Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ'

АНАЛИЗ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
236
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / МЕХАНИЗМ / СУБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / NATIONAL INTERESTS / NATIONAL SECURITY / BALANCE OF INTERESTS / MECHANISM / SUBJECT OF ENSURING NATIONAL INTERESTS / METHOD OF ENSURING NATIONAL INTERESTS / PERSONALITY / SOCIETY / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саидов Заурбек Асланбекович, Бидова Бэла Бертовна

В статье исследуется правовой механизм обеспечения национальных интересов и тем самым, обеспечение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Проводится анализ содержания элементов системы обеспечения национальных интересов. Предмет обеспечения национальных интересов и формирования национальной безопасности охватывает практически весь спектр общественных отношений, включая политику, экономику, социальную политику, информационную сферу, культуру. Механизм обеспечения национальных интересов нуждается в правовой поддержке, что требует серьезного внимания всех ветвей власти. Автор приходит к выводу, что функционирование механизма обеспечения реализации национальных интересов в Российской Федерации должно основываться на конституционных ценностях. Его правовая формулировка отвечает особой значимости прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, целостности и сбалансированности интересов личности, общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEGAL MECHANISM FOR ENSURING NATIONAL INTERESTS

Тhe article examines the legal mechanism for ensuring national interests and thus ensuring the state of protection of individuals, society and the state from internal and external threats. The content of elements of the system of ensuring national interests is analyzed. The subject of ensuring national interests and forming national security covers almost the entire spectrum of public relations, including politics, Economics, social policy, the information sphere, and culture. The mechanism for ensuring national interests needs legal support, which requires serious attention from all branches of government. The author concludes that the functioning of the mechanism for ensuring the implementation of national interests in the Russian Federation should be based on constitutional values. Its legal wording corresponds to the special significance of human rights and freedoms, civil peace and harmony, integrity and balance of interests of the individual, society and the state.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ»

УДК 340.1

DOI 10.23672/SAE.2020.2020.61564

Саидов Заурбек Асланбекович

доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, Чеченский государственный университет [email protected]

Бидова Бэла Бертовна

кандидат юридических наук, доцент,

заведующая кафедрой уголовного права и криминологии, Чеченский государственный университет [email protected]

Zaurbek A. Saidov

Doctor of Law Sciences, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Chechen State University [email protected]

Bela B. Bidova

Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Manager of Department Criminal Law and Criminology, Chechen State University [email protected]

Анализ правового

механизма обеспечения национальных интересов

Analysis of the legal

mechanism for ensuring national interests

Аннотация. В статье исследуется правовой механизм обеспечения национальных интересов и тем самым, обеспечение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Проводится анализ содержания элементов системы обеспечения национальных интересов. Предмет обеспечения национальных интересов и формирования национальной безопасности охватывает практически весь спектр общественных отношений, включая политику, экономику, социальную политику, информационную сферу, культуру. Механизм обеспечения национальных интересов нуждается в правовой поддержке, что требует серьезного внимания всех ветвей власти. Автор приходит к выводу, что функционирование механизма обеспечения реализации национальных интересов в Российской Федерации должно основываться на конституционных ценностях. Его правовая формулировка отвечает особой значимости прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, целостности и сбалансированности интересов личности, общества и государства.

Ключевые слова: национальные интересы, национальная безопасность, баланс интересов, механизм, субъект обеспечения национальных интересов, метод обеспечения национальных интересов, личность, общество, государство.

Annotation. Тhe article examines the legal mechanism for ensuring national interests and thus ensuring the state of protection of individuals, society and the state from internal and external threats. The content of elements of the system of ensuring national interests is analyzed. The subject of ensuring national interests and forming national security covers almost the entire spectrum of public relations, including politics, Economics, social policy, the information sphere, and culture. The mechanism for ensuring national interests needs legal support, which requires serious attention from all branches of government. The author concludes that the functioning of the mechanism for ensuring the implementation of national interests in the Russian Federation should be based on constitutional values. Its legal wording corresponds to the special significance of human rights and freedoms, civil peace and harmony, integrity and balance of interests of the individual, society and the state.

Keywords: national interests, national security, balance of interests, mechanism, subject of ensuring national interests, method of ensuring national interests, personality, society, state.

Непоследовательность и противоречивость процесса трансформации разных сфер жизнедеятельности всеобщего мира создала немало двусмысленностей, невнятностей и неоднозначностей в составлении стратегии общенациональных интересов РФ. Определенные объективные и субъективные аспекты, влияющие на ход создания данной концепции, мы уже рассмотрели.

Среди объективных аспектов можно выделить геополитическое положение державы, уровень развития экономики и социальной политики и пр. К перечню субъективных аспектов причисляются распространенные мнения, понимания и рассуждения людей, которые принимают решения об общенациональных интересах державы, то есть «свойственная этому социуму система ценностей» [1, с. 19].

Предмет образования общенациональных интересов и формирования национальной безопасности охватывает почти весь спектр социальных отношений, среди прочего политику, экономику, социальную политику, информационную сферу, культуру и пр. Нуждаясь в правовом подкреплении, он привлек к себе серьезное внимание всех ветвей государственной власти.

Проведем анализ сущностного аспекта процесса правового обеспечения механизма национальной безопасности и, тем самым, интересов всей нации. Сначала обсудим закон «О безопасности» 1992 г. [2], принятый 5 марта 1992 г. и утративший свою силу 29 декабря 2010 г. Этот закон был первым среди подобных законопроектов нашего государства, чем и привлекает к себе наше внимание.

В нем была зафиксирована правовая база обеспечения безопасности гражданина, социума и страны, намечена структура безопасности и ее функциональная часть, определена закономерность формирования и составление бюджета госорганов, гарантирующих безопасность, а также установлен порядок контроля и надзора за адекватностью их действий текущим законам. Этот акт был первым узаконенным документом, оформившим и провозгласившим полностью новое представление о проблеме безопасности в нашей стране [3, с. 96]. Исходя из этого, будет нелишним уделить внимание содержащемуся в нем смыслу, чтобы можно было сделать правильные умозаключения по итогам этой работы.

Что касается структуры указанного акта, то она содержала короткую вводную часть, описывающую предполагаемую функцию принимаемого закона, и 5 разделов, состоящих из 22 статей.

Первый раздел содержит дефиниции понятий «безопасность», «угроза безопасности», «самые существенные интересы». В нем также коснулись темы объектов и субъектов обеспечения состояния защищенности, форм угроз, порядка действий и нормативной базы гарантирования безопасности с упором на придерживаемость прав и свобод личности при обеспечении безопасности.

В следующем разделе приведена структура безопасности РФ с обозначением ее главных составляющих и функциональной части, разграничением компетенций государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, дифференциацией сил и инструментов гарантирования безопасности, детерминированием ключевых направлений работы госорганов и администраций.

В третьем разделе был утвержден статус Совета безопасности РФ, установлена его численность и контингент, принцип укомплектования, определен ряд ключевых задач, процедура принятия решений, а также, образованы межведомственные комиссии, определены их задачи и задачи механизма данного органа.

В четвертом разделе шла речь о бюджете претворяемых в жизнь мероприятий, связанных с обеспечением безопасности.

Пятый раздел был посвящен предмету контролирования работы государственных органов, обеспечивающих безопасность.

Просмотрев содержание, значение и функцию этого акта в аппарате обеспечения национальной безопасности, можно заключить следующее:

Статья первая закона отразила ранее не определенные на уровне объединения общих принципов познания с понятийно-категориальным аппаратом науки понятия. А именно:

- «безопасность», трактующуюся как «состояние защищенности истинных интересов гражданина, социума и страны от опасностей, исходящих извне или существующих внутри державы;

- главные интересы (жизненно важные), трактующиеся как «комплекс потребностей, реализация которых неминуемо обеспечит бытие и возможность позитивного развития человека, социума и страны»;

- угроза безопасности, описывающаяся как «совместность условий и обстоятельств, обуславливающих опасность истинным интересам гражданина, социума, державы».

2. В документе первый раз со времени распада Советского Союза была сделана попытка:

- переосмысления и дополнения бытующего понятия «государственная безопасность» приятием интересов человека и социума;

- «закрепления совсем нового для нашего государства концептуального видения проблемы безопасности, проявившегося в завершении абсолютного пренебрежения интересами человека и социума, во всяком случае, на уровне норм» [4, с. 39].

3. В рассматриваемом документе в статье 3 были разделены опасности на внутренние и внешние.

4. В законе определены фундаментальные правила достижения безопасности, остающиеся актуальными и в нынешнее время: законность; выдерживание паритетности интересов первостепенной важности гражданина, социума, страны; совместная ответственность человека, социума и страны по отношению к достижению состояния защищенности; включение в международные структуры безопасности.

Следовательно, в первые десять лет создания отечественной правовой структуры и обновленного аппарата обеспечения национальной безопасности страны данный документ утвердил целостную совместность понятий, свел к минимуму разночтения в установлении безопасности и инструментов (методов) ее достижения.

При этом акт только наметил главные пути обеспечения безопасности, упустив из виду множество нюансов, с течением времени ставших принципиально важными недочетами, обусловившими потребность в трансформации правовой

основы аппарата обеспечения национальной безопасности.

Среди заявленных пробелов наиболее существенными есть:

а) неконкретность определения категории «безопасность» с отсутствием качественных характеристик, способных указать на защищенность или незащищенность того, или иного объекта;

б) внешнее (показное) свойство нескольких положений акта, их неадекватность относительно существующим реалиям.

Но, все же, роль и функция этого акта в правовой регуляции механизма обеспечения национальной безопасности довольно значительна. Он сделал первый, но существенный взнос в построение его фундамента.

На сегодняшний день правовую базу аппарата обеспечения национальной безопасности в России образует, главным образом, Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» [5], заменивший прежде означенный, «отживший свое» однотипный закон 1992 года.

Заново утвержденный закон зафиксировал основные положения, задачи, правила и сущность работы (по сути, сам аппарат) по достижению состояния защищенности внутри страны и за ее пределами.

Первая глава вновь принятого закона посвящена главным позициям и содержанию работы по достижению состояния защищенности, политике государства в этой отрасли, раскрытию нормативных основ обеспечения безопасности и целей межгосударственного взаимодействия.

Во второй главе определяются компетенции Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства, федеральных органов исполнительной власти в части достижения безопасности, а также предназначение и роль в этом органов власти субъектов РФ и местных администраций.

Третья глава устанавливает ключевые задачи и функциональную составляющую Совета Безопасности, его численность, контингент и координацию действий.

Практическим путем было установлено, что новый закон также несовершенен и наделен множеством значительных изъянов:

- неимением конкретной и однозначной дефиниции категории «безопасность», а также ее разновидностей и показателей обеспечения;

- отсутствием единства мнений, как среди положений акта, так и во взаимосвязи с иными правовыми актами. Например, новый закон в ст. 14 безосновательно ограничил компетенции Совета Безопасности, отнял у него возможность разработки предложений Президенту РФ относительно введения, пролонгации и аннулирования военного положения;

- не очень разумной и точкой зрения законодателя, утвердившего в изучаемой отрасли федеральный закон. Логичнее было бы принять федеральный конституционный закон, поскольку в ч. 1 ст. 76 Конституции РФ установлено, что федеральные конституционные законы закрепляются по предметам ведения РФ, к которым, в соответствии с п. «м» ст. 71 Конституции РФ, относится и безопасность.

Помимо этого, разумеется, федеральные конституционные законы устанавливают базисные, основополагающие установки, требующие своего дальнейшего улучшения посредством принятия федеральных законов и прочих правовых документов с более низкой юридической силой. А новый закон «О безопасности» именно и является тем документом, который закрепляет базисные установки достижения национальной безопасности, устанавливает миропонимание ее обеспечения, детерминирует общие для всей структуры обеспечения национальной безопасности задачи, наделяет компетенциями высшие органы власти в этой части. Выходит, что он является базой для дальнейшего утверждения прочих федеральных законов, координирующих полномочия тех или иных субъектов, гарантирующих общенациональную безопасность страны.

Возможно, в последующем будут устранены указанные недочеты. В этом можно убедиться, узнав об имеющихся для этого реальных условиях.

Ныне существующую нормативную базу аппарата обеспечения национальной безопасности и, тем самым, общих для всей нации интересов, можно как бы дифференцировать на несколько главных групп:

1. Федеральные законы, сопряженные с данной сферой.

2. Правовые акты исполнительной власти.

3. Ведомственные подзаконные акты: приказы ФСБ, приказы ФСБ, принятые вкупе с другими министерствами и службами.

Также особое значение в правовой базе рассматриваемого аппарата имеют, программы , концепции, доктрины, стратегии, которые являются системой де-юре, воспринимаемых в стране воззрений и по этой причине оценивающихся как установочные.

Создание следующей (применяемой сегодня) редакции Стратегии является завершающей стадией продолжительного труда исследователей, научных деятелей, специалистов. Начали они свою работу еще в 1993 году. Именно в это время в юридической литературе был замечен термин «национальная безопасность». На протяжении трех лет велась определенная работа, результатом которой в 1996 году стала презентация обстоятельной характеристики данного термина. Впервые она была продекларирована в Послании Президента РФ по национальной безопасности от 13 июня 1996 г. Знаменательно, что осуществлялись и узаконивались стремления, изложенные в этом акте, на протяжении целого десятилетия [6, с. 704].

Пограничные линии национальной безопасности нашей страны были отражены в трех концепциях внешней политики России - 1993, 2000 и 2013 гг., а также, в двух концепциях национальной безопасности 1997 и 2000 гг.

В.И. Лутовинов заверяет, что это поэтапно протекающий процесс [7, с. 52]. На первоначальной фазе, как он думает (небезосновательно), можно видеть переоценку произошедших событий и стойкое понимание невозможности дальнейшего поддержания всеобщего заблуждения, что после развала Советского Союза страна избавилась от оппонентов и врагов. Наступает прозрение касательно того, что помимо уже существующих внутренних угроз, несмотря на добровольное отречение от усиленно строившегося ранее социализма и коммунизма, приплюсовываются новые внешние угрозы.

Второй этап ознаменовался расширением возможностей страны в политике, экономике, военной сфере, стремительностью эволюционирования государства и методичным упрочением на этой базе безопасности нашей державы. С концептуальной точки зрения, в это время произошел всплеск значимых миросозерцательных позиций в области национальной безопасности РФ.

Литература:

1. Романова О.Ю. Становление концепций национальных интересов в современном политическом процессе России : автореф. дис. ... канд. полит, наук. Н. Новгород, 2000. 29 с.

2. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» // Российская газета от 6 мая 1992 г. № 103 (утратил силу).

3. Бидова Б.Б. Обеспечение национальных интересов России в контексте стратегии национальной безопасности. Кисловодск : АНО ДПОН «УЦ «Магистр», 2018. 236 с.

4. Беляева Г.С. К вопросу о некоторых направлениях оптимизации механизма обеспечения национальной безопасности в России / Г.С. Беляева, В.П. Беляев // Национальная безопасность. Nota Bene, 2018. № 5. С. 37-46.

5. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (в актуальной редакции) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. № 1. Ст. 2.

6. Саидов З.А. Национальные интересы России в современной геополитической реальности / З.А. Саидов, Б.Б. Бидова // Финансовая экономика. 2018. № 7. С. 703-705.

7. Лутовинов В.И. Стратегии национальной безопасности в современной России. М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. 156 с.

8. Лопата П.П. Глобализм. Главные угрозы международной стабильности и национальной безопасности России (политологический анализ). М. : СГА, 2007. 231 с.

В этот временной период времени Россией было сделано предложение о построении обновленной «структуры мировой безопасности», в основу которой должен быть заложен «осмысленный рациональный паритет интересов всей совокупности субъектов мирового сообщества» [8, с. 101].

На данном этапе наша страна облекла в определенную форму ряд приоритетных угроз всему человечеству, мировой и региональной безопасности, основываясь на всеохватном исследовании их первоисточников и объективных проявлений. Причем, круг выявленных угроз не ограничивался лишь террористической тематикой. Россия неуклонно придерживалась курса на создание «противоположного существующему аспекта глобализации в виде функционирования стран и народностей, которые стремятся к объединению на основе демократических принципов, свободного выражения и реализации своей позиции, паритетных и справедливых отношений, а также, равноправной возможности пользоваться благами и продуктами глобализации без ограничения в пользу привилегированных стран». Такой противоположный существующему аспект глобализации на данный момент можно представить в виде кооперации трех стран: России, Индии и Китая.

Literature:

1. Romanova O.Yu. Formation of concepts of national interests in the modern political process of Russia : autoref. dis. ... cand. it is watered, Sciences. N. Novgorod, 2000. 29 p.

2. Law of the Russian Federation of March 5, 1992 № 2446-I «on security» // Rossiyskaya Gazeta of may 6, 1992. № 103 (expire).

3. Bidova B.B. Ensuring Russia's national interests in the context of the national security strategy. Kislovodsk : ANO DPON UC «Magister», 2018. 236 p.

4. Belyaeva G.S. On the question of some directions of optimization of the mechanism for ensuring national security in Russia / G.S. Belyaeva, V.P. Belya-ev // national security. Nota Bene, 2018. № 5. P. 3746.

5. Federal law of December 28, 2010 № 390-FZ «On security» (in the current version) // Collection of legislation of the Russian Federation of January 3, 2011. № 1. Art. 2.

6. Saidov Z.A. National interests of Russia in modern geopolitical reality / Z.A. Saidov, B.B. Bidova // Financial economy. 2018. № 7. P. 703-705.

7. Lutovinov V.I. National Security Strategies in Modern Russia. M. : YNI-TI-DANA, Law and Law, 2003. 156 p.

8. Shovel P.P. Globalizm. The main threats to Russia 's international stability and national security (political science). M. : SGA, 2007. 231 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.