделяется внимание наиболее эффективным путям решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Глазков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF THE ORGANIZATION OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE ACTIVITIES TO COMBAT WITH ETHNIC CRIME

The article discusses the current state of the organization of operational-search activities to combat ethnic crime. A detailed analysis of the state of the organization of operational-search activity in the area under consideration and the current operational situation is carried out. Attention is paid to the most effective solutions

Текст научной работы на тему «Современное состояние организации оперативно-розыскной деятельности по борьбе с этнической преступностью»

ГЛАЗКОВ Андрей Александрович,

старший оперуполномоченный по особо важным делам 6 отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД России по г. Москве

е-mail: glazkov1177@gmail.com

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БОРЬБЕ С ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы современного состояния организации оперативно-розыскной деятельности по борьбе с этнической преступностью. Проводится детальный анализ состояния организации оперативно-розыскной деятельности в рассматриваемой сфере и складывающейся оперативной обстановки. Уделяется внимание наиболее эффективным путям решения.

Ключевые слова: этническая преступность, оперативно-розыскная деятельность, современное состояние, транснациональная преступность.

GLAZKOV Andrey Alexandrovich,

senior Operations Officer for Particularly Important Cases of the 6th Division of the Criminal Investigation Department of the Main Department of the Ministry of the Interior of the Russian Federation for Moscow

CURRENT STATE OF THE ORGANIZATION OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE ACTIVITIES TO COMBAT

WITH ETHNIC CRIME

Annotation. The article discusses the current state of the organization of operational-search activities to combat ethnic crime. A detailed analysis of the state of the organization of operational-search activity in the area under consideration and the current operational situation is carried out. Attention is paid to the most effective solutions.

Key words: Ethnic crime, investigative activities, current status, transnational crime.

Существенным фактором, определяющим состояние криминальной обстановки в стране и оказывающим негативное влияние на ее социально-экономическое развитие, остается организованная этническая преступность.

В сфере интересов криминальных структур, в т.ч. выстроенных по этническому принципу, а также авторитетов уголовно-преступной среды, т.н. «воров в законе» находятся торговля оружием, наркотиками, создание финансовых пирамид, рейдерство. В последние годы повышенное внимание преступных формирований вызывают также жилищно-коммунальное хозяйство, топливно-энергетический комплекс и закупки для государственных и муниципальных нужд.

Наличие структур, сформировавшихся на этнической основе, отмечается практически во всех субъектах Российской Федерации. Наибольшую активность авторитеты уголовно-преступной среды проявляют в Московском регионе, горо-дах-«миллионниках».

По итогам 12 месяцев 2019 г., общее количество преступлений, зарегистрированных на территории г. Москвы, возросло на 6.8% (с 182 873 до 195 239; +12 366), число тяжких и особо тяжких составов снизилось на 1.2% (с 53 472 до 52 827; -645).

В структуре преступности доминирующее положение занимают преступления общеуголовной направленности, в отчетном периоде зарегистрировано 186 040 (2017 г. - 174 271; +11 769, или 6.8%). Их доля от общего количества зарегистрированных составила 95.3% (2016 г. - 95.3%).

На 3.1% (с 46 373 до 44 949; -1424) снизилось число зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной направленности.

Снизилось количество преступлений, совершённых с применением огнестрельного оружия, на 25.9% (с 321 до 238; -78), а также с применением холодного оружия - на 38.5% (с 13 до 8; -5).

За рассматриваемый период предварительно расследовано на 3345, или на 7.7% больше

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

преступлений общеуголовной направленности (2018 г. - 47 032, 2017 г. - 43 687), раскрываемость снизилась с 25.9% до 25.8% (-0,1%).

В целом по городу возросли результаты по раскрытию преступлений, совершенных в составе ОГ и ПС (+866), в т.ч. сформированных по этническому принципу (+481); совершенных с применением огнестрельного оружия (+6); преступлений против собственности (+3874); краж (+2966) и мошенничеств (+211) общеуголовной направленности; карманных краж (+190), а также грабежей (+238) и разбоев (+112). Больше раскрыто преступлений, предусмотренных ст. 209 (+6) и 210 (+1) УК РФ, а также в сфере незаконного оборота оружия (+39, из числа выявленных ОВД). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года сократился остаток розыскных дел (-35).

По итогам 12 месяцев 2019 г., возросли результаты работы по линии противодействия организованной преступности на 47.4% (2016 г. -2674, 2016 г. - 1814; +860) возросло количество предварительно расследованных преступлений, совершённых в составе ОГ и ПС. При этом на 111.3% возросло количество предварительно расследованных преступлений, совершенных этническими ОГ и ПС (с 432 до 913; +481). Сотрудниками службы уголовного розыска раскрыто 665 преступлений, совершенных в составе ОГ и ПС (2018 г. - 357; +308), в т.ч. 171 (2018 г. - 126; +45), совершенных в составе этнических О Ги ПС. По ст. 209 УК РФ выявлено 12 преступлений (2018 г. - 12). В суд направлено 11 уголовных дел, все за службой. За 12 месяцев 2019 г. выявлено 34 (+3) преступления, предусмотренных ст. 210 УК РФ.

Для города Москвы задача борьбы с организованной этнической преступностью является наиболее актуальной с учётом того, что в столице этническая преступность в настоящее время является приоритетным направлением оперативно-служебной деятельности, преступления, совершаемые участниками данных преступных структур, вызывают наибольший общественный резонанс в обществе.

В связи с этим в решении коллегии ГУ МВД России по г. Москве от 27 сентября 2018 г. по вопросу «О результатах оперативно-служебной деятельности по борьбе с преступлениями, совершенными организованными группами и преступными сообществами, и мерах по ее совершенствованию» сделан акцент в работе служб и подразделений ГУ МВД России по г. Москве именно на противодействие этнической преступности.

Анализ многолетней практики показывает, что этническую преступность в Московском регионе следует рассматривать как совокупность двух основных составляющих: во-первых, преступлений, совершенных иностранными гражданами

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

ближнего зарубежья, среди которых наиболее криминальную активность проявляют выходцы из Закавказского региона (Азербайджан, Армения, Грузия, Абхазия, Южная Осетия) и Среднеазиатского (Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Туркмения); во-вторых, преступлений, совершенных этническими гражданами России, преимущественно выходцами из Северо-Кавказского региона (Чечня, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия) [1].

В целях совершенствования деятельности по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ, сформировавшихся на этнической основе, в 2019 г. реализован ряд правовых и организационных мер.

Анализ оперативной обстановки на территории Российской Федерации за 2019 г. свидетельствует о сохранении тенденции негативного влияния на оперативную обстановку преступлений, связанных с иностранными гражданами.

Так, преступность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории г. Москвы, на наш взгляд, следует рассматривать в сравнении с общим уровнем данного вида преступности в Российской Федерации в целом за период с 2008 по 2018 г.

В 2009 г., по сравнению с 2008 г., снизилось число преступлений, совершенных иностранными гражданами (50.1 тыс.; -5.4%). Большинство из них (90.4%) приходится на долю граждан государств - участников СНГ (45.3 тыс.; - 4.6%). Половина (54.6%) всех преступлений, совершенных иностранцами, зарегистрирована в Центральном федеральном округе (24.8 тыс.), четверть - в г. Москве (14.1 тыс.).

В 2010 г., по сравнению с 2011 г., возросло число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства (58.0 тыс.; +7.6%). Большинство из них (91.6%) приходится на долю граждан государств - участников СНГ (53.1 тыс.; +8.8%). Более половины (55.2%) всех преступлений, совершенных иностранцами, зарегистрированы в Центральном федеральном округе (32.0 тыс.), почти треть - в г. Москве (17.0 тыс.).

В 2013 г., по сравнению с 2012 г., увеличилось число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства (47.0 тыс.; +10.2%). Большинство из них (85.8%) приходится на долю граждан государств - участников СНГ (40.3 тыс.; +8.0%). Половина (51.6%) всех преступлений, совершенных иностранцами, зарегистрирована в Центральном федеральном округе (24.2 тыс.), почти половина из них - в г. Москве (11.5 тыс.).

В 2016 г., по сравнению с 2015 г., уменьшилось число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства (44.4 тыс.; -5.4%). Большинство из них (86.4%) приходится на долю граждан государств - участников СНГ (38.4 тыс.; -4.7%). Почти половина (48.6%) всех преступлений, совершенных иностранцами, зарегистрирована в Центральном федеральном округе (21.6 тыс.), почти половина из них - в г. Москве (9.8 тыс.).

В 2018 г., по сравнению с 2017 г., увеличилось число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства (46.4 тыс.; +4.4%). Большинство из них (86.9%) приходится на долю граждан государств - участников СНГ (40.3 тыс.; +4.9%). Каждое пятое (20.9%) - в г. Москве (9.7 тыс.) [2].

Таким образом, на территории г. Москвы вне зависимости от состояния результатов борьбы с преступлениями, совершаемыми иностранными гражданами и лицами без гражданства, совершается почти половина или треть от общего числа по стране.

Аналогичный подход к рассмотрению вопроса сравнительного анализа динамики этнической преступности на территории Московского региона целесообразно применять и в ходе рассмотрения уровня преступлений, совершенных в составе ОГ или ПС, сформированных по этническому принципу. В связи с тем, что формировании ведомственной формы статистической отчетности в ГИАЦ МВД России «582 1-ОП» в части регистрации преступлений, совершенных в составе ОГ или ПС, сформированных по этническому принципу, осуществляется с 2014 г., наиболее целесообразным является рассмотрение периода с 2014 по 2019 г. Проведенное нами исследование показало, что в 2014 г. на территории Российской Федерации в составе ОГ или ПС совершено 14 059, из них в составе ОГ или ПС, сформированных по этническому принципу, - 1959 (13.93%); в 2015 г. - 13 770, из них 1701 (12.35%); в 2016 г. - 12 570, из них 1316 (10.47%); в 2017 г. - 13 267, из них 1497 (11.28%). Таким образом, даже доля этнической преступности в общем сегменте организованной преступной деятельности сохраняется на стабильном уровне, хотя и сокращается пропорционально сужению количественного показателя, но продолжает оказывать влияние на качественные характеристики организованной преступности в целом.

Из преступлений, совершенных в составе ОГ или ПС на территории г. Москвы в 2014 г., -1886, совершены в составе ОГ или ПС, сформированных по этническому принципу, - 483 (25.6%), из них тяжких и особо тяжких 402 (в 2015 г. - 2745, из них 915 (33.6%), тяжких и особо тяжких 841; в

2016 г. - 3330, из них 622 (19.1%), тяжких и особо тяжких 520; в 2017 г. - 3330, из них 622 (19.1%), тяжких и особо тяжких 520). В рассматриваемом периоде можно констатировать эпизодическое снижение этнической преступности, однако стоит отметить, что доля этнических преступных структур остается практически неизменной на уровне примерно 20%, что естественно оказывает существенное влияние на оперативную обстановку в регионе. Так, необходимо учитывать, что в общей массе преступлений, совершаемых в составе ОГ или ПС (ПО), сформированных по этническому принципу, доля тяжких и особо тяжких преступлений весьма значительна, что однозначно характеризует организованную преступную деятельность данных структур.

На фоне снижения количественного показателя этнической преступности стоит обратить пристальное внимание на количество лиц, совершивших преступления на территории г. Москвы в составе ОГ или ПС, сформированных по этническому принципу в 2014 г., из 896 участников 165 (18.4%) участников ОГ или ПС, сформированных по этническому принципу (в 2015 г. - 1410 - 228 (16.2%); в 2016 г. - 1607 - 279 (17.4%); в 2017 г. -976 - 241 (24.7%)). В данном случае существенным является показатель количества лиц, совершавших ранее преступления, их количество на фоне снижения общего числа выявленных остается практически неизменным (2014 г. - 147; 2015 г. - 238; 2016 г. - 229; 2017 г. - 164), так же, как и доля участников этнических преступных структур, стабильно держится на отметке в диапазоне 20%.

По Российской Федерации картина в целом аналогичная: количество лиц, совершивших преступления на территории Российской Федерации в составе ОГ или ПС, сформированных по этническому принципу в 2014 г., из 8672 участников 1027 (11.84%) участников ОГ или ПС, сформированных по этническому принципу (в 2015 г. - 9688 (12.30%); в 2016 г. - 9341 - 868 (9.29%); в 2017 г. - 9286 -1052 (11.33%)). В данном случае существенным является показатель количества лиц, совершавших ранее преступления, их количество на фоне снижения общего числа выявленных остается практически неизменным (2014 г. - 3296; 2015 г. -3364; 2016 г. - 3183; 2017 г. - 3018), так же, как и доля участников этнических преступных структур, стабильно держится на отметке в диапазоне 10%.

На основании изложенного необходимо рассмотреть влияние этнических преступных структур в Московском регионе на этническую преступность в целом по стране. Таким образом, в 2014 г. из всех преступлений, совершенных в составе ОГ или ПС, сформированных по этническому принципу, - 1959, на территории г. Москвы совершено 483 (24.7%); в 2015 г. из 1701 - на территории г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

Москвы - 915 (53.8%); в 2016 г. из 1316 - на территории г. Москвы - 622 (47.3%); в 2017 г. из 1316 -на территории г. Москвы - 429 (28.7%). Таким образом, почти половина всех этнических преступных структур ведет свою преступную деятельность в г. Москве.

В результате проведённого нами исследования можно сделать вывод о том, что г. Москва наиболее подвержен влиянию этнических преступных структур и требуется принятие комплекса оперативно-розыскных мер для декриминализации этнических диаспор и стабилизации оперативной обстановки по данному направлению оперативно-служебной деятельности.

Наиболее распространенными видами преступлений, совершенными иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации в 2019 г., являются преступления против жизни и здоровья граждан, половой неприкосновенности и половой свободы личности, собственности.

Статистика свидетельствует, что в основном иностранные граждане и лица без гражданства совершают преступления, относящиеся к категориям тяжких и средней тяжести, из которых преобладают преступления корыстно-насильственного характера (кражи, грабежи, разбойные нападения, незаконный оборот наркотиков и др.) [3].

Сложившаяся ситуация объясняется миграционными процессами, происходящими в стране, в т.ч. привлечением дешевой неквалифицированной рабочей силы, основными поставщиками которой являются перечисленные выше государства.

К числу наиболее распространенных составов преступлений, совершенными жителями указанных стран ближнего зарубежья, относятся кражи, грабежи и разбои.

То есть из 5214 преступлений, совершенных жителями ближнего зарубежья (не славянами), 1171 (22.4%) - квалифицированные составы имущественного характера (кражи, грабежи, разбои). При этом всего по г. Москве предварительно расследовано 10 187 преступлений по данным составам, из которых 11.4% совершают лица - выходцы из стран ближнего зарубежья.

Гражданами стран дальнего зарубежья совершено 53 преступления (2016 г. - 55), из них 13 тяжких и особо тяжких деяний (2016 г. - 14).

Рассматривая «географию» преступной деятельности этнических организованных криминальных структур, имеющих местные, межрегиональные и международные связи, можно также выделить категории преступных групп в зависимости от выбора ими места совершения противоправных действий и различной степени организованности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

К первой категории следует отнести этнические организованные преступные группы по месту проживания своих членов или в сопредельных районах (местные). Как правило, организаторы данных сообществ давно и постоянно проживают в городах и поселках на территории России.

Вторая категория - этнические ОПС, участники которых периодически выезжают в крупные города, зоны бурного экономического развития, пограничные области на непродолжительное время в целях совершения преступлений.

Третью категорию составляют криминальные объединения, лидеры которых длительное время проживают в крупных городах и свою преступную деятельность скрывают под видом коммерческой или общественной.

В четвертую категорию можно объединить криминальные группы, систематически перемещающиеся по определённым маршрутам в экономически развитых регионах и специализирующихся на совершении отдельных видов преступлений (кражах, разбоях, заказных убийствах).

Пятую категорию образуют международные ОГ и ПС, как правило, экономической направленности, установившие преступные транснациональные связи и стремящиеся как в легальном, так и нелегальном бизнесе к получению наибольшей прибыли любыми средствами.

В аспекте рассматриваемого вопроса важным фактором, оказывающим влияние на организацию оперативно-розыскной деятельности членов преступных групп и преступных сообществ, сформировавшихся на этнической основе, является миграция. Следует отметить, что примерно с 90-х годов прошлого столетия в городе сложилась сложная демографическая обстановка. При снижении рождаемости возросла смертность, особенно мужчин трудоспособного возраста.

Таким образом, современное состояние этнической преступности на территории Московского региона характеризуется ростом тяжести совершаемых преступлений, выражающимся как в тяжести совершаемых преступлений, так и в организованном характере преступной деятельности в целом. Крайне немаловажным является высокий уровень рецидивности среди преступлений, совершаемых этническими преступными структурами, не имевшей качественного снижения в исследуемом периоде.

Подводя итоги исследования, проведенного в данной статье, по нашему мнению, с целью противодействия этническим преступным структурам необходимо организовать мероприятия по выявлению и пресечению каналов нелегальной миграции как одного из основных факторов формирования этнических ОГ и ПС, контролю за соблюдением миграционного законодательства и проверке

объектов торговли, сфер обслуживания и иных мест концентрации и компактного проживания представителей этнических групп в регионах Российской Федерации.

Так же целесообразно разработать и реализовать меры, направленные на выявление и пресечение каналов финансирования этнических ОГ и ПС. Совместно со Счетной палатой РФ, Росфин-мониторингом, ФНС России, Росреестром и их территориальными органами реализовать мероприятия по выявлению коммерческих структур, используемых для обналичивания денежных средств и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, фактов хищения и нецелевого расходования бюджетных средств, приватизации и предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и земельных участков, предотвращению принятия коррупционных решений. Осуществить мероприятия по выявлению коррумпированных связей этнических ОГ и ПС в органах государственной власти, пресечению их противоправной деятельности.

Предлагаем в целях нейтрализации влияния этнической организованной преступности на социально-экономическую и политическую ситуацию в регионах реализовать комплекс совместных ОРМ и профилактических мероприятий по пресечению деятельности ОГ и ПС, сформированных по этническому принципу, в т.ч. в сферах:

- экономики и финансов: незаконный оборот драгоценных металлов и камней; незаконный оборот алкогольной и табачной продукции, а также водных биологических ресурсов; хищение нефтепродуктов; незаконная рубка лесных насаждений и контрабанда древесины; недружественное поглощение предприятий (рейдерство);

- незаконной миграции и торговли людьми: похищение человека и торговля людьми, органами и тканями человека; эксплуатация женщин и детей, производство и распространение порнографической продукции; организация незаконной миграции;

- незаконного оборота наркотиков: незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем;

- экстремистской деятельности: организация выезда за рубеж лиц для участия в террористической и экстремистской деятельности; организация каналов связи с зарубежными экстремистскими и МГО;

- незаконное изготовление и оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также продукции двойного назначения.

Список литературы:

[1] Поздняков А.Н. Организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованными группами и преступными сообществами, сформировавшимися на этнической основе. Фондовая лекция Академии управления МВД России. - М., 2012.

[2] Преступность и правонарушения: статистические сборники ГИАЦ МВД России 2006 -2016 гг.

[3] Глазков А.А. О некоторых особенностях организации противодействия организованной преступности, сформированной на этнической основе // Образование. Наука. Научные кадры. -2015. - № 3. - С. 78.

Spisok literatury:

[1] Pozdnyakov A.N. Organizaciya operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del po bor'be s organizovannymi gruppami i prestupnymi soobshchestvami, sformirovavshimisya na etnicheskoj osnove. Fondovaya lekciya Akademii upravleniya MVD Rossii. - M., 2012.

[2] Prestupnost' i pravonarusheniya: statisticheskie sborniki GIAC MVD Rossii 2006 - 2016 gg.

[3] Glazkov A.A. O nekotoryh osobennostyah organizacii protivodejstviya organizovannoj prestupnosti, sformirovannoj na etnicheskoj osnove // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. - 2015. - № 3. - S. 78.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.