Научная статья на тему 'Анализ основных источников правового регулирования отношений государства и Русской православной церкви в советский период'

Анализ основных источников правового регулирования отношений государства и Русской православной церкви в советский период Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
531
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовое регулирование / Русская православная церковь / советское государство / взаимоотношения / legal regulation / Russian Orthodox Church / Soviet state / the relationship

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванченко Светлана Валерьевна

Дается характеристика нормативным правовым актам советского периода, регулирующим правоотношения в сфере религии во взаимосвязи с историческими событиями. Проводится анализ динамики изменения правовых актов одновременно с изменениями восприятия роли Русской православной церкви (РПЦ) в жизни общества и российского государства в советский период. Обосновывается вывод, что нормативно-правовое регулирование деятельности РПЦ во второй половине ХХ века отражает процесс формирования между государством и РПЦ отношений, основанных на принципах независимости и сотрудничества, гарантирующих дальнейшее равноправное государственно-церковное партнерство при сохранении конституционно закрепленного светского характера российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MAIN SOURCES OF LEGAL REGULATION OF RELATIONS BETWEEN THE STATE AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH DURING THE SOVIET PERIOD

The characteristic of normative legal acts of the Soviet period regulating legal relations in the sphere of religion relating to historical events is given. The analysis of changes in legal acts and perception of the role of the Russian Orthodox Church (ROC) in the life of society and the Russian state in the Soviet period is being analyzed. The conclusion is justified that the legal regulation of the ROC in the second half of the twentieth century reflects the process of formation between the state and the ROC of relations based on the principles of independence and cooperation. These principles guaranteed a further equal state-church partnership while preserving the constitutionally fixed secular nature of the Russian state.

Текст научной работы на тему «Анализ основных источников правового регулирования отношений государства и Русской православной церкви в советский период»

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2017. Т. 8. № 1 -3

4 - OPEN ACCESS - в открытом доступе на сайте sovnauka.com

Юридические науки

УДК 342

Научная специальность 12.00.01 — Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

С. В. Иванчеко*

Аннотация. Дается характеристика нормативным правовым актам советского периода, регулирующим правоотношения в сфере религии во взаимосвязи с историческими событиями. Проводится анализ динамики изменения правовых актов одновременно с изменениями восприятия роли Русской православной церкви (РПЦ) в жизни общества и российского государства в советский период. Обосновывается вывод, что нормативно-правовое регулирование деятельности РПЦ во второй половине ХХ века отражает процесс формирования между государством и РПЦ отношений, основанных на принципах независимости и сотрудничества, гарантирующих дальнейшее равноправное государственно-церковное партнерство при сохранении конституционно закрепленного светского характера российского государства.

Ключевые слова: правовое регулирование, Русская православная церковь, советское государство, взаимоотношения.

ANALYSIS OF THE MAIN SOURCES OF LEGAL REGULATION OF RELATIONS BETWEEN THE STATE AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH DURING THE SOVIET PERIOD

S.V. Ivanchenko*

Abstract. The characteristic of normative legal acts of the Soviet period regulating legal relations in the sphere of religion relating to historical events is given. The analysis of changes in legal acts and perception of the role of the Russian Orthodox Church (ROC) in the life of society and the Russian state in the Soviet period is being analyzed. The conclusion is justified that the legal regulation of the ROC in the second half of the twentieth century reflects the process of formation between the state and the ROC of relations based on the principles of independence and cooperation. These principles guaranteed a further equal state-church partnership while preserving the constitutionally fixed secular nature of the Russian state.

Keywords: legal regulation, Russian Orthodox Church, Soviet state, the relationship.

Развитие отношений между государством и Русской православной церковью сегодня выходят на качественно новый уровень. Важнейшим аспектом формирования гражданского общества и правового государства выступает совершенствования правового регулирования взаимоотношений между государством и РПЦ.

Государство при формировании национальной идеи и современной идеологии апеллирует к традиционным православным ценностям, наделяя церковь инструментами влияния на общественное сознание [1, с. 211]. Со своей стороны, РПЦ является партнером государства в сфере социального строительства, тогда как государство уделяет внимание правовой поддержке взаимоотношений с церковью.

На практике осуществление и развитие этой области права требует исследования опыта государственно-церковного сотрудничества в различных периодах российской истории. Определенный научный интерес прослеживается именно в советский период, когда были сформированы правовые основы светской жизни, осуществляется принцип отделения церкви от государства и шко-

лы от церкви. Исследование такого опыта взаимоотношений церкви и государства может стать основой для совершенствования законодательства в этой сфере и позволит сформировать эффективные взаимоотношения, основанные на равноправном партнерстве. В то же время, это позволит проанализировать ряд ошибок, допущенных в прошлом, как в целом во взаимодействии РПЦ и государства, так и государственного аппарата с РПЦ.

Упорядочение отношений между государством и РПЦ означает классификацию их типов и форм, сформированных в российской истории. Мы выделяем несколько типов и форм отношений между государством и РПЦ в силу исторических и правовых реалий.

В начале становления российской государственности и формирования централизованного государства в церкви доминировало самоопределение. Оно было признано высокой степенью автономии организации церкви от светского государства, а также присутствием законного церковного иммунитета. Церковь выступала как источник легитимности государственной власти, вырабатывала критерии, по которым государство имело право на

* Иванченко Светлана Валерьевна,

преподаватель, кандидат юридических наук

ГБПОУ г. Москвы Колледж полиции

Контакты: ул. Фабрициуса, д. 26, Москва, Россия, 125363

E-mail: luchen-00@mail.ru

* Svetlana V. Ivanchenko,

Lecturer, Candidate of Juridical Sciences Moscow Police College

Contacts: ul. Fabritsiusa, d. 26, Moscow, Russia, 125363 E-mail: luchen-00@mail.ru

doi 10.24411/2079-4401 -2017-10001

modern science. 2017;8(1-3)

в открытом доступе на сайте sovnauka.com

n3

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2017. Т. 8. № 1-3

ACCESS - ^

Юридические науки

осуществление власти. Затем церковная власть имела широкие полномочия в сфере правового регулирования семейных отношений, решала проблемы наследия и т.д.

Со второй половины XVI века наблюдается определенное притеснение прав церкви со стороны государства [2, с. 14], что привело к формированию предпосылок установления нового типа отношений государства и церкви, характеризующиеся различными зависимостями РПЦ: подвластность, подчиненность и подневольность.

Идеи совести и религиозной свободы, которые стали основополагающими для советских взаимоотношений церкви и государства, являются эволюционным источником опыта, основанном на правовой либерализации религиозной политики российского государства.

К 1857 г. Свод законов Российской империи законодательно утвердил принцип религиозной терпимости, когда доминирующая роль РПЦ была пересмотрена, позволив «свободное исповедание» веры. Русская православная церковь была поставлена в рамки «вынужденного согласия», однако с условием, что законодательно будет присутствовать запрет на миссионерскую деятельность прочих религий [3].

В начале XX в. происходит расцвет революционных движений, реализация которых усилит негативное отношение к РПЦ. Вектор взаимоотношений церкви и государства в последующем основывается на принципе компромисса и идет в начале развития нормативно-правовой базы для свободы совести и религиозной свободы.

Февральская революция 1917 г. принесла радикальные изменения в правовую конструкцию отношений между РПЦ и государством. Временное правительство в своих постановлениях «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» от 20 марта 1917 г. и «О свободе совести» от 14 июля 1917 г., утвердило равенство граждан в экономической, социальной и политической сферах независимо от их вероисповедания. На заседании Поместного Собора 2 декабря 1917 г. был принят акт «О правовом положении Российской православной церкви», который предлагал перейти к комбинационному типу взаимоотношений с государством, основанных на принципе равноправия. Но государственная власть в ответ в декрете «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. узаконила разрыв многовековой связи между государством и РПЦ, в результате чего церковь лишилась возможности идеологического воздействия. Кроме того, этот декрет фактически открыто установил формы наступления на церковь со стороны государства. В этой связи формируется подневольная форма зависимости церкви от государства, принципы реализации которой были окончательно утверждены в СССР.

С 1920-х гг. к вопросам взаимоотношений с РПЦ государство подходит лишь в рамках конкретной антирелигиозной концепции, принципы которой легли в основу атеистической идеологии. На основе отношений РПЦ и СССР дальнейшее развитие получает республиканское законодательство. Под видом реализации трудящимся реальной свободы совести вместо «свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды», закрепленной в Конституции РСФСР 1918 г., в Конституции РСФСР 1925 г. (в ред. от 18 мая 1929 г.) за всеми гражданами признавалась «свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды». Это привело к ущемлению юрисдикции религиозных организаций, запрету на церковные публикации и общественную деятельность священников.

Другим правовым актом, дополняющим декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» явилось постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», определившее правовую позицию религиозных организаций, права религиозных общин и прихожан, а также их обязанности пред государственной властью. Но практика реализации этого правового акта говорит о том, что полностью реализован он не был, и реализовывался только в части, не противоречащей официальной антирелигиозной партийной линии. Декларативный характер определил правовой статус церкви, который нашел свое практическое отражение в изъятии церковного имущества и закрытии храмов.

Разработанные в первой половине 1930-х гг. на более нижестоящем уровне нормативные акты содержали существенные ограничения правоспособности религиозных организаций. Постоянная комиссия по рассмотрению культовых вопросов при Президиуме ЦИК СССР, образованная в 1934 г., должна была обеспечить развитие государства по единообразному применению законодательства о религиозных организациях. В свете принятия конституционных норм в 1936 г. о равенстве правового статуса советских граждан изменений в правовом статусе РПЦ не последовало, так как эти конституционные нормы фактически не относились к православному духовенству. Окончательно оформившийся тоталитарный режим провозгласил подневольную форму зависимости Русской православной церкви от советской государственной власти.

Сочетание внутренних и внешних факторов, установившихся в 1940-х гг., явилось основой для формирования научных понятий толерантности, СССР по отношению к РПЦ. Исследователи старались научно обосновать новую идеологию, которая была направлена на нормализацию церковно-государственных отношений. Так, в работах Г.Г. Карпова [4, с. 23—28] прослеживается

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2017. Т. 8. № 1 -3 Юридические науки

OPEN ACCESS

в открытом доступе на сайте sovnauka.com

лояльность и патриотизм РПЦ в годы Великой отечественной войны, отмечается главенствующая роль советского государства в «реанимировании» централизованных начал Русской православной церкви.

Согласно постановлению СНК СССР от 17 апреля 1943 г. «О порядке учета и использования национального конфискованного и бесхозного имущества» религиозные товары передаются в религиозные общины бесплатно. Совет народных комиссаров 28 ноября 1943 г. принял постановление № 1325 «О порядке открытия церквей». Основой для этого правового акта стало то, что положительное или отрицательное решение об открытии церкви принимается на местном уровне под контролем Совета по делам Русской православной церкви. Таким образом, во время Великой Отечественной войны наблюдается недолгий переход церковной зависимости от подневольной формы к подвластной. Укрепление позиций РПЦ осуществляется в рамках неявной дозволенности под строгим контролем государственного аппарата.

В годы «оттепели» взаимоотношения между государством и РПЦ постепенно возвращаются к подневольной форме зависимости церкви от государства. В 1954 г. принимается постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистический пропаганде и мерах ее улучшения», которое стало правовым основанием трансформации правового статуса РПЦ [5, с. 363].

Сущность тех времен такова, что постановления ЦК КПСС, по сути, отменяют государственное регулирование. Так, на основе политических партийных решений, число храмов уменьшилось вдвое, священники отстранены от участия в хозяйственно-распорядительной деятельности своих храмов. Применимо к РПЦ государственная власть осуществила правовую стратегию, ко-

торая состоит из стремления изолировать РПЦ из жизни советского общества. Перспектива реализации такой стратегии подразумевала полную ликвидацию РПЦ как социального института на фоне декларативности прав РПЦ и иллюзии правовой защиты.

Кризисные тенденции советского государства характеризуют относительную нормализацию государственно-церковных отношений. Такие изменения в государственной идеологии способствуют образованию нового комбинационного типа отношений между государством и РПЦ. В 1975 г. законодательно был расширен круг полномочий РПЦ и признана правоспособность религиозных организаций. РПЦ обрела обновленный правовой статус юридического лица ограниченного типа.

Государство признает традиционные православные ценности в свете решения кризисных проблем масштабного характера. Правовое выражение эта тенденция нашла в Законе от 1 октября 1990 г. СССР «О свободе совести и религиозных организациях», в котором РПЦ получила полные права юридического лица, в том числе право на собственность, на участие в общественной жизни, защищать свои интересы в суде.

В заключение следует отметить, что вторая половина ХХ в. характеризуется противоречивыми тенденциями в отношениях между государством и РПЦ. Этот период отражает принцип декларативного закона на фоне сохранения прежнего правового статуса РПЦ при действительном отсутствии правовой защиты. В кризисный период и период последующего распада СССР был определен новый вектор развития взаимоотношений государства и РПЦ: в рамках либерализации идеологической системы начинается формирование правовых основ соработничества церкви и государства.

Литература/References

1. Вольтер О.В. Русская православная церковь как социальный институт и ее церковно-административные и иерархические элиты в современной России // Известия иркутского государственного университета. Серия: политология. Религиоведение. 2015. Т. 11. С. 211—218. [Vol'ter OV. Russian orthodox church as a social institution and its church-administrative and hierarchical elites in modern russia. Izvestiya irkutskogo gosudarstvennogo univer-siteta Seriya: politologiya Religiovedenie. 2015;(11):211. Russian].

2. Арсеньева Г.В. Государство и церковь во второй половине XVI — первой четверти XVIII вв. Исто-рико-правовое исследование: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. 14 c. [Arsen'eva GV. State and church in the second half of the XVI — first quarter of the XVIII centuries. Historical and legal research [PhD]. Saratov: Saratov State Academy of Law; 1999. 14 p. Russian].

3. Захарова Е.Г. К проблеме церковной и конфессиональной политики государства во второй половине XIX — начале XX века // Макарьевские чтения: материалы второй международной конференции (21 — 22 ноября 2003 г.). Горно-Алтайск: 2004. С.116. [Zakharova EG. On the problem of the church and religious policy of the state in the second half of XIX — early XX century. In: Makaryevsky readings: materials of the second international conference; 2014 21-22 Nov. 2013; Gorno-Altaysk. Gorno-Altaysk: 2014. p. 116. Russian].

4. Карпов Г.Г. О Русской Православной Церкви в Советском Союзе. М., 1946. [Karpov GG. About the Russian Orthodox Church in the Soviet Union. Moscow; 1946. Russian].

5. ЦыпинВ. История русской Церкви. 1917—1997. История русской Церкви. Кн. IX. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1998. [Tsypin V. History of the Russian Church. 1917—1997. History of the Russian Church. Book IX. Moscow: Izdatel'stvo Spaso-Preobrazhenskogo Valaamskogo monastyrya; 1998. Russian].

© Иванчеко С.В./Ivanchenko S.V., 2017. Это произведение распространяется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. [This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License].

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.