Научная статья на тему 'Анализ основных проблем развития налоговой системы РФ в области налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса'

Анализ основных проблем развития налоговой системы РФ в области налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / TAXATION / STATE MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдрахманова Е.Э.

Рассматриваются особенности развития малого и среднего бизнеса в России. Анализируются меры, направленные на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса. Проводится сравнение основ функционирования российского малого бизнеса и его западного эквивалента. Определены проблемы малого предпринимательства, вскрыты барьеры, с которыми сталкиваются малые предприятия и предложены направления оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the main problems of development of tax Russian Federation system in the field of the taxation of the enterprises small and medium business

Features of development of small and medium business in Russia are considered. The measures directed on support and development of small and medium business are analyzed. Comparison of bases of functioning of the Russian small business and its western equivalent is carried out. Problems of small business are defined, barriers which small enterprises face are opened and the directions of optimization are offered.

Текст научной работы на тему «Анализ основных проблем развития налоговой системы РФ в области налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса»

Новый университет

Экономика и право 2015. № 12 (58)

ISSN 2221-7347

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД

УДК 336.22

Е.Э. Абдрахманова

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Рассматриваются особенности развития малого и среднего бизнеса в России. Анализируются меры, направленные на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса. Проводится сравнение основ функционирования российского малого бизнеса и его западного эквивалента. Определены проблемы малого предпринимательства, вскрыты барьеры, с которыми сталкиваются малые предприятия и предложены направления оптимизации.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, налогообложение, государственные меры.

Необходимым элементом экономического развития государства является наличие эффективной функционирующей системы малых и средних предприятий. Это обусловлено тем, что они, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, в том числе, за счёт быстрой оборачиваемости капитала, способствуют развитию национальной экономики и стабильному формированию налоговой базы.

Учитывая все большее внимание к субъектам малого и среднего бизнеса со стороны общественности и государства важно выявить положительные и отрицательные тенденции его развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Так, в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры государство стремится обеспечить устойчивое развитие экономики и социальную стабильность, что выразилось в принятии Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году [1]. Предусмотренные Планом на 2015-2016 гг. меры направлены на:

- содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек;

- повышение доступности банковского кредитования для малого и среднего бизнеса.

Реализация первого мероприятия, на наш взгляд, заключается в формировании специали-

© Абдрахманова Е.Э., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.12

Абдрахманова Елена Эрнестовна - студент, Саратовская государственная юридическая академия, Россия.

Научный руководитель: Алтухов Павел Леонидович - кандидат экономических наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, Россия.

72

New university

Economics & Law 2015. № 12 (58)

ISSN 2221-7347

зированных центров развития предпринимательства, в том числе бизнес-инкубаторов. При этом бизнес-инкубатором является юридическое лицо, которое создаёт малому и среднему бизнесу на ранней стадии их развития работающую бизнес-модель на основе оригинальной идеи для выхода предпринимательского проекта на точку самоокупаемости посредством оказания комплекса услуг: проведения финансовых и юридических консультаций, обучения и тренингов, предоставления в аренду помещения ("офисного пространства"), помощь в привлечении финансирования, включение в сеть партнерских связей. А эти услуги, как показали исследования, существенно снижают финансовые и административные издержки. Для отбора резидентов (быстро развивающихся компаний), имеющих наиболее перспективные проекты, бизнесинкубаторы проводят конференции и конкурсы среди кандидатов.

В зависимости от выбранного направления, по которому оказывается поддержка, бизнесинкубаторы могут быть следующих видов: инновационный, производственный, инновационнотехнологический, офисный.

Следует отметить, что создаются бизнес-инкубаторы, которые функционируют на базе образовательных учреждений как в России, так и за рубежом (США, Европейский союз). Одни из самых известных мировых разработок, такие как Google и Yahoo, были созданы студентами в рамках исследовательских программ при университетах (например, при Стэндфордском университете), а в России на базе Финансового университета при Правительстве РФ, МГУ, ГУ-ВШЭ. При этом эти инкубаторы, работают по принципу бизнес-акселератора, что предполагает интенсивное развитие и вывод на рынок проекта в кратчайшие сроки (около четырех месяцев) за счет предлагаемых инкубатором посевных инвестиций и инфраструктуры.

На текущий момент такой бизнес-акселератор открыт на базе МГУ и состоит из 15 резидентов и 323 обработанных заявок от резидентов. Суммарно в штате компаний, созданных на базе инкубатора, работает 129 человек. При этом их оборот в 2012 году составил свыше 97 млн. руб., а объем привлеченных инвестиций - более 90 млн. руб. Рыночная оценка компаний-резидентов бизнес-инкубатора МГУ - более 350 млн. руб. [2] Одним из крупнейших компаний - выпускники бизнес-инкубатора МГУ: являются Smart Start, SailPlay, AppNow.

Так же следует отметить, что подобные бизнес-инкубаторы действуют и на территории регионов Российской Федерации. В 2007 году одним из наиболее значимых событий для экономики Саратовской области стало открытие Саратовского областного Бизнес-инкубатора [3].

А в сентябре 2012 года запущена вторая очередь Областного бизнес-инкубатора - второй и третий корпуса, в которых располагаются офисные и производственные помещения.

Всего в Областном бизнес-инкубаторе находится 46 офисных и 6 производственных помещений, предоставляющихся по льготным арендным ставкам начинающим предпринимателям.

Открытие Областного бизнес-инкубатора позволило создать благоприятные условия для роста числа субъектов малого предпринимательства и новых рабочих мест. Так за 2011 год число предприятий малого и среднего бизнеса составляло 3056 единиц, в 2012 году эта цифра увеличилась до 3144 предприятий, на сегодняшний день эта цифра достигла отметки в 3320 предприятий [4]. Бизнес-инкубатор стал первым областным бизнес-центром, оказывающим комплекс услуг для малых предприятий области по принципу "одного окна".

Следует отметить, что деятельность Областного бизнес-инкубатора неразрывно связана с работой Министерства экономического развития и инвестиционной политики области, что позволяет бизнес-инкубатору быть своеобразным проводником всех мероприятий, реализуемых в рамках государственной поддержки малого бизнеса. В частности, специалисты Областного бизнес-инкубатора оказывают консультационную поддержку при подготовке пакета документов для получения финансовой поддержки в виде грантов и субсидий, помогают написать бизнес-план. Более двухсот предпринимателей получили средства государственной поддержки с помощью специалистов бизнес-инкубатора [5].

В качестве пакета услуг, которых получает начинающий предприниматель, став резидентом Саратовского областного бизнес-инкубатора можно назвать:

- льготные арендные ставки;

- почтово-секретарские услуги;

73

Новый университет

Экономика и право 2015. № 12 (58)

ISSN 2221-7347

- консультационные услуги по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, правовой защиты, развития предприятия, документооборота и др.;

- предоставление конференц-зала и комнаты переговоров для проведения мероприятий;

- доступ к информационным базам данных и программно-аппаратным комплексам;

- услуги сопровождения и сервисного обслуживания;

- административно-хозяйственные услуги;

- обучение в виде краткосрочных семинаров и тренингов.

Кроме создания бизнес-инкубатора, другими механизмом снижения финансовых издержек является реформирование системы налогообложения в сторону оптимизации сумм налогов. В настоящее время существующие условия специализированных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД и другие) не обеспечивают выживание, в частности в 2013 году общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства сократилось на 7,5% (индивидуальных предпринимателей - на 12,7%, малых предприятий - юридических лиц - на 3,5%). Поэтому в целях обеспечения развития субъектов малого и среднего бизнеса и государства в целом требуется выработать критерии оптимизации налоговой системы, где целесообразно учитывать не только известные статистические показатели, но и учитывать взаимозависимость развития налоговой системы и малого и среднего бизнеса.

Как известно, существующие режимы налогообложения в рамках, которых работают малый и средний бизнес имеет множество недостатков [6].

Так, в частности, недостатки общего режима налогообложения заключаются в:

- большом объёме уплачиваемых налогов;

- обязанности ведения полного бухгалтерского учёта;

- высокого уровня внимания со стороны налоговых и правоохранительных органов.

Что касается упрощенной системы налогообложения, которая предусматривает замену обычных налогов (для организаций - налога на прибыль, налога на имущество организаций и НДС; для ИП - НДФЛ, налога на имущество физических лиц и НДС) на единый налог, уплачиваемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период, то к её недостаткам следует отнести:

1. Ограничения по видам деятельности. В частности, применять УСН не имеют права организации, осуществляющие банковскую или страховую деятельность, инвестиционные фонды, нотариусы и адвокаты (частная практика), компании, реализующие подакцизные товары, негосударственные пенсионные фонды и т.д. (полный список представлен в ст. 346 Налогового Кодекса)

2. Невозможность открытия представительств или филиалов. Данный фактор является препятствием для компаний, которые планируют в перспективе расширение бизнеса.

3. Не включение всех расходов в перечень при расчете уменьшения налоговой базы («доходы минус расходы»).

4. Отсутствие обязанности составления счетов-фактур при упрощенной системе налогообложения, с одной стороны, является положительным фактором для компании: экономия рабочего времени и материалов. С другой стороны, это вероятность потери контрагентов, плательщиков НДС, поскольку последние в данном случае не могут предъявить НДС к возмещению из бюджета.

5. Переход компании с УСН на общий режим налогообложения и наоборот не позволяет включать убытки прошлых лет при расчета единого налога или налога на прибыль.

6. Наличие убытков не освобождает от уплаты минимального размера налога, установленного законодательно (при объекте «доходы минус расходы»).

Ещё одна льгота система налогообложения в виде ЕНВД, также имеет недостатки, заключающиеся в:

1. Ограниченном перечне отраслей, утверждённым НК РФ и местными законами.

2. Независимости уплаты налога от получения или отсутствия доходов. Даже при наличии убытков перечисление установленного вмененного налога осуществляется в обязательном порядке.

3. Не соответствии установленной базовой доходности результатам ведения бизнеса и не

74

New university

Economics & Law 2015. № 12 (58)

ISSN 2221-7347

имеющей должного экономического обоснования.

4. Невыгодность сотрудничества с компаниями, находящимися на ЕНВД, потому что они не выставляют счетов-фактур.

С целью устранения вышеприведенных недостатков, считаем необходимым, изучить опыт ведения малого и среднего бизнеса в зарубежных странах [7].

Как показали исследования, принятая во многих странах прогрессивная шкала налогообложения благоприятно сказывается на развитии малого бизнеса, т.к. дает возможность таким предприятиям на этапе становления платить налоги по минимальным ставкам. Так в США существует ряд стимулов и льгот, которые облегчают налоговое бремя малым предприятиям. В частности, это уплата налога на прибыль по более низким ставкам: 15%, если годовая налогооблагаемая прибыль 50 000 долл.; 25%, если прибыль составляет от 50 000 до 70 000. долл.; 34%, если прибыль составляет от 75 000 до 10 000 000 долл.; 35%, если прибыль свыше 10 000 000 долл. Также в США собственники малых и средних предприятий освобождаются от налогов по доходам, полученным вследствие прироста капитала, т. е. налоговые льготы, применяются к доходам, которые были получены от продажи акций малых предприятий. При этом под малым предприятием понимается предприятие, у которого совокупные активы менее 50 000 000 долл., которое не занимается ни одним из следующих видов деятельности: банковским делом; страхованием; проектно-конструкторскими работами; юридической деятельностью; бухгалтерским учетом или консультированием; добычей нефти и газа; гостиничным или ресторанным делом.

В Великобритании малое предприятие освобождается от авансовых платежей, если его годовые суммарные обязательства менее 500 фунтов стерл.

Во Франции налоговым законодательством предусмотрены специальные налоговые режимы, согласно которым применяются упрощенные и вмененные налоги, а также есть возможность использовать упрощенные налоговый режим декларирования прибыли. Также вновь созданные предприятия освобождаются от уплаты налогов на первые 2 года. Особое внимание государство уделяет тем, кто хочет создать малый бизнес в экономически слабо развитых районах, на такие предприятия распространяются скидки и они освобождаются от уплаты налогов в социальные фонды. В современной Франции сильно распространена практика предоставления бесплатных консультаций различных специалистов в области юриспруденции, учета и аудита, менеджмента, маркетинга.

В Эр-Рияде (Саудовская Аравия) и Гонконге предприниматели не уплачивают налог на имущество, а в ряде мегаполисов не уплачивают и транспортный налог.

Как нами указано выше, последней из отмеченных мер активизации бизнеса является банковское кредитование. Однако высокие операционные издержки, сопряженные с необходимостью контроля и оценки каждого отдельного кредита привело к сокращению выдачи мелких кредитов.

Следует обратить внимание, что у многих банков отсутствуют чёткие и эффективные технологии оценки рисков кредитования малого и среднего бизнеса. Как показывает статистика, в течение пяти лет после создания около 70% малых предприятий проходят процедуру банкротства. Таким образом, приходится иметь дело со значительными рисками (особенно при долгосрочном кредитовании). При этом положительное развитие малых предприятий не всегда может быть зафиксировано банками, т.к. отсутствует кредитная история.

Следует отметить, что объем кредитного портфеля малого и среднего бизнеса в 2014 вырос на 4% против 8% за 2013 год и достиг 5,4 трлн. руб. Темпы прироста портфеля малого и среднего бизнеса впервые за последние 3 года оказались ниже темпов кредитования крупного бизнеса (9% за 2014 год). На динамике кредитования малого и среднего бизнеса отразилось ужесточение кредитных политик банков на фоне роста просроченной задолженности. Также дополнительное давление на рынок оказал рост ставок по кредитам в среднем на 1,5-2 п.п., связанный с удорожанием фондирования для самих банков. В результате даже при оптимистичном сценарии по итогам 2014 года портфель кредитов малого и среднего бизнеса прибавит не более 10%, а основной акцент банкиры сделают на низкорискованные продукты с «твердым» залогом и не кредитные сервисы для малого и среднего бизнеса.

75

Новый университет

Экономика и право 2015. № 12 (58)

ISSN 2221-7347

При этом, несмотря на указанные недостатки, следует отметить, что государство проявляет интерес к решению возникающих проблем и вопросов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, правовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства имеет место в г. Москве, где осуществляется в соответствии с Законом г. Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве".

Вышеуказанный Закон предусматривает правовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в следующих формах:

1) издание специализированной литературы по вопросам, связанным с правовой защитой субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) создание и (или) поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих им юридические услуги на безвозмездной или льготной основе;

3) привлечение на конкурсной основе лиц, имеющих высшее юридическое образование (в том числе адвокатов), организаций, оказывающих юридическую помощь, для осуществления правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона о малом и среднем предпринимательстве г. Москвы правовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может предоставляться организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках реализации федеральных и городских программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в виде [9]:

1) предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства правовой информации;

2) оказания субъектам малого и среднего предпринимательства услуг по комплексному правовому сопровождению бизнеса и защите их прав и законных интересов;

3) создания и обеспечения функционирования специализированных информационных ресурсов, в том числе в сети Интернет, непосредственно посвященных правовой поддержке, предоставляемой субъектам малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти г. Москвы и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

Следует отметить, что в каждом субъекте РФ имеются телефоны "горячей линии", по которым предприниматели могут получить правовую консультацию, а также может оказываться посредством сети Интернет через "Общегородскую открытую онлайн-линию содействия московским предпринимателям".

Несмотря на существенные проблемы в налогообложении малого и среднего бизнеса, в

76

New university

Economics & Law 2015. № 12 (58)

ISSN 2221-7347

его кредитовании, все же можно говорить о том, что зарегистрированы 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, которые представлены разной организационно-правовой формой: 62,8% - индивидуальные предприниматели, 37,2% - юридические лица (из них 32,7% - микропредприятия, 4,2% - малые предприятия и 0,3% - средние предприятия) из которых работают 25% от общей численности занятых в экономике, и на которые приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране

[10].

При этом основными видами деятельности малых и средних предприятий являются торговля (более 39,6%) и недвижимость (20,2%).

0^1 39,6% Торговля

20,2% Недвижимость, аренда, услуги Ц 11,6% Строительство 10,2% Промпроизводство 6,7% Транспорт и связь 11,7% Прочее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Распределение субъектов малого и среднего бизнеса по отраслям [11]

Несмотря на занимавшую 1/4 часть от общего объёма оборота продукции и доли малых предприятий в ВВП в размере 20%, в развитых странах эта доля достигает 50-60%.

Рис. 3. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП [12]

Тем не менее следует иметь в виду, что прямо сравнивать российскую и западную статистику некорректно, так как на западе малым считается предприятие численностью 1 тыс. человек, а в России - не более 100 человек.

Помимо разработанных Планом мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной политики, следует выделить также проблемы, влияющие на развитие малого и среднего бизнеса, связанные с:

- выходом малого и среднего бизнеса в мировое экономическое пространство;

- волатильностью законодательства.

Так, что касается барьеров для выхода малого и среднего российского бизнеса на международную арену, то следует отметить тот факт, что российские малые предприятия финансово маломощные, практически отсутствует поддержка государства в вопросе выхода на мировые рынки.

В качестве основных факторов, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса и его выходу на международные рынки, следует отметить волатильность законодательных актов в сфере налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса. Так, для малого предприни-

77

Новый университет

Экономика и право 2015. № 12 (58)

ISSN 2221-7347

мателя частое изменение в налоговом законодательстве влечет за собой неосознанное его нарушение предпринимателем, который не успевает своевременно "встроиться" в эти нововведения, а для инвестора, "нестабильное" законодательство являет собой огромный риск для вложения средств в развитие бизнеса.

С учетом вышеизложенного, на основе проведенного анализа развития предприятий малого и среднего бизнеса были определены направления оптимизации их нормального функционирования:

1. Снижение бюрократических барьеров.

2. Сокращение чрезмерно высокого налогового бремени.

3. Создание благоприятных условий банковского кредитования.

4.Оказание поддержки малому и среднему бизнесу в процессе интеграции в мировое экономическое пространство.

Библиографический список

[1] Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 N 98-р (ред. от 16.07.2015) <Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году>

[2] http: // www. inmsu. ru/ru/ob -inkubatore

[3] Бизнес-инкубатор Саратовской области http: // www.saratov-bi.ru/

[4] Основные показатели деятельности малого и среднего предпринимательства по Саратовской области

[5] Гусев В. В., Гусева А. В. Роль органов государственной власти в организации инновационной деятельности в саратовской области // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. №3.

[6] Долгов С.Г. Налоговое бремя как сдерживающий фактор развития малого и среднего предпринимательства // Юрист. 2014.

[7] Киршин Игорь Александрович, Иванушкин Николай Сергеевич особенности развития малого и среднего бизнеса в россии и за рубежом // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. №4 (48-2).

[8] Данные Банка России. http: // www.cbr.ru/

[9] Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 N 74 "Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года"

[10] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

[11] http: // www.vestifinance.ru/infographics/5328

[12] http: // www.vestifinance.ru/infographics/3755

***

UDC 336.22

Ye.E. Abdrakhmanova

ANALYSIS OF THE MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF TAX RUSSIAN FEDERATION SYSTEM IN THE FIELD OF THE TAXATION OF THE ENTERPRISES SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Features of development of small and medium business in Russia are considered. The measures directed on support and development of small and medium business are analyzed. Comparison of bases offunctioning of the Russian small business and its western equivalent is carried out. Problems of small business are defined, barriers which small enterprises face are opened and the directions of optimization are offered.

Keywords: small and medium business, taxation, state measures.

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.