Научная статья на тему 'Проблема структурирования национальных интересов'

Проблема структурирования национальных интересов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
284
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерес / национальные интересы / категория / содержание / со-циум / государство. / interest / national interests / category / content / society / state

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бидова Бэла Бертовна

Предмет исследования составляет проблематика национальных интересов Рос-сии, вопросы классификации и структурирования; автором приводится анализ данной категории, ее виды и формы осуществления; делается вывод о нацио-нальных интересах России как о взаимосвязанных и обусловленных друг другом интересах отдельных людей, общества и державы в целом; устанавливается то, что основным в национальных интересах есть обеспечение прав и свобод граж-данина, его безопасности и благоденствия, а значит, безопасности и стабильного развития и процветания всего социума и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF STRUCTURING NATIONAL INTERESTS

The subject of the study is the problem of national interests of Russia, classification and structuring issues; the author analyzes this category, its types and forms of imple-mentation. The author concludes that the national interests of Russia are interrelated and conditioned by each other interests of individuals, society and the state as a whole. The author establishes that the main national interest is to ensure the rights and free-doms of the citizen, his security and welfare, and hence the security and stable devel-opment and prosperity of the entire society and the state.

Текст научной работы на тему «Проблема структурирования национальных интересов»

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

GENERAL-PURPOSE AND HISTORICAL PROBLEMS OF THE FORMATION OF THE RULE-OF-LAW STATE

УДК 340.1

DOI: 10.33184/pravgos-2020.1.2

ПРОБЛЕМА СТРУКТУРИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ БИДОВА Бэла Бертовна

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Чеченского государственного университета, г. Грозный, Россия, E-mail: [email protected]

Предмет исследования составляет проблематика национальных интересов России, вопросы классификации и структурирования; автором приводится анализ данной категории, ее виды и формы осуществления; делается вывод о национальных интересах России как о взаимосвязанных и обусловленных друг другом интересах отдельных людей, общества и державы в целом; устанавливается то, что основным в национальных интересах есть обеспечение прав и свобод гражданина, его безопасности и благоденствия, а значит, безопасности и стабильного развития и процветания всего социума и государства.

Ключевые слова: интерес, национальные интересы, категория, содержание, социум, государство.

Весь спектр национальных интересов - это синтез и алогичность совместного и индивидуального, содержательного и несодержательного, жизненно важного и специфического, стабильного и вариативного, внешнего и внутреннего. С позиции реалий, данный спектр выглядит очень многообразным явлением, что влечет за собой наличие сложностей в их дифференцировании, определении первостепенных, нуждающихся в первоочередности усилий.

В этой связи появляется серьезная методологическая проблема структурирования национальных интересов, в первую очередь, на базе их типологии.

В этом смысле один из способов реализации данной процедуры отталкивается от следующих, наиболее значимых факторов:

а) объектов (мировые, континентальные, региональные, державные);

б) субъектов (личностные, социальные, государственные);

в) направленностей (внутриполитические, внешнеполитические);

16

г) сфер функционирования общества (политические, экономические, социальные, культурные, духовные, правовые, военные, экологические и т.д.);

д) продолжительности существования и дееспособности (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);

е) основных черт (конфронтационные, расходящиеся, параллельные).

ж) социальной важности (главные, специфические или второстепенные);

з) возможности их осуществления (реальные, мнимые);

и) отношения к объективной направленности социального развития (прогрессивные, реакционные, консервативные);

к) достоверности и целостности отражения явлений и процессов в социуме (истинные, ложные) [1, с.98].

Эмпирическое и методологическое значение вышеизложенной типологии детерминируется следующими основаниями.

Возможностью анализировать национальные интересы того или иного государства интегративно, совокупно, в виде некой структуры, состоящей из координационных и иерархических связей и отношений. Данное основание очень важно для нашего исследования, поскольку позволяет более точно проверить, какое значение и место занимают национальные интересы на Северном Кавказе по отношению ко всей системе национальных интересов России [2, с. 138].

Возможностью учета как объективных тенденций существования таких интересов в социальном измерении, так и уровня соответствия их отображения в сознании носителей национальных интересов.

Возможностью выведения на первый план жизненно важных, приоритетных интересов, нуждающихся в экстренном претворении в жизнь в контексте купирования и пресечения угроз, существующих внутри страны и исходящих извне, появляющихся на тех или иных стратегических направлениях, включая также южные рубежи РФ.

Возможностью содержать в национальных интересах, определенных по тому или иному одному основанию, также характеристики и особенности интересов, определенных по другим основаниям. К примеру, у политических, экономических, оборонных и прочих интересов РФ на Северном Кавказе могут быть также признаки стабильных или вариативных, реальных или мнимых, главных или специфических, конфронтационных или параллельных интересов.

Посредством применения такого метода совмещения можно всеобъемлюще и достоверно определять содержание национальных интересов той или иной страны, социума, а также преподносить их сообразно спектру задач поддержания безопасности государства, очередности решения внутриполитических и международных проблем. Что касается политологического изучения национальных интересов, то ему и не должно находиться внутри неопределенных, умозрительных размышлений. Такое исследование должно руководствоваться тем, в каких исторических условиях, социально-государственной системе, бытующей системе межгосударственных отношений они формируются и реализуются.

17

В случае ранжирования национальных интересов РФ по объектному фактору, можно проследить определенную иерархичность.

На общемировом уровне - деятельное и равноправное участие РФ в выстраивании новой системы межгосударственных отношений с отведением в ней места, которое бы наилучшим образом соответствовало ее весомости в политике, экономике и интеллектуальной составляющей, возможностям и потребностям в военной и политической сфере, в международной торговле.

На региональном уровне - интересы нации замыкаются на обеспечении устойчивого и не представляющего опасность внешнего окружения, продвижении и упрочении оборонно-политического и экономического положения РФ в мировой структуре на базе применения механизмов регионального взаимодействия [3, с. 59].

Согласно субъектному фактору, носителями национальных интересов выступает человек, социум и страны. Личностные интересы находятся в плоскости осуществления конституционных прав и свобод, защищенности человека, улучшения жизненного уровня, развития физического состояния, духовно-нравственного и интеллектуального уровня личности и гражданина. Общественные интересы состоят из укрепления демократического строя, становления правовой, социальной державы, обретения и сохранения гражданского мира, духовного возрождения страны. Государственные интересы включают несокрушимость конституционного порядка, независимости и целостности территорий, абсолютное обеспечение соблюдения закона и поддержания правового порядка, налаживание полноправного и выгодного для всех сторон межгосударственного взаимодействия.

Несмотря на то, что формат и глубина восприятия и артикулирования национальных интересов свидетельствуют о несопоставимости личности, социума и государства, об их разности, несхожести, специфичности, все же они имеют нечто общее: естественную причастность к единой целостной общности - народу, существованию нации в историческом пространственном и временном измерении.

Это обстоятельство предопределяет возникновение предпосылок для объединения национальных интересов отдельных людей, общественных групп, социума вообще и страны, однако только в том случае, если социально-государственная система стабильна.

Нет сомнений, что государство выступает в роли не только одного из носителей национальных интересов, но и ключевого инструмента поддержания безопасности всего населения, гаранта защиты граждан от различных форм посягательств. По мнению отечественного ученого И.А. Ильина, государство оперирует «только совместным, национальным интересом, так как приватный и индивидуальный интерес граждан может быть учтен лишь в том случае, если он может быть понят и сформулирован в качестве общего и всенародного интереса» [4, с. 61]. Основной сложностью объединения национальных интересов является успешное сочетание безопасности и обеспечения свобод гражданина с безопасностью социума и страны, пресечение конфликтных ситуаций в социуме

18

и обеспечение социального согласия. Становление гражданского общества напрямую зависит от решения данной проблемы.

Особую роль играет вычленение внутриполитических и внешнеполитических интересов, нахождение теснейшей связи между ними. Внутренние национальные интересы заключаются в сохранении социального строя, формировании подходящей почвы для стабильного развития экономики державы и обеспечения развития социума, повышении уровня его культуры и духовности. Внешние национальные интересы имеют отношение в основном к целому ряду аспектов внешней политики, мировой экономики, идейно-социальной плоскости, а также к сложившейся обстановке в межгосударственных отношениях, обуславливающих место и роль РФ в мировой политической системе, состояние внешней безопасности и скрытые возможности построения отношений с теми или иными державами и международными организациями на взаимовыгодной основе.

Разумеется, внешнеполитический фактор в становлении и обеспечении исполнения национальных интересов занимает первенствующие позиции, потому что предопределяет ключевую цель - поддержание национальной безопасности, формирование обстановки мира, необходимого для стабильного развития [5, с. 53].

Одновременно с этим нельзя допускать диспропорциональности внутренних и внешних факторов в осуществлении национальных интересов. Иначе нельзя будет со всей полнотой назвать их соответствующими действительности. Наглядной иллюстрацией такого подхода может стать отношение Советского Союза к собственным интересам, их ориентирование на борьбу с внешними угрозами и вызовами и по этой причине недооценивание внутриполитических аспектов. Такая позиция обусловила возникновение системного кризиса страны и, в конце концов, ее распад.

Национальные интересы РФ можно также делить и по ключевым областям жизнедеятельности социума и страны. В данном случае, главенствующая роль отводится экономическим интересам. Это связано с тем, что полное разрешение проблем осуществления всего комплекса национальных интересов РФ, возможно только при условии соблюдения ряда факторов. Речь идет о стабильно, непрерывно и системно развивающемся высокотехнологичном производственном секторе, обеспечивающем экономику страны высококачественным сырьевым ресурсом и инновационным оборудованием; социальную сферу - всевозможными, современными потребительскими товарами и услугами; ВВС и прочие виды войск - самыми инновационными видами оружия и боевой техники; внешнеэкономическую отрасль - конкурентной экспортной продукцией.

19

Библиографические ссылки

1. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М.: Прогресс: Культура, 1994.

2. Саидов З.А., Бидова Б.Б. Ценностноцелевые признаки национальных интересов как правовой категории // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2018. № 11. С. 137-140.

3. Яковенко И.Г. Российское государство: национальные интересы, границы и перспективы. Новосибирск : Сибирский хронограф, 1999.

4. Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект основного закона Российской Империи. М. : Рарогъ, 1996.

5. Беляев В.П., Беляева Г.С., Бидова Б.Б. К вопросу о понятии национальных интересов и особенностях их юридического закрепления в Североамериканской традиции // Право и государство: теория и практика. 2019. № 8 (176). С. 52-54.

Дата поступления: 05.02.2020

DOI: 10.33184/pravgos-2020.1.2

THE PROBLEM OF STRUCTURING NATIONAL INTERESTS BIDOVA Бе!а Bertovna

Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Criminology of the Chechen State University, Grozny, Russia. E-mail: [email protected]

The subject of the study is the problem of national interests of Russia, classification and structuring issues; the author analyzes this category, its types and forms of implementation. The author concludes that the national interests of Russia are interrelated and conditioned by each other interests of individuals, society and the state as a whole. The author establishes that the main national interest is to ensure the rights and freedoms of the citizen, his security and welfare, and hence the security and stable development and prosperity of the entire society and the state. Key words: interest, national interests, category, content, society, state.

References

1. Pozdnyakov E.A. Natsiya. Natsionalizm. Natsional'nyye interesy (Nation. Nationalism. National interests). Moscow, Progress, Kul'tura, 1994.

2. Saidov Z.A., Bidova B.B. Tsennostnotselevyye priznaki natsional'nykh interesov kak pravovoy kategorii (Value-oriented signs of national interests as a legal category),

20

Sovremennaya nauka: aktual'nyye problemy teorii i praktika, Seriya: Ekonomika i pravo, 2018, No. 11, pp. 137-140.

3. Yakovenko I.G. Rossiyskoye gosudarstvo: natsional'nyye interesy, granitsy i per-spektivy (Russian state: national interests, borders and prospects). Novosibirsk, Sibir-skiy khronograf, 1999.

4. Il'in I.A. Osnovy gosudarstvennogo ustroystva. Proyekt osnovnogo zakona Ros-siyskoy Imperii (Fundamentals of government. Draft basic law of the Russian Empire). Moscow, Rarog, 1996.

5. Belyayev V.P., Belyayeva G.S., Bidova B.B. K voprosu o ponyatii natsional'nykh interesov i oso-bennostyakh ikh yuridicheskogo zakrepleniya v Severoamerikanskoy traditsii (To the question of the concept of national interests and the peculiarities of their legal consolidation in the North American tradition), Pravo i gosudarstvo: teori-ya ipraktika, 2019, No. 8 (176), pp. 52-54.

Received: 05.02.2020

УДК 343,4

DOI: 10.33184/pravgos-2020.1.3

ВЫБОРНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НОВГОРОДСКОЙ И ПСКОВСКОЙ ФЕОДАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК

ЗУБАИРОВ Марат Галянурович

кандидат исторических наук, доцент Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]

Среди исторических форм организации и деятельности выборных органов власти институты вечевой демократии занимают особое место. В Новгородской и Псковской феодальных республиках формировались и развивались основы представительной и непосредственной демократии, что приводило к созданию вертикали власти «снизу вверх». Сочетание прав и обязанностей высших должностных лиц государства координировалось общегородским столичным вече в русле взаимоотношений, характерных для системы сдержек и противовесов. Ключевые слова: вече, посадник, тысяцкий, архиепископ, сотня, конец, пятина, Совет господ, уличанское вече, пригород.

Древнерусское государство в XII веке распалось на ряд самостоятельных крупных и маленьких государственных образований. Среди них заметно выделялось такое обширное государство с ярко выраженным и своеобразным государственным строем - Новгородская земля. Здесь была создана в середине XII

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.