Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ'

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1043
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ДОКТРИНА БЕЗОПАСНОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / INTEREST / NATIONAL INTERESTS / SECURITY / NATIONAL SECURITY / STATE FUNCTIONS / SECURITY DOCTRINE / POLITICAL SITUATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бидова Бэла Бертовна

В статье рассмотрены современные правовые проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте необходимости совершенствования системы предупреждения и противодействия криминальным угрозам. Противодействие внешним угрозам национальной безопасности России и продвижение ее национальных интересов происходит в условиях нарастающей тенденции перераспределения сфер влияния в геополитическом и экономическом пространстве на фоне глобализации социальных, экономических, культурных, политических и иных отношений. В этой связи, для того, чтобы Россия заняла достойное место в современном мире и эффективно противодействовала возникающим угрозам и вызовам, необходимо иметь комплекс взаимосвязанных политических механизмов, обеспечивающих конкурентоспособность страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе, уважение ее национальных интересов и сохранение ее геополитического влияния на глобальные и региональные политические процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MAJOR THREATS TO NATIONAL SECURITY AND NATIONAL INTERESTS

The article deals with modern legal problems of ensuring national security in the context of the need to improve the system for preventing and countering criminal threats. Countering external threats to Russia's national security and promoting its national interests takes place in the context of an increasing trend of redistribution of spheres of influence in the geopolitical and economic space against the backdrop of globalization of social, economic, cultural, political and other relations. In this regard, in order for Russia to take its rightful place in the modern world and effectively counteract emerging threats and challenges, it is necessary to have a comprehensive set of interrelated political mechanisms that ensure the country's competitiveness in the medium and long term, respect for its national interests and preserve its geopolitical influence on global and regional political processes.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ»

УДК 340.1

РО! 1 0.23672/У7684-0398-6668-

Бидова Бэла Бертовна

кандидат юридических наук, доцент,

заведующая кафедрой уголовного права и криминологии, Чеченский государственный университет [email protected]

Bela B. Bidova

Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor, Head of the Department of Criminal Law and Criminology, Chechen State University [email protected]

Анализ основных угроз

национальной безопасности и национальным интересам

Analysis of major threats

to national security and national interests

Аннотация. В статье рассмотрены современные правовые проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте необходимости совершенствования системы предупреждения и противодействия криминальным угрозам. Противодействие внешним угрозам национальной безопасности России и продвижение ее национальных интересов происходит в условиях нарастающей тенденции перераспределения сфер влияния в геополитическом и экономическом пространстве на фоне глобализации социальных, экономических, культурных, политических и иных отношений. В этой связи, для того, чтобы Россия заняла достойное место в современном мире и эффективно противодействовала возникающим угрозам и вызовам, необходимо иметь комплекс взаимосвязанных политических механизмов, обеспечивающих конкурентоспособность страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе, уважение ее национальных интересов и сохранение ее геополитического влияния на глобальные и региональные политические процессы.

Ключевые слова: интерес, национальные интересы, безопасность, национальная безопасность, функции государства, доктрина безопасности, политическая ситуация.

Annotation. Тhe article deals with modern legal problems of ensuring national security in the context of the need to improve the system for preventing and countering criminal threats. Countering external threats to Russia's national security and promoting its national interests takes place in the context of an increasing trend of redistribution of spheres of influence in the geopolitical and economic space against the backdrop of globalization of social, economic, cultural, political and other relations. In this regard, in order for Russia to take its rightful place in the modern world and effectively counteract emerging threats and challenges, it is necessary to have a comprehensive set of interrelated political mechanisms that ensure the country's competitiveness in the medium and long term, respect for its national interests and preserve its geopolitical influence on global and regional political processes.

Keywords: interest, national interests, security, national security, state functions, security doctrine, political situation.

При анализе вопросов безопасности, на первый план выходит определение опасности как явления. Причем, в данном контексте под опасностью понимается наличие реального негативного воздействия как на само государство как единое целое, так и на общество и личность в целом и по отдельности, которые могли бы причинить реальный ущерб выше определенным субъектам.

При классификации опасности по отсутствию или наличию в ней возможности причинения реального ущерба можно выделить реально существующую и потенциальную (возможную) опасность. По признаку масштабности возможных отрицательных последствий - глобальную, региональную или локальную. По форме опасности бывают следующие: риски, вызовы, угрозы.

Под риском понимается возможность возникновения отрицательных последствий, обусловленных деятельностью сообществ и индивидов в плоскости политики, экономики, социальной действительности. В категорию «риск» также входят действия, при которых процесс достижения ожидаемой цели сопряжен с причинением вреда социуму, государству, гражданину. Словарь «Безопасность России» определяет риск как «вероятность появления опасности; возможную опасность получения ненужных (негативных) результатов; тип почерка социального регулирования в обстановке неопределенности. Риск - степень расхождения между разными следствиями решений, оцениваемыми сквозь призму их полезности, патогенно-сти, а также, результативность, исходя из сообразности избранным целям» [1, с. 245]. Теперь риски и опасности воспринимаются и, что важнее,

уясняются как неизменная и неизменимая составляющая всяческой деятельности людей. Полученный опыт преобразования, перестройки нашего государства явствует о том, что присутствие рисков и опасностей становится закономерностью, происходит своего рода привыкание к ним.

Под вызовом понимается множественность факторов (ситуаций), не всегда имеющих форму конкретной угрозы, однако, требующих адекватной ответной реакции. Таковыми факторами являются «предпринимаемые государством (несколькими государствами) шаги, несущие объективно возможную опасность для иных субъектов международных отношений. Вызов является первой, начальной фазой формирования угрозы» [2, с. 339].

Под угрозой понимается прямая опасность, которая создается путем адресных действий явно враждебно настроенных сил.

Под опасностью же понимается «возможность причинения вреда, ущерба материального, физического, морального свойства человеку, социуму, государству [3, с. 108].

Собственно, словосочетание «национальная безопасность» вошло в российский научно-политический лексикон в начале 90-х годов прошлого века. Несмотря на то, что само словосочетание «национальная безопасность» учеными не использовалось, но судя по содержанию их речей, они имели в виду именно его и именно в той трактовке, которая применяется в наши дни для обозначения этого понятия. Хотя, к концу XIX века в наибольшей мере изучены и концептуально проработаны были только проблемы внешней безопасности как одного из видов национальной безопасности. Внутренняя безопасность практически до конца прошлого века мало интересовала отечественную научную мысль. Национальная безопасность не исследовалась в совокупности всех ее проявлений, и внутренняя безопасность изучалась дифференционно, то есть, отдельно экономическая безопасность, отдельно политическая безопасность, отдельно социальная безопасность, отдельно оборонная безопасность и пр.

1992 год ознаменовался принятием закона РФ «О безопасности». В нем, среди прочего, содержалось следующее высказывание: «Достижение безопасности происходит посредством применения в совокупности экономических, политических, организационных и прочих мер, соразмерных угрозам наиболее существенным интересам человека, социума и государства» [4, с. 118]. Указанные сферы не были систематизированы, иначе говоря, доктрина национальной безопасности еще не была выработана. Вместо нее имели место различные выдержки из программ, провозглашаемые политиками и государственными деятелями, отражающие, в какой-то мере, национальные интересы, приоритетные задачи, ценности, и, разумеется, вызовы и угрозы им.

Видение национальной безопасности как многоаспектной системы, имеющей в функциональном

отношении много уровней, было отражено в федеральном законе «О безопасности». Здесь речь шла о неразрывной связи интересов человека, социума, государства в борьбе с угрозами этим интересам, исходящими извне и существующими внутри государства; о соединении безопасности внешней и внутренней; о взаимосвязи всех сфер национальной безопасности (имеется в виду экономическая, политико-социальная, информационная, экологическая, военная и прочие сферы).

Отсутствие баланса интересов человека, социума и государства образует большую угрозу национальной безопасности России. Имеется большое количество подтверждений тому, что государство ведет безответственную политику относительно безопасности целых социальных пластов общества. Наряду с этим, немалое количество россиян не стремится и не в состоянии совмещать свои собственные интересы с интересами государства. В итоге, мы видим возрастание правового скептицизма, умаления авторитета государственных основ в разных областях общественной жизни. По этой причине, вполне закономерно, что в структуру национальной безопасности были включены такие составляющие, как интересы человека и государства, угрозы таковым интересам, механизм сокращения количества и объема угроз или абсолютное воспрепятствование им.

При проведении любых реформ в социальной и политической сферах увеличивается степень опасности возникновения внезапных угроз (внутренних) национальной безопасности. Предвидеть такие угрозы возможно, но только при реализации комплексной оценки ведущихся реформ. Пришло понимание того, что приоритетными являются вопросы обеспечения внутренней национальной безопасности; они становятся все более актуальными, поскольку определенные нежелательные уничтожительные внутренние процессы способны привести к разрушению государства и без внешнего фактора. Среди таких процессов стоит отметить межэтнические и межрегиональные конфликты, техногенные катастрофы, демографический и экономический кризисы и пр.

В ряде ведущих стран мира до того времени как распался Советский Союз и завершилось идеологическое противостояние двух политических систем, уделялось огромное внимание военной безопасности страны. В частности, в Стратегии национальной безопасности США были закреплены следующие основные положения: отражение военных угроз США и государствам-союзникам [5, с. 102]. А.В. Возжеников в ходе изучения наиболее значимых векторов внутренней и внешней политики по достижению общенациональной безопасности таких стран, как Великобритания, Германия, Франция, Япония акцентировал внимание на ряде аспектов:

-интеграция мировой экономики оценивается (открыто или завуалировано) как источник возможной или объективной угрозы общенациональной безопасности, однако, допускается потребность в активизации своего присутствия в глобализаци-онных процессах;

- двух- и многосторонние военные и политические коалиции, как и прежде, считаются необходимой составляющей безопасности государств;

- в вопросах модернизации вооруженных сил приоритет отдается качественному, а не количественному аспекту;

- признается связь безопасности с ростом экономики, результативностью государственного управления, эволюцией интеллектуальных возможностей социума.

В некоторых странах (в частности, в Японии) достижение национальной безопасности связывают с сохранением национальной культуры и ценностей. Среди общих целей внутренней безопасности следует отметить борьбу с терроризмом, иностранной агентурой, хищение сведений, имеющих отношение к высоким военным технологиям, достижение безопасности информационных систем (компьютерных), ликвидацию организованной преступности, наркобизнеса [6, с. 314].

В классическом понимании национальная безопасность соотносится с угрозами военного характера, с возможностью сберечь население при наступлении внешних сил. По этой причине те государственные органы, которые были ответственны за обеспечение национальной безопасности, отдавали предпочтение в своей деятельности вооруженным силам своей страны и системам вооружения иных государств. Во второй половине прошлого века (точнее в 70-е гг.) отечественная политология начала использовать несколько измененные термины. Например, военная опасность стала именоваться «военно-политической», а стратегия общенациональной безопасности - «военно-политической стратегией». Иначе говоря, трактовка общенациональной безопасности как государственной деятельности в военной сфере, использующей исключительно военные средства, перестала быть актуальной. Хотя никто не умалял значение военной силы, но все же стало очевидным, что добиться реализации национальной безопасности возможно, только применяя все средства, которыми располагает государство.

В Стратегии национальной безопасности России учтены многие угрозы (внутреннего и внешнего характера) интересам индивида, социума и страны. В качестве преимущественных выделены интересы: в сфере экономики (внутреннего и внешнего свойства); в политике (внутреннего и внешнего свойства); в социальной сфере (внутренние); в экологии (внутренней направленности); в области обороны (внешней и внутренней направленности); в информационной сфере (внутреннего и внешнего свойства). Все эти совокупности интересов функционируют внутри государства на трех его уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Следовательно, существует и три уровня безопасности: федеральный, региональный, местный.

Наличествует также и дифференциация общенациональной безопасности: видовая (внешняя и внутренняя безопасность); отраслевая,

сообразующаяся со сферами жизни и деятельности социума (экономическая, социальная, информационная, экологическая, военная безопасность). [7, с. 243].

Демографической безопасности России угрожает:

- непрекращающееся снижение численности населения, в первую очередь, русского, что происходит одновременно с демографическим старением населения и сокращением численности трудоспособного населения, являющегося базой развития производственной сферы;

- ухудшение здоровья нации;

- рост безработицы;

- неравномерное перераспределение доходов.

Угрозы национальной безопасности в информационной сфере сопряжены с тем, что Россия не присутствует на внешнем и даже внутреннем информационном рынке вследствие того, что отечественные информационные системы существенно отстают в развитии с точки зрения науки, техники и технологий. Наша страна терпит поражение в той информационной войне, которую объявили миру западноевропейские страны.

В прилегающих к границе РФ районах также имеются угрозы общенациональной безопасности страны. Демографическое, экономическое, культурно-религиозное расширение соседних стран за счет территории России, а также повышение уровня активности иностранных террористических группировок в обстановке фактической открытости ее границ образуют множество угроз и опасностей общенациональным интересам России.

Состояние экологии в России можно уже охарактеризовать как неудовлетворительное, что обусловлено преобладающим развитием топливно-сырьевых и энергетических сфер промышленности, практическим отсутствием разработок в области ресурсосберегающих технологий и, соответственно, их недостаточным применением, низким уровнем экологического сознания и культуры народа вообще, отсталостью законодательной базы сферы охраны окружающей среды.

Стагнация наукоемких отраслей, уменьшение количества исследований, связанных со стратегически значимыми и определяющими векторами развития также представляют угрозу общенациональной безопасности. Наша страна уже давно не стоит на передовом крае научно-технического и интеллектуального роста, находится в технологической зависимости от западных стран, что в итоге, делает ее недостаточно обороноспособной.

Среди угроз общенациональной безопасности нельзя не отметить также прогрессирование этно-сепаратистских, националистских, политико-и религиозно-экстремистских проявлений в сочетании с появившимися, незнакомыми для советского жителя проявлениями терроризма.

Все вышеприведенные угрозы касаются «интересов выживания народа», а именно: национального суверенитета; неприкосновенности территорий; конституционных прав и свобод; безопасности индивида и имущества; наличия среды для духовно-нравственного и материального довольства; гармонии природной и антропогенной среды и пр. То есть, «интересы выживания нации» заключаются в возможности защищать ею и оставлять неприкосновенным собственный культурный код, эволюционировать, репродуцировать нужный для обеспечения сохранности национальной культуры человеческий ресурс. Перечисленные наиболее существенные интересы нации являются самыми устойчивыми составляющими системы национальной безопасности и нуждаются в защите государством и социумом, в целом.

Необходимо сказать, что в отечественной политической и политологической среде не выработан официально установленный критерий детерминации иерархии общенациональных интересов.

Литература:

1. Артюхин О.А. Безопасность России: правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты : Словарь терминов и определений. М. : Статус, 2019. 428 с.

2. Бек У. Общество риска. На пути к другому лидеру. М., 2000. 473 с.

3. Султанов АД. Гражданская защита: Понятийно-терминологический словарь. М. : Логос, 2011. С. 108.

4. Ковалев А.А. Влияние геополитических факторов на обеспечение военной безопасности Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2018. № 6(114). С. 113-121.

5. Бидова Б.Б. Национальные интересы: становление, развитие и механизм обеспечения (теоретико-правовое исследование). М. : Научный консультант, 2020. 398 с.

6. Возжеников А.В. Национальная безопасность России. М. : РАГС, 2002. 423 с.

7. Султанов А.Д. Геополитические факторы обеспечения военной безопасности современной России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2015. № 1. С. 242246.

Поскольку четко определенной отлаженной доктрины национальных интересов государства и их иерархичной структуры еще не существует, то и возможность формирования единой стратегии государственной поддержки преимущественных национальных интересов, тесной координации всех уровней общенациональной безопасности в пределах единой доктрины национальной безопасности остается довольно низкой.

Разумеется, чтобы система национальной безопасности нормально и эффективно функционировала, только четкого формулирования национальных интересов и целей и правильного реагирования на угрозы и вызовы будет недостаточно. Государство должно обладать возможностями для осуществления этих национальных интересов. А в системе национальной безопасности наиболее чувствительной и слабой является именно такая ее составляющая, как указанные возможности.

Literature:

1. Artyukhin O.A. Security of Russia: legal, socioeconomic and scientific-technical aspects : Dictionary of terms and definitions. M. : Status, 2019. 428 c.

2. Beck W. Risk society. On the way to another leader. M., 2000. 473 p.

3. Sultanov A.D. Civil protection: a Conceptual and terminological dictionary. M. : Logos, 2011. P. 108.

4. Kovalev A.A. Influence of geopolitical factors on ensuring military security of the Russian Federation // Management consultation. 2018. № 6(114). P. 113121.

5. Bidova B.B. National interests: formation, development and security mechanism (theoretical and legal research). M. : Scientific consultant, 2020. 398 p.

6. Vozzhenikov A.V. national security of Russia, M. : Scientific consultant, 2002, 423 p.

7. Sultanov A.D. Geopolitical factors of ensuring military security in modern Russia // State and municipal administration. Scientific notes. 2015. № 1. P. 242246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.