Научная статья на тему 'Анализ отечественной практики оценки арестованного имущества'

Анализ отечественной практики оценки арестованного имущества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
797
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ-ОЦЕНЩИК / ДОЛЖНИК / СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ-ИСПОЛНИТЕЛЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНКА / АРЕСТОВАННОЕ ИМУЩЕСТВО / EXPERT APPRAISER / DEBTOR / BAILIFF / EXECUTIVE PRODUCTION / APPRAISAL PERFORMANCE / APPRAISAL / PROPERTY UNDER ARREST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакулина А. А.

Процесс исполнительного производства считается завершенным, когда достигнута основная цель должник погасил свой долг, а для этого необходимо грамотное определение стоимости арестованного имущества со стороны специалиста-оценщика. В данной статье рассмотрена практика оценки арестованного имущества российскими оценочными компаниями, которая оставляет желать лучшего. Только тогда практика оценка арестованного имущества будет идти в ногу с исполнительным производством, когда будут достигнуты устранения противоречий в законодательстве об исполнительном производстве и оценочной деятельности. И здесь встает острая необходимость в разработке нового федерального стандарта оценки, определяющего последовательность в оценке арестованного имущества и закрепляющего новое понятие «стоимость арестованного имущества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYS OF THE DOMESTIC PRACTICE OF THE PROPERTY UNDER ARREST EVALUATION

Enforcement process is completed when the main goal is achieved the debtor repays its debt, and for this requires the right determination of the value of the property under arrest by the expert appraiser. In this article is shown the practice of the appraising the property under arrest by the Russian appraisal companies, which remains to be better. Only when the practice of the seized assets evaluation will keep abreast with the enforcement proceedings, when the contradictions in the legislation of executive production and appraisal performance will be eliminated. And here there is an urgent need in development of the new federal standard of appraisal performance, which will determine the sequence in the evaluation of the property under arrest and securing a new concept »the cost of property under arrest».

Текст научной работы на тему «Анализ отечественной практики оценки арестованного имущества»

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА

Бакулина А.А., к.э.н., доцент кафедры «Оценка и управление собственностью» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», начальник отдела эксплуатации недвижимого имущества ОАО «Оборонстрой»,

anbakdoc@mail.ru

Процесс исполнительного производства считается завершенным, когда достигнута основная цель - должник погасил свой долг, а для этого необходимо грамотное определение стоимости арестованного имущества со стороны специалиста-оценщика. В данной статье рассмотрена практика оценки арестованного имущества российскими оценочными компаниями, которая оставляет желать лучшего...Только тогда практика оценка арестованного имущества будет идти в ногу с исполнительным производством, когда будут достигнуты устранения противоречий в законодательстве об исполнительном производстве и оценочной деятельности. И здесь встает острая необходимость в разработке нового федерального стандарта оценки, определяющего последовательность в оценке арестованного имущества и закрепляющего новое понятие - «стоимость арестованного имущества».

Ключевые слова: специалист-оценщик, должник, судебный пристав-исполнитель, исполнительное производство, оценочная деятельность, оценка, арестованное имущество.

THE ANALYS OF THE DOMESTIC PRACTICE OF THE PROPERTY UNDER ARREST EVALUATION

Bakulina A., Ph.D., associate professor, Assessment and management of property chair, Financial University under the Government of the Russian Federation, FGOBU VPO, Head of the Operation of real estate department, Oboronstroy, JSC, anbakdoc@mail.ru

Enforcement process is completed when the main goal is achieved - the debtor repays its debt, and for this requires the right determination of the value of the property under arrest by the expert appraiser . In this article is shown the practice of the appraising the property under arrest by the Russian appraisal companies, which remains to be better... Only when the practice of the seized assets evaluation will keep abreast with the enforcement proceedings, when the contradictions in the legislation of executive production and appraisal performance will be eliminated. And here there is an urgent need in development of the new federal standard of appraisal performance, which will determine the sequence in the evaluation of the property under arrest and securing a new concept - »the cost of property under arrest».

Keywords: Expert appraiser, debtor, bailiff, executive production, appraisal performance, appraisal, property under arrest.

Одна из основных задач, решаемых в рамках исполнительного производства, - возврат денежных средств со стороны должника. Ключевой элемент процесса исполнительного производства - оценка арестованного имущества с целью дальнейшего выставления имущества должника на публичные торги. Завершающий этап процесса исполнительного производства - реализация имущества должника на торгах с целью извлечения денежных средств от его продажи для покрытия долга. Процесс исполнительного производства считается завершенным, когда достигнута основная цель - должник погасил свой долг, а для этого необходимо грамотное определение стоимости арестованного имущества со стороны специалис-та-оценщика.

В практической деятельности на сегодняшний день российские оценщики при определении стоимости арестованного имущества опираются на действующее законодательство в области оценочной деятельности Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-Ф3 от 29 июля 1998 года (с изм. и доп.), Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года №256, Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года №255, Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года №254 и действующее законодательство в области исполнительного производства Федеральный закон «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от 02 октября 2007 года (с изм. и доп.), в соответствии с которым определяется рыночная стоимость. В связи с этим оценка арестованного имущества в российской практике связана с методиками определения рыночной стоимости активов, хотя, на самом деле, речь должна идти о виде стоимости, отличной от рыночной.

Итак, обратившись к российской практике оценки арестованного имущества и проанализировав процент его реализации по рыночной стоимости, отраженной в Отчете об оценке, на территории Центрального федерального округа Российской Федерации, можно акцентировать внимание на том, что по стоимости (рыночной стоимости, как того требует указанное выше законодательство) реализация имущества оставляет желать лучшего, а следователь-

но, нет достижения основной цели - пополнение доходов бюджета, возврата долга должника, и дополнительно к этому, судебные приставы-исполнители еще и несут расходы, связанные с хранением арестованного имущества, с оплатой услуг оценочным компаниям, проводившим оценку этого имущества и пр. Ниже в Таблице приведена доля реализованного имущества в общей массе арестованного имущества в зависимости от субъекта ЦФО РФ.

Согласно российской практике, если имущество должника не реализовалось по рыночной стоимости, отраженной в Отчете об оценке, то дальнейшая реализация арестованного имущества будет происходить следующим образом:

1. Если на первичных торгах товар не найдет покупателя, его начальная стоимость на вторичных торгах снижается на 15 %. Таким образом, участвуя в аукционе по продаже арестованного имущества, можно приобрести автотранспорт, сельскохозяйственную технику и станки по весьма привлекательной цене.

2.Когда имущество должника не было продано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на 25% ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.

Описанное выше определено на законодательном уровне, однако даже при таком снижении от рыночной стоимости арестованное имущество в большей своей части не реализуется.

Отечественной практика оценки арестованного имущества сводится к следующему:

1. В 2009 г. в УФССП по Тульской области имелась практика определения рыночной стоимости арестованного движимого имущества стоимости арестованного движимого имущества с учетом «поправочных» коэффициентов, уменьшающих конечную стоимость на 20-30%. Данная методика не имеет названия. При опре-

Таблица 1. Доля реализованного имущества в общей массе арестованного имущества

Субъект РФ Переданное на реализацию имущество должника, руб. Полученные денежные средства от продажи на основании Отчета об оценке, руб. Доля реализованного имущества, выраженного в общей массе арестованного имущества, %

Россия 2012 _ _ 46,2%

г. Москва 2012 28 920 752 190 15 400 000 000 53%

Владимирская обл. 2012 _ _ 63%

Ивановская обл. 2012 55,5%

Калужская обл. 2012 _ _ 30%

Калужская обл. 2011 _ _ 13,3%

Костромская обл. 2012 622 117 000 51 793 000 8%

Костромская обл. 2011 681 097 000 82 970 000 12%

Курская обл.2012 _ _ 41,90%

Липецкая обл. 2011 52,91%

Московская обл. 2012 _ _ 66,36%

Московская обл. 2011 _ _ 62,32%

Орловская обл. 2012 55,58%

Рязанская обл. 2012 _ _ 66,2%

Рязанская обл. 2011 _ _ 32,3%

Смоленская обл 2012 67,8%

Смоленская обл 2011 _ _ 30,0%

Тамбовская обл 2012 200 503 000 24 983 000 12%

Тамбовская обл 2011 164 525 000 13 793 000 8%

Тверская обл 2011 _ _ 26%

Тульская обл 2011 442 000 000 46 000 000 10%

Ярославская обл 2012 22,5%

Источник: расчеты автора Таблица 2. Поправки к рыночной стоимости арестованного имущества

№ Тип риска вынужденной продажи Ранг риска

0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8

1. Риск от способа продажи: торги для недвижимости или продажа на комиссионных началах иного имущества 1

2. Риск от срока продажи: от 2-х до 18-ти месяцев 1

3. Риск инвестирования в связи с судебной отменой 1

4. Риск инвестирования в связи с потерей коммерческой привлекательности по причине противодействия должпика-собствениика объекта оценки 1

5. Риск снижения спроса 1

6. Риск неточности оценки из-за недостатка информации по объекту оценки 1

7. Количество наблюдений 1 1 1 3 0 0 0 0

8. Взвешенный итог по рангу 0,1 0,2 0,3 1,2 0,0 0,0 0,0 0,0

9. Сумма по взвешенному итогу 1,8

10. Количество типов рисков 6

Коэффициент вынужденной продажи 0,30

делении размера «поправочных» коэффициентов оценщиками учитывались риски, возникающие при принудительной продаже и влияющие на мотивацию потенциальных покупателей. Такие риски могут возникнуть в связи с:

■ судебной отменой исполнительного документа;

■ признанием публичных торгов несостоявшимися (по разным причинам);

■ потерей коммерческой привлекательности по причине противодействия должника (собственника имущества) принудительной реализации;

■ неточностью оценки из-за недостатка информации по объекту оценки.

Применять «поправочные» коэффициенты на недвижимость оценщики не считали возможным из-за того, что все недвижимое имущество является высоколиквидным, и наличие рисков, указанных выше, не может повлиять на покупательский спрос. Соответственно, статистика реализации недвижимого имущества такова, что из 15 объектов недвижимого имущества, оцененного и переданного на реализацию в 2009 году, реализован лишь 1 объект (а имущество, для которого применялась поправка находило своего

18 ТЯАШРОЯТ ВШШЕЗБ Ш ЯШБІА | №6 2013 |

покупателя еще на первом этапе реализации. В частности, из переданных на реализацию автотранспортных средств, реализованными оказались 53,5%).

2. Проанализировав отчеты об оценке рыночной стоимости арестованного имущества, можно встретить интуитивные, со стороны специалистов-оценщиков, поправки к рыночной стоимости в диапазоне от 0,1 до 0,3 (10 - 30% от рыночной стоимости), из-за чего, зачастую, торги признаются несостоявшимися. Психологически оценщики боятся принимать данный показатель большим по причине затруднения его обоснования. В то время как анализ статистики проведения аукционов по объектам недвижимости и личный опыт работы показывают, что корректировочная поправка на вынужденность продажи колеблется, в среднем, в диапазоне от

0,3 до 0,5, а иногда достигает и 0,8.

3. Некоторые компании предлагают рассчитать поправку к рыночной стоимости арестованного имущества экспертно на основании таблицы 2.

В связи с вышесказанным стоит острая необходимость в разработке методик при оценке арестованного имущества, разработке

федерального стандарта оценки по оценке арестованного имущества с введением нового термина «стоимость арестованного имущества» и выработке методологи оценки имущества, арестованного в процессе исполнительного производства.

Литература:

1. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от 02 октября 2007 года;

2. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года;

3. Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года №256;

4. Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года №255;

5. Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года №254;

УДК 330.101.542

ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ

Кулагина Н.А., Российская Федерация, г. Брянск, ФГБОУ ВПО «Брянский Государственный Технический Университет», д.э.н., профессор Козлова Е.М., Российская Федерация, г. Брянск, ФГБОУ ВПО «Брянский Государственный Технический Университет», аспирант

В статье рассмотрена роль инновационного потенциала в обеспечении устойчивости развития современного хозяйствующего субъекта, проанализированы подходы к рассмотрению сущности категории «инновационный потенциал» и раскрытию его структурных составляющих, обобщены методические подходы к оценке инновационного потенциала в условиях рыночной экономики.

Ключевые слова: инновационный потенциал, оценка инновационного потенциала, потенциал, предприятие, структурные элементы инновационного потенциала.

BASIS OF ASSESSMENT OF MANAGING INNOVATION POTENTIAL OF THE SUBJECT IN A MODERN REALITIES

Kulagina N., The Russian Federation, Bryansk, «Bryansk State Technical University», Doctor of Economic Sciences, professor Kozvova E., The Russian Federation, Bryansk, «Bryansk State Technical University», a graduate student, kozlovavev@gmail.com

The paper considers the role of innovation capacity in sustaining the development of modern economic entity analyzed approaches to addressing the essence of the category “innovative potential” and the disclosure of its structural components, summarizes the methodological approaches to the assessment of innovation potential in a market economy.

Keywords: innovative potential, estimation of innovative potential, the potential of the enterprise, the structural elements of the innovation capacity.

В современных условиях жесткой конкуренции и нестабильной экономической ситуации, ускорение темпов экономического развития и обеспечение его устойчивости становится одной из приоритетных задач, стоящих перед отечественными и зарубежными предприятиями. На сегодняшний день, успешное решение этого вопроса напрямую зависит от повышения качества инновационного потенциала организации.

Квалифицированность и интеллектуальный уровень персонала, состояние производственной и научно-технической базы, оснащенность техническими средствами и т.д. - все это предопределяет способность организации к проведению исследовательских работ и обуславливает их качество. Именно совокупность различных ресурсов, в частности финансовых, кадровых, материально-технических и информационных и составляет понятие «инновационного потенциала организации». Инновационный потенциал служит гарантом способности предприятия к ведению успешной инновационной деятельности, отражением готовности к реализации инновационных преобразований.

Вопрос о том, что конкретно понимать под инновационным потенциалом предприятия, на сегодняшний день остается открытым. Часто инновационный потенциал, понимается лишь как аспект научно-технического потенциала. В частности, М. Данько под инновационным потенциалом рассматривает накопленное определенное количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образ-

цов новой техники и продукции[1].

Балабанов И.Т. инновационный потенциал представляет как совокупность ресурсов, дающих возможность вести инновационную деятельность.[2]

Трофилова А.А. предлагает трактовать инновационный потенциал, как экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот [3].

Резимируя выше сказанную информацию, можно констатировать, что сущность дефиниции «инновационный потенциал» многогранна и включает в себя не только экономическую, но и ресурсную составляющие.

В свою очередь, наличие только лишь сильной научно-технической базы или уверенного финансового положения предприятия не является гарантом успешного инновационного развития хозяйствующего субъекта. Поэтому мы предлагаем рассматривать инновационный потенциал как особое совокупное состояние внутренних потенциалов предприятия (социального, экологического, производственного, финансового, интеллектуального и т.д.), которое дает возможность разрабатывать и успешно реализовывать инновации во всех сферах деятельности конкретного субъекта бизнеса, осуществлять выбор стратегических альтернатив развития исходя из устойчивости уровня инновационного развития фирмы.

Остановимся подробней структурных составляющих инновационного потенциала, что является немаловажным в условиях интеграции РФ в мировое экономическое пространство и дает воз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.