Научная статья на тему 'Государственная поддержка малого бизнеса: миф или реальность?'

Государственная поддержка малого бизнеса: миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1510
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / МОШЕННИЧЕСТВО / МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ромашкин Т.В., Фимушкина А.А.

В российских условиях на сегодняшний день актуальным и перспективным источником роста эффективности производства и повышения уровня жизни населения является развитие малого бизнеса. Теоретический анализ. Малый бизнес это локомотив экономики страны, это огромная сила. Периодически создаются благоприятные условия для процветания малого бизнеса. Проблема наращивания этого сектора экономики поднималась властями на всех уровнях управления, что обусловило изменения нормативно-правовой базы. Цель статьи изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в России. Результаты. Выявлены специфика и особо значимые проблемы малого бизнеса. Исследованы институциональные аспекты и действующий механизм реализации господдержки развития малого бизнеса. Предложен ряд направлений по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса в России. Необходимо сформировать эффективные инструменты реализации системы господдержки малого предпринимательства с целью его стабильного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого бизнеса: миф или реальность?»

4. Reid G. C., Smith J. A. Risk Appraisal and Venture Capital in High - Technology New Venture - Chartered Institute of Management Accountants. London, 2012. 240 p.

5. Bodie Z., Briere M. Sovereign Wealth and Risk Management. A Framework for Optimal Asset Allocation of Sovereign Wealth. Journal of Investment Management, 2014, no. 12, pp. 65-73.

УДК 330.3

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Т. В. Ромашкин

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теориии национальной экономики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: timurrom@yandex.ru

А. А. Фимушкина

студентка экономического факультета, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: anastasiafimyshkina@gmail.com

Введение. В российских условиях на сегодняшний день актуальным и перспективным источником роста эффективности производства и повышения уровня жизни населения является развитие малого бизнеса. Теоретический анализ. Малый бизнес - это локомотив экономики страны, это огромная сила. Периодически создаются благоприятные условия для процветания малого бизнеса. Проблема наращивания этого сектора экономики поднималась властями на всех уровнях управления, что обусловило изменения нормативно-правовой базы. Цель статьи - изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в России. Результаты. Выявлены специфика и особо значимые проблемы малого бизнеса. Исследованы институциональные аспекты и действующий механизм реализации господдержки развития малого бизнеса. Предложен ряд направлений по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса в России. Необходимо сформировать эффективные инструменты реализации системы господдержки малого предпринимательства с целью его стабильного развития. Ключевые слова: малый бизнес, государство, индивидуальный предприниматель, налоговая нагрузка, мошенничество, микрофинансирование.

DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-2-137-144

Введение

В России сегодня актуальным и перспективным источником роста эффективности производства и повышения уровня жизни населения является развитие малого бизнеса.

Бизнес - один из базовых элементов социально-экономической инфраструктуры, и его значение для жизни общества трудно переоценить. Малый бизнес выполняет не только важнейшие

экономические функции, но и социальные, например, такие как поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму, создание новых рабочих мест, повышение профессиональной активности, а также способствует увеличению навыков и традиций предпринимательства как существенного института гражданского общества, формированию среднего класса как основы политической и социально-экономической стабильности нации.

Теоретический анализ

Развитие малого предпринимательства важная экономическая характеристика, которая является показателем качества экономических институтов. Оно также свидетельствует о качестве и предпринимательской инициативе человеческого капитала; показывает степень экономической свободы в обществе; отражает степень развития инноваций, позволяющих индивидам работать индивидуально и создавать удаленные предприятия и отдельные рабочие места.

К факторам, сдерживающим развитие предпринимательства в современной экономике, относятся:

- ограниченные возможности в привлечение инвестиций;

- административные барьеры;

- недостаток квалифицированных кадров;

- недобросовестная конкуренция.

Но, несмотря на это, в последнее время в России наблюдается значительный рост предприятий малого бизнеса. С 2012 по 2015 г. число таких предприятий в стране увеличилось по сравнению со средним бизнесом, оборот пред-

приятий которого за 2013 г. увеличился примерно на 68%, а в 2014 г. стал снижаться. Если говорить про малый бизнес, то здесь картина иная, так, с 2012 по 2015 г. число малых предприятий из года в год увеличивается [1].

Несмотря на то, что еще далеко не все проблемы в области развития предпринимательства решены, можно сделать вывод о том, что в настоящее время произошла достаточно емкая адаптация бизнеса к сложившимся экономическим условиям.

Сегодня в России насчитывается около 3,5 млн индивидуальных предпринимателей. Наша страна существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по количеству малых предприятий. Так, в среднем в России на тысячу человек приходится всего лишь 10 малых предприятий, тогда как в развитых европейских странах - не менее 35. Если сравнить долю вклада малого предпринимательства в ВПП в России и в Европе, то данный показатель по европейским странам будет примерно в 4-5 раз больше, чем в нашей стране.

Для развития малого бизнеса особое внимание государству необходимо уделять его финансовой поддержке, которая в настоящее время осуществляется по двум основным направлениям: прямая финансовая помощь и косвенная финансовая поддержка, нацеленная на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и накопления капитала в этом секторе экономики. Финансово-кредитная поддержка осуществляется в форме льготных банковских кредитов, микрофинансирования, лизинга, грантов, гарантийных займов и т.д. Микрофинансирование направлено, прежде всего, на удовлетворение потребностей владельцев индивидуальных или семейных бизнесов, ставших на путь открытия своего дела и не имеющих возможности воспользоваться услугами банков из-за отсутствия у тех интереса к работе с мелкими заемщиками, а также отсутствия кредитной истории у предпринимателя и необходимых для предоставления залога активов. Воплощение в жизнь программы микрокредитования решает пласт значимых задач: легализация неформального финансового рынка, что, в свою очередь, отразится на увеличении налоговых поступлений в бюджетную систему региона; увеличение общего количества субъектов малого предпринимательства, ведущих самостоятельную деятельность; формирование кредитной истории предпринимателя. Формирование и использование гарантийных фондов направлено на упрощение доступа субъектов малого бизнеса к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций,

предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов [2].

Начинающим предпринимателям требуется не только финансирование, но и адекватное консультирование в юридических и экономических вопросах. В настоящее время банки активно развивают это направление. Например, Сбербанк открывает различные центры поддержки малого бизнеса (в настоящее время в стране их насчитывается более 130). Они оказывают малому предпринимательству все банковские услуги, необходимые для успешного ведения бизнеса, а также проводят для клиентов круглые столы и семинары с участием представителей органов власти и налоговых органов, аудиторских компаний, бесплатные консультации по актуальным для малых предпринимателей экономическим и юридическим темам, новые форматы с аутсорсингом.

Предоставление малому бизнесу комплексных, а не чисто финансовых продуктов дает возможность снижать издержки клиентов, делает деятельность этих компаний более прозрачной и понятной для банка, что позволяет значительно снизить возможные риски при финансировании банком малых предприятий, а также понизить процентные ставки для соответствующих заемщиков.

Льготное налогообложение малого бизнеса является приоритетным направлением государственной поддержки.

Налоговый кодекс РФ - это основной документ, регулирующий отношения между государством и субъектами малого бизнеса. Одной из основных задач налоговой политики является установления баланса между налогоплательщиками и государством. В РФ субъектами малого предпринимательства считаются потребительские кооперативы, коммерческие организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также крестьянские хозяйства, соответствующие определенным условиям. Тем не менее, в Налоговом кодексе нашей страны отсутствует понятие «субъект малого предпринимательства», а значит, специальных условий налогообложения малого бизнеса нет. В России действуют два вида налоговых режимов для рассматриваемых субъектов: общий, или ОСН (уплата федеральных, региональных и местных налогов), и специальный (предполагает уплату одного определенного налога, размер которого устанавливается в упрощенном порядке, вместо нескольких основных налогов, а также уплату региональных и местных налогов).

При общей системе налогообложения уплачиваются следующие виды налогов: налог на прибыль организаций (20%), НДФЛ (выплачивается предпринимателями вместо налога на прибыль - 13%), НДС (18%) и налог на имущество организаций (1-2,2%), а также, вне зависимости от системы налогообложения, предприниматель обязан уплачивать взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Субъектами малого предпринимательства ОСН практически не используется. Вместо этого, в зависимости от различных показателей, выбирается один из пяти или сразу несколько специальных налоговых режимов:

- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

- упрощенная система налогообложения (УСН);

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

- патентная система налогообложения (ПСН) [3].

Важнейшие объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства формируют бизнес-инкубаторы, центры развития предпринимательства, консультационно-информационные центры [4].

Следует уделить внимание малому предпринимательству в сфере инноваций [5].

Малое инновационное предпринимательство - наиболее динамичный сектор инновационной экономики, который способен оперативно отвечать потребностям рынка наукоемкой высокотехнологичной продукции, маневренно перестраивать свое производство, результативно осваивать наукоемкую продукцию и услуги.

Число малых компаний в научно-технической сфере составляет около 40 тыс., при том что ориентировочная потребность в них - несколько сотен тысяч, и это несмотря на увеличение инфраструктурных элементов технопарков и инновационно-технологических центров. Отсутствие звена инфраструктуры, обеспечивающего создание и развитие на начальном этапе малых компаний, - одна из основных причин этого. Мировая практика показывает, что развитие малых высокотехнологичных компаний не может эффективно осуществляться без государственной поддержки, так как является затратным.

Несмотря на то что Россия обладает значительным научно-техническим потенциалом, результирующие показатели инновационной активности пока низки. По данным Фонда «Бюро экономического анализа», в настоящее время

внедрением инноваций занимается лишь 4-5% отечественных предприятий, тогда как в Германии, США, Франции и Японии - от 70 до 82% [6].

2014 г. стал одним из самых насыщенных по количеству инициатив и законодательных актов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Большинство из них должны быть реализованы в 2016 г., часть - в более долгосрочной перспективе. Параллельно предпринят и ряд спорных мер, которые, напротив, не вяжутся с заявленным государством курсом на развитие предпринимательства [7].

Далее следует разобрать наиболее значимые, как позитивные, так и негативные, изменения, которые затрагивают малый и средний бизнес. В основном они касаются самых актуальных и проблемных для данной категории предприятий сфер: государственный контроль и надзор, налоговая нагрузка, административная и уголовная ответственность.

К положительным инициативам можно отнести следующие.

1. Государственный контроль и надзор.

Одной из наиболее многообещающих перспектив является трехлетний мораторий на проведение плановых проверок. Несмотря на то что представители бизнеса рассчитывали на подобные поблажки уже в 2015 г., необходимые изменения в законодательство, согласно поручению Президента РФ Владимира Путина, вступают в силу только с 1 января 2016 г. Запрет на проведение плановых проверок коснется малых предприятий, которые по итогам предшествующих трех лет не имели существенных нарушений законодательства.

С этого же момента должна начать действовать новая система государственного и муниципального контроля (надзора), основанная на системе оценки рисков. Иными словами, чем потенциально опаснее вид деятельности, осуществляемый предприятием, тем чаще будут проводиться проверки, и наоборот. В Госдуму РФ внесен законопроект, который заменит действующий сейчас Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Также с 1 января 2016 г. постепенно заработает Единый реестр проверок. Он будет размещаться на специализированном сайте в Интернете и призван исключить проведение необоснованных мероприятий по контролю, обеспечить более четкий надзор за их количеством и качеством со стороны Генеральной прокуратуры РФ.

Каждой проверке планируется присваивать индивидуальный учетный номер, в реестре также будет содержаться информация о проверяемых

предприятиях, предмете и основаниях мероприятий по контролю, сроках их проведения и результатах, принятых мерах, обжаловании решений, действий (бездействий) соответствующих органов и должностных лиц (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 511-ФЗ) [8].

2. Налоговые послабления.

Субъектами РФ в 2015-2020 гг. могут приниматься законы о налоговых каникулах для индивидуальных предпринимателей. Главное условие их предоставления - переход в течение двух лет после вступления в силу таких законов на УСН или патентную систему налогообложения. Ставка по данным налогам составит 0% на два налоговых периода со дня регистрации предпринимателя (Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [9]).

Основной проблемой применительно к данной мере поддержки является тот факт, что решение о введении налоговых каникул отдается на откуп регионам, далеко не все из которых решатся применять эту льготу, так как это влечет потерю доходов региональных и муниципальных бюджетов. Правда, Правительство РФ планирует заинтересовать органы местного самоуправления в поддержке малого и среднего бизнеса. Минфин России разработал меры, направленные на увеличение доли отчислений в муниципальные бюджеты по всем налоговым поступлениям, уплачиваемым малым и средним бизнесом (по прогнозам, прирост может составить до 75%).

Еще один недостаток налоговых каникул состоит в том, что воспользоваться ими смогут только индивидуальные предприниматели, работающие в научной, производственной или социальной сфере (это около 15% от их общего числа). Юридические лица, даже если они являются малыми предприятиями, пока под налоговые каникулы не подпадают вовсе.

Законом № 477-ФЗ продлен период для оплаты стоимости патента. Так, если он получен на срок до шести месяцев, то налог в полной сумме может быть уплачен не позднее срока окончания действия патента (прежде - не позднее 25 дней после начала действия патента). В случаях, когда патент выдан на срок от шести месяцев до года, 1/3 суммы налога уплачивается через 90 дней после начала действия патента (прежде - через 25 дней). Остальные 2/3 уплачиваются не позднее срока окончания действия патента (прежде - не позднее чем за 30 дней до окончания действия патента).

Кроме того, Президент РФ дал поручение правительству обеспечить в период с 2015 по

2018 гг. неизменность условий налогообложения и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, установленные до 1 января 2015 г. Однако сложность заключается в том, что речь идет только об условиях, установленных федеральным законодательством, а это значит, что субъекты РФ по своей инициативе и в рамках полномочий, предоставленных им НК РФ, налоговую нагрузку увеличивать смогут практически беспрепятственно.

3. Пониженные административные штрафы.

С 11 января 2015 г. судьи, должностные лица

и органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, вправе назначать штрафы для юридических лиц и должностных лиц ниже низшего предела, предусмотренного статьями КоАП РФ (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 515-ФЗ) [10]. Данная норма может применяться при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к ответственности юридического или должностного лица.

Уменьшаться могут только штрафы, которые составляют не менее 100 тыс. руб. для организаций и не менее 50 тыс. руб. для должностных лиц. Однако итоговый штраф не может быть меньше половины минимального штрафа, предусмотренного для таких лиц соответствующей частью и статьей КоАП РФ [11].

Таким образом, теперь законодательство дает возможность судам и контролирующим органам снизить избыточное административное давление на предпринимателей, что актуально особенно в период экономического кризиса. Станут ли административные органы утруждаться оценкой степени исключительности обстоятельств дела и имущественного положения малых и средних предприятий - покажет практика.

4. Расширение доступа малых предприятий к закупкам госкомпаний.

В 2016 г. малые предприятия также получат полноценный доступ к закупкам субъектов естественных монополий, госкомпаний, госкорпораций и организаций с государственным участием, которые проводятся в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В отличие от заказов, размещаемых государственными и муниципальными органами, ранее соответствующие процедуры детально отрегулированы не были. Теперь же этому посвящено отдельное постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях

участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства должен составлять не менее 18% годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, и не менее 10% по результатам закупок, участниками которых были только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Если Правительство РФ будет придерживаться своей же собственной «дорожной карты» по расширению доступа субъектов малого и среднего бизнеса к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, то к 2018 г. доля таких закупок будет увеличена с 18 до 25%.

Рассмотрим негативные инициативы.

1.Увеличение штрафов за несоблюдение санитарных правил и нарушение прав потребителей.

В 2016 год малый и средний бизнес также вошел в условиях увеличенных штрафов за нарушение санитарных норм при оказании услуг общественного питания. Согласно данным Рос-стата, микро- и малые предприятия составляют 75% от общего числа хозяйствующих субъектов, работающих в данной сфере деятельности (на средние предприятия приходится всего 0,2%) [12].

Штрафы теперь составят для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 5 до 10 тыс. руб, а для юридических лиц - от 30 до 50 тыс. руб. (ранее было от 2 до 3 тыс. и от 20 до 30 тыс. соответственно). По-прежнему может применяться административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 436-Ф3) [13].

Кроме того, «драконовские» штрафы не обошли стороной различные нарушения законодательства о защите прав потребителей (ст. 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 КоАП РФ) [14]. Это касается подавляющего большинства малых и средних предприятий, так как, по данным Минэкономразвития России, почти 40% из них заняты в торговле и еще 35% - в предоставлении услуг.

Размеры штрафов по большинству составов достигают для индивидуальных предпринимателей 150 тыс. руб., а для юридических лиц -300 тыс. руб. (за некоторые повторные нарушения - и 500 тыс. и 1 млн руб. соответственно).

2. Ужесточение ответственности за мошенничество.

С 12 июня 2015 г. утратила силу ст. 159.4 УК РФ, в связи с этим ужесточена уголовная

ответственность за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Конституционный суд РФ признал данную норму не соответствующей Конституции РФ, так как она предусматривала для бизнесменов существенно более мягкое наказание по сравнению с общим составом мошенничества, предусмотренным ст. 159 УК РФ (Постановление кС РФ от 11 декабря 2014 г. № 32-П) [15].

С одной стороны, по мнению КС РФ, конкретизация уголовной ответственности за мошенничество с учетом интересов предпринимателей сама по себе не противоречит Конституции РФ, однако, нарушая принцип равенства, позволяет назначать разное наказание за сходные акты мошенничества в особо крупном размере.

3. Отменяется преимущественное право выкупа арендуемых помещений для отдельных категорий малого и среднего бизнеса.

До 1 июля 2018 г. малые и средние предприятия имеют право приобрести такие помещения без конкурсов или аукционов, если они арендуют их по состоянию на 1 июля 2015 г. более двух лет, не имеют задолженности по арендной плате и если сами помещения не предназначены исключительно для передачи в аренду. Для этого предпринимателям необходимо направить заявление в уполномоченный орган власти субъекта РФ. Тем не менее, не исключено, что в условиях кризиса срок действия закона будет продлен, как это уже неоднократно происходило.

4. Усиление налоговой нагрузки.

До принятия закона о налоговых каникулах и решения о фиксации налоговых условий на 2015-2018 гг. государство успело и некоторым образом увеличить финансовую нагрузку, и снова прежде всего на малый и средний бизнес. Основных поводов для недовольства предпринимателей в этом плане два.

Во-первых, предприниматели были освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Но появилась обязанность организаций (которые применяют УСН или ЕНВД) уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, облагаемой налогом исходя из кадастровой стоимости. Изменения были внесены в ст. 346.11 Налогового кодекса РФ, для плательщиков УСН вступили с 1 января 2015 г., ЕНВД - еще в третьем квартале 2014 г. (Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ) [16].

Речь идет о таком имуществе организаций, как торговые центры и помещения в них, нежилые помещения, где соответственно размещаются офисы, торговые объекты, объекты общественного питания, бытового обслуживания (ст. 378.2 НК РФ). Как и прежде, субъекты РФ мо-

гут сами определять ставки налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы. В Саратовской области принят законопроект, который устанавливает налоговую ставку в 1% от кадастровой стоимости имущества предприятия. Размер отчисления снижен вдвое. Кроме того, не будет учитываться площадь, занимаемая помещениями для нужд персонала. Была учтена общая экономическая ситуация, в частности, на рынке коммерческой недвижимости. Принятие поправки позволит уменьшить налоговую нагрузку на бизнес и более справедливо распределить налоговое бремя в зависимости от рыночной стоимости недвижимого имущества. Начало действия законопроекта - 1 января 2016 г.

Во-вторых, в городах федерального значения для организаций и индивидуальных предпринимателей был введен торговый сбор (Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ). Он касается торговли через объекты стационарной торговой сети, как не имеющие торговых залов (кроме автозаправок), так и имеющие их, торговли через объекты нестационарной и стационарной торговой сети, торговли путем отпуска товаров со склада. Иными словами - снова преимущественно малого бизнеса.

Результаты

Таким образом, политика государства в отношении малого бизнеса носит несистемный характер. Зачастую принимаемые решения противоречат друг другу и сводят все усилия к нулю, если не к минусу, как в случае со страховыми взносами для индивидуальных предпринимателей в 2013 г. Кроме того, часть решений в течение года-двух применения просто «откатывается» назад (порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, статья о мошенничестве в предпринимательской сфере).

Считаем важной необходимостью в целях поддержки малого предпринимательства интегрирование усилий всевозможных структур: банков, финансово-кредитных групп, органов власти, органов местного самоуправления, фондов поддержки малого предпринимательства. За последние пару лет практически все наиболее глобальные инициативы бизнес-сообщества (налоговые каникулы, экономическая амнистия, надзорные каникулы) все-таки были государством поддержаны и реализованы, конечно, не на 100%. Это позволяет говорить о некотором прогрессе в отношениях власти с бизнес-сообществом. Ведь уровень развития нашей экономики в будущем будет напрямую зависеть именно от уровня развития сферы предпринимательства.

Список литературы

1. Гишкаева Л. Л. Значение и развитие структур среднего и малого предпринимательства в экономике России // Проблемы современной экономики. 2013. № (46). С.146-149.

2. Кулик Н. А., Онищенко Л. Г. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Сибирский торгово-экономический журнал. 2010. № 11. С. 28-36.

3. Налогообложение малого бизнеса в условиях глобального рынка : Москва и мегаполисы мира. URL: http://www.pwc.ru/ru_RU/ru/private-companies/ (дата обращения: 10.11.2014).

4. Предпринимательство : учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 581 с.

5. Устинова Н. Г. Влияние институциональных факторов на инновационную составляющую экономики // Вестн. СГСЭУ. 2015. № 5. С. 14-19.

6. Меджидов А. И. Анализ основных показателей и оценка параметров развития инновационного предпринимательства в России // Вопр. инновационной экономики. 2011. № 3. С. 3-18.

7. Малый бизнес. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

8. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» : федер. закон от 31.12.2014 № 511-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : федер.закон от 31.12.2014 № 515-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Малый и средний бизнес: основные изменения и перспективы на 2015 год. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

12. Финансы // Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL:http://www.gks.ru (дата обращения: 10.11.2014).

13. О внесении изменения в статью 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 22.12.2014 № 436-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

15. По делу о проверке конституционности положений статьи 159.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Салехардского городского

суда Ямало-Ненецкого автономного округа : постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.2014 № 32-П.Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс». 16. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ (ред. от 24.11.2014). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

The State Support of Small Business: Myth or Reality?

T. V. Romashkin

Saratov State University,

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia

E-mail: timurrom@yandex.ru

А. А. Fimushkina

Saratov State University,

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia

E-mail: anastasiafimyshkina@gmail.com

Introduction. Small business development has become one of the priorities of the economic policy of the country. This article led to the location and role of small business in today's economy. Theoretical analysis. Small business is the locomotive of the economy of the country, it is a great force. Periodically creates favorable conditions for the prosperity of small businesses. The problem of building up this sector of the economy raised the authorities at all levels of management, and therefore reflected the changing regulatory framework. The purpose of the article is a study of the principles and methods of the State support of small business in Russia. Article is based on a dialectic-materialistic method, which includes historical and logical methods of cognition, the method of ascent from the abstract to the concrete. Results. Specifics and particularly significant problems of small business. Investigated the institutional aspects and the mechanism of realization of the State support of small business development. Main findings enrich the theory of government regulation of small business development and allow you to generate effective tools for implementing a system of State support for small entrepreneurship with a view to sustainable development. Key words: small business, state, individual entrepreneur, tax burden, fraud, microfinance.

References

1. Gishkaeva L. L. Znachenie i razvitie struktur srednego i malogo predprinimatel'stva v ekonomike Rossii [Value and development of structures of small and medium entrepreneurship in the economy of Russia]. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of modern economy], 2013, no. 2 (46), рр.146-149.

2. Kulik N. A., Onishchenko L. G. Gosudarstvennaya pod-derzhka malogo biznesa v Rossii [State support for small business in Russia].Sibirskii torgovo-ekonomicheskii zhurnal [Siberian Commerce and Economic Journal], 2010, no. 11, pp. 28-36.

3. Nalogooblozhenie malogo biznesa v usloviyakh glo-bal'nogo rynka: Moskva i megapolisy mira (Taxation of

small businesses in the global market: Moscow and cities of the world). Available at: http://www.pwc.ru/ru_RU/ru/ private-companies/ (accessed 10 November 2014).

4. Predprinimatelstvo: uchebnik dlia vuzov [Entrepreneur-ship. Textbook for universities. 3rd ed., rev. and add. Ed. by V. Ya. Gorfinkel, G. B. Polyak, V. A. Shvandar]. Moscow, UNITY-DANA, 2009. 581 p.

5. Ustinova N. G.Vliyanie institutsional'nykh faktorov na innovatsionnuyu sostavlyayuschuyu ekonomiki [The impact of institutional factors on the innovative component of the economy]. Vestnik SGSEU [Vestnik of Saratov State Socio-Economic University], 2015, no. 5, pp. 14-19.

6. Majidov A. I. Analiz osnovnykh pokazatelei i otsenka parametrov razvitiia innovatsionnogo predprinimatel'stva v Rossii [Analysis of key indicators and evaluation parameters of development of innovative business in Russia]. Voprosy innovatsionnoi ekonomiki [Questions of the innovation economy], 2011, no. 3, pp. 3-18.

7. Malyi biznes (Malyi biznes). ATP «Garant» [electronic resource].

8. Ovnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «O zashchite prav iuridicheskikh lits i individual'nykh predprini-matelei pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolia (nadzora) i munitsipal'nogo kontrolia»: federal'nyi zakon ot 31.12.2014 № 511-FZ (On Amendments to the Federal Law «On protection of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control (supervision) and municipal control». Federal law of 31.12.2014 № 511-FZ). ATP «Consultant» [electronic resource].

9. O vnesenii izmenenii v chast' vtoruiu Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 29.12.2014 № 477-FZ (On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation. Federal law of 29.12.2014 № 477-FZ). ATP «Consultant» [electronic resource].

10. O vnesenii izmenenii v stat'iu 4.1 Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniiakh: federal'nyi zakon ot 31.12.2014 № 515-FZ (On Amendments to Article 4.1 of the Code of Administrative Offences. Federal law of 31.12.2014 № 515-FZ). ATP «Consultant» [electronic resource].

11. Malyi i srednii biznes: osnovnye izmeneniia i perspektivy na 2015 god (Small and medium business: major changes and the prospects for 2015). ATP «Garant» [electronic resource].

12. Finansy (Finance). Federal'naia sluzhba gosudarst-vennoi statistiki (Federal state statistics service. Site). Available at: http://www.gks.ru (accessed 10 November 2014).

13. O vnesenii izmeneniia v stat'iu 6.6 Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniiakh: federal'nyi zakon ot 22.12.2014 № 436-FZ (On Amendments to Article 6.6 of the Code of Administrative Offences. Federal law of 22.12.2014 № 436-FZ). ATP «Garant» [electronic resource].

14. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniiakh ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot

30.12.2015) (s izm. i dop., vstup. v silu s 15.01.2016) (The Code of Administrative Violations of 30.12.2001 № 195-FZ (an edition of 12.30.2015) (rev. and ext., joined in force from 01.15.2016)). ATP «Consultant» [electronic resource].

15. Po delu o proverke konstitutsionnosti polozhenii stat'i 159.4 Ugolovnogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii v sviazi s zaprosom Salekhardskogo gorodskogo suda Iamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga: postanovle-nie Konstitutsionnogo Suda RF ot 11.12.2014 № 32-P (On the case on the constitutionality of provisions of Article 159.4 of the Criminal Code of the Russian Federation in connection with the request of the City Court

of Salekhard of Yamalo-Nenets Autonomous District. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 11.12.2014 № 32-P). ATP «Consultant» [electronic resource].

16. O vnesenii izmenenii v chasti pervuiu i vtoruiu Nalo-govogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 02.04.2014 № 52-FZ (red. ot 24.11.2014) (On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation. Federal law of 02.04.2014 № 52-FZ (an edition of 11.24.2014). ATP «Consultant» [electronic resource].

УДК 004.33

РЫНОК КРЕДИТОВАНИЯ СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПОТЕНЦИАЛ РОСТА

В. Ю. Макаров

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и налогообложения, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Саратов

E-mail: vumakarov1962@yandex.ru

Введение. При современном состоянии отечественной экономики, когда налицо устойчивое проявление стагфля-ционных процессов, неизбежно приходится сталкиваться с проблемами в области кредитования и состояния банковской системы. В то же время именно от реального положения в этих сферах финансовой деятельности в значительной степени зависят перспективы и потенциал экономического роста. Следовательно, изучение условий, в которых происходит эта деятельность, и поиск резервов укрепления позиций банков на рынке выступают сегодня актуальными задачами. Теоретический анализ. Факты свидетельствуют о том, что темпы развития микрофинансового сектора кредитования значительно превышают соответствующие темпы, характеризующие нашу банковскую систему, находящуюся фактически в состоянии спада. Несмотря на лидирующие позиции указанного сектора, налицо пересечение области деятельности микрофинансовых организаций и банков в потребительском кредитовании, что предопределяет необходимость изучения предложения продуктов этих организаций в сфере микрокредита. Результаты. Исследование выявило наличие конкурентных преимуществ банковской системы в области микропотребкредитования и имеющегося вследствие этого потенциала увеличения объемов кредитования физических лиц со стороны банковского сектора, что при реализации указанных преимуществ на практике позволит улучшить прогнозы и перспективы его развития. Выводы. В перечень мер по выведению банковской системы из застойного и предкризисного состояния необходимо включить мероприятия по информированию потенциальных заемщиков о конкурентных преимуществах банковских продуктов, что должно привести к увеличению притока клиентов за кредитами в банки, а значит,

к улучшению финансового состояния последних, при условии соблюдения грамотной кредитной политики. Ключевые слова: кредит, микрофинансирование, банки, потребительское кредитование.

йС!: 10.18500/1994-2540-2016-16-2-144-148

Введение

При современном состоянии отечественной экономики, когда налицо устойчивое проявление стагфляционных процессов, неизбежно приходится сталкиваться с проблемами в области кредитования и состояния банковской системы. В то же время именно от реального положения в этих сферах финансовой деятельности в значительной степени зависят перспективы и потенциал экономического роста. Следовательно, изучение условий, в которых происходит эта деятельность, и поиск резервов укрепления позиций банков на рынке выступают сегодня актуальными задачами.

Восстановление банковского сектора экономики после затяжных явлений кризисного характера играет исключительно важную, во многом определяющую роль для поступательного экономического роста и развития потребительского рынка. Такое восстановление будет происходить в сложных условиях нарастающей конкуренции и охватывать различные направ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.